Командная оболочка windows это

Обновлено: 03.07.2024

В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows, а именно:

  • Понятие командной строки;
  • Справочник по командам командной оболочки;
  • Последовательность событий при выполнение команды;
  • Создание сценариев командной строки;
  • Управление отображением текста и команд;
  • Команды для изучение системной информации;
  • Команды для использования реестра;
  • Управление системными службами;
  • Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
  • Управление приложениями и процессами из командной строки.

Понятие командной строки

Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.

Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.

С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.

Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%\System32.

Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.

Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:

Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)

Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:

Командная оболочка — весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.

Последовательность событий при выполнение команды

В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:

Создание сценариев командной строки

Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением .bat или .cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:

Управление отображением текста и команд

Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing).

Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:

Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:

Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.

Изучение системной информации

Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:

Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла — полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак ? заменяет один символ, а знак * — группу символов, например data. txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С:\ и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.

Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:

Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.

Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.

Команды для использования реестра

Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys) и параметрах (values) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.

Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:

Управление системными службами

Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command) SC, имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:

Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:

Перезагрузка и выключение систем из командной строки

Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов — использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы — назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.

Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.

Выключение локальной системы:

Перезагрузка локальной системы:

Управление приложениями, процессами и производительностью

Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:

Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.

Использование нескольких команд и символов условной обработки

Можно выполнять несколько команд из одной командной строки или сценария с помощью сиволов условной обработки. При использовании нескольких команд, содержащих символы условной обработки, выполнение команд, стоящих справа от символа условной обработки, будет проводиться в зависимости от результатов выполнения команды, стоящей слева от символа. Например, требуется, чтобы команда выполнялась, только если предыдущая команда не была выполнена успешно. Или требуется, чтобы команда выполнялась, только если предыдущая команда была выполнена успешно.

Для передачи нескольких команд можно использовать специальные символы, перечисленные в следующей таблице.

Символ Синтаксис Определение
& [. ] команда1 & команда2 Используется для разделения нескольких команд в одной командной строке. В Cmd.exe выполняется первая команда, затем вторая команда.
&& [. ] команда1 && команда2 Запускает команду, стоящую за символом &&, только если команда, стоящая перед этим символом была выполнена успешно. В Cmd.exe выполняется первая команда. Вторая команда выполняется, только если первая была выполнена успешно.
|| [. ] команда1 || команда2 Запускает команду, стоящую за символом ||, только если команда, стоящая перед символом || не была выполнена. В Cmd.exe выполняется первая команда. Вторая команда выполняется, только если первая не была выполнена (полученный код ошибки превышает ноль).
( ) [. ] (команда1 & команда2) Используется для группировки или вложения команд.
; или , команда1 параметр1;параметр2 Используется для разделения параметров команды.

  • Амперсанд (&), вертикальная черта (|) и скобки ( ) являются специальными символами, которым должен предшествовать управляющий символ (^) или кавычки, если эти символы передаются в качестве аргументов.
  • Если команда завершает операцию успешно, возвращается нулевой (0) код ошибки или не возвращается никакого кода.

Вложенные командные оболочки

Имеется возможность вкладывать командные оболочки в Cmd.exe, открывая новый экземпляр Cmd.exe из командной строки. По умолчанию каждый экземпляр Cmd.exe наследует среду своего родительского приложения Cmd.exe. Вложение экземпляров Cmd.exe позволяет вносить в локальную среду изменения, которые не повлияют на родительское приложение Cmd.exe. Это позволяет сохранять исходную среду Cmd.exe и возвращаться к ней после удаления вложенной командной оболочки. Изменения вложенной командной оболочки не сохраняются.

Чтобы создать вложенную командную оболочку, в командной строке введите:

Microsoft (R) Windows XP (TM)
(C) Copyright 1985-2001 Microsoft Corp.

Чтобы закрыть все вложенные командные оболочки, введите команду exit.

Можно еще уже локализовать изменения в экземпляре Cmd.exe (или в сценарии) с помощью команд setlocal и endlocal. Команда setlocal создает локальную область, а endlocal ее удаляет. Любые изменения, сделанные внутри области, созданной командами setlocal и endlocal, не учитываются; таким образом исходная среда остается без изменений. С помощью этих команд можно создать до 32 вложенных областей.

Использование переменных среды в Cmd.exe

Среда командной оболочки Cmd.exe определяется переменными, задающими поведение командной оболочки и операционной системы. Имеется возможность определить поведение среды командной оболочки или среды всей операционной системы с помощью двух типов переменных среды: системных и локальных. Системные переменные среды определяют поведение глобальной среды операционной системы. Локальные переменные среды определяют поведение среды в данном экземпляре Cmd.exe.

Системные переменные среды заданы заранее в операционной системе и доступны для всех процессов Windows XP. Только пользователи с привилегиями администратора могут изменять эти переменные. Эти переменные наиболее часто используются в сценариях входа в систему.

Локальные переменные среды доступны, только когда пользователь, для которого они были созданы, вошел в систему. Локальные переменные из куста HKEY_CURRENT_USER подходят только для текущего пользователя, но определяют поведение глобальной среды операционной системы.

В следующем списке представлены различные типы переменных в порядке убывания приоритета.

  1. Встроенные системные переменные
  2. Системные переменные куста HKEY_LOCAL_MACHINE
  3. Локальные переменные куста HKEY_CURRENT_USER
  4. Все переменные среды и пути указаны в файле Autoexec.bat.
  5. Все переменные среды и пути указаны в сценарии входа в систему (если он имеется).
  6. Переменные, используемые интерактивно в сценарии или пакетном файле

В командной оболочке каждый экземпляр Cmd.exe наследует среду своего родительского приложения. Поэтому можно изменять переменные в новой среде Cmd.exe, что не повлияет на среду родительского приложения.

В следующей таблице приведен список системных и локальных переменных.

Переменная Тип Описание
%ALLUSERSPROFILE% Локальная Возвращает размещение профиля «All Users».
%APPDATA% Локальная Возвращает используемое по умолчанию размещение данных приложений.
%CD% Локальная Возвращает путь к текущей папке.
%CMDCMDLINE% Локальная Возвращает строку команд, с помощью которой был запущен данный экземпляр Cmd.exe.
%CMDEXTVERSION% Системная Возвращает номер версии текущих расширений обработчика команд.
%COMPUTERNAME% Системная Возвращает имя компьютера.
%COMSPEC% Системная Возвращает путь к исполняемой командной оболочке.
%DATE% Системная Возвращает текущие данные. Использует тот же формат, что и команда date /t. Создается командой Cmd.exe.
%ERRORLEVEL% Системная Возвращает код ошибки последней использовавшейся команды. Значение, не равное нуля, обычно указывает на наличие ошибки.
%HOMEDRIVE% Системная Возвращает имя диска локальной рабочей станции, связанного с основным каталогом пользователя. Задается на основании расположения основного каталога. Основной каталог пользователя указывается в оснастке «Локальные пользователи и группы».
%HOMEPATH% Системная Возвращает полный путь к основному каталогу пользователя. Задается на основании расположения основного каталога. Основной каталог пользователя указывается в оснастке «Локальные пользователи и группы».
%HOMESHARE% Системная Возвращает сетевой путь к общему основному каталогу пользователя. Задается на основании расположения основного каталога. Основной каталог пользователя указывается в оснастке «Локальные пользователи и группы».
%LOGONSEVER% Локальная Возвращает имя контроллера домена, который проверял подлинность текущей сессии.
%NUMBER_OF_PROCESSORS% Системная Задает количество процессоров, установленных на компьютере.
%OS% Системная Возвращает имя операционной системы. При использовании Windows 2000 имя операционной системы отображается как Windows_NT.
%PATH% Системная Указывает путь поиска для исполняемых файлов.
%PATHEXT% Системная Возвращает список расширений файлов, которые рассматриваются операционной системой как исполняемые.
%PROCESSOR_ARCHITECTURE% Системная Возвращает архитектуру процессора. Значения: x86, IA64.
%PROCESSOR_IDENTFIER% Системная Возвращает описание процессора.
%PROCESSOR_LEVEL% Системная Возвращает номер модели процессора, установленного на компьютере.
%PROCESSOR_REVISION% Системная Возвращает номер модификации процессора.
%PROMPT% Локальная Возвращает параметры командной строки для текущего интерпретатора. Создается командой Cmd.exe.
%RANDOM% Системная Возвращает произвольное десятичное число от 0 до 32767. Создается командой Cmd.exe.
%SYSTEMDRIVE% Системная Возвращает имя диска, содержащего корневой каталог Windows (т. е. системный каталог).
%SYSTEMROOT% Системная Возвращает размещение системного каталога Windows XP.
%TEMP% и %TMP% Системная и пользо-
вательская
Возвращает временные папки, по умолчанию используемые приложениями, которые доступны пользователям, выполнившим вход в систему. Некоторые приложения требуют переменную TEMP, другие переменную TMP.
%TIME% Системная Возвращает текущее время. Использует тот же формат, что и команда time /t. Создается командой Cmd.exe.
%USERDOMAIN% Локальная Возвращает имя домена, содержащего список учетных записей пользователей.
%USERNAME% Локальная Возвращает имя пользователя, выполнившего вход в систему.
%USERPROFILE% Локальная Возвращает размещение профиля для текущего пользователя.
%WINDIR% Системная Возвращает размещение каталога операционной системы.

Установка переменных среды

Используйте команду set для создания, удаления или отображения переменных среды. Команда set изменяет переменные только в среде текущей оболочки.

Чтобы отобразить переменную, в командной строке введите:

set имя_переменной

Чтобы добавить переменную, в командной строке введите:

set variablename=значение

Чтобы удалить переменную, в командной строке введите:

set имя_переменной=

Имеется возможность использовать большинство символов в качестве значений переменных, в том числе пробел. При использовании специальных символов, таких как <, >, &, или ^, перед ними следует помещать управляющий символ (^) или кавычки. При использовании кавычек они включаются в значение переменной, так как все символы, следующие после знака равенства принимаются за значение переменной. Учтите следующие примеры.

    Чтобы создать значение переменной new&name ,введите:

В именах переменных регистр символов не учитывается. Однако, команда set отображает значение переменной так, как оно было введено. Можно комбинировать символы нижнего и верхнего регистра в именах переменных, чтобы облегчить восприятие кода (например, ИмяПользователя).

  • Максимальный размер отдельной переменной среды составляет 8192 байта.
  • Максимальный общий размер всех переменных среды, включая имена переменных и знак равенства, составляет 65 536 Кбайт.

Подстановка значений в переменные среды

Чтобы иметь возможность подставлять значения в переменную среды из командной строки или из сценариев, следует заключить имя соответствующей переменной в символы процентов (%имя_переменной%). Символы процентов указывают на то, что Cmd.exe должен обратиться к значениям переменных, а не делать посимвольное сравнение. После определения значения для имени переменной, заключите имя переменной в символы процентов. Cmd.exe проводит поиск всех вхождений имени переменной и заменяет его на определенное значение переменной. Например, требуется создать сценарий, содержащий различные значения (например, имена пользователей), и требуется определить соответствующее значение переменной среды USERNAME для каждого пользователя. Для этого следует написать сценарий с использованием переменной USERNAME, заключенной в кавычки. При выполнении сценария Cmd.exe заменит вхождения %USERNAME% соответствующими значениями, что избавит от необходимости делать это вручную для каждого пользователя. Подстановка значений не является рекурсивной. Cmd.exe проверяет переменные один раз. Дополнительные сведения о подстановке значений в переменные смотри в разделах For и Call.

Для вопросов, обсуждений, замечаний, предложений и т. п. можете использовать раздел форума этого сайта (требуется регистрация).

Новый раздел о средствах командной строки в рамках этого же проекта расположен здесь

В операционной системе Windows , как и в других операционных системах, интерактивные (набираемые с клавиатуры и сразу же выполняемые) команды выполняются с помощью так называемого командного интерпретатора, иначе называемого командным процессором или оболочкой командной строки ( command shell ). Командный интерпретатор или оболочка командной строки — это программа , которая, находясь в оперативной памяти, считывает набираемые вами команды и обрабатывает их. В Windows 9x, как и в MS-DOS , командный интерпретатор по умолчанию был представлен исполняемым файлом command . com . Начиная с версии Windows NT, в операционной системе реализован интерпретатор команд Cmd.exe, обладающий гораздо более мощными возможностями.

Запуск оболочки

В Windows NT/2000/XP файл Cmd.exe, как и другие исполняемые файлы, соответствующие внешним командам операционной системы, находятся в каталоге %SystemRoot%\SYSTEM32 (значением переменной среды %SystemRoot% является системный каталог Windows, обычно C:\Windows или C:\WinNT). Для запуска командного интерпретатора (открытия нового сеанса командной строки) можно выбрать пункт Выполнить… (Run) в меню Пуск (Start), ввести имя файла Cmd.exe и нажать кнопку OK. В результате откроется новое окно (см. рис. 2.1), в котором можно запускать команды и видеть результат их работы.

Командное окно интерпретатора Cmd.exe в Windows XP


Рис. 2.1. Командное окно интерпретатора Cmd.exe в Windows XP

Внутренние и внешние команды. Структура команд

Некоторые команды распознаются и выполняются непосредственно самим командным интерпретатором — такие команды называются внутренними (например, COPY или DIR ) Другие команды операционной системы представляют собой отдельные программы, расположенные по умолчанию в том же каталоге, что и Cmd.exe, которые Windows загружает и выполняет аналогично другим программам. Такие команды называются внешними (например, MORE или XCOPY ).

Рассмотрим структуру самой командной строки и принцип работы с ней. Для того, чтобы выполнить команду, вы после приглашения командной строки (например, C:\> ) вводите имя этой команды (регистр не важен), ее параметры и ключи (если они необходимы) и нажимаете клавишу <Enter>. Например:

Имя команды здесь — COPY , параметры — C:\myfile.txt и A:\ , а ключом является /V . Отметим, что в некоторых командах ключи могут начинаться не с символа /, а с символа – (минус), например, -V .

Многие команды Windows имеют большое количество дополнительных параметров и ключей, запомнить которые зачастую бывает трудно. Большинство команд снабжено встроенной справкой, в которой кратко описываются назначение и синтаксис данной команды. Получить доступ к такой справке можно путем ввода команды с ключом / ?. Например, если выполнить команду ATTRIB / ?, то в окне MS-DOS мы увидим следующий текст:

Для некоторых команд текст встроенной справки может быть довольно большим и не умещаться на одном экране. В этом случае помощь можно выводить последовательно по одному экрану с помощью команды MORE и символа конвейеризации |, например:

Вместо имени файла можно указывать обозначения устройств компьютера. В Windows поддерживаются следующие имена устройств: PRN (принтер), LPT1 –LPT3 (соответствующие параллельные порты), AUX (устройство, присоединяемое к последовательному порту 1), COM1–COM3 (соответствующие последовательные порты), CON (терминал: при вводе это клавиатура, при выводе - монитор), NUL (пустое устройство, все операции ввода/вывода для него игнорируются).

Перенаправление ввода/вывода и конвейеризация (композиция) команд

Рассмотрим более подробно поддерживаемые в Windows UNIX-подобные концепции переназначения устройств стандартного ввода/вывода и конвейерного выполнения команд.

Если при этом заданный для вывода файл уже существовал, то он перезаписывается (старое содержимое теряется), если не существовал — создается. Можно также не создавать файл заново, а дописывать информацию, выводимую командой, в конец существующего файла. Для этого команда перенаправления вывода должна быть задана так:

С помощью символа < можно прочитать входные данные для заданной команды не с клавиатуры, а из определенного (заранее подготовленного) файла:

1. Оболочка командной строки Windows. Интерпретатор Cmd.exe

В операционной системе Windows, как и в других операционных системах, интерактивные (набираемые с клавиатуры и сразу же выполняемые) команды выполняются с помощью так называемого командного интерпретатора, иначе называемого командным процессором или оболочкой командной строки (command shell). Командный интерпретатор или оболочка командной строки — это программа, которая, находясь в оперативной памяти, считывает набираемые вами команды и обрабатывает их.

Для запуска командного интерпретатора (открытия нового сеанса командной строки) можно выбрать пункт Выполнить… (Run) в меню Пуск (Start), ввести имя файла Cmd.exe и нажать кнопку OK.

Командный интерфейс ОС Windows

1.1 Синтаксис командной строки, перенаправление ввода – вывода

Файловая система имеет древовидную структуру и имена файлов задаются в формате [диск:] [путь\]имя_файла. Если путь начинается с символа «\», то маршрут вычисляется от корневого каталога – иначе от текущего.

Например, c:123.txt задает файл 123.txt в текущем каталоге, c:\123.txt – в корневом, а DOC\123.txt – в подкаталоге DOC текущего каталога.

Существуют особые обозначения для текущего каталога (точка «.») и трех его верхних уровней (две точки «..» - родительский, три «…» - второго уровня и, наконец, четыре «….» - третьего уровня).

Например, для текущего каталога C:\Windows\Media\Office97 путь к файлу autoexec.bat в корневом каталоге диска C: может быть записан в виде ….\autoexec.bat.

В именах файлов (но не дисков или каталогов) можно применять так называемые групповые символы или шаблоны: ? (вопросительный знак) и * (звездочка). Символ * в имени файла означает произвольное количество любых допустимых символов, символ ? — один произвольный символ или его отсутствие. Скажем, под шаблон text??1.txt подходят, например, имена text121.txt и text11.txt, под шаблон text*.txt — имена text.txt, textab12.txt, а под шаблон text.* — все файлы с именем text и произвольным расширением.

Например, DIR /? > helpdir.txt выведет справку по команде DIR в файл. Символ «>>» позволяет не создавать файл заново, а дописать в него. По аналогии символ «<» позволяет читать данные не с клавиатуры, а с файла. Например, DATE < date.txt ввод новой даты из файла.

1.2 Переменные окружения

При загрузке ОС Windows в оперативной памяти постоянно хранится набор т.н. переменных окружения (environment variables). Хотя в Windows есть более совершенный способ для хранения системных значений – реестр, многие программы по-прежнему используют переменные окружения. Наиболее важные переменные хранят системный путь для поиска (PATH), каталог запуска Windows (WINDIR), место хранения временных файлов (TEMP) и многое другое.

Переменные устанавливаются с помощью команды

Запуск SET без параметров приводит к выводу списка переменных среды. Для получения их значений (всегда строки) нужно имя соответствующей переменной заключить в символы «%», например: %TEMP%.

1.3 Внутренние и внешние команды. Структура команд

Некоторые команды распознаются и выполняются непосредственно самим командным интерпретатором — такие команды называются внутренними (например, COPY или DIR) Другие команды операционной системы представляют собой отдельные программы, расположенные по умолчанию в том же каталоге, что и Cmd.exe, которые Windows загружает и выполняет аналогично другим программам. Такие команды называются внешними (например, MORE или XCOPY).

Рассмотрим структуру самой командной строки и принцип работы с ней. Для того, чтобы выполнить команду, вы после приглашения командной строки (например, C:\>) вводите имя этой команды (регистр не важен), ее параметры и ключи (если они необходимы) и нажимаете клавишу <Enter>. Например:

Имя команды здесь — COPY, параметры — C:\myfile.txt и A:\, а ключом является /V. Отметим, что в некоторых командах ключи могут начинаться не с символа /, а с символа – (минус), например, -V.

Многие команды Windows имеют большое количество дополнительных параметров и ключей, запомнить которые зачастую бывает трудно. Большинство команд снабжено встроенной справкой, в которой кратко описываются назначение и синтаксис данной команды. Получить доступ к такой справке можно путем ввода команды с ключом /?.

1.4 Условное выполнение и группировка команд

В командной строке Windows NT/2000/XP можно использовать специальные символы, которые позволяют вводить несколько команд одновременно и управлять работой команд в зависимости от результатов их выполнения. С помощью таких символов условной обработки можно содержание небольшого пакетного файла записать в одной строке и выполнить полученную составную команду.

Используя символ амперсанта &, можно разделить несколько утилит в одной командной строке, при этом они будут выполняться друг за другом. Например, если набрать команду DIR & PAUSE & COPY /? и нажать клавишу <Enter>, то вначале на экран будет выведено содержимое текущего каталога, а после нажатия любой клавиши — встроенная справка команды COPY.

Символ ^ позволяет использовать командные символы как текст, то есть при этом происходит игнорирование значения специальных символов. Например, если ввести в командной строке

и нажать клавишу <Enter>, то произойдет выполнение подряд двух команд: ECHO Абв и COPY /? (команда ECHO выводит на экран символы, указанные в командной строке после нее). Если же выполнить команду

то на экран будет выведено

В этом случае просто выполняется одна команда ECHO с соответствующими параметрами.

Условная обработка команд в Windows осуществляется с помощью символов && и || следующим образом. Двойной амперсант && запускает команду, стоящую за ним в командной строке, только в том случае, если команда, стоящая перед амперсантами была выполнена успешно. Например, если в корневом каталоге диска C: есть файл plan.txt, то выполнение строки TYPE C:\plan.txt && DIR приведет к выводу на экран этого файла и содержимого текущего каталога. Если же файл C:\plan.txt не существует, то команда DIR выполняться не будет.

Два символа || осуществляют в командной строке обратное действие, т.е. запускают команду, стоящую за этими символами, только в том случае, если команда, идущая перед ними, не была успешно выполнена. Таким образом, если в предыдущем примере файл C:\plan.txt будет отсутствовать, то в результате выполнения строки TYPE C:\plan.txt || DIR на экран выведется содержимое текущего каталога.

Отметим, что условная обработка действует только на ближайшую команду, то есть в строке

команда COPY /? запустится в любом случае, независимо от результата выполнения команды TYPE C:\plan.txt.

Несколько утилит можно сгруппировать в командной строке с помощью скобок. Рассмотрим, например, две строки:

В первой из них символ условной обработки && действует только на команду DIR, во второй — одновременно на две команды: DIR и COPY.

Читайте также: