Будет ли урок по компьютерным играм

Обновлено: 06.07.2024

Я уверен, вы очень много слышали о колоссальном потенциале видеоигр в сфере обучения. И не мудрено, ведь поговорить там есть, о чем. Если кино или книги, даже художественные, имеются во всех без исключения образовательных программах современности, и без них сложно представить любое образование в целом, то почему бы и видеоиграм не найти там своё место? В конце концов, игры — это жанр искусства относительно молодой, и потому приживается всё ещё слабо и далеко не везде, но жанр искусства этот крайне вариативен. Игры не просто способны брать визуальный язык из кино, а количество текста и красоту речи из книг, они ещё могут приправлять всё это интерактивом, и уже научились делать это очень по-разному. Так почему бы не использовать такой гигантский потенциал в том числе в сфере образования?

К счастью, так подумал не только я. И поэтому говорить мы сегодня будем не только и не столько об абстрактном потенциале, сколько о его реализации. Потому что сегодня я расскажу вам о настоящих примерах использования видеоигр в образовательных программах по всему миру!

Статья является текстовой версией данного видео-эссе. Само собой, видео-версия является чуть более развёрнутой и обладает улучшенной визуализацией некоторых вещей, о которых пойдёт речь. Если статья вам понравится, пожалуйста, не забудьте вернуться и выразить это, обрушив на видео царский лайк (или любой другой удобный фидбэк). В условиях вынужденного недавнего переезда канала это имеет особую важность. Заранее спасибо!

А сейчас, перед началом, важно обговорить несколько вещей:

Во-впервых, речь пойдёт о тех видео-играх, которые мы с вами привыкли видеть "в повседневности", грубо говоря. Именно ОБУЧАЮЩИХ чему-то игр сделано очень много, в основном это какие-нибудь не шибко выделяющиеся энциклопедии или пазлы, так что рассказать абсолютно про всё вряд ли получится (и вряд ли имеет смысл). Так что сегодня я расскажу именно о тех проектах, которые вы, возможно, играли или можете сыграть прямо сейчас как в обычные игры — даже БЕЗ цели как-то образовываться.

Во-вторых, список не ультимативный! Разных стран очень много, образовательных программ ещё больше, от одного заведения к другому они могут сильно отличаться, плюс всегда есть фактор личный инициативы учителя или преподавателя — так что даже была бы у меня достоверная информация о КАЖДОЙ видеоигре, которую кто-то где-то в образовательных целях использовал, всё ещё никакого хронометража не хватило бы, чтобы рассказать обо всех без исключения. Так что если вы знаете чуть больше меня, то смело залетайте в комментарии!

Если вдург кто-то ещё не знает, This War of Mine — это уникальное произведение на тему войны. Она рассказывает про осажденный город, на улицах которого постоянно идут бои, но фокусируется прежде всего на мирных жителях, которым в таких ужасных военных условиях приходится выживать. Постоянная нехватка ресурсов, постоянные проблемы из-за того, что ситуация всегда рискует стать ещё подлее, ужасающие картины самой войны как явления, отвратительные вещи, которые постоянно приходится лицезреть, а иногда ещё и делать руками подвласных нам персонажей, и всё это в условиях, когда ощутимые негативные последствия могут преследовать тебя за каждое твоё действие, хоть с позитивными, хоть с негативными намерениями, и ты НИКОГДА не будешь знать наверняка. А довести того или иного персонажа до конца истории — это ещё не означает дать ему хэппи-энд, ведь то, что он пережил на этой войне, всё, что он видел или делал сам, может за ближайшую пару лет довести его до бутылки, каких-нибудь вредных вещей или вообще роскомнадзора. Последнее, кстати, возможно ещё и в процессе прохождения, если заставлять персонажа слишком много и часто делать отвратительные вещи.

Сильной жести, конечно, ждать не стоит, но и приукрашиваний тоже

И по личному мнению автора This War of Mine — это одно из лучших произведений на тему войны вообще. Книги могут красочно описывать подобные события, а кино может их натуралистично показывать, но именно интерактив — когда некоторые подобные эпизоды лежат только на твоей личной ответственности — выводит восприятие происходящего на совершенно новый уровень. И это потрясающее произведение планируется включить в школьную программу в 2021 учебном году. При том, не абы как, а по инициативе самого премьер-министра Польши! This War of Mine будет доступна в рамках внеклассного чтения во всех старших школах страны.

Было бы в нашей с вами школьной программе побольше таких вещей и поменьше какой-нибудь классики, которую писали для людей минимум 30-ти лет, подозреваю, любящих школу учеников было бы чуточку побольше.

Но если говорить об играх и образовании одновременно, то нельзя не упомянуть великий и могучий Minecraft Education Edition или Образовательное Издание!

На самом деле, в ретроспективе создание такой штуки кажется чем-то до ужаса очевидным. Всмысле, Minecraft — это игра, в которой можно построить буквально что угодно. Начиная с любого здания в реальную величину и заканчивая моделью работающего компьютера! Мягко говоря, такая вещь обладает образовательным потенциалом уже сама по себе! А если к ней прикрутить ещё и несколько интересных обновлений, или совместимость со всяким софтом. то получится Education Edition, да.

Серым обозначены страны, использующие Minecraft в своих школах. То есть, буквально пол мира.

Чем же ученики и учителя там занимаются, спросите вы? Да, в общем то. всем!

Может, вам хочется экскурсии в любой город, или в любое место и время на земле (и не только)? — Пожалуйста, здесь можно воссоздать в масштабе 1 к 1 буквально всё, что хотите. А всё, что не хотите, уже воссоздано за вас и для вас! Может, вас больше интересуют точные науки? — Этого тоже хватает. Minecraft в своей базе – это игра про строительство и выживание. Заставить ребёнка использовать знания в математике или физике здесь очень легко! Может, интересуют естественные науки, вроде химии? — Да сколько хотите! Вся таблица Менделеева с возможностью любых хим-реакций у вас под рукой.

И вот так за что не возьмись! Компьютерные науки, точные, физика, химия, история, изобразительное искусство, да даже литература! Да, не удивляйтесь! На официальном сайте Minecraft Education Edition полным полно различных планов уроков на любые нужды и предметы, скачивать которые можно сколько угодно без регистрации и смс. (ну, точнее, с регистрацией, но не суть)

И вы можете спросить: А что в этом такого? Ну да, может, и удобно, что всё в одном месте, но раньше то и без Минесруфтов этих ваших справлялись, и нечего начинать! — Возможно! Но всю пользу использования Minecraft (да и прочих подобных игр) я покажу на простом примере урока химии.

Вот детям даётся пустая табличка с подписью "Кислород", а дальше их отпускают на все 4 стороны. Задача: добыть в дикой природе дерево, землю, камни, воду — что угодно, что можно раздробить на химические элементы и получить нужный. А затем из добытого заполнить пустую таблицу.

Как по вашему, где ребенок лучше выучит химию? За прослушиванием нудной лекции, где ему расскажут всю ту же самую информацию, или на практике, играючи, узнавая, где какие химические элементы встречаются в природе? По-моему, ответ очевиден. А это только базовый урок химии.

В общем, со всех сторон потрясающая вещь. Очень жаль, что в СНГ её нигде не используют.

Серия Assassin's Creed всегда переносила нас в примечательные исторические сеттинги. И начиная с Assassin's Creed 2, всегда щедро сыпала на нас краткими историческими справками о знаменательных событиях, зданиях, людях и прочих важных вещах.

Называлось это дело «База данных», и представляла она из себя довольно маленький, особо непримечательный и не очень обязательный, но интересный придаток к сюжету. Пока в Assassin's Creed Origins разработчики не убрали базу данных. Вместо этого они сделали кое-что получше! Они буквально взяли свой открытый мир и превратили его в интерактивный музей!

Называется это дело Discovery Tour или Интерактивный Тур

В этом режиме вырезали бои, квесты и сюжет (ну, чтобы ничего не отвлекало), а вместо этого оставили огромный мир, полностью открытый для исследования и созерцания, а также прикрутили гигантское количество самых настоящих туров. В каждом из таких в формате экскурсии вам подробно расскажут и покажут, чем жил Древний Египет периода прихода римлян — начиная с устройства пирамид и заканчивая обычной повседневной жизнью каждого из слоев общества. При том, сделают это довольно сжато, без лишней воды, зато с какой-никакой визуализацией.

А посмотреть здесь действительно есть на что. Открытый мир Assassin's Creed Origins большой и проработанный. И когда ты можешь в интерактивном формате заглянуть в каждый его уголок, рассмотреть каждую из комнат в пирамиде, пронаблюдать за повседневностью и расписанием каждого его жителя и взобраться буквально куда угодно — восприятие и погружение в эпоху ощущается несравнимо лучше, чем в классе за учебником или презентацией. Да и в целом это просто хорошая штука с точки зрения хотя бы базового самообразования. Разрабатывался этот тур прежде всего для школьников и людей в целом далёких от видеоигр, а тестировался на настоящих монреальских учениках, что показано, например, в трейлере.

А в следующей части — Assassin's Creed Odyssey — они даже улучшили этот режим! Теперь нам предстоит исследовать Древнюю Грецию времен войны Афин со Спартой, и под словом "исследовать" подразумевается "искать некоторые туры, в том числе на самых высоких скалах или даже под водой". А рассказывать обо всем в Древней Греции вам теперь будет не абстрактный закадровый голос, а гид, изображающий реального персонажа в сеттинге, у которого при желании ещё и можно уточнить некоторые вещи по выбору.

Но говорить ою играх и образовании одновременно невозможно без упоминания Oregon Trail, или Орегонской Тропы — самой первой видеоигры, которая использовалась в образовательных целях. Изначально она вообще была сугубо текстовой (да, она настолько старая), но со временем получила несколько ремейков, продолжений и даже ответвлений.

Суть примерно в следующем: ты — переселенец, который хочет начать новую жизнь на западной части северо-американского континента вместе со своей семьей, но чтобы туда добраться, придётся совершить путешествие длинною примерно в пол-года по той самой Орегонской Тропе, а поскольку эта часть континента всё ещё довольно дикая, дорога твоя будет не из легких. По пути придётся столкнуться с бандитами или дикими зверями, добывать пропитание охотой или собирательством, аккуратно торговаться в редких городишках по пути, лечить свою семью, если кто-то заболеет, заниматься тщательным планированием и вообще по-всякому менеджментить ресурсы.

При этом, Oregon Trail исторически достоверна на столько, насколько это вообще возможно. И я сейчас говорю не только о настоящих городках, которые встречаются по пути или особенностей ландшафта на фоне. Это детские сказки, ведь делало игру 3 учителя истории, и их замороченность пошла намного дальше. Например, шанс встретить кого-либо на том или ином участке пути у игрока такая же, как и была у реального переселенца в то время (если верить исторической статистике, само собой).

Об этом (да и в целом много интересного об игре) рассказывает один из её создателей на GDS

Надо ли говорить, что ученикам такой подход к историческому предмету нравился намного больше, чем скучные книги, а историю того периода они сдавали с результатами намного лучше, чем обычно? The Oregon Trail ещё в бородатые года конца 20 века показал, что история, как наука, даже на уровне изучения какой-то банальной повседневности может быть невероятно интересной, а ещё показал, что игры вполне могут использоваться в образовании. Очень жаль, что опыт Oregon Trail перенимают очень неспешно.

Спустя столько времени чтения этой статьи, наверняка, вы уже уловили некоторый паттерн, свойственный большинству игр в данном списке. Дело в том, что любая игра нас чему-то учит. А чаще всего, сверху ещё и поощряет, если мы учимся сами. Если вы думаете, что найти самую эффективную сборку для какой-нибудь винтовки в шутере или создать идельный билд в RPG — это легко и совершенно не отнимает ресурсов вашего мозга, то вы глубоко заблуждаетесь.

Просто посадите этим заниматься человека, который никогда в подобные игры не играл (при том, не обязательно старого) — быстро осознаете, что огромное древо прокачки с кучей особенностей, описаний и эффектов может быть ни чуть не легче для восприятия, чем таблица Менделеева. Но игры обладают двумя важнейшими вещами, которые делают данное обучение доступнее — естественная награда за проявленный труд и возможность сразу всё пробовать на практике. К чему я всё это? Следующие 2 позиции — это как раз видеоигры именно такого формата!

Начиная с трилогии ARTé. Суть проста — ты коллекционируешь и торгуешь предметами искусства. Занимаешься менеджментом золотишка, всяких ресурсов, ну и послеживаешь за всякой геополитикой, потому что здесь также есть и репутация.

На первый взгляд обычная игра про менеджмент, но помимо этого, здесь имеется также и обширная база разных картин, статуй и прочих реальных предметов искусства. Точно так же и местная геополитика плюс-минус достоверна. То есть, чтобы пройти её до конца и сделать это эффективно, нужно вникать в историю той или иной картины, понимать, откуда, как и почему она появилась именно такой, что выделяет её на фоне остальных, ну и плюс ко всему учитывать исторический геополитический и культурный контекст. Возвращаясь к примеру выше, игра берет и заменяет своё условное древо прокачки условной таблицей Менделеева. Ну, точнее, трилогия игр — в сеттинге Ренессанса, Древнего Египта и Парижа времен 19 века.

Надо ли пояснять, что используется данная трилогия прежде всего в предметах по типу "История Искусства" и предназначена уже для Университета. И даже судя по информации на сайте разработчиков, вполне используется в ряде Американских и Европейских ВУЗов.

Такой же подход практикует и предыдущая игра от этих же людей — Variant Limits. На первый взгляд обычная такая адвенчура с загадками, если вы родились до 2000 года, уверен, в вашей игровой истории несколько таковых имеется. Но суть в том, что решение загадок здесь завязаны на математических функциях.

И не просто "реши уравнение, тогда пройдешь дальше" — здесь ты на практике, пробуя разные варианты изучаешь и вникаешь как это всё работает.

Симуляция, практика и ощутимая награда — вот 3 столпа, которые делают игровое обучение на порядок эффективнее классического. И парочка студентов из Финляндии это прекрасно понимали. А потому создали стартап под названием TeacherGaming, который по подписке готов предоставить любому образовательному учреждению целую тонну различных игр, планов уроков и ещё всякой аналитики сверху. Для справки, именно этим ребятам впервые пришла в голову идея использовать для обучения Minecraft/ Их модификация MinecraftEDU потом и стала Education Edition.

И различных игр они предоставляют действительно очень много. Настолько много, что статью можно тягуть почти бесконечно или сделать ещё несколько частей, но учитывая условия, которые я обозначил в начале, расскажу о двух!

Во-первых, вы можете удивиться, но это Cities: Skylines — градостроительный симулятор, который, судя по всему, симулирует настоящие города слишком хорошо!

На его примере учат таким вещам как городская экономика, базовая инфраструктура, методы озеленения города, а также решение различных кризисных ситуаций, которые могут в городе возникнуть, начиная с загрязнения и заканчивая даже пробками. И поскольку Cities: Skylines официально используют для образования, могу заявить: нашим мэрам и губернаторам БЫЛО БЫ НЕПЛОХО в неё периодически поигрывать.

Во-вторых, это KerbalEdu — образовательная модификация к Kerbal Space Program. Сама игра — это довольно дотошный симулятор строительства всяких космических штуковин, при том, настолько дотошный, что без подобных гайдов далеко не каждый с первой попытки хотя бы впринципе запустит свою ракету в космос, не говоря уже об успешном выполнении миссий.

А модификация KerbalEdu снабжает игру разными фичами, которые помогают сделать из всего этого образовательный инструмент (по примеру того же Minecraft). Игра помогает в изучении инженерии, физики и математики.

P.S. В процессе переделывания видеоролика в статью я наткнулся на более подробный рассказ о различных EDU-модификациях. Не могу не поделиться на случай, если кому-то интересно.

Видео-игры постепенно становятся неотъемлемой частью нашей жизни. И не мудрено! Они способны симулировать целые миры, способны эффективно учить чему-то на практике, способны передать суть и посыл художественного произведения намного лучше, чем что бы то ни было.

С последней фразой едва ли поспорит хотя бы один фанат игры Мор a.k.a. Pathologic

И чем больше я находил информации по теме, тем больше понимал: не использовать такое явление в том числе в образовании — это, как минимум, расточительство. Мы, конечно, живём в обществе, где игры в основном используют только в качестве козла отпущения, но вот уже наши дети, вполне возможно, будут обучаться вместе с ними, и не будут видеть в этом чего-то необычного.

Сегодня каждый третий молодой человек в возрасте от 16 до 24 лет следит за новостями из мира игрового спорта или сам является заядлым геймером. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Кроме того, эксперты выбрали и отдельные "дисциплины", преподавание которых необходимо ввести на уроках киберспорта в первую очередь. Среди них - Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Все это - компьютерные игры, которые, по мнению специалистов ИРИ, способствуют развитию навыков командной игры, стратегического и абстрактного мышления, логики, скорости реакции и креативности, сообщает РБК.

Это перспективное направление. Но беспокоит влияние киберспорта на здоровье - зрение, осанку. А дети порой не могут сказать "стоп", сделать перерыв

Почему выбраны именно эти игры? Основной критерий - их популярность у школьников, а также наличие поддержки игры разработчиками, то есть своевременное обновление. Не забыли и о возрастной маркировке: все игры из категории 14+. "Это позволит сохранить психологическое здоровье детей в безопасности, что соответствует отечественным критериям киберспорта", - говорится в письме ИРИ, направленном в Минпросвещения.

Фото: iStock

С одной стороны, система образования все круче разворачивается в сторону цифровизации и новых технологий. С другой, компьютерные игры - одна из самых перспективных сфер в этой области. Как сообщает Институт развития интернета, киберспорт уже включен в программы в ряде школ Швеции и Норвегии, а в американских школах с 2018 года проводятся официальные киберспортивные турниры. Профильные программы появляются в вузах, причем и в российских. Например, в РГУ физической культуры, спорта, молодежи и туризма уже открыта специальность "Теория и методика компьютерного спорта", а в Высшей школе экономики разработана образовательная программа "Управление киберспортом".

Но нужен ли киберспорт в российских школах? Ведь у некоторых ребят компьютерные игры могут вызывать настоящую зависимость? Об этом "РГ" спросила экспертов.

- Вопрос очень спорный. Причем меня больше беспокоит влияние киберспорта в целом на здоровье - зрение, осанку и т.д. Дети не очень-то хорошо умеют себя контролировать и порой не могут вовремя сказать: "Стоп, надо сделать перерыв". Тем более что матчи по киберспорту бывают очень долгими - некоторые более 10 часов, - рассказал учитель информатики и робототехники школы N 1293 Александр Степанов. - С другой стороны, это действительно перспективное направление. И возможно, как факультатив это неплохо. В некоторых школах уже есть кружки по киберспорту. Хотелось увидеть исследования ученых на эту тему.


И все-таки, почему киберспорт сегодня так "выстрелил"? Эксперты отмечают: если раньше мальчишки играли во дворе в футбол, то теперь они играют в видеоигры.

Компьютер есть практически в каждой семье. По оценкам, сегодня каждый третий человек в возрасте от 16 до 24 лет следит за новостями из мира игрового спорта или же сам является заядлым геймером.

И это уже не детские забавы: зарплата профессионального киберспортсмена может достигать десятков тысяч долларов в месяц. А на ежегодном чемпионате мира, к примеру, по игре Dota2, команда подростков может выиграть более 10 миллионов долларов.

- Игровые виды сегодня активно используются в образовательном процессе, включая внеурочную деятельность, организацию дополнительного образования, - говорят в Минпросвещения. - Различные инициативы в сфере IТ и программирования, профильные тематические уроки, охватывающие школы разных регионов, сегодня содержат и соревновательные элементы, хакатоны. Однако отметим: школьная программа опирается на государственные образовательные стандарты и рекомендации по допустимой нагрузке для каждой возрастной категории. Добавление подобных предметов способно привести к переутомлению учащихся. Когда речь заходит о различных гаджетах, важно помнить об их влиянии на подростковый организм, о безопасности и здоровье детей.

Между тем, в сентябре в Москве на базе Центра патриотического воспитания и школьного спорта начинает работу первая в России кибершкола. Здесь будут бесплатно учиться дети, которым интересны IT-технологии и интеллектуальные виды спорта. Первый набор - 120 ребят-десятиклассников. В программе - общеобразовательные предметы, компьютерный дизайн, спортивное право, шахматы.

Какие навыки могут развить ученики с помощью киберстратегий

Минпросвещения не будет включать компьютерные игры в школьную программу. В ведомстве отметили, что такие предметы могут привести к переутомлению учащихся. Письмо с инициативой в министерство отправил Институт развития интернета. Там считают необходимым ввести в школьную программу факультативы по компьютерным играм, в числе которых Hearthstone, CodinGame, World of Tanks, Minecraft и некоторые другие.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По мнению авторов письма, эти игры развивают логическое и стратегическое мышление, скорость реакции, а также учат командной работе. Помимо этого большинство из стратегий — общепризнанные киберспортивные дисциплины, по которым проводятся турниры. Нужно ли преподавать компьютерные игры в школе? Владелец холдинга Winstrike Ярослав Комков уверен, что подобные уроки будут полезны школьникам. Правда, пока непонятно, как именно преподавать новые дисциплины, отмечает Комков: «Наверное, полезно рассказывать про индустрию киберспорта. Пока не очень хорошо понимаю саму методику: кто будет рассказывать, на основании каких источников, данных, какие методички будут использоваться.

Подкаст «ЪFM. Карьера»: Как заработать на киберспорте?

В целом инициатива хорошая, потому что действительно, чем дальше, тем больше становится понимания, что игры — одна из важнейших частей жизни — люди тратят на нее очень много свободного времени. Логично готовить в школах к этому, мол, ребята, смотрите, какая карьерная перспектива есть. Для России это имеет еще дополнительную стоимость — это возможности, которые дает гейминг в широком смысле людям из регионов. Из разных городов можно через киберспорт попасть, например, в крупную команду какую-то или добиться международного успеха, заиметь друзей по всему миру».

Вводить киберспорт в качестве отдельной дисциплины излишне, считает учитель информатики, лауреат конкурса «Учитель года» города Москвы Владислав Попов. Но, по его мнению, в изучении классических школьных предметов некоторые игры действительно могут помочь: «Как таковой необходимости преподавания киберспорта в школе нет, потому что дети, которые заинтересованы в нем, итак много времени проводят за компьютером. Но некоторые из игр, в частности Minecraft, могут позволить лучше преподавать информатику. Не секрет, что сейчас такой тренд, как геймификация в образовании, набирает все большую и большую популярность.

Почему бы на тех же уроках информатики не показывать детям, как пишутся скрипты в различных играх, чтобы дети на практике видели результат своего труда?»

Институт развития интернета также предлагает делать паузы во время игр и включить в киберспортивные курсы занятия по тайм-менеджменту. В подобных уроках особенно важно научить ребенка контролировать время игры, объясняет детский клинический психолог Тамара Григорьянц: «В какой-то учебной среде, конечно, это положительное влияние, потому что взрослый человек может рассказать, объяснить, может быть, показать самые первоначальные вещи. Все-таки нужно соизмерять все это с возрастом и развитием ребенка и вводить небольшими порциями. Для одних это нормально протекает, а у других, более зависимых, которым больше делать нечего, кроме как играть в компьютер и сидеть дома, конечно же, могут обостриться патологические черты личности».

С 2016 года киберспорт входит в школьную программу в Норвегии. Ученики тратят по пять часов в неделю на Dota 2, Counter-Strike и League of Legends.

Как развивается индустрия киберспорта в России

Играющие в видеоигры люди в среднем тратят на это семь часов в день: по сравнению с прошлым годом это время увеличилось почти на 20%. Таковы данные отчета компании Limelight Networks. А среди российских студентов, которые интересуются видеоиграми, более 90% хотели бы сделать карьеру в этой индустрии, подсчитали в агентстве LVL UP.

Компьютерные игры FIFA 19, World of Tanks, Dota 2, Minecraft и другие могут стать дисциплинами в российских школах. Как считают в Институте развития интернета (ИРИ), они могут помочь школьникам развить логику, абстрактное и логическое мышление, а также навык работы в команде. Рекомендации уже направили Минпросвещения. Чем чреваты такие занятия по киберспорту, разбирался «360».

Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах?

Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах? | Изображение 1

Нездоровое детство. Чем чаще всего болеют школьники

Эксперты ИРИ направили в Минпросвещения письмо с рекомендацией начать изучение киберспортивных дисциплин в школах, сообщил РБК. В частности, речь идет об играх FIFA 19, Minecraft, World of Tanks, Dota 2 и Dota Underlords, Hearthstone и платформе для изучения программирования и развития математических навыков в игровой форме CodinGame. Позднее в список могут добавить игры отечественных разработчиков этого вида ПО.

По большинству указанных в письме киберспортивных дисциплин проводятся как внутренние, так и международные турниры. Исключение составляет Minecraft — строительный симулятор, помогающий развить ориентацию на местности и креативность, а также CodinGame. Остальные игры стимулируют развитие логики, командного духа, стратегического и абстрактного мышления, скорости реакции.

С 2015 года киберспорт преподают в трех шведских школах. Годом позднее Dota 2, League of Legends или Counter-Strike начали изучать в одной из норвежских школ. Также его преподают в вузах Китая, Южной Кореи, США, Франции и России.

Полезный факультатив

В беседе с «360» гендиректор ИРИ Сергей Петров уточнил, что занятия предполагаются в форме дополнительного факультатива для старшеклассников, таким же, как спортивные секции. Во время эксперимента инициаторы совместно с представителями Минпросвещения, Минспорта и других ведомств, а также психологами определят частоту и продолжительность занятий.

Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах? | Изображение 2

Сорвать куш. Миллион долларов разыграли на турнире по игре Dota 2 в Москве

«Инициатива ИРИ поможет избежать травмирования детской психики и здоровья, создав доверительное поле, где подростки будут играть и развивать свои киберспортивные таланты, а учителя и родители будут знать, что это происходит в безопасных условиях, согласно рекомендациям, одобренным психологами и экспертами», — рассказал Петров.

Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит сообщил, что в их организации относятся к инициативе положительно, однако отметил, что не все игры могут принести пользу школьникам.

Смит подчеркнул, что современная молодежь уже гаджетозависима и решить эту проблему запретами не получится. Поэтому лучше взаимодействовать, направляя подростков в нужную сторону.

Дети все равно играют и вряд ли из-за факультатива начнут играть больше. Зато получат новые навыки и компетенции: умение принимать решение в условиях нехватки времени или информации, принимать и разделять ответственность и так далее. Тем более профессиональные киберспортсмены проводят за компьютером меньше времени, чем обычные люди потому, что вне тренировок или соревнований им это не так интересно.

В меру

Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах? | Изображение 3

Пустой зал на 37 млн. Почему провалился турнир по киберспорту в Москве?

По мнению учителя информатики и ИКТ Владислава Попова, к рекомендации ИРИ нельзя относиться однозначно. В качестве целей введения киберспорта авторы идеи видят развитие навыков программирования и компьютерной грамотности, отвлечение молодого поколения от обструктивных интернет-течений и агрессивных субкультур. Но современный киберспорт — многочасовое просиживание за компьютером с негативным влиянием на здоровье. Образовательный результат может оказаться слабым, а число школьников-игроманов может вырасти.

Во всем, считает он, должна быть мера. Любая внеурочная деятельность должна основываться на понятных инструментах, прогнозируемых результатах и обеспечивать многостороннее развитие без спортивного травматизма.

Катализатор не для всех

Психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров считает, что на подростка спокойно относящегося к играм, киберспорт не окажет пагубного влияния, а поможет развить полезные навыки. Если будет дозирован и не помешает изучению других дисциплин. Как, например, шахматы. А те, кто склонен к игромании, будут играть и без уроков. Подобное характерно для детей нервных родителей или из неблагополучных семей, тех, кому не уделяют достаточно внимания.

Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах? | Изображение 4

Таблетка от геймерства. Кому выгодно признание игромании болезнью?

«Любые мультфильмы, фильмы, игры могут оказать на них негативное влияние. Не сами по себе, а как катализатор нервного срыва, который и так бы произошел. Не оказала бы влияние игра, так что-то другое», — сказал Жавнеров.

К сожалению, есть печальные примеры, когда компьютерные игры оказывались для подростков важнее родителей и даже человеческой жизни. В 2015 году 15-летний фанат шуттеров из Челябинской области зарезал мать и ранил отца из-за угрозы запретить пользоваться компьютером. В 2016 году 16-летний поклонник Call of Duty из Москвы, которого родители отправляли на лечение в психиатрическую больницу, поставил отца и мать на колени и заставил извиниться. Происходящее юноша снял на видео.

С другой стороны, предложения ИРИ не несут в себе насилия и агрессии. В том же «Зомби-апокалипсисе» — кровь, стрельба и так далее, что влияет на подростка хуже соперничества в World of Tanks или даже в Counter-Strike. Там игроки учатся взаимодействовать в команде, распределять роли, разрабатывать тактику. Если игры повысят образованность детей, уверен психолог, ничего плохого во введении нового предмета, тем более интересного и актуального для детей, нет.

Читайте также: