6 почему важна первоочередность обучения ребенка письму а не набору текста на компьютере

Обновлено: 06.07.2024

Меня отдали в школу в 5 лет и 11 месяцев. К тому времени я умела бегло читать и довольно быстро писала, но. печатными буквами. Это стало проблемой, потому что надо было аккуратно выписывать в прописях буквы, правильно их соединять, и они должны быть одинаковой высоты и наклонены в одну сторону. Много правил.

Я очень благодарна своей первой учительнице Вере Ефимовне за то, что она вела со мной такой диалог:

− Зачем писать прописью, ведь печатные буквы понятнее и пишу я быстро? – вопрошала дерзкая первоклассница в моем лице.

− Когда ты научишься писать правильно, то будешь писать быстро, гораздо быстрее, чем печатными буквами, – терпеливо отвечала старая добрая учительница.

− Какая разница, куда наклонена буква, если понятно, что это за буква? – не унималась я.

− Если в целом текст выглядит эстетично, то тому, кто читает, приятно и понятно то, что ты написала. Но красиво писать – это уважение к тому, кто будет читать, – пыталась убедить меня Вера Ефимовна.

Дома тоже сначала пытались действовать демократичными инструментами, пока моя бабушка (учитель начальной школы со стажем 40 лет) не сказала, глядя мне в глаза: «Из тебя ничего путного не выйдет, если ты не будешь трудиться».

«Красивое письмо – это труд, – объясняла она. – Ты должна научиться писать красиво!»

Сколько страданий, слез, порванных тетрадей я пережила – страшно вспомнить. Почерк красивый я наработала, а вместе с ним и характер.

К чему я это пишу?

На прием ко мне (я директор школы) пришли родители ученика третьего класса. Мальчик успешен в математике, отличная память, воображение, серьезно занимается спортом, только вот с почерком беда. За это учитель снижает оценку за работу.

Аргументы родителей

1. Целесообразность обучения письму в век развития цифровых технологий.

  • Лучше бы научили детей быстро печатать на клавиатуре! Клавиши Shift, Delete и Backspace мы ему показали, а не учитель в школе.
  • В обыденной жизни ребенок много пишет в телефоне и планшете и практически никогда на бумаге.

2. Критерии оценки письменных работ.

  • Ребенок пишет без ошибок, зачем ему правильно соединять буквы? Почему это влияет на оценку?
  • Какая разница, куда наклонены буквы, если в целом понятно, что написано?

3. Мотивация к обучению.

  • Даже взрослому человеку невозможно трудно делать что-то, если он не понимает, зачем ему это!
  • Отметка − не инструмент мотивации, а скорее инструмент наказания.

Аргументы учителя

1. Чистописание – элемент трудового воспитания.

  • «Приучая школьников к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает у учащихся уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку», – цитирует методичку педагогического вуза учитель.
  • В Японии каллиграфия – один из основных предметов именно потому, что в него заложена функция воспитания.

2. Формирование красивого почерка опосредованно развивает когнитивную функцию.

  • Письмо – это координация, мелкая моторика, конвертация информации из одной формы в другую, развитие памяти.
  • При формировании почерка формируется культура речи, строятся сложные нейронные связи.

3. Воля начинает формироваться в начальной школе, а процесс научения требует волевых усилий.

  • Да, нелегко научиться писать правильно, но удовольствие от того, что получилось трудное задание – это радость труда. Не лишайте этой радости своего ребенка!

Этот разговор с родителями не был легким, и остаться беспристрастной в этой ситуации тоже трудно.

Мы договорились так: родители будут говорить ребенку, что писать красиво – это здорово, и тем самым помогут учителю в формировании позитивного отношения к письму, а учитель в свою очередь будет чаще использовать игровые формы организации деятельности на уроке и акцентировать внимание на успехах ребенка, а не на ошибках.

Но мы живем и учим детей в эпоху тотальной цифровизации. Значит, нам необходимо осмыслить навыки, которым нужно научить ребенка для его успешного будущего.

Как учат писать за рубежом?

Совсем недавно Финляндия заявила, что уроки чистописания можно заменить занятиями по набору текста на клавиатуре. При этом обучение письму в школе сохраняется, но считается вполне достаточным уметь писать текст печатными буквами.

В школах США рукописное письмо не является обязательным. Другие страны – Великобритания и Япония – хотят сохранить традицию.

У нас – Стандарт

Федеральный государственный стандарт начального общего образования одним из метапредметных результатов заявляет умение «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Кроме того, в предметных результатах в области «Филология» обозначена сформированность «позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» и «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)».

О каллиграфическом почерке в Стандарте речи не идет.

Выходит, если детей учить писать печатными буквами или грамотно печатать текст на клавиатуре, с соблюдением грамматических, лексических и орфоэпических норм, то стандарт будет соблюден.

Многих родителей волнует вопрос: нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма? Ответить на этот актуальный вопрос помогут исследования, проведенные сотрудниками Института возрастной физиологии РАО под руководством доктора биологических наук Марьяной Михайловной Безруких. В результате этих исследований было установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся.

Применение данной методики приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, т. к. требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Но это еще не самое страшное. Самым опасным является то, что выполнение этих нецелесообразных движений, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию.

По мнению Марьяны Михайловны, письмо на начальных этапах по определению не может быть безотрывным. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка письма компонент деятельности. Функциональная неготовность ребенка дошкольного возраста к такому сложнейшему виду деятельности как курсивное письмо («письменными» буквами, объясняется тем, что еще не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма, не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья, не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.

Даже возраст семь и восемь лет является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма.

Но это не значит, что письму нельзя учить. Тогда как же осваивать письмо? М. М. Безруких считает, что обучать письму нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. Нельзя торопиться и ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный и достаточно кропотливый. Прежде чем начинать собственно обучение курсивному письму (письму «письменных» букв, необходим продолжительный подготовительный период. Этот период включает умение писать ровную, прямую, наклонную линии, овалы. Очень важно отработать умение работать в строке, научить зрительно дифференцировать элементы печатных букв.

Утверждение некоторых педагогов-практиков о необходимости тренировать у детей мышечное чувство, выполнять большое количество технических упражнений, например, штриховать, является совершенно необоснованным, т. к. до 9 лет мышечное чувство, или кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому можно тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.

Основная задача при подготовке дошкольников к письму заключается в развитии таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. Умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. — М. : Дрофа, 2000. — 256 с.

2. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. — М. : Эксмо, 2009. — С. 10—56.

3. Безруких М. М. Формирование навыков письма и чтения и виды трудностей в обучении // Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. —Екатеринбург: Фактория, 2006. — С. 317—370.

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей дошкольников «Безопасность дошкольника дома» Опасность – дело, во всяком случае, не мгновенно, как кажется многим, ее нельзя сразу проглотить, а придется принимать понемногу, разбавленную.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

В современном мире, где власть захватили компьютеры, навык письма от руки требуется все реже, а красивый почерк, по мнению многих родителей, вообще в жизни мало где пригодится. И это при том, что исследователи не устают говорить о пользе чистописания. Рассказываем о самых интересных фактах на эту тему.

Дети, которые много пишут от руки, лучше сочиняют

Чтобы стать писателем и печатать на компьютере романы, сначала придется… много и долго писать ручкой в тетради. Записывая на страницах буквы, слова, фразы, предложения, абзацы, ребенок тренирует свои литературные способности и развивает фантазию. Это происходит потому, что движения пишущей руки заставляют активно работать «нужные» для этого участки мозга.

Письмо влияет на физиологию

Оказывается, занятия по чистописанию – отличная тренировка физиологических механизмов, которые отвечают за жизненно важные навыки.

Доктор Динехарт из университета Флориды проводила сравнительный анализ способностей детей, которые получали дошкольное образование и которые не пробовали научиться писать до поступления в первый класс. Выяснилось, что первые лучше учились в школе и были способны решать достаточно сложные жизненные задачи, в том числе, которые не имели отношения к школьным заданиям.

Это связано с тем, что с помощью письма у малышей закладывается важная база: формируются когнитивные навыки (способность к познанию), развивается моторика, стимулируются нервно-мышечных процессы.

Пишущая рука – инструмент для развития интеллекта

Письмо стимулирует мозговую деятельность, и это не пустые слова. Функциональные исследования головного мозга взрослого человека показали, что во время обычного чтения активизируется характерная «мозговая сеть», которая отвечает за моторику, т.е. за движения руки.

Вот это и навело ученых на мысль, что когнитивные процессы тесно связаны с двигательными процессами, а простыми словами: пишущая рука – это инструмент для развития интеллекта.

Для подтверждения этого факта профессор психологических наук из университета штата Индианы Карин Джеймс изучила работу мозга детей, которые еще не умеют писать. «Их мозг не различает букв. Он реагирует на них точно так же, как например, на треугольник» – сделала вывод исследователь. Но после того, как эти дети стали учиться писать, при виде букв у них начали активизироваться те же участки мозга, что и у взрослых при чтении.

Красивый почерк – хорошие оценки

А вот еще одно доказательство в пользу каллиграфии. Доцент кафедры дошкольного образования в Международном университете Флориды Лаура Динехарт подготовила целую статью, посвященную этой теме.

Ее главная мысль – дети с хорошим почерком лучше учатся. Во-первых, это связано с тем, что красивое написание уже подкупает учителя и служит сигналом, что школьник приложил массу стараний. А во-вторых, плохой почерк отнимает у самого ребенка много сил и времени, поэтому на содержание написанного они обращают меньше внимания.

Письменный язык развивает внимательность

В одной из работ, посвященных нарушениям процесса обучения, западные исследователи рассмотрели, как устный и письменный язык влияют на внимательность и умение планировать. В группах, с которыми работали ученые, находились как обычные дети, так и учащиеся из коррекционных классов.

Вирджиния Бернинджер, ведущий автор этого исследования и профессор педагогической психологии подтвердила, что рукописание – это не просто механический процесс. Это совместная работа с головным мозгом, который подключается, как только ребенок берет ручку и садится за тетрадь. Вот почему так важно уделять внимание именно письменной речи. В отличие от устной речи письмо требует определенных усилий, поэтому родители должны мотивировать детей.

Писать от руки – значит, учиться самоконтролю и планированию

«Это самый настоящий миф, что единственно важная заслуга рукописания – развитие моторики» – говорит доктор Бернинджер из вашингтонского университета.

Ученые давно выяснили, что чистописание активизирует отделы мозга, отвечающие за планирование и контроль. Но самым важным участком головного мозга, который напрямую связан с навыками письма от руки, является веретенообразная извилина: в этом месте «встречаются» визуальные образы и языковые навыки.

И здесь начинается самое интересное – все, что ребенок видит, тут же преобразуется в его голове в буквы и слова. Это значит, что прежде, чем написать что-то на листке, сначала вы должны «увидеть» это в своем сознании. Исследования показали, что у детей, имеющих проблемы с чистописанием, работа этих участков головного мозга не так активна.

Скоропись делает ребенка более грамотным

Ученые долго спорили, приносит ли умение писать скорописью (без отрыва руки) какие-то специфические плюсы, помимо тех, которые присутствуют и при письме печатными или отдельно стоящими буквами.

Доктор Бернинджер выделил два основных преимущества: дети делают меньше ошибок в словах и способны правильнее строить предложения. Скорее всего, это происходит потому, что «хвостики», соединяющие отдельные буквы в слова помогают воспринимать слово как отдельное целое, а не как набор символов

Рукописание помогает сосредоточиться

Для типично развивающихся детей навык быстро набирать буквы на клавиатуре не является равноценным умению писать от руки. Конечно, с возрастом почти все мы в итоге переходим на работу на компьютере, но это не значит, что печатанию нужно уделять больше внимания, чем рукописанию. И вот почему.

Многие учители против того, чтобы дети приносили в класс ноутбук для работы. Они требуют от учеников писать от руки не для того, чтобы у ребенка сформировался красивый почерк, а потому, что таким образом они лучше концентрируются на предмете. Исследователи уже давно сделали вывод, что написанное собственной рукой лучше воспринимается и запоминается.

Порядок в обучении письму поможет в учебе

Ученые предлагают следующую систему обучения письму: сначала малыш должен освоить письмо, в котором слова пишутся отдельными буквами (т.е. с отрывом руки), через два года ребенку хорошо бы приступить к освоению скорописи с соединением букв в слове и только после этого можно постигать мастерство печатания на компьютере.

Favorite

В закладки

Хватит писать от руки. Наших детей надо учить печатать

Я учился в школе 11 лет, и 11 лет нам преподавали русский язык. Мы как сумасшедшие строчили в прописи, потом делали упражнения из учебников, а затем решали тесты, когда готовились к ЕГЭ.

И всё это – от руки.

Меня научили писать еще до школы, поэтому в первом классе было скучно. А вот во втором нам начали ставить оценки и снижали баллы за почерк. Пришлось заниматься унылой каллиграфией. Я мучился и следил, чтобы все линии были ровными, наклон – правильным, а галочка над «й» – одинаковой.

Какая же тоска.

propisi-06s

Потом родители перевели меня в новую школу, и там, к счастью, всем было наплевать и на почерк, и даже на исправления. Смотрели на суть, но всё равно заставляли писать исключительно от руки.

К восьмому классу мне это надоело, поэтому финальное сочинение в году я напечатал и принес на листке А4. Чтобы учительница по русскому сильно не расстраивалась, я влепил в середину текста фотографию – даже не пожалел цветной краски.

На следующий день мне вернули мое творение (оценка – 2/2) и попросили остаться после уроков.

Учительница сказала, что если еще раз такое увидит, то мы вместе пошагаем к директору. На мои вопросы в духе «Но почему? Вам же самой удобнее так читать?» ответа не последовало – мне снова сказали про директора. Короче, лайфхак не сработал, пришлось опять писать рукой.

Сейчас я понимаю, что потратил десятки часов жизни абсолютно бездарно и бесполезно. Все эти однотипные упражнения, исписанные тетрадки, никчемные домашние задания – следствие устаревшей системы образования.

maxresdefault

За те пять лет, что прошли с моего выпускного, я, не считая универа (опять же, учебное заведение), пользовался ручкой раз двадцать. Все эти двадцать раз – когда вписывал свою фамилию в разные документы. Фантастический навык, который однозначно стоило вырабатывать 11 лет.

Суровая правда заключается в том, что в реальной жизни ручкой уже не пишет никто – все набирают тексты на компьютере или гаджетах. При этом, по моим ощущениям, половина людей не знает элементарных правил печати: например, что после запятой нужно ставить пробел.

Предлагаю революционную реформу образования. Пора заканчивать с этим беспределом.

Мой план очень короткий.

Первые два-три класса – да, ребенку важно научиться писать от руки, выработать почерк и на всю жизнь его закрепить. Этот скилл не исчезнет и не пропадет.

Но после начальной школы детей точно нужно приучать к нормальной компьютерной печати. Работать над скоростью, оформлением, редактурой. Сначала заниматься в ворде, где ошибки подчеркивают красным, а на сочинениях переходить в условный «Блокнот», где таких подсказок уже не будет.

18765092

Очевидно, что моя реформа сэкономит кучу времени и принесет гигантскую пользу:

1. Дети перестанут сливать драгоценное время на упражнения, в которых ради одной пропущенной буквы надо писать целое слово, а ради пропущенной запятой – целое предложение. Не стоит рассказывать мне про мышечную память, которая позволяет закреплять (вернее, вдалбливать) правила русского языка. Если пользоваться клавиатурой, а не ручкой, с этой памятью ничего не случится.

2. Наступит рай для тех школьников, которые пишут настолько коряво, что сами не понимают свой почерк. Серьезно, почерк у всех разный, но аккуратность никак не коррелирует с интеллектом: можно выводить уродливые буквы, но быть умнейшим человеком. Доказательство – врачи-профессора.

YKbtGbVBZbw

3. Учителям не надо таскать домой пачки тетрадей (и ныть об этом на следующий день).

4. Ученики перестанут бояться писать в чистовик, потому что на компьютере есть волшебная клавиша Backspace, которая удалит всё ненужное без грязи.

234

Еще раз: никто не предлагает совсем убрать ручки из школьной программы. Но постоянно пользоваться ими в средней школе в 2017 году так же тупо, как кататься на трехколесном велосипеде или питаться из бутылочки с соской.

Всего один вопрос к министерству образования: хотите научить писать по-русски?

Так учите в реальных, а не выдуманных условиях. Учите писать на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне.

Снижайте оценки за медленную печать, ставьте двойки за бездарное оформление, вызывайте родителей в школу за включенный автокоррект на айфоне.

Но не тратьте время учеников на исписывание тетрадок, которые годятся только для разведения костра.

(10 голосов, общий рейтинг: 4.70 из 5)

Favorite

В закладки

Читайте также: