Алексеева и ю сидоров а в шклярик е н компьютерная этика история проблемы перспективы

Обновлено: 02.07.2024

1. Некоторые истоки компьютерной этики.
2. Практическая значимость компьютерно-этических исследований.

Статус компьютерной этики как направления философских исследований определяется тем обстоятельством, что этические аспекты компьютеризации оказываются в сфере интересов профессиональных философов. Ученые стремятся привлечь внимание к вопросам этической регуляции технического прогресса. В частности, на начальных стадиях формирования компьютерной этики отчетливо звучали мотивы этически допустимых пределов применения компьютеров и уподобления человека машине [1]. Оформление философской составляющей компьютерной этики ознаменовалось выходом в свет в 1985г. специального выпуска американского журнала «Метафилософия», а также антологии «Этические вопросы в использовании компьютеров» [2] и монографии «Компьютерная этика» [3]. Постепенно проблемы компьютерной этики вышли далеко за пределы вопроса об этически допустимых пределах применимости компьютеров. Сегодня проблематика этих исследований охватывает, в частности, вопросы ответственности за неполадки в работе программного обеспечения, условия доступа к частной информации, накапливаемой в базах данных, процессы централизации и децентрализации власти в компьютерную эпоху, этические аспекты интеллектуальной собственности и коммерческой тайны [1], [4].
В компьютерной этике обсуждаются проблемы не только собственно этического, но и социального и политического характера. Одна из них - новое неравенство. Важная составляющая темы информационного неравенства, не сводимая к собственно проблеме цифрового разрыва, - так называемый информационный империализм, когда развитие информационно­компьютерных, в том числе сетевых,технологий открыло новые возможности для навязывания более мощными в технологическом отношении субъектами потребительских предпочтений и вкусов более слабым. Это дало повод говорить о возросших опасностях конфликтов ценностей и норм, характерных для различных национальных культур [1].
Компьютеризация способна повлечь за собой и другие изменения в сознании и мышлении. Сегодня общее признание получило положение о том, что «машинная картина мира, формируемая в ходе общения с компьютером, заслоняет реальную картину мира. Общение с машиной приводит к обеднению число человеческих форм общения, . оказывает тормозящее воздействие на образное мышление» [4, с. 149]. Исследователи замечают, что компьютер, будучи реальным помощником и универсальным средством обработки текстов, неизбежно способствует универсализации языковых средств выражения. Это может привести к «неконтролируемому процессу компьютерной рационализации человеческого мышления. . Проявлением данного типа рационализма может стать потеря человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей» [5, с. 28], которые до сих пор позволяли «понимать сущность явления в условиях эмпирической неполноты» [там же].
Таким образом, практическая значимость компьютерно-этических исследований определяется их конечной целью - выработкой линии поведения человека в отношении техники. Однако при всем разнообразии этико-аксиологических понятий ключевыми категориями здесь являются «ответственность» и «право».

Уточняющие вопросы по теме

1. Расскажите об истоках компьютерной этики.
2. В чем заключается практическая значимость компьютерно-этических исследований?

Читайте также: