1 компьютеры улучшают или ухудшают нашу способность запоминать

Обновлено: 05.07.2024

В IT-сфере огромное количество информации, и с каждым днём становится только больше. Чтобы ориентироваться в этом объёме данных, нужно иметь хорошую память, ведь даже чтобы поискать что-то в интернете, нужно помнить о том, что это что-то существует. Как улучшить свою память, чтобы идти в ногу со временем? Узнаем у экспертов.

ведущий разработчик MediaSoft

Это может показаться странным, но программисту сейчас нет нужды запоминать множество вещей — IT настолько быстро развивающаяся индустрия, что то, что вы запомнили сегодня, может оказаться морально устаревшим уже к концу этого года. Особенно ярко это проявляется в мире фронтенд-разработки.

Куда более полезным для современного разработчика является умение быстро находить нужную информацию и грамотно формулировать поисковые запросы, а также способность выбирать из огромного потока информации только нужную и достоверную часть. Как развить эти навыки? На мой взгляд, они могут прийти только с опытом, есть лишь несколько небольших советов:

  • Прежде чем искать ответ на свой вопрос, проговорите его, убедитесь, что он максимально лаконичен и полностью отражает суть вашей проблемы.
  • Если вы хотите найти что-то в документации, то определитесь, к какой категории относится ваша проблема, чтобы не терять времени на блуждание по разным разделам.
  • Ну и самое главное: когда копируете код со StackOverflow, копируйте из ответа, а не из вопроса.

Действительно важная информация, которую нужно помнить разработчику, всегда очень абстрактна и описывает не конкретные реализации, а основные концепции. Этой информации не так много, и запомнить её может каждый без особых усилий, а всякие мелочи вы всё равно забудете через пару недель после того, как перестанете с ними работать. Можно, конечно, упражнения разные поделать, их в сети описано бесчисленное множество, осталось только найти и выбрать, но зачем?

инженер-программист 1 категории компании ICL Services

Программирование как сфера деятельности — это прекрасный образец каждодневной тренировки памяти. Помнить синтаксис и алгоритмы — ежедневная рутина, которая перерастает в механическую память, когда мозг не включается, а «руки помнят». Естественно, это происходит не за один день и даже не за неделю, этот механический опыт передаётся тщательными тренировками и практическими заданиями.

Поэтому, по моему мнению, для программиста забыть синтаксис, операторы, способы объявления функций и т. д. — это как для строителя забыть, как пользоваться молотком.

Для профилактики некоторые упражнения для памяти всё-таки лучше попрактиковать: в моём случае это посмотреть мельком на телефон и вспомнить, сколько там было времени; также по ходу движения запоминать номерные знаки автомобилей — чем больше, тем лучше; вспомнить, что было вчера — тоже отличный вариант!

Память это, конечно, очень важно, и прекрасно помнить всё, но на случай тотального забытья всегда есть Google!

декан факультета веб-разработки в GeekUniversity

Хотелось бы сразу предостеречь начинающих программистов от зубрёжки. В отличие от языков, на которых мы разговариваем, в языках программирования очень мало исключений из правил, а количество ключевых слов и конструкций редко превышает сотню. Более того, при написании программ, если вы, конечно, не собираетесь работать в блокноте, всегда можно воспользоваться современными редакторами кода и IDE, которые анализируют код, делают подсказки, отмечают ваши ошибки, тем самым ускоряя разработку.

Но существуют вещи в программировании, которые действительно необходимо выучить по двум причинам. Во-первых, чтобы успешно пройти собеседование, продемонстрировав свои навыки, а во-вторых, просто для того, чтобы не тратить своё время на поиск одной и той же информации. К таким вещам относятся, например, основные алгоритмы и шаблоны (паттерны) проектирования, а также синтаксис и основные функции языка программирования, на котором вы собираетесь писать основную часть времени.

Как же лучше всего выучить эти вещи? Просто вызубрить, не вникая в суть? Вряд ли. Можно либо найти в интернете тренировки для памяти и выполнять упражнения «запомни ряд слов и повтори», «запомни цифры и повтори», либо учить стихи. Да, это бесспорно пойдёт вам и вашему мозгу на пользу, но сделает ли это из вас великого программиста? Скорее всего, нет. А вот что действительно может помочь, так это постоянная практика. Если вы будете каждый день хотя бы по паре часов писать код на своём любимом языке программирования (или на том, с которым вы хотите работать в дальнейшем) и не просто бездумно копировать код с таких сайтов, как StackOverflow, а именно писать, понимая, что делает каждый символ вашего кода, то очень скоро вы поймаете себя на мысли, что пишете по памяти, и вам не приходится каждую конструкцию подсматривать в учебнике/документации.

Кроме того, могу посоветовать «сохранять себе в копилку» интересные конструкции и фрагменты кода для того, чтобы в будущем не писать повторно тот же алгоритм, а подсмотреть у себя же. Такие кусочки принято называть сниппетами кода, от английского snippet — отрывок, фрагмент. Существуют и бесплатные сервисы для хранения таких кусочков кода, например GitHub Gist.

Подводя итог, хочу порекомендовать не заучивать всё подряд, а в первую очередь понимать, что вы пишете и почему ваш код работает именно так, а не иначе. Достаточно выучить самые основные и наиболее часто используемые вещи, и, скорее всего, они сами быстро запомнятся. Остальное важно уметь быстро найти в учебнике или в документации.

Наступление цифровой эпохи изменяет характер работы нашего мозга, что потенциально может иметь гибельные последствия, отмечает Николас Карр (Nicholas Carr). Несмотря на то, что всемирная сеть существует всего лишь около 20 лет, сейчас трудно себе представить жизнь без неё. Интернет предоставляет мгновенный доступ к огромным объёмам информации, мы также можем постоянно находиться на связи с сотрудниками и друзьями.

Но наша зависимость от Интернета имеет свою тёмную сторону. Растущая совокупность научных исследований и доказанных фактов говорит о том, что Сеть с её постоянными отвлечениями или перерывами в изучении конкретного материала делает людей рассеянными и поверхностными.
Николас Карр в течение трёх лет проводил исследование для написания своей новой книги «The Shallows: How the Internet Is Changing the Way We Think, Read and Remember», посвящённой влиянию Интернета на изменения принципов мышления, чтения и памяти. Он отмечает, что к написанию книги его подтолкнул не только академический, но и персональный интерес: он решил взяться за этот труд, когда понял, что сам теряет способность концентрации и анализа. Даже когда он был не за компьютером, его разум ощущал голод от недостатка постоянного стимулирования и быстрых информационных ударов, он ощущал себя в некотором постоянном смятении.

Тогда исследователь задался вопросом, могла ли потеря концентрации быть результатом того продолжительного времени, что он проводил online. В поисках ответа на этот вопрос он начал знакомиться со многими психологическими, поведенческими и неврологическими исследованиями, которые изучали влияние информационных технологий на образ мышления.

Ряд исследований показывают, что люди всё меньше времени тратят в среднем на просмотр той или иной страницы. Даже те, кто занимаются академическими исследованиями онлайн, всё чаще переключаются с одного документа на другой, редко прочитывают более одной-двух страниц одного документа. Другие исследования отражают тот факт, что люди, занимающиеся множеством мультимедийных задач одновременно, хуже проходят тесты на концентрацию и легче приходят в расстройство, а также гораздо сложнее отличают важную информацию от пустяков.

Результаты шокировали исследователей, они ожидали, что «многозадачные» люди будут иметь какие-то преимущества. Но хуже всего то, что люди, привыкшее заниматься сразу несколькими задачами за компьютером, в среднем хуже во всём. Даже в той самой многозадачности: их отвлекает всё подряд и в результате они хуже справляются с необходимой работой.
Важно и то, что компьютеры и мобильные телефоны изменяют наш мозг, усиливая одни его участки и гася иные. Таким образом, просто выключая компьютер или телефон, человек уже не может перестроиться на нормальный ритм работы мозга. Долговременные изменения качества интеллектуальной жизни имеет гибельные последствия.

Нет ничего плохого в быстром восприятии сведений по кусочкам или частям. Люди всегда просматривали газеты, нежели читали их, перед чтением книг и журналов человек обычно пробегает по ним глазами и листает их, чтобы выбрать наиболее подходящее для чтения. Способность беглого просмотра и пролистывания настолько же важна, как и способность вдумчивого чтения и внимательного мышления. Пугает лишь то, что восприятие информации «по диагонали» становится доминирующим способом работы мозга.
То, что должно служить определению наиболее важной информации для более глубокого последующего её изучения, становится конечной целью и основным методом обучения и анализа. Николас Карр заключает в краткой презентации своей книги, что ослеплённые сокровищами Сети, мы можем не видеть того вреда, который наносим нашей интеллектуальной жизни и даже нашей культуре.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Боброва Л.А.

2012. 03. 005. Смолл г. , Ворган г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. - М. : Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения z Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий»

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

2019.02.011. Л.А. БОБРОВА. КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И МЫШЛЕНИЕ: ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. (Обзор).

Ключевые слова: мышление; мозг; компьютер; Интернет; когнитивные способности человека; «цифровые иммигранты»; «цифровые с рождения»; «цифровое слабоумие»; ОгоырШпк.

Понимание механизмов работы мозга и развития интеллекта позволяет нам сегодня увидеть тенденции влияния цифровых средств массовой информации и коммуникации на когнитивные способности человека.

Эволюционирует ли сегодня мозг? Цифровые технологии меняют нашу жизнь. Они меняют не только наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и перекраивают наш мозг, наши когнитивные способности. С точки зрения американских психологов Г. Смолл и Г. Ворган, мозг эволюционирует прямо сейчас. Он подстраивается под окружающий мир и в то же время усложняется: выбрасываются нейротрансмиттеры, из нейронов вырастают дендриты, возникают новые синапсы. «Вероятно мы свидетели одного из самых неожиданных, но в то же время и самых значительных переломов в истории человечества. Надо полагать, с того самого момента, когда первобытный человек догадался облегчить себе жизнь при помощи орудий труда (1, с. 14). Более осторожную позицию занимают авторы книги (2) ставя вопрос: успеет ли за столь стремительно развивающейся технологией естественный разум человека?» (2, с. 77).

Компьютер оказывает разное влияние на мозг человека в зависимости от его возраста. Так, мозг взрослого человека в возрасте от 35 до 50 лет бывает особенно эластичен. Даже в большей степени, чем предполагали раньше. Для тех, у кого есть образователь-

ная база, использование компьютера способствует развитию и приобретению новых знаний.

Особую группу составляют люди старше 60 лет, так называемые «цифровые иммигранты». Их мозг сформировался до появления компьютеров. Ухудшение работы мозга с возрастом мешает им пользоваться компьютерами и разнообразными гаджетами. Появляется страх перед этой техникой. Им труднее адаптироваться к цифровой реальности. Но если их надлежащим образом обучить, страхи перед техникой рассеиваются. Мозг «цифровых иммигрантов» обрабатывает информацию медленней, зато нейронным сетям взрослого лучше дается «картина в целом». Последние исследования показывают, что на самом деле взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. «Ментальная аэробика» полезна любому мозгу вне зависимости от возраста (1, с. 81).

Уже известно, что для маленьких детей долгое сидение за компьютером губительно для формирования когнитивных способностей.

Наконец, уже выросло первое поколение, которое не застало мира без компьютеров, интернета и мобильных телефонов («циф-

ровые с рождения»). В их мозгу нейронные сети устроены иначе, чем у «цифровых иммигрантов». Они не испытывают проблем с овладением цифровой техникой. Им нужна скорость и мобильность в получении информации. Их знания как в калейдоскопе постоянно должны заменяться новыми, не требующими особых рациональных усилий, рациональных рассуждений («клиповое мышление»).

«Цифровые от рождения» более склонны к многозадачности (т.е. к выполнению одновременно нескольких дел, чем «цифровые иммигранты». Многозадачность позволяет «цифровым от рождения» непрерывно поощрять себя и откладывать на потом долгосрочные задачи. Кроме того, новое задание воспринимается поверхностно. «Хроническая и интенсивная многозадачность способна также затормозить развитие лобной коры» (1, с. 63).

Многозадачность следует отличать от состояния непрерывного рассеянного внимания. Это состояние описывается как постоянная загруженность мозга: когда вы следите за всем сразу, но ни на чем не сосредоточиваетесь. Мозг в состоянии непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс. Эту новую форму стресса Г. Смолл и Г. Ворган называют «техногенным истощением мозга». Дело в том, что мозг не рассчитан на длительное отслеживание приходящей отовсюду информации. Человек чувствует себя опустощенным, появляется раздражение и даже расстройство. Техногенное истощение мозга можно ослабить, если задача будет требовать внимания к разным точкам пространства, но лучше всего сон (60 минут) между заданиями.

Г. Смолл и Г. Ворган отмечают «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. «Еще недавно это называли конфликтом поколений: ценности и привычки детей (взять хотя бы музыкальные пристрастия) всегда не совпадали с ценностями отцов. Теперь разрыв приобрел новые масштабы - и можно говорить про возникновение двух разных культур» (1, с. 17).

Но в целом позиция Г. Смолл и Г. Вортан оптимистична: по мере того, как мозг современного человека развивается, растет внимательность, сознание реагирует на сигналы все быстрей и вообще со многими задачами наше мышление справляется эффективнее, чем прежде. По их мнению «человек способен управлять поведением нервной системы в своих интересах, и благодаря это-

му мы, несомненно, сумеем достойно пережить адаптацию сознания к новым технологиям» (1, с. 47).

Как технологии меняют наши познавательные способности.

Вопрос о возможностях человеческого мышления еще более остро встал в связи с развитием Интернета. Как отмечают авторы (инж), принципиальные изменения произошли тогда, когда методы создания информационных систем, принимающих за основу коммуникативную идеологию сетевого взаимодействия, стали доступными огромному числу пользователей. «Информационно-коммуникативные технологии для пользователей интернета позволили создавать, хранить, передавать на большие расстояния практически мгновенно колоссальные объемы информационных ресурсов» (1, с. 94).

Последствия использования интернета могут быть самыми разными.

Н. Карр - один из первых, кто попытался описать, как технологии меняют наши познавательные способности. В (2) приводится таблица.

Использование интернета ухудшает наши способности думать и запоминать. Это определяется несколькими причинами.

Во-первых, интернет значительно дополняет объемы человеческой памяти. В предельном случае облачные технологии, интернет могут заменить человеческую память.

Во-вторых, информация в Сети не проходит проверок. В результате ее противоречивость запутывает человека.

В-третьих, много времени уходит на выбор контента. Важен процесс, а не результат.

В-четвертых, поисковик ищет конкретный фрагмент текста в несколько слов или предложений, что способствует фрагментации, разорванности сознания.

В-пятых, поток информации увеличивается в объеме и ускоряется. Это ведет к тому, что ухудшается способность концентрироваться, сосредоточиваться на одной теме. Н. Карри отмечает, «мне кажется, что Сеть разрушила мою способность к сосредоточению и созерцанию. мои друзья говорят то же самое: чем больше они используют интернет, тем больше они должны прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, если требуется написать текст большого объема» (цит. по: 2, с. 98).

В-шестых, эмоции перемещаются в виртуальную сферу. В результате разрушается эмоционально-ценностное единство личности.

Дискуссия о «цифровом слабоумии».

Реалии сегодняшнего дня таковы, что нам нет необходимости запоминать многие вещи. Например, номера телефонов, даты рождения и именин, расписание деловых и личных встреч и т.д. По мнению некоторых, это может привести к ослаблению памяти, как это бывает в старшем возрасте. Тогда под «цифровым слабоумием» имеют в виду нечто похожее на болезнь (деменция). Другим проявлением болезни считают ослабление способности рассуждать. Так, современная молодежь обращается к интернету за готовыми ответами, вместо того, чтобы потрудится над решением той или иной задачи или поразмышлять над поставленным вопросом преподавателя. В результате они, например, встают в тупик, если видоизменить условие задачи или вопроса. Могут не заметить, что отвечают на совершенно другой вопрос.

Существует другая точка зрения: «цифровое слабоумие» совсем не всегда связано с потерей памяти или забывчивостью. С точки зрения авторов (2), «по существу, он означает ослабление влияния рационального на развитие личности у молодого поколения, ослабление влияния рациональности на процесс познания, на процесс создания культурных ценностей, означает иной качественный вектор развития человечества. Это реальность будущего, и к ней надо готовиться» (2, с. 101). Так, интенсивность, с которой развивается цифровой мир, уже сейчас заставляет молодое поколение осознанно или неосознанно отказываться от ряда когнитивных навыков, без которых немыслимо было получать высшее образование еще десять лет назад.

Новые технологии поиска решения задач.

Одной из таких технологий является коллективное (в группе) решение задач (ОгоирШтк), а также брейнсторминг, мозговой штурм. Эта технология получила широкое распространение в области социальной психологии, теории управления, теории принятия решений и других.

В случае ОгоирШтк это временный союз людей для наиболее эффективного достижения результата. Но он имеет свою специфику: в ряде случаев не дает ожидаемой эффективности. Если

группа создана в реальности, внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. На состояние работы сознания влияет множество факторов, в том числе количество окружающих людей, взаимоотношения в группе, значимость окружающих людей для человека, близость зоны контакта и т.д. В виртуальном общении на первый план выходит социальная идентичность: отождествление себя с какой-либо группой в сети. Таким образом, отмечают авторы (2), эффект Groupthink усиливают в большей степени нерациональные факторы - иллюзия неуязвимости, вера в свою моральную непогрешимость, стереотипы в отношении «чужих», давление на инакомыслящих и т.д. «С одной стороны, это свидетельствует о кризисных явлениях в когнитивной области, а с другой - коллективная рационализация, обосновывающая иногда чисто рефлексивные, часто эмоциональный и редко продуманные действия группы, дает нам возможность предположить некий естественный, но скорее революционный сдвиг в развитии человека» (2, с. 104). Для того, чтобы негативные стороны Groupthink не подавляли позитивные моменты этого явления, необходимо чтобы демонстрация сплоченности и единодушия не превращалась в основную цель групп, и существовали бы как основание для осознанной ответственности за принятые решения (2, с. 104).

компоненту, коммуникативную связь, взаимодействие между доказывающим и интерпретатором, и обладает определенным стилем.

Авторы рассматривают два проекта, инициированные Т. Гауэрзом (Timothy Gowers) в 2009 г., который в своем блоге поставил вопрос: Можем ли мы иметь коллаборативные доказательства в математике? Для того, чтобы стимулировать исследования, он предложил математическому сообществу принять участие в нахождении альтернативного доказательства теоремы Хейлз-Джуэтта (Hales-Jewett). Участники в этом эксперименте должны были предлагать идеи, новые подходы к доказательству теоремы, комментарии, части доказательства, используя блог Гауэрза.

Через семь недель работы Гауэрз анонсировал, что проблема решена. Позитивный результат эксперимента сделал необходимым осмысление успеха этой инновационной математической практики и ее коллаборативного характера. «По-видимому, Веб-доказательства будут новым видом процесса доказывания, характеризующийся оригинальными чертами» (3, с. 483). Прежде всего отмечается, что Веб используется одновременно и как источник информации и как среда коммуникации. В качестве источника Веб есть собрание информации, идей и методов, необходимых для использования. В качестве средства коммуникации Веб не только открывает новые возможности межперсонального общения (E-mail, социальные сети и т.д.), но и способствует созданию сообщества, основанного на общем интересе (например, через блоги).

Важной чертой этой математической практики является ее открытость. В противоположность традиционным коммуникативным методам, которые являются one-to-one (одним с одним) или one-to-many (один со многими), методы Веб-доказывания имеют характер many-to-many (многие с многими). Это радикально меняет природу коммуникации, поскольку она больше не является коммуникацией среди членов закрытого общества, а открыта каждому.

Данная практика способствует интенсификации исследовательской работы. Скорость, с которой проблема может быть решена при использовании Веб, не достижима при обычных методах работы.

Интерактивность проекта позволяет использовать технику группового решения проблемы, известную как «мозговой штурм» (Osborn, 1963). Это стало возможным благодаря правилам, введен-

ным Гауэрзом, которые аналогичны базисным правилам мозгового штурма: комментарии должны быть короткими; идеи должны быть понятны (насколько возможно) без применения технического аппарата; техническая работа должна быть отодвинута до тех пор, пока не будет достигнута необходимая ясность; желательны необычные («сумасшедшие», как говорил Озборн) идеи. Таким образом, правила должны были стимулировать генерирование идей и возрастание креативности группы.

Мозговой штурм, основанный на Веб, позволяет добиться успеха в объединении математических способностей участников. Различные специалисты знают различные вещи, они могут использовать различные технические языки, они могут разделять различные научные стандарты и ценности, они придерживаются различных методологий и стилей исследования. Когда специалисты собираются вместе, чтобы атаковать конкретную проблему, они приносят с собой собственную культуру и мастерство. «Результат, достигнутый группой, не может быть редуцирован к сумме ее конституэнт» (3, с. 485).

Следующая фаза мозгового штурма состоит в категоризации и интеграции полученного материала. Эта задача может выполняться как членами группы, так и блог-администратором. Роль последнего очень важна, он определяет проблему, интегрирует различные части доказательства в единое целое. Поэтому его авторитет должен признаваться академическим сообществом. Авторы подчеркивают, что Гауэрз обладал большим авторитетом среди участников эксперимента.

Проекты, основанные на Веб-доказательствах, не заменяют «старые парадигмы» индивидуальных исследований и открытий. Они просто показали, что новые формы исследовательской методологии также могут быть успешными (3, с. 495).

1. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн: Человек в эпоху интернета / Пер. с англ. Б. Козловского. - М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с.

2. Смирнова О.М. Цифровая эпоха и виртуализация сознания // Проблемы и риски инженерного образования в ХХ1 в.: Монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. - М.: Университетская книга, 2017. - С. 76-109.

3. Stefaneas P., Vandoulakis I.M. The Web as a tool for proving // Metaphilosophy. -Oxford; Cambridge (Mass.), 2012. - Vol. 43, N 4. - P. 480-498.

2019.02.012. ДЕМАРКО УЧ. МУДРЫЕ ВОПРОСЫ. DEMARCO W.C. Wise questions // Wisdom and philosophy: Contemporary and comparative approaches / Ed. Moeller H.-G., White-hed A.K. - L.: Bloomsbury, 2016. - P. 163-185.

Ключевые слова: апория; буддизм; ведизм; вопрос; даосизм; мудрость; неосократическая философия.

В статье специалиста по античной, а также восточной философии и этике У. Демарко утверждается, что постановка мудрых вопросов - это обретение мудрости, и призывается отказаться от личных пристрастий и устаревших социальных предпочтений для их экспонирования. Обдумывание таких вопросов может составлять и ориентировать вопросы всей жизни. Под мудростью автор понимает знание истины, в особенности о важных вещах, а также жизнь в ней и с ней. Это включает практику орошающего присутствия в основополагающих реалиях. Для мудрых в этом смысле окончательная истина сияет сквозь каждую истину, они чувствуют корни вещей во всем, между тем как возможности работать ради первостепенных ценностей находятся на каждом витке практики. Мудрость - гармония жизненной гармонии мысли и жизнь с мысленной гармонией мысли и жизни. «Вспомогательная мудрость» состоит в открытости любой истины. Автор утверждает, что путь мудрого вопрошения - via interrogativa - путь мудрости во втором смысле и, возможно, в первом.

Этот путь к мудрости опирается на различении фундаментальных ориентиров вопрошения. Каждая позиция вопрошения различается по целям и ожиданиям. Различные вещи считаются ответами в каждой области интереса. Каждая устанавливает (с. 163) свои стандарты, что считать легитимным вопросами. Каждая отмечена различным отношением между вопросом и ответом. Первая - изыскательская (zetetic) ищет точных решений определенных проблем. Хорошо сформулированный вопрос - шаблон для определенного стиля решения. Лучшие из них вызывают новые подобные вопросы. Это вопрошение - инструментальное. Вопросы - средства, ведущие к цели, а последняя - определенное и окончательное решение. Подобный вид вопрошения является об-

За последние несколько десятилетий технологии развивались с ошеломляющей скоростью. Смартфоны, интернет, облачные вычисления и сотни других изобретений меняют каждый аспект нашей жизни.

Изменились коммуникации, бизнес, правительство, путешествия, сбор средств и даже сельское хозяйство. Но как насчет нашего мозга? Неужели все эти новые технологии меняют нас изнутри? Так думают многие, в том числе и психологи-профессионалы.

Как говорит современная психология, нет практически никаких сомнений в том, что все новые технологии, во главе с интернетом и цифровыми технологиями, формируют наш образ мышления очевидными и тонкими способами, преднамеренными и непреднамеренными, полезными и вредными.

Хотя исследования в этой области все ещё находятся на начальной стадии, и нет научно согласованных выводов, есть несколько областей, где современные цифровые технологии, безусловно, влияют на то, как мы взаимодействуем с миром и, как развивается мозг наших детей.

1. Принятие решений

Вам нужно купить новую машину. А что вы делаете в первую очередь? Если вы похожи на миллионы других людей, вы идете в интернет, чтобы провести исследование. На самом деле, независимо от того, какое решение вам нужно принять – пытаетесь ли вы выяснить, где пообедать или как лучше начать новую карьеру, вы можете обратиться за советом к интернету. Это означает, что мы, как вид, больше не должны полагаться только на внутренний инстинкт, а можем вместо этого собирать факты и знания в попытке принять обоснованные решения.

2. Построение отношений

С другой стороны, разве возможность оставаться на связи с друзьями и семьей по всему миру не поддерживает отношения, которые в противном случае могли бы прекратиться? Многие люди считают, что интернет полезен для наших отношений, но еще предстоит выяснить, развивают ли дети, которые растут со смартфонами, навыки межличностного общения и построения отношений, необходимые им для формирования глубоких и значимых отношений, или же наш вид будет изолирован от близких личных контактов и испытывать дискомфорт от них.

Интернет дает нам доступ к огромному количеству информации, кроме того, наши персональные компьютеры могут хранить каждый список покупок и случайные мысли, которые у нас есть, позволяя нам получить доступ к информации, когда она нам понадобится позже.

Новое исследование показало, что этот всепроникающий доступ к информации изменил не только то, что мы помним, но и то, как мы помним. Наша зависимость от интернета снизила нашу способность запоминать факты. Однако мы, по-видимому, улучшаем нашу способность запоминать, где и как найти информацию.

Например, теперь мы с большей вероятностью будем помнить, в какой папке мы хранили информацию, чем помнить саму информацию. Точно так же, когда мы сталкиваемся с вопросом о факте, мы с большей вероятностью запоминаем поисковые запросы, которые помогли нам найти ответы на подобные вопросы, чем сами факты.

Беря во внимание всё выше написанное, можно сделать вывод, что интернет и цифровые технологии могут влиять на наше физическое и психологическое развитие в большей степени, чем мы ожидали. Современная жизнь практически невозможна без использования компьютеров, а если вдруг что-то сломается, то здесь вам помогут произвести ремонт компьютеров.

Читайте также: