Linux для встраиваемых систем с чего начать

Обновлено: 04.07.2024

В этой небольшой серии статей я попытаюсь пролить свет на тему построения Embedded Linux устройств, начиная от сборки загрузчика и до написания драйвера под отдельно разработанный внешний модуль с автоматизацией всех промежуточных процессов.

Платформой послужит плата BeagleBone Black с процессором производства Техасских Инструментов AM3358 и ядром Arm Cortex-A8, и, чтобы не плодить мигающие светодиодами мануалы, основной задачей устройства будет отправка смайлов в топовый чат, широко известного в узких кругах, сайта, в соответствии с командами от смайл-пульта. Впрочем, без мигания светодиодами тоже не обошлось.

Итак, на столе лежит чистая, т.е. без каких-либо предустановленных дистрибутивов, плата BeagleBone Black, блок питания, переходник USB-UART. Для общения с платой, переходник нужно подключить к 6-ти выводному разъему, где первый вывод обозначен точкой - это GND, выводы 4/5 - RX/TX соответственно. После установки скорости в какой-либо терминальной программе, например putty, на 115200, можно взаимодействовать с платой, о подключении подробнее и с картинками здесь.

Топовые чаты, пульты и светодиоды будут позже, а сейчас на плату подается питание и плата отвечает CCCCCCCCCCC


В переводе с бутлоадерского это означает, что первичному загрузчику, зашитому в ROM процессора, нечего загружать. Ситуацию проясняет Reference Manual, где на странице 5025 в разделе 26.1.5 описана процедура начальной загрузки. Процедура такая: первичный загрузчик проводит некоторую инициализацию: тактирование процессора, необходимой периферии, того же UART, и, в зависимости от логических уровней на выводах SYSBOOT, строит приоритетный список источников где можно взять следующий загрузчик, т.е. посмотреть сначала на MMC карте, SPI-EEPROM или сразу ждать данных по Ethernet.

Я использую способ загрузки с помощью SD карты, вот что говорит об этом раздел RM 26.1.8.5.5 на странице 5057: первичный загрузчик сначала проверяет несколько адресов 0x0/ 0x20000/ 0x40000/ 0x60000 на наличие так называемой TOC структуры, по которой он может определить загрузочный код, если так код не найти, то первичный загрузчик, предполагая на SD карте наличие файловой системы FAT, будет искать там файл с названием MLO, как это расшифровывается в RM не сказано, но многие склоняются что Master LOader. Возникает резонный вопрос, где же взять этот MLO?

Das U-Boot

Das U-Boot или просто U-Boot - Universal Boot Loader, один из самых, если не самый, распространенный загрузчик для встроенных систем, именно с его помощью можно создать требуемый вторичный загрузчик (MLO), который будет загружать третичный загрузчик (сам U-Boot), который будет загружать ядро Linux.

Перед скачиванием U-Boot, стоит сходить в репозиторий и найти тег последней версии, далее

U-Boot содержит больше тысячи конфигураций, в том числе нужную:

Это конфигурация платы AM335x evaluation module, этот модуль лежит в основе других плат, в том числе BeagleBone Black, что можно видеть, к примеру, по Device Tree, но о нем позже. Настраивается и собирается U-Boot с помощью Kconfig, то же, что используется и при сборке ядра Linux.

Установка нужного конфига:

Можно, к примеру, убрать, установленную по умолчанию, 2-х секундную задержку при загрузке платы с U-Boot

Boot options ---> Autoboot options ---> (0) delay in seconds before automatically booting

В вышеуказанных командах, используется компилятор по умолчанию, если таковой в системе установлен, и, скорее всего, он не подходит для ARM процессоров, и здесь пора упомянуть о кросскомпиляции.

ARM Toolchain

Один из видов кросскомпиляции это сборка на одной архитектуре, как правило x86-64, именуемой HOST, исходного кода для другой, именуемой TARGET. Например, для TARGET архитектуры ARMv7-A, ядра ARM CortexA-8 процессора AM3358, платы BeagleBone Black. К слову, чтобы не запутаться в ARM’ах, даже есть свой справочник, так их много и разных.

Сама сборка осуществляется набором инструментов - компилятор, компоновщик, runtime библиотеки, заголовочные файлы ядра; так называемый Toolchain. Toolchain можно собрать самостоятельно либо с помощью crosstool-NG, а можно взять готовый от компании Linaro, или самой ARM. Здесь я буду использовать Toolchain от ARM “GNU Toolchain for the A-profile Architecture Version 10.2-2020.11, x86_64 Linux hosted cross compilers, AArch32 target with hard float (arm-linux-none-gnueabihf)", если не вдаваться в излишние подробности, то это все означает, что набор инструментов будет работать на десктопной машине с Linux и собирать программы для 32-х битной ARM платформы с аппаратной поддержкой операций с плавающей запятой.

Теперь для успешной сборки U-Boot, нужно указать в переменных ARCH и CROSS_COMPILE требуемые архитектуру и путь к кросскомпилятору соответственно, например так

Либо использовать export ARCH/CROSS_COMPILE , чтобы каждый раз не набирать все это. Я, для наглядности, буду каждый раз набирать все это.

После сборки U-Boot, в папке появятся необходимые файлы, а именно

MLO - вторичный загрузчик (напомню, первичный зашит в самом процессоре)

u-boot.img - третичный загрузчик, собственно U-Boot

Для успешной загрузки с SD карты, нужно ее некоторым образом разметить. Карта должна содержать минимум два раздела, первый, отмеченный как BOOT, с файловой системой FAT, второй раздел с ext4. Разметить карту можно, к примеру, программой fdisk.

Теперь нужно просто скопировать результаты сборки U-Boot в FAT раздел, вставить карту в BeagleBone Black и в терминале наблюдать уже более осознанный ответ платы


В ответе платы есть такие строки

Failed to load ‘boot.scr’

Failed to load ‘uEnv.txt’

U-Boot, во время загрузки, смотрит наличие дополнительных команд, сначала в файле boot.scr, при его наличии, затем, если boot.scr не нашлось, в uEnv.txt. Эти файлы, помимо очередности при поиске, отличаются тем, что в файле uEnv.txt, дополнительные команды представлены в текстовом виде, т.е. он проще для восприятия и редактирования. U-Boot не создает файлы с дополнительными командами, делать это нужно самостоятельно.

Здесь происходят некоторые манипуляции в результате которых U-Boot загружает из SD карты в RAM по адресу [loadaddr] - образ ядра [zImage], и по адресу [fdtaddr] - дерево устройств [Flattened Device Tree]. Формируются аргументы, передаваемые ядру Linux, это параметры консоли, к которой подключен переходник USB-UART [console=ttyS0,115200n8], место размещения корневой файловой системы [bootpartition=mmcblk0p2], параметры разрешения на чтение/запись корневой файловой системы [rw], ее тип [ext4] и ожидание появления корневой файловой системы [rootwait]. Чтобы раскрутить всю цепочку действий U-Boot, можно, после того как U-Boot прекратит попытки найти что бы загрузить и выдаст приглашение на работу в виде =>, ввести команду printenv , она покажет значения всех переменных, которыми располагает U-Boot.


В завершении своей работы U-Boot, командой bootz , вместе с вышеуказанными аргументами и адресом дерева устройств, передает управление ядру Linux.

Ядро Linux

Прежде чем приступать к любым действиям с ядром, стоит заглянуть сюда и убедится в наличии необходимых пакетов. Следующим шагом нужно определиться с тем, какую версию ядра использовать. Здесь я использую версию 5.4.92 и вот по каким соображениям. Одной из основных причин того, что не стоит брать просто последнюю версию ядра, доступную на данный момент, наряду с наличием драйверов, является невозможность быстро протестировать это ядро на всем разнообразии платформ поддерживаемых Linux, а значит можно потратить кучу сил и времени на исправление неполадок, если что-то пойдет не так, и не факт что это вообще получится сделать. BeagleBone Black имеет официальный репозиторий, где можно найти версию ядра, протестированную на данной платформе, и long term версия 5.4.92 была последней на тот момент.

Нужный конфиг, расположенный в /arch/arm/configs, называется omap2plus_defconfig, OMAP - это название линейки процессоров, продолжением которых является AM3358, впринципе, подойдет и более общий multi_v7_defconfig.

Сам конфиг пока остается без изменений, поэтому можно просто его установить и запустить компиляцию ядра(zImage), модулей(modules) и дерева устройств(dtbs)


Проходит некоторое время.

Результат сборки, в виде zImage, находится в /arch/arm/boot, там же в папке /dts находится скомпилированное дерево устройств am335x-boneblack.dtb, оба отправляются на SD карту к файлам загрузчика. На этом FAT раздел SD карты можно считать скомплектованным. Итого, там присутствуют:

MLO - вторичный загрузчик

u-boot.img - третичный загрузчик

uEnv.txt - дополнительные команды загрузчика

zImage - образ ядра Linux

am335x-boneblack.dtb - скомпилированное дерево устройств платы

Еще при сборке ядра заказывались модули ядра, но они уже относятся к корневой файловой системе.

Корневая файловая система. BusyBox

Ядро получает корневую файловую систему путем монтирования блочного устройства, заданного в, переданном при запуске ядра, аргументе root=, и далее, первым делом, исполняет оттуда программу под названием init.

Если запустить BeagleBone Black, имея только вышеуказанные файлы для FAT раздела, то ядро будет паниковать по причине отсутствия init и, в целом, по причине пустой rootfs, т.е. корневой файловой системы.


Можно шаг за шагом создать все минимально необходимые компоненты корневой файловой системы, такие как оболочка, различные демоны запускаемые init, сам init, конфигурационные файлы, узлы устройств, псевдофайловые системы /proc и /sys и просто системные приложения. Для желающих совершать подобные подвиги, существует проект Linux From Scratch, здесь же я воспользуюсь швейцарским ножом встроенных систем с Linux, утилитой BusyBox.


Скачивание последней, на тот момент, версии:

Настройка конфигурации по умолчанию:

Чтобы не думать сейчас о разделяемых библиотеках, стоит установить статическую сборку BusyBox:

Settings ---> Build static binary (no shared libs)

Установка в папку по умолчанию _install:

Теперь в папке _install можно видеть будущую корневую файловую систему, в которую нужно добавить некоторые вещи.

Папки, помимо созданных BusyBox:

Стартовый скрипт. Дело в том, что, запускаемая в первую очередь, программа init, делает много полезного, например, выводит в консоль приглашение, но до выдачи приглашения, init проверяет наличие стартового скрипта /etc/init.d/rcS, и, при наличии, запускает его.

Этот скрипт монтирует псевдофайловые системы proc и sysfs, и ничего не мешает ему запускать, к примеру, пользовательскую программу, отвечающую за функционал устройства, но лучше будет делать это в отдельных скриптах, скомпонованных по функциональному назначению.

Стоит сказать, что работа init, на самом деле, начинается с чтения конфигурационного файла /etc/inittab, но BusyBox’овская init включает таблицу inittab по умолчанию, если таковой не окажется в корневой файловой системе.

Теперь пора вспомнить про модули ядра. Их также нужно разместить в корневой файловой системе в /lib/modules/5.4.92/, но сейчас они разбросаны по всей папке в которой собиралось ядро. Чтобы собрать модули в кучу, нужно в папке с ядром выполнить

Где в INSTALL_MOD_PATH указать путь к папке с корневой файловой системой, кросскомпилятор указывать не нужно, т.к. здесь модули ядра просто копируются по месту назначения. В результате папка /lib корневой файловой системы пополнится разделом /lib/mudules/5.4.92/ содержащим модули ядра, полученные при компиляции ядра.

Осталось скопировать все содержимое папки _install во второй раздел SD карты, тот который с ext4, и поменять владельца всего содержимого на root.

После запуска BeagleBone Black с корневой файловой системой, через 1.910315 секунды после старта ядра, система предложит активировать консоль и начать работу.


Но начать работу в такой системе, скорее всего не получится, т.к. в ней нет ничего кроме системных утилит BusyBox и моей небольшой программы, нарисовавшей приветствие, зато, эта система поможет получить общее представление о том, какая магия происходит внутри подобных устройств. Именно общее, т.к. в реальных устройствах, из-за необходимости минимизации времени загрузки, ограниченности ресурсов, заточенности под конкретную задачу, различий между ARM процессорами, построение системы может сильно отличаться. Например, на малинке, вообще сначала стартует графический процессор, который затем запускает все остальное.

По поводу же заявленных в начале драйверов, взаимодействия с внешними устройствами, автоматизации сборки и некоторого полезного функционала, пойдет рассказ в следующей статье.


Встроенный компьютер отличается от персонального компьютера (ПК) тем, что встроенная система спроектирована или сконструирована для одной или нескольких конкретных целей, в то время как ПК предназначены для широкого спектра функций. Встроенный компьютер может быть спроектирован с минимальной производительностью, необходимой для достижения его конкретных целей, что обеспечивает лёгкую и высокоэффективную компьютерную платформу. Категория охватывает широкий спектр вычислительных устройств, от бытовой электроники до оборудования авионики, роверов и космических кораблей, которые исследуют солнечную систему. Но, как и любой компьютер, аппаратное обеспечение встроенной системы бесполезно без программной платформы, и во многих случаях выбранная программная платформа представляет собой некий вид встроенной Linux®.

Linux® доказала свою популярность во многих областях встраиваемых вычислений благодаря высокому уровню настройки и гибкости, а также разнообразной аппаратной поддержке. Ядро Linux® имеет модульную архитектуру, что означает, что разработчик или инженер может выбирать драйверы и программное обеспечение высокого уровня, необходимое для конкретной системы. Поддержка множества различных микропроцессорных архитектур также является важным преимуществом, предлагаемой встроенной Linux®, поскольку во встроенных системах может использоваться микропроцессор, который сильно отличается от тех, которые имеются в ПК. Как проект программного обеспечения с открытым исходным кодом, Linux® также может использоваться без ограничений и лицензионных отчислений, которые могут присутствовать в коммерческих предложениях.

Некоторые версии встроенной Linux® могут быть построены практически с нуля, в то время как другие являются слегка изменёнными версиями существующих дистрибутивов. Как коммерческие, так и некоммерческие организации предлагают свои собственные готовые дистрибутивы, предназначенные для производителей и дизайнерских фирм. Например, мобильные телефоны и медиаплееры обычно используют готовые варианты встроенной Linux®. Компьютерные системы или сетевые устройства могут использовать только слегка изменённую версию дистрибутива Linux® для настольных компьютеров.

В областях с высокими требованиями в режиме реального времени или требованиями к производительности конечный пользователь часто активно участвует в разработке системы. Например, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) получает программное обеспечение Linux® от сторонних поставщиков, но устанавливает руководящие указания для поставщиков. Другие организации, такие как компании, производящие оборудование для тестирования авионики, могут разработать собственный вариант встроенной Linux®.

Linux – семейство операционных систем с открытым исходным кодом. Ядро Линукс поддерживает добавление и удаление программных компонентов без остановки системы. Эти компоненты называют динамически загружаемыми модулями ядра. Их можно добавлять в операционную систему по необходимости, в любое время. Одна из особенностей Линукс - возможность выступать операционной системой для других операционных систем (в качестве гипервизора). Гипервизор – это программа, позволяющая создавать на компьютере виртуальные ПК с разными операционными системами, которые будут распознаваться в локальной сети. Например, это знаменитая Oracle VirtualBox.

реклама


Другая особенность - нечетные номера версий, например, 2.1 или 2.9 присваиваются экспериментальным, находящимся в разработке ядрам. Стабильные версии обычно имеют чётные номера, например, 2.2 или 2.6.

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Первые Линукс изначально были написаны программистами для самих себя. Позднее увеличился выбор программ и появились различные графические интерфейсы (GNOME, KDE, Cinnamon, MATE, XFCE).


Логотипы разных Линукс

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


Логотипы различных Линукс

реклама

Разновидностей Линукс довольно много, самые популярные: Linux Mint, Ubuntu, Debian, Mageia, Fedora, OpenSUSE, ArchLinux, CentOS, PCLinuxOS, Slackware.

В России были созданы собственные версии Линукс: Rosa, ALT Linux, ASPLinux, НауЛинукс, Calculate Linux, Runtu, Rosinka, Astra Linux. Их последние годы внедряют в государственных учреждениях.


История развития UNIX-систем. Linux является UNIX-совместимой, но основана на собственном исходном коде, написанном в октябре 1991 года Линусом Торвальдсом, бывшим в то время студентом.

реклама

Плюсы и минусы Линукс

У Линукс, как и любой другой операционной системы, есть свои достоинства и недостатки. Поэтому прежде чем переходить на одну из ОС этого семейства, изучите её преимущества, а также некоторые особенности, которые в будущем могут сказаться на эффективности Вашей работы.

Основные достоинства Линукс:

  • Для каждой версии Линукс существуют специальные репозитарии – хранилища бесплатных программ на все случаи жизни.
  • Надежность: Линукс могут годами работать без зависаний и перезагрузок, чего не скажешь о других операционных системах.
  • Безопасность: для этой операционной системы отсутствуют вирусы, поскольку каждое важное действие требует подтверждения со стороны пользователя. А для Виндовс ежегодно появляются сотни новых вирусов, антивирусы постоянно отъедают часть ресурсов ОС, требуют трафик для обновления антивирусных баз, тратят уйму времени на сканирование жёсткого диска на вирусы.
  • Открытый исходный код даёт практически неограниченные возможности по настройке ОС под требования пользователя и его задачи.
  • Малое число ошибок и зависаний по сравнению с остальными ОС.
  • Потребляет мало системных ресурсов.
  • Возможность запуска с флешки. Она пригодится, например, при проверке на битые пиксели ноутбука без ОС. Так я обычно подключаю две флешки, первую с Линукс (подойдёт любая версия), а вторую с картинками и видео для проверки на битые пиксели, муар и т.д.
  • Отсутствие реестра, который у Windows постоянно засоряется и требует периодической очистки. В Linux конфигурации всех программ находятся в папке etc.
  • Отсутствие сбора данных, как у Виндовс или Андроид («большой брат» не будет следить за каждым вашим шагом, а потом присылать горы спама с целевой рекламой).
  • Множество бесплатных программ, написанных энтузиастами. Платные программы тоже есть, поэтому выбор за Вами.

Недостатки Линукс, с которыми её разработчики постоянно борются:

  • Новичкам её сложнее освоить, поскольку перед глазами у большинства людей дома, в школе и на работе, установлена Windows. А интерфейс большинства версий Линукс серьёзно отличается.
  • Необходимость работы с консолью и терминалом, что отпугивает многих новичков. Консоль – управление ОС через ввод теста на чёрный экране и там же отображаются ответы системы. Терминал – более современный аналог консоли, имеющий графический интерфейс, отображается в виде окна на фоне рабочего стола Линукс. Это аналоги командной строки в DOS.
  • Часто возникают сложности при настройке принтеров. С каждым годом значимость этой проблемы уменьшается, но она всё ещё актуальна.
  • Для работы многих программ требуются права доступа. Это означает необходимость ввода пароля по несколько раз в день. Поэтому стоит придумать легко запоминающийся пароль и не слишком длинный.
  • Малое количество совместимых игр и программ (по сравнению с Windows). На текущий момент, это основная причина, почему многие пользователи Виндовс не переходят на Линукс. Есть, конечно, специальные программы-эмуляторы, позволяющие запускать большинство программ, написанных для Виндовс, но от этого страдает производительность.
  • Могут быть проблемы с переносом программ из одной версии Линукса в другую.
  • Требуется интернет для обновления пакетов. Многие программы в Линукс взаимодействуют друг с другом и для обновления одной из них придётся обновлять и все остальные.


Пример консоли (нет графического интерфейса)


Пример терминала (есть графический интерфейс)

Применение Линукс на практике

В интернет-кафе

Линукс позволяет использовать относительно устаревшие компьютеры для комфортного сёрфинга в интернете. На такие компьютеры нет необходимости ставить антивирус и переживать, что кто-нибудь из пользователей что-то закачает и заразит всю локальную сеть интернет-кафе. Linux более экономно обращается к жёсткому диску ПК, поэтому по быстродействию он не сильно отстаёт от SSD.

Для обучения ребёнка

Дети любят необычный дизайн и яркие краски, многие версии Линукса предлагают подобный интерфейс. Можно не бояться, что ребёнок поймает вирус в интернете, а также он не будет жаловаться, если будет сидеть за стареньким компьютером, поскольку тот будет работать вполне резво.

Для встречи с клиентами и проведения презентаций.

Линукс имеет открытый код, а значит Вам не придётся оплачивать лицензию, как в случае с Виндовс. Для презентаций есть отличная замена Майксофт офиса – WPS office, используя его Вы покажете своим клиентам отличные знания компьютера, так как в основном опытные пользователи решаются установить Linux, а полностью на него переходят, только самые продвинутые.

В командировках

Если в командировке Вам нужно работать с почтой и текстовым редактором, а смартфон неудобен для этих целей, то можно приобрести слабый ноутбук, который на Линуксе будет работать на уровне более дорогих моделей. Линукс имеет шикарную подборку программ для работы специалистов всех сфер деятельности. Можно не бояться вставлять флешки с различных презентаций (если на них будет вирус, то ваш ноутбук он не поразит).

Для путешественников

Путешествуя, вам придётся скачивать различные программы, например, карту местности, читать много текста вроде списка местных законов и описания достопримечательностей. За пиратские программы во всём мире наказывают строже, чем в России, поэтому все Ваши программы должны быть либо куплены, либо быть бесплатными.

Для серверов

Высокая надёжность Линукса позволяет использовать его в качестве серверной операционной системы. Например, если у человека есть старый ПК, и он хочет запустить на нём свой сайт или онлайн-магазин.

Для обучения программистов и системных администраторов

Линукс позволяет проводить очень тонкую настройку любых своих функций, поэтому незаменим как для работы, так и для обучения будущих компьютерщиков.


Пример рабочего стола Линукс


Пример рабочего стола Линукс

Большая просьба к пользователям Линукс, напишите в комментариях, какой именно версией ОС Вы пользуетесь и какие задачи она решает?


О том, какая операционная система лучше, можно спорить бесконечно — у противоборствующих лагерей полно разумных аргументов. Сегодня мы поговорим про линуксовые системы — в отличие от конкурентов, они дают больше свободы, позволяют конфигурировать их под свои задачи и возможности машины. Формат open-source — ещё один их плюс. Это именно то, что так любят программисты. Если подумываете отказаться от «родных» Windows или MacOS — ловите подборку лучших дистрибутивов Linux-систем.

Ubuntu

Ubuntu считается лучшей системой для новичков, переход на неё с Windows и MacOS не уничтожит ни единой нервной клетки. Установка программ и пакетов предельно проста: базовое знакомство — и вы не почувствуете неудобств. Для разработчиков и программистов эта линуксовая ОС привлекательна стабильностью и надёжностью.

Ubuntu постоянно растёт и обновляется, в этом она схожа со «старшими» конкурентами. Как у Windows, у неё есть несколько дистрибутивов (Lubuntu, Xubuntu, Kubuntu), которые сохраняют функциональность, требуя меньше ресурсов. Это весомый аргумент для старых машин или задач, где нужна высокая производительность.

Бонус — отличная поддержка ОС. Все недочёты в Ubuntu устраняются молниеносно, техническая поддержка отвечает на вопросы постоянно, перечень дистрибутивов программ огромный и постоянно пополняется.

Pop!_OS

Американский производитель компьютеров и серверов System76 в прошлом году выпустил операционную систему Pop!_OS. Формально это та же Ubuntu, но изменения в графической оболочке GNOME и подключение собственных пакетов юридически сделали её новой системой.

По факту, для российского пользователя Pop!_OS — это Ubuntu с изменённым интерфейсом и улучшенной функциональностью. Если у вас есть претензии к внешнему виду первого фигуранта нашего списка — попробуйте Pop!_OS.

Debian

Debian — базовая ОС как для вышеупомянутых Ubuntu и Pop!_OS, так и менее раскрученных SteamOS, Linux mint, Knoppix. Исключительная стабильность делает Debian надёжным фундаментом для надстроек. Если захотите сделать свою операционную систему с блэкджеком и прочими приложениями — кастомизируйте Debian.

CentOS

Red Hat Enterprise Linux (RHEL) — одна из известнейших корпоративных ОС на базе Linux. CentOS — её ближайшая альтернатива, позволяющая запускать большинство приложений от RHEL и пользоваться менеджером загрузок YUM. Ещё одно преимущество — CentOS имеет доступ к репозиторию Red Hat Software Collections (RHSCL), расширяющему возможности по использованию языков и баз данных.

CentOS подходит для профессиональной разработки, позволяя не тратить время на организацию взаимодействия с коллегами и поиск свежих дистрибутивов.

Fedora

Альтернатива RHEL для корпоративного использования. Обновления выходят каждые полгода, все необходимые пакеты включены в базовую сборку, конфигурация автоматическая. Факт (почти реклама): Fedora использует сам Линус Торвальдс, оценивая эту ОС выше Ubuntu и Debian.

Kali Linux

Операционная система, предназначенная для программистов в области кибербезопасности. Если вы видели сериал «Мистер Робот», то наверняка приметили там Kali Linux. Она основана на Debian и содержит множество инструментов для взлома и защиты системы. К примеру, «из коробки» поставляются John the Ripper — утилита для восстановления паролей из хэшей, Aircrack-ng — улавливатель беспроводных сетей и перехватчик трафика, а также сканер OWASP ZAP. Такой набор будет интересен каждому разработчику, и это только малая часть возможностей.

Ещё одна фича — возможность полноценно установить ОС на Raspberry Pi в качестве альтернативы Raspbian.

Arch Linux

Если вам нужна легковесная операционная система с гибкими возможностями настройки (в том числе ядра), обратите внимание на Arch Linux. ОС поставляется с голым «фундаментом» и Pacman — менеджером пакетов. Графический интерфейс идёт как опция, а не необходимая составляющая, что ценят тру-программисты.

Gentoo

У Gentoo те же преимущества и недостатки, что у Arch. К первым можно отнести тотальный контроль над сборкой: буквально каждый элемент будет установлен только с вашего разрешения. Отсюда и недостатки — без опыта в линуксовых системах собрать удобную ОС будет затруднительно.

NuTyX

Вариация Linux ОС для профессиональных программистов. Ядро Kernel и менеджер пакетов — чтобы создать надёжную систему для личного пользования. Настройка здесь чуть удобнее, чем в предыдущих дистрибутивах, но лучше запаситесь кофе и терпением — установка займёт много времени.

OpenSUSE

Вернёмся к «дружелюбным» системам, на которые стоит обратить внимание Linux-новичку. OpenSUSE — достойная альтернатива Ubuntu. Удобна для разработчиков благодаря множеству доступных сред и приложений, загружаемых с помощью менеджера пакетов YaST. С ним вы забудете о стандартных приложениях Windows и MacOS — здесь тоже всё на высшем уровне.

Elementary OS

Завершим обзор самой понятной системой для новичков. В Elementary масса графических надстроек, так что перейти на нее с привычной ОС будет легко. Возможностей для разработчика здесь немного, зато пользователь оценит множество эксклюзивных GUI и приложений.

Если понравилась Elementary OS, обратите внимание на ChaletOS и Manjaro. Это схожие по устройству системы, которые подойдут для повседневного использования: просмотра почты, фотографий, видео. С их помощью можно дать вторую жизнь старому ноутбуку.

Сборок и кастомных систем Linux значительно больше перечисленных одиннадцати. Но именно они на сегодняшний день наиболее популярны и стабильны. Познакомьтесь с ними, «набейте руку», оцените преимущества и недостатки и обязательно расскажите о своем опыте в комментариях!

Читайте также: