Безопасное время нахождения перед экраном работающего компьютера составляет не более

Обновлено: 04.07.2024

В связи с пандемией коронавируса государства всего мира были вынуждены перестаивать систему образования на дистанционный формат. Из-за долгого нахождения за компьютером могут появиться остеохондроз и искривление позвоночника. Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм от глаз пользователя с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Основные размеры рабочего места при работе с компьютерами высота края стола и высота пространства для ног должны соответствовать росту. Не рекомендовано использовать в качестве сидения табуретки или скамейки. Во время работы за ноутбуком и компьютером важно не горбиться. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время учебы, работы за столом, так и при ходьбе.

Требования к длительности занятий с компьютерами и ноутбуками.

Частая работа за компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, придется ходить в очках.

Общие рекомендации – детям с 3-х до 5-ти лет - не более 15-ти минут использования гаджетов в сутки.

Непрерывная длительность занятий в дошкольных организациях и школах непосредственно с компьютерами и ноутбуками в течение учебного часа соответствует:

  • дошкольных организациях и 1 классах - не более 15 минут;
  • 2 - 3 классах - не более 20 минут;
  • 4-5 классах - не более 25 минут;
  • 6 - 8 классах - не более 30 минут;

9 - 11(12) классах - не более 35 минут.

Профилактические мероприятия при работе с компьютерами и ноутбуками

Продолжительность непосредственной работы с компьютерами, ноутбуками, планшетами рекомендуется не более 2 часов. В период работы проводятся профилактические мероприятия: упражнения для глаз через каждый 20-25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва. Занятия с компьютерами, ноутбуками, планшетами не проводятся за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и оздоровительных мероприятий. Одновременное использование 1 компьютера, ноутбука, планшета двумя и более людьми, независимо от возраста не рекомендуется. Не используются компьютеры, ноутбуки без наличия документов, подтверждающих их качество и безопасность. Современный монитор не является источником радиоактивного излучения. Перед началом работы и после каждого академического часа занятий осуществляют сквозное проветривание. В качестве источников света при искусственном освещении используются люминесцентные лампы. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе энергосберегающие. Не забывайте кушать. Работа или игра за компьютером нередко поглощает все внимание человека. Находясь мыслями там, в мониторе, человек забывает обо всем, в том числе об обеде, работают впроголодь весь день.

Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.

2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.

3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.

4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.

5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.

6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.

7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.

8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.

9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.

10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.

11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.

12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.

13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!

14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.

15. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.

18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.

20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.

Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В настоящее время огромное количество людей дома либо в офисах работают перед монитором за компьютером. Современный мир все больше приближается к тому моменту, когда без знания элементарных правил работы за компьютером не сможет обойтись ни один человек. Но многие хотя бы краем уха слышали о том или ином вреде, который несет в себе длительное нахождение перед монитором. Поэтому были разработаны ряд мер, призванные сделать работу за компьютером не только быстрой и эффективной, но и безопасной.

С одной стороны, это ряд технологических усовершенствований (более безопасные для зрения мониторы, например), с другой - перечень рекомендаций и правил работы за компьютером, при выполнении которых нарушения здоровья минимальны. Эти правила описывают длительность непрерывной работы за компьютером, время суток, наиболее подходящее для этого, расположение основных компонентов компьютера на столе и многие другие факторы.

Согласно Санитарным нормам и правилам, длительность работы за компьютером в течении дня должна составлять не более шести часов. Соответственно, если работа офисного сотрудника подразумевает почти исключительное пребывание перед монитором, то длительность его рабочего дня также должна быть не более этого времени. Такое ограничение связано с рядом нагрузок, которые испытывает человек во время работы за компьютером - статические (изотонические) нагрузки на мышцы спины и шеи, световая нагрузка на глаза, информационная нагрузка на центральную нервную систему. Кроме того, непрерывная работа перед монитором должна быть не более часа, после чего следует сделать перерыв.

работа за компьютером

Для более эффективной дальнейшей работы и для профилактики проблем со здоровьем эти перерывы длительностью по 10-15 минут целесообразно потратить на несколько упражнений, призванных снизить нагрузку с наиболее подверженных влиянию работы за компьютером систем организма.

1. Для снятия нагрузки с опорно-двигательного аппарата полезно встать, немного пройтись, потянуться. При более-менее удобном кресле наиболее напрягаемой частью позвоночника при работе за компьютером является шея - нужно сделать несколько вращательных движений как по, так и против часовой стрелки, наклонить голову вперед-назад и влево-вправо несколько раз. Не менее шеи в процессе работы за компьютером устают и кисти, а их длительное напряжение чревато "туннельным синдромом" и другими проблемами, поэтому их тоже следует размять во время перерыва.

2. Глаза также нуждаются в особой гимнастике во время работы за компьютером. Фокусируясь на мониторе, органы зрения страдают от мерцания подсветки, большой примеси синих лучей в спектре излучения экрана, что ведет к повышенной утомляемости глаз, длительное фокусирование на близком расстоянии. Для гимнастики глаз достаточно несколько раз их крепко зажмурить и затем широко открыть, потом можно некоторое время фокусироваться на какой-то дальний предмет - это является хорошей профилактикой близорукости.

работа за компьютером

3. Для снятия информационной нагрузки необходимо полностью отстраниться от выполняемой в данный момент работы - то есть не думать о ней во время перерыва. Можно поболтать с коллегами, позвонить домой, пойти выпить кофе, хороший результат дает небольшая физическая нагрузка. Как правило, после такой "перезагрузки" центральной нервной системы верное решение той или иной проблемы приходит намного быстрее.

Ряд рекомендаций по работе за компьютером, которые распространяются в интернете, нередко прописывают и время суток более или менее благоприятные для просиживания перед монитором. Одни утверждают, что работу лучше начинать утром, другие днем, третьи рекомендуют оставлять подобные дела на вечер. В связи с тем, что по данному вопросу нет единого мнения, то все зависит от человека, который работает за компьютером. Естественно, что человек-"сова", который просыпается в 11 утра, вряд ли способен делать работу перед монитором в первую половину дня, также как и "жаворонок" ночью.

Однако ряд исследователей считает, что ночные бдения за компьютером более негативно влияют на здоровье человека - идет большая нагрузка на глаза (из-за высокой относительной яркости монитора), на психо-эмоциональную сферу. Поэтому лучше даже "совам" понемногу переводить график своей работы на светлое время суток.

Ранее 19.11.2021 21:13 мск.

Ранее 19.11.2021 20:48 мск.

Ранее 19.11.2021 19:42 мск.

Ранее 19.11.2021 19:16 мск.

Ранее 19.11.2021 19:04 мск.

Больше новостей

Архив материалов

arrow_back arrow_forward arrow_back arrow_forward

информатизация, планшет, школа (2015) | Фото: appleinsider.ru

За компьютером - 2 часа в день. Обнародованы гигиенические нормативы цифрового и дистанционного обучения

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали "Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования".

Гигиенические нормативы посвящены вопросу здоровья детей в условиях ЦОС и дистанционного обучения и базируются на результатах научных исследований, выполненных в последние годы под эгидой Отделений медицинских наук РАН.

Документ устанавливает нормы как для школы, так и для дома, которые указывают на опасность массового использования цифровых технологий для обучения.

Отмечается, что резко возросшая в последние годы информатизация образовательного процесса с использованием электронных средств обучения привела к ухудшению состояния здоровья детей. Так, с 1-го по 11-й класс на 15% увеличивается распространенность функциональных отклонений, а хронических болезней - на 53%. Если на 1000 первоклассников фиксируется 813 хронических болезней, то на 1000 выпускников - 1242. То есть каждый выпускник сегодня имеет в среднем более одной хронической болезни.

При этом болезни глаз, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости. Среди выпускников почти каждый второй имеет функциональные нарушения зрения, а хронические глазные болезни - каждый шестой. Причем частота последних увеличивается в 16 раз за время обучения в школе.

"Обращает также на себя внимание значительная распространенность среди старшеклассников функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем", - говорится в документе.

Однако в настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к ЦОС, что не позволяет охранять здоровье школьников.

Авторы нормативов подчеркивают, что, в частности, "смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями".

"Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков", – отмечают медики.

Из конкретных важных рекомендаций можно отметить следующие. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м. Использовать же системы беспроводной передачи данных в школе для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК вообще не рекомендуется. То есть специалисты отмечают, что WiFi вреден для здоровья детей и может быть использован только на большом расстоянии от роутера, что в школе обеспечить практически невозможно. То же самое касается использования планшетов, которые не работают "через кабель".

"Не допускается использование смартфонов для образовательных целей (чтение, поиск информации). Использование обучающимися личных мобильных средств связи в образовательной организации должно быть ограничено. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на территории образовательных организаций не рекомендуется", - также отмечается в нормативах.

Это означает, что в школах не должно быть антенн сотовой связи.

Кроме того, "минимальное расстояние от интерактивной доски (интерактивной панели) до первых парт должно быть не менее 2-кратной высоты экрана, но не менее 240 см. Наибольшая удаленность рабочего места обучающегося от интерактивной доски не более 860 см. Высота нижнего края интерактивной доски (панели) на полом составляет 70-90 см. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать слепящий эффект. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами / занавесями из светонепроницаемой ткани".

Все это существенно ограничивает использование интерактивных досок - школьники должны сидеть минимум в 2,5 м от нее.

В домашних условиях рекомендуется использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. Если используется WiFi, то до рабочего места обучающегося должно быть не менее 5 м. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа.

Для чтения и выполнения заданий всеми школьниками следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях.

При использовании электронных устройств дома для детей до 8 лет время их использования должно быть в пропорции 1:3 ко времени отдыха, то есть 30 минут работы и 90 минут отдыха. Для детей до 15 лет - 1:2, старшеклассников - 1:1. То есть после каждого часа работы следует хотя бы на час прерываться.

В руководстве дается допустимая продолжительность использования электронных средств обучения для школьников всех возрастов - в течение урока, за день в школе и за день в целом, в том числе дома. Из таблицы видно, что в младших классах допустимо использовать, например, планшет только 30 минут в день в школе (не более 10 минут за урок) и 80 минут всего за день. Даже в старших классах это не более 20 минут за урок и 80 минут за день в школе.

гигиенические нормативы для электронных средств обучения(2020)|Фото: Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования

Примерно такие же цифры относятся и к другим электронным устройствам. Обращает на себя внимание то, что даже для старшеклассников ноутбук или компьютер можно использовать менее 3 часов в день, а для более младших классов - и того меньше. Это свидетельствует о том, что дистанционный режим, который требует большого времени сидения за компьютером, с точки зрения влияния на здоровье школьников является опасным.

Доктор биологических наук, председатель РНКЗНИ, член научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ Олег Григорьев сказал РИА "Катюша", что для России впервые сформулированы подобные нормативы для защиты здоровья детей. Документ направлен в Минпросвет и Роспотребнадзор для интегрирования в СанПиН "Санитарно-эпидемиологические правила к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", который, по планам Роспотребнадзора, с 2021 года заменит действующие СанПиН, регламентирующие работы разных организаций для детей. Но сейчас все это еще просто рекомендации, которые можно и не выполнять.

"На мой взгляд, Минпросвет очень рискует, делая акцент на компьютеризацию школ без упора на здоровую окружающую среду в школах. Это тоже старая дискуссия: в СССР в споре победили гигиенисты, поэтому были жесткие регламенты. Сейчас побеждает бизнес", - отметил Григорьев.

В апреле ведущая Екатерина Гордон резко раскритиковала дистанционное и цифровое образование. С этим мнением согласно подавляющее большинство специалистов, отмечающих, что никакие дистанционные технологии не могут заменить живое обучение. Тем не менее, оно неумолимо внедряется.

Читайте также: