Linux c открыть файл

Обновлено: 05.07.2024

Однажды, на одном интервью меня спросили, что ты будешь делать, если обнаружишь неработающий сервис из-за того, что на диске закончилось место?

Конечно же я ответил, что посмотрю, чем занято это место и если возможно, то почищу место.
Тогда интервьюер спросил, а что если на разделе нет свободного места, но и файлов, которые бы занимали все место, ты тоже не видишь?

На это я сказал, что всегда можно посмотреть открытые файл дескрипторы, например командой lsof и понять какое приложение заняло все доступное место, а дальше можно действовать по обстоятельствам, в зависимости от того, нужны ли данные.

Интервьюер прервал меня на последнем слове, дополнив свой вопрос: «Предположим, что данные нам не нужны, это просто дебаг лог, но приложение не работает из-за того, что не может записать дебаг»?

«окей», — ответил я, «мы можем выключить дебаг в конфиге приложения и перезапустить его».
Интервьюер возразил: «Нет, приложение мы перезапустить не можем, у нас в памяти все еще хранятся важные данные, а к самому сервису подключены важные клиенты, которых мы не можем заставлять переподключаться заново».

«ну хорошо», сказал я, «если мы не можем перезапускать приложение и данные нам не важны, то мы можем просто очистить этот открытый файл через файл дескриптор, даже если мы его не видим в команде ls на файловой системе».

Интервьюер остался доволен, а я нет.

Тогда я подумал, почему человек, проверяющий мои знания, не копает глубже? А что, если данные все-таки важны? Что если мы не можем перезапускать процесс, и при этом этот процесс пишет на файловую систему в раздел, на котором нет свободного места? Что если мы не можем потерять не только уже записанные данные, но и те данные, что этот процесс пишет или пытается записать?

Тузик

В начале моей карьеры я пытался создать небольшое приложение, в котором нужно было хранить информацию о пользователях. И тогда я думал, а как мне сопоставить пользователя к его данным. Есть, например, у меня Иванов Иван Иваныч, и есть у него какие-то данные, но как их подружить? Я могу указать напрямую, что собака по имени «Тузик» принадлежит этому самому Ивану. Но что, если он сменит имя и вместо Ивана станет, например, Олей? Тогда получится, что наша Оля Ивановна Иванова больше не будет иметь собаки, а наш Тузик все еще будет принадлежать несуществующему Ивану. Решить эту проблему помогла база данных, которая каждому пользователю давала уникальный идентификатор (ID), и мой Тузик привязывался к этому ID, который, по сути, был просто порядковым номером. Таким образом хозяин у тузика был с ID под номером 2, и на какой-то момент времени под этим ID был Иван, а потом под этим же ID стала Оля. Проблема человечества и животноводства была практически решена.

Файл дескриптор

Проблема файла и программы, работающей с этим файлом, примерно такая же как нашей собаки и человека. Предположим я открыл файл под именем ivan.txt и начал в него записывать слово tuzik, но успел записать только первую букву «t» в файл, и этот файл был кем-то переименован, например в olya.txt. Но файл остался тем же самым, и я все еще хочу записать в него своего тузика. Каждый раз при открытии файла системным вызовом open в любом языке программирования я получаю уникальный ID, который указывает мне на файл, этот ID и есть файл дескриптор. И совершенно не важно, что и кто делает с этим файлом дальше, его могут удалить, его могут переименовать, ему могут поменять владельца или забрать права на чтение и запись, я все равно буду иметь к нему доступ, потому что на момент открытия файла у меня были права для его чтения и/или записи и я успел начать с ним работать, а значит должен продолжать это делать.

В Linux библиотека libc открывает для каждого запущенного приложения(процесса) 3 файл дескриптора, с номерами 0,1,2. Больше информации вы можете найти по ссылкам man stdio и man stdout

  • Файл дескриптор 0 называется STDIN и ассоциируется с вводом данных у приложения
  • Файл дескриптор 1 называется STDOUT и используется приложениями для вывода данных, например командами print
  • Файл дескриптор 2 называется STDERR и используется приложениями для вывода данных, сообщающих об ошибке

Список файл дескрипторов можно посмотреть у любого процесса, если вы знаете его PID.

Например, откроем консоль с bash и посмотрим PID нашего процесса


Во второй консоли запустим


Файл дескриптор с номером 255 можете смело игнорировать в рамках данной статьи, он был открыт для своих нужд уже самим bash, а не прилинкованной библиотекой.

Сейчас все 3 файл дескриптора связаны с устройством псевдотерминала /dev/pts, но мы все равно можем ими манипулировать, например запустим во второй консоли


И в первой консоли мы увидим

Redirect и Pipe

Вы можете легко переопределить эти 3 файл дескриптора в любом процессе, в том числе и в bash, например через трубу(pipe), соединяющую два процесса, смотрим


Вы можете сами запустить эту команду с strace -f и увидеть, что происходит внутри, но я вкратце расскажу.

Наш родительский процесс bash с PID 15771 парсит нашу команду и понимает сколько именно команд мы хотим запустить, в нашем случае их две: cat и sleep. Bash знает что ему нужно создать два дочерних процесса, и объединить их одной трубой. Итого bash потребуется 2 дочерних процесса и один pipe.

Перед созданием дочерних процессов bash запускает системный вызов pipe и получает новые файл дескрипторы на временный буфер pipe, но этот буфер никак пока не связывает наши два дочерних процесса.

Для родительского процесса это выглядит так будто pipe уже есть, а дочерних процессов еще нет:


Затем с помощью системного вызова clone bash создает два дочерних процесса, и наши три процесса будут выглядеть так:


Не забываем, что clone клонирует процесс вместе со всеми файл дескрипторами, поэтому в родительском процессе и в дочерних они будут одинаковые. Задача родительского процесса с PID 15771 следить за дочерними процессами, поэтому он просто ждет ответ от дочерних.

Следовательно pipe ему не нужен, и он закрывает файл дескрипторы с номерами 3 и 4.

В первом дочернем процессе bash с PID 9004, системным вызовом dup2, меняет наш STDOUT файл дескриптор с номером 1 на файл дескриптор указывающий на pipe, в нашем случае это номер 3. Таким образом все, что первый дочерний процесс с PID 9004 будет писать в STDOUT, будет автоматически попадать в буфер pipe.

Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash меняет с помощью dup2 файл дескриптор STDIN с номером 0. Теперь все, что будет читать наш второй bash с PID 9005, будет читать из pipe.

После этого в дочерних процессах так же закрываются файл дескрипторы с номерами 3 и 4, так как они более не используются.

Файл дескриптор 255 я намеренно игнорирую, он использует для внутренних нужд самого bash и в дочерних процессах будет также закрыт.

Далее в первом дочернем процессе с PID 9004 bash запускает с помощью системного вызова exec исполняемый файл, который мы указали в командной строке, в нашем случае это /usr/bin/cat.

Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash запускает второй исполняемый файл, который мы указали, в нашем случае это /usr/bin/sleep.

Системный вызов exec не закрывает файл дескрипторы, если они не были открыты с флагом O_CLOEXEC во время выполнения вызова open. В нашем случае после запуска исполняемых файлов все текущие файл дескрипторы сохранятся.

Проверяем в консоли:


Как видите уникальный номер нашего pipe у нас в обоих процессах совпадает. Таким образом у нас есть связь между двумя разными процессами с одним родителем.

Для тех, кто не знаком с системными вызовами, которые использует bash, крайне рекомендую запустить команды через strace и посмотреть, что происходит внутри, например, так:


Вернемся к нашей проблеме с нехваткой места на диске и попыткой сохранить данные без перезапуска процесса. Напишем небольшую программу, которая будет записывать на диск примерно 1 мегабайт в секунду. При этом если по какой-либо причине мы не смогли записать данные на диск, мы будем просто игнорировать это и пытаться записать данные вновь через секунду. В примере я использую Python, вы можете использовать любой другой язык программирования.


Запустим программу и посмотрим на файл дескрипторы


Как видим у нас есть наши 3 стандартные файл дескрипторы и еще один, который мы открыли. Проверим размер файла:


данные пишутся, пробуем поменять права на файл:


Видим, что данные все еще пишутся, хотя наш пользователь не имеет права писать в файл. Попробуем его удалить:


Куда пишутся данные? И пишутся ли вообще? Проверяем:


Да, наш файл дескриптор все еще существует, и мы можем работать с этим файл дескриптором как с нашим старым файлом, мы можем его читать, очищать и копировать.

Смотрим на размер файла:


Размер файла 19923457. Пробуем очистить файл:


Как видим размер файла только увеличивается и наш транкейт не сработал. Обратимся к документации по системному вызову open. Если при открытии файла мы используем флаг O_APPEND, то при каждой записи операционная система проверяет размер файла и пишет данные в самый конец файла, причем делает это атомарно. Это позволяет нескольким тредам или процессам писать в один и тот же файл. Но в нашем коде мы не используем этот флаг. Мы можем увидеть другой размер файла в lsof после транкейт только если откроем файл для дозаписи, а значит в нашем коде вместо


мы должны поставить


Проверяем с «w» флагом

Программируем уже запущенный процесс

Часто программисты при создании и тестировании программы используют дебагеры (например GDB) или различные уровни логирования в приложении. Linux предоставляет возможность фактически писать и менять уже запущенную программу, например менять значения переменных, устанавливать breakpoint и тд и тп.

Возвращаясь к оригинальному вопросу с нехваткой места на диске для записи файла, попробуем сэмулировать проблему.

Создадим файл для нашего раздела, который мы подмонтируем как отдельный диск:


Создадим файловую систему:


Подмонтируем файловую систему:


Создаем директорию с нашим владельцем:


Откроем файл только на запись в нашей программе:


Ждем несколько секунд


Итак, мы получили проблему, описанную в начале этой статьи. Свободного места 0, занятого 100%.

Мы помним, что по условиям задачи мы пытаемся записать очень важные данные, которые нельзя потерять. И при этом нам нужно починить сервис без перезапуска процесса.

Допустим, у нас все же есть место на диске, но в другом разделе, например в /home.

Попробуем «перепрограммировать на лету» наш код.

Смотрим PID нашего процесса, который съел все место на диске:


Подключаемся к процессу через gdb


Смотрим открытые файл дескрипторы:


Смотрим информацию о файл дескрипторе с номером 3, который нас интересует


Помня о том, какой системный вызов делает Python (смотрите выше, где мы запускали strace и находили вызов open), обрабатывая наш код для открытия файла, мы делаем то же самое самостоятельно от имени нашего процесса, но биты O_WRONLY|O_CREAT|O_TRUNC нам нужно заменить на числовое значение. Для этого открываем исходники ядра, например тут и смотрим какие флаги за что отвечают

Объединяем все значения в одно, получаем 00001101

Запускаем наш вызов из gdb


Итак мы получили новый файл дескриптор с номером 4 и новый открытый файл на другом разделе, проверяем:


Мы помним пример с pipe — как bash меняет файл дескрипторы, и уже выучили системный вызов dup2.

Пробуем подменить один файл дескриптор другим


Закрываем файл дескриптор 4, так как нам он не нужен:


И выходим из gdb


Проверяем новый файл:


Как видим, данные пишутся в новый файл, проверяем старый:


Данные не потеряны, приложение работает, логи пишутся в новое место.

Немного усложним задачу

Представим, что данные нам важны, но места на диске у нас нет ни в одном из разделов и подключить диск мы не можем.

Перезапускаем приложение, и проверяем:


Места на диске нет, но мы успешно создаем там именованный pipe:


Теперь нам надо как-то завернуть все данные, что попадают в этот pipe на другой сервер через сеть, для этого подойдет все тот же netcat.


На нашем проблемном сервере запускаем в отдельном терминале


Теперь все данные, которые попадут в pipe автоматически попадут на stdin в netcat, который их отправит в сеть на порт 7777.

Все что нам осталось сделать это начать писать наши данные в этот именованный pipe.

У нас уже есть запущенное приложение:


Из всех флагов нам нужен только O_WRONLY так как файл уже существует и очищать нам его не нужно


Данные идут, проверяем проблемный сервер


Данные сохранились, проблема решена.

Пользуясь случаем, передаю привет коллегам из компании Degiro.
Слушайте подкасты Радио-Т.

В качестве домашнего задания предлагаю подумать, что будет в файл дескрипторах процесса cat и sleep если запустить такую команду:

Язык C позволяет осуществлять различные операции с файлами. В большинстве случаев эти операции не связаны с какими-либо сложностями.

Открытие файлов

FILE *fp;
fp = fopen(filename, mode);

Параметр filename позволяет передать имя файла (при отсутствии имени файла функция вернет NULL). Параметр mode позволяет указать режим открытия файла. Существуют следующие режимы открытия файлов:

  • r — открытие файла для чтения с позиционированием указателя в начале файла.
  • r+ — открытие файла для чтения и записи с позиционированием указателя в начале файла.
  • w — удаление содержимого существующего файла или создание нового файла для последующей записи с позиционированием указателя в начале файла.
  • w+ — удаление содержимого существующего файла или создание нового файла для последующего чтения и записи с позиционированием указателя в начале файла.
  • a — создание или открытие существующего файла для дополнения с позиционированием указателя в конце файла.
  • a+ — создание или открытие существующего файла для чтения и дополнения с позиционированием указателя в начале файла для чтения и в конце файла для дополнения.

Закрытие файлов

Закрытие файла должно осуществляться сразу же после окончания работы с ним для предотвращения потери данных. Следует убедиться в том, что содержимое файла не модифицируется после его закрытия.

Чтение данных из файлов

Для чтения данных из файла следует создать буфер (или буферы), в который будут помещаться прочитанные данные, целочисленную переменную, в которой будет сохраняться возвращаемое функцией количество прочитанных байтов и воспользоваться функцией fread().

size_t bytesread;
char buffer[100];
bytesread = fread(buffer, sizeof(buffer), 1, fp);

В качестве первого параметра используется указатель на буфер, в качестве второго — размер этого буфера, в качестве третьего — количество буферов для чтения, а в качестве четвертого — открытый файл. При достижении конца файла функция будет возвращать, как и в случае ошибки, нулевое значение, поэтому успешное достижение конца файла может быть установлено с помощью feof(), а возникновение ошибки — с помощью функции ferror().

Для чтения строк из текстового файла может использоваться функция fgets(). При работе с ней также следует использовать буфер для сохранения прочитанной строки.

char buffer[100];
fgets(buffer, sizeof(buffer), fp);

В качестве первого параметра используется указатель на буфер, в качестве второго — размер этого буфера, в качестве третьего — открытый файл. Функция возвращает NULL в случае ошибки или достижения конца файла.

Запись данных в файлы

Для записи данных в файл следует подготовить буфер (или буферы) с данными для записи, целочисленную переменную, в которой будет сохраняться возвращаемое функцией количество записанных байтов и воспользоваться функцией fwrite().

size_t byteswritten;
char buffer[100];
byteswritten = fread(buffer, sizeof(buffer), 1, fp);

В качестве первого параметра используется указатель на буфер, в качестве второго — размер этого буфера, в качестве третьего — количество буферов для записи, а в качестве четвертого — открытый файл. При возникновении ошибки функция будет возвращать нулевое значение.

Для записи строк в текстовый файл может использоваться функция fputs(). При работе с ней также следует подготовить буфер со строкой для записи.

char buffer[100];
fputs(buffer, sizeof(buffer), fp);

Функция возвращает количество записанных байтов или символ EOF в случае возникновения ошибки.

Переименование файлов

Файлы могут свободно переименовываться. Для этого достаточно задать текущее и новое имена интересующего файла. Функция rename() возвращает нулевое значение при удачном переименовании файла.

res = rename(old, new);

С помощью первого параметра передается текущее имя файла, с помощью второго — его новое имя.

Удаление файлов

Файлы также могут удаляться. Для этого достаточно задать текущее имя интересующего файла. Функция remove() возвращает нулевое значение при удачном удалении файла.

С помощью единственного параметра передается имя существующего файла.

Права доступа

Каждый файл имеет права доступа, которые могут изменяться его владельцем при необходимости. В некоторых случаях файл может создаваться с правами только для чтения, что позволит предотвратить его изменение или с правами для исполнения, что позволит исполнять его как программу.

Функция chmod() позволяет устанавливать права доступа к файлу.

Параметр filename позволяет передать имя файла, права доступа к которому необходимо изменить. Параметр mode позволяет указать права доступа к файлу в восьмеричном формате.

Пример

Данная простая программа построчно читает содержимое файла из виртуальной файловой файловой системы /proc и выводит информацию об установленном в компьютере центральном процессоре.

В Linux все настройки, все логи, и почти вся информация хранится в обычных текстовых файлах. Важно уметь правильно и эффективно посмотреть содержимое файла linux с помощью терминала. Это еще одна из статей, ориентированных на новичков.

Вот вы скажете, а что их там открывать, открыл и посмотрел или изменил, и все. Да, но не совсем, терминал Linux настолько гибкий инструмент, что даже обычный просмотр файлов можно очень сильно оптимизировать. Просмотр содержимого файлов Linux - это тоже искусство. В этой инструкции мы рассмотрим все команды, с помощью которых можно открыть текстовый файл linux, поговорим о том как ими пользоваться, а также приведем несколько примеров.

Просмотр файла в Linux полностью

Самая простая и в то же время наиболее часто используемая утилита для просмотра содержимого файла в Linux это cat. Выводит все содержимое файла в стандартный вывод. В параметре нужно передать только адрес файла, или нескольких файлов. Идеально подходит для просмотра небольших файлов. Общий синтаксис команды cat такой:

$ cat опции адрес_файла .

Например просмотр содержимого файла linux /etc/passwd:


Также можно посмотреть сразу несколько файлов:

cat /etc/passwod /etc/group


Если файл доступен только для пользователя root, то нужно перед командой написать sudo:

sudo cat /etc/shadow

Опция -n включает нумерацию строк:

cat -n /var/log/Xorg.0.log

Для удобства, можно включить отображение в конце каждой строки символа $

cat -e /var/log/Xorg.0.log


А также отображение табуляций, все табуляции будут заменены на символ ^I:

cat -T /var/log/Xorg.0.log

Больше о ней говорить не будем, потому что большинство её опций направлены на форматирование вывода, более подробную информацию вы можете посмотреть в статье: Команда cat в Linux.

Просмотр файла в Linux с прокруткой

Если файл очень длинный и его содержимое не помещается на одном экране, cat использовать не очень удобно. для таких случаев есть less. Синтаксис тот же:

$ less опции файл

Также ее можно комбинировать с cat:

$ cat адрес_файла | less

Например, посмотрим лог Х сервера:

Теперь мы можем листать содержимое файла в Linux с помощью стрелок вверх-вниз. Для того чтобы выйти нажмите q. Также эта утилита поддерживает поиск. Для поиска по файлу нажмите слеш "/". О более правильном способе поиска мы поговорим дальше.

Просмотр только начала или конца файла

Очень часто нам не нужен файл целиком. Например, достаточно посмотреть несколько последних строчек лога, чтобы понять суть ошибки, или нужно увидеть только начало конфигурационного файла. Для таких случаев тоже есть команды. Это head и tail (голова и хвост).

По умолчанию head открывает текстовый файл в Linux и показывает только десять первых строчек переданного в параметре файла:

Можно открыть сразу два текстовых файла в Linux одновременно аналогично cat:

head /etc/passwd /etc/group

Так можно открыть текстовый файл linux или несколько и вывести по десять первых строчек каждого из них.

Если вам не нужны все 10 строчек, опцией -n и цифрой можно указать количество строк которые нужно вывести. Например, 5:

head -n5 /var/log/apt/history.log


Тот же результат можно получить опустив букву n и просто передав цифру в качестве ключа:

head -5 /var/log/apt/history.log

Также можно задать количество байт, которые нужно вывести с помощью опции -с и числа. Например: 45:

head -c45 /var/log/apt/history.log


Тоже хотите подсчитать действительно ли там 45 символов? Используйте команду wc:

head -c45 /var/log/emerge.log | wc -c

Команда tail наоборот, выводит 10 последних строк из файла:


Утилита tail тоже поддерживает изменение количества строк, с помощью опции -n. Но она обладает еще одной интересной и очень полезной опцией -f. Она позволяет постоянно обновлять содержимое файла и, таким образом, видеть все изменения сразу, а не постоянно закрывать и открывать файл. Очень удобно для просмотра логов linux в реальном времени:

tail -f /var/log/Xorg.0.log

Просмотр содержимого файла с поиском

В большинстве случаев нам нужен не полностью весь файл, а только несколько строк, с интересующей нас информацией. Можно выполнить просмотр файла linux предварительно отсеяв все лишнее с помощью grep. Сначала синтаксис:

$ grep опции шаблон файл

Или в комбинации с cat:

$ cat файл | grep опции шаблон

Например выведем из лога только предупреждения:

cat /var/log/Xorg.0.log | grep WW


Но это еще не все, многие не знают, но у этой утилиты еще несколько полезных опций.

С помощью опции -A можно вывести несколько строк после вхождения:

cat /var/log/Xorg.0.log | grep -A2 WW

С помощью -B - до вхождения:

cat /var/log/Xorg.0.log | grep -B2 WW

А опция -С позволяет вывести нужное количество строк до и после вхождения шаблона:

cat /var/log/Xorg.0.log | grep -C2 WW

Также с помощью grep можно подсчитать количество найденных строк:

cat /var/log/Xorg.0.log | grep -c WW


Шаблоном может быть строка и простые спецсимволы замены. Если вы хотите использовать регулярное выражение укажите опцию -e или используйте egrep. Многие спрашивают, а какая разница между этими утилитами - уже никакой, в большинстве дистрибутивов egrep это ссылка на grep -e. А теперь пример:

cat /var/log/Xorg.0.log | egrep 'WW|EE'


В примерах этого раздела использовались символы перенаправления ввода, подробнее о них можно почитать в этой статье.

Просмотр файлов Linux в сжатом виде

Иногда можно встретить в системе текстовые файлы в сжатом виде, формате gz. Это, например, конфигурационный файл ядра, или логи некоторых программ. Для того чтобы открыть файл в linux через терминал не распаковывая его есть целый ряд аналогов вышеописанных утилит с приставкой z. Это zcat, zless, zgerp, zegrep.

Например, открываем сжатый файл для просмотра:


Или более практичный пример, распаковываем и копируем конфигурационный ядра в текущую директорию:

zcat /porc/cofig.gz .config

Так же можно использовать less, для просмотра сжатых файлов с прокруткой:

А для фильтрации сжатых файлов по шаблону есть zgrep и zegrep. Например, ищем в сжатом логе ошибки:

zgrep 'EE' /var/log/Xorg.log.gz

Редактирование файлов в Linux

$ nano /путь/к/файлу

sudo nano /etc/default/grub

Для большинства файлов в директории /etc/ запись доступна только пользователю root. Поэтому команду надо выполнять от имени суперпользователя с помощью sudo. После нажатия клавиши Enter утилита запросит пароль. Введите его, несмотря на то, что символы пароля не отображаются, это нормально. После внесения изменений сохраните их с помощью сочетания клавиш Ctrl + O.


Аналогично, можно открыть этот же файл в текстовом редакторе:

sudo gedit /etc/default/grub


Открывать подобные файлы из файлового менеджера не надо, вы сможете их открыть для просмотра, но при попытке записать в них что-то получите ошибку, лучше пользоваться терминалом.

Выводы

Вот и все. Разобрал все достаточно подробно. Теперь вы точно знаете как правильно открыть файл в терминале Linux. Если остались еще вопросы, оставляйте комментарии.

Это краткое руководство объясняет, как компилировать и запускать программы на Си/Си++ в операционной системе GNU/Linux.

Если вы студент или новый пользователь Linux, который переходит с платформы Microsoft, то вам может быть интересно, как запускать программы на Си или Си++ в дистрибутиве Linux. Мы должны понимать, что компиляция и запуск кода на платформах Linux немного отличается от Windows.

Установка необходимых инструментов

Как вы, наверное, уже понимаете, для запуска кода нужно установить необходимые инструменты и компиляторы для работы. Ниже мы опишем как установить все инструменты разработки в Linux.

Для работы и тестирования у нас должен быть сервер с Linux. Лучший вариант - это VPS. В зависимости от географии проекта обычно выбирают две страны для серверов - VPS США и VPS России.

В этом кратком руководстве мы обсудим, как установить средства разработки в такие дистрибутивы Linux, как Arch Linux, CentOS, RHEL, Fedora, Debian, Ubuntu, openSUSE и др.

Эти средства разработки включают в себя все необходимые приложения, такие как компиляторы GNU GCC C/C++, make, отладчики, man-страницы и другие, которые необходимы для компиляции и сборки нового программного обеспечения и пакетов.

Инструменты разработчика могут быть установлены как по отдельности, так и все сразу. Мы собираемся установить все сразу, чтобы нам было намного проще работать.

Установка в Arch Linux

Для установки средств разработки в Arch Linux и его дистрибутивов, таких как Antergos, Manjaro Linux, просто запустите:

Вышеуказанная команда установит следующие пакеты в ваши системы на базе Arch:

  1. autoconf
  2. automake
  3. binutils
  4. bison
  5. fakeroot
  6. file
  7. findutils
  8. flex
  9. gawk
  10. gcc
  11. gettext
  12. grep
  13. groff
  14. gzip
  15. libtool
  16. m4
  17. make
  18. pacman
  19. patch
  20. pkg-config
  21. sed
  22. sudo
  23. texinfo
  24. util-linux
  25. which

Просто нажми ENTER, чтобы установить их все.


Если вы хотите установить пакет в определенную группу пакетов, просто введите его номер и нажмите ENTER, чтобы продолжить установку.

Установка средств разработки в RHEL, CentOS

Для установки средств разработки в Fedora, RHEL и его клонах, таких как CentOS, Scientific Linux, выполните следующие команды как пользователь root:

Вышеуказанная команда установит все необходимые инструменты разработчика, например:

  1. autoconf
  2. automake
  3. bison
  4. byacc
  5. cscope
  6. ctags
  7. diffstat
  8. doxygen
  9. elfutils
  10. flex
  11. gcc/gcc-c++/gcc-gfortran
  12. git
  13. indent
  14. intltool
  15. libtool
  16. patch
  17. patchutils
  18. rcs
  19. subversion
  20. swig


Установка инструментов разработки в Debian, Ubuntu и дистрибутивы

Для установки необходимых инструментов разработчика в системах на базе DEB, запустите:

Эта команда предоставит все необходимые пакеты для настройки среды разработки в Debian, Ubuntu и его дистрибутивов.

  1. binutils
  2. cpp
  3. gcc-5-locales
  4. g++-multilib
  5. g++-5-multilib
  6. gcc-5-doc
  7. gcc-multilib
  8. autoconf
  9. automake
  10. libtool
  11. flex
  12. bison
  13. gdb
  14. gcc-doc
  15. gcc-5-multilib
  16. and many.


Теперь у Вас есть необходимые средства разработки для создания программного обеспечения в Linux.

Скрипт Mangi

Если Вам не нравится метод установки средств разработки выше, есть также скрипт под названием "сценарий манги" (mangi), доступный для легкой настройки среды разработки в DEB-системах, таких как Ubuntu, Linux Mint и других производных Ubuntu.

После свежей установки Ubuntu возьмите этот скрипт из репозитория GitHub, сделайте его исполняемым и начните установку всех необходимых инструментов и пакетов для настройки полной среды разработки. Вам не нужно устанавливать инструменты один за другим.

Этот скрипт установит следующие среды разработки и инструменты на вашу систему Linux:

  1. Node.js
  2. NVM
  3. NPM
  4. Nodemon
  5. MongoDB
  6. Forever
  7. git
  8. grunt
  9. bower
  10. vim
  11. Maven
  12. Loopback
  13. curl
  14. python
  15. jre/jdk
  16. gimp
  17. zip unzip and rar tools
  18. filezilla
  19. tlp
  20. erlang
  21. xpad sticky notes
  22. cpu checker
  23. kvm acceleration
  24. Calibre Ebook Reader (I often use it to read programming books
  25. Dict – Ubuntu Dictionary Database and Client (CLI based)

Сначала установите следующее:

Скачайте скрипт манги, используя команду:

Извлеките загруженный архив:

Вышеуказанная команда распакует zip-файл в папку под названием mangi-script-master в вашей текущей рабочей директории. Перейдите в каталог и сделайте скрипт исполняемым, используя следующие команды:

Наконец, запустите скрипт с помощью команды:


Пожалуйста, имейте в виду, что этот скрипт не полностью автоматизирован. Вам необходимо ответить на ряд вопросов "Да/Нет" для установки всех инструментов разработки.

Установка инструментов разработки в openSUSE/SUSE

Для настройки среды разработки в openSUSE и SUSE enterprise выполните следующие команды от имени root пользователя:

Проверка установки

Теперь проверим, были ли установлены средства разработки или нет. Для этого запустите:


Как видно из приведенного выше вывода, средства разработки были успешно установлены. Теперь можно начать разрабатывать свои приложения.

Настройка среды разработки

Скрипт под названием 'mangi' поможет вам настроить полное окружение в системах на базе Ubuntu.

Еще раз, после установки необходимых средств разработки проверить их можно с помощью одной из следующих команд:

Эти команды покажут путь установки и версию компилятора gcc.


Компиляция и запуск программ C, C++

Сначала посмотрим, как скомпилировать и запустить простую программу, написанную на языке Си.

Компиляция и запуск программ на C

Напишите свой код/программу в любимом редакторе CLI/GUI.

Я собираюсь написать свою программу на Си с помощью редактора nano.

Примечание. Вам необходимо использовать расширение .c для программ на Си или .cpp для программ на Си++.

Скопируйте/вставьте следующий код:


Нажмите Ctrl+O и Ctrl+X для сохранения и выхода из файла.

Чтобы скомпилировать программу, запустите:

Наконец, запустите программу с помощью команды:

Вы увидите вывод, как показано ниже:

Чтобы скомпилировать несколько исходных файлов (например, source1 и source2) в исполняемый файл, запустите:

Для разрешения предупреждений, необходима отладка символов на выходе:

Скомпилировать исходный код в инструкции ассемблера:

Скомпилировать исходный код без связывания:

Вышеприведенная команда создаст исполняемый файл под названием source.o.

Если ваша программа содержит математические функции:

За более подробной информацией обращайтесь к man-страницам (страницы руководства).

Компиляция и запуск программ на C++

Напишите вашу C++ программу в любом редакторе по вашему выбору и сохраните ее с расширением .cpp.

Пример простой C++ программы:

Чтобы скомпилировать эту программу на C++ в Linux, просто запустите:

Если ошибок не было, то можно запустить эту Си++ программу под Linux с помощью команды:

В качестве альтернативы мы можем скомпилировать приведенную выше программу на C++, используя команду "make", как показано ниже.

Вы заметили? Я не использовал расширение .cpp в вышеприведенной команде для компиляции программы. Нет необходимости использовать расширение для компиляции Си++ программ с помощью команды make.

Читайте также: