5 степанова м как обеспечить безопасное общение с компьютером

Обновлено: 04.07.2024

Неизбежность воздействия электромагнитного излучения (ЭМИ) на на­селение и окружающую живую природу стало данью современному техниче­скому прогрессу и все более широкому применению телевидения и радио­вещания, радиосвязи и радиолокации, использования СВЧ - излучающих приборов и технологий и т.п. И хотя возможна определенная канализация из­лучения, уменьшающая нежелательное облучение населения, и регламентация во время работ излучающих устройств, дальнейший технический прогресс все же повышает вероятность воздействия ЭМИ на человека.

Цель: привлечение внимания общественности к проблеме влияния электромагнитного излучения на здоровье человека, поиску эффективных путей его уменьшения.

Серьезной проблемой является компьютерное излучение, оказывающее негативное влияние на здоровье человека.

По обобщенным данным, у работающих за монитором от двух до шести часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят чаше в среднем в 4,6 раз, болезни сердечно-сосудистой системы в два раза, болезни верхних дыхательных путей в 1,9 раз, болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раз чаще.

Ключевые слова

Статья

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМОГО ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ, НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Седов Д.С., Махина В.И., Иванченко М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра общей гигиены и экологии

Введение

Неизбежность воздействия электромагнитного излучения (ЭМИ) на на­селение и окружающую живую природу стало данью современному техниче­скому прогрессу. И хотя возможна определенная канализация из­лучения, уменьшающая нежелательное облучение населения, и регламентация во время работ излучающих устройств, дальнейший технический прогресс все же повышает вероятность воздействия ЭМИ на человека.

Цель: привлечение внимания общественности к проблеме влияния электромагнитного излучения на здоровье человека, поиску эффективных путей его уменьшения.

Наибольший вклад в электромагнитную обстановку жилых помещений в диапазоне промышленной частоты 50 Гц вносит электротехническое оборудование здания, а также распределительные щиты и трансформаторы. В помещениях, смежных с этими источниками, обычно повышен уровень магнитного поля промышленной частоты, вызываемый протекающим электротоком. В настоящее время многие специалисты считают предельно допустимой величину магнитной индукции равной 0,2 - 0,3 мкТл. При этом считается, что развитие заболеваний, прежде всего лейкемии, очень вероятно при продолжительном облучении человека полями более высоких уровней (несколько часов в день, особенно в ночные часы, в течение периода более года). Таким образом, основной мерой защиты от облучения является предупредительность.

Все бытовые приборы, работающие с использованием электрического тока, являются источниками электромагнитных полей, наиболее мощными среди которых следует признать СВЧ-печи, аэрогрили, холодильники с си­стемой "no frost", кухонные вытяжки, электроплиты, телевизоры. Реально создаваемое электромагнитное поле различается в зависимости от конкретной модели и режима работы среди оборудования одного типа. Мы рекомендуем, приобретая бытовую технику, проверяйте в гигиеническом заключении (сертификате) отметку о соответствии изделия требованиям санитарных норм; удаляйте спальное место на расстояние не менее 2-х ме­тров от холодильников с системой "без инея", некоторых типов "теплых по­лов", нагревателей, телевизоров и систем сигнализации, если они работают во время Вашего ночного отдыха.

Серьезной проблемой является компьютерное излучение, оказывающее негативное влияние на здоровье человека.

По обобщенным данным, у работающих за монитором от двух до шести часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят чаше в среднем в 4,6 раз, болезни сердечно-сосудистой системы в два раза, болезни верхних дыхательных путей в 1,9 раз, болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раз чаще.[1]

Материалы и методы

Проведя анкетирование среди 90 студентов 4-го курса лечебного факультета Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского, мы получили данные о том, что 80 человек (88,9% анкетированных студентов) каждый день проводят время за компьютером, 10 человек (11,1%) - несколько раз в неделю.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования, получены данные о том, что преобладающее большинство проводит время за компьютером без перерыва около 2-х часов – 29 человек (32,22%), в течение часа – 26 человек (28,9%) , дольше 3-х часов 19 человек (21,11%), около 3-х часов – 12 человек (13,33%) и не более 30 минут – 4 человека (4,44%).

Хотя большей части анкетируемых, а именно 71 студенту (78,9%), нравится работать за компьютером, плохое самочувствие при занятиях за компьютером испытывают почти все студенты – 72 человека (80%). У 45 человек (50% опрошенных) наблюдается комплекс симптомов: усталость, сонливость, резь в глазах при длительной работе за компьютером, у 17 человек (18,9%) наблюдается только боль и резь в глазах и 10 человек (11,1%) чувствуют себя удовлетворительно, отмечают слабость, сонливость, либо раздражительность.

76 человек (84,5% студентов) считают, что ЭМИ, создаваемое компьютером, оказывает негативное воздействие на здоровье человека, 10 человек (11,1%) считают, что негативное воздействие отсутствует, и 4 человека (4,4%) затрудняются с ответом.

По результатам исследования мы составили следующие рекомендации:

• по возможности сократите время работы за компьютером и чаще прерывайте работу;

• во время перерывов используйте специальную гимнастику для глаз и комплексы упражнений для опорно-двигательного аппарата;

• используйте мониторы с минимальными уровнями ЭМИ.

Заключение и выводы

В заключении хочется отметить, что все лица с начальными проявлениями клинических нарушений, обусловленных воздействием электромагнитного поля (астенический, астеновегетативный, гипоталамический синдром), долж­ны наблюдаться у специалистов с проведением соответствующих гигиенических и терапевтических мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и восстановление состояния здоровья работающих.

[1] СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования по ЭВМ и организация работы на них.

Литература

1. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. – М.: Издательство Лукоморье, Темп МБ, Новый Центр, 1997. – 256 с.

2. Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.

3. Макевнин С. Г. А. А. Вакулин. Охрана природы. – М.: изд. Агропромиздат, 1991 год.

4. Михайлов В.В. Основы патологической физиологии. – М.: Медицина. – 2001 год.

5. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1. – С. 13-17.

6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.

7. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта. – Киев: Олимпийская литература. – 2001 год.

8. Ушаков И.Б. и др. Оценка физических характеристик мониторов современных персональных компьютеров с позиций стандартов безопасности и характера деятельности. // Безопасность жизнедеятельности. – 2002, № 7. – С.19-22.

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в веке, очевидна.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети, процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютера соответствовало возрастным возможностям всех категорий пользователей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру. В комплексе с рабочим местом он должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Сегодня российский рынок предлагает различные марки компьютеров из многих стран мира. К нам часто обращаются с вопросом о том, какие компьютеры и защитные фильтры лучше, безопаснее. Ответ на него могут дать лишь результаты специальных испытаний, т.к. компьютеры одной и той же марки, но произведенные или собранные в разных странах, могут различаться по степени своей безопасности.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства к эксплуатации допускаются только те компьютеры, которые имеют санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат) об их соответствии санитарным правилам. Это требование относится не только к вновь приобретаемым компьютерам, но и к тем, что находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся: контрастность, неравномерность яркости, отношение ширины знака к его высоте для прописных букв, размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея, смещения отклонения, временная и пространственная нестабильность изображения, отражательная способность. Компьютерная техника, которая используется для занятий детей, должна иметь значения нормируемых показателей в оптимальном диапазоне, т.е. эксперты предъявляют к ней повышенные требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывных занятий для детей разного возраста. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 минут. Функциональные возможности дошкольников еще очень малы, поэтому даже после столь непродолжительных занятий у них появляются признаки зрительного и общего утомления. Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояния организма и индивидуальный характер проявления утомления. Важное значение мы придаем внешним признакам утомления. У детей дошкольного возраста оно может проявляться в склонении головы на бок, в опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлеченности ребенка, его самочувствия и др. Увлеченность, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Но наши наблюдения показали, что нередко дети, особенно дошкольники, не могут объективно оценить свое самочувствие. Так, например, в ходе наших исследованиях только 20 % детей отмечали утомление после занятий с компьютером, в то время как объективно таких детей было гораздо больше. С осторожностью следует подходить к вопросу о компьютерных занятиях для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. По мнению офтальмологов, детям с начальной (до 2,0 диоптрий) близорукостью очки для занятий, как правило, не нужны.

Очень важна правильная организация рабочего места. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Оконные проемы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков. Занавеси лучше сделать из однотонной плотной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в два раза больше ширины окна. Внутренняя отделка помещений оказывает большое влияние на условия освещения. За счет отраженной составляющей освещение в отдельных зонах помещения может быть увеличено до 20 %.

В качестве источников общего искусственного освещения лучше использовать осветительные приборы, которые создают равномерную освещенность путем рассеянного или отраженного света (свет падает на потолок, благодаря чему исключаются блики на экране монитора и клавиатуре).

Для освещения помещений следует применять преимущественно люминесцентные лампы. Их располагают в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии видеомониторов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников размещают локализовано над рабочим местом ближе к переднему краю, обращенному к пользователю. Не следует применять светильники без рассеивателей и экранирующих решеток.

Необходимо позаботится о том, чтобы изображение на экране было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Для создания оптимальных условий для зрительной работы предпочтение следует отдавать позитивному изображению на экране: черные символы на белом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны соответствовать росту ребенка. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна быть следующей: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15- 20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко все м частям тела. При наличии высокого стола и стула, необходимо обязательно позаботится о регулируемой по высоте подставке для ног.

В помещениях, где используются компьютеры, происходит формирование специфических условий окружающей среды. Нерегулярное проветривание и отсутствие систем кондиционирования воздуха приводит к значительному ухудшению качества воздушной среды и параметров микроклимата. По данным центров госсанэпиднадзора, где проводился анализ микроклимата школьных кабинетов информатики, показано, что во все сезоны года температура воздуха в 70 % случаев превышала оптимальные уровни и составляла 22-23?С. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период резко увеличивается, достигая 25?С. Относительная влажность воздуха в 60 % случаев находилась на уровне нижней границы нормы (30 %).

Другой, не менее серьезной проблемой является обеспечение электромагнитной безопасности занимающихся в компьютерно-игровом комплексе детей. Работающий компьютер создает вокруг себя поле с широким частотным спектром, который представлен:

  • электростатическим полем;
  • переменным низкочастотным электрическим полем;
  • переменным низкочастотным магнитным полем.

Потенциально возможными вредными факторами могут быть также:

  • рентгеновское и ультрафиолетовое излучение электронно-лучевой трубки дисплея компьютера;
  • электромагнитное излучение радиочастотного диапазона;
  • электромагнитный фон (электромагнитные поля, создаваемые посторонними источниками на рабочем месте ребенка).

Рентгеновское и ультрафиолетовое излучения экранов видеодисплейных терминалов можно назвать лишь потенциально существующими вредными факторами. Дело в том, что экраны современных дисплеев делают из стекла, непрозрачного для рентгеновского излучения, возникающего в трубке, а ультрафиолетовое излучение при испытании не обнаруживается даже в самых старых моделях дисплеев. Излучения радиочастотного диапазона от электронных узлов компьютерной техники также ниже предельно допустимых уровней, регламентируемых санитарными нормами.

Электростатическое поле возникает за счет наличия электрического потенциала на экране дисплея. При этом появляется разность потенциалов между экраном дисплея и пользователем. Наличие электростатического поля в пространстве вокруг компьютера приводит к тому, что пыль из воздуха оседает на клавиатуре и экране дисплея. Однако, как показывает опыт, на практике обеспечить нормальную электромагнитную обстановку в компьютерно-игровом комплексе удается далеко не всегда. При общей неверной планировке помещения, неоптимальной разводке питающей сети и устройстве контура заземления собственный электромагнитный фон помещения может оказаться настолько сильным, что обеспечить на рабочих местах пользователей ПК требования Санитарных правил не представляется возможным ни при каких ухищрениях в организации самого рабочего места и ни при каких, даже суперсовременных и экологически безопасных компьютерах. Более того, сами компьютеры, помещенные в сильные электромагнитные поля становятся неусточивыми в работе , появляется эффект дрожания изображения на экране мониторов, существенно ухудшаются их эргономические характеристики.

Специалисты советуют принять во внимание следующее:

  1. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно быть удалено от посторонних источников электромагнитных излучений (электрощитов, трансформаторов, кабелей электропитания с мощными электропотребителями, радиопередающих устройств и тд.).
  2. Если на окнах помещения имеются металлические решетки, то они должны быть заземлены. Как показывает опыт, несоблюдение данного правила может привести к резкому локальному повышению уровня полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера.
  3. Компьютерно-игровые комплексы, характеризующиеся значительной скученностью компьютерной и другой оргтехники, желательно размещать на нижних этажах здания. Вследствие минимального значения сопротивления заземления именно на нижних этажах зданий существенно снижается общий электромагнитный фон на рабочих местах с компьютерной техникой.

Как уже говорилось, в большинстве детских образовательных учреждений функционирует устаревшая техника, которая не способна обеспечить не только оптимальные условия зрительной работы, но и в массе своей характеризуется намного более высокими уровнями электромагнитных полей и электростатического потенциала экрана дисплея. Как показали исследования, уровни излучения в таких компьютерно-игровых комплексах и классах превышают нормативы от двух до двадцати раз. Нередко повышенные уровни излучения связаны с ненадежным заземлением.

Защита работающего за компьютером может быть осуществлена с помощью специального фильтра. Однако большинство фильтров, которые используются в образовательных учреждениях, в лучшем случае способны улучшить условия зрительной работы за компьютером и практически не решают проблему снижения электромагнитных излучений. Поскольку стоимость фильтра, который обеспечит надежную защиту, сопоставима со стоимостью современного монитора, экономически выгоднее покупать не фильтр, а более современный дисплей.

Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с компьютером (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей), а также в заключительной его части или после всего развивающего занятия с использованием компьютером.

Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 минуту. Воспитатель выбирает одно упражнение для проведения во время занятий с компьютером и одно-два упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками № 1

Методика проведения упражнения:

Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2

Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения:

Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Акопян Эльза Владимировна

В работе описываются основные негативные факторы воздействия на здоровье человека, возникающие при работе с компьютером. В частности большое внимание уделяется излучениям, исходящим от ПК, влиянию компьютера на органы зрения, а также проблемам, связанным с мышцами и суставами. Затронута тема синдрома компьютерного стресса, а также компьютерной зависимости.

ВложениеРазмер
В работе описываются основные негативные факторы воздействия на здоровье человека, возникающие при работе с компью 24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лядкина Мария Сергеевна

студентка 1 курса ОЗСГК

руководитель: Акопян Эльза Владимировна

преподаватель информатики и естествознания

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей.

Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения.

Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.

Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи - важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.


Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии.

Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.

Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

При работе на компьютере мы забываем о том, что получаем от него не только пользу в виде знаний, но и вред для нашего здоровья.

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется:

  1. постоянным сидячим положением,
  1. большим зрительным напряжением,
  1. однообразными повторяющимися нагрузками на руки,
  1. а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером:

  1. мерцание монитора (влияет на глаза),
  1. электромагнитное излучение,
  1. шум (раздражает),
  1. воздействие на психику,
  1. стесненная поза (действует на позвоночник),
  1. микроклимат помещения (влажность, пыльность),
  1. режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Компьютер оказывает вредное влияние практически на весь организм:

  1. органы зрения,
  2. слуха,
  3. опорно-двигательный аппарат,
  4. осанку.

Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук. Сейчас стали появляться клавиатуры, эргономика которых призвана снизить нагрузку на руки. Основной блок клавиш на клавиатуре разбит на две части, развернутые таким образом, что пользователю приходится раздвигать руки и расставлять локти.

При выборе клавиатуры следует обращать внимание также на размер кнопок, на то, как мягко они нажимаются. Это позволит снизить нагрузку на руки при последующей работе и избежать заболеваний суставов.

Характерные для любителей поиграть на компьютере боли в пояснице и в основании шеи могут привести к болезням вен и суставов конечностей. «Синдром программиста» (боли между лопатками) представляет опасность для сердца и легких. Он обычно сопровождается спазмом трапециевидных мышц, которые в попытках спасти позвоночник пережимают артерии, идущие к мозгу (давящие боли в затылке).

Но для того, чтобы защитить себя от непоправимых последствий в будущем необходимо соблюдать правила работы на компьютере:

  1. Расстояние от лица человека до монитора должно быть не менее 60-70 см.
  2. Помещение во время работы с компьютером должно быть хорошо освещено. Причем освещение в помещениях с ПК должно быть смешанным: естественным, - за счет солнечного света, - и искусственным.
  3. Следует избегать большого контраста между яркостью экрана и окружающим пространством.
  4. Запрещается работа с компьютером в темном или полутемном помещении.
  5. Необходимо периодически во время работы проводить гимнастику для глаз.
  6. Во время работы за компьютером также необходимо соблюдать правильную осанку.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей.

Компьютерные игры – один из способов «аддиктивной реализации», т.е. ухода от реальности.

Кибераддикты – это люди, предпочитающие скрываться от реальных проблем в виртуальном мире. Основной критерий, отделяющий обычное увлечение компьютерными играми от зависимости, - отсутствие или наличие вреда физическому и психическому здоровью, социальной жизни.

Избыточное пользование компьютером – проведение большей части досугового времени, в том числе и ночного, за ним, использование карманных компьютеров для развлечений в пути следования по городу, в метро. Время тратится на пользование компьютером, просмотр DVD-дисков и телепередач в ущерб учебной, производственной деятельности и состоянию здоровья.

В настоящее время интенсивно обсуждается феномен наркозависимости от Интернета, или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD).

Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет - зависимости этот срок резко сокращается.

Любой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными, безусловно, положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.

Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя.

Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий сильно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и все своё свободное время. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.

Людям следует задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером

1 Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. – М.: Издательство

Лукоморье, Темп МБ, Новый Центр, 1997. – 256 с.

2 Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. //

Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.

3 Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и

безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. –

2003, № 1. – С. 13-17.

4 Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье

пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002,


Основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков.

Рекомендации при работе за компьютером для детей и родителей.

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо»,

Российская Федерация, Забайкальский край

муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия №1

Краткая аннотация

Научно-исследовательская работа посвящена изучению положительных и отрицательных сторон влияния компьютерных игр и выбору ответа на главный вопрос: компьютерные игры – это хорошо или плохо?

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо»,

Российская Федерация, Забайкальский край

муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия №1

В современном обществе компьютер стал общедоступным и необходимым элементом повседневной жизни, как телевизоры и мобильные телефоны. И знакомство детей с компьютером происходит в раннем возрасте через игры. Поэтому возникает вопрос: А как влияет компьютер на человека?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ведь даже полезные и жизненно необходимые вещи могут стать опасными…

Тема моего исследования: компьютерные игры – это хорошо или плохо?

Цель моего исследования: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр в жизни школьника и ответить на вопрос: играть в компьютерные игры это хорошо или плохо?

Задачи исследования:

узнать, какие существуют типы компьютерных игр, какую пользу, и какой вред несут они для детей;

выяснить причины и признаки компьютерной зависимости.

узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером, какие правила безопасного поведения должны соблюдаться при работе с компьютером.

узнать в какие игры больше играют дети, и что они думают о вреде и пользе компьютерных игр.

составить рекомендации для учеников и их родителей.

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо»,

Российская Федерация, Забайкальский край

муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия №1

План исследований

У меня возникло два предположения:

первое - играть в компьютерные игры плохо, так как вредит здоровью;

второе - играть в компьютерные игры – это хорошо, так как развивает детей.

Предмет исследования: влияние компьютерных игр на развитие школьника.

Объект исследования: компьютерные игры.

Я выбрала методы исследования:

1. Поиск информации – при работе с литературными и Интернет источниками.

2. Беседы с работниками образования и здравоохранения.

3.Анкетирование – опрос учащихся 3 -А класса.

4.Анализ полученных результатов.

5. Отбор материала для презентации

«Компьютерные игры – это хорошо или плохо»,

Российская Федерация, Забайкальский край

муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия №1

Научная статья

Компьютерные игры.

Виды компьютерных игр.

О разнообразии компьютерных игр я узнала из Компьютерной энциклопедии для детей и их родителей. Существуют десятки, если не сотни тысяч различных игр.

Игры типа «стрелялок»

Игрок здесь занимается тем, что дерется, стреляет, гоняется за машинами и.т.д. . В них главная задача - уничтожить противника пока не убили вас. Всё это провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.

Игры типа «бродилок», «леталок», гонок.

Эти игры не агрессивны, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Такие игры опасны для детей. Так как с каждым уровнем эмоциональное возбуждение возрастает. Ребенку нужна физическая разрядка, нередко это выражается в агрессии к окружающим.

Игры-приключения

Их еще называют «квестами», игрок разгадывает головоломки и собирает какие-нибудь сокровища или оружие.

Обучающие и развивающие игры

При их создании использованы красивые яркие краски. Эти игры очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей.

Графические игры

Они учат рисовать, конструировать.

Разнообразие сюжетов, жанров, количества игроков - всё это позволяет найти для каждого ребёнка что-то своё, что будет ему интересно и позволит достичь определённых успехов.


От своей бабушки, учителя математики Колесовой Татьяны Филипповны, я узнала, что есть множество игр, которые помогут расширить свои знания в разных областях, научат как поступать в различных ситуациях, формируют усидчивость, логику, развивают математические способности. А если проводить определенное время за компьютерными играми, то можно извлечь и немало пользы. Поэтому, можно предположить, что игры позитивно влияют на развитие способностей ребенка.

Вред от компьютерных игр.

В чём же вред игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.


О вреде компьютерных игр мне рассказала бабушка Онохова Матрена Никоновна, заведующая детской поликлиникой, врач педиатр. Она мне объяснила, что у людей, которые долго сидят за компьютером развивается искривление позвоночника, кроме того малоподвижность может привести к ожирению. Также долгое сидение за компьютером может привести к головной боли, ухудшению зрения. По СанПину детям от 7 до 12 лет можно проводить за компьютером не более часа в день. Бабушка отметила мне, что одним из самых сильных по влиянию на ребенка, является психологическая зависимость. Чем больше мы проводим времени за играми, тем больше и страшней становится зависимость. Переживания за героев, становятся как собственные, сознание начинает существовать «по ту сторону экрана». Не хочется ни есть, ни спать, а продолжать игру. В результате происходит истощение организма.

По данным психологов основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков.

1.Недостаток внимания. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

2.Отсутствие у ребенка увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

3.Неумение ребёнка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Исследование

Чтобы узнать, в какие игры больше играют дети и сколько времени они проводят за компьтером мною было проведено анкетирование учащихся 3 -А класса.

Опрошено 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек. После чего проведён анализ полученной информации. Результаты показаны в таблицах и графиках.


2. Вересаева О. Психология и Интернет на пороге XXI века // Психологическая газета. - № 12. - 1996. - С. 4-6. 4. Аврамов Ю.С., Грачев Н.Н., Шляпин А.Д. Защита человека от электромагнитных воздействий. - М. : РИЦ МГИУ, 2002. - 232 с. 5. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. - М. : Лукоморье, Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с. 6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 145-151. 7. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора // Вестник экологического образования в России. - 2003. - № 1. - С. 13-17. Показателями того, что среда в условиях современной техногенной цивилизации представляет серьезную угрозу для безопасности личности, является формирование различных зависимостей. Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера - повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Как правило, молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости [1].

Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами Интернета, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы Сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей [2].

Отмечаются особенности интернет-зависимости - это не химическая зависимость, то есть не приводящая к разрушению организма; по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным Кулакова С.А., 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня [3].

Сама работа с компьютером может создавать проблемы для здоровья. Неподвижная напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению боли в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук [5].

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компютером жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и т.д. По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз - 48%, зуд - 41%, боли - 9%, потемнение в глазах - 2,5%, снижение остроты зрения - 34%, бинокулярного зрения - 49%. В результате длительной работы велик риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости [6].

Исследование функционального состояния пользователей ПК, проведенное Центром электромагнитной безопасности, показало, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменения обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемии. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора, иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек [7].

Для исследования степени интернет-зависимости проведено изучение информированности студентов о влиянии персональных компьютеров (ПК) на здоровье. Была разработана анкета пользователя ПК, включающая вопросы по режиму пользования компьютера, условиям соблюдения техники безопасности, самочувствию. Использовались методы анкетного опроса, результаты были обработаны статистически. Проведено анкетирование 150 студентов 2-4 курсов Кемеровского областного медицинского колледжа и 100 студентов 5-6 курсов медико-профилактического факультета Кемеровской государственной медицинской академии, пользующихся ПК. Среди опрошенных юношей 65 (26%) и 185 (74%) девушек. Исследование показало, что практически все студенты информированы об отрицательном воздействии ПЭВМ на здоровье (98%) и все пользуются компьютером постоянно.

Выявлено, что продолжительность пользования персональным компьютером у 24% анкетированных составляет более 6 лет, у 30% - от 4 до 6, у 32% - от 2 до 4 лет, 14% используют компьютер менее 2 лет. Половина опрошенных обычно проводят перед компьютером 1-3 часа в день, треть - менее 1 часа, пятая часть - более 3 часов. Подавляющее большинство (86%) находятся перед монитором без перерыва более 1 часа, из них половина - более 3 часов подряд. Самое длительное пребывание перед монитором (более 5 часов) отмечают 44% студентов. Даже при длительной работе на ПК (более 1 часа) 76% не делают рекомендуемые 10-15 минутные перерывы.

Большая часть анкетированных не соблюдает технику безопасности при работе с ПК: лишь 46% выключают компьютер, если не пользуются им, 92% пользуются ПК в вечернее время суток, 84% при этом не пользуются дополнительным освещением. У 20% пользователей ПК расположен на расстоянии менее 1 метра от изголовья кровати. Расстояние, с которого смотрят на монитор, у половины анкетированных составляет менее 0,5 м. Большая часть респондентов (88%) слушают музыку и играют в электронные игры на компьютере.

28% студентов, которые участвовали в анкетировании, используют портативный компьютер - ноутбук. Следует отметить, что ноутбуки обычно располагаются значительно ближе к пользователю, следовательно, источники электромагнитного излучения будут с большей вероятностью воздействовать на области жизненно важных органов человека [5]. Только за столом работают с ноутбуком лишь двое респондентов. Подавляющее большинство располагают его на коленях, при этом расстояние от центра клавиатуры до тела, и что особенно важно, до половых желез, составляет от 10 до 40 см, что представляет серьезную угрозу для здоровья последующих поколений [6]. Напомним, что в исследовании приняли участие юноши и девушки от 17 до 24 лет, для которых сохранение репродуктивного здоровья очень важно.

Неприятные ощущения со стороны глаз при работе и после работы с ПК испытывают 66% анкетированных, 34% - чувствуют усталость, головную боль, боль в спине. 34% страдают миопией. Среди опрошенных все отметили наличие отдельных симптомов, которые характерны при воздействии электромагнитных полей на организм человека. Наибольшее распространение среди указанных симптомов составили: головная боль - у 75% респондентов, повышенная утомляемость, раздражительность, лабильность настроения - 80%, нарушение памяти и внимания, депрессивное состояние, боль и резь в глазах, бессонница - более 50%. Две трети пользователей имеют одновременно от 4 до 10 симптомов, 20% - более 10. Только 10% студентов связывают отмеченные симптомы с работой перед монитором ПК.

Таким образом, можно сделать предварительные выводы, что большинство студентов информировано о негативном влиянии ПК на здоровье человека, но подавляющее число пользователей не соблюдают режим и условия безопасной работы с ПК, и значительная часть респондентов отмечают нарушения в самочувствии. Соблюдение ряда правил может уменьшить негативное воздействие компьютера на здоровье. Высота стола должна регулироваться от 70 до 80 см, расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально 60-70 см. Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз, уровень верхней кромки экрана должен быть на высоте лба. Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисть пользователя располагалась горизонтально. Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов. Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность - 62% при температуре 21 градус. В конце каждого часа необходимо делать 5-минутный перерыв, через 2 часа - 15-минутный, каждые 40 минут делать упражнения для глаз и рук.

В последние десятилетия стремительно увеличивается число источников электромагнитных излучений (ЭМИ), возрастают их мощности, расширяется использование электронных средств. Пропорционально повышается и число людей разного возраста, у которых возникли проблемы со здоровьем, связанные с ЭМИ. Появился термин «электромагнитное загрязнение», который точно отражает сложившуюся обстановку. Большая часть населения проживает в сложном электромагнитном поле, интенсивность и характеристики которого во многом отличаются от естественных полей [7].

Сотовый телефон является источником электромагнитных излучений в УВЧ-диапазоне и представляет собой малогабаритный приемопередатчик. По литературным данным, обычная мощность излучения сотового телефона - 0,05-0,2 Вт, максимальная может достигать 1 Вт. Согласно СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», допустимый уровень облучения пользователя сотового телефона не должен превышать 100 мкВт/см 2 . Реально зафиксированные уровни излучения для различных аппаратов далеко не всегда соответствуют нормативам СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. В связи с этим очень важным является соблюдение техники безопасности при контакте с источниками электромагнитных полей [4].

Было проведено изучение информированности студентов о влиянии сотовых телефонов на здоровье. Проанкетировано 320 студентов Кемеровского областного медицинского колледжа первого года обучения (17-18 лет) и 182 студентов 4-6 курсов медико-профилактического факультета Кемеровской государственной медицинской академии (21-22 года). Среди них 372 девушки (74%), 130 юношей (26%). Была разработана анкета, состоящая из нескольких модулей, характеризующих режим пользования, технику безопасности, информированность о влиянии ЭМИ на здоровье, отклонения в состоянии здоровья (симптомы, жалобы).

Продолжительность использования телефона в режиме ожидания обычно более 12 часов ежедневно. 63% студентов пользуются сотовым телефоном при помехах, прижимают к уху при разговоре - 78,6%, 21,4% оставляют зазор между ухом и трубкой. Отмечают ощущение тепла при использовании сотового телефона 51% студентов, испытывают неприятные ощущения 12%. Хотя в анкетировании участвовали лица от 17 до 24 лет, 25% из них пользуются уже пятым-седьмым телефоном, а «стаж» регулярных разговоров по сотовому телефону в среднем 5,2 года, у 24% - более 6 лет.

Известно, что ЭМИ от сотовых телефонов действуют на здоровье человека по двум направлениям. Первое связано с влиянием на электрические процессы в мозге, что может привести к нейроциркуляторной дистонии. Второе - тепловое, особенно опасное для тканей с плохим кровообращением. Повышенная утомляемость, головная боль, бессонница, хронически плохое настроение, депрессивные состояния, нарушения памяти и концентрации внимания, психологические расстройства, снижение аппетита, тошнота, сухость слизистых, а также боль и резь в глазах, прогрессивное ухудшение зрения, одышка, носовые кровотечения, лабильность артериального давления и пульса, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, в частности опухоли головного мозга и глазного яблока - это далеко не полный перечень отрицательных воздействий сотовой связи, описанных в научных публикациях [3].

С целью изучения состояния здоровья студентов-медиков проводился анонимный опрос по специально разработанным анкетам. В целом 45% респондентов состояние своего здоровья оценили как «хорошее», 14% - «отличное», 38% - «удовлетворительное», 3% - «плохое»; около половины обследованных студентов имеют хронические заболевания. Большинство учащихся (88%) отметили у себя присутствие неблагоприятных симптомов, которые могут быть связаны с воздействием сотовой связи. Причем 38% из них отметили частое их появление, 34% - периодическое и 28% заявили, что наблюдали их однажды (иногда). 64% респондентов отмечали сочетание у себя от 7 до 10 симптомов, по 12% респондентов отмечали наличие либо до 3 симптомов, либо больше 10. При этом выявлены следующие наиболее характерные симптомы: головная боль (у 74% респондентов); повышенная утомляемость (72%); хронически плохое настроение (56%); бессонница (52%); нарушение памяти и концентрации внимания (52%); снижение аппетита (46%); депрессивные состояния (40%); боль и резь в глазах (38%).

Для снижения негативного воздействия сотовых телефонов можно рекомендовать уменьшение продолжительности разговоров до 15 минут одномоментно, использование гарнитуры хэндс-фри, отключение телефона на ночь, пользование телефонами только легальных производителей, ношение телефона в сумке или портфеле. Стремительное развитие технических средств коммуникации, наряду с несомненными видимыми преимуществами, негативно сказывается на психическом и физическом здоровье молодежи. Неблагоприятная экологическая обстановка, социальные проблемы, высокий уровень тревожности усугубляют ситуацию.

Читайте также: