Linux multimedia studio как пользоваться

Обновлено: 04.07.2024

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.
  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS \data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.


Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры), на вкладке Paths, которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.



Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.


В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor (Финальный секвенсор) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.



Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню


Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК, БАЛ (VOL, PAN) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу ;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и .



Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor).



Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.



Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A, B, C, D. В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.



Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт. Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.



Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.

Все термины и вообще вся подготовка описаны по вышеприведённым ссылкам. Поэтому, если вы начинаете с нуля, ознакомиться с ними нужно в обязательном порядке.

Конкретно в этом выпуске мы сконцентрируемся на том, чтобы создать пробный музыкальный трек с нуля в редакторе LMMS. У вас должен быть установлен LMMS и плагины TAL-BassLine, mda Piano и MT PowerDrumKit 2. Где брать, как устанавливать и как настраивать, описано в предыдущей части .

Подготовка дорожек

Создайте новый проект, удалите все дорожки, и создайте три новые дорожки, три раза перетащив плагин-контейнер VeSTige в окно Song-Editor:

Далее откройте по очереди каждый контейнер и загрузите в них VST-плагины: 1) mda Piano, 2) TAL-BassLine и 3) MT PowerDrumKit.

Когда плагины будут загружаться, на экране автоматически будут появляться их интерфейсы. Можете сразу их закрывать, чтобы не мешали. Но только не MT PowerDrumKit : там первым экраном просят донат, и нужно нажать SKIP (или пойти по ссылке и сделать донат, чтобы убрать этот экран навсегда).

Выбор пресета

Оставьте в mda Piano пресет по умолчанию. В барабанах пресетов вообще нет, а в TAL-BassLine выберите пресет номер 17, используя меню контейнера.

Инструменты настроены, и можно писать музыку.

Музыкальная дорожка состоит из паттернов. Это дискретные куски мелодии, которые занимают определенное количество тактов. Можно создать паттерн любой длины, так как его длина увеличивается автоматически по мере добавления новых нот.

Паттерны можно копировать, удалять, перемещать и т.д.

После левого клика по любой чёрной клетке в ней появляется пустой паттерн (серого цвета). Чтобы удалить паттерн, нужно нажать среднюю кнопку мыши или выбрать контекстное меню по нажатию правой кнопки.

Чтобы отредактировать паттерн, нужно сделать на нём двойной щелчок, и откроется

Нотный редактор

Выберите лад "Major", затем сделайте правый клик на любой ноте "до" на клавиатуре слева и выберите в контекстном меню "Mark current scale". После чего нотный редактор должен раскраситься вот так:

Это визуально поможет оставаться в тональности (мы будем использовать только белые клавиши).

Теперь создайте паттерн в дорожке TAL-BassLine и откройте его в нотном редакторе.

Басовая партия: ритмический рисунок

Бас важен для поддержки ритма. Заполните два такта нотами по 1/8. Нота ставится левым кликом, а чтобы изменить её длину, нужно потянуть за правый край.

Получился пульс. Теперь произвольным образом удалите некоторые ноты (правым кликом). Подчёркиваю, произвольным образом. Вы всё равно получите какой-то ритм:

Вы можете послушать его, нажав пробел или кнопку "играть".

Здесь я публикую то, что получилось у меня. Вы можете повторять за мной или делать что-то своё. Я также выложу свой проект для скачивания.

Уже при прослушивании этого ритма мозг может начать генерировать какие-то идеи. Слушайтесь его.

Басовая партия: поддержка тональности

Теперь разнесём ноты баса по высоте. Как видно, я выбрал корневой нотой "ре", то есть нахожусть в тональности ре-минор, и басовая партия должна её подчеркивать. На данном этапе надо растащить ноты вверх или вниз, также произвольным образом, прислушаться, и через несколько итераций свести их композицию в нечто единое (то есть слушать и двигать ноты, которые стоят "не на своём месте").

Не забывайте, что мы используем только белые клавиши:

Кроме того, я сделал ещё один, альтернативный паттерн:

Эти два паттерна я поставил в дорожку:

Обратите внимание на область повтора: она работает при включении соответствующего режима (кнопка выше). При проигрывании дорожки, когда курсор доходит до конца этой области, он автоматически переходит в начало. Чтобы передвинуть правый конец области (зелёную часть), сделайте правый клик на нужном такте, а чтобы передвинуть левый – Shift + правый клик.

Теперь, если вы нажмёте на пробел или на кнопку "играть", то трек из двух паттернов начнёт воспроизводиться и циклически повторяться, пока вы его не остановите. Вы можете прослушать и отладить переходы от первого паттерна ко второму и обратно к первому.

Освоившись с основными приёмами редактирования, добавим остальные дорожки в следующем выпуске . А пока не забудьте сохранить проект!

О Linux Multimedia Studio

Вот некоторые из них:

  • Сочинение, смешивание и автоматизация композиций
  • Воспроизведение нот через MIDI или клавиатуру
  • Beat + Bassline Editor
  • Редактор Piano Roll
  • Полная пользовательская автоматизация на основе треков
  • Поддержка файлов MIDI и файлов проекта Hydrogen
  • 16 встроенных синтезаторов
  • Поддержка SoundFonts, VST, LADSPA
  • Плагин ZynAddSubFx
  • Встроенный эквалайзер

Кроме того, LMMS поставляется со множеством готовых плагинов для инструментов и эффектов, пресетов и сэмплов. В результате, имеем простое музыкальное приложение на любой платформе для начала работы.

Центром интерфейса LMMS является окно Song Editor (редактор песен).

По умолчанию, редактор песен предварительно заполняет четыре канала:

Это только отправная точка, предоставленная только для того, чтобы иметь представление с чего начать. Ваш индивидуальный стиль и рабочий процесс полностью зависят от музыкального профессионализма.

В крайнем левом углу окна LMMS находится панель с вкладками, свернутая по умолчанию. Нажав вы увидите содержание.

LMMS окружена разнообразным и активным сообществом, соответственно, у него даже есть собственная платформа обмена. На платформе LMMS Sharing доступны:

  • образцы предустановки,
  • проекты,
  • учебные пособия,
  • темы
  • многое другое.

Также есть замечательный ресурс, который обязательно нужно изучить. У LMMS есть своя собственная страница Bandcamp. В ней размещены различные композиции исполнителей, которые используют инструмент в качестве платформы.

Официальный сайт Linux Multimedia Studio.

Linux Multimedia Studio 1.2.1

Команда строится на прочном фундаменте с четырехлетним исправлением ошибок, улучшениями функций и улучшением пользовательского интерфейса.

Журнал изменений для LMMS 1.2.1 достаточно полезен, поэтому мы тщательно изучили его.

В итоге выделяются основные моменты:

Параметры звука LMMS

  • Новая тема
  • Новая демо-песня
  • Параметрический эквалайзер с визуализатором спектра
  • Сэмплы треков теперь воспроизводятся с любой позиции
  • Синхронизация VST включена по умолчанию
  • Новые образцы метронома
  • Запись аккордов с пианино
  • Отменить заметки движения
  • Улучшено изменение размера нот
  • Новые экспортные кодировки для MP3, 24 бит WAV, VBR OGG
  • Улучшен импорт и экспорт MIDI
  • Выделенные папки для плагинов и патчей инструментов
  • Поддержка быстрого переключения для диалогов инструментов
  • SDL теперь аудио-сервер по умолчанию
  • Перемещайте треки, перетаскивая метку трека
  • Список эффектов сортируется
  • Файл меню получает «Новое из шаблона»

Параметры производительности LMMS

Исправления, специфичные для Linux, включают поддержку образа приложения (в том числе работающего определения JACK в образах приложения). Кроме того, исправления для запуска 32-битных VST на 64-битной Linux с включенной синхронизацией VST. Интерфейс также должен хорошо работать с дисплеями HiDPI.

Как уже упоминалось, приведенный выше список лишь поверхностно описывает улучшения в LMMS 1.2.1. Вы найдете полный журнал изменений на Github.

Установка

Переходим на официальный сайт LMMS и скачиваем последнюю версию программы

официальый сайт LMMS

AppImage LMMS

В скачанный AppImage файл нужно добавить право запуска как приложения. Это можно сделать в свойствах программы.

Вывод

LMMS является отличным инструментом для создания звуков, и позволяет получить детализированную музыку. Интерфейс достаточно прост для использования даже новичками и при этом имеет самые современные функции.

Разработчики однозначно заслуживают благодарность за создание такого фантастического инструмента.

Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.
Первый запуск
При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).


Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не asio, а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.
Интерфейс
Интерфейс очень напоминает Fruity loops (рис. 2).


Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.
Song editor
Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).


Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.
Как же здесь писать музыку?
Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).


Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)


Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).


Добавляем динамику
Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)


После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).


Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).


На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.
Встроенные плагины и семплы
С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы LMMS (рис. 10).


Первая кнопочка открывает самое интересное - браузер инструментов (Instrument plugins). Здесь расположены все встроенные инструменты (рис. 11).


Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

Возможность запускать VST-инструменты тоже есть, правда через свой встроенный плагин VeSTige. Хотя интерфейс и не очень удобный, т.к. приходится загружать dll-файлы инструментов вручную, но работают они довольно сносно.


Следующая кнопочка открывает браузер проектов (My Projects). Здесь собраны заводские проекты, а также созданные пользователем. Для примера работы LMMS можно зайти в каталог cool_songs и послушать какие треки сочиняют в LMMS.

Во вкладке My Samples находятся встроенные семплы, разбитые по категориям. Ничего сверхьестественного нет, хотя вкладка Drumsynth имеет довольно неплохую библиотеку ударных тоже разбитых по категориям. Хранятся они в формате *.ds.

Вкладка My presets открывает нам доступ к пресетам для встроенных синтезаторов. Всё разбито по инструментам. Причем, если «перетащить» пресет в окно аранжировки, то создастся новый инструмент с этим пресетом. Довольно неплохие звуки сделали разработчики для ZynAddSubFX. Хотя, к сожалению, прослушать их можно, но при перетаскивании появляется ошибка. В результате приходится открывать каждый эффект уже из окна самого плагина.

Две нижние вкладки My Home и Root directory вынесены, судя по всему, для заполнения пустоты. Другого применения я им не увидел.
Микшер, эффекты и сохранение
Микшер тут тоже очень напоминает Fruity loops. Доступно 4 группы (A, B, C, D) по 16 дорожек в каждой - итого 64 и мастер-дорожка (рис. 13).


Справа от регуляторов громкости для дорожек находится ячейка эффектов (Effects chain) куда мы вставляем эффекты, нажимая на Add effect. Доступно несколько десятков встроенных эффектов. Поддержки VST и DX плагинов нет. Интересно то, что система здесь такова, что при создании нового инструмента или другой дорожки для него не создаcтся новой дорожки и его звуковой поток направляется автоматически на общую дорожку Master. Назначать дорожку эффектов мы должны вручную. Открываем нашу дорожку в окне аранжировки. Кликаем по ней, открываются её свойства, теперь и выбираем на какой трек в микшере будет направлен её звуковой поток (рис. 14).


На рисунке 14 мы назначили дорожку 2 в микшере для инструмента bass_hard01.

Для нашего инструмента также можно назачать эффект независимо от микшера. Для этого в её свойствах нужно открыть вкладку FX и там добавить нужные эффекты.

Сохраняются файлы в своём формате mmp или mpt. Есть возможность экспорта в wav файл или в ogg, в mp3 нет.
Заключение
На первый взгляд LMMS - хорошая звуковая студия. Особенно «подкупает» интерфейс похожий на Fruity loops. Но, к сожалению это далеко не Fruity loops. Во-первых, не понравилось то, что он довольно глючный. То ли это сложности портирования под Windows, то ли общие недоработки - неизвестно. Хотя, в общем, создать свой трек с его помощью вполне возможно. Под конец хочу вынести вкратце плюсы и минусы LMMS.

Плюсы:
бесплатный;
поддержка внешних миди-устройств;
своя база семплов, инструментов и эффектов;
неплохие возможности аранжировки и сведения (piano roll, многоканальный микшер с эффектами, автоматизация);
возможность использования VST-инструментов;
возможность импорта и экспорта в некоторые форматы (ogg, flp).
Минусы:
высокая загрузка ЦП и нестабильность;
нет поддержки DX и VST эффектов;
нет поддержки как ASIO, так и стандартных Windows драйверов;
невозможно экспортировать проект в миди файл.

Обзоры программ и полезные

сервисы на сайте

Карпин подтвердил, что продолжит тренировать сборную России (Sun, 21 Nov 2021)
Отечественный специалист будет готовить национальную команду к стыковым матчам ЧМ-2022, которые пройдут в марте. Наставник сборной России Валерий Карпин сообщил о том, что он продолжит занимать пост главного тренера национальной команды.
>> Read More

Медведев проиграл Звереву в финале Итогового турнира АТР (Sun, 21 Nov 2021)
За весь матч россиянин не заработал ни одного брейк-пойнта. В прошлом году Медведев стал победителем турнира. Зверев же выиграл его во второй раз.
>> Read More

Прожиточный минимум для работающих россиян составит 13 793 рубля (Sun, 21 Nov 2021)
«По итогам заседания комитет по бюджету единогласно поддержал все предложенные президентом поправки»,— говорится на сайте Госдумы. Сейчас сумма прожиточного минимума составляет 11 653 руб. на душу населения.
>> Read More

Замглавы Совбеза Гребенкин заявил о возросших рисках украинских провокаций в Крыму (Sun, 21 Nov 2021)
Вероятность проведения Украиной провокаций вблизи границ России существенно возросла, заявил заместитель секретаря Совета безопасности Александр Гребенкин.
>> Read More

Путин выразил готовность принять участие в испытании назальной формы вакцины от COVID-19 (Sun, 21 Nov 2021)
Президент России Владимир Путины выразил готовность принять участие в испытании назальной формы вакцины от коронавируса. Об этом он сказал во время встречи с замдиректора Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Денисом Логуновым.
>> Read More

Читайте также: