Алан 78 не работает дисплей

Обновлено: 07.07.2024

Часто причиной отказа радиостанций Alan 78 Plus/48 Plus/48 Excel является массовое разрушение паек на печатной плате в зоне монтажа радиоэлементов, относящихся к ГУНу (VCO). Как правило, дефект развивается постепенно: внезапно возникая, он может надолго самоустраняться, а устойчиво проявляется после 6…18 месяцев эксплуатации трансивера на борту транспортного средства. При эксплуатации трансивера в закрытом отапливаемом помещении со стабильными климатическими условиями дефект проявляется значительно позднее, либо вообще не возникает. Внешним признаком неисправности является отсутствие передачи (TX) или (и) приёма (RX).

При удалении экрана, закрывающего печатный монтаж ГУНа, обнаруживаются концентрические трещины паек вокруг выводов тех радиоэлементов, которые имеют относительно большие габариты (контур L401, транзисторы, конденсаторы). Поскольку на плате имеется много других аналогичных компонентов, но данный дефект носит исключительно локальный характер, возникает предположение, что виной всему является парафин*, которым щедро залит весь объём данного функционального узла.

При этом механизм возникновения дефекта выглядит следующим образом. Парафин (или иная применённая воскоподобная заливочная композиция) является органическим веществом, имеющим высокий температурный коэффициент объёмного расширения. Обволакивая радиоэлемент и обладая хорошей адгезией, заливочная масса деформируется при изменениях температуры, в результате чего возникает сила в направлении продольной оси выводов радиоэлемента и пропорциональная его габаритам.

Иными словами, при нагревании парафин расширяется и стремится «вытащить» радиодеталь из платы, а при охлаждении сжимается и «вдавливает» радиодеталь в плату. Возникающие при этом циклические знакопеременные нагрузки, разрушают кристаллическую структуру припоя, приводя к возникновению очагов усталостных трещин. При эксплуатации трансивера в автомобиле процесс деструкции паек значительно ускоряется из-за экстремальных колебаний температур (-30…+60ºС) и ударно-вибрационных нагрузок.

С целью предотвращения развития описанного дефекта рекомендуется производить вытапливание до 90% парафина. Для этого используют электрофен, снабженный узкой насадкой. Температура потока горячего воздуха и длительность его воздействия должны исключать термическое повреждение радиоэлементов.

Для надёжного обнаружения дефектов печатного монтажа удобно применять специальный источник света с круговой бестеневой лампой и увеличительным стеклом. Выявленные дефектные пайки необходимо аккуратно восстановить и обязательно промыть спиртом или ацетоном.

Слабым местом трансиверов Alan 78 Plus является громкоговоритель NP-250-2. Эта динамическая головка фирмы SAMMI с номинальной мощностью 2 Вт и сопротивлением звуковой катушки 8 Ом обладает неплохими акустическими свойствами, но имеет недостаточный ресурс работы подводящих проводников диффузора, поэтому часто выходит из строя. Ремонтировать динамик – дело кропотливое, а найти ему полноценную замену нелегко из-за жестких ограничений по габаритам (высота 20 мм, диаметр 65 мм).

Можно значительно продлить срок эксплуатации громкоговорителя, включив последовательно с ним резистор сопротивлением 5…10 Ом и мощностью 1 Вт. Возникающая при этом незначительная потеря громкости малозаметна вследствие особенностей нашего слуха. И ещё простой совет: устанавливая радиостанцию в автомобиле, старайтесь расположить её таким образом, чтобы обеспечивалось свободное прохождение звука к водителю. Это позволит без крайней нужды не форсировать УМЗЧ трансивера и не перегружать громкоговоритель. С этой же целью можно использовать специальный выносной громкоговоритель, например, типа СВ-990.

Следующий дефект возникает в радиостанциях Alan 48 Excel и касается постоянного резистора R803, а точнее, весьма опрометчиво надетой на него изоляционной трубки из поливинилхлорида. При работе резистор нагревается до температуры выше 100˚С, и этот синтетический полимер начинает разлагаться с выделением хлористого водорода (HCl) и других коррозионно-активных агентов, которые разъедают даже анодированную сталь крышки трансивера.

Однако главная неприятность состоит в том, что агрессивная газовая среда воздействует на близко расположенные механические компоненты ― селектор каналов (СН), тактовые кнопки (FUN, M1/SCAN, M2/DW) и стрелочный S-метр. В результате химических реакций все имеющиеся в них металлические детали покрываются наростом кристаллизовавшихся солей, сопротивление контактов коммутационных изделий резко возрастает. Перечисленные компоненты начинают функционировать со сбоями, а потом и полностью утрачивают работоспособность.

При эксплуатации трансивера в автомобиле, где существуют условия для образования водяного конденсата, хлористый водород превращается в соляную кислоту и процесс усугубляется. В результате происходит полная электрохимическая коррозия печатных проводников, расположенных на фронтальной плате трансивера в радиусе до 5 см от вышеупомянутого резистора.

Для предотвращения развития подобного серьёзного дефекта целесообразно применить изоляционную трубку из более термостойкого материала или обойтись без неё, если между резистором и фронтальной платой поместить изолирующую прокладку из тонкого стеклотекстолита.

Большое количество отказов вызвано низким качеством подстроечных резисторов, которые на схемах имеют обозначение RV (например, RV101). При этом внешние проявления неисправностей зависят от того, для регулировки какого из следующих параметров используется данный резистор:

– уровень девиации (FM DEV);

– уровень модуляции (AM MOD);

– порог срабатывания системы шумоподавления (SQELCH);

– чувствительность индикатора в режиме приёма (RX S-METER);

– чувствительность индикатора в режиме передачи (TX S-METER);

– выходная мощность передатчика (TX POWER).

Причинами отказа резисторов могут являться:

– нарушение контактов в местах заклёпочных соединений выводов к металлизированным законцовкам углеродного резистивного слоя;

– трещина гетинаксового основания;

– поломка в цепи подвижного контакта.

Неисправный резистор ремонту не подлежит и требует замены с последующей подстройкой режима.

Ремонт радиостанций Алан 78 Плюс - монтажная плата

Автомобильная рация с «рабочим стажем» больше 20 лет, при этом производитель не вносил существенных изменений в конструкцию. Это говорит о высокой надежности и долговечности. Высокий спрос на эту модель привел к распространению подделок. Перед покупкой удостоверьтесь, что вы покупаете оригинальную Alan 78.

Ремонт радиостанции Алан 78 Плюс.

Это радиостанция гражданского назначения низкого ценового диапазона, хороший вариант для использования на трассе и на грузовиках. Радиостанции Alan 100 обладает достаточной мощностью в 8 "разрешенных" Ватт и позволяет работать в расширенном режиме каналов с "нулями" и "пятерками". Стоит отметить, что рынок наводнен китайскими подделками, которые доставляют массу проблем автовладельцам, мы настоятельно рекомендуем приобретать Си-Би рации у официальных дилеров Midland.

Из частых неисправностей Alan 78 Plus стоит выделить выход из строя цепи питания (горит предохранитель) в результате переполюсовки или подачи напряжения 24 Вольта в грузовике. Ручка громкости и шумоподавителя также являются причиной пропадания звука или постоянных помех. От времени разрушается кварцевый фильтр УПЧ и требует замены. Выходной каскад не имеет достаточного охлаждения и может быстро перегреться и сгореть при отсутствии антенны на автомобиле или её неисправности.

Радиостанция Алан 78 имеет простую компоновку и не сложную схемотехнику, в подавляющем большинстве случаев замену неисправных элементов можно выполнить самостоятельно при наличии опыта работы с паяльником. В этом случае замена потенциометра громкости или шумоподавителя, а также транзистора УВЧ или "защитного" диода цепей питания не вызовет затруднений. Если самостоятельный ремонт не возможен и стал вопрос где отремонтировать рацию в СПб или Москве, пожалуйста свяжитесь с нами.

Я в таких случаях замыкаю коллектор с эмиттером (припоем), так как, на мой взгляд, нет необходимости стабилизировать напряжение питания УЗЧ и УМ.

Очень даже есть необходимость - стабилизатор работает в качестве фильтра, без него начинают пролезать помехи от системы зажигания в тракт приёма.

В последних "китайских" Alan 78 plus именно он от перегрева вылетает.
Вы как убедились что он целый ?
Можно осциллогрфом по цепи передачи пройти.
На базе(Q304) около 1-2 Вольт ВЧ, на коллекторе гораздо больше.
Может с питанием что-проверьте стабилизаторы Q212-214(12 Вольт) и Q211(8 Вольт)


Осцилографом намерил на выходе Q303 примерно 2 вольта ВЧ, на выходе Q304 0,6 вольт. как проверить Q304? он сильно греется, выпаивал звонится база-иммиттер, база-коллектор в одну сторону, надо пологать он исправен?

На базе Q304 еще можно глянуть-1-2 Вольта ВЧ примерно должно быть.
Если меньше он может не открываться и не будет выхода.
Но если греется сильно похоже сдох он.
Лучшая быстрая проверка-поставить заведомо рабочий или в рабочую рацию его сунуть. нашел неисправные Q212, Q303.. заменил мощность на выходе не увеличилась. Осцилогравом намерил наличие сигнала на выходе L303 и его отсутствие на входе Q303.. куда он может деваться? все элементы в цепи следования сигнала целые, причем на входе резистора R308 он есть а на выходе уже нету! резистор исправен! с чем это может быть связано? А какая мощность есть сейчас.Может Вы хотите слишком много от четырехватной станции?

нашел неисправные Q212, Q303.. заменил мощность на выходе не увеличилась. Осцилогравом намерил наличие сигнала на выходе L303 и его отсутствие на входе Q303.. куда он может деваться? все элементы в цепи следования сигнала целые, причем на входе резистора R308 он есть а на выходе уже нету! резистор исправен! с чем это может быть связано?

На базе рабочего должно быть ВЧ напряжение тогда или транз сдох или ищите коротыш на плате.

А какая мощность есть сейчас.Может Вы хотите слишком много от четырехватной станции?


Сейяас на выходе совсем ничего нет.

На базе рабочего должно быть ВЧ напряжение тогда или транз сдох или ищите коротыш на плате.


Да уже все просмотрел.. нету коротышей, и до базы транзистора Q303 ничего не доходит. Тем более у меня 2 Alana с такими неисправностями, в двух одновременно коротышей быть не может.
сигнал теряется на резисторе R308, на одном вывоеде резистора он есть, на втором нету, непойму как такое возможно, неможет же ВЧ гаситься в этом резисторе..
Если бы ВЧ через пробитый С312 на общий бы уходила, тогда бы сигнала небыло на обоих выводах резистора..
Прям незнаю что делать, а ремонтировать нужно, пожалуйсто помогите))

Читайте также: