Объекты синхронизации в windows

Обновлено: 05.07.2024

На этом шаге мы рассмотрим использование событий для синхронизации .

Объектами синхронизации называются объекты Windows, идентификаторы которых могут использоваться в функциях синхронизации . Они делятся на две группы - объекты, использующиеся только для синхронизации , и объекты, которые используются в других целях, но могут вызывать срабатывание функций ожидания . К первой группе относятся события, мьютексы и семафоры .

События

  • Объекты, переводимые в несигнальное состояние "вручную". Такой объект, будучи установленным в сигнальное состояние, остается в нем до тех пор, пока не будет переключен явным вызовом функции ResetEvent .
  • Объекты, переводимые в несигналъное состояние автоматически. Такой объект переключается в несигнальное состояние операционной системой, когда один из ожидающих его потоков завершается.

Для создания объекта событий используется следующая функция:

Структура TSecurityAttributes описана следующим образом:

Если не требуются особые права доступа под Windows NT или наследование объекта дочерними процессами, в качестве параметра lpEventAttributes можно передавать nil . В этом случае объект не может наследоваться дочерними процессами и ему задается дескриптор защиты "по умолчанию".

Параметр lpName позволяет разделять объекты между процессами. Если lpName совпадает с именем уже существующего объекта событий, созданного текущим или любым другим процессом, функция не создает новый объект, а возвращает идентификатор уже существующего. При этом игнорируются параметры bManualReset, bInitialState и lpSecurityDescriptor . Проверить, был объект создан заново или используется уже существующий объект, можно следующим образом:

Если объект используется для синхронизации внутри одного процесса, его можно объявить как глобальную переменную и создавать без имени.

Имя объекта не должно совпадать с именем любого из существующих объектов типа семафор, мьютекс, задание, таймер ожидания или файл, отображенный на память. В случае совпадения имен функция возвращает ошибку.

Если известно, что объект событий уже создан, для получения доступа к нему можно вместо CreateEvent воспользоваться функцией:

  • EVENT_ALL_ACCESS - приложение получает полный доступ к объекту;
  • ЕVENT_MODIFY_STATE - приложение может изменять состояние объекта функциями SetEvent и ResetEvent ;
  • SYNCHRONIZE (только для Windows NT ) - приложение может использовать объект только в функциях ожидания.

После получения идентификатора можно приступать к его использованию. Для этого имеются следующие функции:

В Windows API события используются для выполнения операций асинхронного ввода-вывода. В следующем примере показано, как приложение инициирует запись одновременно в два файла, а затем ожидает завершения записи перед продолжением работы. При интенсивном вводе-выводе такой подход может обеспечить более высокую производительность, чем последовательная запись.

По завершении работы с объектом он должен быть уничтожен функцией CloseHandle .

Delphi предоставляет класс TEvent , инкапсулирующий функциональность объекта событий. Класс расположен в модуле SyncObjs.pas и объявлен следующим образом:

Назначение методов очевидно из их названий. Использование этого класса позволяет не вдаваться в тонкости реализации вызываемых функций Windows API . Для простейших случаев объявлен еще один класс с упрощенным конструктором:

  • если другие потоки не вызывали метод BeginRead или BeginWrite , то выставляется сигнал и можно обращаться к общим переменным для чтения;
  • если какие-либо из потоков выставили сигнал вызовом метода BeginRead , то данному потоку также разрешается чтение данных, при этом он может вытесняться другими потоками, которые осуществляют чтение данных;
  • если какой-либо из потоков выставил сигнал вызовом метода BeginWrite , то поток будет находиться в состоянии ожидания вплоть до вызова метода EndWrite .
  • если другие потоки не вызывали метод BeginRead или BeginWrite , то выставляется сигнал и можно обращаться к переменным для их модификации;
  • если другие потоки вызывали метод BeginRead или BeginWrite , то выставляется сигнал и поток будет находиться в состоянии ожидания до тех пор, пока все потоки, которые читают данные, не вызовут метод EndRead или пока поток, который записывает данные, не вызовет метод EndWrite (если во время ожидания другие потоки вызовут метод BeginRead или BeginWrite , то они тоже будут ожидать).

Использование класса TMultiReadExclusiveWriteSynchronizer особенно эффективно на многопроцессорных компьютерах.

Объект синхронизации — это объект, маркер которого может быть указан в одной из функций ожидания для координации выполнения нескольких потоков. Несколько процессов могут иметь один и тот же объект синхронизации, что позволяет выполнять синхронизацию между процессами.

Следующие типы объектов предоставляются исключительно для синхронизации.

Тип Описание
Событие Уведомляет один или более ожидающих потоков о том, что произошло событие. Дополнительные сведения см. в разделе объекты событий.
Mutex Может принадлежать только одному потоку за раз, что позволяет потокам координировать взаимоисключающий доступ к общему ресурсу. Дополнительные сведения см. в разделе объекты мьютекса.
Semaphore Сохраняет число от нуля до некоторого максимального значения, ограничивая число потоков, одновременно обращающихся к общему ресурсу. Дополнительные сведения см. в разделе объекты семафора.
Ожидающий таймер Уведомляет один или несколько ожидающих потоков о поступлении указанного времени. Дополнительные сведения см. в разделе ожидающие объекты таймера.

Хотя для других целей можно использовать следующие объекты для синхронизации.

В некоторых случаях в качестве объекта синхронизации можно также использовать файл, именованный канал или коммуникационное устройство. Однако их использование для этой цели не рекомендуется. Вместо этого используйте асинхронный ввод-вывод и дождитесь, когда объект события задается в структуре OVERLAPPED . Использование объекта события более безопасно в связи с путаницой, которая может возникать при выполнении нескольких одновременно перекрывающихся операций над одним и тем же файлом, именованным каналом или устройством связи. В этом случае нет способа выяснить, какая операция привела к тому, что состояние объекта будет сигнальным.

Дополнительные сведения о операциях ввода-вывода в файлах, именованных каналах и обмене данными см. в разделе Синхронизация и перекрытие входных и выходныхданных.

Процессом (process) называется экземпляр программы, загруженной в память. Этот экземпляр может создавать нити (thread), которые представляют собой последовательность инструкций на выполнение. Важно понимать, что выполняются не процессы, а именно нити.

Причем любой процесс имеет хотя бы одну нить. Эта нить называется главной (основной) нитью приложения.

Так как практически всегда нитей гораздо больше, чем физических процессоров для их выполнения, то нити на самом деле выполняются не одновременно, а по очереди (распределение процессорного времени происходит именно между нитями). Но переключение между ними происходит так часто, что кажется, будто они выполняются параллельно.

В зависимости от ситуации нити могут находиться в трех состояниях. Во-первых, нить может выполняться, когда ей выделено процессорное время, т.е. она может находиться в состоянии активности. Во-вторых, она может быть неактивной и ожидать выделения процессора, т.е. быть в состоянии готовности. И есть еще третье, тоже очень важное состояние - состояние блокировки. Когда нить заблокирована, ей вообще не выделяется время. Обычно блокировка ставится на время ожидания какого-либо события. При возникновении этого события нить автоматически переводится из состояния блокировки в состояние готовности. Например, если одна нить выполняет вычисления, а другая должна ждать результатов, чтобы сохранить их на диск. Вторая могла бы использовать цикл типа "while( !isCalcFinished ) continue;", но легко убедиться на практике, что во время выполнения этого цикла процессор занят на 100 % (это называется активным ожиданием). Таких вот циклов следует по возможности избегать, в чем оказывает неоценимую помощь механизм блокировки. Вторая нить может заблокировать себя до тех пор, пока первая не установит событие, сигнализирующее о том, что чтение окончено.

Синхронизация нитей в ОС Windows

В Windows реализована вытесняющая многозадачность - это значит, что в любой момент система может прервать выполнение одной нити и передать управление другой. Ранее, в Windows 3.1, использовался способ организации, называемый кооперативной многозадачностью: система ждала, пока нить сама не передаст ей управление и именно поэтому в случае зависания одного приложения приходилось перезагружать компьютер.

Все нити, принадлежащие одному процессу, разделяют некоторые общие ресурсы - такие, как адресное пространство оперативной памяти или открытые файлы. Эти ресурсы принадлежат всему процессу, а значит, и каждой его нити. Следовательно, каждая нить может работать с этими ресурсами без каких-либо ограничений. Но. Если одна нить еще не закончила работать с каким-либо общим ресурсом, а система переключилась на другую нить, использующую этот же ресурс, то результат работы этих нитей может чрезвычайно сильно отличаться от задуманного. Такие конфликты могут возникнуть и между нитями, принадлежащими различным процессам. Всегда, когда две или более нитей используют какой-либо общий ресурс, возникает эта проблема.

Пример. Несинхронизированная работа нитей: если временно приостановить выполнение нити вывода на экран (пауза), фоновая нить заполнения массива будет продолжать работать.

Именно поэтому необходим механизм, позволяющий потокам согласовывать свою работу с общими ресурсами. Этот механизм получил название механизма синхронизации нитей (thread synchronization).

Этот механизм представляет собой набор объектов операционной системы, которые создаются и управляются программно, являются общими для всех нитей в системе (некоторые - для нитей, принадлежащих одному процессу) и используются для координирования доступа к ресурсам. В качестве ресурсов может выступать все, что может быть общим для двух и более нитей - файл на диске, порт, запись в базе данных, объект GDI, и даже глобальная переменная программы (которая может быть доступна из нитей, принадлежащих одному процессу).

Объектов синхронизации существует несколько, самые важные из них - это взаимоисключение (mutex), критическая секция (critical section), событие (event) и семафор (semaphore). Каждый из этих объектов реализует свой способ синхронизации. Также в качестве объектов синхронизации могут использоваться сами процессы и нити (когда одна нить ждет завершения другой нити или процесса); а также файлы, коммуникационные устройства, консольный ввод и уведомления об изменении.

Любой объект синхронизации может находиться в так называемом сигнальном состоянии. Для каждого типа объектов это состояние имеет различный смысл. Нити могут проверять текущее состояние объекта и/или ждать изменения этого состояния и таким образом согласовывать свои действия. При этом гарантируется, что когда нить работает с объектами синхронизации (создает их, изменяет состояние) система не прервет ее выполнения, пока она не завершит это действие. Таким образом, все конечные операции с объектами синхронизации являются атомарными (неделимыми.

Работа с объектами синхронизации

Чтобы создать тот или иной объект синхронизации, производится вызов специальной функции WinAPI типа Create. (напр. CreateMutex). Этот вызов возвращает дескриптор объекта (HANDLE), который может использоваться всеми нитями, принадлежащими данному процессу. Есть возможность получить доступ к объекту синхронизации из другого процесса - либо унаследовав дескриптор этого объекта, либо, что предпочтительнее, воспользовавшись вызовом функции открытия объекта (Open. ). После этого вызова процесс получит дескриптор, который в дальнейшем можно использовать для работы с объектом. Объекту, если только он не предназначен для использования внутри одного процесса, обязательно присваивается имя. Имена всех объектов должны быть различны (даже если они разного типа). Нельзя, например, создать событие и семафор с одним и тем же именем.

По имеющемуся дескриптору объекта можно определить его текущее состояние. Это делается с помощью т.н. ожидающих функций. Чаще всего используется функция WaitForSingleObject. Эта функция принимает два параметра, первый из которых - дескриптор объекта, второй - время ожидания в мсек. Функция возвращает WAIT_OBJECT_0, если объект находится в сигнальном состоянии, WAIT_TIMEOUT - если истекло время ожидания, и WAIT_ABANDONED, если объект-взаимоисключение не был освобожден до того, как владеющая им нить завершилась. Если время ожидания указано равным нулю, функция возвращает результат немедленно, в противном случае она ждет в течение указанного промежутка времени. В случае, если состояние объекта станет сигнальным до истечения этого времени, функция вернет WAIT_OBJECT_0, в противном случае функция вернет WAIT_TIMEOUT. Если в качестве времени указана символическая константа INFINITE, то функция будет ждать неограниченно долго, пока состояние объекта не станет сигнальным.

Очень важен тот факт, что обращение к ожидающей функции блокирует текущую нить, т.е. пока нить находится в состоянии ожидания, ей не выделяется процессорного времени.

Критические секции

Объект-критическая секция помогает программисту выделить участок кода, где нить получает доступ к разделяемому ресурсу, и предотвратить одновременное использование ресурса. Перед использованием ресурса нить входит в критическую секцию (вызывает функцию EnterCriticalSection). Если после этого какая-либо другая нить попытается войти в ту же самую критическую секцию, ее выполнение приостановится, пока первая нить не покинет секцию с помощью вызова LeaveCriticalSection. Используется только для нитей одного процесса. Порядок входа в критическую секцию не определен.

Существует также функция TryEnterCriticalSection, которая проверяет, занята ли критическая секция в данный момент. С ее помощью нить в процессе ожидания доступа к ресурсу может не блокироваться, а выполнять какие-то полезные действия.

Пример. Синхронизация нитей с помощью критических секций.

Взаимоисключения

Объекты-взаимоисключения (мьютексы, mutex - от MUTual EXclusion) позволяют координировать взаимное исключение доступа к разделяемому ресурсу. Сигнальное состояние объекта (т.е. состояние "установлен") соответствует моменту времени, когда объект не принадлежит ни одной нити и его можно "захватить". И наоборот, состояние "сброшен" (не сигнальное) соответствует моменту, когда какая-либо нить уже владеет этим объектом. Доступ к объекту разрешается, когда нить, владеющая объектом, освободит его.

Две (или более) нити могут создать мьютекс с одним и тем же именем, вызвав функцию CreateMutex. Первая нить действительно создает мьютекс, а следующие - получают дескриптор уже существующего объекта. Это дает возможность нескольким нитям получить дескриптор одного и того же мьютекса, освобождая программиста от необходимости заботиться о том, кто в действительности создает мьютекс. Если используется такой подход, желательно установить флаг bInitialOwner в FALSE, иначе возникнут определенные трудности при определении действительного создателя мьютекса.

Несколько нитей могут получить дескриптор одного и того же мьютекса, что делает возможным взаимодействие между процессами. Можно использовать следующие механизмы такого подхода:

  • Дочерний процесс, созданный при помощи функции CreateProcess может наследовать дескриптор мьютекса в случае, если при создании мьютекса функцией CreateMutex был указан параметр lpMutexAttributes.
  • Нить может получить дубликат существующего мьютекса с помощью функции DuplicateHandle.
  • Нить может указать имя существующего мьютекса при вызове функций OpenMutex или CreateMutex.

Для того чтобы объявить взаимоисключение принадлежащим текущей нити, надо вызвать одну из ожидающих функций. Нить, которой принадлежит объект, может его "захватывать" повторно сколько угодно раз (это не приведет к самоблокировке), но столько же раз она должна будет его освобождать с помощью функции ReleaseMutex.

Для синхронизации нитей одного процесса более эффективно использование критических секций.

Пример. Синхронизация нитей с помощью мьютексов.

События

Объекты-события используются для уведомления ожидающих нитей о наступлении какого-либо события. Различают два вида событий - с ручным и автоматическим сбросом. Ручной сброс осуществляется функцией ResetEvent. События с ручным сбросом используются для уведомления сразу нескольких нитей. При использовании события с автосбросом уведомление получит и продолжит свое выполнение только одна ожидающая нить, остальные будут ожидать дальше.

Функция CreateEvent создает объект-событие, SetEvent - устанавливает событие в сигнальное состояние, ResetEvent - сбрасывает событие. Функция PulseEvent устанавливает событие, а после возобновления ожидающих это событие нитей (всех при ручном сбросе и только одной при автоматическом), сбрасывает его. Если ожидающих нитей нет, PulseEvent просто сбрасывает событие.

Пример. Синхронизация нитей с помощью событий.

Семафоры

Объект-семафор - это фактически объект-взаимоисключение со счетчиком. Данный объект позволяет "захватить" себя определенному количеству нитей. После этого "захват" будет невозможен, пока одна из ранее "захвативших" семафор нитей не освободит его. Семафоры применяются для ограничения количества нитей, одновременно работающих с ресурсом. Объекту при инициализации передается максимальное число нитей, после каждого "захвата" счетчик семафора уменьшается. Сигнальному состоянию соответствует значение счетчика больше нуля. Когда счетчик равен нулю, семафор считается не установленным (сброшенным).

Функция CreateSemaphore создает объект-семафор с указанием и максимально возможного начального его значения, OpenSemaphore – возвращает дескриптор существующего семафора, захват семафора производится с помощью ожидающих функций, при этом значение семафора уменьшается на единицу, ReleaseSemaphore - освобождение семафора с увеличением значения семафора на указанное в параметре число.

Пример. Синхронизация нитей с помощью семафоров.

Защищенный доступ к переменным

Существует ряд функций, позволяющих работать с глобальными переменными из всех нитей, не заботясь о синхронизации, т.к. эти функции сами за ней следят – их выполнение атомарно. Это функции InterlockedIncrement, InterlockedDecrement, InterlockedExchange, InterlockedExchangeAdd и InterlockedCompareExchange. Например, функция InterlockedIncrement атомарно увеличивает значение 32-битной переменной на единицу, что удобно использовать для различных счетчиков.

Для получения полной информации о назначении, использовании и синтаксисе всех функций WIN32 API необходимо воспользоваться системой помощи MS SDK, входящей в состав сред программирования Borland Delphi или CBuilder, а также MSDN, поставляемым в составе системы программирования Visual C.

При одновременном доступе нескольких процессов (или нескольких потоков одного процесса) к какому-либо ресурсу возникает проблема синхронизации. Поскольку поток в Win32 может быть остановлен в любой, заранее ему неизвестный момент времени, возможна ситуация, когда один из потоков не успел завершить модификацию ресурса (например, отображенной на файл области памяти), но был остановлен, а другой поток попытался обратиться к тому же ресурсу. В этот момент ресурс находится в несогласованном состоянии, и последствия обращения к нему могут быть самыми неожиданными — от порчи данных до нарушения защиты памяти.

Главной идеей, заложенной в основе синхронизации потоков в Win32, является использование объектов синхронизации и функций ожидания. Объекты могут находиться в одном из двух состояний — Signaled или Not Signaled. Функции ожидания блокируют выполнение потока до тех пор, пока заданный объект находится в состоянии Not Signaled. Таким образом, поток, которому необходим эксклюзивный доступ к ресурсу, должен выставить какой-либо объект синхронизации в несигнальное состояние, а по окончании — сбросить его в сигнальное. Остальные потоки должны перед доступом к этому ресурсу вызвать функцию ожидания, которая позволит им дождаться освобождения ресурса.

Рассмотрим, какие объекты и функции синхронизации предоставляет нам Win32 API.

Функции синхронизации

Функции синхронизации делятся на две основные категории: функции, ожидающие единственный объект, и функции, ожидающие один из нескольких объектов.

Функции, ожидающие единственный объект

Простейшей функцией ожидания является функция WaitForSingleObject:

Функция ожидает перехода объекта hHandle в сигнальное состояние в течение dwMilliseconds миллисекунд. Если в качестве параметра dwMilliseconds передать значение INFINITE, функция будет ждать в течение неограниченного времени. Если dwMilliseconds равен 0, то функция проверяет состояние объекта и немедленно возвращает управление.

Функция возвращает одно из следующих значений:

Поток, владевший объектом, завершился, не переведя объект в сигнальное состояние
Объект перешел в сигнальное состояние
Истек срок ожидания. Обычно в этом случае генерируется ошибка либо функция вызывается в цикле до получения другого результата
Произошла ошибка (например, получено неверное значение hHandle). Более подробную информацию можно получить, вызвав GetLastError

Следующий фрагмент кода запрещает доступ к Action1 до перехода объекта ObjectHandle в сигнальное состояние (например, таким образом можно дожидаться завершения процесса, передав в качестве ObjectHandle его идентификатор, полученный функцией CreateProcess):

В случае когда одновременно с ожиданием объекта требуется перевести в сигнальное состояние другой объект, может использоваться функция SignalObjectAndWait:

Возвращаемые значения аналогичны функции WaitForSingleObject.

! В модуле Windows.pas эта функция ошибочно объявлена как возвращающая значение BOOL. Если вы намерены ее использовать – объявите ее корректно или используйте приведение типа возвращаемого значения к DWORD.

Объект hObjectToSignal может быть семафором, событием (event) либо мьютексом. Параметр bAlertable определяет, будет ли прерываться ожидание объекта в случае, если операционная система запросит у потока окончание операции асинхронного ввода-вывода либо асинхронный вызов процедуры. Более подробно это будет рассматриваться ниже.

Функции, ожидающие несколько объектов

Иногда требуется задержать выполнение потока до срабатывания одного или сразу всех из группы объектов. Для решения подобной задачи используются следующие функции:

Функция возвращает одно из следующих значений:

Число в диапазоне от

Число в диапазоне от

Например, в следующем фрагменте кода программа пытается модифицировать два различных ресурса, разделяемых между потоками:

Прерывание ожидания по запросу на завершение операции ввода-вывода или APC

Windows поддерживает асинхронные вызовы процедур. При создании каждого потока (thread) с ним ассоциируется очередь асинхронных вызовов процедур (APC queue). Операционная система (или приложение пользователя — при помощи функции QueueUserAPC) может помещать в нее запросы на выполнение функций в контексте данного потока. Эти функции не могут быть выполнены немедленно, поскольку поток может быть занят. Поэтому операционная система вызывает их, когда поток вызывает одну из следующих функций ожидания:

Если параметр bAlertable равен TRUE (либо если dwFlags в функции MsgWaitForMultipleObjectsEx содержит MWMO_ALERTABLE), то при появлении в очереди APC запроса на асинхронный вызов процедуры операционная система выполняет вызовы всех имеющихся в очереди процедур, после чего функция возвращает значение WAIT_IO_COMPLETION.

Объекты синхронизации

Объектами синхронизации называются объекты Windows, идентификаторы которых могут использоваться в функциях синхронизации. Они делятся на две группы: объекты, использующиеся только для синхронизации, и объекты, которые используются в других целях, но могут вызывать срабатывание функций ожидания. К первой группе относятся:

Event (событие)

Event позволяет известить один или несколько ожидающих потоков о наступлении события. Event бывает:

Будучи установленным в сигнальное состояние, остается в нем до тех пор, пока не будет переключен явным вызовом функции ResetEvent

Автоматически переключается в несигнальное состояние операционной системой, когда один из ожидающих его потоков завершается

Для создания объекта используется функция CreateEvent:

Если не требуется задание особых прав доступа под Windows NT или возможности наследования объекта дочерними процессами, в качестве параметра lpEventAttributes можно передавать NIL. В этом случае объект не может наследоваться дочерними процессами и ему задается дескриптор защиты «по умолчанию».

Параметр lpName позволяет разделять объекты между процессами. Если lpName совпадает с именем уже существующего объекта типа Event, созданного текущим или любым другим процессом, то функция не создает нового объекта, а возвращает идентификатор уже существующего. При этом игнорируются параметры bManualReset, bInitialState и lpSecurityDescriptor. Проверить, был ли объект создан или используется уже существующий, можно следующим образом:

Если объект используется для синхронизации внутри одного процесса, его можно объявить как глобальную переменную и создавать без имени.

Имя объекта не должно совпадать с именем любого из существующих объектов типов Semaphore, Mutex, Job, Waitable Timer или FileMapping. В случае совпадения имен функция возвращает ошибку.

Если известно, что Event уже создан, для получения доступа к нему можно вместо CreateEvent воспользоваться функцией OpenEvent:

Функция возвращает идентификатор объекта либо 0 — в случае ошибки. Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений:

Приложение получает полный доступ к объекту

Приложение может изменять состояние объекта функциями SetEvent и ResetEvent

Только для Windows NT — приложение может использовать объект только в функциях ожидания

После получения идентификатора можно приступать к его использованию. Для этого имеются следующие функции:

— устанавливает объект в сигнальное состояние

— сбрасывает объект, устанавливая его в несигнальное состояние

— устанавливает объект в сигнальное состояние, дает отработать всем функциям ожидания, ожидающим этот объект, а затем снова сбрасывает его.

В Windows API события используются для выполнения операций асинхронного ввода-вывода. Следующий пример показывает, как приложение инициирует запись одновременно в два файла, а затем ожидает завершения записи перед продолжением работы; такой подход может обеспечить более высокую производительность при высокой интенсивности ввода-вывода, чем последовательная запись:

По завершении работы с объектом он должен быть уничтожен функцией CloseHandle.

Delphi предоставляет класс TEvent, инкапсулирующий функциональность объекта Event. Класс расположен в модуле SyncObjs.pas и объявлен следующим образом:

Назначение методов очевидно следует из их названий. Использование этого класса позволяет не вдаваться в тонкости реализации вызываемых функций Windows API. Для простейших случаев объявлен еще один класс с упрощенным конструктором:

Mutex (Mutually Exclusive)

Мьютекс — это объект синхронизации, который находится в сигнальном состоянии только тогда, когда не принадлежит ни одному из процессов. Как только хотя бы один процесс запрашивает владение мьютексом, он переходит в несигнальное состояние и остается таким до тех пор, пока не будет освобожден владельцем. Такое поведение позволяет использовать мьютексы для синхронизации совместного доступа нескольких процессов к разделяемому ресурсу. Для создания мьютекса используется функция:

Функция возвращает идентификатор созданного объекта либо 0. Если мьютекс с заданным именем уже был создан, возвращается его идентификатор. В этом случае функция GetLastError вернет код ошибки ERROR_ALREDY_EXISTS. Имя не должно совпадать с именем уже существующего объекта типов Semaphore, Event, Job, Waitable Timer или FileMapping.

Если неизвестно, существует ли уже мьютекс с таким именем, программа не должна запрашивать владение объектом при создании (то есть должна передать в качестве bInitialOwner значение FALSE).

Если мьютекс уже существует, приложение может получить его идентификатор функцией OpenMutex:

Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений:

Приложение получает полный доступ к объекту
Только для Windows NT — приложение может использовать объект только в функциях ожидания и функции ReleaseMutex

Функция возвращает идентификатор открытого мьютекса либо 0 — в случае ошибки. Мьютекс переходит в сигнальное состояние после срабатывания функции ожидания, в которую был передан его идентификатор. Для возврата в несигнальное состояние служит функция ReleaseMutex:

Если несколько процессов обмениваются данными, например через файл, отображенный на память, то каждый из них должен содержать следующий код для обеспечения корректного доступа к общему ресурсу:

Подобный код удобно инкапсулировать в класс, который создает защищенный ресурс. Мьютекс имеет свойства и методы для оперирования ресурсом, защищая их при помощи функций синхронизации.

Разумеется, если работа с ресурсом может потребовать значительного времени, то необходимо либо использовать функцию MsgWaitForSingleObject, либо вызывать WaitForSingleObject в цикле с нулевым периодом ожидания, проверяя код возврата. В противном случае ваше приложение окажется замороженным. Всегда защищайте захват-освобождение объекта синхронизации при помощи блока try . finally, иначе ошибка во время работы с ресурсом приведет к блокированию работы всех процессов, ожидающих его освобождения.

Semaphore (семафор)

Семафор представляет собой счетчик, содержащий целое число в диапазоне от 0 до максимальной величины, заданной при его создании. Счетчик уменьшается каждый раз, когда поток успешно завершает функцию ожидания, использующую семафор, и увеличивается путем вызова функции ReleaseSemaphore. При достижении семафором значения 0 он переходит в несигнальное состояние, при любых других значениях счетчика его состояние — сигнальное. Такое поведение позволяет использовать семафор в качестве ограничителя доступа к ресурсу, поддерживающему заранее заданное количество подключений.

Функция возвращает идентификатор созданного семафора либо 0, если создать объект не удалось.

Параметр lMaximumCount задает максимальное значение счетчика семафора, lInitialCount задает начальное значение счетчика и должен быть в диапазоне от 0 до lMaximumCount. lpName задает имя семафора. Если в системе уже есть семафор с таким именем, то новый не создается, а возвращается идентификатор существующего семафора. В случае если семафор используется внутри одного процесса, можно создать его без имени, передав в качестве lpName значение NIL. Имя семафора не должно совпадать с именем уже существующего объекта типов event, mutex, waitable timer, job или file-mapping.

Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений:

Поток получает все права на семафор

Поток может увеличивать счетчик семафора функцией ReleaseSemaphore

Только для Windows NT — поток может использовать семафор в функциях ожидания

Если значение счетчика после выполнения функции превысит заданный для него функцией CreateSemaphore максимум, то ReleaseSemaphore возвращает FALSE и значение семафора не изменяется. В качестве параметра lpPreviousCount можно передать NIL, если это значение нам не нужно.

Рассмотрим пример приложения, запускающего на выполнение несколько заданий в отдельных потоках (например, программа для фоновой загрузки файлов из Internet). Если количество одновременно выполняющихся заданий будет слишком велико, то это приведет к неоправданной загрузке канала. Поэтому реализуем потоки, в которых будет выполняться задание, таким образом, чтобы когда их количество превышает заранее заданную величину, то поток бы останавливался и ожидал завершения работы ранее запущенных заданий:

Читайте также: