Ахрямкина тамара александровна психологические причины увлеченности детей и подростков компьютером

Обновлено: 06.07.2024

С 17 по 21 марта 2015 года на базе Регионального социопсихологического центра состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог». В конкурсе приняли участие 18 специалистов области, из которых 7 участников – педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, а 11 – педагоги-психологи, работающие с детьми школьного возраста.

Цель Конкурса – повышение профессионального уровня и реализация творческого потенциала педагогов-психологов Самарской области, повышение престижа службы практической психологии в системе образования Самарской области.

 создание условий для самореализации специалистов, раскрытия их творческого потенциала;

 выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Самарской области, их поддержка и поощрение;

 распространение передового опыта работы педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов и видов на всех образовательных уровнях.

Состав жюри Конкурса был утвержден приказом МОиН Самарской области. В состав жюри вошли ведущие ученые и практики в сфере психологии образования, специалисты РСПЦ:

Клюева Татьяна Николаевна кандидат психологических наук, директор государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», председатель жюри

Ахрямкина Тамара Александровна кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и прикладной психологии, ученый секретарь Ученого Совета Самарского филиала Московского городского педагогического университета

Глухова Татьяна Георгиевна кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Демина Ольга Петровна директор, педагог-психолог высшей категории государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, Борский центр психолого-медико-социального сопровождения

Илюхина Наталья Валерьевна заместитель директора по учебно-методической работе, педагог-психолог высшей категории государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования 3 (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр»

Кормухина Евгения Владимировна начальник, методист высшей категории методического отдела государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр»

Холодная Елена Викторовна заведующая, педагог-психолог высшей категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 146 г. о. Самара

Специалист ГБОУ Красноярский ЦПМСС Горшкова Елена Владимировна стала одной из участниц этого конкурса.

Участники Конкурса представляли задание «Визитная карточка». Все конкурсанты приняли участие во втором туре Конкурса, который проходил 18–20 марта на базе МБОУ СОШ № 112 и МБДОУ № 146 г. о. Самара.

Цель второго тура: оценка уровня профессионального мастерства конкурсантов. Участники Конкурса показывали «Открытое мероприятие» продолжительностью 20 минут с последующим структурированным анализом происходящего (10 минут). Конкурсанты представили мероприятия, разнообразные по тематике и форме проведения:  Акатышева Н. А. – коррекционное занятие, направленное на работу с гиперактивными учащимися младшего школьного возраста;  Аристова Е. Е. – развивающее занятие для детей 5-6 лет с использованием элементов арт-терапии на тему «Сказочный лес»;  Варламова Л. В. – тренинговое занятие по сплочению педагогического коллектива детского сада с использованием сказкотерапевтических технологий «Внутри человека – целый мир»;  Вострова Е. Е. – тренинговое занятие для учащихся 10-х классов, направленное на профилактику суицидального поведения «Коряга»;  Горшкова Е. В. – тренинговое занятие для подростков, направленное на повышение уровня коммуникативной компетентности «Мастер общения»;  Мосалѐва К. В. – развивающее занятие для учащихся 10-х классов, направленное на формирование позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению «Мои цели, ресурсы и мой успех»;  Николаева Т. Е. – развивающее занятие для учащихся 4-х классов, направленное на формирование умения планировать цели и пути самоизменения «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?»;  Платонова Л. В. – психопрофилактическое занятие для детей 3-4 лет, направленное на эмоциональное вовлечение ребенка в действие с предметами окружающего мира «Волшебная фасолька»;  Постникова Л. В. – развивающее занятие для учащихся 7-х классов, направленное на формирование представлений учащихся о силе группового давления на личность «Давление: как ему противостоять?»; 7  Преснякова С. В. – психопрофилактическое занятие для учащихся 12-13 лет, направленное на осознание своего отношения к здоровью «Дышите свободно»;  Прокофьева С. В. – развивающее занятие для девушек подростков, направленное на выявление личностных ресурсов «Предназначение»;  Радаева О. П. – развивающее занятие для детей 6-7 лет, направленное на углубление представление детей о доброте, как о ценном качестве человека «Что такое доброта»;  Ситилкина Е. В. – развивающее занятие для учащихся 3-х классов, направленное на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие «Лабиринт успеха»;  Скоморохова Ю. И. – коррекционно-развивающее занятие для детей 3-4 лет, направленное на обогащение сенсорного опыта «В гости к цветочку»;  Тремасова Ж. А. – психопрофилактическое занятие для детей 5 лет, направленное на развитие зрительного восприятия;  Чебуренкова А. Н. – тренинговое занятие для учащихся 5-х классов, направленное на формирование позитивных установок по отношению к себе и друг другу «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные»;  Чернова Н. П. – профилактическое занятие с учащимися 3-х классов, направленное на формирование у учащихся установки на просоциальное поведение «Добрый «“Я”»;  Шехтман И. В. – тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на мобилизацию личностных ресурсов «Личностный ресурс как средство обеспечения качества жизни».

По итогам первого и второго туров финалистами Конкурса были признаны 7 участников, набравших наибольшее количество баллов.

Третий тур Конкурса состоялся 21 марта в РСПЦ. В работе, которого педагог-психолог Елена Владимировна Горшкова приготовила сюрприз всем участникам Конкурса в виде ярких бабочек- символа Красноярского ЦПМСС.

hello_html_m6dcbc712.jpg

Цель тура: выявить победителя Конкурса.

Третий тур состоял из следующих заданий:  Кейс,  «Блиц-задание».

Победителем областного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог» признана Чернова Наталья Павловна, педагог-психолог Регионального социопсихологического центра

Второе место присуждено Платоновой Ларисе Владимировне, педагогу- психологу автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства “Лада”» детский сад № 175 «Полянка» г. о. Тольятти.

Третье место присуждено Николаевой Татьяне Евгеньевне, педагогу- психологу Регионального социопсихологического центра.

Остальным четырем финалистам присуждено звание Лауреатов Конкурса.

hello_html_536db197.jpg

hello_html_m3659e979.jpg

Жюри Конкурса учредило специальную номинацию «За эффективную работу в сфере профилактики и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков». Звание номинанта присуждено Горшковой Елене Владимировне, педагогу-психологу государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Красноярский центр психолого-медико-социального сопровождения.

Все участники Конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог» отмечены благодарственными письмами, финалистам и номинанту Конкурса вручены дипломы и памятные призы.






РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Ахрямкина Тамара Александровна
Самарский филиал Московского городского педагогического университета (СФ ГОУ МГПУ)

С каждым годом все больше и больше обучающих компьютерных программ появляются на рынке, они ориентированы как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста.

Обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, а вместе с тем зачастую даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.

По определению Короленко и Сигала аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии [2].

Увлекаясь компьютером, ребенок может гораздо меньше интересоваться обыкновенными игрушками и постоянно стремиться к монитору, к виртуальным играм.

С точки зрения психологии, наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры (RPG - role playing games). По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость. Только в случае с RPG-играми можно пронаблюдать эго-распад на «Я идеальное» и «Я реальное», нарастание между которыми влечет усиление дезадаптации и нарушение в сфере психических состояний.

Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый период. Они организованы, сконструированы, нарисованы и спрограммированы людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.

Еще более усиливают подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.

«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов - это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребенка, как будущего аддикта, может привлекать в компьютере следующее:

Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику компьютерной зависимости, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых.

Говоря о практической направленности исследований, необходимо подчеркнуть, что немаловажными представляются следующие диагностические направления:

I. Разработка методологического аппарата для установления наличия зависимости у конкретного индивида;

II. Определение современных тенденции в развитии компьютерной зависимости у детей различных возрастных групп;

III. Выявление признаков индивидуально-психологического и социального характера, способствующих формированию компьютерной зависимости.

В связи с этим, в рамках исследовательской деятельности лаборатории психологии развития СФ ГОУ МГПУ были разработаны диагностические опросники для дошкольников, младших школьников и подростков с целью выявления предрасположенности к компьютерной зависимости. Ряд проведённых экспериментальных исследований позволил установить ряд достоверных взаимосвязей, обуславливающих причины возникновения компьютерной зависимости в различных возрастных группах [1].

Немаловажным является установление причин возникновения компьютерной зависимости и степень значимости в этом ракурсе образовательного процесса. С этой целью было проведено исследование взаимосвязи познавательных процессов и возникновения компьютерной зависимости у детей 6-ти и 7-ми летнего возраста. Оно проводилось в самом начале учебного года (сентябрь 2004 г.) в двух первых классах одной из общеобразовательных школ г.Самары по ряду психодиагностических методик. Достоверность полученных взаимосвязей устанавливалась при помощи корреляции Спирмена.

В исследовании принимало участие 40 первоклассников, которые предварительно были разделены на две группы: в первую группу вошли дети, начавшие обучение в школе в возрасте от пяти с половиной до шести с половиной лет (20 человек), а во вторую – соответственно от шести с половиной до семи с половиной (20 человек).

После обработки полученных в процессе исследования данных удалось установить следующее:

1. У детей 1-ой группы была выявлена достоверная связь между компьютерной зависимостью и уровнем выносливости нервной системы. Характер выявленной взаимосвязи является следующим: с коэффициентом корреляции (k = -0,737*) при уровне достоверности меньше 0,01. Достоверно-взаимосвязанными являются наличие компьютерной зависимости и уровня выносливости нервной системы, то есть чем ниже уровень выносливости нервной системы, тем выше вероятность возникновения компьютерной зависимости. Данное положение вещей можно объяснить тем, что нестабильность нервной системы, по мнению многих психологов, является основанием для возникновения различных видов зависимостей и не только компьютерных. Именно в младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей (период смены основного вида деятельности) психика индивида характеризуется нестабильностью, что является еще одним моментом снижения уровня выносливости нервной системы.

2. У детей, начавшим обучение в школе в возрасте от шести с половиной до семи с половиной лет взаимосвязь между готовностью к школьному обучению, характером познавательных процессов и компьютерной зависимостью не была установлена.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что более предрасположенными к возникновению компьютерной зависимости являются дети, начинающие обучение с шестилетнего возраста. Это может объясняться несколькими причинами:

в шестилетнем возрасте игровая деятельность является более выраженной по сравнению с учебной деятельностью, являющейся ведущей для семилетнего ребенка, у которого помимо игр на первом месте учебная деятельность. Для шестилетнего ребенка компьютер выступает как элемент игры;

у ребенка семилетнего возраста больше возможностей для реализации игровой деятельности и зачастую он использует компьютер не как игру, а в образовательных целях.

В заключение следует отметить, что в силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе. Потому стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на психическое здоровье ребёнка.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние [3].

Список литературы.
Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара 2005. С. 17-23.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь. 2002. С.6-16.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Стратегии коррекции созависимости. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2002.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елена Александровна

Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елена Александровна

Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте Особенности компьютерной игровой активности подростков Использование информационно-коммуникативных технологий для коррекции зрения детей дошкольного возраста Психологическая и социально-педагогическая поддержка преодоления компьютерной зависимости подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам возникновения компьютерной и игровой зависимости у детей дошкольного возраста. • Рассмотрены основные аспекты компьютерной зависимости, причины и симптомы ее возникновения; разработаны рекомендации для родителей, направленные на предупреждение развития компьютерной зависимости.

Ключевые слова: дошкольная педагогика и психология, компьютерная и игровая зависимость.

В последние годы компьютерные технологии бурно развиваются, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Неиссякаемый поток разнообразной информации, применение компьютерных технологий, а именно повсеместное распространение компьютерных игр оказывает огромное влияние на воспитательное пространство подрастающего поколения. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

На сегодняшний день компьютер - неотъемлемая часть жизни современных детей и подростков. Именно дети и подростки являются целевой аудиторией индустрии развлечений, на которую и рассчитываются новые компьютерные игры. Подобное увлечение носит двоякий характер: с одной стороны - информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие ребенка, позволяют расширить область

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

освоенных знаний и умений; а с другой - нельзя отрицать наличие негативного влияния на психику ребенка.

С каждым днем в России увеличивается количество детей, проводящих время за компьютером (планшетом или телефоном), и неуклонно растет количество времени, посвященного компьютерным играм маленькими жителями нашей страны. Ранее, во времена Советского Союза, дополнительное образование было организовано на высоком уровне (создавались различные кружки по интересам, спортивные секции, дома творчества, и т.п.). На сегодняшний день количество таких мест значительно уменьшилось, достаточно небольшой процент детей охвачен дополнительными программами образования. Предлагаемые дополнительные образовательные услуги в большинстве своем становятся платными, либо ограничено количество мест для образования детей, которые могут получить данные услуги бесплатно. Современный ребенок в такой ситуации предоставлен самому себе, что и является благоприятной почвой для формирования разного рода зависимостей [6, 7, 8].

Проблема компьютерной зависимости детей младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов широко представлена в научной • литературе; на эту тему были проведены различные исследования. На данный момент существуют подтверждения того, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на психическое развитие человека, а в особенности -ребенка, чья психика еще не окончательно сформировалась. В настоящее время появляются факты, свидетельствующие о том, что проблема компьютерной зависимости в последние годы «помолодела», теперь она коснулась также и детей дошкольного возраста [4].

Компьютерная зависимость - это навязчивый, намеренный уход человека в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим занятиям и обязанностям, с максимальным времяпрепровождением за компьютером.

B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обращения детей к компьютерной игре:

- отсутствие организованного досуга;

- желание победить, быть лучше других;

- уход от реальности;

- желание получить эмоциональную разрядку [5].

По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зависимости являются такие возрастные особенности детей дошкольного возраста, как слабая волевая регуляция, отсутствие учебной мотивации (преобладание игровых, внешних мотивов).

Виртуальные образы обладают яркостью и динамичностью, чем и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

привлекают внимание ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью, разительно отличающейся от привычной ему. В виртуальном мире компьютерной игры ребенок не ощущает себя беспомощным, он сам может принимать решения, сам всего добивается, чувствует себя умным, сильным, а главное - взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. В группу риска по формированию компьютерной зависимости в первую очередь попадают дети, чьи родители не дают возможности реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализовать себя в реальном мире, на смену реальному приходит мир виртуальный, замещающий, который создает иллюзию абсолютного счастья и успеха [1].

Тревожным сигналом формирования зависимости от компьютера и компьютерных игр могут стать следующие признаки:

- во время игры ребенок перестает реагировать на просьбы, не слушает взрослого, при попытке отвлечь его от игры (или запретить играть) проявляет агрессию, возможны истерические реакции;

- ребенок постоянно говорит о компьютерных играх (рассказывает о своих достижениях, о том, что он сделает в виртуальной реальности в следующий раз), • с нетерпением ждет возвращения к монитору;

- в случае запрета игры за компьютером или ограничения ее во времени, у ребенка ухудшается настроение, возникает состояние апатии;

- оторванный от игры ребенок не может найти себе занятие в реальном мире, не проявляет интереса к играм и игрушкам, отказывается заниматься прежними увлечениями;

- ребенок демонстрирует острую потребность в игре (говорит об этом, проводит за компьютером все больше времени);

- не способен контролировать время, которое он проводит за игрой (ему кажется, что он играл немного, возможны случаи обмана родителей по поводу того, чем он занимался в свободное время);

- появляются нарушения сна (ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается, ему сложно соблюдать режимные моменты; игры способствуют сокращению глубокой фазы сна, во время которой восстанавливается и отдыхает нервная система, перерабатывается полученная информация, что и оказывает негативное влияние на развитие ребенка);

- появляется синдром «сухих глаз» (ребенок жалуется на боль, ощущение, что «песок в глазах»; возможно нарушения зрения);

- наблюдаются нарушения осанки, боли в спине, головные боли.

Значительное повышение агрессивности у детей, играющих в жестокие

игры - это первое, на что обращают внимание специалисты. Многочисленные повторения «боевых действий» формируют установку на то, что ради результата

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

нужно проявить максимум агрессии и даже жестокости. Уничтожение героев игры доставляет ребенку большое удовольствие. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. А она, с свою очередь, переносится и на взаимоотношения в реальном мире. В связи с этим, дети, с раннего возраста увлекающиеся виртуальными играми, зачастую имеют значительные проблемы в коммуникативной сфере. Результаты исследований подтверждают тот факт, что такие дети не способны наладить продуктивное общение - они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, не умеют договариваться, конструктивно решать конфликты. В целом, дети, имеющие компьютерную зависимость, попросту не заинтересованы в установление контактов с окружающими и всячески избегают их.

Дети, которые большое количество времени проводят за компьютерными играми, легко воспринимают визуальные образы (что сказывается на решении заданий, связанных со зрительным восприятием), но при этом плохо воспринимают звуковые сигналы (испытывают трудности при выполнении заданий, в которых дается речевая инструкция без визуального ряда). Так как традиционное образование в нашей стране связано с умением ребенка • воспринимать речь (именно устную), следовать данным инструкциям, что требует высокой концентрации внимания, произвольности поведения, развитой саморегуляции - то это становится основной причиной низкой успеваемости ребенка в школе.

Неограниченное и бесконтрольное увлечение компьютерными играми может вызвать следующие нежелательные реакции:

- нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессивность, импульсивность, раздражительность, тревожность, апатия);

- повышенная возбудимость (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения);

- недостаточное развитие речи, нарушения контактов с окружающими, проблемы с социализацией;

- нарушения в развитии высших психических функций [3].

Существуют исследования, в которых ученые отмечают положительное

влияние компьютерных игр на развитие ребенка, при условии грамотного использования их в воспитании. В случае, если игра подобрана правильно и организован контроль времени пребывания ребенка за компьютером (для ребенка дошкольного возраста оно не должно превышать 15-25 минут), то посредством игры у малыша выработается умение быстро принимать решения, будут совершенствоваться логические операции, развиваться внимание, координация, умение планировать свои действия.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В наше время достаточно сложно ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером. В данном случает не стоит прибегать к крайностям и лишать ребенка любого развлечения посредством компьютера. Чтобы предупредить вероятность возникновения у ребенка зависимости от виртуальных игр, необходимо прежде всего добавить в жизнь малыша больше ярких красок и интересных событий. Прогулка с родителями, семейный пикник, посещение музея или театра, совместная деятельность (рисование, лепка, разведение цветов, уход за животными и т.п.) не требует особенной подготовки и больших затрат. Но такие события привнесут в жизнь дошкольника больше радостных моментов, он будет учиться ценить жизнь, своих близких, сможет многое узнать и освоить. Если родители уделяют достаточное количество времени и сил своему малышу, если он получает от них заботу и внимание, а также возможность испробовать на себе альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Даже если у ребенка дошкольного возраста нет признаков компьютерной зависимости, тем не менее использование им современных гаджетов стоит • ограничивать. Необходимо объяснить малышу, что в мире существует такая проблема, как зависимость от компьютера и компьютерных игр, что это болезнь, в результате которой люди теряют в своей жизни много ценного. Надо показать ребенку иные способы проведения свободного времени, снятия эмоционального напряжения. Он должен понимать, что ему запрещают играть на компьютере не потому, что родителям так захотелось или что они решили его так наказать, а потому что они заботятся о нем.

На сегодняшний день педиатры советуют ограничивать время, проводимое ребенком в пространстве виртуальной игры. По их мнению, детей знакомить с компьютером можно только начиная с 5 лет, а игры должны длиться 15-20 минут (сюда включаются любые игры на компьютере, планшете или телефоне в течение всего дня). В старшем дошкольном возрасте (6-7-й год жизни) ребенок может проводить время с гаджетом не более 30 минут.

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста.

Установите пароли на все гаджеты, используемые Вашим ребенком. Это позволит Вам контролировать количество времени, проводимого ребенком за виртуальной игрой.

Установите с ребенком правило, когда и сколько он может пользоваться планшетом или компьютером, чем он может с ним заниматься.

Внесите разнообразие в досуг Вашей семьи, старайтесь включать ребенка в семейные праздники, в общение с родственниками и друзьями. Поддерживайте в своей семье доброжелательные и доверительные отношения [2].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В век высоких технологий невозможно полностью лишить ребенка возможности пользоваться достижениями научно-технического прогресса, что в наше время означает лишение его лидерских позиций в настоящем и будущем. Существует множество компьютерных игр и программ, которые позволяют детям легко и быстро учиться и развиваться, ведь с их помощью можно выучить иностранный язык, узнать много нового о живой и неживой природе и многое другое. Самое главное, чтобы ребенок понимал, что гаджеты - всего лишь средства для развлечения и получения новых знаний, а не основные приоритеты из жизни.

1. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. -Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара, 2005. С. 17-23. Ф 2. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: • Питер, 2005. - 252 с.

3. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.

4. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2003. - № 9.

5. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001. - № 8.

6. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! // Аномалия. -1996. - № 23.

7. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2001. № 3. С. 27-39.

8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 2007. № 1. С. 86-102.


Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на социальное пространство подростков. Существенно изменяется и структура досуга, т. к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги [1, с.36]. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека — одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков [4, с. 22]. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативное последствие данного процесса, влияющего на социально-психологическое здоровье молодого поколения, — компьютерная зависимость.

По данным нашего исследования, проведенного в 2014 г. среди подростков в возрасте 13–14 лет, было выявлено, что более 50 % осознают актуальность проблемы игровой зависимости в нашем обществе, 28 % не видят в компьютерной игромании проблемы, 16 % не дали определенный ответ на этот вопрос.

Изучение социальных проблем и причин распространения игровой компьютерной зависимости, сущности и особенностей данного отклонения отражены в исследованиях различных авторов. Среди зарубежных исследователей необходимо отметить Кимберли Янг, которая разработала методику обследования данной категории, пути реабилитации людей, страдающих этим видом социальной патологии. Позже Айвен Голдберг выделил основные симптомы игровой компьютерной зависимости, доктор М. Озарк разделил их на психические и физические.

Среди отечественных исследователей следует обозначить работы А. Л. Венгер, Ю. Д. Бабаева, К. Янга, Н. И. Алтухова, К. Ю. Галкина, которые изучали игровую компьютерную зависимость подростков [2, с. 124].

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие [1, с. 33].

Приведем классификацию игровой зависимости:

1. Гэмблинг, или лудомания — это страсть к азартным играм, постоянная вовлеченность и желание вернуться к игровому процессу.

2. Игромания — вид зависимости, более характерный для подростков, что связано с восприятием виртуальности более реальной, чем настоящей жизни [5, с. 41].

Среди видов интернет-зависимости отмечаются следующие:

1. Патологическая идентификация — это попытка достигнуть идеального «Я» в создаваемом образе. Наиболее распространено представление себя противоположным полом.

2. Хакерство — это создание системы защиты информации, осуществление работы с программным обеспечением, распространение программных продуктов в сети, которые пользователи могут безвозмездно копировать и использовать. В подростковой среде хакерство практически не распространено, так как требует высокого профессионализма в сфере программирования. Несмотря на это, многих подростков привлекает такой вид деятельности, что приводит к интернет-зависимости. Но стоит отметить характерную для подростков практику, где необязательна серьезная подготовка программиста — создание вирусов.

3. Геймерство — самая распространенная форма интернет-зависимости. Интернет богат изобилием разнообразных компьютерных игр в свободном для пользователя доступе. Преобладание игромании связано с увлекательностью игр, их динамичностью, отсутствием необходимости особых навыков в работе на персональным компьютере [5,с. 43].

Интернет-зависимость проходит несколько стадий:

1. Стадия легкой увлеченности. После нескольких раз игры подростку начинает нравиться компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Постепенно подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью.

2. Стадия увлеченности. Свидетельством того, что подросток перешел на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким-то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он стремится предпринять достаточно активные действия для получения желаемого.

3. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьезные изменения в сфере личности, самооценки и самосознания. Эта стадия имеет две формы проявления: социализированную и индивидуализированную.

При социализированной форме игровой зависимости, подросток поддерживает социальные контакты, предпочитая общаться с такими же игровыми фанатами.

Индивидуализированная форма зависимости — это крайняя форма зависимости. При ней нарушаются нормальные человеческие особенности мировоззрения, разрушается взаимодействие подростка с окружающим миром. Психика начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. В данной ситуации подростки часто и долго играют в одиночку. Потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями.

4. Стадия привязанности. На этой стадии происходит угасание игровой активности, отмечается сдвиг психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее [2, с.132].

Подростки в отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста сильнее поддаются зависимости, так как они обладают большей возможностью самостоятельного распределения своего времени, планирования досуга и общения, менее нуждаются в опеке со стороны родителей. С другой стороны, подростковый возраст сопряжен с большей требовательностью со стороны взрослых к деятельности подростков, к их личностным проявлениям и поведению. В межличностном общении подростки реализуют не только групповые интересы, но и пытаются самоутвердиться. В этом возрастном периоде они получают не одни только «радости» взросления, но и множество неудач, неуспехов, разочарований, огорчений. Реальная жизнь для многих детей подросткового возраста становится чередой достаточно сложных испытаний, выход из которых они могут попытаться найти, окунувшись в мир зависимости, в частности, в виртуальный мир компьютерных игр [3, с. 135].

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «СОШ» № 2 г. Судогды было проведено исследование среди учащихся 7 «А» класса в количестве 25 человек. Тестирование обнаружило, что 52 % опрошенных много времени посвящают компьютеру, а у 16 % тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости (рис.1).


Рис. 1 Результаты выявления компьютерной зависимости по методике «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот).

Подростки стремятся максимально использовать возможности компьютерной техники, так как их склонность к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка, ухудшается его физическое состояние.

Наиболее выражено негативное влияние игровой компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной игровой компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в сети Интернет. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды асоциального поведения.

Подросток, страдающий игровой компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных социальных функций. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим игровой компьютерной зависимостью [3, c.140].

В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика ребенка, ухудшается его физическое состояние.

Таким образом, отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Среди последствий такого поведения необходимо отметить следующее: деградация социальных связей личности, чрезмерная агрессивность, асоциальное поведение, невозможность самовыражения, проблемы в семье и школе.

В этой связи необходимо регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям следует контролировать содержание его досуга в интернете. Большое влияние имеет личный пример взрослых. Следует грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе, организовать просоциальный досуг подростка (занятия в кружках, с репетиторам), уделять больше времени учебе.

1. Ахрямкина Т. А. Зависимое поведение: теория и практика. — Самара: СФ МГПУ, 2008. — 96 с.

2. Иванов М. С. Психология зависимости: хрестоматия / сост. к.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 2004. — 345 с.

3. Снежневская Р. Д. Мир подростка. — М.: Педагогика, 1989. — 345 с.

4. Трафимчик Ж. И. Игровая компьютерная зависимость: особенности влияния на личность // Псiхалогiя. — 2009. — № 4. — С.36–40.

5. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.

Гаджетомания или интернет-увлеченность

Поколение детей, выросших в эпоху интернета, в начале нового тысячелетия стали называть «цифровыми аборигенами». Этот термин впервые ввел Макс Пренски в 2001 году. Согласно его теории, «цифровые аборигены» — это люди, рожденные во время цифровой революции. Современные дети, в отличие от взрослых — «цифровых иммигрантов», чувствуют себя с техникой и интернетом на «ты». Исследователи отмечают: эти дети другие. Мы учились читать по книжке-букварю, а они учат буквы при помощи приложений на смартфоне; мы смотрели мультики, которые в определенное время показывали по телевизору, а они могут посмотреть их не только когда им захочется, но и в самых разных местах — в машине, в самолете, на детской площадке или у друга. Интернет открыл новые возможности не только взрослым, но и детям. В современной России наблюдается большой цифровой разрыв между поколениями — и чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее.

Современный человек не выходит из квартиры без личных устройств — смартфона, планшета или ноутбука. Дети здесь не исключение. Онлайн-опрос «Юный интернет-пользов атель», проведенный Фондом Развития Интернет в конце 2014 года, в ходе которого было опрошено около 13,5 тысяч школьников в возрасте от 6 до 17 лет, показал: 84% учащихся ежедневно выходят в интернет, причем примерно треть детей находится в интернете свыше 4 часов. Данные исследования говорят также о том, что три четверти всех опрошенных школьников научились пользоваться интернетом самостоятельно и считают себя уверенными пользователями.

Интенсивность использования интернета подростками постепенно растет. Девочки пользуются интернетом так же часто, как и мальчики. С возрастом частота использования интернета подростками увеличивается, достигая максимума у 17-летних юношей, среди которых каждый день в интернет выходят 96 %. Одна из причин этого — постепенное сокращение ограничений на частоту и продолжительност ь использования интернета со стороны родителей.

В США ежедневно выходит в сеть каждый четвертый ребенок 3 лет, каждый второй ребенок 5 лет и 70 % школьников 8 лет.

Высокая интенсивность использования интернета подростками подкрепляется наличием у них персональных компьютеров и гаджетов. Согласно упомянутому онлайн-опросу, около 56% подростков пользуются своими компьютерами или ноутбуками, а 60% опрошенных сказали, что имеют дополнительный или основной доступ в интернет через смартфоны (34% — через планшеты). Учитывая применение только мобильных телефонов и смартфонов, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.

Сейчас можно увидеть малыша на детской площадке или в коляске, который, едва начав говорить, использует планшет или смартфон одного из родителей для просмотра мультиков или сказок. Взрывной рост числа маленьких интернет-пользов ателей напрямую связан с появлением планшетов и смартфонов — устройств с сенсорными экранами.

На сегодняшний день существует большое количество приложений, разработанных специально для маленьких детей. Большинство дошкольников умеет самостоятельно использовать тачскрин (touch screen) и включать любимые приложения, выходить в сеть, а возраст приобщения к интернету становится все меньше. Если дети еще не умеют писать и читать, иконка с персонажем помогает найти им любимую игру. Согласно результатам опроса дошкольников, проведенного Фондом Развития Интернет в 2014 году, только 20% детей используют для выхода в интернет браузер — остальные используют для выхода иконки приложений App Store, Google Play и Youtube.

В Голландии опрос 575 родителей показал, что у детей 3-6 лет планшеты пользуются большой популярностью: малыши овладевают устройствами с тачскринами легче, чем традиционными ПК с клавиатурой и мышью. При этом только 7% опрошенных родителей сказали, что у них есть планшет, а 11% — что собираются приобрести его в ближайший год. В Британии среди 3-4 летних детей треть выходит в интернет при помощи обычного компьютера, ноутбука или нетбука, а 6% — используя планшет.

Гаджетомания или интернет-увлечен ность?

Взрослые — учителя, родители, бабушки и дедушки — в один голос твердят, что современное поколение одержимо гаджетами. Если это так, то что же такого привлекательного в этих электронных устройствах — планшетах, смартфонах, ноутбуках, игровых консолях?

Нужно учесть тот факт, что подростки увлечены не самими гаджетами. Гаджет — средство, при помощи которого ребенок осваивает разные формы активности, будь то игровая, учебная или коммуникационная активность. Увлеченность гаджетами, как и увлеченность интернетом — комплексная проблема, где первое тесно связано со вторым. Дети используют сложную комбинацию из смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК и игровых консолей, чтобы выходить онлайн, в зависимости от целей и ситуаций, причем иногда они используют несколько устройств одновременно.

Как и в реальной жизни, подросток в сети сталкивается со множеством проблем, в силу чего интернет легко превращается в еще один значимый источник стрессов. Новая социальная ситуация несет с собой новые риски, в том числе и риск чрезмерной увлеченности интернетом, то есть появления интернет-зависим ости.

Что такое интернет-зависим ость?

Интернет-зависим ость — термин, применяемый для описания непреодолимой, навязчивой тяги к чрезмерному использованию интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточного просмотра фильмов и сериалов в сети.

Признаки интернет-зависим ости:

  • Нежелание отвлечься от работы в интернете
  • Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях
  • Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах
  • Навязчивые размышления об интернете
  • Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете
  • Готовность тратить все больше денег для работы в интернете
  • Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете

Памятка для родителей

1. Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: «я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «я беспокоюсь, что ты не высыпаешься»).

2. Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности интернетом. В сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.

3. Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

4. Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависим ости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость — сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для точной диагностики и корректного лечения необходимо обратиться к профессиональном у психотерапевту.

Новые возможности — новые риски

Большой интерес детей к интернету и их увлеченность информационными технологиями не избавляет их от столкновения с онлайн-рисками. Помимо интернет-зависим ости существуют и другие виды рисков, с которыми ребенок может столкнуться в сети.

Фондом Развития Интернет была создана классификация онлайн-рисков. Это контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребенок. Это коммуникационные риски: в интернете детей подстерегают такие опасности, как кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко — сексуальные домогательства. Наконец, это риски, связанные с потреблением, и технические риски.

Гаджетомания или интернет-увлеченность
Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?

1. Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать его, а помочь. В этом случае он сможет вам довериться.

2. Установите правила пользования интернетом. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в интернете?

3. Информируйте. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.

4. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».

5. Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в сети — иллюзия и любое действие навсегда оставляет свой след.

6. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему о средствах защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

7. Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или ко взрослому, которому он доверяет.

8. Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользоват еля. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

Помните: вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам!

Звонки на линию бесплатные и принимаются по рабочим дням с 9 до 18 часов (по московскому времени).

Читайте также: