Технология drag and drop в windows это

Обновлено: 04.07.2024

Материал на этой странице устарел, поэтому скрыт из оглавления сайта.

Drag’n’Drop – это возможность захватить мышью элемент и перенести его. В своё время это было замечательным открытием в области интерфейсов, которое позволило упростить большое количество операций.

Перенос мышкой может заменить целую последовательность кликов. И, самое главное, он упрощает внешний вид интерфейса: функции, реализуемые через Drag’n’Drop, в ином случае потребовали бы дополнительных полей, виджетов и т.п.

Отличия от HTML5 Drag’n’Drop

В современном стандарте HTML5 есть поддержка Drag’n’Drop при помощи специальных событий.

Эти события поддерживаются всеми современными браузерами, и у них есть свои интересные особенности, например, можно перетащить файл в браузер, так что JS получит доступ к его содержимому. Они заслуживают отдельного рассмотрения.

Но в плане именно Drag’n’Drop у них есть существенные ограничения. Например, нельзя организовать перенос «только по горизонтали» или «только по вертикали». Также нельзя ограничить перенос внутри заданной зоны. Есть и другие интерфейсные задачи, которые такими встроенными событиями нереализуемы.

Поэтому здесь мы будем рассматривать Drag’n’Drop при помощи событий мыши.

Рассматриваемые приёмы, вообще говоря, применяются не только в Drag’n’Drop, но и для любых интерфейсных взаимодействий вида «захватить – потянуть – отпустить».

Алгоритм Drag’n’Drop

Основной алгоритм Drag’n’Drop выглядит так:

  1. Отслеживаем нажатие кнопки мыши на переносимом элементе при помощи события mousedown .
  2. При нажатии – подготовить элемент к перемещению.
  3. Далее отслеживаем движение мыши через mousemove и передвигаем переносимый элемент на новые координаты путём смены left/top и position:absolute .
  4. При отпускании кнопки мыши, то есть наступлении события mouseup – остановить перенос элемента и произвести все действия, связанные с окончанием Drag’n’Drop.

В следующем примере эти шаги реализованы для переноса мяча:

Если запустить этот код, то мы заметим нечто странное. При начале переноса мяч «раздваивается» и переносится не сам мяч, а его «клон».

Это можно увидеть в действии внутри ифрейма:

Попробуйте перенести мяч мышкой и вы увидите описанное, довольно-таки странное, поведение.

Это потому, что браузер имеет свой собственный Drag’n’Drop, который автоматически запускается и вступает в конфликт с нашим. Это происходит именно для картинок и некоторых других элементов.

Его нужно отключить:

Теперь всё будет в порядке.

В действии (внутри ифрейма):

Ещё одна особенность правильного Drag’n’Drop – событие mousemove отслеживается на document , а не на ball .

С первого взгляда кажется, что мышь всегда над мячом и обработчик mousemove можно повесить на сам мяч, а не на документ.

Однако, на самом деле мышь во время переноса не всегда над мячом.

Вспомним, событие mousemove возникает хоть и часто, но не для каждого пикселя. Быстрое движение курсора вызовет mousemove уже не над мячом, а, например, в дальнем конце страницы.

Вот почему мы должны отслеживать mousemove на всём document .

Правильное позиционирование

В примерах выше мяч позиционируется в центре под курсором мыши:

Если поставить left/top ровно в pageX/pageY , то мячик прилипнет верхним-левым углом к курсору мыши. Будет некрасиво. Поэтому мы сдвигаем его на половину высоты/ширины, чтобы был центром под мышью. Уже лучше.

Но не идеально. В частности, в самом начале переноса, особенно если мячик «взят» за край – он резко «прыгает» центром под курсор мыши.

Для правильного переноса необходимо, чтобы изначальный сдвиг курсора относительно элемента сохранялся.

Где захватили, за ту «часть элемента» и переносим:


Когда человек нажимает на мячик mousedown – курсор сдвинут относительно левого-верхнего угла мяча на расстояние, которое мы обозначим shiftX/shiftY . И нужно при переносе сохранить этот сдвиг.

Получить значения shiftX/shiftY легко: достаточно вычесть из координат курсора pageX/pageY левую-верхнюю границу мячика, полученную при помощи функции getCoords.

При Drag’n’Drop мы везде используем координаты относительно документа, так как они подходят в большем количестве ситуаций.

Конечно же, не проблема перейти к координатам относительно окна, если это понадобится. Достаточно использовать position:fixed , elem.getBoundingClientRect() для определения координат и e.clientX/Y .

Далее при переносе мяча мы располагаем его left/top с учётом сдвига, то есть вот так:

Придя впервые к технологии DRAG and DROP столкнулся с очень тяжелым её описанием (Это мое субъективное мнение. Прошу с ним не соглашаться, а перечитать все что только можно и посмотреть на этот вопрос с многих сторон). И решил написать пару статей, нацеленных на начинающих разработчиков, кто хочет познать дзен.

Статья будет состоять из двух частей:

  • Метод создания DRAG and DROP эффектов.
  • Практическое применение полученных знаний для создание сортировки при помощи DRAG and DROP

Параграф №1 Метод создания DRAG and DROP эффекта

Перед началом глубокого разбора, посмотрим поверхностно. Представьте себя в роли грузчика, вам необходимо перемесить коробку с одного места на другое. Для грузчика это «Ну взял, ну перенес. Готово!», а для программиста “Подошел к коробке, наклонился, взял коробку, поднял коробку, прошел N шагов, наклонился, отпустил коробку.”. Я это к тому, что перед началом работы проиграйте все в голове, по шагам и вы станете гораздо ближе к истине.

Я хочу оговориться, что методов создания данного эффекта несколько и обязательно прочтите о всех. Я воспользуюсь тем, который на данный момент считаю самым удобным.

При создании DRAG and DROP первым шагом необходимо объекту, который мы будем перемещать, присвоить значение draggable='true'.


,
На первом этапе я хочу показать сам процесс, а после мы его распространим на все объекты. Мы сейчас работаем в JS и как вам известно, в браузере существуют различные события, к которым мы можем привязать свои последовательности действий. Давайте разберем необходимые события для создания DRAG and DROP:

dragstart — происходит, когда пользователь начинает перетаскивать элемент.
drag — происходит, когда элемент перетаскивается.
dragend — происходит, когда пользователь закончил перетаскивание элемента.
dragenter — происходит, когда перетаскиваемый элемент попадает в целевой объект.
dragleave — происходит, когда перетаскиваемый элемент покидает целевой объект.
dragover — происходит, когда перетаскиваемый элемент находится над целью.
drop — происходит, когда перетаскиваемый элемент падает на целевой объект.

Теперь очень важная информация! События делятся на две группы. Для перемещаемого элемента (тот кого мы перетаскиваем): dragstart, Drag, Dragend. Для принимающего элемента (куда перетаскиваем): Dragenter, Dragleave, Dragover, Drop. И эти события не могут работать наоборот, но они могут работать друг без друга.

К примеру: Необходимо переместить объект и оставить его там, где мы отпустили кнопку мыши. Эта задача не требует принимающей части.


Бесспорно, пример сделан на коленке, но он замечательно иллюстрирует не обязательность принимающего объекта.

Параграф №2. Не работает DROP в DRAG and DROP

Когда вы попробуете все события, вы обнаружите что drop не работает. Это разработчики данного метода делают атата тем, кто решил «И это всё… Хух, ерунда».

Ну тут все просто, перед событием drop необходимо на этот же элемент повесить событие

В этом туториале мы рассмотрим, как реализовать эффект drag & drop на ванильном JavaScript. Дословный перевод с английского — «потяни и брось» — отражает суть эффекта, это хорошо знакомое любому пользователю перетаскивание элементов интерфейса. Drag & drop может понадобиться в разных ситуациях — например, в таких:

  • Простое визуальное изменение положения элемента.
  • Сортировка элементов с помощью перетаскивания. Пример — сортировка карточек задач в таск-трекере.
  • Изменение контекста элемента. Пример — перенос задачи в таск трекере из одного списка в другой.
  • Перемещение локальных файлов в окно браузера.

Мы разберём drag & drop на примере сортировки. Для этого создадим интерактивный список задач.

Список задач

HTML Drag and Drop API

В стандарте HTML5 есть API, который позволяет реализовать эффект drag & drop. Он даёт возможность с помощью специальных событий контролировать захват элемента на странице мышью и его перемещение в новое положение. Рассмотрим этот API подробнее.

По умолчанию перемещаться могут только ссылки, изображения и выделенные фрагменты. Если начать перетаскивать их, появится фантомная копия, которая будет следовать за курсором. Чтобы добавить возможность перетаскивания другим элементам, нужно задать атрибуту draggable значение true .

Далее для реализации перемещения используется ряд событий, которые срабатывают на разных этапах. Полный список есть на MDN, а мы рассмотрим основные.

  • drag — срабатывает каждые несколько сотен миллисекунд, пока элемент перетаскивается.
  • dragstart — срабатывает в момент начала перетаскивания элемента.
  • dragend — срабатывает в момент, когда перетаскивание элемента завершено.
  • dragover — срабатывает каждые несколько сотен миллисекунд, пока перетаскиваемый элемент находится над зоной, в которую может быть сброшен.
  • drop — срабатывает в тот момент, когда элемент будет брошен, если он может быть перемещён в текущую зону.

При успешном перемещении элемент должен оказаться на новом месте. Но по умолчанию большинство областей на странице недоступны для сброса. Чтобы создать область, в которую элементы могут быть сброшены, необходимо слушать событие dragover или drop на нужном элементе и отменять действие по умолчанию с помощью метода preventDefault . Тогда стандартное поведение будет переопределено — перетаскивание и сброс в эту область станут возможными. Рассмотрим на примере чуть позже.

Это далеко не все возможности API. Также в нём есть несколько интерфейсов, которые помогают получать доступ к данным перетаскиваемого элемента и изменять их. Например, существует объект DataTransfer , который кроме всего прочего хранит информацию о локальных файлах, если они перетаскиваются. В этом туториале нам не понадобится использовать эти возможности, но без DataTransfer не обойтись, если нужно, например, загружать файлы с компьютера и считывать данные, чтобы затем производить с ними какие-либо манипуляции. Подробно об этом на MDN.

Приступим к созданию нашего списка задач и рассмотрим на примере, как работать с HTML Drag and Drop API.

Вёрстка и стилизация списка задач

Список будет состоять из нескольких задач и заголовка. Для начала создадим разметку. Здесь всё просто — если речь идёт о списке, значит нужен тег ul .

Теперь добавим элементам базовую стилизацию:

Здесь стоит обратить внимание на тип курсора, который мы указали — move . Все элементы списка смогут перемещаться, а с помощью курсора move мы подсказываем пользователю, что есть такая возможность.

Также мы задали стилизацию для класса selected , который чуть позже будем добавлять программно при взаимодействии с элементом

Реализация drag & drop

Шаг 1. Разрешим перетаскивание элементов

Переходим к JavaScript. В первую очередь присвоим элементам упомянутый ранее атрибут draggable со значением true , чтобы разрешить задачам перемещаться. Это можно сделать прямо в разметке или с помощью JavaScript.

Уже сейчас перетаскивание доступно для элементов, но пока это выражается только в появлении фантомной копии. Своего положения элементы не меняют, добавим перемещение чуть позже.

Шаг 2. Добавим реакцию на начало и конец перетаскивания

Будем отслеживать события dragstart и dragend на всём списке. В начале перетаскивания будем добавлять класс selected элементу списка, на котором было вызвано событие. После окончания перетаскивания будем удалять этот класс.

Шаг 3. Реализуем логику перетаскивания

Мы добрались до основной части — перетаскивания задач. Будем отслеживать местоположение перемещаемого элемента относительно других, подписавшись на событие dragover . Благодаря тому, что оно срабатывает очень часто, мы сможем на лету вставлять элемент в нужное место в зависимости от положения курсора. Для этого реализуем такую логику:

  1. Делаем всю область списка доступной для сброса.
  2. Находим выбранный элемент .selected и тот элемент, на котором сработало событие dragover .
  3. Проверяем, что событие dragover сработало не на выбранном элементе, потому что иначе перемещать элемент нет смысла — он уже на нужном месте.
  4. Также проверяем, что dragover сработало именно на одном из элементов списка. Это важно, потому что курсор может оказаться и на пустом пространстве между элементами, а оно нас не интересует.
  5. Находим элемент, перед которым нужно осуществить вставку. Сделаем это, сравнив положение выбранного элемента и текущего, на который наведён курсор.
  6. Вставляем выбранный элемент на новое место.

В целом получившийся на этом этапе код — рабочий. Уже сейчас элементы можно сортировать так, как мы и планировали. Но при этом у варианта есть недостаток — перемещаемый элемент меняет положение в тот момент, когда курсор попадает на другой элемент. Такое поведение недостаточно оптимально и стабильно. С точки зрения пользователя логичнее ориентироваться на центр элемента. То есть мы должны осуществлять вставку только после того, как курсор пересечёт центральную ось, а не сразу после наведения на элемент. Чтобы реализовать это поведение, напишем функцию для получения nextElement другим способом.

Шаг 4. Учтём положение курсора относительно центра

Функция должна принимать на вход вертикальную координату курсора и текущий элемент, на котором сработало событие dragover . Мы будем сравнивать текущее положение курсора с центральной осью элемента, над которым курсор находится в момент перетаскивания. Таким образом, если мы хотим поменять элементы местами, то вставка должна сработать в тот момент, когда курсор пересекает центральную ось. Значит нас интересуют вертикальные координаты курсора и центра элемента, над которым он находится.

Давайте создадим функцию getNextElement() . Мы уже знаем, что она должна возвращать тот элемент, перед которым нужно сделать вставку. В этом нам поможет координата курсора и текущий элемент, которые будут переданы в параметры.

Чтобы получить вертикальную координату текущего элемента, используем метод getBoundingClientRect() . Он вызывается на элементе и возвращает объект, в свойствах которого находится информация о размерах и координатах элемента относительно вьюпорта. Нам понадобится координата y , но также нужно будет учесть высоту элемента height , потому что у рассчитывается относительно верхнего левого угла элемента, а нам нужен центр.

Давайте закрепим на примере. Допустим, мы хотим поменять два элемента местами — начинаем перемещать нижний элемент, наводим курсор на элемент перед ним. Пока мы не приблизились к центру элемента, ничего происходить не должно, потому что пока порядок элементов в DOM изменять не нужно. Но как только курсор пересечёт центральную ось, перемещаемый элемент будет вставлен перед тем элементом, на который мы навели курсор.

Всё почти готово, но нам нужно ещё учесть ситуацию, когда во время перемещения курсор был наведён на какой-то элемент и при этом центральную ось так и не пересёк. Для нас это значит, что порядок не изменился, и ничего делать не надо. Но программа пока об этом не знает и в таких ситуациях осуществляет вставку в DOM на то же самое место при каждом срабатывании события dragover . Как мы помним, оно срабатывает очень часто и каждый раз влечёт за собой ненужные операции с DOM. Мы изменим это поведение, добавив проверку.

Теперь всё работает так, как нужно: мы отслеживаем положение курсора относительно центра, лишние операции в DOM исключили и, главное, элементы сортируются — задача выполнена! Полный код решения — в нашей интерактивной демонстрации.

Для библиотеки VCL фирмой Borland реализована собственная версия интерфейса Drag&Drop (переводится как "перетащить"). Интерфейс этот внутренний — передавать и принимать можно любые управляющие элементы Delphi внутри формы' (кроме самой формы). Он реализован без использования соответствующих функций API Windows — их нужно применять при организации общения с другими задачами путем перетаскивания.

Нажав левую кнопку мыши над элементом управления, мы можем "перетащить" его на любой другой элемент. С точки зрения программиста это означает, что в моменты перетаскивания и отпускания клавиши генерируются определенные события, которыми передается вся необходимая информация — указатель на перетаскиваемый объект, текущие координаты курсора и др. Получателем событий является тот элемент, на котором в данный момент находится курсор. Обработчик такого события должен сообщить системе, принимает ли данньш элемент управления "посылку" или нет. При отпускании кнопки над принимающим элементом управления генерируется еще одно или два события, в зависимости от готовности приемника.

Функции и процедуры для работы с drag-and-drop операциями

CancelDrag Отменяет текущую drag-and-drop или drag-and-dock операцию.

Функция FindDragTarget ( const Pos: TPoint ;AllowDisabled: Boolean ): TControl ;

Функция возвращает объект базового класса TControl , к которому относится позиция экрана с координатами, определенными параметром Pos. Данная функция используется для определения потенциального получателя drag-and-drop или drag-and-dock операции. Если для указанной позиции не существует никакого оконного средства управления, то функция возвращает nil . Параметр AllowDisabled определяет, будут ли учитываться заблокированные (disabled) объекты.

Функция IsDragObject ( Sender: TObject ): Boolean ;

Функция определяет, является ли объект, определенный в параметре Sender, потомком класса TDragObject . Данную функцию можно использовать в качестве параметра Source в обработчиках событий OnDragOver и OnDockOver для того, чтобы определить будет ли принят перетаскиваемый объект. Также функцию IsDragObject можно использовать в качестве параметра Source в обработчиках событий OnDragDrop и OnDockDrop для того, чтобы правильно интерпретировать перетаскиваемый объект.

Перетаскивание объектов

Свойства DragMode, DragCursor, методы BeginDrag, OnDragOver, OnDragDrop, OnEndDrag, OnStartDrag, параметр Accept

Процесс перетаскивания с помощью мыши информации из одного объекта в другой широко используется в Widows.Можно перемещать файлы между папками, перемещать сами папки и др.

Все свойства, методы и события, связанные с процессом перетаскивания, определены в классе TControl, являющегося прародителем всех визуальных компонентов Delphi. Поэтому они являются общими для всех компонентов.

Начало перетаскивания определяется свойством DragMode, которое может устанавливаться в процессе проектирования или программно равным dmManual или dmAutomatic. Значение dmAutomatic (автоматическое) определяет автоматическое начало процесса перетаскивания при нажатии пользователем кнопки мыши над компонентом. Однако в этом случае событие OnMouseDown, связанное с нажатием пользователем кнопки мыши, для этого компонента вообще не наступает.

Интерфейс переноса Drag-and-Drop

Интерфейс переноса и приема компонентов появился достаточно давно. Он обеспечивает взаимодействие двух элементов управления во время выполнения приложения. При этом могут выполняться любые необходимые операции. Несмотря на простоту реализации и давность разработки, многие программисты (особенно новички) считают этот механизм малопонятным и экзотическим. Тем не менее использование Drag-and-Drop может оказаться очень полезным и простым в реализации. Сейчас мы в этом убедимся.

Для того чтобы механизм заработал, требуется настроить соответствующим образом два элемента управления. Один должен быть источником (Source), второй — приемником (Target). При этом источник никуда не перемещается, а только регистрируется в качестве такового в механизме.

Преобразование координат в параметрах событий OnDragOver и OnDragDrop, в координаты формы

Поверьте, достаточно просто преобразовать X,Y координаты, передаваемые в параметрах событий OnDragOver и OnDragDrop, в координаты формы.

Работайте со свойствами Left и Top компонента, над которым перемещается курсор. Приведу простой пример. Поместите на форму компонент Memo и присвойте свойству Align значение alTop. Поместите на форму панель, также присвойсте свойству Align значение alTop и задайте небольшое значение свойству Height, скажем 6 или 7 пикселей. Установите DragMode на dmAutomatica и DragCursor на crVSplit. Поместите другой Memo-компонент и установите Align на alClient. Одновременно выберите оба Memo-компонента, панель и создайте общий обработчик события OnDragOver как показано ниже:

Для библиотеки VCL фирмой Borland реализована собственная версия интерфейса Drag&Drop (переводится как "перетащить"). Интерфейс этот внутренний — передавать и принимать можно любые управляющие элементы Delphi внутри формы' (кроме самой формы). Он реализован без использования соответствующих функций API Windows — их нужно применять при организации общения с другими задачами путем перетаскивания.

Нажав левую кнопку мыши над элементом управления, мы можем "перетащить" его на любой другой элемент. С точки зрения программиста это означает, что в моменты перетаскивания и отпускания клавиши генерируются определенные события, которыми передается вся необходимая информация — указатель на перетаскиваемый объект, текущие координаты курсора и др. Получателем событий является тот элемент, на котором в данный момент находится курсор. Обработчик такого события должен сообщить системе, принимает ли данньш элемент управления "посылку" или нет. При отпускании кнопки над принимающим элементом управления генерируется еще одно или два события, в зависимости от готовности приемника.

Функции и процедуры для работы с drag-and-drop операциями

CancelDrag Отменяет текущую drag-and-drop или drag-and-dock операцию.

Функция FindDragTarget ( const Pos: TPoint ;AllowDisabled: Boolean ): TControl ;

Функция возвращает объект базового класса TControl , к которому относится позиция экрана с координатами, определенными параметром Pos. Данная функция используется для определения потенциального получателя drag-and-drop или drag-and-dock операции. Если для указанной позиции не существует никакого оконного средства управления, то функция возвращает nil . Параметр AllowDisabled определяет, будут ли учитываться заблокированные (disabled) объекты.

Функция IsDragObject ( Sender: TObject ): Boolean ;

Функция определяет, является ли объект, определенный в параметре Sender, потомком класса TDragObject . Данную функцию можно использовать в качестве параметра Source в обработчиках событий OnDragOver и OnDockOver для того, чтобы определить будет ли принят перетаскиваемый объект. Также функцию IsDragObject можно использовать в качестве параметра Source в обработчиках событий OnDragDrop и OnDockDrop для того, чтобы правильно интерпретировать перетаскиваемый объект.

Перетаскивание объектов

Свойства DragMode, DragCursor, методы BeginDrag, OnDragOver, OnDragDrop, OnEndDrag, OnStartDrag, параметр Accept

Процесс перетаскивания с помощью мыши информации из одного объекта в другой широко используется в Widows.Можно перемещать файлы между папками, перемещать сами папки и др.

Все свойства, методы и события, связанные с процессом перетаскивания, определены в классе TControl, являющегося прародителем всех визуальных компонентов Delphi. Поэтому они являются общими для всех компонентов.

Начало перетаскивания определяется свойством DragMode, которое может устанавливаться в процессе проектирования или программно равным dmManual или dmAutomatic. Значение dmAutomatic (автоматическое) определяет автоматическое начало процесса перетаскивания при нажатии пользователем кнопки мыши над компонентом. Однако в этом случае событие OnMouseDown, связанное с нажатием пользователем кнопки мыши, для этого компонента вообще не наступает.

Интерфейс переноса Drag-and-Drop

Интерфейс переноса и приема компонентов появился достаточно давно. Он обеспечивает взаимодействие двух элементов управления во время выполнения приложения. При этом могут выполняться любые необходимые операции. Несмотря на простоту реализации и давность разработки, многие программисты (особенно новички) считают этот механизм малопонятным и экзотическим. Тем не менее использование Drag-and-Drop может оказаться очень полезным и простым в реализации. Сейчас мы в этом убедимся.

Для того чтобы механизм заработал, требуется настроить соответствующим образом два элемента управления. Один должен быть источником (Source), второй — приемником (Target). При этом источник никуда не перемещается, а только регистрируется в качестве такового в механизме.

Преобразование координат в параметрах событий OnDragOver и OnDragDrop, в координаты формы

Поверьте, достаточно просто преобразовать X,Y координаты, передаваемые в параметрах событий OnDragOver и OnDragDrop, в координаты формы.

Работайте со свойствами Left и Top компонента, над которым перемещается курсор. Приведу простой пример. Поместите на форму компонент Memo и присвойте свойству Align значение alTop. Поместите на форму панель, также присвойсте свойству Align значение alTop и задайте небольшое значение свойству Height, скажем 6 или 7 пикселей. Установите DragMode на dmAutomatica и DragCursor на crVSplit. Поместите другой Memo-компонент и установите Align на alClient. Одновременно выберите оба Memo-компонента, панель и создайте общий обработчик события OnDragOver как показано ниже:

Читайте также: