Человек и компьютер проблемы адаптации

Обновлено: 03.07.2024

1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов.

В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.

2. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию”[15] по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов.

На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми;

- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.

Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз.

В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.

3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства[1].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации[2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[3].

- компьютерная преступность, вирусы.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ - “AIDSTEST” - ее автор Д.Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю.

Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Лозинский считает их жалкими созданиями[4].

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая;

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека.

Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения .

Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач.

Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:

- обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.);

- автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.

В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6]. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране.

По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line[16]-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное телевидение.

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.

1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.

2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4, с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль, 1993, № 10.

3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.

4. Лозинский Д.” Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.

5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дадахаев М.А.

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age . The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction , offering two options: the first the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option the formation of society adequate needs and interests of the information age . In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дадахаев М.А.

Влияние традиционного и новационного на духовно-нравственную жизнь современного общества: проблемы и противоречия Нравственные качества курсанта вуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития Особенности формирования духовно-нравственных ценностей молодежи на основе традиционного и новационного Поведенческие стереотипы как объект исследования: междисциплинарный подход Структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности будущего педагога в учебно-воспитательном процессе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MAN IN THE MODERN INFORMATION AGE: PROBLEMS OF ADAPTATION

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age . The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction , offering two options: the first the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option the formation of society adequate needs and interests of the information age . In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

Текст научной работы на тему «Человек современной информационной эпохи: проблемы адаптации»

(шифр научной специальности: 09.00.11)

УДК 101 М.А. Дадахаев

ЧЕЛОВЕК СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ:

[Magomed A. Dadakhaev Man in the modern information age: problems of adaptation]

It is considered the problem of adaptation of modern man to the conditions of the new information age. The article analyzes the problem of information security of modern man in a destructive information environment. The characteristics of the environment, the possibility of human adaptation to it and recommendations to ensure the modern information way of life of people are revealed. The author concludes that man and the information environment are two, though interrelated, but relatively independent phenomena. It is considered the organization of their reasonable interaction, offering two options: the first -the adaptation of the subject to the environment (this situation involves a range of measures, including the development of individual information lifestyle); the second option - the formation of society adequate needs and interests of the information age. In general, the author sees the task of the society in taking the process of formation of the information environment under control, purposefully creating it in such a way that it contributes to the realization of natural inclinations and abilities of man, opening space for his material and spiritual development and at the same time preventing, cutting off negative opportunities.

Key words: mass communication, interaction, consciousness, virtual subject, information age, virtual information space, adaptation.

Специфика влияния информационной среды на механизмы сознания, убеждения, мнения, поведения людей - проблема, которую исследователи изучают давно. Пытаясь дать объяснение эффектам, оказываемых информационной средой на «потребителей информации», вопрос формулируют следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что насаждается информационной средой. В последнее время накопилось много данных, свидетельствующих о все возрастающем деструктивном влиянии информационной среды на психическое здоровье личности и общества. Став объективным процессом, информатизация способствует изменению психики челове-

ка, системы ценностей, образа жизни, ориентируя его индивидуальную и социальную жизнедеятельность на взаимодействие с развивающимися системами искусственного интеллекта [2, с. 67]. Человек новой информационной эпохи оказался перед вызовами, на которые пока не всегда готов ответить. В этой связи осмысление механизмов адаптации человека к условиям новой информационной реальности и возникающих проблем самоидентификации личности представляется актуальной философской задачей [4, с. 93].

В любой развивающейся цивилизации всегда формируются средства коммуникаций, совершенствуются, улучшаются уже имеющиеся. Известно, что в настоящее время новые сведения человек получает с помощью использования информационных технологий. В результате успешного существования в обществе, человек приобретает знания, формирует умения, закрепляет навыки, обретает опыт, то есть, успешно осваивает значимую информацию, адаптируется к условиям новой информационной реальности, приспосабливается к постоянно меняющейся информационной среде [1, с. 22].

Социальное пространство современного общества во многих случаях меняет свое содержание в соответствии с тем, каково его информационное наполнение. В настоящее время между индивидом и действительностью возникают в огромных количествах «образные посредники», формируемые массовой коммуникацией. Данное обстоятельство определено нашим обращением к постмодернистскому мышлению. Именно рамки этой теоретической перспективы позволяют сделать акцент на важную роль массовой коммуникации в формировании образных посредников, которыми оказывается влияние на социальный опыт человека.

В настоящее время актуально философское обсуждение проблемы взаимодействия человека и информационной среды. К первостепенной проблеме следует отнести успешную адаптацию человека в современном информационном пространстве. Данную проблему не следует отделять от вопроса о самой его сущности. Информационная среда представляет все более важную и неотъемлемую часть окружающей среды, предъявляя к человеку возрастающие адаптивные требования. Человек в данных условиях вынужден адаптироваться к искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития. Бытие современного человека определяют и новые реалии, новые потребности и социальные обстоятельства. Следовательно, акту-

альную задачу представляют позитивные и негативные аспекты процесса адаптации, осмысление новейших путей адаптации человека к новым формам построения информационной среды, которая бы максимально отвечала запросам человека и общества.

С наступлением новой информационной эпохи следует выделить некоторые преимущества, обусловленные:

• высоким уровнем взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер является персональным помощником человека, он способен осуществлять функции всех средств массовой информации одновременно. Это дает возможность человеку выбирать определенные виды средств массовой информации, для получения и передачи своих идей;

• информацией, представленной большим многообразием, в результате чего, человек получает возможность рассмотреть идеи с разных ракурсов и свести воедино информацию, поступающую с различных источников. Компьютер дает возможность получить не просто статистические данные, но также и наглядные модели, описывающие и проверяющие противоречивые теории, которые обеспечивают возможность более наглядного «видения» мира;

• новыми возможностями при решении проблем успешной адаптации человека в информационном пространстве появляющимися с развитием сети Интернет, а также с развитием ряда информационных технологий. Прежде всего, происходит расширение когнитивных и коммуникативных возможностей человека. В процессе использования новых средств коммуникации принципиально снижаются издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания новых социальных общностей (территориально расселенных), следовательно, расширяются социальные сети взаимодействия [7, с. 296].

Свою деятельность человек теперь реализует посредством более активного общения с техническими устройствами. Появление компьютера изменило существующее положение. Сегодня уже нельзя найти сферу науки, где не используется компьютер.

Качественно новая информационная среда вполне устраивает современного человека, дает возможность более качественно работать. Человек адекватно воспринимает ее реалии и, более того, успешно развивает ее. Таким

образом, это изменяет не только условия бытия человека, но и его самого. Но данные изменения обусловлены противоречивым характером, это определено многими разнообразными факторами, например, необходимость выделения значительных ресурсов общества, неизбежность и болезненная ломка социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и других различных структур, трудности культурно-психологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Данный процесс нельзя понимать как исключительно позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий [3, с. 12]. Необходимо учитывать тот факт, что новейшая информационная среда может оказывать и негативное воздействие на здоровье человека, особенно на молодое поколение.

Расширив сферу общения, современная информационная среда привела к размыванию границ микросреды, упростила характер коммуникаций, уменьшила возможность аутентичных духовных связей. Произошло снижение средней продолжительности непосредственных человеческих отношений, личных контактов, одновременно возросло их количество. Число лиц, с которыми современные обитатели города встречаются за неделю, превышает число тех, кого крестьянин в феодальное время встречал за год, а может быть, за всю жизнь. Информационная среда увеличила степень опосредованности. Люди с точки зрения широты сведений знают все больше о событиях в мире и одновременно отдаляются от глубины реальной жизни. Быстрота передачи текста по радио и телевидению, его сжатость и схематичность лишают слушателя и зрителя возможности критически отнестись к схваченной на лету информации, а главное - понять и разобраться в ее содержании.

В настоящее время сформировался небывалый разрыв информации и понимания, люди все больше знают и все меньше понимают. Эту тенденцию заметил еще А. Эйнштейн, воскликнувший однажды: как много мы знаем и как мало мы понимаем! Возникла парадоксальная ситуация: человеческий мозг открыт для информации, разум «захлопнут» для понимания. Э. Тоффлер утверждает, что, когда ребенок, родившийся сегодня, завершит обучение в институте, объем информации возрастет в 4 раза, а когда ему исполнится 50 лет - в 32 раза [6, с. 109]. В связи с тем, что более 97 % информации будет получено человеком после рождения, информация вынуждает его изыскивать способы овладения ею, приспосабливаться к этому удивительному феномену [4, с. 86].

Итак, человек и информационная среда - два хотя и взаимосвязанных, но относительно независимых явления. Вопрос в том, как организовать их разумное взаимодействие. В принципе, существует два варианта. Первый - это адаптация субъекта к среде. Данная ситуация предполагает целый комплекс мер, в том числе выработку индивидуального информационного образа жизни, о чем уже говорилось выше. Второй вариант предполагает формирование обществом адекватной потребностям и интересам человека информационной среды. Ее отдельные фрагменты приобрели не только пугающий, но и угрожающий характер, а некоторые стали источником элементарной преступности. Задача общества заключается в том, чтобы взять процесс формирования среды под контроль, целенаправленно создавая ее таким образом, чтобы она способствовала реализации природных задатков и способностей человека, открывая простор для его материального и духовного развития и одновременно предупреждая, отсекая негативные возможности. В условиях тотального, не знающего барьеров и преград внедрения информационных технологий во все сферы социума эта задача приобретает первостепенный характер.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-1.

2. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография. Ставрополь, 2009.

3. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8.

4. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010.

5. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фи-лос. н. / Сев.-Кав. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2008.

6. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. н. Пятигорск, 2006.

7. Газгиреева Л.Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2.

В современном мире наука информатика приобретает особое значение. Эффективность получения и обработки информации, ее качество, скоростные и объемные характеристики, а также вопросы этики и безопасности в информационном пространстве сегодня стоят буквально перед каждым членом общества.

  • Стремительное общемировое нарастание объемов информации. Усложнение поиска требуемых сведений, которое влечет за собой необходимость совершенствования методов поиска и является следствием увеличения темпа нарастания информации. Если совсем недавно удвоение информации происходило в течение 4-5 лет, то сегодня этот период сократился до года.
  • Расширение границ информационного пространства, за счет широкого внедрения в повседневную жизнь информации из глобальных информационных сетей (в частности, Интернета), расширение информационного общения, которое обеспечивает возможность высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения практически любому члену общества. [1]

Таким образом, очевидной становится потребность в совершенно новых, ранее не вырабатываемых информационных знаниях и умениях, которые должны быть сформированы буквально у каждого члена современного общества.

Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения, как молодого, так и более зрелого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к «информационному обществу». [2, 3]

Этапы перехода к информационному обществу.

Целевое назначение первого этапа информатизации общества — компьютеризация общества. К основным результатам этого этапа в образовательном процессе можно отнести распространение вычислительной техники в школах и вузах России. Одновременно на этом этапе в обществе начинается формирование основ информационной культуры и перевод имеющихся информационных фондов электронную форму.

Второй этап информатизации связан с внедрением компьютерной техники во все области человеческой жизни и деятельности, с переводом информационных фондов в электронную форму и резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.

Третий этап характеризует социализация информационных фондов, которая приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры и созданию электронных информационных фондов с удаленным доступом, способных на высоком уровне конкурировать с традиционными. [4]

Поступательный и прогрессивный характер внедрения средств информационных технологий в современное общество обеспечивается следующими факторами:

  • представление сущности информационных процессов, как важнейших процессов современности; их научное обоснование и практическое внедрение во все сферы человеческой деятельности;
  • стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
  • потребность общества в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ. [5]

При переходе к информационному обществу особенно остро встает проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде. Наша забота о пожилых людях должна сводиться не только к бытовой, социальной, медицинской и материальной помощи. Необходимо обеспечить пожилым людям ощущение полезности и сопричастности к обществу, прежде всего, изменить их отношение к своему возрасту. Нельзя, чтобы слово «старость» звучало как приговор. Важно привлечь пожилых граждан к активной деятельности, познанию нового для социального самочувствия и удовлетворения своим свободным временем.

Компьютер обеспечивает пожилому человеку потребность в общении со сверстниками, возрождает прерванные социальные связи. Помогает стать более адаптивными и готовыми к изменениям в окружающем мире. Возможность получить информацию в любой сфере жизнедеятельности, сориентироваться в системе государственных структур способствует самостоятельному решению возникших проблем, а также показывает возможные пути решения в реализации их прав и интересов. [6]

Решению растущих информационных потребностей пожилого населения может способствовать создание учреждений дополнительного образования, например, таких как институты третьего возраста.

Цель ИТВ: оптимизация процесса социальной адаптации лиц пожилого возраста, интеграция жизненного опыта старшего поколения в жизнь социума.

  • привлечение внимания общественности к проблемам пожилых людей, создание позитивного общественного мнении о деятельности ИТВ;
  • побуждение пожилых людей к планированию и рациональной организации свободного времени;
  • проведение практических занятий в группах по интересам, группах само- и взаимопомощи, культурно – досуговых мероприятий;
  • приобщение к возможностям информационных технологий;
  • создание площадок для постоянного диалога поколений, использование жизненного опыта пожилых людей для воспитания молодежи;
  • пропаганда и развитие волонтерского движения из числа членов ИТВ;
  • обобщение и мультипликация опыта работы c гражданами пожилого возраста. [8]

Так в рамках курса компьютерной грамотности возможно знакомство пожилых людей с:

  • архитектурой персонального компьютера,
  • возможностями и программами операционной системы,
  • текстовым редактором Word,
  • возможностями редактора Microsoft PowerPoint для создания презентаций,
  • приемами записи информации на внешние носители,
  • возможностями сети Internet (поисковые системы, электронная почта, социальные сети, Skype, сайт «Госуслуги», скачивание информации из Интернега и тд.)[9]

Однако, при внедрении средств информационных технологий в жизнь пожилых людей, интерес к новому и понимание важности информационных технологий в современной жизни встречаются с некоторым консерватизмом, который обусловлен многими факторами, в их числе:

  • продолжительная ориентация на знания, полученные в студенческие годы и период работы, при этом люди, проработавшие более 20 лет, не научены использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
  • стереотип поведения, когда, добиваясь определенных результатов без использования компьютеров, люди не заинтересованы в изменении своей профессиональной и повседневной деятельности.

Таким образом, в задачи учреждений дополнительного образования, работающих с людьми пожилого возраста, в рамках курса компьютерной грамотности входит приобщение к возможностям информационных технологий и преодоление консерватизма по отношению к использованию информационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».

18 ноября в Новосибирске десять университетов и институтов объявили о создании партнерства по строительству электрон-позитронного коллайдера для исследования очарованных частиц и тау-лептонов. Новый эксперимент запланирован в рамках Супер С-тау фабрики. В десятку основателей вошли две международные и восемь российских команд, включая Высшую школу экономики.

Несмотря на риски, связанные с новой коронавирусной инфекцией, многие люди в России отказываются вакцинироваться или проявляют нерешительность и сомнения. Какими факторами это обусловлено, в своем исследовании объясняют ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных обследований, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ Яна Рощина, заведующий Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ), проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и младший научный сотрудник ЛИРТ Ксения Рожкова. Результаты исследования они представили на очередном семинаре ЛЭСИ.

С 16 по 18 декабря состоится Международный научный форум по применению информационных технологий и компьютерного моделирования в научных исследованиях и инженерно-промышленном бизнесе FIT-M 2021. Форум организован в смешанном формате: мероприятия запланированы как в офлайн-, так и в онлайн-режиме.

Глава

Проблемы адаптации в информационной среде

В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной информационной среде. Проблема адаптации человека неотделима от вопроса о самой его сущности, актуального для философов во все времена. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

Подводя итоги, автор отмечает, что информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.

Жизнь современного человека тесно связана с компьютерами. Взрослые и дети пользуются персональными и портативными компьютерами, а также дополняющими их устройствами: принтерами, сканерами, модемами и пр. как в личных, так и в профессиональных, а также в образовательных целях.

С появлением сети Интернет он стал еще и лучшим способом поиска информации, делового общения и отдыха. В общем, многим из нас уже трудно представить жизнь без компьютера. Но помимо многочисленных плюсов у компьютера есть и свои отрицательные стороны. Это его влияние на здоровье человека. Компьютер стал источником множества заболеваний, связанных с воздействием электромагнитного излучения, с нагрузкой на органы зрения, органы дыхания, с мышцами и суставами. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов риска.

Электромагнитное излучение

Каждое устройство, которое потребляет или производит электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать или потрогать, но оно присутствует повсюду. Убедительных доказательств того, что электромагнитное поле, создаваемое компьютером, представляет опасность, не существует. Но имеющейся информации по данному вопросу пока еще недостаточно, чтобы дать окончательный ответ. Так что лучше бы поберечься. Как же обезопасить себя от потенциальной угрозы для здоровья? Для этого необходимо:

  • Приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у мониторов сэлектроннолучевой трубкой;
  • Системный блок и монитор должны находиться как можно дальше от вас, наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты, чтобы излучение поглощалось стенами; особое внимание стоит обратить на расстановку мониторов в офисах;
  • Не оставляйте компьютер включенным надолго, если вы его не используете; хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье дороже;
  • По возможности сократите время работы за компьютером и каждый час делайте 5-10 минутные перерывы;
  • Компьютер должен быть заземлен.

Компьютер и зрение

При работе с компьютером человек полностью зависит от положения дисплея. Кроме того, изображение на экране динамически обновляется, а низкая частота обновления вызывает его мерцание. При этом глазные и внутриглазные мышцы, фокусирующие взгляд, устают от чрезмерной нагрузки. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости. Длительная работа с компьютером требует также повышенной сосредоточенности, что приводит к появлению головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Чтобы этого не происходило необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Требования к монитору: чем выше его разрешающая способность, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет глаза; монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз (расстояние вытянутой руки);
  • Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора, в то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете;
  • Регулярно проводите гимнастику для глаз. Вот несколько простых упражнений: зажмурьте глаза на 10 с., быстро моргайте в течение 10 с., сделайте несколько круговых движений глазами, несколько раз поменяйте фокус - переведите взгляд с близлежащего предмета вдаль;
  • Как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть, желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв.

Заболевания позвоночника и суставов

Люди, проводящие много времени за компьютером, чаще всего жалуются на онемение шеи, боль в плечах и пояснице, покалывание в ногах. Но бывают и более серьезные заболевания, наиболее распространен кистевой туннельный синдром, при котором нервы руки повреждаются вследствие постоянной и длительной работы на компьютере.

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются остеохондроз и искривления позвоночника. Одной из причин искривления позвоночника является несоблюдение правильной осанки при работе за компьютером. Стоит отметить, что искривление позвоночника не только делает человека непривлекательным, но и может привести к нарушению работы внутренних органов.

Для профилактики вышеперечисленных заболеваний необходимо:

  • Правильно организовать свое рабочее место: разместить монитор прямо перед вами, чтобы его верхняя точка находилась прямоперед глазами или выше; рабочее кресло должно быть с регулирующейся высотой сиденья и спинки, с подлокотниками;
  • Соблюдать правильную рабочую позу: посадка по правилу «трех углов» (колени под столом образуют один прямой угол, линия бедер и спина - второй, руки, согнутые в локтевом суставе - третий); лопатки должны опираться на спинку кресла, плечи опущены;
  • При работе с мышкой и клавиатурой кисти рук должны лежать на столе, клавиши нажимать плавно и без усилий;
  • Во время перерывов обязательно встаньте, потянитесь, походите, выполните несколько легких физических упражнений (наклоны и повороты головы, упражнения для кистей рук и т.д.).

Заболевания органов дыхания

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, носят, в основном, аллергический характер. Это связано с тем, что во время работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества. Помимо этого, электростатическое поле компьютера притягивает пыль, которая оседает в наших легких. В то же время работающий компьютер деионизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом.

Чтобы уменьшить их влияние необходимо: как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его; для увеличения влажности ставить открытую емкость с водой (например, аквариум или декоративный водопад).

Старайтесь прислушиваться к рекомендациям, которые стали всё чаще появляться и в прессе, и в других источниках информации, и ваше общение с компьютером не принесет вреда вашему здоровью.

Читайте также: