Частота обновления экрана ноутбука какая лучше

Обновлено: 05.07.2024

Частота обновления — это значение, показывающее сколько раз в течение одной секунды обновляется изображение на экране. Этот параметр отличается от количества кадров в секунду (fps), (сколько кадров передает источник видеосигнала каждую секунду). Частота обновления — важный параметр, который влияет на обработку движения - более высокая частота обновления как правило позволяет добиться более плавной передачи движения.

В этой статье объясняются различия между частотой 60 Гц и 120 Гц, как это влияет на изображение и как производители пытаются обмануть вас, заставляя думать, что в их телевизорах частота обновления выше, чем есть на самом деле.

Что такое частота обновления экрана?

Даже если мы этого не замечаем, экран нашего телевизора постоянно обновляется каждую секунду. Частота обновления определяет, сколько раз в секунду появляется новое изображение, и она вычисляется в герцах (Гц). Частота обновления 60 Гц означает, что экран обновляется 60 раз в секунду, а при частоте 120 Гц, соответственно - 120 раз в секунду. Это отличается от частоты кадров в секунду (fps). FPS показывает сколько раз в секунду источник сигнала отправляет новый кадр. Поэтому, если источник видеосигнала отображает 60 кадров в секунду, необходимо, чтобы экран вашего телевизора обновлялся также 60 раз в секунду, чтобы частота обновления и частота кадров совпадали, иначе движение на экране может выглядеть размытым.

Чем важна частота обновления?

Частота обновления влияет на обработку движения: чем большее количество раз на экране появляется новое изображение, тем лучше выглядят движущиеся объекты. Современные телевизоры имеют частоту обновления 60 Гц или 120 Гц. Большинство телевизоров высокого класса работают с частотой 120 Гц, но это не означает, что они лучше справляются с передачей движения. Насколько хорошо будет выглядеть движение еще зависит от времени отклика. Быстрый отклик позволит движущимся объектам оставаться четкими, в то время как телевизор с увеличенным временем отклика будет размывать движение. Время отклика и частота обновления косвенно связаны между собой, поэтому в большинстве случаев экран с частотой 120 Гц будет иметь лучшее время отклика, чем экран с 60 Гц.

Поскольку не весь контент имеет ту же частоту кадров, что и частота обновления экрана вашего телевизора, существуют способы, с помощью которых телевизор увеличивает частоту кадров в соответствии с частотой обновления, улучшая при этом передачу движения.

Контент в 30 или 60 fps

Видео с частотой 60 кадров в секунду, воспроизводимое на телевизоре с частотой обновления 120 Гц, должно выглядеть почти идентично контенту, воспроизводимому на телевизоре с частотой 60 Гц. В этом случае телевизор либо подстраивается под частоту обновления источника и понижает свою частоту обновления до 60 Гц, либо просто удваивает каждый кадр.

Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 60Hz (TCL 4 Series/S425 2019). Листайте вправо Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 120Hz (Samsung Q8FN) Контент с 60 fps на телевизоре с частотой 60Hz (TCL 4 Series/S425 2019). Листайте вправо

Как вы можете видеть на фото выше, телевизор с более высокой частотой обновления не уменьшает размытие при движении. Поскольку оба этих телевизора имеют очень похожее время отклика, контент с частотой 60 кадров в секунду выглядит на них почти идентично.

Чтобы разглядеть различия, мы сравнили два телевизора бок о бок -модель с частотой 60 Гц и модель с частотой 120 Гц и с одинаковым временем отклика. Съемка проводилась в замедленном режиме, чтобы можно было легко сравнить каждый отдельный кадр.

Контент в 24 fps

Телевизор с частотой обновления 120 Гц сам по себе не обеспечит лучшей передачи движения, но он имеет несколько преимуществ по сравнению со стандартными телевизорами с частотой 60 Гц. Одним из наиболее важных преимуществ является возможность воспроизведения контента в 24 fps – такая частота кадров встречается во многих фильмах. Большинство телевизоров могут просто снизить собственную частоту обновления до 24 Гц, чтобы подстроиться под такой контент, но некоторые источники, такие как, например, Chromecast, передают видео со скоростью 60 кадров в секунду, даже если изначальный контент имеет 24 кадра в секунду. Таким образом, частота обновления телевизора останется на уровне 60 Гц, и движение уже не будет казаться плавным — на изображении появится эффект дрожания. У телевизора с частотой 60 Гц будут возникать проблемы с удалением дрожания в контенте с 24 fps, потому что 60 не кратно 24. Для такого типа контента используется способ отображения, известный как преобразование кадровой частоты 3:2. 12 кадров из 24 повторяются три раза, остальные 12 повторяются дважды (в общей сложности 60 кадров). При этом некоторые сцены на экране, особенно панорамные снимки, будут казаться дрожащими, хотя это сможет заметить не каждый зритель. У телевизоров с частотой 120 Гц здесь преимущество, потому что они могут просто отображать каждый кадр пять раз, так как 120 кратно 24.

Контент в 120 fps

Есть несколько источников, которые передают контент в 120 кадров в секунду, это, например, приставки Xbox Series X или PS5, и наличие телевизора с частотой 120 Гц позволяет воспроизвести такой контент с максимальной частотой кадров. В большинстве случаев контент со 120 кадрами в секунду — это игры, и такая частота очень сильно влияет на передачу движения на экране. Как вы можете видеть на фото ниже, картинка на телевизоре с частотой 120 Гц выглядит намного плавнее при 120 кадрах в секунду, чем при 60.

С выходом HDMI 2.1 в ближайшие годы может появиться больше источников со скоростью 120 кадров в секунду. Новый стандарт HDMI позволяет телевизорам передавать изображение с разрешением 4k со скоростью до 120 кадров в секунду, в то время как HDMI 2.0 обеспечивает скорость только до 60 кадров в секунду. Это означает, что в скором времени телевизоры с частотой 120 Гц постепенно станут нормой.

При выборе ноутбука покупатели обычно смотрят на процессор, объем оперативной памяти, время работы от аккумулятора, иногда — на модель видеокарты, если речь об игровом ноутбуке. Но есть и еще один крайне важный параметр — тип матрицы. Цветовой охват, контрастность, яркость — все это определяет, какую именно картинку вы получите, и, если параметры неважные, уже ни одно железо не покажет насыщенное и сочное изображение. Мы обратились к специалисту по калибровке мониторов и экранов и узнали все, что нужно иметь в виду при выборе дисплея ноутбука.

Какие бывают матрицы и что лучше

До сих пор иногда встречается старый тип матриц TN, обычно в бюджетных моделях. Их особенность — в пространственном расположении кристаллов-затворов, регулирующих световой поток: они размещаются перпендикулярно плоскости экрана и словно скручиваются для создания разного уровня светимости пикселей.

Главная проблема TN — ограниченные углы обзора, то есть смотреть на экран нужно строго под прямым углом. Даже отклонение в 5 градусов уже приводит к искажению картинки.

— При подобном пространственном расположении кристалла-затвора имеет место очень большая поляризация света: с какой стороны ни посмотри, оттенки разные. Да и насыщенностью цветов такой тип экрана похвастаться не может. TN-матрицу я бы сейчас рассматривал лишь для простых задач вроде работы с текстом, что вполне достаточно для старой «копеечной» технологии, — говорит Михаил Зайцев, специалист сервиса Koler.by .


Следующий тип — VA-матрица. Здесь отображение цветов уже более равномерное, эффективный угол обзора значительно лучше по сравнению с TN. VA хорошо подходит для домашнего использования: например, когда несколько человек смотрят фильм, все видят картинку одинаково, хотя люди не находятся под прямым углом к монитору. Эффективный угол — +15 градусов при отклонении вверх и −25 градусов при отклонении вниз.

Но VA все равно сильно уступает в сравнении с IPS: в IPS угол отклонения будет уже 45 градусов. С какой стороны ни посмотреть, картинка получается без искажения цветов, темных участков или пересветов. Еще есть альтернативная технология от Samsung — называется PLS. Глобально ее смысл схож с IPS.

Еще иногда можно встретить IGZO-матрицу — этот стандарт разработала Sharp. И IGZO, и PLS — разновидности IPS, если не вдаваться в технические нюансы. Поэтому плюсы и минусы у них такие же, как у IPS. Среди недостатков IPS — со временем снижается яркость, хотя за несколько лет работы это едва ли будет заметно.


Принципиально другой тип матрицы по сравнению с жидкокристаллическими TN, VA и IPS — OLED. С этой технологией вы уже могли встречаться в смартфонах: многие производители переходят на него, потому как картинка выглядит очень насыщенной, яркой и контрастной при самых разных условиях, даже под солнцем. В OLED используются не жидкие кристаллы, а индивидуальные органические ячейки. Яркость каждой из них регулируется индивидуально. Отсюда получаем равномерную яркость, настоящий черный цвет (а не темно-серый), прекрасную контрастность. Скорее всего, OLED вытеснит IPS — по крайней мере в сегменте портативных устройств.

Но проблема в том, что пока что OLED использовать дорого, и такие матрицы встречаются в ноутбуках от 2500 рублей и выше. Другой неприятный нюанс OLED — «эффект памяти». Помните плазменные телевизоры? Долгое отображение статичной картинки (например, логотип телеканала) «отпечатывалось» на матрице. У OLED встречается такая же проблема, хоть она и менее выражена.

В общем, с наибольшей вероятностью выбор будет сделан в пользу IPS-матрицы — сейчас это оптимальный вариант что по количеству предлагаемых моделей, что по картинке и цене. Но надо учитывать: матрицы одного стандарта сильно отличаются по характеристикам, что влияет на качество изображения.

Разбираемся в цветовом охвате

Широко принятый стандарт — sRGB: красный, зеленый и синий. Как известно, смешивание этих цветов в разных пропорциях позволяет отобразить миллионы различных оттенков. Формат sRGB обеспечивает 16,7 млн цветов. Еще один стандарт — Adobe RGB, там целый миллиард оттенков. Но используется он только полиграфистами. Помимо этого, встречается DCI-P3 — новый мультимедийный стандарт. Он выделяется тем, что охватывает больше красных оттенков.


В идеале параметр цветового охвата должен быть не менее 75%. Если, например, указан охват 60%, по сути, вы теряете 40% цветов, которые использовали при создании фильма, игры, фотографии, сайта. При 75% потеря составит 25%, но это будут лишь самые насыщенные оттенки: ярко-голубое небо, сочная зеленая листва, одежда кислотных цветов. На рынке встречаются модели с охватом около 55%, и Михаил называет это откровенно плохим показателем.

— Здесь даже интерьеры будут искажены, ведь нас окружают в основном ненасыщенные цвета. При охвате около 50% то, что мы видим ежедневно, будет выглядеть более бледным.


Важный момент: одна модель ноутбука может предлагаться с разными матрицами — по частоте, разрешению, цветовому охвату. При выборе устройства обратите внимание, с какой именно матрицей оно будет. Обязательно найдите информацию о матрице и цветовом охвате на сайте производителя.

Какой яркости хватит?

Максимальная яркость обычно используется в светлых помещениях под лампами или на улице под солнцем. Нормальная яркость для работы в офисной обстановке — порядка 120—160 нит.

— Все выше — борьба с наружным освещением. Часто люди подстраивают яркость от верха до низа: ставят максимум, а затем уменьшают. При таком методе каждый шаг на уменьшение дается мозгу болезненно, как будто мы слепнем. Нужно делать наоборот: пришли в помещение, привыкли к освещению, на ноутбуке открыли чисто белую картинку, снизили яркость дисплея в ноль и затем повышаете. Когда картинка из серой станет белой, добавьте еще один-два шага яркости — и все, — объясняет Михаил.

Ноутбуки среднего сегмента предлагают матрицы с яркостью 300—350 нит. Этого достаточно, гнаться за яркостью не нужно. Есть лишь одно исключение — HDR, о чем пойдет речь ниже. Еще бывают ситуации, когда люди часто работают за ноутбуком на улице. В таком случае лучше обратить внимание на модели с яркостью 300—400 нит.

Подсветка медленно деградирует по мере использования: срок полного износа подсветки с использованием белых светодиодов (White LED) — 18—19 тыс. часов. Примерно на половине этого времени ослабевание подсветки становится заметным. Можно подсчитать период деградации ноутбука при своем режиме использования, но, скорее всего, устройство вы замените гораздо раньше, чем появятся проблемы.

HDR в ноутбуке: нужен или нет?

HDR — стандарт, который выдает особо красочную картинку благодаря динамической компрессии цветового диапазона. Получается изображение с крайне высокой насыщенностью и контрастом, что максимально приближает его цвета к тем, что мы видим в реальности. HDR используется в видеоконтенте и играх.


Матрицы с HDR должны обеспечивать яркость 1000 нит — это примерно в три раза больше, чем выдает основная масса экранов ноутбуков. Производители решили упростить технологию и ввели что-то вроде компромиссного HDR400. Он достигается уже при яркости в 400 нит. Снизить порог еще ниже нельзя: уже не будет динамического контраста. Правда, иногда бренды обещают HDR и при меньшей яркости (на уровне 250—300 нит), но Михаил уверяет: это фикция.

Проблема в том, что HDR из-за высокой яркости может сказаться на зрении.

— Иногда обращаются люди: говорят, купили телевизор, смотрели всю ночь кино, наутро красные глаза. Спрашиваем, регулировали они яркость телевизора при просмотре фильма в полной темноте или нет. И они отвечают: «А как регулировать яркость?» Такой подход с большой вероятностью приведет к серьезным проблемам со зрением. В темноте убавляйте яркость.

Поэтому некоторые производители делают амбиентную подсветку: за телевизором или монитором идет направленный на стену свет. Таким образом снижается контраст сцены, и глаза меньше устают.

По большому счету, если ноутбук нужен для офисных сценариев использования (веб-серфинг, почта, бухгалтерские пакеты, текстовые редакторы), гнаться за матрицей с HDR нет необходимости: такие модели все еще дорогие, а HDR раскрывает себя лишь в играх и видео.

Контраст

Коэффициент контраста — «врожденная» характеристика матрицы, и увеличить этот параметр невозможно. Чем выше показатель, тем глубже воспринимаются черный цвет и тени на экране при достаточном уровне яркости.

Типичный показатель контраста хорошей матрицы — 1000:1. Михаил объясняет это так:

— Да, хорошие IPS-экраны дают контраст 1000—1200:1, и это отличный показатель, поскольку, к примеру, максимальный контраст отпечатка, созданного на самой качественной бумаге, будет не выше 350:1. Минимально достаточным уровнем контраста для рабочего экрана можно считать показатель 600:1, а вот для мультимедийных задач я бы рекомендовал контраст не ниже 1000:1.


Экран портативного устройства должен быть более контрастным, чем монитор. Есть надежда, что широкое использование мультимедийного стандарта HDR (а в отличие от «компромиссного» HDR400, полноценный HDR требует для себя светимости ни много ни мало 1000 нит), технологии фронтальной подсветки (а не боковой, как в большинстве матриц) либо кардинального решения наподобие OLED (самосветящихся ячеек) приведет к тому, что вопрос достаточной яркости и контраста у экранов ноутбуков отпадет сам собой.

Частота обновления

Кроме стандартной частоты в 60 Гц, встречаются еще варианты на 75, 120 и 144 Гц. Последние обычно предлагаются в игровых ноутбуках и используются в связке с видеокартами, поддерживающими технологию синхронизации FreeSync или G-Sync. Раньше, еще в ЭЛТ-телевизорах, картинка обновлялась целиком, даже если на экране были статичные участки. А теперь происходит обновление лишь тех групп светящихся пикселей, которые меняются.

— Если вы не играете и не просматриваете супердинамичный видеоконтент, беспокоиться по поводу «низкой» частоты обновления экрана в 60 Гц не стоит. Нет никакой нужды в повышении кадровой частоты ЖК-матрицы, если речь идет об обычном (офисном, повседневном) использовании. Даже 75 Гц будет просто возможностью «на вырост», — рассказывает специалист. — У нас бывали курьезные случаи, когда, например, любителей карточных онлайн-игр заботило четкое различение рубашки летящей по экрану карты, для чего специально приобретался ноутбук с экраном частотой 144 Гц.

В действительности высокая частота нужна лишь в играх, и то если речь идет о киберспорте либо частых сетевых матчах: когда нужно подпрыгнуть, развернуться на 180 градусов и за эти доли секунды различить противников в движущейся сцене, а изображение должно остаться четким.

Если подытожить, то оптимальный вариант матрицы ноутбука такой: матрица IPS, охват sRGB не менее 75%, высокая яркость важна только при HDR (не менее 400 нит, а «настоящий» HDR — не менее 1000 нит), частоты обновления хватит и в 60 Гц, а для игр — чем больше, тем лучше. Но, конечно, все зависит от сценариев использования.


О чем мы задумываемся при выборе ноутбука в первую очередь? О процессоре, ОЗУ, наличии SSD, установленной видеокарте. О том, что за экран используется в той или иной модели, обычно речь заходит не в первую очередь. А ведь именно на него придется смотреть во все время пользования компьютером, от него зависит удобство работы и насколько быстро устанут глаза. О том, какой выбрать экран ноутбука, какие характеристики важны, на что обратить внимание сегодня и поговорим.

1. Диагональ экрана

В отличие от стационарных компьютеров, владельцы ноутбуков разнообразием размеров устанавливаемых дисплеев не избалованы. Самые ходовые – это 15-ти и 17-дюймовые. Есть и меньше, особенно в устройствах «2-в-1», иногда встречаются и больше. И все же именно из этих двух значений и производится выбор модели ноутбука.

Тут приходится искать компромисс между мобильностью, удобством и итоговой стоимостью. Естественно, хочется экран побольше, но бюджет покупки не бесконечный. Понятно, что при всех равных характеристиках экран с большей диагональю будет дороже.

Посему, размерность дисплея, а, значит, и всего ноутбука, зависит от задач, для которых предназначается приобретаемое устройство, и конечной цены.

2. Разрешение экрана

Какой выбрать экран ноутбука

Если речь не о бюджетных моделях, когда один из критериев покупки – максимальная экономия, то говорить о разрешении экрана меньше, чем FullHD, по нашим временам, уже как-то и несолидно. Действительно, привычный совсем недавно экран 1366 x 768 выглядит анахронизмом.

Вот 1920х1080 – это наш размерчик. Или даже больше. Кстати, заодно приведу уж тогда и табличку с принятыми обозначениями тех разрешений, которые сейчас можно встретить.

НазваниеРазрешение
HD1366 x 768
HD+1600 x 900
FullHD (1080p)1920х1080
QHD / WQHD (2K)2560 x 1440
QHD+ (3K)3200 x 1800
UHD (4K)3840 x 2160

Следует ли гнаться за разрешениями экрана больше, чем 1920х1080? Не уверен, что изображение на 15-дюймовом 4K экране существенно отличается от FullHD, а вот цена – да, заметно больше. И не стоит забывать про большее энергопотребление (тому, кто часто работает вдали от розетки, это может быть актуально). Ну а в игровых моделях для того, чтобы раскрыть все великолепие графического решения той или иной игры в таком разрешении, понадобится недюжинная мощь используемого ноутбуком «железа».

Итак, для 15-дюймового экрана оптимальным (и минимальным) примем разрешение FullHD. Нужно ли больше? Если есть средства, и вы точно знаете, что нужен именно такой экран, 2K или даже 4K. В каком-нибудь Dell XPS 15 сотни за полторы тысяч рублей экран меньше, чем UHD, вроде бы уже и не по чину.

3. Тип матрицы

Какой выбрать экран ноутбука

В большинстве случаев придется выбирать из двух типов матриц – TN+film (в обиходе - TN) и IPS. Первая – быстрая, дешевая, но с неважной цветопередачей, небольшими углами обзора. Причем качество матриц может варьироваться в довольно больших пределах. Изображения на разных моделях ноутбуков со схожими, казалось бы, дисплеями на основе TN, могут существенно различаться.

Вторые же, IPS, имеют отличные углы обзора, хорошую цветопередачу, но они дороже и время отклика у них выше, что не может не огорчать геймеров. Зато это не столь страшно для тех, кто занимается редактированием изображений. Для них важнее точность цветопередачи, цветовой охват.

Какой выбрать экран ноутбука

Кстати о цветовом охвате. Традиционно видимое глазом цветовое пространство представляется в виде хроматической диаграммы, основанной на эталонной цветовой модели, предложенной в 1931-м году Международной комиссией по освещению (CIE – International Commission on Illumination). Цветовой охват того или иного воспроизводящего устройства (это не только экраны мониторов, смартфонов и т. п., но и цветные принтеры) представляет собой наложенный на эту диаграмму контур.

Этот параметр далеко не всегда присутствует в спецификациях на устройство, а жаль. Он позволяет оценить возможности используемой матрицы и понять, насколько она подойдет для работы или, возможно, данную модель ноутбука с таким дисплеем можно сразу исключать из вариантов на покупку.

Возможности экрана оцениваются с помощью стандарта представления цветового спектра, чаще всего – sRGB. Характеристика матрицы дисплея отражается в виде процента от покрытия спектра sRGB. Чем ближе он к 100%, тем качественнее отображение цветов. Может использоваться также стандарт Adobe RGB или NTSC, которые несколько шире, чем sRGB.

Одна и та же модель ноутбука, но с разными модификациями, в которых используются разные матрицы дисплея, может иметь и разные характеристики. Так, модель MSI GE72 7RE APACHE PRO в модификации с 4K экраном имеет 100% покрытия Adobe RGB, а в модификации с экраном FullHD 120 Гц покрытие Adobe RGB составляет 83%, а sRGB – 100%.

IPS-экраны имеют более широкий цветовой охват «по определению». Поэтому, если приходится иметь дело с обработкой изображений, подготовкой полиграфических материалов и т. п., то вариант один – монитор именно с такой матрицей.

В продаже можно найти модели ноутбуков с IGZO матрицей разработки компании Sharp. Отличаются они высоким качеством изображения при больших разрешениях, при этом имеют высокую скорость отклика. К тому же и потребление энергии меньше, чем у IPS.

Есть модели и с экранами, выполненными по технологии OLED. Такие матрицы тоньше, имеют лучшую цветопередачу, черный цвет действительно черный, без засветки, высокую скорость отклика, но, как и IGZO, пока что дороже, чем IPS, да и встречаются редко.

4. Время отклика

Какой выбрать экран ноутбука

Время отклика – это священный параметр монитора для любого геймера. Всем известно, что чем меньше это значение, тем лучше. И в первую очередь это обеспечивают экраны, выполненные по технологии TN. Значение в 1-2 мс для них не проблема. Это одна из главных причин, помимо дешевизны, почему такие матрицы все еще популярны. Ради отсутствия шлейфов за быстро движущимися элементами изображения можно простить и недостатки цветопередачи, невысокую контрастность и т. п. IPS экраны не столь быстродействующи, но и они все чаще встречаются именно в игровых моделях.

5. Частота обновления

Какой выбрать экран ноутбука

Типичная частота обновления современных мониторов – 60 ГЦ, встречаются и модели с частотой 75 ГЦ. Этот параметр показывает, сколько раз в секунду может обновляться изображение на экране. В мощных игровых моделях ноутбуков можно встретить матрицы, работающие на частоте 120 ГЦ. Обычно такие экраны имеют компьютеры с топовыми видеокартами, которые способны выдавать большое количество FPS с большим разрешением практически в любых играх.

С частотой обновления связано одно неприятное свойство – разрывы изображения по горизонтали. Вкратце, суть проблемы такова. Частота отрисовки кадра монитором фиксирована, например, при 60 ГЦ каждый кадр отображается через каждые 16.7 мс. В то же время видеокарта подготавливает каждый следующий кадр за разное время, которое может быть меньше частоты обновления, а может быть и больше, если сложность сцены высока.

Если время отрисовки меньше частоты обновления – проблем нет, а вот при большем значении и возникает неприятный эффект. Обычно видеокарта использует два кадровых буфера, изображение из которых выводится на монитор. Пока происходит отображение картинки из одного буфера, во втором создается новый кадр. Когда изображение из первого буфера будет выведено на экран, при следующем обновлении экрана происходит переключение на второй буфер, а в первом начинает формироваться следующий кадр.

Проблема в том, что монитор может переключиться на другой буфер в тот момент, когда формирование изображения в нем еще не закончено. Как результат – «разорванная» по горизонтали картинка на мониторе.

Отчасти проблему решает режим вертикальной синхронизации V-Sync, когда монитор не обновляет изображение из буфера, в котором не закончено формирование следующего кадра, пропуская очередную итерацию цикла обновления. И все бы хорошо, с разрывами вроде бы проблема решается, но возникает другая неприятность – «фризы», они же «лаги», они же задержки, нарушение плавности изображения.

Как правило, из этих двух зол выбирают меньшее – разрывы, что не очень приятно, но хотя бы изображение на экране не замирает и не дергается. Несколько снизить этот неприятный эффект позволяют мониторы с частотой обновления 120 ГЦ, но полностью проблему они не решают.

А существует ли решение вообще? Да, и называет эта технология G-Sync, предложенная и реализованная компанией NVidia. Кстати, похожее решение есть и у AMD, называемое FreeSync. Похожее по конечному результату, но реализованное несколько иначе. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Какой выбрать экран ноутбука

Так вот, смысл G-Sync – в динамическом обновлении экрана. Отрисовка кадра происходит по мере его подготовки, как только видеокарта завершила его рендеринг. Обновление экрана ждет завершения этого процесса. В результате уходит проблема разрыва изображения, да и с задержками тоже все становится благополучно. Например, ноутбук GT72S 6QE DOMINATOR PRO G имеет модификацию с экраном FullHD IPS с поддержкой технологии G-Sync.

Итак, для игроков наличие G-Sync – благо, которое они наверняка оценят. Если же этой технологии в модели нет, то частично избавиться от артефактов изображения позволяют экраны с частотой обновления 120 ГЦ.

6. Сенсорный экран

Какой выбрать экран ноутбука

Тут следует точно представлять, действительно ли нужен вам сенсорный экран. Если речь о ноутбуке-трансформере, то тут вариантов нет, тачскрин нужен. Если же выбирается «классика», то готовы ли вы платить больше за такой экран по сравнению с обычным, согласны ли с тем, что такой экран потребляет больше электроэнергии (а, значит, и автономность будет хуже), готовы ли мириться с глянцевым покрытием и, соответственно, с довольно сильным зеркальным эффектом.

Лично мне не очень нравятся бликующие экраны, хотя и качество картинки у них обычно повыше, чем на матовых. Если приходится работать при ярком свете, часто берете ноутбук в поездки, чтобы посидеть с ним на природе, под солнышком, глянцевый экран – не лучшее решение.

Заключение. Какой выбрать экран ноутбука?

Так на каком варианте остановиться, какой экран станет оптимальным выбором? Думаю, не ошибусь, или ошибусь, но не сильно, если скажу, что лучшее решение – IPS матрица с разрешением не ниже FullHD, матовая, без тачскрина. Впрочем, у каждого монитора есть и другие характеристики, с которыми можно познакомиться в другом материале.

Это, так сказать, базовый вариант, от которого можно отталкиваться, а дальше – по возможностям и желаниям. Если есть ограниченность в средствах, или ноутбук подбирается для игр, то вполне подойдет вариант с экраном на базе TN. Это позволит сэкономить, а качество изображения желательно проверить самостоятельно, ознакомившись с выбранной моделью в магазине.

Наличие поддержки G-Sync желательно для игровых ноутбуков. Либо, как вариант, экран с частотой обновления 120 ГЦ. Нужно ли обязательно стремиться к разрешению больше, чем FullHD – вопрос для обсуждения. Для 15-дюймовых ноутбуков я большой надобности в переплате за такую возможность не вижу. Для экранов размером 17 и более дюймов – может быть. Вот только заплатить за это придется как минимум несколько тысяч рублей. Правда, учитывая стоимость таких моделей, это несущественная прибавка к цене.

И крайне советую «пощупать» выбранную модель «вживую», особенно если планируется приобрести модель с TN матрицей. Желательно проверить, насколько комфортен экран, устраивают ли вас ограничения в углах обзора, насколько качественная цветопередача, достаточна ли яркость экрана, особенно если ноутбук будет часто использоваться при ярком свете.

Мы собрали для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев и выбрать самый подходящий.


Гайд по экранам ноутбуков: что важно знать

При выборе ноутбука принято обращать внимание на характеристики, бренд, цену, размер или вес (особенно если вы планируете везде носить ноутбук с собой). Часто покупатель, выбирающий себе подходящее устройство на ближайшие 3-5 лет, вообще не задумывается об экране — а между тем тип матрицы, разрешение, ее частота обновления и прочие характеристики крайне важны, ведь весь опыт взаимодействия с ноутбуком происходит именно через экран. Мы решили собрать для вас краткий гайд, который поможет разобраться в типах дисплеев и выбрать самый подходящий.

Матрица

Основа устройства любого дисплея — матрица. От нее зависит многое. Удивительно, но до сих пор во многих моделях ноутбуков встречаются TN-матрицы, которые были актуальны более 10 лет назад. Главный недостаток такого типа матрицы — углы обзора: чтобы видеть изображение без искажений, необходимо смотреть на дисплей под прямым углом. Отклонение даже на 5-10 градусов приведет к тому, что цвета «поплывут» и смотреть на дисплей будет некомфортно. Еще один минус — низкая насыщенность цветов, любой другой тип матрицы выдаст более «сочную» картинку. Похвалить TN-матрицу можно разве что за быстрое время отклика, но именно это и делает ее отличным решением для относительно недорогих игровых ноутбуков.

В последние годы золотым стандартом ноутбуков стали IPS-матрицы. Они стоят дороже TN-альтернатив, но это полностью компенсируется их преимуществами. IPS-матрица может похвастаться хорошим цветовым охватом, широкими углами обзора (смотреть на дисплей можно практически под любым углом) и довольно точной цветопередачей. Как результат — изображение получается крайне реалистичным, TN-матрицам до такого качества далеко. Справились производители и с медленной работой подобных матриц — в последнее время их время отклика и частота обновления почти не уступает быстрым TN-панелям. Из их недостатков, помимо немаленькой цены, можно назвать лишь большее энергопотребление. Этот тип настолько популярен, что почти каждый уважающий себя производитель выпускает собственные матрицы на основе IPS: у Acer такая технология называется ACEView, аналогичные примеры есть и у LG, и у других производителей.

Своеобразным компромиссом между TN и IPS являются матрицы VA. Почему компромиссом? Дело в том, что характеристики VA-матрицы стоят ровно между TN и IPS: качество картинки лучше, чем у TN, но не дотягивает до IPS; угол обзора приличный для совместного просмотра кино, но не более — IPS-матрица здесь выигрывает. Так же история и со стоимостью, и со временем отклика — VA-матрица и здесь находится между TN и IPS.

Читайте также: