Какое расширение у makefile в linux

Обновлено: 07.07.2024

Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).

Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом 'пережитке прошлого' (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.

Make- основные сведения

make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:

1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).

В общем виде синтаксис makefile можно представить так:

То есть, правило make это ответы на три вопроса:


Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:

Простейший Makefile

Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:


Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:


Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — «hello», реквизита — «main.c», и команды — «gcc -o hello main.c». Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:

Компиляция из множества исходников

Предположим, что у нас имеется программа, состоящая из 2 файлов:
main.c

Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:


Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.

Инкрементная компиляция

Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.

Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:


Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.

После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.

Фиктивные цели

На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:


Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:

  • all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать.
  • clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции.
  • install — произвести инсталляцию
  • uninstall — и деинсталляцию соответственно.


Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.

Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:


Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.

Переменные

Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don't repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:


Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:


Так мы определили список исходных файлов. Для использования значения переменной ее следует разименовать при помощи конструкции $(<VAR_NAME>); например так:


Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.


Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.

Автоматические переменные

Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам:

  • $@ Имя цели обрабатываемого правила
  • $< Имя первой зависимости обрабатываемого правила
  • $^ Список всех зависимостей обрабатываемого правила

Заключение

В этой статье я попытался подробно объяснить основы написания и работы мэйкфайлов. Надеюсь, что она поможет вам приобрести понимание сути make и в кратчайшие сроки освоить этот провереный временем инструмент.

Программы, которые поддерживают MAKEFILE расширение файла

Ниже вы найдете указатель программ, которые можно использовать для открытия файлов MAKEFILE, разделенных на категории 3 в соответствии с поддерживаемой системной платформой. Файлы с суффиксом MAKEFILE могут быть скопированы на любое мобильное устройство или системную платформу, но может быть невозможно открыть их должным образом в целевой системе.

Программы, обслуживающие файл MAKEFILE

Как открыть файл MAKEFILE?

Отсутствие возможности открывать файлы с расширением MAKEFILE может иметь различное происхождение. Что важно, все распространенные проблемы, связанные с файлами с расширением MAKEFILE, могут решать сами пользователи. Процесс быстрый и не требует участия ИТ-специалиста. Ниже приведен список рекомендаций, которые помогут вам выявить и решить проблемы, связанные с файлами.

Шаг 1. Получить GNU Make

Шаг 2. Убедитесь, что у вас установлена последняя версия GNU Make

Update software that support file extension MAKEFILE

Вы по-прежнему не можете получить доступ к файлам MAKEFILE, хотя GNU Make установлен в вашей системе? Убедитесь, что программное обеспечение обновлено. Разработчики программного обеспечения могут реализовать поддержку более современных форматов файлов в обновленных версиях своих продуктов. Причиной того, что GNU Make не может обрабатывать файлы с MAKEFILE, может быть то, что программное обеспечение устарело. Все форматы файлов, которые прекрасно обрабатывались предыдущими версиями данной программы, также должны быть открыты с помощью GNU Make.

Шаг 3. Настройте приложение по умолчанию для открытия MAKEFILE файлов на GNU Make

После установки GNU Make (самой последней версии) убедитесь, что он установлен в качестве приложения по умолчанию для открытия MAKEFILE файлов. Процесс связывания форматов файлов с приложением по умолчанию может отличаться в деталях в зависимости от платформы, но основная процедура очень похожа.

Associate software with MAKEFILE file on Windows

Изменить приложение по умолчанию в Windows

  • Щелкните правой кнопкой мыши на файле MAKEFILE и выберите « Открыть с помощью опцией».
  • Далее выберите опцию Выбрать другое приложение а затем с помощью Еще приложения откройте список доступных приложений.
  • Последний шаг - выбрать опцию Найти другое приложение на этом. указать путь к папке, в которой установлен GNU Make. Теперь осталось только подтвердить свой выбор, выбрав Всегда использовать это приложение для открытия MAKEFILE файлы и нажав ОК .

Изменить приложение по умолчанию в Mac OS

Шаг 4. Убедитесь, что файл MAKEFILE заполнен и не содержит ошибок

Если проблема по-прежнему возникает после выполнения шагов 1-3, проверьте, является ли файл MAKEFILE действительным. Отсутствие доступа к файлу может быть связано с различными проблемами.

Check MAKEFILE file for viruses

1. Проверьте MAKEFILE файл на наличие вирусов или вредоносных программ.

Если случится так, что MAKEFILE инфицирован вирусом, это может быть причиной, которая мешает вам получить к нему доступ. Сканируйте файл MAKEFILE и ваш компьютер на наличие вредоносных программ или вирусов. Если файл MAKEFILE действительно заражен, следуйте инструкциям ниже.

2. Убедитесь, что файл с расширением MAKEFILE завершен и не содержит ошибок

Если вы получили проблемный файл MAKEFILE от третьего лица, попросите его предоставить вам еще одну копию. Возможно, файл был ошибочно скопирован, а данные потеряли целостность, что исключает доступ к файлу. При загрузке файла с расширением MAKEFILE из Интернета может произойти ошибка, приводящая к неполному файлу. Попробуйте загрузить файл еще раз.

3. Проверьте, есть ли у пользователя, вошедшего в систему, права администратора.

Некоторые файлы требуют повышенных прав доступа для их открытия. Выйдите из своей текущей учетной записи и войдите в учетную запись с достаточными правами доступа. Затем откройте файл Makefile.

4. Проверьте, может ли ваша система обрабатывать GNU Make
5. Убедитесь, что ваша операционная система и драйверы обновлены

Последние версии программ и драйверов могут помочь вам решить проблемы с файлами Makefile и обеспечить безопасность вашего устройства и операционной системы. Возможно, что одно из доступных обновлений системы или драйверов может решить проблемы с файлами MAKEFILE, влияющими на более старые версии данного программного обеспечения.

Вы хотите помочь?

Если у Вас есть дополнительная информация о расширение файла MAKEFILE мы будем признательны, если Вы поделитесь ею с пользователями нашего сайта. Воспользуйтесь формуляром, находящимся здесь и отправьте нам свою информацию о файле MAKEFILE.

I routinely work on several different computers and several different operating systems, which are Mac OS X, Linux, or Solaris. For the project I'm working on, I pull my code from a remote git repository.

I like to be able to work on my projects regardless of which terminal I'm at. So far, I've found ways to get around the OS changes by changing the makefile every time I switch computers. However, this is tedious and causes a bunch of headaches.

How can I modify my makefile so that it detects which OS I'm using and modifies syntax accordingly?

Here is the makefile:


53k 52 52 gold badges 140 140 silver badges 191 191 bronze badges

13 Answers 13

There are many good answers here already, but I wanted to share a more complete example that both:

  • doesn't assume uname exists on Windows
  • also detects the processor

The CCFLAGS defined here aren't necessarily recommended or ideal; they're just what the project to which I was adding OS/CPU auto-detection happened to be using.

14.1k 5 5 gold badges 67 67 silver badges 70 70 bronze badges Would be nice if the make team add a couple of magic variables with os and arch, probably too much trouble. if , else and endif MUST NOT be indented (in my experiments). I also only got this to work outside of the target blocks 4,274 4 4 gold badges 23 23 silver badges 22 22 bronze badges The GnuWin32 project has both uname and Gnu make available as native Windows applications, making this technique portable to MingW at a command prompt as well as Cygwin on Windows. Note that if you put this inside a Maketarget it must not be indented.

Detect the operating system using two simple tricks:

  • First the environment variable OS
  • Then the uname command

Or a more safe way, if not on Windows and uname unavailable:

Ken Jackson proposes an interesting alternative if you want to distinguish Cygwin/MinGW/MSYS/Windows. See his answer that looks like that:

Then you can select the relevant stuff depending on detected_OS :

Notes:

Command uname is same as uname -s because option -s ( --kernel-name ) is the default. See why uname -s is better than uname -o .

The use of OS (instead of uname ) simplifies the identification algorithm. You can still use solely uname , but you have to deal with if/else blocks to check all MinGW, Cygwin, etc. variations.

The environment variable OS is always set to "Windows_NT" on different Windows versions (see %OS% environment variable on Wikipedia).

An alternative of OS is the environment variable MSVC (it checks the presence of MS Visual Studio, see example using Visual C++).

Below I provide a complete example using make and gcc to build a shared library: *.so or *.dll depending on the platform. The example is as simplest as possible to be more understandable.

To install make and gcc on Windows see Cygwin or MinGW.

My example is based on five files

Reminder: Makefile is indented using tabulation. Caution when copy-pasting below sample files.

The two Makefile files

1. lib/Makefile

2. app/Makefile

The source code

- lib/hello.h

- lib/hello.c

- app/main.c

The build

Fix the copy-paste of Makefile (replace leading spaces by one tabulation).

The make command is the same on both platforms. The given output is on Unix-like OSes:

The run

The application requires to know where is the shared library.

On Windows, a simple solution is to copy the library where the application is:

On Unix-like OSes, you can use the LD_LIBRARY_PATH environment variable:

Run the command on Windows:

Run the command on Unix-like OSes:


43.4k 26 26 gold badges 145 145 silver badges 185 185 bronze badges I appreciate your effort, but the main question was to detect the operating system. Your example only detects Linux and otherwise outright assumes Windows. Hi @Shahbaz. You are right, my answer does not give a different approach than the other answers. Moreover, my script assumes the platform is Windows when uname is not Linux. I give just an example you may not need, but this may help someone searching (on the web) a way to implement a Makefile for both platforms ;-) What should I change in my answer? Cheers

I was recently experimenting in order to answer this question I was asking myself. Here are my conclusions:

Since in Windows, you can't be sure that the uname command is available, you can use gcc -dumpmachine . This will display the compiler target.

There may be also a problem when using uname if you want to do some cross-compilation.

Here's a example list of possible output of gcc -dumpmachine :

  • mingw32
  • i686-pc-cygwin
  • x86_64-redhat-linux

You can check the result in the makefile like this:

It worked well for me, but I'm not sure it's a reliable way of getting the system type. At least it's reliable about MinGW and that's all I need since it does not require to have the uname command or MSYS package in Windows.

To sum up, uname gives you the system on which you're compiling, and gcc -dumpmachine gives you the system for which you are compiling.


29.1k 21 21 gold badges 97 97 silver badges 124 124 bronze badges @SebastianGodelet @MarcusJ An easy fix is $(shell $(CC) -dumpmachine) . As of OS X Sierra, the -dumpmachine command works on Clang.

The git makefile contains numerous examples of how to manage without autoconf/automake, yet still work on a multitude of unixy platforms.

60.7k 20 20 gold badges 135 135 silver badges 193 193 bronze badges It was. But on second thought, I think I like "Autostools" even better. :D Btw, who did you mean by "them"? The Git or Autotools people? :D

Update: I now consider this answer to be obsolete. I posted a new perfect solution further down.

If your makefile may be running on non-Cygwin Windows, uname may not be available. That's awkward, but this is a potential solution. You have to check for Cygwin first to rule it out, because it has WINDOWS in its PATH environment variable too.

That's the job that GNU's automake/autoconf are designed to solve. You might want to investigate them.

Alternatively you can set environment variables on your different platforms and make you Makefile conditional against them.

49.7k 8 8 gold badges 89 89 silver badges 134 134 bronze badges I strongly advise against using automake/autoconf. They are tedious to use, add a lot of overhead to your files, to your build time. They simply add complexity for usually very little effect (still no portability between systems). How many platforms do your makefiles support? automake and autoconf really come into their own when you want portability to many platforms.

I finally found the perfect solution that solves this problem for me.

The UNAME variable is set to Linux, Cygwin, MSYS, Windows, FreeBSD, NetBSD (or presumably Solaris, Darwin, OpenBSD, AIX, HP-UX), or Unknown. It can then be compared throughout the remainder of the Makefile to separate any OS-sensitive variables and commands.

The key is that Windows uses semicolons to separate paths in the PATH variable whereas everyone else uses colons. (It's possible to make a Linux directory with a ';' in the name and add it to PATH, which would break this, but who would do such a thing?) This seems to be the least risky method to detect native Windows because it doesn't need a shell call. The Cygwin and MSYS PATH use colons so uname is called for them.

Note that the OS environment variable can be used to detect Windows, but not to distinguish between Cygwin and native Windows. Testing for the echoing of quotes works, but it requires a shell call.

Unfortunately, Cygwin adds some version information to the output of uname, so I added the 'patsubst' calls to change it to just 'Cygwin'. Also, uname for MSYS actually has three possible outputs starting with MSYS or MINGW, but I use also patsubst to transform all to just 'MSYS'.

If it's important to distinguish between native Windows systems with and without some uname.exe on the path, this line can be used instead of the simple assignment:

Of course in all cases GNU make is required, or another make which supports the functions used.

Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.

Компилировать проект ручками — занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile — это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.

Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:

Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1

Программа make

Если запустить
make
то программа попытается найти файл с именем по умолчание Makefile в текущем каталоге и выполнить инструкции из него. Если в текущем каталоге есть несколько мейкфайлов, то можно указать на нужный вот таким образом:
make -f MyMakefile
Есть еще множество других параметров, нам пока не нужных. О них можно узнать в ман-странице.

Процесс сборки

Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.

Компиляция руками

Самый простой способ собрать программу:
g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Каждый раз набирать такое неудобно, поэтому будем автоматизировать.

Самый простой Мейкфайл

В нем должны быть такие части:

Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:

Обратите внимание, что строка с командой должна начинаться с табуляции! Сохраните это под именем Makefile-1 в каталоге с проектом и запустите сборку командой make -f Makefile-1
В первом примере цель называется all . Это цель по умолчанию для мейкфайла, которая будет выполняться, если никакая другая цель не указана явно. Также у этой цели в этом примере нет никаких зависимостей, так что make сразу приступает к выполнению нужной команды. А команда в свою очередь запускает компилятор.

Использование зависимостей

Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:

Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге

Теперь у цели all есть только зависимость, но нет команды. В этом случае make при вызове последовательно выполнит все указанные в файле зависимости этой цели.
Еще добавилась новая цель clean . Она традиционно используется для быстрой очистки всех результатов сборки проекта. Очистка запускается так: make -f Makefile-2 clean

Использование переменных и комментариев

Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.

Это Makefile-3
Переменные — очень удобная штука. Для их использования надо просто присвоить им значение до момента их использования. После этого можно подставлять их значение в нужное место вот таким способом: $(VAR)

Что делать дальше

После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:

Читайте также: