1411 кбит с в кодеке flac только для устройств воспринимающих такую скорость передачи

Обновлено: 06.07.2024

Первые цифровые носители звука, компакт-диски, хранили музыку в дискретном формате, с частотой дискретизации 44 кГц. Это значит, что одна секунда звука записывается с помощью 44 тысяч импульсов. Такая дискретизация выбрана согласно теореме Котельникова, которая гласит: для записи и передачи сигнала без потерь его разрешение должно быть в 2 раза выше, чем разрешение исходного сигнала. А порог слышимых человеком частот как раз находится в районе 20 кГц. Однако такая музыка занимала много места: компакт-диск, как и аудиокассета, максимум вмещает около 20 треков.

В условиях, когда емкость жестких дисков составляла всего несколько сотен мегабайт (в 90-х годах прошлого века), много музыки в формате AudioCD на них не влезало. Для хранения аудио на HDD были придуманы форматы сжатия с потерями, самыми известными среди которых стали MP3, OGG и AAC. Однако для аудиоаппаратуры Hi-Fi они недостаточно хороши, и когда проблема памяти была решена (емкость HDD достигла десятков и сотен гигабайт), специалисты активизировали разработку кодеков хранения звука для сжатия без потерь. Самым известным из таких форматов сейчас является FLAC.


При сжатии с потерями сигнал записывается в ступенчатом виде, мелкие детали теряются

FLAC – это свободный аудио-кодек, лишенный потерь: именно так расшифровывается аббревиатура Free Lossless Audio Codec. Кодек позволяет записывать сигнал в исходном качестве, но при этом обеспечивает до 50% меньший размер файла, чем в формате AudioCD аналогичного качества.

Чем FLAC отличается от форматов сжатия с потерями

Кодеки для сжатия с потерями, такие как MP3, работают по принципу упрощения сигнала, для уменьшения занимаемого им места. При этом некоторые данные сигнала, считающиеся менее значимыми и хуже воспринимаемыми на слух, удаляются. В итоге при воспроизведении музыки она теряет детали, которые делают звук более сухим и бедным на некоторые частоты. Если проводить более наглядную аналогию, то со звуковым сигналом происходит примерно то же самое, что с фотографией, которую сперва сжали с 8 до 2 МП, а потом обратно растянули до 8 МП. Несмотря на возврат к исходным размерам, изначальной четкости на картинке уже не будет.

Lossy-vs-loseless

Сжатие с потерями на примере фотографии

Формат FLAC работает по иному принципу. Он не вносит изменений в звуковой поток, а только переводит его в цифровой формат. Музыка в формате AudioCD или DVD записывается аналогично, но формат FLAC отличается тем, что сжимает трек для уменьшения его объема в мегабайтах. Для сжатия используются те же принципы, что при создании архива RAR или ZIP. То есть, в самой цифровой записи находятся закономерности, которые записываются в упрощенном виде, но могут быть восстановлены к исходному виду при разархивировании. Например, последовательность из 100 единиц занимает 100 ячеек (бит), но если записать ее в виде 100*1, то размер уменьшится до 5 бит, а зная формулу, можно легко восстановить исходный вид этой последовательности.

Основным отличием алгоритма сжатия FLAC от алгоритмов ZIP является разбиение файла на мелкие блоки, размером по несколько килобайт. Для каждого из блоков подбирается оптимальная формула сжатия, поэтому если AudioCD (700 Мб) просто архивировать в ZIP, он займет около 550-650 Мб, а при перегонке во FLAC можно достичь уменьшения до 350-500 Мб. Качество сигнала, опять же, никак не ухудшается в обоих случаях.


Наглядная иллюстрация потери деталей при кодировании из FLAC в MP3

Особенности воспроизведения музыки в FLAC на устройствах

Минусом программного декодирования аудио является повышенная нагрузка на центральный процессор. И если в случае с настольным ПК это не критично (вычислительной мощности достаточно, автономность не имеет значения), то на смартфоне сильно сжатая музыка заставит заряд таять на глазах, а устройство будет греться. Кроме того, возможны и искажения, ухудшение качества звука из-за недостатка производительности.

Для оптимизации воспроизведения музыки во FLAC производители оснащают технику специальными аудиопроцессорами. Звуковой процессор может быть как частью чипсета (наряду с центральным и графическим процессорами), так и выполняться в виде отдельной микросхемы. Она изначально заточен на решение узкого круга задач (расшифровка звукового сигнала), а потому более эффективно расходует заряд и снимает нагрузку с ядер ЦП. Музыка на интегрированном аудиопроцессоре декодируется лучше, чем на ЦП, а на дискретном декодере с ЦАП – еще эффективнее.

Аудиотракт устройства с поддержкой FLAC: звук проходит через аппаратный декодер и цепочку усилителей

Аудиотракт устройства с поддержкой FLAC: звук проходит через аппаратный декодер и цепочку фильтров и усилителей

Какие смартфоны поддерживают FLAC

Поддержка музыки в кодеке FLAC теоретически есть в любом современном смартфоне. Однако дешевые китайские трубки декодируют звук на центральном процессоре, а их звуковой тракт (конденсаторы, дорожки, усилители) упрощен и слаб, поэтому всех прелестей звука в Hi-Res на каком-нибудь Oukitel C5 оценить не получится.

Актуальные чипсеты среднего класса, такие как Snapdragon 625, оснащены достаточно продвинутым интегрированным кодеком. Он способен воспроизводить LoseLess музыку высокого разрешения, вплоть до 192 кГц. Такие решения позволяют снять нагрузку с центрального процессора, уменьшить расход батареи, но слабый звуковой тракт может накладывать ограничения на качество звука на выходе. Например, мой Redmi Note 4X крутит FLAC в формате 24/192 без заминок, при этом не создавая нагрузки на ядра. Однако слепой тест показал, что ощутимой разницы с MP3 320 кбит/с не видно (на ПК в тех же наушниках я ее заметил).

Лучше всего справляются с FLAC, да и другими кодеками для сжатия музыки без потерь, смартфоны с дискретным декодером и ЦАП, выполненными отдельно от чипсета. Сейчас к таковым относятся Apple iPhone, Samsung Galaxy серий A, S и Note, LG линеек G и V, топовые Sony Xperia. Также дискретный ЦАП, обеспечивающий эффективное декодирование кодека FLAC, есть во многих аппаратах концерна BBK (Oppo, Vivo и OnePlus), LeEco, флагманах Meizu и отдельных устройствах, заточенных на аудиофилов и меломанов, выпускаемых другими фирмами.

В этом посте я хочу рассказать о том, как получать наилучшие результаты при сжатии музыкального материала в форматы FLAC и MP3. В эпоху массового распространения стриминговых аудио- и видеосервисов эта тема может показаться малоактуальной, однако, как показывает практика, это не так. Во-первых, не все хотят быть зависимыми от сторонних ресурсов, которые в любой момент могут повести себя как угодно — от введения разнообразных ограничений на доступ к контенту до полного его удаления. Во-вторых, в мире есть множество мест, где интернет работает медленно, печально и с перерывами на обед. В-третьих, качество звучания при онлайн-прослушивании обычно вполне приемлемо для большинства пользователей, но искушенных слухачей с хорошей аппаратурой оно может ввергнуть в тоску. Учитывая всё вышесказанное, можно полагать, что тема самостоятельного сжатия аудиозаписей для их хранения и прослушивания оффлайн останется актуальной ещё достаточно долго.

Так как в статье будут рассматриваться консольные приложения Windows, то предполагается, что читатель знаком с основами работы в командной строке под этой операционной системой.

Базовые понятия

PCM (pulse code modulation), она же ИКМ (импульсно-кодовая модуляция) — способ представления аналогового сигнала в цифровом виде. Работает это так: на вход устройства под названием АЦП (аналого-цифровой преобразователь) подаются электрические колебания, представляющие из себя аналоговый звуковой сигнал. АЦП с определенной частотой замеряет уровень этого сигнала и передаёт полученные значения наружу, где они сохраняются. Таким образом формируется массив данных, представляющий из себя последовательность значений амплитуды исходного сигнала. Описанный процесс называется «оцифровка». Основной проблемой хранения PCM-данных в «голом» виде является довольно большой их объём, поэтому для более рационального использования места на носителе используются различные алгоритмы сжатия цифрового звука.

CDDA (Compact Disc Digital Audio) — старый добрый звуковой компакт-диск, исторически первый стандарт массового цифрового носителя для аудиозаписей. Несмотря на то, что в наше время сам CDDA уже не очень актуален, параметры представления звука на нём — ИКМ 16 бит/44.1 кГц/стерео — и по сей день являются базовыми почти для всех выходящих в свет музыкальных фонограмм.

WAV — аудиоформат, стандартно использующийся для хранения несжатого PCM-аудио в Windows. Формат может содержать в себе и сжатые данные, но на практике подобное встречается крайне редко и, можно сказать, является моветоном. Проигрывание WAV-файлов требует минимум ресурсов системы, так как никакой дополнительной обработки информации для этого не требуется. Сохранение материала в этом формате почти всегда является промежуточным шагом при обработке звука в аудиоредакторах, CD-грабберах и другом подобном ПО. Битрейт несжатого WAV с параметрами 16 бит/44.1 кГц/стерео — 1411 кбит/с, размер файла пятиминутной записи в таком виде — около 52 МБ.

Кодер (или «энкодер» от английского «encoder») — программное обеспечение, предназначенное для преобразования WAV в какой-либо иной формат с целью уменьшения объёма хранимых данных.

Декодер — программное либо аппаратное обеспечение, служащее для воспроизведения сжатых в соответствующий формат файлов или преобразования их в неcжатый вид.

Lossy — общее название семейства аудиоформатов, в которых используется сжатие данных с потерями. Типичными представителями семейства являются MP3, AAC, WMA, Ogg Vorbis. Главная особенность lossy-форматов заключается в том, что при сжатии материала в любой из них значительная часть исходной звуковой информации теряется безвозвратно и не может быть восстановлена впоследствии никаким способом. За счёт этого достигается высокая степень компрессии, при этом на слух потери малозаметны или вообще незаметны, так как отбрасываются только некритичные для человеческого восприятия данные.

Lossless — общее название семейства аудиоформатов, в которых используется сжатие данных без потерь. Типичные представители семейства: FLAC, Monkey’s Audio, ALAC, WavPack. В отличие от lossy-форматов, здесь никакая информация при сжатии не теряется, всё происходит примерно как в обычных архиваторах. Платой за полную сохранность данных является значительно меньшая по сравнению с lossy степень компрессии.

MP3 (MPEG-1 Layer 3) — исторически первый и самый распространённый формат сжатия с потерями. Несмотря на то, что в силу возраста MP3 на сегодняшний день не блещет эффективностью компрессии, его популярность остаётся весьма высокой по причине универсальности — проигрывать данный формат умеет любой утюг. При этом, если применяются адекватные кодер и декодер, качество звучания MP3 находится на очень достойном уровне. Сочетание этих двух факторов делает использование формата оправданным и сейчас. Коэффициент сжатия MP3 при сохранении высокого качества звучания — 6-9 раз. Средний битрейт такого MP3 с параметрами 16 бит/44.1 кГц/стерео — 150-240 кбит/с, размер файла пятиминутной записи в этом виде — 6-9 МБ.

FLAC (Free Lossless Audio Codec) — самый популярный на текущий момент формат сжатия аудио без потерь. Если для какого-либо ПО или оборудования заявлена поддержка lossless, почти наверняка данное ПО/оборудование умеет проигрывать FLAC. Формат является стандартом де-факто в среде любителей качественного звука. Коэффициент сжатия FLAC — 1.2-3.5 раза. Битрейт FLAC с параметрами 16 бит/44.1 кГц/стерео — 400-1200 кбит/с, размер файла пятиминутной записи в таком виде — 15-44 МБ. Для lossless-форматов, представителем которых является FLAC, правило «больше битрейт — выше качество звучания» не работает, качество всегда остается идентичным оригиналу. Степень сжатия и битрейт варьируются в зависимости от сложности сжимаемого материала — например, пение под гитару поддается компрессии лучше, чем запись симфонического оркестра.

В заключение раздела приведу картинку, наглядно иллюстрирующую ключевые особенности вышеописанных аудиоформатов:

Соотношение размера файлов и качественные свойства WAV, FLAC, MP3

Общие вопросы

Можно ли пережимать материал из lossless в lossy — например, из FLAC в MP3?

Можно и часто нужно. Например, если вы хотите слушать музыку в «походных» условиях с портативного устройства без аудиофильских замашек, а исходный материал у вас хранится в lossless-формате, то перед переносом на портатив имеет смысл сконвертировать нужные треки в lossy. Так вы уменьшите размер файлов и сможете сохранить на мобильном носителе значительно больше музыки. Деградации звука от такого преобразования вы, скорее всего, не почувствуете совсем.

Можно ли пережимать материал из lossy в lossless — например, из MP3 во FLAC?

Делать этого не следует ни в коем случае, так как качество звучания лучше не станет, а размер файлов вырастет в разы. Более того, такой псевдоlossless, впоследствии попавший к другим людям, будет вводить их в заблуждение. Как отбраковывать подобные фейки при скачивании lossless из сети, читайте в этой статье.

Если вы хотите получить от подобного пережатия улучшение качества, то нет, так делать не нужно — звучание не только не улучшится, а даже слегка ухудшится. Если вашей целью является уменьшение размера файла и качество звучания не очень критично, то пережатие из более высокого в более низкий битрейт вполне оправданно.

Какой из lossless-форматов лучше по качеству звучания — FLAC, Monkey’s Audio, WavPack?

Как уже говорилось ранее, lossless-форматы сжимают данные без потерь. Это означает, что в плане качества звучания все они абсолютно идентичны. Выбирать lossless-формат для использования в каждом конкретном случае следует, ориентируясь исключительно на его совместимость с ПО/оборудованием и на ваши личные предпочтения.

Влияют ли выбор кодера и его настройки на качество звучания при сжатии материала в MP3?

Существенно влияют. Про то, какой кодер и с какими настройками обеспечивает оптимальный результат, я расскажу ниже.

Влияет ли декодер на качество звучания при прослушивании материала в MP3? Чем лучше воспроизводить MP3 на ПК?

MP3-декодер может влиять на качество звучания. Некоторые (особенно старые) декодеры заметно искажают звук при проигрывании MP3, что может создать ложное впечатление об ущербности этого формата как такового. Для проигрывания музыки на ПК следует пользоваться проверенными программами-плеерами, желательно последних версий. Я использую foobar2000, который всем и рекомендую — у него проблем с качеством воспроизведения как MP3, так и других поддерживаемых форматов нет.

Влияют ли настройки кодера на качество звучания при сжатии материала во FLAC? Какую степень сжатия лучше выбрать?

Настройки FLAC-кодера на качество звучания не влияют совсем. От них могут зависеть только размер получаемых файлов и время, затраченное на сжатие, да и то незначительно. Поэтому чаще всего я не заморачиваюсь и кодирую во FLAC с настройками по умолчанию, что советую делать и вам. В редких случаях, когда требуется получить файлы минимального размера и приходится экономить каждый байт, имеет смысл увеличить степень сжатия до максимального значения.

Влияет ли декодер на качество звучания при прослушивании материала во FLAC? Чем лучше воспроизводить FLAC на ПК?

В случае с FLAC и другими lossless-форматами декодер на качество звучания не влияет, исходные аудиоданные при воспроизведении восстанавливаются с точностью до бита. Поэтому для прослушивания FLAC можно использовать любой плеер, который поддерживает данный формат и нравится лично вам. Однако, я ещё раз порекомендую foobar2000 как проверенное временем универсальное решение для проигрывания музыки под Windows.

Кодирование и декодирование MP3 при помощи LAME

Как уже говорилось выше, в случае с MP3 качество звучания итоговых файлов напрямую зависит от выбора кодера и его настроек при сжатии. На сегодняшний день наилучшие результаты для данного формата даёт кодер LAME. Оригинальный сайт проекта выглядит несколько запутанно, поэтому сразу дам ссылку на файлы. Из архива нам нужен файл lame.exe. Открываем командную строку.

Для получения краткой справки по использованию LAME наберите lame --help (информация будет выведена на экран) или lame --help > usage.txt (информация будет выведена в файл usage.txt). Для получения подробной справки замените --help на --longhelp .

Пресет standard. Описание из встроенной справки:

Этот пресет должен быть «прозрачен» для большинства людей на большей части музыки, обладая достаточно высоким качеством.

Средний битрейт при использовании standard составляет 170-210 кбит/с, срез ВЧ начинается примерно с 18.7 кГц. Рекомендую использовать данный пресет как режим по умолчанию, он является наиболее сбалансированным по сочетанию характеристик.

Кодирование WAV в MP3 с данным пресетом:

lame --preset standard infile.wav outfile.mp3 , где infile.wav — имя исходного WAV-файла, outfile.mp3 — имя получаемого MP3-файла (последнее можно не указывать).

Пресет extreme. Описание из встроенной справки:

Если вы обладаете крайне хорошим слухом и таким же оборудованием, этот пресет даст чуть более высокое качество, чем standard.

Средний битрейт при использовании extreme составляет 220-260 кбит/с, ВЧ-фильтр не задействуется. Рекомендую использовать данный пресет в тех случаях, когда требуется получить MP3 с очень высоким качеством звучания. При прослушивании музыки на среднестатистическом оборудовании этот пресет по сравнению со standard обычно не даёт ничего, кроме увеличения размера файла.

Кодирование WAV в MP3 с данным пресетом:

lame --preset extreme infile.wav outfile.mp3

Пресет insane. В отличие от предыдущих пресетов, использующих VBR, этот использует режим с постоянным битрейтом 320 кбит/с. Описание из встроенной справки:

Этот пресет будет перебором для большинства людей в большей части ситуаций, но, если вам необходимо получить наивысшее качество без оглядки на размер файла, то вперёд.

Использовать insane я не рекомендую в силу его практической бессмысленности. Если вас мучают приступы перфекционизма, используйте не MP3 с заоблачными настройками, а какой-нибудь из lossless-форматов. Например, FLAC.

Декодирование MP3 в WAV:

lame --decode infile.mp3 outfile.wav

Кодирование и декодирование FLAC

Рассмотрим сжатие файлов кодером FLAC, скачать который можно здесь. Для работы нам нужен файл flac.exe. Если запустить его без параметров, будет выдана краткая справка по использованию кодера. Для получения подробной справки наберите flac --help (информация будет выведена на экран) или flac --help > usage.txt (информация будет выведена в файл usage.txt).

Кодирование WAV во FLAC со степенью сжатия по умолчанию (5):

Кодирование WAV во FLAC с указанной степенью сжатия:

flac -n infile.wav , где n — число от 0 (минимальное сжатие) до 8 (максимальное сжатие).

Декодирование FLAC в WAV:

flac -d infile.flac

Чтобы убедиться в том, что FLAC сжимает данные действительно без потерь, можно использовать любое ПО, умеющее сравнивать файлы побитно — например, встроенную в Windows утилиту fc. Для эксперимента выбираем любой WAV-файл и делаем с ним следующие преобразования: original.wav (оригинальный файл) > compressed.flac (кодируем файл во FLAC) > decompressed.wav (декодируем FLAC обратно в WAV). Далее сравниваем original.wav и decompressed.wav при помощи fc в режиме двоичного сравнения:

fc /b original.wav decompressed.wav

Автоматизация сжатия при помощи foobar2000

Работа через консоль — это, конечно, хорошо, но для регулярного применения процесс преобразования форматов хочется сделать более простым и удобным. Для решения данной задачи прекрасно подходит плеер foobar2000, о котором я уже упоминал выше. Этот проигрыватель имеет встроенный конвертер файлов, настройку которого мы и рассмотрим пошагово.

Для начала добавим в конвертер пресеты для LAME:

2) Нажимаем Output format > Add New, в появившемся окне заполняем поля как на скриншоте:

Добавление нового пресета для MP3 в конвертер foobar2000

В поле Encoder file следует указать полный путь к файлу lame.exe. После того, как всё заполнено, жмём OK, затем Back.

3) Вернувшись в окно Converter Setup, сохраняем созданный пресет кнопкой Save


Как мы знаем, MP3 — это самый популярный музыкальный кодек. Им сжимают музыку с потерей качества. Эмпэтришные файлы бывают худые и толстые. Самый жирный и качественный файл имеет битрейт 320 kbps.


Но популярность его основана, главным образом, на том, что MP3 мало "весит".
Сейчас носители разбухли и подешевели. Вес сейчас — не самое главное. Верх начинает брать качество.
FLAC — тоже кодек. И тоже сжимает музыку. Но не сильно. И, главное, без потери качества.
Хваленый жирный MP3 с битрейтом 320 не пляшет. Жирнючий FLAC может иметь битрейт 4608 kbps.


Но, правда, это очень жирный. Рипнутый с винила. Такой файл не каждое "железо" воспроизведет, даже если оно умеет читать FLAC. Ни дочерин яблоплеер не может, ни мой Kenwood в машине такой жирный не воспроизводят, хотя FLAC обе эти железяки читают. Им дискретность 24/96 не нравится.
Хороший файл обычно из … не получается. И качественный MP3, и качественный FLAC получают, обжимая этими кодеками качественный WAVE-файл. Имея такой, можно сделать хоть MP3, хоть FLAC.
Что я, в принципе, и сделал для наглядности. Файл WAVE (весит 28,76 мб) — песня Led Zeppelin — Immigrant Song.
Дискретность, для примера, одинаковая.
Получаем максимально качественный MP3 c битрейтом 320 kbps и весом 5,58 мб



И паршивенький файл FLAC с битрейтом 1411 kbps и весом 16 мб.



Как видим, паршивенький FLAC делает обалденный MP3, как стоячего). 1411 против 320-ти.
Я вовсе не призываю выкидывать MP3 магнитолы. Тем более, что слышать разницу между этими двумя форматами не на каждом железе можно. Но, как мы знаем, все состоит из мелочей. Нет путного и дорогущего железа, делайте качественные файлы.
А уж если собрались покупать какое-то воспроизводящее устройство (будь то карманный плеер или майфун в машину ), то посмотрите умеет ли оно читать FLAC или WAVE. Такие файлы по-любому вкуснее. Даже в 16-ти битах, а не в 24.

Комментарии 16


Ух ты, йопт! На ловца и зверь бежит! Автомагнитолы топовых брендов массово стали поступать в продажу (с поддержкой Flac) едва-ли с 2016 г. По моему, на моей Sony так и было указано-первая магнитола с поддержкой Flac ( Sony 2016 г). Потом стали подтягиваться Pioneer, JVC, Kenwood. Ты, конечно, молодец, что озвучил эту тему в аж (йопт) 2014 г! Но брендовых автомагнитол тогда точно таких не было. Ну и что с того? Главное-начать!
В общем, я эту первую Sony купил как раз в 2016 г, и начал ощущать звук по-новому! Но, ту машину один нехороший человек, на букву "М", мне разбил в хлам, и пришлось продавать потом со всем содержимым на запчасти.
Но, недолго потом играла похоронная музыка, и я в свою старую Honda снова купил, уже недорогой Pioneer с поддержкой Flac!
И снова мои уши услышали это райское звучание!
P. S. Разница звучания между Flac и MP3 320 кбит просто огромна, это Небо и Земля. В общем, премного благодарен автору, что озвучил мои неозвученные мысли. Неверящим скажу- вы сравните звук обоих форматов на одной магнитоле, на одной машине, с теми же динамиками.И вы почувствуете разницу.
Я сегодня поставил человеку, не понаслышке знакомому с хорошим звуком, на своей Хонде, Майкла Джексона, альбом Scream 2017 (ремастеринг), и он просто охренел от звучания!


Разница в звучании между форматами есть, и большая, но применительно к авто, тут большие требования к виброшумоизоляции, машину надо готовить основательно.
Сам решил не заморачиваться, слушаю MP3 в дороге.


скинь ссылку на качественную прогу пережималку из wav в mp3 с битрейдом 320



Для формата FLAC нужна качественная аппаратура, иначе разницы слышно не будет.


Бесспорно. Но даже на плохой разница местами заметна. Но на твоих ламповиках, уверен, и мп3 так звучит, как у некоторых и флэк без такого усилителя не заиграет.


По своему опыту заметил, что главное качество записи.Бывает FLAC играет хуже чем МР 3
Лампы звучат довольно хорошо.


Бесспорно. Но даже на плохой разница местами заметна. Но на твоих ламповиках, уверен, и мп3 так звучит, как у некоторых и флэк без такого усилителя не заиграет.

А вобще что лучше будет играть 16 или 24 бита?
И на сколько само лучше выставлять битрейт при конвертации с мр3 на flac ?

Приветствую на канале Личный опыт (PRO) . В этой статье разберем, как отличаются два популярных аудио формата друг от друга в техническом плане, на каких композициях стоит искать разницу в звучании и во что конкретно стоит вслушиваться чтобы ее ощутить не обладая особенным слухом и дорогой аппаратурой.

Ссылка на первую часть статьи будет в конце.

Техническое различие FLAC и mp3

Зачем нужны кодеки ?

Мультимедиа файлы имеют большие размеры, а это очень неудобно при передаче файлов по сети. Кодеки позволяют сохраняя максимально хорошее качество уменьшать первоначальный размер файлов. Их задача - помочь плееру открыть содержимое контейнера.

Аудио-кодеки могут обеспечивать сжатие с потерями (MP3, AAC, WMA. ) либо без потерь (FLAC). Последние не удаляют никакой информации, поэтому их называют lossless-кодеки.

Частота дискретизации и скорость потока

Когда говорят, что частота дискретизации 44, 1 кГц, то это значит, что сигнал измеряется 44 100 раз в течение одной секунды.

Чем больше, тем соответственно более точно передается аудио дорожка.

Битрейт (скорость аудиопотока) - количество бит, используемых для передачи/обработки данных в единицу времени (wiki).

Чем больше битрейт - тем выше качество звука. В форматах потокового аудио (и видео), использующих сжатие c потерей качества, данный параметр выражает степень сжатия потока и, тем самым определяя размер канала, для которого сжат поток данных.

Более глубоко я думаю не стоит углубляться в рамках статьи на дзене. Описано максимально простым языком. Так что переходим к тестам.

Методика сравнения

Тестирование будет проходить на нескольких треках в форматах flac, m4a, и mp3, к описанию каждого из которых будет добавлена субъективная оценка.

m4a вроде как считается форматом с потерями, но они не так значительны как в случае с mp3. Просто, так будет более наглядно и интересно, и можно быть уверенным что на flac разница будет еще заметнее.

Одни и те же композиции были сконвертированы в mp3 со скоростью потока 320 кб/с при помощи онлайн конвертера .

Треки специально взяты с большим количеством одновременно отыгрывающих инструментов, либо же с отчетливо отдельно звучащими. И да, это снова не классическая музыка, чтобы исключить преобладание высоких частот в проводимом тестировании.

Используемая техника: колонки Edifier R2700 , соединено по оптике со звуковой картой Creative Sound Blaster Z , музыкальный проигрыватель Яндекс Музыка.

Непосредственно тесты

Достаточно тяжело описывать звучащую музыку словами, но если вы поставите лайк за старания, буду признателен.

Треки специально взяты не аудиофильские, а о вкусовых жанрах не судят. Материал использовался исключительно в доказательных целях в рамках проводимого исследования, а композиции подбирались с учетом различного характера звучания.

1. Five Finger Death Punch - Digging My Own Grave.flac 940 кб/с против mp3

В самом начале трека нас встречает гитарное соло, хотя композиция в жанре рок. Уже на первых 10 секундах можно заметить, что во флаке гитара играет более живо. Исходящий от струны звук отражается от стенок корпуса и выдается слушателю с достаточно точным "деревянным гулом", именно таким, как будто перед вами играют в живую.

На мп3 по субъективным ощущениям звук локализуется из колонки и уже заметно, что воспроизводится он с помощью компьютера.

2. Tech N9ne - K.O.D. (ft. Mackenzie Nicole).m4a 907 кб/с против mp3.

На данной композиции появляется объем в голосе. В мп3 формате слышно как будто бы с постоянно звучащей на заднем фоне буквой "с". Либо же как будто исполнитель записывал свой голос на телефон, а потом накладывал его на аудио дорожку. Во флак заметно нормальное качество используемой звукозаписывающей аппаратуры. Да и в целом инструменты звучат более отчетливо и раздельно.

3. Tech N9ne - Whip It (ft. Tech N9ne).m4a 919 кб/с против mp3.

На протяжении всей композиции слышна разница, проявляющаяся в "объеме помещения". Во флаке прослушивание как бы идет в большой комнате, а мп3 звучит словно проигрывается в закрытой кладовке или даже в лифе.

4. Skillet - What I Believe.flac 1058 кб/с против mp3.

Скрипка звучит словно смотришь фигурное катание по телевизору, а не слушаешь музыку на хорошей акустике с усилителем на каждый из 6-ти динамиков. Во флаке достаточно живое натуральное звучание, и почти полное его отсутствие в мп3.

Какие выводы?

На удивление, достаточно много музыки, где разница mp3 и FLAC слабо заметна (но все-таки заметна) ну или плохо поддается описанию.

Иногда по ошибке вместо мп3 включаешь flac и понимаешь, что он достаточно хорошо звучит, но потом приглядываешься к названию файла - и все встает на свои места.

Однако в большинстве случаев отчетливо слышно, где происходят потери при сжатии и чего не хватает в той или иной композиции.

Даже на такой как многие пишут "не подходящей акустике", к тому же неправильно расположенной (установлена на подставке в углу под потолком), не аудиофильской музыке и относительно малом количестве прослушанного материала заметна эта самая разница mp3 и FLAC.

Стоит один раз услышать и понять в чем различие, и уже не нужно будет вслушиваться, улавливая нюансы и тонкости. Достаточно будет всего несколько секунд чтобы понять хорошее это качество или же "сжатое с потерями".

Так что слушайте музыку, которая вам нравится и помните: что мы слушаем в удовольствие. Если вас полностью устраивает формат mp3 или вы до сих пор не услышали разницу между форматами - то может лучше так все и оставить?

Спасибо за прочтение. С вами был канал Личный опыт (PRO) . Ставьте лайки, п одписывайтесь. Оставляйте ваше мнение в комментариях.

Читайте также: