Аудио кодек wavpack что это

Обновлено: 06.07.2024

WavPack — бесплатный аудиокодек c открытым исходным кодом для сжатия аудио без потери качества. Разработан Дэвидом Брайантом.

Особенности

WavPack также включает уникальный «гибридный» режим, который предоставляет все преимущества сжатия без потерь с дополнительным бонусом: вместо создания одного файла, в этом режиме создается относительно небольшой файл высокого (точнее, указанного при кодировании) качества с потерей (.WV), который может проигрываться сам по себе, а также файл «коррекции» (.WVC), который (в комбинации с предыдущим .WV) позволяет полностью восстановить оригинал. Для некоторых пользователей это означает, что им никогда не придётся выбирать между сжатием без потерь и с потерей качества.

Резюме

  • Быстрое и эффективное сжатие и декомпрессия , доступный по BSD-подобной лицензии
  • Мультиплатформенный
  • Устойчивость к ошибкам
  • Поддержка потокового вещания
  • Поддержка мультиканального аудио и высокого разрешения
  • Гибридный режим/режим с потерей качества
  • Аппаратная поддержка (аппаратные плееры ICONBIT HD390DVD/HD400L/HD400DVD поддерживают Wav Pack)
  • Теги (ID3v1, RIFF совместимость
  • Хорошая программная поддержка
  • Возможность создания самораспаковывающихся файлов для Win32
  • Поддержка 32bit потоков с плавающей точкой
  • Поддержка встраиваемых Cue sheet
  • Включает хеши для быстрой проверки целостности
  • Может кодировать симметрично и асимметрично (означает более медленное сжатие для ускорения декомпрессии)

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Wavpack" в других словарях:

Wavpack — Entwickler: David Bryant Aktuelle Version: 4.50.1 (3. Juli 2008) Betriebssystem: plattformunabhängig Kategorie: Encoder … Deutsch Wikipedia

WavPack — Тип Аудиокодек … Википедия

.wv — WavPack Entwickler: David Bryant Aktuelle Version: 4.50.1 (3. Juli 2008) Betriebssystem: plattformunabhängig Kategorie: Encoder … Deutsch Wikipedia

WV — WavPack Тип Аудиокодек Разработчик David Bryant ОС Кроссплатформенное ПО Версия 4.50 13 июня 2008 Лицензия Лицензия BSD Сайт … Википедия


решил я написать статью про аудиоформаты и человеческим языком попытаться объяснить тем, кто не в курсе. Постараюсь избежать заумных терминов и описания характеристик, чтобы лишний раз не травмировать мозг читающих.

Сразу же признаюсь, что не буду петь дифирамбы в честь какого-то конкретного аудиоформата, равно как и «опускать» никого не собираюсь. Пускай каждый сам решает. Не буду залезать в «дебри» и пробегусь по наиболее известным форматам.

Я считаю, что споры эти ведут люди, мягко говоря, не сведущие в этой теме. Так как профессионалы (то есть люди, которые знают, что они делают и зачем они это делают) не будут заниматься подобной мурой. При нынешнем изобилии аудиоформатов любой нуждающийся найдет то, что ему нужно. Согласитесь, глупо будет выглядеть спор тракториста и шофера, на тему что лучше — трактор или машина. Для одних целей — трактор, для других — машина. Вот и здесь так же.

WAV — справедливо считается основным форматом звука. Используется при записи и обработке звука, так как запись в WAV происходит без сжатия. Кодируется в любой другой аудиоформат. Ну и как результат — довольно много «весит», поэтому используется преимущественно при звукозаписи.

Далее идут различные «интерпретации», которые можно разделить на:

Сжатие звука с потерями
Начну со всем известного и всеми применяемого (хоть и не всегда любимого) формата MP3. Этот аудиоформат активно используется везде и всюду, где надо и где не надо. Но это не значит, что он недостоин места, которое занимает в своей нише. Очень даже достоин. Хоть «сидит» он в своей нише уже около двух десятков лет, никто его пока оттуда не «вышиб». А желающих было много надо сказать. И главный фаворит из них WMA (Windows Media Audio), который задуман был Microsoft, как альтернатива MP3. В итоге он альтернативой и является, не смотря на старания разработчиков. Следующий персонаж — OGG. Несмотря на более широкие возможности, чем MP3, например, так и не получил массового признания. Хоть и поддерживается многими операционными системами. Пожалуй, стоит упомянуть еще аудиоформат AAC, который должен был в эстафете сменить MP3. В нем улучшено качество кодирования и уменьшены потери при сжатии. Но… увы.

Главным преимуществом этих форматов является небольшой размер. Из минусов — потеря качества.

Сжатие звука без потерь
FLAC — пожалуй, самый популярный кодек кодирования звука без потерь. Меломаны постепенно переходят на этот формат. WavPack составляет ему достойную конкуренцию, но не так популярен. Такая же история и с Apple Lossless, в котором размер сжимается до 60%.
Скептики утверждают, что на слух практически невозможно отличить MP3 (320 кбит/c) от Losless. «А если разницы нет, зачем платить больше?». Действительно, на обычной аппаратуре почувствовать разницу аудиоформатов достаточно сложно, даже меломанам. Но есть и такие, которые эту разницу сразу чувствуют (лично присутствовал на эксперименте). А вот при прослушивании на хорошем аппарате разница огромная. Вся беда в том, что хороший аппарат далеко не все себе могут позволить.

WavPack - это бесплатный формат сжатия звука без потерь с открытым исходным кодом и приложение, реализующее этот формат. Он уникален тем, что поддерживает гибридное сжатие звука наряду с обычным сжатием, которое аналогично тому, как работает FLAC . Он также поддерживает сжатие широкого спектра форматов без потерь, включая различные варианты PCM, а также DSD, который используется в SACD , вместе с поддержкой объемного звука.

СОДЕРЖАНИЕ

Функции

Гибридный режим

WavPack также включает в себя «гибридный» режим, который по-прежнему обеспечивает функции сжатия без потерь, но создает два файла: относительно небольшой высококачественный файл с потерями (.wv), который может использоваться сам по себе; и файл «исправлений» (.wvc), который в сочетании с файлом с потерями обеспечивает полное восстановление без потерь. Это позволяет использовать кодеки с потерями и без потерь вместе.

Аналогичную «гибридную» функцию также предлагают OptimFROG DualStream , MPEG-4 SLS и DTS-HD Master Audio .

Резюме

  • Открытый исходный код , выпущенный под лицензией, подобной BSD
  • Мультиплатформенность
  • Устойчивость к ошибкам
  • Быстрая скорость кодирования
  • Более высокий коэффициент сжатия, чем у других широко используемых (FLAC / ALAC) аудиокодеков с открытым исходным кодом без потерь
  • Поддержка потоковой передачи
  • Поддерживает многоканальный звук и высокое разрешение
  • Встроенная поддержка в WavPack 5.x сжатия Direct Stream Digital без преобразования исходного файла в PCM.
  • Гибридный режим / режим с потерями
  • Аппаратная поддержка (обеспечивается прошивкой Rockbox )
  • Поддержка метаданных ( ID3 , теги APE ) (тег APE является предпочтительным форматом.)
  • Поддерживает блоки RIFF
  • Совместимость с ReplayGain
  • Возможность создавать самораспаковывающиеся файлы для платформы Win32.
  • Поддерживает 32-битные потоки с плавающей запятой
  • Поддерживает встроенные CUE-листы
  • Включает хеши MD5 для быстрой проверки целостности
  • Может кодировать как в симметричном, так и в асимметричном (более медленное кодирование для ускорения декодирования) режимах

История

Вскоре после выпуска версии 1.0 была выпущена версия 2.0 (2 сентября 1998 г.) с кодированием с потерями (с использованием только квантования остатка предсказания для сокращения данных - к потоку не применялась модель психоакустической маскировки ).

В 1999 году была выпущена версия 3.0 (12 сентября 1999 года) с новым «быстрым режимом» (хотя и с пониженной степенью сжатия), сжатием необработанных (без заголовков) аудиофайлов PCM и обнаружением ошибок с использованием 32-битного циклического контроля избыточности .

В последних версиях 3.x добавлена ​​функция «гибридный» режим, в котором кодировщик генерирует файл с потерями и файл коррекции, так что оба могут быть распакованы обратно в поток PCM того же качества, что и оригинал. Автор также публикует «дорожную карту», ​​содержащую возможные намеки на будущее развитие.

Служба поддержки

Программного обеспечения

Некоторое программное обеспечение поддерживает формат изначально (например, DeaDBeeF , foobar2000 и Jack! The Knife ), а для других требуются плагины. Официальный веб-сайт WavPack предлагает плагины для Winamp , Nero Burning ROM , MediaChest 2.1 и некоторых других приложений, а также фильтр DirectShow . dBpoweramp CD-Ripper , созданный автором foobar2000, а также сам foobar2000 и Asunder позволяют копировать аудио компакт-диски непосредственно в файлы Wavpack.

Поддержка Linux доступна через собственный порт.

FFmpeg имеет собственный кодировщик WavPack, который можно комбинировать с программным обеспечением, таким как GNU parallel, для использования нескольких ядер ЦП для быстрого перекодирования других форматов без потерь в WavPack и из WavPack в любой формат, поддерживаемый FFmpeg, без необходимости в дополнительном программном обеспечении.

Аппаратное обеспечение

  • Музыкальные плееры Apple iPod не поддерживают WavPack из коробки, но могут использовать прошивку Rockbox с открытым исходным кодом .
  • iriver H100 series , можно через прошивку Rockbox с открытым исходным кодом.
  • iriver серии H300 , можно через прошивку Rockbox с открытым исходным кодом.
  • Смартфоны и планшеты Android с установленным ПО сторонних производителей.
  • Устройства Chrome OS, использующие программное обеспечение медиаплеера, установленное в подсистеме Linux или Android Play Store.

Веб-сайт WavPack также включает плагин, который позволяет поддерживать формат на Roku PhotoBridge HD .

Технология

Чтобы обеспечить высокую скорость работы, WavPack использует предсказатель, который полностью реализован в целочисленной математике. В «быстром» режиме прогнозирование представляет собой простую арифметическую экстраполяцию двух предыдущих выборок. Например, если предыдущие две выборки были -10 и 20, то прогноз был бы равен 50. Для режима по умолчанию добавляется простой адаптивный коэффициент, чтобы взвесить влияние более ранней выборки на прогноз. В нашем примере итоговый прогноз может варьироваться от 20 при отсутствии влияния до 50 при полном влиянии. Этот весовой коэффициент постоянно обновляется в зависимости от меняющихся спектральных характеристик аудиоданных.

Сгенерированный прогноз затем вычитается из фактической выборки, которая должна быть закодирована, чтобы сгенерировать значение ошибки. В монорежиме это значение отправляется прямо в кодировщик. Однако стереосигналы имеют тенденцию иметь некоторую корреляцию между двумя каналами, которая может быть использована в дальнейшем. Следовательно, вычисляются два значения ошибки, которые представляют собой разницу и среднее значение левого и правого ошибок. В «быстром» режиме работы эти два новых значения просто отправляются кодеру вместо левого и правого значений. В режиме по умолчанию значение разницы всегда отправляется кодеру вместе с одним из трех других значений (среднее, левое или правое). Адаптивный алгоритм непрерывно определяет наиболее эффективный из трех отправляемых на основе меняющегося баланса каналов.

Вместо кодирования Райса используется специальный кодировщик данных для WavPack. Кодирование Райса является оптимальным битовым кодированием для этого типа данных, а кодировщик WavPack менее эффективен, но только примерно на 0,15 бит / образец (или менее 1% для 16-битных данных). Однако взамен есть некоторые преимущества; во-первых, кодировщик WavPack не требует буферизации данных перед кодированием; вместо этого он преобразует каждый отсчет непосредственно в битовые коды. Это более эффективно с вычислительной точки зрения и лучше в некоторых приложениях, где задержка кодирования критична. Второе преимущество заключается в том, что его легко адаптировать к кодированию с потерями, поскольку все значимые биты (кроме подразумеваемого «одного» MSB ) передаются напрямую. Таким образом можно передавать, например, только 3 старших бита (со знаком) каждой выборки. Фактически, можно передавать только знак и подразумеваемый старший бит для каждой выборки со средним значением всего 3,65 бит / выборку.

Эта схема кодирования используется для реализации режима WavPack с потерями. В «быстром» режиме выходной сигнал неадаптивного декоррелятора просто округляется до ближайшего кодируемого значения для указанного числа битов. В режиме по умолчанию используется адаптивный декоррелятор (который снижает средний шум примерно на 1 дБ ), и как текущая, так и следующая выборка учитываются при выборе лучшего из двух доступных кодов (что снижает шум еще на 1 дБ).

В пути данных WavPack не используется арифметика с плавающей запятой, потому что, по словам автора, целочисленные операции менее подвержены тонким изменениям от чипа к чипу, которые могут нарушить природу сжатия без потерь ( например, ошибка с плавающей запятой Pentium ) . Возможно, что компрессор без потерь, который использовал математику с плавающей запятой, мог генерировать другой вывод при работе на неисправном Pentium. Даже без учета фактических ошибок математика с плавающей запятой достаточно сложна, поэтому между «правильными» реализациями могут быть тонкие различия, которые могут вызвать проблемы для этого типа приложений. В сгенерированные потоки включен 32-битный код обнаружения ошибок, чтобы поддерживать уверенность пользователя в целостности сжатия WavPack.

Исходный код WavPack является переносимым и был скомпилирован в нескольких Unix и Unix-подобных операционных системах ( Linux , Mac OS X , Solaris , FreeBSD , OpenBSD , NetBSD , Compaq Tru64 , HP-UX . ), а также в Windows , DOS. , Palm OS и OpenVMS . Он работает на многих архитектурах, включая x86 , ARM , PowerPC , AMD64 , IA-64 , SPARC , Alpha , PA-RISC , MIPS и Motorola 68k .

Урезанная версия WavPack была разработана для цифрового сигнального процессора Texas Instruments серии TMS320. Это было направлено главным образом на то, чтобы побудить производителей использовать сжатие (и декомпрессию) WavPack в портативных аудиорекордерах с памятью. Эта версия поддерживала функции, которые были применимы только к встроенным приложениям (сжатие потока в реальном времени, выбираемая степень сжатия), и упавшие функции, которые применялись только к полным компьютерным системам (самоизвлечение, режимы высокого сжатия, 32-битные числа с плавающей запятой). DSP серии TMS320 являются собственными целочисленными устройствами и хорошо поддерживают WavPack. Были включены некоторые «специальные» функции полного программного обеспечения WavPack (например, возможность создания «файла» (потока) исправлений), а другие были исключены. Порт был основан на версии 4.

WavPack также включает уникальный «гибридный» режим, который предоставляет все преимущества сжатия без потерь с дополнительным бонусом: вместо создания одного файла, в этом режиме создается относительно небольшой файл высокого (точнее, указанного при кодировании) качества с потерей (.WV), который может проигрываться сам по себе, а также файл «коррекции» (.WVC), который (в комбинации с предыдущим .WV) позволяет полностью восстановить оригинал. Для некоторых пользователей это означает, что им никогда не придётся выбирать между сжатием без потерь и с потерей качества.

Чем распаковать?
№1
Распаковать как обычный архив
Скачаный релиз можно распаковать традиционным способом - при помощи WinRAR, который умеет извлекать файлы из ISO-образов. В этом смысле он ничем не отличается от обычного архива. То есть открываем его как обычный архив. Нажимаем мышкой на Img-файл – Выбираем опцию «Открыть с помошью» - Выбираем программму «WinRar». Там вы сможете найти (если вложены) и *CUE, и трек лист, и log, и covers и всё, что туда вложил релизер.

№3
Если файл имеет расширение ISO, то без распаковки переименовываем его в .WV и открываем в плеере (опять же если он поддерживает это расширение) - файл, который одна программа считала архивом, другая – образом CD, теперь воспринимается foobar’ом как музыкальный, да еще и со списком треков. Там же можно найти и «встроенный» *CUE, и log, и covers (опять же, если они там заложены релизером).

№4
Расширение WV
Для тех, кто хранит по-треково и в форматах APE или FLAC. Во-первых конвертировать его в исходный формат WAV можно всё тем же foobar2000. Если вы не знаете как это делается – то качаем приложение с офсайта для распаковки (в архиве находится так же другие приложения) WAVPack 4-50 (WAVunpack) . Вытаскиваем оттуда приложение WVUNPACK и кладем его в любую удобную папку. Приложение не требует установки. Далее мышкой перетаскиваем релиз в приложение (не надо пытаться его открывать – просто тащим мышкой и кидаем его в WVUNPACK). Оно автоматически начинает распаковывать его. В результате получаем файл WAV. А уж дальше конвертируем в любой удобный для вас формат.

Читайте также: