Беседа проблемы компьютерной зависимости

Обновлено: 06.07.2024

ними. Формир овать положительн ое отношение к живом у общению.

Образовательная : изучить приемы безопасн ости при рабо те в сети Инт ернет.

Развивающая: разв итие инф ормационной куль туры; разви тие способн ости анализ ировать и

обобщать, делать вы воды; р азвитие творче ских способн остей.

Воспитательная: воспитан ие самостоя тельности, привитие навык ов группово й работы,

Здоровьесберегаю щая: о птимальное с очетание фор м и методов, примен яемых на ур оке.

- Я думаю, что наше здоровье завис ит от состо яния здоровь я родител ей, бабуше к, дедушек, от

того, как часто нас осматр ивает врач, от того каким воздухом мы д ышим и ка кую воду пьем и от

других вещей. Н о многое завис ит и от нас, от тог о какие привычки у нас прео бладают.

- Назовите вредные привычки. ( ответы детей) . Мн огие люди, жив ущие на п ланете, м ечтают быть

здоровыми и х отят прожи ть долгую ж изнь. Поэтом у они стараютс я выполня ть «9 зап оведей

- Выберите качес тва(на партах карточки), которые помогут чел овеку усто ять перед соблазн ом

вредных привыч ек.(Дети вы бирают , закрепл яют на доске и объясняют ).

Игра «Ассоциац ия»(Дает ся задание учас тникам на писать на лис точках перв ую, пришедшую в

- Объясните о нап исанных сл овах и чувс твах, котор ые вы испытыва ли при их написании.

IV . Оценка уровня инф ормированн ости. Акт уализация проблемы.

- Испытываете л и вы удовольс твие от работы за компьютером ?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компью тера?

- Сегодня мы коснемс я очень важной пр облемы: проблемы к омпьютерно й зависимости ребенка

. Перед вами лежа т карточки 3+, 4+, 5+, 6+,7+,8+, 9+,10+ и выбери те ту карточку, к оторая,

показывает возрас т, когда можн о работать в Ин тернете. ( Учащиеся объясняют, п очему сделали

2. Какое количе ство времени за один подх од ты посвящаешь к омпьютеру?

3. В каком случа е ты реша ешь выключить компьюте р?

- пока не выключа т родители – сам не вы ключаю, или выклю чаю, когда он перегреваетс я, ил и

когда не начинаю засыпа ть, или когда начина ет болеть спина, или сливаю тся цв ета – 3 балла;

- бывает по - разном у, иногда могу вы ключить к омпьютер сам – 2 бал ла;

4. Когда у тебя п оявляется св ободное врем я, на что его потратишь ?

- зависит от настро ения и желания, возм ожно, на компью тер – 2 балла;

5. Пропускал ли ты какие - то важ ные меропри ятия или учебу ради игры в компью терные игры?

- пару раз, возможн о, и случал ось, но меропр иятие не было таким уж важн ым – 2 балла;

6. Насколько част о ты думаешь о том, чем занима ешься сид я за компьют ером, например, об

- почти совсем н е вспоми наю, может бы ть, очень р едко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компью тер? Ка кую роль в тв оей жизни он и грает?

- большую роль, н о и других ин тересных веще й в жизни мн ого, которые тоже для меня много

- компьютер не зан имает как ое - то особое мес то в моей жизн и – 1 балл.

- каждый раз бывае т по - разному , иногда сажусь за компью тер – 2 балла;

( Ученики пробую т сформулир овать цель пр оведения данн ого теста. Подводятся итоги

пройденного тес та. Подсч итывается сумма балло в .Учитель спраш ивает у уч еников о наличии у

13 - 18 балл ов – зависимос ти пока нет, однако стои т внимательно отнестись к том у, чтобы Вы

проводили меньш е времени за компьютером, име ли другие увлечен ия, интересны х друзей,

19 - 24 балла – у Вас на ли цо компьютерна я завис имость. Срочн о необходим о принимать мер ы!

Учитель обобщае т результаты ан кетировани я и предлагает на листе бума ги изобразить св ои

действия в Ин тернете, вы резая из ж урналов подх одящие кар тинки, рису я, раскрашивая свои

(П еред каждо й группой учащихс я лежат бума га формата А3, журналы, ножн ицы, клей,

( После проделанн ой работы ребята закрепляют по лучившийся коллаж на д оске и коммен тируют

его . Учащие ся делают вы вод о том, на сколько яркий, мн огообразный мир Интернета, так как он

является прекрасным и п олезным средством для обучен ия, отдыха или общения с друзьями. )

IX . Совместное создани е памятки «Б езопасный Ин тернет».

Учитель : Возможно сти Всемирно й паутины б езграничны. Но над о задумать ся о том, ка кие

существуют опа сности пр и работе в сет и. Давайте подумаем и всп омним, какие угрозы вы уже

встречали во врем я работ ы за компьютером , а мож ет, о каких - то угрозах, вы слышали от св оих

Ученикам предла гается рассмо треть несколько сит уаций.

Перед учащим ися лежат несколько кон вертов: без адреса, от незна комого челов ека и от

известного уч еника школ ы. Ученик и комментирую т свой выбор.

Проблемный в опрос – какие письм а вы буде те читать? Прих одят ли вам на элек тронный п очтовый

ящик письма от незнаком ых адресатов. Д елают вывод.

После обсужден ия записыв ают первую опаснос ть и правило: не льзя открыв ать вложенные файлы

электронной п очты, когда не зна ешь отправ ителя. ( Не скачивай и не открывай неизвестн ые

те бе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения

компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус !)

Раздаётся зв онок сотового телеф она. Учи тель отвечает и приглашает к телеф ону одного и з

учеников, включив предв арительно гром кую связь. Незнак омец по телефону приятным гол осом

приглашает встр етиться после ур оков в определ ённом ме сте. Учени к отвечает так, как он дума ет

поступить. Дале е следует обсуждение возни кшей с итуации.

Проблемный в опрос - может ли т акая ситуац ия возникнуть пр и виртуальн ом общении. Делаю т

Ребята записываю т вторую опасн ость: встреча с Интерне т - «знакомыми» в ре альной жизни быва ет

опасной. И прав ило: Не встреча йся с людьми из Ин тернета вживую. В Ин тернете многие люд и

Учитель предлаг ает купить нуж ную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая уч еников, что она

очень нужная. Нач инаются торг и. После достаю т из ящика пус тышку. Может ли п одобная си туация

С учащимися обс уждаетс я различные в иды Интерн ет - мошенничества (по купка нес уществующ их

Никогда не расп оряжайся деньгами твоей с емьи без разрешен ия стар ших. Спроси р одителей. И

мелодии, Не сп еши! Снач ала проверь эт от номер в интерн ете – безопасно ли отправлять на него

смс, не обманут ли тебя. Сделать эт о можно на спе циальном са йте.

Учитель предлаг ает рекламу п ива, сигарет .С учащ имися об суждается разл ичны е виды

недостоверной, опасной, противоправной информации (сайты, н а которых пропаганд ируют

расовую нетерпим ость, фашизм, сектан тство, терроризм, жестоко е отношение к людям ил и

животным, нарк отики, алкоголь, к урение и прочее ) . Учащиеся запи сывают с ледующее прав ило

: Не пользуйся неп одходящей по возрасту информацие й.

Учитель :Компьют ерная з ависимость форм ируется намного быстрее , чем лю бая другая

традиционная зав исимость: курен ие, нарк отики, алкого ль, игра на день ги. И как следствие:

- расходование больших денег на обесп ечение пос тоянного обновл ения как програм много

обеспечения (в т.ч. игр), т ак и устройств к омпьютер а;

- забывание о дома шних делах, служебны х обязан ностях, учебе, встречах и договореннос тях в

- пренебрежени е собственн ым здоровьем, гигиено й и сном в польз у проведения большего

Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков.

· ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной Интернет-зависимости;

· формировать положительное отношение к живому общению;

· побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.

Ход мероприятия:

Компьютер — основной элемент техногенного развития человечества.

Мы с вами живем в век стремительного развития компьютерной техники. Она окружает нас повсюду. То, что еще вчера было невероятной фантастикой, сегодня вошло в наши дома и стало частью нашей жизни. Но вместе с высокими технологиями, приходит и глубокая от нее зависимость.

По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.

Зависимость — это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале — удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.

Противоположностью зависимости является независимость — понятие, тождественное свободе. Свобода для человека — это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости.

Предлагаем вашему вниманию небольшую сценку:

1-й: А зачем тогда нужны социальные сети?

2-й: Как? Разве ты еще не понял?

3-й: Социальные сети необходимы для того, чтобы управлять твоим сознанием.

4-й: Матрица уже здесь. Посмотри на себя.

2-й: Знаешь ли ты, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая. В среднем для этого требуется не более полугода.

3-й: Вот тогда и возникает жестокость, агрессия, злость, лень, равнодушие ко всему окружающему.

4-й: Массовая деградация молодого поколения опасна для общества и человечества.

1-й: Что же, пользоваться интернетом совсем нельзя?

2-й: Ну почему же? Можно, а иногда и нужно.

3-й: Только очень важно, чтобы его использование не затянуло и не причинило вреда.

4-й: Не надо включать компьютер каждый день. Постарайся заняться чем-нибудь более интересным.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы ребят)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости подростка.

А теперь немного современной статистики:

Согласно совместному исследованию факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития, Интернет на основе методологии проекта EU Kids Online II, проведенному в 2013 году:

· В среднем каждый шестой из опрошенных школьников, «часто» или «довольно часто» отмечает у себя признаки интернет-зависимости. Больше половины детей (54%) время от времени «блуждают» по Интернету без особой цели и почти каждый четвертый делает это постоянно.

· 43% школьников время от времени пытаются безуспешно отрегулировать свое пребывание в Интернете, — в первую очередь, уменьшить время, которое они там проводят. Важно, что дети сами видят в этом проблему.

· 52% респондентов в той или иной степени переживают отсутствие Интернета (симптомы отмены).

· Каждый десятый опрошенный школьник «часто» и «довольно часто» «не спит и не ест из-за Интернета», а каждый шестой — время от времени «забывает о еде и питье». Получается, что потребность в веб-серфинге у каждого четвертого школьника начинает конкурировать с базовыми потребностями.

· Практически такая же картина в предпочтении сетевых контактов реальному окружению: каждый четвертый школьник смог вспомнить случаи, когда, так или иначе, пренебрегал семьей, друзьями или школой ради пребывания в сети.

Упражнение «Ассоциации».

Ведущий: «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».

В образовавшихся микро-группах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других людей?

- Было ли что-то для вас открытием?

Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?

Признаки компьютерной зависимости.

· когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

· если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

· ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

· подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

· сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

· чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

· прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

· когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

· происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

· ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

· снижение интереса к социальной жизни;

· абсолютное безразличие к внешнему виду;

· оправдание пристрастия к различным гаджетам;

· «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером;

· преуменьшение или ложь о количестве времени, потраченном на блуждание в сети;

Особую группу риска компьютерной зависимости составляют школьники. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени — им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, и каждый год создаются все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг — и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора компьютера.

Часто причинами увлечения компьютерными играми могут быть:

· Привлекает придуманный мир, более яркий, простой и выразительный.

· Можно не доводить до конца.

· Все происходит по желанию («Я — властелин»).

· Ребёнок, лишён внимания.

· Неумение справляться с трудностями самостоятельно.

· Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Упражнение «За и против».

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая — приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая, — что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем мнении, но и опровергают точку зрения соперника.

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Трудно ли было отстаивать свое мнение?

- Что для себя открыли?

- Что чувствуете сейчас?

Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие? (Ответы: - Смотреть можно на что угодно и на кого угодно, можно увидеть любой уголок мира; - Качать — в Интернете можно найти и переписать к себе на компьютер любую информацию, в том числе и любимую музыку, возможно любимый фильм; - Играть; - Общаться; - Учиться).

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Польза компьютерных игр:

· логические и обучающие игры учат детей счету, иностранному алфавиту;

· интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

· возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

· общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;

· познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту.

Вред компьютерных игр:

· Долгое пребывание в виртуальном пространстве меняет отношение к реальному миру, трансформируют ваши эмоции и поведение.

· Компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых подростков уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей.

· Часто появляются раздражительность и злоба, которые вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослые, отрывая ребенка от виртуального мира, просят, к примеру, сесть за уроки или сходить за хлебом. Постепенно у ребенка вырабатывается неприязнь к тем, кто ему «все время мешает», то есть к родителям.

· У киберзависимых детей разрушаются социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, находясь в киберпространстве, играя в компьютерные игры, ребенок мнит себя самодостаточным; он уже не нуждается в дружеских отношениях. А отсутствие дружеского общения в детстве, в свою очередь, обрекает его в недалеком будущем на одиночество, так как он становится не способным к общению, к обсуждению с кем бы то ни было наболевших проблем. Всё вместе это приводит к патологической неконтактности, самоизоляции.

· Кроме того, очень многие сайты и компьютерные игры насаждают жестокость, притупляя все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие.

· Отрицательно влияют на физическое состояние ребенка: появляется сухость в глазах, снижается острота зрения и слуха, начинается искривление позвоночника и перенапряжение нервных стволов пальцев рук, возникают частые головные боли, проявляются нервные расстройства, малоподвижный образ жизни и вынужденная поза приводят к сердечным заболеваниям, электромагнитные излучения повышают риск онкологических заболеваний, а свет от экрана устройств влияет на продолжительность сна, значительно его снижая, а это, в свою очередь, ведет к общему истощению организма от хронической усталости.

- Как вы считаете, вы — зависимые люди от Интернета, от игры?

Группы основной компьютерной зависимости:

- Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.

- Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.

- Дети 12-15 лет — самого зависимого возраста.

- Мальчики. На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков.

Предупреждение компьютерной зависимости:

· - соблюдать распорядок дня, выполнять общественно-полезные работы, вести здоровый образ жизни;

· - ограничить время пребывания за компьютером;

· - согласно гигиеническим требованиям, 7-10-летние дети должны сидеть за компьютером не более 45 минут в день, 11-13-летние — дважды в день по 45 минут, старшие — три раза в день;

· - занятия спортом и в спортивных секциях.

Рекомендации подросткам.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека — это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер — это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, — нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

4. Завершение мероприятия, анкетирование.

Давайте проведем небольшое тестирование! Вам необходимо ответить на 8 вопросов.

1. Как часто ты играешь в компьютер?

а) каждый день — 3 балла;

б) день через день — 2 балла;

в) когда не чем заняться — 1 балл.

2. Сколько часов в день играешь?

а) 2-3 часа и больше — 3 балла.

б) 1 час или 2 часа (заигрываюсь) — 2 балла.

в) Часик максимум — 1 балл.

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?

а) Пока компьютер не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не заболит, вообще не выключаю — 3 балла.

б) Когда как, иногда сам выключаю компьютер — 2 балла.

в) Сам и по своей воле выключаю — 1 балл.

4. Когда есть время, ты его тратишь на:

а) на компьютер, на что же ещё — 3балла;

б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) — 2 балла;

в) вряд ли сяду за этот ящик — 1 балл.

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?

а) да прогуливал — 3 балла;

б) было пару раз, да и то не такое важное событие — 2 балла;

6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?

а) Да, постоянно — 3 балла.

б) Пару раз на день вспоминаю — 2 балла.

в) Редко, почти не вспоминаю — 1 балл.

7. Какую роль для тебя играет компьютер?

а) Всё или почти всё — 3 балла.

б) Значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня значат не меньше — 2 балла.

в) Никакой роли он для меня не играет — 1 балл.

8. Придя домой, ты первым делом.

а) Сажусь за компьютер — 3 балла.

б) Всегда по-разному. Могу и за компьютер сесть — 2 балла.

в) Ну уж точно не сяду за компьютер — 1 балл.

Подсчитайте суммарный балл:

От 8 до 12 баллов: норма.

От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на свои занятия.

От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к семейному психологу.

Я надеюсь, ни у кого из вас нет компьютерной зависимости.

Наше сегодняшнее мероприятие я хочу закончить стихами:

Нам известно, что все дети

Зависают в Интернете.
В моде гаджеты, айфоны,
С наворотом телефоны.
И планшеты, ноутбуки.
В общем, не умрешь от скуки.
Книги бросили читать,
Лишь бы кнопки нажимать.
Мы не против Интернета.
Пусть играют, но при этом,
Чтоб зависимым не стать,
Надо книжку почитать.
Почитайте с мамой сказки,
Покатайтесь на салазках.
И в театр, и в кино,
В шашки, пазлы, домино
Вы с друзьями поиграйте,

И родных не забывайте!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Описание материала: конспект внеклассного занятия для учащихся 8 класса будет полезен педагогам коррекционных школ при проведении занятий по здоровому образу жизни, знакомит учащихся с понятием «Компьютерная зависимость», с ее признаками и мерами по профилактике зависимости у подростков.

Цель: ознакомление учащихся с одной из главных проблем современных подростков – компьютерной зависимостью.

- раскрыть понятие «Компьютерная зависимость», познакомить с основными типами компьютерной зависимости;

- расширить представления учащихся о пользе и вреде современных технических устройств – компьютер и сотовый телефон;

- познакомить с профилактикой компьютерной и мобильной зависимостью;

- пополнить активный словарный запас новыми понятиями и терминами;

- привить учащимся стремление к бережному отношению к своему здоровью;

- развивать речевое общение и слуховое восприятие во время внеклассного занятия.

Оборудование: картинки, карточки, таблички.

Речевой материал: компьютер, компьютерная зависимость, профилактика, сотовый телефон, вредное излучение, игровая зависимость, сетевая зависимость, зависимость «Сёрфинг».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и чему вы научились! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Позитивный настрой на занятие.

- Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение

2. Вводная беседа.

Что за друг такой? Железный.

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен … (КОМПЬЮТЕР)

Папин номер наберем,

Трубку к уху поднесём.

С папой свяжет быстро он –

Наш мобильный …. (ТЕЛЕФОН)

оплела весь белый свет,

не пройти детишкам мимо.

Что же это… (ИНТЕРНЕТ)

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами беседовать?

- Мы будем беседовать о компьютерах и телефонах.

- Правильно. Мы будем говорить о сотовом телефоне и компьютере. Какую пользу и вред они приносят человеку? С какой проблемой сталкиваются современные подростки. Прочитайте тему занятия.

- «Компьютерная зависимость у подростков».

- В наше время сотовые телефоны и компьютеры есть практически у всех. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит нам сотовый телефон?

- Верно, сотовый телефон дает нам возможность общаться с близкими и друзьями. Например, вы учитесь и живёте в школе – интернате, а по сотовому телефону можете общаться с родителями и друзьями, которые живут в деревне.

- Когда нельзя пользоваться сотовым телефоном в школе?

- Правильно. Посмотрите на экран и скажите, когда еще нельзя пользоваться телефоном в школе?

Нельзя играть и общаться по телефону:

- во время самоподготовки;

- на общешкольных праздниках;

- Почему нельзя на самоподготовке общаться по телефону?

- На самоподготовке нельзя общаться по телефону, потому что это запрещено.

- Правильно. На самоподготовке нужно делать домашнюю работу, а сотовый телефон положить либо в сумку, либо оставить в спальне.

- Какую пользу приносит компьютер? Для чего нужен он?

- Компьютер нужен, чтобы напечатать текст.

- Найти нужную информацию в интернете.

3. Основная часть.

- Компьютер нужен в первую очередь для работы. А как вы думаете, сотовый телефон и компьютер приносят вред?

- Правильно. Сотовый телефон и компьютер приносят не только пользу, но и вредят здоровью человека. Они опасны вредным для здоровья излучением. Прочитайте определение, что такое «Вредное излучение»?

- Вредное излучение – это свет, который исходит от экрана телефона и компьютера. Оно очень вредно для здоровья.

- нельзя долго разговаривать по телефону;

- нельзя долго держать телефон в руках;

- на ночь рекомендуется выключать телефон и класть подальше от себя.

- нельзя долго сидеть за компьютером.

- Посмотрите на доску и скажите, какой еще вред нашему здоровью наносят сотовый телефон и компьютер?

Задание: определить вред для здоровья сотового телефона и компьютера.

Учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Вред для здоровья:

1. ухудшение зрения;

3. снижение иммунитета;

4. вредное излучение;

5. головные боли;

7. повышенная утомляемость.

НОРМЫ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ:

- Существуют нормы работы за компьютером:

Дети 5-7 лет - 30 минут в день могут играть в компьютер.

Дети 7-12 лет — не больше 1 часа в день.

Подросткам 12-16 лет — около 2-х часов в день.

Взрослый человек - 6 часов, делая каждые два часа перерыв.

- Давайте проверим, как вы выполняете нормы работы за компьютером. На столе у вас лежат кружки 3-х цветов. Поднимите вверх тот кружок, который характеризует ваше время игры за компьютером.

Около 2-х часов в день. (зелёный кружок)

Около 4-х часов в день. (жёлтый кружок)

Около 6-х часов в день. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

Воспитатель приблизительно анализирует выполнение учащимися норм работы за компьютером.

- Современные подростки сейчас сталкиваются с серьезной проблемой -компьютерная зависимость. Наиболее часто она появляется у подростков 12-17 лет. Что же такое компьютерная зависимость? Прочитайте определение.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – это состояние человека, характеризующееся длительным пользованием компьютером или пребыванием в сети Интернет при отсутствии необходимости в этом.

- Каковы признаки компьютерной зависимости?

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:

1. Подросток приходит со школы и первым делом включает компьютер;

2. Подросток проявляет агрессию при попытке отвлечь его от игры;

3. Подросток расстроен, если ему сократили время игры на компьютере;

4. Возникают проблемы с учебой или в общении со сверстниками;

5. Подросток скрывает от родителей, сколько времени он проводит в сети, и какие сайты посещает;

6. Подросток постоянно думает, говорит о компьютере;

7. У подростка сбивается режим дня, питания и сна.

- Давайте немного отдохнём и сделаем весёлую зарядку.

Физминутка «Верно - неверно»

Задание: если предложение верно - хлопаем, неверно - топаем.

1. Сотовый телефон дает нам возможность общаться. (В)

2. На самоподготовке можно слушать музыку на телефоне. (Н)

3. Вредное излучение опасно для здоровья. (В)

4. Подросткам можно играть на компьютере 2 часа в день. (В)

5. Компьютер улучшает зрение. (Н)

6. Компьютер нужен в первую очередь для игры. (Н)

- Отдохнули. Давайте продолжим нашу беседу. Выделяют 3 основных типа компьютерной зависимости. Давайте сейчас назовём эти типы, разгадав ребусы.

Задание: отгадать основные типы компьютерной зависимости, расшифровав ребусы.

Учащиеся разгадывают ребусы.

Работа с речевым материалом.

- Давайте еще раз повторим, основные типы компьютерной зависимости. Что такое игровая зависимость?

- Игровая зависимость - это увлечение компьютерными и сетевыми интернет-играми.

- Что такое зависимость «Сёрфинг»?

- Зависимость «Сёрфинг» - это бесконечные путешествия по сети, поиск разнообразной информации.

- Что такое сетевая зависимость?

- Сетевая зависимость – это интерес к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам.

- А сейчас проведем анкетирование и определим, у кого из Вас есть компьютерная зависимость.

Анкета для учащихся

1. Приходя домой, ты первым делом садишься за компьютер? (да / нет)

2. Ты забросил учёбу, стал непослушным? (да / нет)

3. Ты злишься, если тебя отвлекают от компьютера? (да / нет)

4. Ты кушаешь, не отрываясь от компьютера? (да / нет)

5. Тебе скучно, если компьютер сломался? (да / нет)

6. Ты не контролируешь время, проводимое за компьютером? (да/ нет)

7. Ты тратишь много денег на компьютерные игры? (да / нет)

8. Ты не общаешься с друзьями, все время проводишь в сети? (да)

9. Ты посещаешь различные запретные сайты? (да / нет)

10. Ты постоянно говоришь о компьютерных играх (да / нет)

- Подсчитайте свои результаты.

«Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов.

0 – 3 баллов – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 баллов – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

- Сейчас поднимите вверх тот кружок, который соответствует уровню вашей зависимости от компьютера.

Низкий уровень. (зелёный кружок)

Средний уровень. (жёлтый кружок)

Красный уровень. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

Воспитатель подводит и анализирует итоги анкетирования учащихся по определению уровня компьютерной зависимости.

- Что же делать, если у вас появилась компьютерная зависимость? Старайтесь выполнять эти простые рекомендации.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:

1. Ограничьте себе время игры на компьютере, не нарушайте правила.

2. Найдите себе занятие по душе (кружки, спортивные секции)

3. Помогайте родителям с домашними делами.

4. Расширяйте свой кругозор всеми доступными средствами (совместные путешествия с родителями, посещение выставок, музеев, театров с друзьями).

5. Ежедневно общайтесь с родителями и друзьями.

- Какие выводы можно сделать из нашей беседы?

Задание: вставить пропущенное слово, опираясь на опорные слова, и прочитать полученное предложение.

1. Компьютер и сотовый телефон приносят пользу человеку, но при неумеренном использовании вредят здоровью.

2. На самоподготовке нельзя играть и общаться по телефону.

3. У большинства детей и подростков появляется компьютерная зависимость.

4. При компьютерной зависимости возникают проблемы с учёбой и в общении со сверстниками.

5. Необходимо ограничивать себе время игры на компьютере.

6. Нужно помогать родителям с домашними делами.

7. Больше общаться со своими друзьями, а не заводить виртуальных знакомых.

8. Учёба и получение хороших знаний – главный труд подростков, а не компьютерные игры.

Опорные слова: вредят, на самоподготовке, зависимость, проблемы, ограничивать, родителям, друзьями, учёба.

- Молодцы, ребята! У каждого из вас на столе лежит плакат, картинки и таблички. Ваша задача сделать информационный плакат по теме нашего занятия. Обратите внимание, что нужно правильно выбрать материал для своего плаката.

Задание: сделать информационный плакат на предложенную тему, правильно подобрав информационный материал.

1 группа: «Польза и вред компьютера и телефона».

2 группа: «Вредное излучение».

3 группа: «Компьютерная зависимость и ее основные типы».

4 группа: «Профилактика компьютерной зависимости».

Учащиеся выполняют задание, затем защищают свой информационный плакат.

4. Итоговая беседа.

- Что мы сегодня делали на занятии?

- Мы беседовали, говорили, отвечали на вопросы, разгадывали ребусы, загадки.

- О чем мы беседовали?

- Мы беседовали о пользе и вреде компьютера и телефона.

- О компьютерной зависимости у подростков.

- А сейчас поднимите вверх тот кружок, который характеризует ваше отношение к занятию.

Беседа заставила меня задуматься. (зелёный кружок)

Я не узнал (а) ничего нового на занятии. (жёлтый кружок)

Я всё равно буду нарушать режим работы за компьютером. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

- Сегодня все вы хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо!


Цель. Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости. Формировать положительное отношение к живому общению.

Ход классного часа

- Сегодня мы затронем насущную тему для всех современных детей. Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг?

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

- Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка.

4. Работа по теме

Беседа

- Сегодня мир компьютерных игр обширен, как никогда. В нем можно найти игры на любой вкус. И кому-то из вас нравятся приключения и стратегии, кому-то тетрис и пазлы, а кому-то «стрелялки» и «войнушки». Казалось бы – игры – разве могут они причинить нам вред? Как вы считаете?

- Оказалось, ребята, могут.

Рассказ учителя

- Есть такое понятие «зависимость от компьютера». Это такое состояние, когда человек часами и даже днями сидит за компьютером, не может от него оторваться. Все ночи он просиживает за компьютером. Он играет или «бродит» по Интернету. Среди вас таких нет и это очень хорошо. Не каждый человек подвержен стать «игроманом». Так называется этот вид зависимости. Обычно в игровую зависимость попадают дети с заниженной самооценкой, которые хотят хотя бы в игре быть лидером.

Просмотр и обсуждение видеоролика «Компьютерная зависимость»

- Как вы думаете, почему люди становятся зависимыми от компьютера?

Проблемы в общении в реальной жизни

Низкая самооценка: комплексы, застенчивость

В игре можно то, что нельзя в реальной жизни

Отсутствие взаимопонимания с близкими

Проблемы в семье или личного характера (бегство от проблем)

Отсутствие положительных эмоций.

Работа в группах «Решение проблемы»

Итог занятия

- Учитесь дружить, не будьте равнодушными к проблемам друзей. Если у вас возникают проблемы в семье, с друзьями, постарайтесь их обсудить с тем человеком, которому вы доверяете. Во многом, разовьётся зависимость или нет, зависит от характера. А характер, как вы знаете, можно и нужно в себе воспитывать. И самое главное, ребята, научитесь пользоваться компьютером во благо! Он может помочь в учебе, развить мышление, смекалку, сообразительность. С его помощью можно делать доклады, научиться будущей профессии. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и кроме того вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию. Существуют игры, приносящие пользу, например мы же с вами участвуем в олимпиадах. Эти игры вам нравятся и они полезные для вас. И как вы радуетесь, когда получаете хорошие баллы!


-75%

Читайте также: