Бортовой компьютер штат что показывает

Обновлено: 02.07.2024

Совсем не большой по размерам бортовой компьютер Штат Х1 способен выполнять разнообразные климатические, маршрутные и диагностические функции. Устанавливается он на автомобили семейства ВАЗ – Калина, Нива, 2123, 2110 и другие.

1 Что может Штат Х1 – информация о функциях компьютера

Интересующий нас бортовой компьютер (БК) имеет достаточно широкий функционал. Он работает в режимах:

  • Диагностического тестера. Выполняет функцию цифрового спидометра, тахометра, контролирует работу силового агрегата и дроссельной заслонки (тюнингованной или штатной), считывает коды диагностики системы, оповещает о напряжении электросети в авто и о температуре мотора.
  • Маршрутного компьютера. Полезный и удобный режим. В нем бортовой компьютер на ВАЗ Штат показывает скорость (усредненная величина) езды за одну поездку, пройденное машиной расстояние, остатки горючего в баке и его расход за поездку, время в пути. Также БК прогнозирует дальность пробега на остатке топлива и располагает счетчиком последнего.
  • Супервизора. Устройство оснащено счетчиком времени простоя и энергонезависимой памятью, оно оповещает водителя о невыключенных указателях поворота и габаритах, а также об откате (самопроизвольном) транспортного средства.
  • Сигнализатора. Штат сообщает о превышении скоростного порога, о неполадках в бортовой сети и о потенциально небезопасном для авто перегреве силового агрегата.

Что может Штат Х1 – информация о функциях компьютера

Похожие статьи

Кроме того, Штат Х1 имеет три добавочных функции, которые пришлись по душе отечественным автомобилистам. Режим Тропик подразумевает автоуправление охлаждающей системой машины, Плазмер отвечает за сушку свечей и их последующий прогрев до температуры, позволяющей без проблем произвести холодный пуск мотора, Форсаж сбрасывает при переключении топлива с газа на бензин и наоборот.

Небольшой нюанс. Функция Форсаж работает исключительно с качественными марками бензина (95 и выше). Установка Штат Х1 осуществляется без малейших затруднений в заглушку, имеющуюся на панели приборов.

Вам потребуется инструкция по монтажу БК в конкретную модель автомобиля ВАЗ. Принцип установки при этом один и то же. Нужно снять накладку с приборной панели, а затем поочередно соединить одноцветные заводские проводки с проводами бортового компьютера. В специальной настройке Штат Х1 не нуждается. Устанавливаете БК, включаете зажигание, запускаете устройство, и оно сразу переходит в режим маршрутного компьютера. Если требуется переключиться на диагностический режим, нажимаете на кнопку КОРР. В режим сигнализации (аварийной) БК переходит самостоятельно.

2 Диагностика со сканером – нормально ли работают узлы вашего авто?

При помощи бортового компьютера Штат производится проверка машины. Ее осуществляют со сканером либо без него. В первом случае нужно подключить описываемый БК к ноутбуку или тестеру (они должны располагать соответствующим программным обеспечением), используя специальный кабель для проведения диагностики. Сам сканер подключается в разъем, расположенный около коробки передач (у селектора), через адаптер OBD-II. Последний дает возможность отсылать через выход USB сведения о диагностике на ноутбук.

Диагностика со сканером – нормально ли работают узлы вашего авто?

После этого вы устанавливаете программу (обычно используется утилита KWP_D), включаете зажигание и приступаете к диагностике. Расшифровка полученных кодов позволяет выяснить, какие узлы машины функционируют не так, как требуется. Это означает, что их нужно настраивать. Диагностика показывает следующие параметры:

  • THR – положение дроссельной заслонки;
  • UACC – напряжение аккумулятора;
  • AIR – расход (массовый) воздуха;
  • FREQ – вращение (частота) коленчатого шкива;
  • INJ – продолжительность импульса впрыска;
  • UOZ – опережение зажигания;
  • FSM – датчик холостого хода;
  • QT – коэффициент расхода топлива.

Получив все эти данные, вам требуется сравнить их со стандартными значениями, которые рекомендованы автопроизводителем. Если цифры отличаются друг от друга процентов на 18–20, значит с вашей машиной все в порядке. Если разница превышает 20 %, должна производиться настройка проблемных узлов.

3 Самостоятельная проверка – расшифровываем коды ошибок

БК Штат Х1 позволяет выполнять диагностику функционирования отдельных узлов транспортного средства без использования сканеров, ноутбуков и прочих электронных приспособлений. Проверка машины в данном случае выполняется так – нажимаете на приборной панели кнопку обнуления дневного пробега и сразу же включаете зажигание (при этом сам двигатель запускать не нужно).

Самостоятельная проверка – расшифровываем коды ошибок

После таких действий БК начнет диагностику щитка приборов. Затем вам нужно включить стеклоочистители (просто нажимаете на соответствующую кнопку – она расположена на рычаге запуска указанного приспособления) и наблюдать за тем, как на дисплее Штат появляются коды различных неисправностей. Расшифровка часто встречающихся ошибок приведена далее:

  • Р0113 и Р0112 – неправильная работа датчика или выход из строя механизма, контролирующего температуру потока воздуха на входе;
  • Р0106 – некорректный сигнал от извещателя движения транспортного средства;
  • Р0172 и Р0171 – повышенный либо пониженный показатель горючей смеси;
  • Р0122 (0123) – цепь дроссельной заслонки нарушена;
  • Р1102 – недостаточный сигнал от нагревателя кислородного датчика;
  • Р0647 – неисправность муфты системы климат-контроля;
  • Р0325 – обрыв датчика детонации;
  • Р0301–0304 – пропуски зажигания в цилиндрах (в одном из четырех либо сразу в нескольких).

Обратите внимание! Любой расшифрованный код говорит нам о реальной неисправности. Поэтому обязательно нужно обратиться в автосервис либо решить проблему самостоятельно, если вы имеете навыки выполнения несложного ремонта своего автомобиля.


В автомобиле Лада Калина в заводском оснащении имеется бортовой компьютер, встроенный в приборную доску. Небольшой ЖК-дисплей с минимумом набором функций, в который входят такие параметры, как: средний расход топлива, мгновенный расход топлива, запас хода и другие. В дополнение к этому бортовому компьютеру мной был установлен БК под названием Штат, который выпускается в городе Тольятти.


Главными отличиями этого БК от БК в приборной доске являются:
— показания датчиков ЭСУД отображаются в понятных для всех цифрах;
— существует функция "Форсаж", которая стирает самообучение ЭБУ и возвращает все настройки на бензин АИ-95;
— функция "Тропик", которая изменяет температуру включения вентилятора охлаждения двигателя.

Сегодня я хочу затронуть в этой записи последнюю функцию под ярким названием "Тропик".

Теория
В части калибровочных данных программы ЭБУ существуют ячейки памяти, в которых указаны температуры включения и отключения вентилятора, т.е., когда контроллер получает соответствующую информацию о температуре от датчика охлаждающей жидкости, он включает или выключает вентилятор.

В техническом описании БК Штат сказано, что функция "Тропик" способна изменять температуру включения, а гистерезис всегда имеет значение в 4 градуса. Теперь разберемся, как же всё это работает на деле.

Практика
Скажу сразу: на самом деле эта функция никаким образом не изменяет данные в программе контроллера. Вся суть ее работы — это подача сигнала на включение вентилятора по диагностической К-линии в контроллер управления двигателем и конечно сигнала на выключение. В итоге использования этой функции я имел следующие результаты:
— да вентилятор включался на заданной мной температуре в 98 градусов,
— да он отключался при 94 градусах,
но при включении происходила кратковременная просадка оборотов, особенно это чувствовалось на холостом ходу. Двигатель вздрагивал очень неприятно.

Почему?
Причиной этому является тот факт, что контроллер как бы включает вентилятор не по своей воле, а по воле диагностики, которая создана только для проверки системы и не используется постоянно, в данном случае для проверки работоспособности вентилятора. Из-за этого ЭБУ никак не готовится к этому включению.


При отключении функции "Тропик" в БК Штат, двигатель перестал вздрагивать при включении вентилятора, нет ни малейшего ощущения, что он включился, кроме щелчка реле. На ходу машина ведет себя как-то плавнее.

Вывод
"Тропик" — штука хорошая, в смысле ее идея хорошая, но реализация никудышная. Если Вам нужно изменить температуру включения вентилятора системы охлаждения, то редактируйте калибровки программы ЭБУ.


Владельцы российских автомобилей не понаслышке знают, какие скудные возможности имеет штатный БК.
Например в моем автомобиле нет даже индикатора температуры двигателя ((
Кроме этого, хотелось бы иметь прибор для диагностики ошибок и при необходимости иметь возможность их сбросить.
Сначала хотел купить Bluetooth сканер, но для работы требуется подключать устройство с ОС Android, что не очень удобно. Поэтому было принято решение приобрести дополнительный бортовой компьютер.

Общая информация и возможности

Остаток топлива в баке
Прогноз пробега на остатке топлива
Счетчик топлива
Пройденный путь
Время в пути
Средний расход топлива за поездку
Средняя скорость движения за поездку
Диагностические коды системы
Управление двигателем
Температура двигателя
Напряжение бортовой сети
Положение дроссельной заслонки
Цифровой тахометр
Цифровой спидометр
Плазмер
Тропик
Сигнализатор
Опасный перегрев двигателя
Авария бортовой сети
Превышения порога скорости
Энергонезависимая память

Поддерживаемые автомобили — Лада Гранта, Калина-2, Приора-2, Датсун
Совместим с контроллерами Итэлма М74
Официальный сайт
Руководство по установке и эксплуатации Штат Х1-G





БК устанавливается в штатный разъем вместо заглушки.

Подключение

Штат Х1-G подключается в штатный диагностический разъём. Дополнительного подключения не требуется.

Функции разнесены на обе кнопки, как на фотографиях.




В режиме диагностики, если имеется ошибка, на дисплее высвечивается её код. Описание ошибки и возможную неисправность, можно найти в инструкции к БК или скачать программу для мобильного приложения.

Дополнительные функции

Функция «Тропик». Автоматическое управление вентилятором

Позволяет изменять порог включения вентилятора охлаждения. Установил температуру срабатывания в +98°С.

Функция «Плазмер». Сушка и прогрев свечей

В сложных погодных условиях (влажная погода, отрицательная температура) предварительная просушка и прогрев свечей в несколько раз повышает вероятность его удачного запуска.

Функция “ФОРСАЖ”

Сброс настроек контроллера до состояния первоначальных заводских установок. При этом восстановится динамика и расход топлива до нормальных значений.

Сигнализатор не выключенного света или габаритов

При выключении зажигания звуковое оповещение о не выключенных габаритах или фарах.

Предупреждение о превышении скорости

Имеется возможность настроить звуковое оповещение о превышении скорости. Данной функцией не пользуюсь, поскольку стараюсь всегда соблюдать скоростной режим.

Достоинства и недостатки

+ богатый функционал, недоступный в штатном БК
+ дополнительные возможности

Выводы и впечатления

Пользуюсь данным БК более года. Никаких нареканий к работе нет. Все заявленные функции работают исправно.
Штат Х1 позволяет контролировать все необходимые данные, а так же сэкономить немало денег на диагностике у официалов или сторонних СТО.

Владельцам отечественного автопрома к покупке однозначно рекомендую.

бортовой компьютер Х33

Полвека назад бортовой компьютер можно было увидеть разве что в космическом аппарате. Но постепенно этими устройствами стали оснащаться автомобили класса люкс, а сейчас никого не удивишь таким даже на бюджетной модели. Какую роль они выполняют? Зачем же это понадобилось, ведь раньше люди хорошо обходились и без них?

Датчики.
Почти все автомобили с инжектором обладают бортовым компьютером, однако, если же он отсутствует, то его можно приобрести дополнительно. Прежде всего он служит в качестве усовершенствования приборной панели. Аналоговые датчики неспособны точно отображать основные параметры машины, такие как скорость, количество оборотов и остаток топлива. Помимо того, со временем точность датчиков снижается, и можно увидеть “скорость” в 10 км/ч, когда автомобиль стоит. Шкала многих приборов просто не пронумерована, можно лишь догадываться о значении конкретного показателя, а на дисплее компьютера вся информация отображается точно и оперативно.

Кроме того, во многих моделях есть и дополнительные показатели. Например температура воздуха и жидкости в системе охлаждения, заряд аккумулятора, напряжение на его клеммах, а также другие показатели. В зависимости от пробега и модификаций автомобиля расхождения в показаниях встроенных датчиков и бортового компьютера могут доходить до 30%. По сути, при такой погрешности они могут отображать ложную информацию.

Анализ состояния автомобиля.
Перед запуском инжекторного двигателя компьютер проводит тест всех систем, это обязательное условие обеспечения безопасности. Разумеется, он не может выполнять всю работу за владельца, но способен существенно облегчить человеку жизнь. Вычислительное устройство может хранить историю показаний, ее можно будет увидеть в любой момент, необходимость вспоминать поведение машины перед поломкой отпадет.

Но и возникновения неисправности можно избежать, если программа распознает какие-либо негативные тенденции в работе одной из систем, то владелец будет предупрежден об этом. К примеру, проблемы со свечами и маслом могут увеличить расход горючего, своевременная замена поможет сэкономить значительную сумму. Дополнительно можно ввести в аппарат дату последнего техосмотра и профилактической замены расходных материалов, тогда компьютер сможет сигнализировать о рекомендованных сроках следующего визита в мастерскую.

Планирование поездки.
Функционал многих моделей включает сбор информации о длительности, дальности и средней скорости поездки, количестве топлива, затраченного на нее. Иногда устройство способно самостоятельно подсчитать как далеко можно доехать на остатке горючего в баке. Такая функция помогает определиться с оптимальной скоростью движения, с целью минимизации затрат топлива.

Какой автомобиль подходит для бортового компьютера?
Встречается утверждение, что бортовой компьютер можно поставить в любую машину, если в ней есть спидометр и датчик топлива. Опровергнуть это не выйдет, но стоит помнить, что для монтажа на старых моделях может потребоваться существенное вмешательство в конструкцию приборной панели и проводки автомобиля, поскольку они не рассчитаны на новое оборудование. Впрочем, существуют способы крепления устройства и в других местах, но это менее удобно и может негативно сказаться на его работе. Также, возможно, понадобится установить аккумулятор с большей мощностью.

Ассортимент.
Следует учитывать, что компьютер не проводит большинство измерений самостоятельно, он тоже получает показания со встроенных датчиков автомобиля. Чтобы повысить точность информации нужно либо заменить измерительные приборы, либо установить устройство, которое запрограммировано на работу с конкретной моделью машины. Существуют специальные экземпляры и для отечественных авто.

Одним из производителей подобных устройств является компания Штат. В ассортименте представлен широкий выбор компьютеров, преимущественно для модельного ряда Лада, но поддерживаются и другие популярные производители.

Например, существуют модификации Штат X1, созданные специально для работы с Грантой или Приорой. Они идентичны в аппаратной части, но имеют различное программное обеспечение, которое учитывает особенности конструкции автомобиля. Приборы снабжены широким набором функций: диагностика технической части авто, прогрев свечей, контроль расхода топлива с возможностью ручной корректировки показателей. Память сохраняет данные и после отключения питания.

бортовой компьютер Х33

Большей вариативностью обладает Штат X-33 Универсал, купить его может владелец любой из машин серии 2110, не опасаясь за совместимость. В целом он повторяет функциональность вышеописанных моделей, дополнительно здесь присутствует автоматическая регулировка яркости дисплея для экономии энергии.

В статье изложены не все возможности бортовых компьютеров, а только средней и бюджетной ценовой категории. Окончательное решение все же остается за владельцем, но помните, что аппарат может окупить себя за несколько лет, а то и меньше.

Никто из водителей не станет возражать, что бортовой компьютер – штука нужная и удобная. Но всё ли вы знаете о своём электронном помощнике и его функциональных возможностях? Владельцы ВАЗов наверняка могут рассказать о «Штате» целые легенды.

Бюджетный вариант «Штата»

Производители из Тольятти предлагают более двух десятков моделей на любой вкус. Если подыскиваете бюджетный вариант, выбирайте «Штат Х1М Универсал». Этот мини-прибор с цифровым индикатором легко установить на приборной панели «Калины», «Нивы-Шевроле», ВАЗ-2110 или «Самаре-2».

Бортовой компьютер достаточно компактный, но функционал его довольно широк. Подключается он к разъёму диагностики OBD II или диагностической колодке.

штат инструкуция

С его помощью можно проследить за такими параметрами:

  • километраж;
  • время в пути;
  • расход топлива;
  • усредненные показатели запаса горючего;
  • температура двигателя;
  • напряжение питания бортовой сети;
  • код ошибки в случае какой-либо поломки;
  • включение аварийной сигнализации, если мотор перегреется или произойдёт резкий скачок питания;
  • сигнал в случае превышения скорости.

Устройство может быть оборудовано дополнительными функциями. К примеру, включать вентилятор при превышении температуры в салоне выше допустимой нормы, запускать при необходимости систему охлаждения радиатора.

Другие полезные параметры:

  1. Функция «Тропики» включает подогрев воздуха в салоне по заданному алгоритму (присутствует только в последних моделях).
  2. Опция «Форсаж» возвращает БК к заводским установкам, если двигатель перестаёт работать или сбой электроники происходит в момент переключения с бензина на газ.
  3. Режим «Плазма» подсушивает свечи зажигания в профилактических целях, упрощая, таким образом, запуск двигателя в морозное или дождливое время.

Улучшенная модель

Более продвинутой считается модель «Штат 115Х23-М», применяемая на «Самаре-2» и «Самаре». От предыдущего сородича её отличает дисплей в две строки, на котором помещается вдвое больше информации.

К уже существующим функциям добавлена опция расчёта стоимости и километража пробега. Присутствуют также дополнительные разделы:

  1. «Динамика».
  2. «Такси».
  3. «Контроль ХХ».
  4. «Диагностика двигателя» (контролирует работу форсунок и насоса, качающего бензин).
  5. «Спящий режим».
  6. Напоминание о необходимости пройти техобслуживание или продолжить полис ОСАГО.

Супербортовик

Модель «Шеви Вектор М» стоит вдвое дороже «Универсала». И неудивительно, ведь её спектр сервисных опций расширен на треть. Особенно это касается режимов «Маршрутный компьютер» и «Техническое обслуживание».

Водитель всегда получит напоминалку о необходимости отрегулировать или заменить расходные материалы. А также сможет настроить сигналы о предстоящих событиях. К примеру, о прибытии к месту назначения.

«Вектор» способен сохранять в памяти все произведённые настройки, даже если бортовая сеть будет полностью обесточена.

В опции «Диагностика» предусмотрено получение информации по 13 параметрам работы двигателя:


Подавляющее большинство моделей «Штата» способны обновляться через интернет, загружая свежую версию программного обеспечения. Версии «Штат 115Х42-М» и «Штат 115Х23-М» можно подключить к любому, даже самому старому ВАЗу, используя специальный переходник.

Читайте также: