Ati radeon hd 3600 series сколько памяти

Обновлено: 03.07.2024

Сведения о типе (для десктопов или ноутбуков) и архитектуре FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX, а также о времени начала продаж и стоимости на тот момент.

Место в рейтинге производительности не участвует не участвует
АрхитектураTeraScaleTeraScale
Графический процессорRV630R600
ТипДля рабочих станцийДесктопная
Дата выхода28 июня 2007 (14 лет назад) нет данных
Цена на момент выхода299$ нет данных
Цена сейчас59$ (0.2x) нет данных

Характеристики

Общие параметры FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX: количество шейдеров, частота видеоядра, техпроцесс, скорость текстурирования и вычислений. Они косвенным образом говорят о производительности FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX, но для точной оценки необходимо рассматривать результаты бенчмарков и игровых тестов.

Количество потоковых процессоров120320
Частота ядра600 МГц743 МГц
Количество транзисторов390 млн720 млн
Технологический процесс65 нм80 нм
Энергопотребление (TDP)73 Вт240 Вт
Скорость текстурирования4.80011.89
Производительность с плавающей точкой144 gflops нет данных

Совместимость и размеры

Параметры, отвечающие за совместимость FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX с остальными компонентами компьютера. Пригодятся например при выборе конфигурации будущего компьютера или для апгрейда существующего. Для десктопных видеокарт это интерфейс и шина подключения (совместимость с материнской платой), физические размеры видеокарты (совместимость с материнской платой и корпусом), дополнительные разъемы питания (совместимость с блоком питания).

ИнтерфейсPCIe 1.0 x16PCIe 1.0 x16
Длина нет данных 315 мм
Дополнительные разъемы питаниянет2x 6-pin

Оперативная память

Параметры установленной на FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX памяти - тип, объем, шина, частота и пропускная способность. Для встроенных в процессор видеокарт, не имеющих собственной памяти, используется разделяемая - часть оперативной памяти.

Тип памятиDDR2GDDR3
Максимальный объём памяти256 Мб512 Мб
Ширина шины памяти128 бит512 бит
Частота памяти1000 МГц1656 Мбps
Пропускная способность памяти16.00 Гб/с106.0 Гб/с

Видеовыходы

Перечисляются имеющиеся на FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX видеоразъемы. Как правило, этот раздел актуален только для десктопных референсных видеокарт, так как для ноутбучных наличие тех или иных видеовыходов зависит от модели ноутбука.

ВидеоразъемыNo outputs2x DVI, 1x S-Video

Поддержка API

Перечислены поддерживаемые FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX API, включая их версии.

DirectX10.0 (10_0)10.0 (10_0)
Шейдерная модель4.04.0
OpenGL3.33.3 (full) 4.0 (partial)
OpenCLN/AN/A
VulkanN/AN/A

Преимущества и минусы

Ширина шины памяти 128 512
Количество потоковых процессоров 120 320
Пропускная способность памяти 16 106
Технологический процесс 65 80
Энергопотребление (TDP) 73 240

Technical City не может определиться с выбором между

и

У нас нет данных о результатах тестов, чтобы выбрать победителя.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что FireGL V3600 предназначена для рабочих станций, а Radeon HD 2900 XTX - для настольных компьютеров.

Если у вас остались вопросы по выбору между FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX - задавайте их в комментариях, и мы ответим.

Проголосуйте

Вы согласны с нашим мнением или думаете иначе? Проголосуйте за любимую видеокарту, нажав кнопку "Нравится".

23 января 2008 года компания AMD официально представила два новых семейства графических ускорителей нового "трёхтысячного" поколения - массовое Radeon HD 3600 и бюджетное Radeon HD 3400. Тем самым, AMD практически полностью завершила обновление модельного ряда своих видеокарт - дело лишь за официальным анонсом двухпроцессорной Radeon HD 3870 X2, серийные образцы которой уже демонстрировались, в частности, на выставке CES 2008 в самом начале года. Впрочем, презентация полной серии HD 3000 вовсе не означает немедленного снятия с производства карт семейства HD 2000 - это будет происходить постепенно, точно так же, как это происходит с карточками поколения X1000.

Семейство HD 3000 отличается от серии HD 2000, прежде всего, поддержкой нового программного интерфейса Microsoft DirectX 10.1. Подробности об этом заметном обновлении API прозвучали в августе 2007 года на конференции SIGGRAPH. Вот, вкратце, в чём будут состоять нововведения. Была улучшена работа с шейдерными ресурсами, появились независимый режим блендинга пиксельных шейдеров, новые функции фильтрования теней, индексируемые массивы кубических карт, обязательная поддержка 4-кратного сглаживания и фильтрации FP2. Появились также новые реализации расчёта глобального освещения, включающие алгоритм ambient occlusion, способный повысить качество трёхмерной картинки.

Не будем здесь вдаваться в подробности, отметим лишь, что DirectX 10.1 способен одновременно увеличить скорость расчёта 3D-изображений и повысить их реалистичность. Тем не менее, в самой Microsoft рассматривают грядущий релиз именно как обновление существующего API, а не его новую версию. Все современные карты, поддерживающие DirectX 10, смогут работать и с DirectX 10.1, просто некоторые функции обновлённого программного интерфейса будут им недоступны.

Интересно, что, в отличие от AMD, заявляющей поддержку DirectX 10.1 чуть ли не главным конкурентным преимуществом нового поколения графических процессоров, nVidia не торопится реализовывать этот API в своих чипах. Даже в предварительных описаниях карт топовой серии GeForce 9800, выпуск которых запланирован на 2008 год, ничего не говорится о возможности поддержки DirectX 10.1. Впрочем, когда дело дойдёт до релиза, всё может измениться.

К прочим важнейшим достоинствам карт серии Radeon HD 3000 относятся поддержка режима CrossFire всеми моделями семейства с возможностью параллельной установки до четырёх карт, блок аппаратного декодирования видео UVD второго поколения с поддержкой форматов Blu-ray и HD DVD, технология энергосбережения PowerPlay и самый передовой на сегодняшний день (для видеочипов) 55-нм технологический процесс. Кроме того, в AMD обещают расширенные возможности карт "трёхтысячного" семейства, установленных в системах на базе "настольных" платформ AMD Spider и Cartwheel, а также мобильной платформы Puma. В частности, к таким возможностям относится поддержка режима Hybrid Graphics (для карт HD 3400), обеспечивающего совместную работу дискретного и встроенного в чипсет графических процессоров. Полный функциональный аналог этой технологии есть и у nVidia - он называется Hybrid SLI (подробнее - см. здесь).

Чип Radeon HD 3650 состоит из 378 миллионов транзисторов и изготовлен по 55-нм технологическому процессу. Энергопотребление карты не превышает 75 Вт, что означает отсутствие необходимости в дополнительном питании и обещает скромное тепловыделение. На уровне процессора поддерживаются все современные цифровые интерфейсы, включая HDMI и постепенно вытесняющий его из компьютерной техники DisplayPort.

На слайде, предоставленном AMD, прекрасно видно, что HD 3650 существенно опережает своего предшественника HD 2600 Pro. Внешний конкурент HD 3650 - карточка nVidia GeForce 8600 GT. В сопроводительной документации AMD приведены результаты тестов, согласно которым GeForce 8600 GT с памятью DDR2 безоговорочно проигрывает любым модификациям HD 3650, а вот с памятью GDDR3 иногда оказывается немного впереди как в синтетических, так и в игровых бенчмарках (естественно, речь идёт и о Crysis).

В Radeon HD 3650 в рамках технологии ATI Avivo HD установлен блок аппаратного декодирования видео UVD ("унифицированный видеодекодер") второго поколения, способный работать с форматами H.264/AVC и VC1, применяемого на дисках высокого разрешения Blu-ray и HD DVD. Первая версия этого блока использовалась в чипах "двухтысячной" серии. Чип оснащён системой аппаратного увеличения разрешения видео (апскейлинга) до значений, превышающих максимальное разрешение нынешнего HDTV - до 2560 x 1600 пикселей. Для просмотра такой картинки требуется дисплей, поддерживающий разрешение 1080p. В AMD считают, что тем самым новинка соответствует предполагаемому перспективному стандарту HDTV - 1440p.

Семейство Radeon HD 3400 представлено двумя картами - HD 3470 и HD 3450. Обе они отнесены производителем к бюджетным решениям, тем не менее, в той же AMD утверждают, что они обеспечивают впечатляющую 3D-производительность за доступную цену (см. слайд).

В отличие от более дорогих моделей, карты серии HD 3400 поддерживают упомянутую выше технологию Hybrid Graphics, благодаря которой можно заметно повысить производительность графической подсистемы за счёт одновременного использования мощностей как дискретного, так и встраиваемого графических процессоров.

Тем не менее, основное предназначение карт этого класса - вовсе не компьютерные игры, тем более что HD 3400 оснащены полным набором средств для работы с видео высокого разрешения. Неслучайно в самой AMD цену младшей модели сравнивают с ценой двух видеодисков формата высокого разрешения - и карта оказывается дешевле! Рекомендуемая розничная цена HD 3450 - от 49 до 55 долларов США, HD 3470 - от 59 до 65 долларов.

Очевидно, что обе модели построены на базе одного и того же чипа с 181 миллионом транзисторов и 40 универсальными потоковыми процессорами. При этом они отличаются разводкой плат (младшая - низкопрофильная), а также частотами процессора и памяти. В HD 3450 графический процессор работает на частоте 600 МГц, а память DDR2 - на частоте 500 МГц; частота процессора HD 3470 - 800 МГц, памяти GDDR3 - 950 МГц. Интерфейс и объём памяти одинаковый - 64 бит и 256 Мб.

В AMD рассчитывают, что HD 3450 будет оснащаться пассивной системой охлаждения, то есть просто радиатором, однако по какой-то причине на всех фотографиях с референсным дизайном эта карточка всё-таки щеголяет небольшим вентилятором. Модификация с пассивным охлаждением прекрасно подходит для использования в компьютерах-медиацентрах: она не только поддерживает аппаратное декодирование HD-видео и передачу многоканального (5.1) звука в форматах Dolby Digital и DTS, но и полностью бесшумна.

Radeon HD 3470, как и старшие модели, оснащена функцией апскейлинга изображения до разрешения 2560 х 1600 точек, а HD 3450 этой возможности лишена. Однако даже разрешения 1080p в ближайшие годы будет более чем достаточно для медиацентра. При этом HD 3450 в полной мере обладает всеми остальными возможностями ATI Avivo HD, включая цифровую обработку изображения и шумоподавление.

Модель HD 3450 в AMD считают преемником HD 2400 Pro и конкурентом nVidia GeForce 8400 (GS), которых она в большинстве случаев обходит при воспроизведении видео высокого разрешения 1080p/1080i - в машинах с этой картой нагрузка на центральный процессор оказывается минимальной.

Итак, AMD почти завершила формирование нового модельного ряда своих видеокарт - не хватает только официальной презентации флагмана Radeon HD 3870 X2. На наш взгляд, новинки - прекрасное дополнение к уже продающимся картам HD 3850 и HD 3870, успевшим отлично себя зарекомендовать. Более того, по оценкам многих специалистов, на сегодняшний день HD 3850 - лучшая игровая видеокарта по соотношению цены и производительности. Не никаких сомнений в том, что и три новых модели в категории "до 100 долларов США" найдут своих покупателей, поскольку они тоже отличаются сбалансированным набором функций, включая аппаратную поддержку HD-видео, и чрезвычайно привлекательными ценами.

Уже после подготовки и публикации этого материала стало известно, что AMD официально представила и топовый графический ускоритель "трёхтысячного" семейства - Radeon HD 3780 X2. Карта эталонной конструкции выглядит вот так:

На одной печатной плате установлены два графических процессора HD 3870, объединённых по технологии CrossFire. 640 универсальных потоковых процессоров позволяют добиться производительности свыше 1 терафлопса (триллиона операций с плавающей запятой в секунду). Объём памяти GDDR3 - 1 Гб (по 512 Мб для каждого ядра).

Сведения о типе (для десктопов или ноутбуков) и архитектуре FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX, а также о времени начала продаж и стоимости на тот момент.

Место в рейтинге производительности не участвует не участвует
АрхитектураTeraScaleTeraScale
Графический процессорRV630R600
ТипДля рабочих станцийДесктопная
Дата выхода28 июня 2007 (14 лет назад) нет данных
Цена на момент выхода299$ нет данных
Цена сейчас59$ (0.2x) нет данных

Характеристики

Общие параметры FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX: количество шейдеров, частота видеоядра, техпроцесс, скорость текстурирования и вычислений. Они косвенным образом говорят о производительности FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX, но для точной оценки необходимо рассматривать результаты бенчмарков и игровых тестов.

Количество потоковых процессоров120320
Частота ядра600 МГц743 МГц
Количество транзисторов390 млн720 млн
Технологический процесс65 нм80 нм
Энергопотребление (TDP)73 Вт240 Вт
Скорость текстурирования4.80011.89
Производительность с плавающей точкой144 gflops нет данных

Совместимость и размеры

Параметры, отвечающие за совместимость FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX с остальными компонентами компьютера. Пригодятся например при выборе конфигурации будущего компьютера или для апгрейда существующего. Для десктопных видеокарт это интерфейс и шина подключения (совместимость с материнской платой), физические размеры видеокарты (совместимость с материнской платой и корпусом), дополнительные разъемы питания (совместимость с блоком питания).

ИнтерфейсPCIe 1.0 x16PCIe 1.0 x16
Длина нет данных 315 мм
Дополнительные разъемы питаниянет2x 6-pin

Оперативная память

Параметры установленной на FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX памяти - тип, объем, шина, частота и пропускная способность. Для встроенных в процессор видеокарт, не имеющих собственной памяти, используется разделяемая - часть оперативной памяти.

Тип памятиDDR2GDDR3
Максимальный объём памяти256 Мб512 Мб
Ширина шины памяти128 бит512 бит
Частота памяти1000 МГц1656 Мбps
Пропускная способность памяти16.00 Гб/с106.0 Гб/с

Видеовыходы

Перечисляются имеющиеся на FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX видеоразъемы. Как правило, этот раздел актуален только для десктопных референсных видеокарт, так как для ноутбучных наличие тех или иных видеовыходов зависит от модели ноутбука.

ВидеоразъемыNo outputs2x DVI, 1x S-Video

Поддержка API

Перечислены поддерживаемые FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX API, включая их версии.

DirectX10.0 (10_0)10.0 (10_0)
Шейдерная модель4.04.0
OpenGL3.33.3 (full) 4.0 (partial)
OpenCLN/AN/A
VulkanN/AN/A

Преимущества и минусы

Ширина шины памяти 128 512
Количество потоковых процессоров 120 320
Пропускная способность памяти 16 106
Технологический процесс 65 80
Энергопотребление (TDP) 73 240

Technical City не может определиться с выбором между

и

У нас нет данных о результатах тестов, чтобы выбрать победителя.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что FireGL V3600 предназначена для рабочих станций, а Radeon HD 2900 XTX - для настольных компьютеров.

Если у вас остались вопросы по выбору между FireGL V3600 и Radeon HD 2900 XTX - задавайте их в комментариях, и мы ответим.

Проголосуйте

Вы согласны с нашим мнением или думаете иначе? Проголосуйте за любимую видеокарту, нажав кнопку "Нравится".

Во что можно поиграть на таком железе? Компьютер, Железо, Игры

Вопрос апгрейда или выброса в мусор не стоит - комп офисный.

Во что из новинок (относительных) можно поиграть на такой конфигурации?

Вот Ведьмака3 например не потянет, понятное дело, а что вытащит?

Спасибо всем за советы.

Попробуй работать работу на работе. Вдруг понравится.

Diablo 1-3, Warcraft 1-3, все The Elder Scrolls, все Сталкеры и хренова гора индюшатины, вроде Rocketbirds Hardboiled Chikens, Undertale, Shovel Knight, Rogue Legacy, Firewatch, сотни визуальных новелл, а на худой конец - эмуляторы NES, GEN, PSX.

На 3650 Mass Effect и GRID нормально ползали.

Генералы ( все + contra 009 )

Superme Comander 1 (мб и 2 потянет )

Stalker ( куда же без него )))

Ori and the Blind Forest, Shovel Knight очень хороши, хоть и инди

Я бы на твоем месте обратился к классике. Редалерт2, халфлайф, икском, мастер оф орион, дюна итд

ATI Radeon HD 3600 Series это как бы не видео. Не в смысле говно, а в смысле это общее название линейки карт совершенно разных по производительности. Мой ответ: 42.

Arcanum of Steamworks and Magick Obscura

игр может быть множество

Любая игра, вышедшая года до 2007

Игры до 2008 года хотя бы на минималках должны идти. Всякие биошоки, фиры, халф-лайфы.

Игры до 2006-2008 года. Смотри игры, которые требуют не более 512 mb оперативки. И видео ядро слабое конечно. Скорее всего список игр будет таким

1. Half-Life 2 (на низких настройках)

2. need for speed most wanted 2005

3. call of duty до 4 части включительно

Как уже писал ранее игры до 2006 года в основном.

p.s. важно еще какое разрешение экрана. В 1080p явно играть не будешь

Герои 3 вытянет

мне кажется лучше во что нить старое порубиться - фаллаут , герои и т.д.

новые игры-для нового железа

В принца Персии можешь поиграть

Иллюстрация к комментарию

Все старые звездные войны (KOTOR и прочие)

Mark of the Ninja

Цивилизация 5 с видос на гексы, и версии ниже с норм графикой

Герои 5 и более ранние

Call of Duty до 2007г

комп стоит в офисе.

есть возможность сгонять во что-нибудь часок в обед и часок после работы.

в сапёра поиграй! или в косынку!


Пап, нам нужен апгрейд компьютера

Пап, нам нужен апгрейд компьютера Мемы, Карл, Cyberpunk 2077, Низкий, FPS, Компьютер, Апгрейд, Железо, Цены, Шок, Отец, Просьба, Юмор

«Сделай сам», или компьютер из Югославии

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

Компьютер Galaksija был увлечением многих жителей Югославии 1980-х годов, которые создавали собственные устройства буквально на коленке. Идея, стоящая за всем этим, была проста — сделать технологию доступной для всех. Как родилась эта идея и что из неё получилось, рассказывает Cloud4Y.

Технологии в СФРЮ

Выбрав индивидуальный путь развития, Югославия была вынуждена самостоятельно справляться со многими проблемами, в том числе логистическими. Развитая во время войны оборонка и множество промышленных предприятий нуждались в заказах, а также эффективном управлении производством и поставками. Эта потребность дала толчок к развитию местной компьютерной индустрии.

Тем не менее, оставались и самоучки, которые своими силами двигали компьютеризацию страны вперёд. Одним из них стал любитель радиотехники и компьютерной электроники Войя Антонич. Заметим, что Антонич к этому времени был уже известным инженером. Он разработал Arbitar, официальную систему хронометража, использовавшуюся на нескольких балканских лыжных соревнованиях, а также интерфейс для передачи кадров с монохромных мониторов на 16-миллиметровую плёнку.

Во время отпуска в Черногории Антонич изучал документацию новой линейки однокристальных процессоров CDP1802 и думал о возможности формирования изображения средствами центрального процессора. Хотя CDP1802 и был для этого слишком примитивным, возможности Zilog Z80 казались для этого вполне достаточными.

Вернувшись домой, Антонич проверил свою идею и обнаружил, что она работает! Эффект от его вмешательства был поразительным: он снизил общую стоимость компьютера и оптимизировал его дизайн. Однако ещё важнее было то, что схема получилась настолько простой, что пользователи могли собирать компьютер самостоятельно. Давняя приверженность Антонича открытому аппаратному и программному обеспечению позволила его изобретению разлететься по всей стране.

Народное признание

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

Йова Регасек (слева) и Войя Антонич за сборкой прототипа

Монтажная схема печатной платы

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

Каким был компьютер

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

Внутри Галаксии

Внутренности машины отражали среду, в которой она процветала. Не было двух одинаковых Галаксий. В дополнении к конструктивным особенностям, которые всегда сопровождают собранные на пробу, да ещё и новичками комплекты, устройство поставлялось без корпуса. Это упущение разожгло творческий пыл компьютерщиков- энтузиастов. Многие создавали свои собственные корпусы.

Схема Галаксии

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

А вот такой была графика

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

ассетный вход был довольно простым и использовал лишь несколько элементов для контроля уровня входного сигнала. Получаемый в результате 1-битный сигнал подавался на ту же микросхему, что отвечала за клавиатуру, поэтому на программном уровне магнитофонный вход выглядел как последовательность быстрых нажатий/отпусканий клавиши. Первоначально не предполагалось что компьютер будет выдавать звук, поэтому большинство программ не рассчитывали на это. Однако, выходной порт магнитофона можно было использовать в качестве 1-битного выхода на динамик.

Технические характеристики

*Центральный процессор: Zilog Z80A на тактовой частоте 3,072 МГц

*Память: из адресуемого пространства в 64 КБ, первые 8 КБ отдаются под ПЗУ, остальные под ОЗУ

*Клавиатура: 54 клавиши

*Звук: отсутствует в первоначальной спецификации, но может быть получен через магнитофонный выход

*Устройство хранения данных: бытовой кассетный магнитофон, скорость записи 280 бит/с

*Интерфейсы: cистемный порт, 44 вывода; Порт магнитофона — DIN-разъём; Видеовыход в формате PAL — DIN-разъём, чёрно-белый видеосигнал; Высокочастотный видеовыход — RCA-разъём

Чем ещё запомнилась Галаксия

«Сделай сам», или компьютер из Югославии Компьютер, Ретро, Железо, Югославия, Длиннопост

Энтузиаст вычислительной техники Зоран Модли тоже узнал о новом компьютере из журнала. Зоран был ведущим и диджеем Ventilator 202 — известного радиошоу New Wave на сербском радио. Можно сказать, что Модли был чем-то вроде небольшой знаменитости у себя в стране.

В то время кассеты стали понемногу вытеснять виниловые пластинки. Портативные проигрыватели, такие как Sony Walkman, были на подъёме.

Чувствуя потенциал этой ниши, осенью 1983 года Йова Регасек позвонил Модли с предложением радикально нового формата вещания. Идея заключалась в следующем: поскольку все компьютеры, включая Галаксию, запускали свои программы на кассете, то Модли может транслировать программы по радио в качестве звука во время своего шоу. Слушатели могли записывать программы со своих приёмников во время их трансляции, а затем загружать их в свои компьютеры.

Эта практика стала настоящей сенсацией, повысив популярность шоу Модли. В последующие месяцы Ventilator 202 транслировал сотни компьютерных программ. На протяжении часа до момента начала трансляции Модли предупреждал слушателей, что им пора взять оборудование и подготовиться к записи. Поклонники шоу тоже стали записывать свои программы и отправлять их в студию, чтобы другие могли использовать их наработки. Эти программы включали аудио- и видеозаписи, а также журналы, списки концертов, рекламные акции для вечеринок, учебные пособия, симуляторы полета и приключенческие игры.

Чем всё закончилось

В середине 1980-х годов Югославия вступила в период глубокой политической и социальной неопределенности. Несколько кровавых войн и спад экономики положили конец культурному и компьютерному развитию. К тому времени ограничения на импорт и тарифы были смягчены, а компьютеры западного производства были приняты в стране как потребителями, корпорациями, так и государственными органами.

В течение короткого времени готовые Галаксии были массово отправлены в некоторые югославские средние школы и университеты. Дальнейшее развитие линейки продолжилось с появлением 5 функциональных прототипов, однако в связи с их уже моральным и техническим устареванием работы над ними прекратились в 1995 году. Сам Антонич выбросил все пять своих личных прототипов Галаксии, о чём сильно жалел. Однако впоследствии в погребе дома Антонича был найден один уцелевший прототип, который был передан в музей науки и техники Белграда.

Хотя Galaksija по своим возможностям и не сравнима с коммерческими компьютерами того же времени, но он оказал важное локальное влияние. Многие энтузиасты изучали работу компьютеров на этом примере — он оказался хорошим инструментом для изучения и экспериментирования.

Кроме того, важна была идея. Антонич показал, что вычислительная техника должна быть дешевой и доступной для всех. И что возможны альтернативные способы развития, пути, совершенно отличные от путей западных гигантов, таких как IBM, Microsoft, Hewlett-Packard или Apple. В этом смысле проект Антонича 1983 года был больше, чем просто микрокомпьютер.

Читайте также: