Барашек шон пластилиновый или компьютерный

Обновлено: 04.07.2024

В январе 2020 на экраны выходит анимационный фильм «Барашек Шон: Фермагеддон». Режиссёры Уилл Бечер и Ричард Фелан объединили свои навыки и опыт, чтобы вывести Барашка Шона на космический уровень… Узнайте интересные факты о мультфильме «Барашек Шон: Фермагеддон» (2020), съемках, работе над проектом и комментариях создателей.

Для режиссёров Уилла Бечера и Ричарда Фелана "Барашек Шон: Фермагеддон" стал не просто фильмом – они видели сон наяву.

«Было, конечно, несколько моментов, когда сладкий сон превращался в кошмар, если быть до конца честным, – смеётся Фелан, – но оно того стоило». можно

Картина стала первой совместной полнометражной работой режиссёров и отнюдь не самой лёгкой. Они работали над сюжетом почти три года, поначалу просто развешивая стикеры с интересными идеями. В конечном итоге они руководили 35 съёмочными группами, выстроили 70 декораций и записали музыку для фильма в легендарной лондонской студии Abbey Road.

Коллеги работали в разных отделах Aardman: Фелан – в сценарном, а Бечер – в анимации. Пол Кьюли предложил им объединиться, создав уникальный режиссёрский дуэт.

«Это было очень лестно, – заявляет Бечер. – Нам представился шанс снять первый в истории Aardman фантастический фильм».

Результаты были более чем впечатляющими. «Барашек Шон: Фермагеддон» расширил мир Барашка Шона до космоса, но при этом остался верен добросердечному персонажу в шерстяной шубке. «Уилл и Ричард отправили Шона в самое увлекательное и невероятное приключение», – говорит исполнительный сопродюсер Карла Шелли, которая проработала в Aardman более 30 лет и хорошо понимает роль персонажа в истории студии.

Учитывая то, что и Фелан, и Бечер ранее работали над сериалом «Барашек Шон», они знали его досконально. Но идеальными напарниками их сделали разные подходы к работе, гармонично дополнившие друг друга. Ведь кто может лучше рассказать историю, в которой совсем нет диалогов, если не мастер сценарного искусства и мастер в области анимации? «Если честно, расчёт был именно такой, – признаётся Пол Кьюли. – Сотрудничество раскрыло их лучшие рабочие качества. Уилл отлично знает киносъёмочный процесс, а Рич понимает, как разбить сценарий на сцены, а потом собрать в единый фильм».

Музыкальное оформление приключений Барашка Шона всегда было на высоте. Но в фильме ФЕРМАГЕДДОН кинематографисты подняли и эту планку. И вот почему…

В ногу со временем

«Когда мы работаем над фильмом, постоянно слушаем различную музыку. Долгое время нашими любимцами были The Clash, поскольку они задавали правильный анархический настрой. Все, конечно, замечательно, но нам нужен был какой-то современный аналог The Clash. Понимаете, современная молодёжь вряд ли будет в восторге от этого коллектива».

Режиссёр Ричард Фелан

Новые треки от Кайли и не только

«Музыка всегда выгодно отличала фильмы о Шоне от других картин Aardman, а точнее то, что американцы называют «лицензированной фильмотечной музыкой». В первом фильме про Шона звучали композиции Foo Fighters и Primal Scream. В картине БАРАШЕК ШОН: ФЕРМАГЕДДОН прозвучат четыре трека, которые мы записали специально для фильма. Кайли Миноуг и The Vaccines вместе записали трек под названием Lazy. Один трек исполнила Джорджа Смит. Её кандидатуру предложила моя дочь, чтобы получить футболку с автографом».

Монтажёр Сим Эван-Джонс

«Мы любим Кайли и студию Aardman, они являются нашим национальным достоянием. Мы очень гордимся тем, что приняли участие в записи песни Lazy. Можно сказать, что сбылась наша мечта. Возможно, кто-то сочтёт наше совместное творчество неуместным, но именно таким оно и должно быть в мире такого удивительного и озорного персонажа, как Шон».

Солист The Vaccines Джастин Янг

Запись на студии Abbey Road

«Очень круто там просто оказаться! Музыку ко многим из моих любимых фильмов записывали именно там. У этой студии уникальное звучание. Кроме того, написание музыки – работа затворника. Для меня настоящим подарком стало приглашение на студию Abbey Road, возможность поработать и провести время с музыкантами, которых я знаю и уважаю. Музыка, которую я написал для этого фильма, очень сложная и быстрая, но музыканты её сразу почувствовали. А ведь это довольно большой коллектив. Вместе с хором наш оркестр состоял более чем из 100 человек».

Композитор Том Хоу

Это Шон, но не такой, каким вы его знаете

«В этом фильме Шон уже не обычный шалун, поэтому я смог использовать новый музыкальный язык для оформления визуального ряда, не такой, как вы слышали раньше. Я писал музыку к фильму ДИКИЕ ПРЕДКИ, так что это уже был не первый опыт работы с Aardman. Но этот проект получился необычным – я впервые писал музыку для полного метра, в котором не было ни единого диалога. Для композитора разница в подходе к написанию музыки колоссальная. На музыку приходится основная аудиальная нагрузка. Но с другой стороны, это очень интересно и открывает массу новых возможностей. Я обосновался в министудии в офисе Aardman, и мы просто начали играть с разными музыкальными темами, пытаясь найти подходящую. Меня вдохновляли работы Бернарда Херрманна [написавшего легендарную музыкальную тему для фильма Альфреда Хичкока ПСИХО]. Я попробовал использовать терменвокс1 – инструмент даёт очень необычный, уникальный звук. В конечном итоге я понял: «Фантастично, но смешно».

Композитор Том Хоу

«Слово «фантастика» у многих ассоциируется с именем Джона Уильямса. Он просто лучший, не правда ли? Его милые и легко запоминающиеся мелодии кажутся простыми, но на самом деле весьма сложные, особенно в ритмичном плане. Практически каждая кинотема, которую вам хочется напевать, была сочинена им. ЧЕЛЮСТИ, ИНОПЛАНЕТЯНИН, ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ, ГАРРИ ПОТТЕР, ИНДИАНА ДЖОНС, ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА… Нет, серьёзно! Он был номинирован на «Оскар» 52 раза! Это просто уму непостижимо! Столько попаданий в яблочко – это просто невозможно! Мне до него, конечно же, далеко, но всё же я надеюсь, мне удалось создать музыку, отдалённо напоминающую его бессмертные треки. Если так, мне есть чем гордиться».

Композитор Том Хоу

Художник-постановщик Мэтт Перри нашёл шесть причин, почему новое приключение Шона и его нового инопланетного друга будут не похожи ни на одно из предыдущих…

Его зовут Шон. Барашек Шон

«Подземная база (зловещая правительственная структура в фильме "Барашек Шон: Фермагеддон") выполнена в лучших традициях «Живешь только дважды». Это самый масштабный интерьер из всех, что мы строили, и я очень горжусь им. Нам нужен был размах, потому что в центре базы садится инопланетный космический корабль, так что требовалось как-то соблюсти пропорции. Агент Рэд, руководившая этой базой, изменила тональность фильма ближе к финалу, но в целом она очень напоминала Джеймса Бонда. Мы вдохновлялись именно этим персонажем. Как бы то ни было, мы выдерживали соответствующий бондиане дизайн базы министерства. Оно функционирует уже довольно давно, но никогда прежде не находило НЛО! Именно поэтому тема Бонда была уместна – министерство было учреждено в то время, когда снимались фильмы 60-х».

Шон на любой сезон

«Экстерьер фермы Шона изучен зрителями за много лет. В первом фильме мы попытались сделать его более кинематографичным, но по существу ничего не изменилось. Во время одного из первых обсуждений фильма "Барашек Шон: Фермагеддон" мы решили, что хотим показать круги на полях. В то время вышел фильм «Знаки», и следы инопланетян активно обсуждались. Ферма Шона чем-то похожа на американский Средний Запад – она изолирована от внешнего мира, окружена бескрайними кукурузными полями. Так что для кругов на полях пространства было хоть отбавляй. При этом нам нужно было создать тревожную атмосферу, поэтому перенесли действие фильма на осень. Мы такого никогда прежде не делали, зато получили шикарную возможность поиграть с цветовой палитрой. Вообще, эта идея со сменой сезона была довольно рискованной. Судя по кукурузе, можно сказать, что действие происходит в разгар лета, но всё остальное – осеннее. То есть, у нас был подёрнутый дымкой ночной лес, от которого бежали мурашки по спине, зато в дневное время он пестрел самыми различными красками. Благодаря смене сезона мы сразу же создали новое, необычное ощущение в самом начале фильма».

Размер имеет значение

«Созданные нами декорации были такими масштабными, что одну из них пришлось даже собирать за пределами студии, привозить по частям и собирать на месте. Для съёмок сцены, камеру приходилось наклонять, как в сценах старого телесериала, в котором Бэтмен и Робин поднимаются по отвесной стене, но, надеемся, у нас получилось более убедительно! И первый фильм про Шона был в достаточной степени масштабным, но в этот раз нам пришлось выстроить Моссингхэм целиком! Это была огромная декорация – одна из самых крупных в истории студии. На её создание ушло много времени. Наверное, не менее года, а то и больше».

Несколько слов о динамике

«Для этого фильма было создано в общей сложности 50-70 площадок. Художникам пришлось поработать. Их отдел напоминал офис архитектора. У нас единовременно работало 35 съёмочных групп в самые напряжённые периоды. При этом у нас было около 28 аниматоров. Кому-то покажется, что съёмки фильма методом покадровой анимации не столь динамичны, как съёмки игрового кино, но это не так. Нам приходилось обеспечивать доступ к съёмочным локациям не только оператору с камерой, но и самим аниматорам. Они казались великанами в наших декорациях! Иногда мы раздвигали панели, пропуская аниматора внутрь декорации, и сдвигали их вновь, когда тот заканчивал вносить коррективы в сцену».

Познакомьтесь с Простаком

«Простак – робот, которого я придумал специально для фильма. Это не высокотехнологичная машина, а какой-то пережиток 80-х. По идее он должен помогать агенту Рэд, но на деле он бесполезен! Простак выглядит как некая помесь камеры наружного наблюдения и картотеки. При этом он круглый идиот».

Шон: забавная статистика

Поскольку в следующем году Шону исполняется 25 лет, предлагаем 25 фактов, которые вам стоит знать о самом любимом Барашке на Земле:

Шон впервые появился на экранах в 1995 году в короткометражном фильме Ника Парка «Уоллес и Громит 4: Выбрить наголо».

Как-то Шону удаётся оставаться подростком (по овечьим меркам).

Шон стал неотъемлемой частью семейства Aardman – британской анимационной студии, открывшейся в 1972 году.

"Барашек Шон: Фермагеддон" – второй фильм о Барашке Шоне. Первая картина вышла в 2015 году.

Первый фильм "Барашек Шон " собрал только в британском прокате $22 млн.

Сиквел "Барашек Шон: Фермагеддон" стал поистине эпическим приключением. Главный герой отправится в космос, улетая от родной планеты на 10 000 световых лет.

Для съёмок картины "Барашек Шон: Фермагеддон" потребовалось выстроить до 70 различных декораций, на которых единовременно трудилось до 35 съёмочных групп.

Шона и его инопланетную подругу Лу-Лу оживляли не менее 28 аниматоров.

В среднем один аниматор за рабочую смену успевает снять всего две секунды фильма.

Обычная кукла Барашка Шона достигает 17 сантиметров в высоту и весит 100 граммов.

У Барашка Шона более 5 миллионов поклонников в сети Facebook.

Барашек Шон считается одним из самых популярных персонажей в мире. В Японии с брендом сотрудничают 100 различных рекламных компаний.

Не стоит заблуждаться, полагая, что Шон готов на любое сотрудничество. На самом деле, это далеко не так. «Мы отказываемся от очень многих предложений», – утверждает отвечающий за бренд Шон Кларк.

В Японии открыто пять тематических парков аттракционов, два кафе и в скором времени откроется ресторан, посвящённый Барашку Шону.

По словам Кларка, еда в этих заведениях вполне сносная. «Но в меню вы не найдёте баранины», – улыбается он.

Следующим летом Барашек Шон отправится в Японию, чтобы поддержать британскую олимпийскую команду.

Тематические парки развлечений открываются по всему миру. Первый открылся в Швеции, недавно открылись парки в Австралии и Японии. В ближайшее время парк Барашка Шона откроется и в Китае.

По словам создателя персонажа Ника Парка, немалой толике своего успеха Барашек Шон обязан Эмме Бантон, участнице группы Spice Girls. В 90-х девушка сфотографировалась с рюкзаком, на котором был изображён персонаж, чем прославила Шона на весь мир.

Саундтрек к фильму "Барашек Шон: Фермагеддон" записывался на легендарной лондонской студии Abbey Road. Для записи композитор Том Хоу собрал оркестр из более 100 инструментов.

Шон заговорил (ладно, «заблеял») голосом Джастина Флетчера, который озвучил любимого детьми телевизионного персонажа – мистера Тамбла.

Хмыканье Битцера озвучивал Джон Шпаркс, который также начитывал закадровый текст в сериале «Свинка Пеппа». Он также выступал в культовом скетч-шоу 80-х Absolutely [Абсолютно] (если вы, конечно, помните такое).

На сегодняшний день Шон появляется в 150 эпизодах собственного телесериала, в одной телепрограмме и в двух полнометражных фильмах.

В среднем на съёмку одного фильма про Шона уходит более трёх лет.

Фильм "Барашек Шон: Фермагеддон" снимали двое режиссёров – Уилл Бечер и Ричард Фелан, сотрудничавшие на протяжении всех трёх лет. «Они отлично справлялись со своей работой, правда, каждый – в своё время суток», – смеётся сценарист Марк Бёртон.

Тематическую продукцию, посвящённую Барашку Шону, можно найти в 170 странах мира.

Узнайте все самое интересное о съемках и факты о создании мультфильма «Барашек Шон: Фермагеддон» (2020), смотрите трейлер и наслаждайтесь просмотром отличной анимационной комедии.

«Барашек Шон» — больше чем просто хороший комедийный мультфильм. Это картина, которая бросила вызов моде и победила. В последние годы полнометражки Disney, Pixar и Dreamworks сплошь компьютерные и все меньше отличаются от игрового кино. Рисованной и кукольной анимации в широком прокате все меньше, а немые, понятные интуитивно мультфильмы на широком экране стали исчезающей редкостью.

Создатели «Шона» рисковали, выпуская полуторачасовой пластилиновый мультфильм без диалогов, пускай и основанный на популярном сериале. Но риск оправдал себя: картина просто отличная. Герои не произносят ни единого слова, но это не мешает, а помогает мультфильму быть уморительно смешным и энергичным. И зрителям даже не нужно будить своего «внутреннего ребенка» — для взрослых тут шуток не меньше, чем для детей.

Жанр: комедийный пластилиновый мультфильм
Режиссер: Ричард Голешовски, Марк Бертон
Сценарист: Марк Бертон
Премьера в России: 26 марта 2015 года
Возрастной рейтинг: 0+
Похожие фильмы: «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», «Бесподобный мистер Фокс»

Студия Aardman Animations всем хорошо знакома по Уоллесу и Громиту, которые тоже сперва были героями мультсериала, а потом перешли на большой экран. Полнометражка «Проклятие кролика-оборотня», снятая совместно с Dreamworks, получилась отличной, но не обошлось без потерь. Aardman вынуждены были во многом отойти от духа сериала и написать историю почти в духе «Скуби-ду».

«Барашек Шон»: идеальная анимационная комедия

«Барашек Шон» избежал этих проблем. По стилю он совершенно такой же, как телесериал, а его сюжет вполне мог лечь в основу одной из серий.

Все начинается как обычно: овцы живут на ферме, их пасут рассеянный фермер и его куда более умная собака, а вожак стада, хитроумный Шон, строит им каверзы. В результате одной особенно неудачной шутки фермер оказывается в большом городе и теряет память. Оставшись без кормильца, овцы хватаются за кудлатые головы и бросаются его искать. А в большом городе шумно, людно, сложно и орудует жестокий ловец животных, у которого очень скоро появится зуб на Шона и компанию.

Незамысловатый сюжет становится основой для роскошной немой комедии. После «Шона» начинаешь лучше понимать, почему зрители так любили Чарли Чаплина и Бастера Китона. Юмор «Шона» — это юмор пантомимы, смешных и неловких ситуаций, даже мимики (истерический хохот в зале вызвал «упоротый» пес, который всего лишь выразительно смотрел в камеру). Овцы и собака смешно подражают людям, а люди смешно верят им. То собаку принимают за хирурга, который должен сделать операцию, то злодей пытается галантно ухаживать за «дамой», которая на самом деле — две овцы, одна верхом на другой.

«Барашек Шон»: идеальная анимационная комедия

И все это — почти без слов. «Почти», потому что иногда герои все же бормочут что-то неразборчивое или позволяют себе междометия вроде «угу» или «эй!». Слова есть в песнях, звучащих за кадром, и они часто подогнаны под смысл сцены (например, логово злодея нам показывают под знаменитый блюз «Bad to the Bone»).

Наконец, слова есть в надписях — на вывесках, знаках, плакатах. Кстати, русские локализаторы — большие молодцы, они перевели все важные для сюжета надписи, сохранив исходные шрифты. Но даже без этого все было бы ясно. Юмор «Барашка Шона» не требует перевода, он равно понятен европейцам и азиатам, мужчинам и женщинам, детям и взрослым.

«Барашек Шон»: идеальная анимационная комедия

Хотя нет, не совсем так. Взрослый зритель «Шона» получит дополнительное удовольствие, потому что Голешовски и Бертон начинили мультфильм десятками визуальных цитат и отсылок ко всему на свете. Только успевай замечать.

Вот овцы переходят улицу, точь-в-точь как «Битлы» — Эбби-Роуд. Вот фермер с вилами, как будто сошедший с картины «Американская готика». А вот он же фотографируется с машинками для стрижки, подражая известному постеру с Росомахой. Главный злодей, ловец животных, носит голубые перчатки, как у тайных агентов из «Светлячка», и выделывается перед зеркалом, как Де Ниро в «Таксисте». А когда герои попадают в приют для зверей, похожий на тюрьму, отсылки к киноклассике и пародии на киношные штампы просто сыплются градом.

«Барашек Шон»: идеальная анимационная комедия

Хотя «Барашек Шон» — мультфильм пластилиновый и почти немой, он отнюдь не старомоден. Даже по мелочам заметно, что он делался в XXI веке. Большой город показан очень многонациональным, интернет и СМИ играют в сюжете немалую роль, подростки снимают происходящее с героями на свои мобильники, а фермер превращается чуть ли не в интернет-мем. Такие моменты сильно отличают «Шона» от «Уоллеса и Громита», действие которого происходит в каком-то пасторальном ретро-мире.

Аниматоры Aardman осознают, в каком веке они живут. Просто они не считают, что все должны снимать мультфильмы так, как лидеры индустрии. Дай-то бог, эта отличная вещь окупится, и в широкий прокат вернутся другие традиционные мультфильмы — пластилиновые, кукольные, рисованные, немые и «говорящие». Разные.

Безрадостная рутина на маленькой английской ферме идет строго по расписанию: подъем, стрижка, мойка, кормежка, стрижка, подъем, кормежка, мойка, стрижка, мойка, кормежка… И такая дребедень каждый день. В маленьком уютном мирке, где царствуют человек со своей собакой, у овец не много радостей. Конечно, авантюристу Барашку Шону это не по нутру. В один прекрасный день Шон устраивает выходной. Фермера отправляют спать, собаку соблазняют косточкой и давай кутить на всю катушку.

Пара недоразумений превращают маленький праздник в большое приключение, и вот уже фермер лежит в больнице, а вся овечья компания бродит по городу, уворачивается от коварного ловца животных, переодевается в человеческие одежды, посещает кафе и устраивает, конечно же, немыслимый переполох везде, где появляется.

Нынешний полный метр - продолжение очаровательного проекта британской студии Aardman Animations, состоящего из сериалов «Барашек Шон» и «Время барашка Тимми». Так часто бывает, что за каким-нибудь по номеру сезоном анимационного сериала следует полнометражный фильм. А вот что бывает редко, так это чтобы данный фильм получился выдающимся, самобытным, смешным и очаровательным. Полнометражный «Барашек Шон» именно такой: динамичный, яркий, неожиданный и необычайно забавный. Каждую секунду в нем что-нибудь происходит, каждая деталь в нем любовно вылеплена и поставлена на свое место, каждый жест в нем характерен, и все это вместе обаятельно, трогательно, смешно и моментами драматично.

Одним словом, мультфильм отлично подходит для детей. И для взрослых. Особенно для тех взрослых, которые понимают, что такое настоящий мультфильм. А также для тех, кто этого не понимает. «Барашек Шон» - это мультфильм в чистом виде, не обремененный разного рода литературщиной, напрочь лишенный диалогов, абсолютно весь от первого до последнего кадра построенный за счет средств кинематографа (гэги, монтаж, пластика). В нем, конечно, присутствует звук, но это совершенно не мешает ему быть невероятным образцом современного немого кино: Чарли Чаплин , Бастер Китон , Жак Тати , ранние американские картуны, - все это собрано здесь, преображено до неузнаваемости и наполнено новым «аардмановским» смыслом.

И все это к тому же сделано из пластилина: настолько ловко и гладко, что современный ребенок непременно примет это за компьютерное 3D, но стоит присмотреться: нет-нет, а проявится на морде того или иного персонажа отпечаток пальца, - как будто специально оставленная печать подлинности.

От «Барашка Шона» остается ощущение счастья и чуда, такое же чувство, какое, наверное, испытывали наши предки при просмотре первых фильмов. И еще - ощущение, что люди, его создававшие, до полного самозабвения влюблены в свою профессию. Ровно так же, как забавный пластилиновый Фермер влюблен в свою: ведь даже оказавшись модным парикмахером, он все равно в мечтах своих стрижет овец. Так же, как эти самые овцы влюблены в свою обычную овечью работу, без которой им не жизнь.

Режиссеры Марк Бертон и Ричард Старзак рассказали «Воздуху» о том, как делался мультфильм «Барашек Шон», и новой эре покадровой анимации.

«Мы создали мир, который идеально подходит барашку Шону»

  • Почему вы решили снять фильм о Шоне?

Ричард Старзак: Он становился все популярней, причем не только в Великобритании, но и в мире, и года четыре назад нам показалось, что мы можем рассказать о нем историю подлиннее, а персонажи там заслуживают большей глубины, чем в сериале. То есть это просто естественным показалось — пора делать фильм.

  • Обычно Ник Парк (режиссер, создатель «Уоллеса и Громита». — Прим. ред.) сам снимает фильмы со своими персонажами, почему на этот раз он решил быть только продюсером?

Марк Бертон: Ну все-таки сам сериал был сделан Ричардом, а Ник только придумал персонажей и не участвовал в их дальнейшей разработке. Так что Ричард и решал, что и как, а меня взял вторым режиссером — потому что я работал с Ником Парком раньше и потому что это интересный вызов, когда двое в режиссерском кресле. Но Ник тоже очень много помогал.

  • Ричард, а вы для меня, если честно, темная лошадка — Марк говорит, что вы один из создателей, но в титрах сериала почему-то вашего имени не было…

Старзак: Все просто — я фамилию сменил пару лет назад, а раньше был Голешовски. Это все сложные семейные дела, смена фамилии помогла облегчить жизнь детям, а Старзак — это девичья фамилия матери. Так что я совсем не темная лошадка, а очень даже светлая, и я этим занимаюсь уже довольно долго. Хотя я понимаю, почему вы запутались, иногда даже в выходных данных на сайтах указывают оба имени, будто это два разных человека: сценарист — Голешовски, помощник сценариста — Старзак. Выглядит, будто я так пытаюсь денег вдвое больше заработать или от налогов там скрыться…

  • Впечатляет, что вы в век компьютерных технологий до сих пор делаете покадровую анимацию. «Шон» же весь снят покадрово, без CGI?

Старзак: Не совсем, у нас есть CGI в тех местах, где он необходим. Разумеется, мы старались снять по максимуму на камеру, но некоторые спецэффекты — дождь, брызги воды и тому подобное — были уже потом на компьютере дорисованы.

  • Вы, получается, уже 20 лет такой анимацией занимаетесь — не расстраивает, что она сейчас только в виде исключения существует, а вокруг один CGI?

Старзак: Вообще-то, сейчас ровно обратное происходит. Ожидалось, что покадровая съемка совсем уйдет в прошлое и останется только CGI — его проще контролировать, удобнее делать. Но сегодня в Великобритании снимают больше покадровых мультфильмов, чем когда-либо в истории! Видимо, детям все-таки хочется видеть что-то реальное.

Бертон: Да, а вот у компьютерной анимации как раз проблемы появились теперь. Даже чисто по фактам — последние 3D-мультфильмы DreamWorks не очень хорошо выступили в прокате. Это не значит, что близится конец CGI, но люди все-таки подустали от очень однообразного вида всех этих мультфильмов, им хочется чего-то оригинального.

  • Вы наверняка понимали, что все будут сравнивать «Барашка» с «Побегом из курятника», и наверняка вы уже заранее придумали, как объяснить разницу между фильмами. Ну кроме того, что «тут не цыплята, а овцы».

Бертон: Ну сравнение очевидное, как и, впрочем, объяснение про цыплят и овец. Мы, разумеется, страшно гордимся обоими фильмами, наследственность сами понимаем, и у нас не было задачи сделать что-то лучше или чтобы «Побег» смотрелся на фоне «Шона» хуже. Просто это уже наш фильм, который мы делаем по-своему, — мы создали тут историю и мир, которые идеально подходят именно барашку Шону.

  • И это опять история о том, как звери сбегают из резервации своей, — как и «Побег», как и «Мадагаскар», одним из авторов сценария к которому вы являетесь. Не перестает волновать эта тема?

Бертон: Ой, правда. Может, у меня просто других идей нет, ха-ха. На самом деле мне просто очень нравятся истории в жанре «рыба из воды» — когда вы берете персонажа из одного мира и помещаете его в мир другой, совсем ему непонятный и чуждый. Так можно сразу же придумать множество комедийных и приключенческих сюжетов. У нас был сериал про Шона, и там мир фермы, на которой он живет, был уже достаточно подробно описан и изучен в крошечных семиминутных эпизодах, так что для 95-минутного фильма нам нужно было придумать что-то более глубокое, поэтому мы выдернули героев из их уютной фермы. То есть да, прием во всех трех фильмах использован похожий, но результат — совсем разный.


  • А насколько по-разному вообще фильм и сериал делались?

Старзак: Ну это вообще непохожие зверьки. Сериал — тяжелая работа, но она поточная, а в фильме нужно соорудить полуторачасовую историю — и это просто несравнимый объем работы. Нам несколько месяцев понадобилось лишь на то, чтобы сценарий довести до ума. Хорошо, что мне помогал Марк, который и в кино раньше работал, и персонажей знает, — он смог вести историю в нужном направлении и при этом не выпускать Шона из центра этой истории, чтобы она оставалась в первую очередь о нем. И это было вдвойне тяжелее еще потому, что у нас не было диалогов: нам надо было сразу продумывать, как все будет выглядеть и как все рассказать так, чтобы людям не приходилось озвучивать, что происходит. А в России сериал вообще известен?

  • Да. Думаю, Уоллес и Громит сильно популярнее, но и Шона знают.

Старзак: В общем, неважно. Не знаете персонажей и мир — не страшно, вы сможете все равно все понять.

  • Марк, а вы же при этом впервые выступили как режиссер. Совсем иной опыт?

Бертон: Точно. Правда, в конце концов это все свелось к тому, что пришлось развивать свои навыки распределения труда и делегирования. Я же на самом деле оказался абсолютно бесполезным как режиссер: я работаю только со словом, не умею рисовать и анимировать, так что приходилось находить людей, которым доверяю, и поручать им сделать что-то так, как мне нужно.


  • Наверное, пришлось и самих персонажей как-то усложнить, когда вы семиминутный сериал в фильм превращали.

Бертон: Да, разумеется, пришлось все характеры углубить и некоторые детали придумать. Шона, к примеру, мы условились представлять как такого неугомонного 12-летнего мальчика, которому постоянно нужно проверять мир вокруг на прочность, исследовать границы дозволенного. И это очень сильно помогало понимать его и знать, как он может поступить в той или иной ситуации. Так что да, он точно получился более сложным, чем в сериале.

Старзак: Многое из этого, впрочем, уже было заложено в сериале, мы только сделали детали менее угловатыми. Например, у фермера с Шоном отношения всегда были примерно как у отца с сыном, а в фильме мы это подчеркнули и углубились в эмоциональную сторону вопроса. Мы даже специально совещались с аниматорами — объясняли им, что нам нужно работать более тонко, чем в сериале, нужно пытаться лучше показать эмоции.

Создавшая барашка Шона, Громита, Уоллиса и других мультипликационных героев британская студия Aardman "доросла" не только до полного метра, но и до музейной презентации.

Шон и другие

Сорок с лишним лет назад, в 1972 году, два британских школьника, Дэвид Спрокстон и Питер Лорд, решили сделать свое общее хобби делом жизни. Два типичных "ботаника", проводивших большую часть времени за лепкой странных фигурок из пластилина и снимавшие их потом на камеру, основали анимационную студию. В поиске названия для своего детища друзья обнаружили, что не рычащий лев, не орел и даже не лохматый скотч-терьер с умильным взглядом вызывают у них самую большую симпатию, а экзотическое животное под названием трубкозуб африканский.

Пес Громит читает собачьего Достоевского и много думает.

Пес Громит читает собачьего Достоевского и много думает.

По-английски доисторический экзот, единственный современный представитель отряда трубкозубых, "голый" и очень странного вида, называется aardwarks. Вот наши друзья и постановили назвать свою студию Aardman. Cегодня "Трубкозубые" – легенда мира анимации. Из бристольской "пластилиновой кузницы" вышли такие шедевры, как цикл фильмов о жизнерадостном сыроеде Уоллесе и его депрессивном псе-реалисте Громите, сериал "Злобный мальчик" и, конечно, эпос о хулиганистом барашке Шоне и его экстравагантных сородичах и друзьях. Последний недавно "дорос" до формата полнометражного фильма.

С экрана в музей

И вот, на 44-м году жизни, Aardman Animations удостоились презентации в музее. Весьма занимательная выставка рассчитана на два города: Париж и Франкфурт-на-Майне.

В натуральную величину: огород Громита на выставке во Франкфурте

В натуральную величину: огород Громита на выставке во Франкфурте

Во Франкфурте экспозиция открылась в канун референдума по поводу Brexit, когда многим верилось, что объяснения в любви смогут удержать британцев от выхода из Евросоюза. На открытии много говорилось о популярности героев Aardman как о форме любви немцев к английской культуре. Действительно, и атмосфера запущенной старинной фермы в британской провинции ("Барашек Шон"), и образ артистичного шалопая Уоллеса, и упрямство и даже некоторая упертость героев анимаций и их желание непременно обустроить свою жизнь по-своему, - все это очень "британское". Как, конечно, и мрачноватый юмор мультфильмов: чего стоит сцена, где угодивший в тюрьму пес Громит перечитывает "Преступление и наказание" некоего Фидо Достоевского (Фидо - типичная английская собачья кличка, что-то вроде Шарика или Барбоса).

Контекст

Маша на экспорт: почему мультик "Маша и медведь" полюбили в Европе

Анимационный сериал "Маша и медведь" показывают в 100 странах мира. DW решила выяснить, в чем секрет популярности этого мультфильма. (04.03.2016)

В Германии сняли детский анимационный фильм о Холокосте

По мотивам книги, навеянной личными воспоминаниями автора о преследованиях евреев нацистами, сделан этот необычный фильм. (13.04.2016)

В Кельн прибыли "Звездные войны"

Дарт Вейдер и вопрос выбора: презентация подлинных реквизитов из культовой киносаги не является самоцелью интерактивной экспозиции, открывшейся в Кельне. (22.05.2015)

Даже заядлые поклонники Aardman могут узнать на выставке много занимательного о том, как появляются шедевры, снятые методом так называемой покадровой анимации. Это 24 кадра в секунду, где каждый герой совершает минимальное движение и каждый листик на дереве едва колышется. Не удивительно, что за целую смену работы студии команда снимает не более 4 секунд материала, из которого позже предстоит смонтировать мультфильм.

На выставке можно также увидеть типичный рабочий стол аниматора, покрытый не бумагой и карандашами, как того как будто можно было бы ожидать, а скальпелями, отвертками и кусачками: каждая из фигур сперва монтируется в виде проволочного каркаса на шарнирах. Лишь позже этот скелет обрастает пластилиновым "мясом". Пластилин, кстати, особый: "аард-микс". Фирменная рецептура сохраняется в тайне.

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Краткость – сестра таланта

На фестивалях анимационного фильма часто показывают студенческие работы будущих кинематографистов со всего мира. Мультфильмы имеют короткий метраж, с ними легче можно экспериментировать. Анимация дает проявиться таланту. Программа "Young Animation" представляет фильмы учащихся художественных академий из разных стран. Из Финляндии Анни Ойя привезла в Штутгарт свой кукольный фильм "Усы".

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Центр анимации в Германии

Фестиваль проходит в Штутгарте не случайно. В федеральной земле Баден-Вюртемберг расположена знаменитая киноакадемия, учащиеся которой регулярно завоевывают престижные награды, а также целый ряд студий анимации. Фестиваль в этом году представляет среди прочих продукцию производственной компании "Studio Soi". Кадр из детского сериала "Trudes Tier" (Животное Труде).

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Конкурс

Помимо работ студентов и отдельных производственных студий фестиваль анимации в Штутгарте показывает, разумеется, и конкурсные фильмы. И как на прочих фестивалях победители в конце получают призы. В международном конкурсе этого года участвует, в частности, французский музыкальный мультфильм "Splintertime", в котором речь идет о сумасшедшей группе, разъезжающей в машине скорой помощи.

Очень одинокий петух

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Юмор из России

В Штутгарте показывают также фильм студии "Союзмультфильм" снятый режиссером Леонидом Шмельковым, призером "Берлинале" 2014 года. "Очень одинокий петух" - смешной и абсолютно абсурдистский шедевр. Оценит ли по достоинству этот юмор немецкий зритель?

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Для юных зрителей

Фестиваль также показывает мультфильмы для детей дошкольного возраста. Программа "Zwergenschau Tricks for Kids" представляет анимацию также из разных стран. В частности, мультфильм "Simon’s Cat - Off to the Vet" из Великобритании – в нем кот делает все, что в его силах, чтобы избежать предстоящего визита к ветеринару.

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Мультфильм – не детское кино

Анимационные фильмы создаются не только для детей, но и для взрослой аудитории. Соответственно много на фестивале в Штутгарте мультфильмов для любителей анимации старшего возраста. Испанский мультфильм "Psychonauts", какой бы безобидной не казался приведенный здесь кадр, показывают в Штутгарте с ограничением "Только для взрослых!"

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Полнометражные мультфильмы

Анимационные фильмы регулярно выходят в кинопрокат. Голливуд зарабатывает на компьютерной анимации миллиарды. Фестиваль в Штутгарте представляет полнометражные мультипликационные фильмы из самых разных стран. Французский мультфильм "Phantom Boy" рассказывает историю о Лео, 11-летнем мальчике из Нью-Йорка, который освоил всевозможные трюки.

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Разнообразные технологии

Фестиваль представляет не только фильмы со всего мира, но и самые разнообразные художественные стили и технологии производства анимационных лент. Для мультфильма "The Jezables" были анимированы тысячи отдельных написанных масляной краской картин. Рассказывает мультфильм про охоту на ведьм в Тасмании в колониальную эпоху.

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Безграничные возможности

Благодаря спецэффектам игровое кино за минувшие десятилетия значительно расширило спектр своих возможностей, но анимация по-прежнему остается полем для безграничной фантазии. Французский анимационный фильм "Crabe-Phare" уводит зрителя в подводный мир, где живет главный герой - краб.

23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Для широкого экрана

Помимо студенческих и экспериментальных работ 23-й международный фестиваль анимационных фильмов в Штутгарте представляет также фильмы, которые в ближайшие месяцы выйдут на киноэкраны. И среди них не только популярные американские блокбастеры Disney или Pixar. Французский фильм "108 Rois-Démons" – это эпос о принцах, царях и чудовищах. Его действие разворачивается в Китае XII века.

Тима и Тома

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Сериал из России

"Тима и Тома" – новая серия мультфильмов от создателей "Смешариков" – стартовал в России в 2015 году. В Штутгарте 5-минутную историю из жизни бегемотика Тимы и слоненка Томы показывают в программе популярных анимационных сериалов.

Про маму

Анимация со всего света на фестивале в Штутгарте

Из студии "Шар"

Рисованный фильм "Про маму" Дины Великовской идет сразу в двух программах – в международном конкурсе и в программе, посвященной Школе-студии анимационного кино "ШАР". Студия, в которой Великовская училась помимо ВГИКа, была основана в 1993 году ведущими режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном, Андреем Хржановским при поддержке Госкино России.

Читайте также: