Linux как присвоить переменную

Обновлено: 04.07.2024

Подстановка команд -- это подстановка результатов выполнения команды [1] или даже серии команд; буквально, эта операция позволяет вызвать команду в другом окружении.

Классический пример подстановки команд -- использование обратных одиночных кавычек (`. `). Команды внутри этих кавычек представляют собой текст командной строки.

Вывод от команд может использоваться: как аргумент другой команды, для установки значения переменной и даже для генерации списка аргументов цикла for.

Подстанавливаемая команда может получиться разбитой на отдельные слова.

Даже когда не происходит разбиения на слова, операция подстановки команд может удалять завершающие символы перевода строки.

При выводе значений переменных, полученных в результате подстановки команд, командой echo, без кавычек, символы перевода строки будут удалены. Это может оказаться неприятным сюрпризом.

Подстановка команд позволяет даже записывать в переменные содержимое целых файлов, с помощью перенаправления или команды cat.

Не используйте переменные для хранения содержимого текстовых файлов большого объема, без веских на то оснований. Не записывайте в переменные содержимое бинарных файлов, даже шутки ради.

Пример 14-1. Глупая выходка

Обратите внимание: в данной ситуации не возникает ошибки переполнения буфера . Этот пример показывает превосходство защищенности интерпретирующих языков, таких как Bash, от ошибок программиста, над компилирующими языками программирования.

Подстановка команд, позволяет записать в переменную результаты выполнения цикла. Ключевым моментом здесь является команда echo, в теле цикла.

Пример 14-2. Запись результатов выполнения цикла в переменную

Подстановка команд позволяет существенно расширить набор инструментальных средств, которыми располагает Bash. Суть состоит в том, чтобы написать программу или сценарий, которая выводит результаты своей работы на stdout (как это делает подавляющее большинство утилит в UNIX) и записать вывод от программы в переменную.

Альтернативой обратным одиночным кавычкам, используемым для подстановки команд, можно считать такую форму записи: $(COMMAND).

В этой статье будут рассмотрены переменные в Bash скриптах с точки зрения области видимости, а также некоторые особенности при работе с ними.

Переменные среды Bash

Командный интерпретатор Bash поддерживает переменные среды, которые отслеживают различную системную информацию:

Для ознакомления с полным списком локальных переменных среды используется команда set.


Значения этих переменных Bash можно использовать в сценариях, для чего необходимо указать имя переменной с предшествующим ей знаком доллара ($).

Пример работы скрипта:


Обратите внимание: переменные среды в командах echo заменяются их текущими значениями при выполнении программы. Кроме того, переменные, заключённые в кавычках, и вне их интерпретируются правильно.

Однако в таком методе есть некоторый недостаток: при попытке отобразить какое-то денежное значение в долларовом эквиваленте необходимо добавить перед знаком доллара обратный слэш для его экранирования, чтобы интерпретатор не посчитал следующую за ним цифру именем переменной, принимающей параметр скрипта по указанному номеру.

Результат работы скрипта:


В первой строке, где отображается неправильная цена, интерпретатор воспринял $ как знак начала переменной 1, которая считала первый параметр запущенной программы. Поскольку параметр ничего не содержал, то ничего и не было отображено вместо $1.

На заметку: частым случаем является использование фигурных скобок вокруг имени переменной после знака доллара (например $ ). Этот приём позволяет просто определить имя переменной, а на её функциональность это никак не влияет.

Пользовательские переменные Bash

В сценариях командного интерпретатора Bash можно не только использовать переменные среды, но также создавать и включать собственные. Задание переменных позволяет сохранять данные и использовать их во время работы скрипта, что делает его более интерактивным.

Пользовательские переменные Bash Linux могут быть названы любой текстовой строкой длиной до 20 символов, состоящей из букв, цифр и символа подчёркивания. В названии учитывается регистр букв, поэтому переменная Var1 не является переменной var1. Новички в области написания сценариев часто забывают об этой особенности, отчего и допускают трудно диагностируемые ошибки.

Присвоение значения переменной Bash выполняется с помощью знака равенства (=). Слева и справа от знака не должно быть разделяющих символов по типу пробела. Это правило также часто забывается неофитами. Вот пример присваивания значений переменным:

var1=50
var2=-120
var3=test
var4="текстовая строка"

Ключевой особенностью интерпретатора Bash является автоматическое определение типа данных, используемого для представления значения переменных. После их определения сценарий сохраняет значения этих переменных на протяжении всего времени работы программы и уничтожает после её завершения.

На заметку: обращение к пользовательским переменным осуществляется так же, как и к системным, — с помощью знака доллара ($). Он не используется, когда переменной присваивается значение.

Выводы

Для обработки информации в сценариях командного интерпретатора используются переменные среды Bash и пользовательские переменные. Последние имеют жизнеспособность по умолчанию до тех пор, пока работает программа. При обращении к пользовательским переменным применяется знак доллара, а при записывании в них данных — нет.

Каким бы простым ни был графический интерфейс в Linux и сколько бы там ни было функций, все равно есть задачи, которые удобнее решать через терминал. Во-первых, потому что это быстрее, во-вторых - не на всех машинах есть графический интерфейс, например, на серверах все действия выполняются через терминал, в целях экономии вычислительных ресурсов.

Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.

Основы скриптов

Скрипт или как его еще называют - сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки - bash.

Скрипт - это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.

Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:

bash1

Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:

В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.

Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.

chmod ugo+x файл_скрипта

Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:

bash

Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.

Переменные в скриптах

Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.

Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они аналогично.

Например, объявим переменную string:

Значение нашей строки в кавычках. Но на самом деле кавычки не всегда нужны. Здесь сохраняется главный принцип bash - пробел - это специальный символ, разделитель, поэтому если не использовать кавычки world уже будет считаться отдельной командой, по той же причине мы не ставим пробелов перед и после знака равно.

Чтобы вывести значение переменной используется символ $. Например:

Модифицируем наш скрипт:

Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:

bash2

Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.

Переменные и вывод команд

Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:

$( команда )

С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:

bash3

Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:

bash4

Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.

Параметры скрипта

Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.

Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:

bash6

bash5

Управляющие конструкции в скриптах

Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.

В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:

if команда_условие
then
команда
else
команда
fi

Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.

Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:

[[ параметр1 оператор параметр2 ]]

Для сравнения используются уже привычные нам операторы <,>,=,!= и т д. Если выражение верно, команда вернет 0, если нет - 1. Вы можете немного протестировать ее поведение в терминале. Код возврата последней команды хранится в переменной $?:

bash7

Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:

bash8

bash9

Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.

Циклы в скриптах

Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.

Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:

for переменная in список
do
команда
done

Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.

Например, переберем пять цифр:

bash10

bash11

Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:

for file in $(ls -l); do echo "$file"; done

bash12

Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.

Второй цикл, который мы рассмотрим - это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:

while команда условие
do
команда
done

bash14

bash13

Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.

Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с запятой ";". Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:

index=1; while [[ $index < 5 ]]; do echo $index; let "index=index+1"; done;

Выводы

Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.

Правильное использование переменных может придать сценариям дополнительную мощь и гибкость, а для этого необходимо изучить все тонкости и нюансы.

путь к исполняемому файлу Bash

это массив, состоящий из 6 элементов, и содержащий информацию о версии Bash. Очень похожа на переменную $BASH_VERSION, описываемую ниже.

версия Bash, установленного в системе

Проверка переменной $BASH_VERSION -- неплохой метод проверки типа командной оболочки, под которой исполняется скрипт. Переменная $SHELL не всегда дает правильный ответ.

содержимое вершины стека каталогов (который управляется командами pushd и popd)

Эта переменная соответствует команде dirs, за исключением того, что dirs показывает полное содержимое всего стека каталогов.

заданный по-умолчанию редактор, вызываемый скриптом, обычно vi или emacs.

"эффективный" идентификационный номер пользователя (Effective User ID)

Идентификационный номер пользователя, права которого были получены, возможно с помощью команды su.

Значение переменной $EUID необязательно должно совпадать с содержимым переменной $UID.

имя текущей функции

Перечень шаблонных символов, которые будут проигнорированы при выполнении подстановки имен файлов (globbing) .

группы, к которым принадлежит текущий пользователь

Это список групп (массив) идентификационных номеров групп для текущего пользователя, как эо записано в /etc/passwd.

домашний каталог пользователя, как правило это /home/username (см. Пример 9-13)

Сетевое имя хоста устанавливается командой hostname во время исполнения инициализирующих сценариев на загрузке системы. Внутренняя переменная $HOSTNAME Bash получает свое значение посредством вызова функции gethostname(). См. так же Пример 9-13.

Подобно $MACHTYPE, идентифицирует аппаратную архитектуру.

разделитель полей во вводимой строке (IFS -- Input Field Separator)

По-умолчанию -- пробельный символ (пробел, табуляция и перевод строки), но может быть изменен, например, для разбора строк, в которых отдельные поля разделены запятыми. Обратите внимание: при составлении содержимого переменной $*, Bash использует первый символ из $IFS для разделения аргументов. См. Пример 5-1.

При всем при том следует помнить, что при использовании $IFS пробельные символы обрабатываются несколько иначе, чем все остальные.

Пример 9-1. $IFS и пробельные символы

(Спасибо S. C., за разъяснения и примеры.)

Чаще всего устанавливается в .bashrc или /etc/profile, эта переменная задает порядок сортировки символов, в операциях подстановки имен файлов и в поиске по шаблону. При неверной настройке переменной LC_COLLATE можно получить весьма неожиданные результаты.

Начиная с версии 2.05, Bash, в операциях подстановки имен файлов, не делает различий между символами верхнего и нижнего регистров, в диапазонах символов в квадратных скобках. Например,, ls [A-M]* выведет как File1.txt, так и file1.txt. Возврат к общепринятому стандарту поведения шаблонов в квадратных скобках выполняется установкой переменной LC_COLLATE в значение C командой export LC_COLLATE=C в файле /etc/profile и/или

Эта внутренняя переменная определяет кодировку символов. Используется в операциях подстановки и поиске по шаблону.

Номер строки исполняемого сценария. Эта переменная имеет смысл только внутри исполняемого сценария и чаще всего применяется в отладочных целях.

Идентификатор аппаратной архитектуры.

прежний рабочий каталог ( "OLD-Print-Working-Directory" )

тип операционной системы

путь поиска, как правило включает в себя каталоги /usr/bin/, /usr/X11R6/bin/, /usr/local/bin, и т.д.

Когда командный интерпретатор получает команду, то он автоматически пытается отыскать соответствующий исполняемый файл в указанном списке каталогов (в переменной $PATH). Каталоги, в указанном списке, должны отделяться друг от друга двоеточиями. Обычно, переменная $PATH инициализируется в /etc/profile и/или в

Инструкция PATH=$:/opt/bin добавляет каталог /opt/bin в конец текущего пути поиска. Иногда может оказаться целесообразным, внутри сценария, временно добавить какой-либо каталог к пути поиска. По завершении работы скрипта, эти изменения будут утеряны (вспомните о том, что невозможно изменить переменные окружения вызывающего процесса).

Текущий "рабочий каталог" , ./, обычно не включается в $PATH из соображений безопасности.

Код возврата канала (конвейера). Интересно, что это не то же самое, что код возврата последней исполненной команды.

Переменная $PIPESTATUS может давать неверные значения при вызове из командной строки.

Если поместить эти строки в сценарий и исполнить его, то будут выведены верные значения 0 1 0.

Спасибо Wayne Pollock за замечания и предоставленный пример.

Переменная $PPID хранит PID (идентификатор) родительского процесса. [1]

Сравните с командой pidof.

prompt, приглашение командной строки.

Вторичное приглашение командной строки, выводится тогда, когда от пользователя ожидается дополнительный ввод. Отображается как ">" .

Третичное приглашение (prompt), выводится тогда, когда пользователь должен сделать выбор в операторе select (см. Пример 10-29).

Приглашение (prompt) четвертого уровня, выводится в начале каждой строки вывода тогда, когда сценарий вызывается с ключом -x . Отображается как "+" .

рабочий (текущий) каталог

Аналог встроенной команды pwd.

переменная по-умолчанию, куда записывается ввод пользователя, выполненный с помощью команды read если явно не задана другая переменная. Так же может использоваться в операторе select, для построения меню выбора.

Время паботы сценария в секундах.

список допустимых опций интерпретатора shell. Переменная доступна только для чтения.

Уровень вложенности shell. Если в командной строке

дает 1, то в сценарии значение этой переменной будет больше на 1, т.е. 2.

Если переменная окружения $TMOUT содержит ненулевое значение, то интерпретатор будет ожидать ввод не более чем заданное число секунд, что, в первичном приглашении (см. описание PS1 выше), может привести к автоматическому завершению сеанса работы.

К сожалению это возможно только во время ожидания ввода с консоли или в окне терминала. А как было бы здорово, если бы можно было использовать эту внутреннюю переменную, скажем в комбинации с командой read! Но в данном контексте эта переменная абсолютно не применима и потому фактически бесполезна в сценариях. (Есть сведения о том, что в ksh время ожидания ввода командой read можно ограничить.)

Организация ограничения времени ожидания ввода от пользователя в сценариях возможна, но это требут довольно сложных махинаций. Как один из вариантов, можно предложить организовать прерывание цикла ожидания по сигналу. Но это потребует написание функции обработки сигналов командой trap (см. Пример 29-5).

Пример 9-2. Ограничения времени ожидания ввода

В качестве альтернативы можно использовать stty.

Пример 9-3. Еще один пример ограничения времени ожидания ввода от пользователя

Возможно самый простой способ -- использовать опцию -t команды read.

Пример 9-4. Ограничение времени ожидания команды read

UID (идентификатор) текущего пользователя, в соответствии с /etc/passwd

Это реальный UID текущего пользователя, даже если он временно приобрел права другого пользователя с помощью su. Переменная $UID доступна только для чтения.

Пример 9-5. Я -- root?

Переменные $ENV, $LOGNAME, $MAIL, $TERM, $USER и $USERNAME, не являются встроенными переменными Bash. Тем не менее, они часто инициализируются как переменные окружения в одном из стартовых файлов Bash. Переменная $SHELL, командная оболочка пользователя, может задаваться в /etc/passwd или в сценарии "init" и она тоже не является встроенной переменной Bash.

Позиционные параметры (аргументы)

аргументы передаются. из командной строки в сценарий, функциям или команде set (см. Пример 4-5 и Пример 11-13)

количество аргументов командной строки [2] , или позиционных параметров (см. Пример 33-2)

Все аргументы в виде одной строки (слова)

То же самое, что и $* , но при этом каждый параметр представлен как отдельная строка (слово), т.е. параметры не подвергаются какой либо интерпретации.

Пример 9-6. arglist: Вывод списка аргументов с помощью переменных $* и $@

После команды shift (сдвиг), первый аргумент, в переменной $@, теряется, а остальные сдвигаются на одну позицию "вниз" (или "влево", если хотите).

Специальная переменная $@ может быть использована для выбора типа ввода в сценария. Команда cat "$@" позволяет выполнять ввод как со стандартного устройства ввода stdin, так и из файла, имя которого передается сценарию из командной строки. См. Пример 12-17 и Пример 12-18.

Переменные $* и $@, в отдельных случаях, могут содержать противоречивую информацию! Это зависит от содержимого переменной $IFS.

Пример 9-7. Противоречия в переменных $* и $@

Различия между $@ и $* наблюдаются только тогда, когда они помещаются в двойные кавычки.

Пример 9-8. Содержимое $* и $@, когда переменная $IFS -- пуста

Прочие специальные переменные

Список флагов, переданных сценарию (командой set). См. Пример 11-13.

Эта конструкция изначально была введена в ksh , откуда перекочевала в Bash и, похоже, работает в Bash не совсем надежно. Единственное возможное применение -- проверка - запущен ли сценарий в интерактивном режиме.

PID последнего, запущенного в фоне, процесса

Специальная переменная, содержит последний аргумент предыдущей команды.

Пример 9-9. Переменная "подчеркивание"

PID самого процесса-сценария. Переменная $$ часто используется при генерации "уникальных" имен для временных файлов (см. Пример A-14, Пример 29-6, Пример 12-23 и Пример 11-23). Обычно это проще чем вызов mktemp.

Примечания

PID текущего процесса хранится в переменной $$.

Слова "аргумент" и "параметр" очень часто используются как синонимы. В тексте данного документа, они применяются для обозначения одного и того же понятия, будь то аргумент, передаваемый скрипту из командной строки или входной параметр функции.

Читайте также: