Человек который может понять людей разговаривающих о компьютерах из научной фантастики 7 букв

Обновлено: 06.07.2024

Профессор Лиденброк и его племянник Аксель находят и расшифровывают загадочный манускрипт. Его автор — алхимик, утверждающий, что в центре планеты существует целая отдельная экосистема. В поисках древних динозавров и диковинных растений герои отправляются в недра Земли, не подозревая, что там найдут.

Жюль Верн — один из отцов-основателей жанра научной фантастики. Он с детства мечтал о путешествиях, а когда вырос, писал о них книги, ставшие классикой. В своём творчестве автор не ограничивался странствиями по существующим местам, а фантазировал о тех, что могли бы быть за пределами реальности.

2. «Машина времени», Герберт Уэллс

Герой романа отправляется в далёкое будущее при помощи хитроумной конструкции. Из XIX века он попадает в мир, где прогресс не смог победить социальные проблемы, а лишь усугубил их. Человечество разделилось на два вида — морлоки и элои. Оставив машину времени без присмотра, гость вскоре обнаруживает, что она пропала. Это значит, что он здесь застрял.

Герберт Уэллс стал первым, кто написал книгу о путешествиях во времени с использованием сложных механических приспособлений. Благодаря этому роману появился поджанр «хронофантастика», в котором герой имеет техническую возможность отправляться в прошлое или будущее.

3. «Аэлита», Алексей Толстой

Толстой написал роман «Аэлита» за 40 лет до первого полёта человека в космос. Его герои отправились на Марс и нашли там цивилизованное гуманоидное общество. Но они поражены стилем правления местного диктатора Тускуба и экономическим неравенством.

Вскоре земляне становятся причиной волнений на красной планете. Положение главного персонажа усугубляется ещё и тем, что Аэлита, дочь Тускуба, влюбляется в него против воли отца.

4. «Голова профессора Доуэля», Александр Беляев

Мари Лоран устраивается ассистенткой к успешному парижскому хирургу по фамилии Керн. Случайно она раскрывает его секрет: в ходе эксперимента доктору удалось оживить голову человека отдельно от тела.

Хозяин головы, профессор Доуэль, погиб при загадочных обстоятельствах. В прошлом Мари была с ним знакома. Она узнаёт от него, что хирург на самом деле преступник, творящий страшные дела, и решает, что его надо остановить.

5. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

В XXVI веке культура потребления одержала окончательную победу. Люди больше не верят ни во что, кроме производства продуктов и услуг, ради чего живут и работают. Общество напоминает муравьиную колонию, где каждому отведена своя роль. Дети больше не появляются естественным путём. Они выращиваются в инкубаторах. Их роль в обществе заранее предопределена: кто-то будет разнорабочим, а кто-то — элитой.

Единственный человек, рождённый матерью, пытается изменить систему и привить людям понятия свободы и красоты. Но его не понимают. Вот такой этот дивный новый мир.

6. «Я, робот», Айзек Азимов

«Я, робот» — это девять рассказов-воспоминаний главной героини Сьюзен Кельвин. Она родилась в конце XX века, когда закончилась очередная мировая война и началось активное освоение космоса. Для этой задачи наладили массовое производство роботов с искусственным интеллектом. Сьюзен рассуждает о взаимодействии умных, но лишённых эмоций машин, и людей с их сложными моральными дилеммами.

Именно тут Азимов впервые опубликовал три главных закона робототехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.

7. «Марсианские хроники», Рэй Брэдбери

По версии Рэя Брэдбери, к началу XXI века мы должны были уже колонизировать Марс. В хрониках он собрал произведения о жизни землян на родной планете, а также там, далеко в космосе. Рассказы не встроены в одну вселенную, антураж меняется от истории к истории.

То красная планета полностью заселена людьми, то новоприбывшие натыкаются на сопротивление аборигенов, то с астронавтами во время экспедиции происходит нечто загадочное. Неизменными остаются юмор автора и его миролюбивая философия.

8. «Туманность Андромеды», Иван Ефремов

Роман описывает идеальное будущее с совершенными людьми. Они здоровы, дружелюбны, работоспособны и образованны. Регулярные полёты в космос перестали быть мечтами, а на Земле царит спокойствие и взаимопонимание. Но даже в таком безукоризненном месте есть проблемы.

Например, на соседней планете находится не столь сговорчивая форма жизни. Также Ефремов описал у одного из главных героев апатию, по симптомам напоминающую депрессию или эмоциональное выгорание, когда о них ещё не принято было говорить вслух.

9. «Цветы для Элджернона», Дэниел Киз

Учёные проводят эксперимент по повышению интеллектуальных способностей на лабораторной мышке. Результат оказался успешным, и они поспешили применить метод на человеке. К ним попадает Чарли, недалёкий уборщик, который с радостью согласился на рискованную операцию.

Вскоре подопытный умнеет. Он быстро осваивает новые знания и навыки, а через некоторое время становится умнее тех, кто поставил этот эксперимент. Однако Чарли замечает, что с мышкой начинает происходить нечто странное, и опасается, что сам может повторить её судьбу.

10. «Страна багровых туч», Аркадий и Борис Стругацкие

Земляне снаряжают экспедицию на загадочную Венеру. Предыдущие попытки высадиться на ней заканчивались плачевно. Перед экипажем стоит серьёзная задача: протестировать новый тип носителя, который должен положить конец череде неудач. К тому же недра Венеры скрывают опасную руду, пробы которой необходимо доставить на Землю.

К счастью, полёт оказывается успешным. Команда касается поверхности планеты. Но победоносно вскидывать руки ещё очень рано. Опасные приключения только начинаются.

11. «Солярис», Станислав Лем

Роман-загадка Лема рассказывает о жизни героя на космической станции в далёком будущем. Психолог Крис Кельвин присоединяется к экипажу исследователей на планете Солярис. Довольно быстро он понимает, что происходит нечто неладное.

Один из учёных незадолго до приезда Криса совершил самоубийство, другой пребывает в добровольном заточении, а третий находится на грани нервного срыва. Причина всему происходящему кроется в загадочном Океане Соляриса, который обладает способностью создавать фантомы, сводящие людей с ума.

12. «Чужак в стране чужой», Роберт Хайнлайн

Майк Смит — сирота, которого марсиане подобрали и воспитали как собственного ребёнка. Попав впервые на родную Землю, он не ощущает себя дома. Герою не нравится грубость и необразованность людей. По сравнению с хрупкими и деликатными жителями Марса, они кажутся дикарями.

Несмотря на то, что Хайнлайн слегка преувеличил неотёсанность будущих землян, многое в фантастическом романе показано точно. Майку теперь придётся либо смириться с новыми обстоятельствами, либо попытаться изменить общество. Он выбирает второе.

13. «Дюна», Фрэнк Герберт

Это первый роман из цикла, который знакомит читателя со сложными миром «Хроник Дюны». Человечество уже давно вышло за рамки своей планеты и теперь населяет целые галактики. Но изменились лишь внешние декорации. Внутри люди остались теми же. Их раздирают войны, они стремятся получить власть любыми способами и ставят ресурсы выше человеческой жизни.

История начинается с того, что две влиятельные семьи не могут поделить одну планету. А пока они борются между собой, измученное жаждой и засухой население находит нового правителя, за которым готово пойти куда угодно, даже если это означает гражданскую войну.

14. «Обмен разумов», Роберт Шекли

Только после окончания всех необходимых процедур Марвин понимает, что его обманули. Жителя Марса разыскивают на родной планете за мошенничество. И пока землянин пытается понять, что же ему делать, злоумышленник уводит его тело в неизвестном направлении.

15. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Филип К. Дик

Другое название романа — «Бегущий по лезвию». Человечество окончательно разрушило планету во время очередной мировой войны в недалёком будущем. Находиться на Земле опасно для здоровья, и люди отправились в космические колонии. Но есть и те, кто остался.

Переселившимся в качестве помощников выдают андроидов, которые внешне никак не отличаются от живого человека. Некоторые обладают таким продвинутым разумом, что не желают прислуживать людям. Они убивают хозяев и бегут на Землю, чтобы избежать наказания. А задача главного героя Рика Декарда вычислить их и уничтожить.

16. «2001: Космическая Одиссея», Артур Кларк

Земляне находят странный объект, похожий на камень. Он посылает сильный импульс в космос, и учёным удаётся проследить, куда тот направлен. Сигнал достиг планеты Япет, и люди отправляют туда экспедицию. Но о её целях достоверно известно лишь искусственному интеллекту, встроенному в космический корабль. Ему запрещено рассказывать эту тайну экипажу.

Члены команды, не подозревающие, куда и зачем на самом деле летят, дают бортовому компьютеру указания, противоречащие его миссии. Очень скоро машине надоедает эта путаница, и она начинает действовать против интересов людей, ставя их жизни под угрозу.

17. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Хотя роман и считается автобиографическим, чтобы добраться до сути, придётся покопаться в метафорах и обойти ловушки автора. Он смешал, казалось бы, несопоставимые жанры — реализм и научную фантастику. Начинается всё в Дрездене во времена Второй мировой войны. Солдат Билли Пилигрим попадает под бомбардировку.

Позже его похищают пришельцы с планеты Тральфамадор. Они раскрывают секрет времени: оно вовсе не течёт, события не следуют одно за другим. По этому же принципу и построен роман. Билли словно путешествует во времени: то забегает вперёд, то оказывается где-то в прошлом. А главным вопросом остаётся, что же с ним происходит и как с этим связана война.

18. «Автостопом по Галактике», Дуглас Адамс

Артур Дент жил спокойно, пока кому-то не понадобилось разрушить его дом ради новой дороги. Разрешительные бумаги готовы, строительство вот-вот начнётся, но герой не впадает в отчаяние. Не найдя лучшего способа борьбы, он ложится на землю. Если бульдозер и поедет, то только через его труп.

И тут возникают трудности посерьёзней. Оказывается, всю родную планету Артура ждёт похожая судьба. Она стоит на пути галактической магистрали и подлежит сносу. Спасая себя, Артур и его друг-инопланетянин бегут с Земли. По дороге они узнают ответ на главный вопрос жизни и Вселенной.

19. «Игра Эндера», Орсон Скотт Кард

Роман открывает ещё не завершённый одноимённый цикл. Всё начинается с нападения на Солнечную систему извне. Насекомовидные враги человечества жукеры чуть не уничтожили население планеты. Люди едва отразили два вторжения, а агрессоры готовят третье.

Эндрю Виггин по кличке Эндер — гениальный ребёнок. С детства его готовят к тому, что он станет военным начальником. И поведёт за собой армию, которая окончательно разобьёт жукеров. Помимо трудностей во время обучения, Эндеру приходится разбираться ещё и с семейными проблемами.

20. «Марсианин», Энди Вейер

Следующий корабль прилетит лишь через четыре года. Герою нужно теперь не только думать о том, как пережить этот длинный период, но и добраться до места, куда приземлится новая миссия.

К фантастике относятся все произведения, в основе которых лежит фанатическое допущение — нечто, не способное существовать в реальном мире. Ну или же существование этого нечто не возможно, не доказано или не подтверждено наукой (например, драконы, инопланетяне или звездолёты с варп-двигателями). О других жанрах мы рассказали в этой статье.

В зависимости от содержания, стиля и формата изложения, связи с другими жанрами существует множество классификаций фантастики, мы предпочитаем придерживаться следующей:

  • Твёрдая научная фантастика
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • Боевая фантастика (фантастический боевик)
  • Киберпанк
  • Стимпанк
  • Альтернативная история
  • Социальная фантастика (утопии и антиутопии)
  • Детективная фантастика
  • Любовная фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Хроноопера
  • Попаданцы
Отталкивается от современного уровня развития технологий, а фантастическое допущение основано на экстраполяции этого уровня в будущее. Научные факты и законы не искажаются, а всем новым технологиям дано логичное, достоверное, правдоподобное объяснение. Авторы твёрдой научной фантастики скорее учёные-исследователи, которым не повезло родиться слишком рано — уровень современной науки пока не достиг их интересов.

В твёрдой НФ научная составляющая порой перетягивает на себя одеяло в ущерб правдоподобным характерам персонажей и увлекательности сюжета. От читателя зачастую требуется предварительное знакомство с описываемыми в книге концепциями.

Яркие представители жанра — «Ложная слепота» Питера Уоттса, «Задача трех тел» Лю Цысиня, «Идеальное несовершенство» Яцека Дукая, «Аччелерандо» Чарльза Стросса.



Более лёгкий и развлекательный поджанр, действие которого разворачивается в космическом пространстве за пределами Земли. Причём это может быть как околоземная орбита, так и ближний космос, другие планеты Солнечной системы, другие звёздные системы или межзвёздное пространство.

Примеры: «Порог» Сергея Лукьяненко, «Звезд не хватит на всех» Макса Глебова.



Подвид космической фантастики, делает упор на героику, приключения и эпичность, а вот на научную составляющую авторам наплевать от слова «совсем». Персонажи поджанра вечно попадают в переплёт, спасают планеты, системы и целые галактики. Их не заботит, как работает та большая штуковина в двигательном отсеке, благодаря которой их звездолёт за полчаса пересекает всю вселенную. Работает — и ладно.
Примеры: «Звёздные короли» и «Звёздный волк» Эдмонда Гамильтона, «Стальная крыса» Гарри Гаррисона, «В свободном падении» Лоис Макмастер Буджолд, «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда, «Крушение Империи» Джона Скальци, «Империя тишины» Кристофера Руоккио.

Здесь главную роль играют отношения между людьми, а фантастическое допущение используется для моделирования особых условий жизни в социуме. Что было бы, если бы Земле грозило перенаселение, за каждым твоим шагом следил Большой Брат, а из мира исчезли все женщины? Утопия, дистопия и антиутопия — разновидности социальной фантастики.

Примеры: «Град обреченный» братьев Стругацких, «Час быка» Ивана Ефремова, «Всем стоять на Занзибаре» Джона Браннена, «Спящие красавицы» Стивена и Оуэна Кингов, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина, «1984» Джорджа Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.



Фантастический боевик (также известен как боевая фантастика)

Делает упор на военных действиях в далёком будущем с использованием роботов, экзоскелетов и массивных звездолётов.

Представители жанра: «Бесконечная война» Джо Холдемана, «Обречённые на победу» Джона Скальци, «Завтра война» Александра Зорича, «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, «Бригадный генерал» Макса Глебова, «Техподдержка. Мертвая зона» Олега Дивова.



В основе жанра лежит допущение, что какое-то историческое событие закончилось иначе, отчего дальнейшая история потекла по иному руслу. Как правило, альтернативная история, как и социальная фантастика, используется для моделирования определённых социальных условий.

В современной российской фантастике альтернативная история часто перемешивается с попаданцами, поскольку после того, как очередной попаданец попадает в прошлое и меняет весь ход истории, события как раз и начинают развиваться иначе.



А писатель Александр Громов в одиночку изобрёл жанр «альтернативной географии». В его дилогии «Исландская карта» и «Русский аркан» все развитие цивилизации пошло несколько по иному пути, поскольку на месте американского континента… оказался бескрайний океан, в котором и сгинул Христофор Колумб.

Апокалиптическая фантастика повествует о глобальных катаклизмах, масштабных угрозах и других проблемах, угрожающих всему земному шару: разрушительных землетрясениях, губительных войнах, извержениях супер-вулканов, вторжениях инопланетян и прочих напастях.

Яркие примеры: «Война миров» Герберта Уэллса, «Противостояние» Стивена Кинга, «Дорога» Кормака Маккарти, «День триффидов» Джона Уиндема.



В религиозной литературе Апокалипсис означает конец света, однако для многих фантастических произведений апокалиптическое событие — лишь начало сюжета о приключениях в мире, который пережил глобальный катаклизм и не планирует сдаваться и подыхать в ближайшее время. Представители жанра: «Метро 2033» и «Пост» Дмитрия Глуховского, «Древний. Катастрофа» Сергея Тармашева, «Закон Шухарта» Дмитрия Силлова.

Фантастическое допущение может перемешиваться с любым жанром. К примеру, если в повествовании присутствует отчётливая детективная интрига, главный герой работает на закон или силы правопорядка и вынужден вести расследование преступления, то мы имеем дело с детективной фантастикой.

Аналогично детективной фантастике, в романтической (или любовной) во главу сюжета ставятся романтические отношения главных героев в фантастических декорациях, причём само фантастическое допущение играет роль второй скрипки и не перетягивает внимание на себя.



В юмористической фантастике повествование ведётся в юмористической, шутливой манере.

Хронофантастика (или темпоральная фантастика) и попаданцы

Здесь в центре сюжета находятся путешествия во времени.

Примеры: Герберт Уэллс «Машина времени», Рэй Брэдбери «И грянул гром», Пол Андерсон «Патруль времени».

От хронофантастики отпочковался самостоятельный жанр — «Попаданцы». Поначалу авторы писали о героях, как правило, их современниках, волею случая попавших в другое время, преимущественно прошлое. Родоначальником жанра является создатель Тома Сойера и Гека Финна Марк Твен, написавший роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Затем другие авторы прикинули, что «попасть» можно не только в прошлое, и спустя пару десятилетий Джон Картер угодил аж на Марс.

В наше время попаданцы куда только не попадают — в прошлое, в будущее, на другие планеты, в другие миры и даже внутрь компьютерных игр.

Примеры: «Варяг» Александра Мазина, «Генерал-адмирал» Романа Злотникова, «Чужак» Игоря Дравина, «Рандеву с « Варягом» Александра Михайловского, «Ермак» Игоря Валериева, «Отрок» Евгения Красницкого и «Бессистемная отладка» Тимофея Царенко.



Жанр зародился в восьмидесятых годах прошлого века. Киберпанк рисует мрачную картину будущего, в котором цифровые технологии, кибернетика и виртуальная реальность плотно вошли в человеческую жизнь, но качество этой жизни упало ниже плинтуса. Типичные атрибуты: повсеместное распространение высоких технологий, упадок морали и присутствие могущественных корпораций, плетущих заговоры друг против друга и против всех остальных.

Примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, «Схизматрица» Брюса Стерлинга, «Алмазный век» Нила Стивенсона, «Искусники» Пэт Кэдиган.



Стимпанк — это жанр, в котором показано общество, чаще всего похожее на викторианское, в котором паровые машины и другие схожие ретротехнологии получили широчайшее распространение. При этом паровые технологии могут развиваться и прошлом, и в будущем, и в других мирах, и даже в межзвёздном пространстве.

Изначально стимпанк возник как пародия на киберпанк. Поэтому ранние произведения жанра попросту заимствовали все элементы киберпанка — низкое качество жизни, засилье высоких технологий, власть могущественных корпораций — и переносили в реалии паровых технологий. Позже к стимпанку добавилась нуарная атмосфера крутых детективов с неизменными атрибутами бульварной фантастики: пронырливыми детективами и роковыми красотками.

В позднем стимпанке неонуарная атмосфера сменилась романтикой викторианской Англии. А доставшаяся в наследство от киберпанка картина мрачного общества уступила дорогу более позитивному, утопическому подходу.

Немножко о психологии искусства. Коллеги, я знаю людей которые с удовольствием смотрят фантастические фильмы и читают фантастику. Знаю также тех, кто её, фантастику, терпеть не может. Есть и третьи, кто получает удовольствие как от фантастических, так и от реалистических произведений. А каковы ваши предпочтения? И как вы думаете, какими психологическими особенностями отличаются друг от друга эти люди?


г. Запорожье (Украина)

Это интересно!Захватывающе! Романтично! Увлекательно! Результативно! как коучинг :))

Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения.

В настоящий момент популярны три основных жанра фантастики — научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого — фантастическое путешествие и утопия.

Утописты- люди с романтическим уклоном. а может социопаты?

Психолог, Ведущий тренингов

№1 | Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Фантастика бывает разная.

Ну, то же самое можно сказать и о реалистической литературе. Пусть и та и другая будут относиться к качественной, "не одноразовой литературе". А из фантастики, для упрощения анализа, исключим фэнтези.

№2 | Борисенко Игорь Викторович писал(а):
фантастика источник нестандартных и креативных идей

Игорь Викторович, "Твёрдая" научная, или социальная?

г. Запорожье (Украина)

Если классифицировать по допущениям, то: гуманитарно-научное, футурологическое, миротворческое, фантасмагорическое. №5 | Валиулов Айдар Абдуллович писал(а):
Гарри Поттер, это какой вид фантастики

Психолог, Аналитический психолог

г. Алматы (Казахстан)

Сейчас на сайте

г. Запорожье (Украина)

№2 | Борисенко Игорь Викторович писал(а):
предвосхищает

Сколько наблюдаю любителей фантастики - они не успешные по жизни люди. Как по мне, чтение фантастики - развлечение, пустая трата времени.


Сейчас на сайте

№5 | Валиулов Айдар Абдуллович писал(а):
Кстати, Гарри Поттер, это какой вид фантастики? №5 | Валиулов Айдар Абдуллович писал(а):
И кто его любит?

г. Нижний Новгород

№9 | Никонов Владимир Олегович писал(а):
Реальный мир гораздо фантастичнее.

Реально шикарная книга! Еще бы сюда всего Хокинга, Капру, Сагана и Талбота! Действительно, надо не бороться с мракобесием, а пропогандировать Науку.

И делать это красиво, увлекательно и хорошшим литературным языком.

Потому что, при ближайшем рассмотрении, современная Наука оказывается куда более фантастичной, нежели самые смелые фантазии фантастов и эзотериков!

Я - бывший любитель фантастики. Она мне очень нравилась достаточно долго. Практически, до последнего десятилетия. И не сделала меня неудачником. Когда у меня бывали неудачи - то автором их был я сам, а не авторы книг.

И она - действительно многое мне дала. То самое развитие гибкости ума, свободу воображения, мысленного эксперимента. Желание и умение размышлять о Вселенной во всем ее величии и непознанности.

Однако, это действительно очень сильное средство бегства от неприятной нам реальности. Практически как наркотики. Эти бесконечные выдуманные миры, где мы отождествляясь с всемогущими героями становимся участниками невероятных приключений.

Однако, то же свойство имеет вся художжественная литература вобще. По этому, сегодня у меня крайне редко возникает позыв читать художественные тексты. Более того, иногда я себя практически заставляю прочесть что-то, исключительно для "культуроного ценза", чтоб суметь поддержать разговор. Или, потому что о книге много говорят, и автор имеет репутацию умного человека с хорошим слогом.

Ну что друзья, готовы к очередной подборке высококачественной литературы. В этот раз у нас жанр научной фантастики. Не все из приведенных романов являются чистой научной фантастикой, но все они были удостоены высочайшей похвалы от критиков, а многие получили престижные литературные премии.

Буду с вами честен. Не все из приведенных романов я прочел лично. Конечно же, все что выкладываю в таких подборках, я намерен в недалеком будущем прочитать. И конечно же поделиться своими впечатлениями с вами.

1. Энн Леки «Слуги правосудия».

Дебютный научно-фантастический роман американской писательницы. Роман был удостоен ряда престижных наград, включая премии «Хьюго», «Небьюла» и «Локус». Роман открывает цикл под названием «Империя Радч», в который входит ещё 2 романа. Действие романа происходит в далёком будущем. Практически все колонии Земли, о существовании которой практически забыто, объединены в империю под названием Радч, управляемую Анаандер Мианаай. Военные корабли будущего управляются офицерами, а для остальных работ используются тела преступников, у которых полностью стёрта личность, вместо которой загружена копия искусственного интеллекта корабля. Все тела постоянно находятся в подключении с бортовым компьютером, управляясь им. Однако каждое тело сохраняет некоторую индивидуальность и даже приобретает ряд привычек. Главная героиня романа была частью корабля «Правосудие Торена», но он был уничтожен, и выжило только одно тело с кодовым номером 1-Эск-19. Сейчас она использует имя Брек и ее цель выяснить, что случилось с кораблем и отомстить.

2. Энди Вейер «Марсианин».

Дебютный роман американского писателя Энди Вейера. Был включён в списко бестселлеров по версии Publishers Weekly за 2015 год. Роман принёс Энди Вейеру премию «Хьюго» как лучшему новому автору, премию «Сэюн» и ряд других премий. Журнал «Мир фантастики» назвал «Марсианина» лучшей фантастической книгой 2014 года. О сюжете можно и не рассказывать – благодаря фильму все и так прекрасно знают его.

3. Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться».

2045 год, мир в руинах. Из-за Великой рецессии мировая экономика находится в состоянии спада и стагнации, ощущается глобальный дефицит ресурсов. В то же время интернет и игровая культура достигли небывалых высот, получив такое творение, как ОАЗИС - Онтологический антропоцентрический зрительно-иммерсивный симулятор – многопользовательская онлайн-игра, созданная Джеймсом Холлидеем и Огденом Морроу. Холлидей перед смертью оставляет завещание, согласно которому он заложил в игру три ключа и «пасхалку». Отыскав их и пройдя сквозь лабиринты ОАЗИСа, игрок получит все его многомиллиардное состояние. Битва за главный приз начинается сразу после оглашения завещания, однако спустя несколько лет никто так и не смог найти первую подсказку. В 2012 году роман был удостоен премии «Alex Award» от американской Ассоциации услуг юношеских библиотек и премией «Прометей». В 2018 году книга была экранизирована.

4. Джон Лав «Вера».

Его назвали «Верой» — инопланетный космический корабль, некогда уничтоживший Шахранскую империю. И вот спустя триста лет «Вера» возвращается, на этот раз угрожая Содружеству, государству людей, объединяющему множество звездных систем. Оказавшись на краю гибели, человечество делает ставку на свое секретное оружие — смертоносные крейсеры класса «аутсайдер». Элегантные и красивые снаружи, но уродливые и строго функциональные внутри, почти все они носят имена убийц и маньяков. Эти суда спроектировали тайно, собрали в отдаленных уголках галактики и отправили в полет без всяких церемоний. На них служат специально отобранные люди, слишком безумные и опасные, чтобы жить в обществе, но слишком выдающиеся, чтобы от них можно было избавиться. И теперь один из «аутсайдеров», корабль «Чарльз Мэнсон», принимает бой там, где «Вера» однажды одержала победу, в системе Шахры. Изгои и психопаты, те, кого презирают и боятся по всему Содружеству, становятся его единственной надеждой, ведь только они могут бросить вызов «Вере» и, возможно, одолеть ее. Джон Лав соединил уже устоявшиеся догмы жанра со своими наработками, что в итоге вылилось в мощную космооперу-притчу о жизни во Вселенной, «Моби Дик или Белый кит», где в роли кита выступает необъяснимый и величественный инопланетный корабль, которому нет равных. По крайней мере не было — до встречи с Чарльзом Менсоном.

5. Питер Уоттс «Ложная слепота» (Blindsight, 2006).

Роман номинировался на премии «Хьюго», «Локус» и премию Джона В. Кэмпбелла. Сюжет основан на контакте человечества с инопланетянами. 2082 год. На окраине Солнечной системы появляется чужеродный объект. Для исследования объекта и установления контакта отправляется корабль «Тезей». В облаке Оорта обнаруживается корабль пришельцев из другой звездной системы. Однако контакт с чужаками оказался совсем не таким, как его представляли люди… Исследуя инопланетян, экипаж «Тезея» приходит к парадоксальному выводу: инопланетяне по интеллекту превосходят людей, но не обладают разумом в человеческом понимании, не имеют сознания и не воспринимают себя как личности. А распространяющиеся вокруг Солнца радиосигналы — земные радио- и телепередачи, всё содержание которых основано на естественной для людей концепции сознания — выглядят информационным мусором, диверсией, призванной нанести урон принимающей стороне. Отличная твёрдая научная фантастика. Он описывает реальность, используя разные области науки, создавая красочный узор происходящего. Очень богатое привлечение разного материала.

6. Нил Стивенсон «Анафем».

«Анафем» описывает вымышленную планету Арб, на которой ученые и интеллектуалы живут в замкнутых монастырях. Арб в прошлом переживал периоды развития цивилизации, схожие с классической античностью, Новым временем и наступавшими несколько раз темными веками. В изолированных «концентах» и «матиках», ворота которых открываются на короткое время только раз в год, десять, сто или тысячу лет, обитают «инаки» — ученые-аскеты, чья жизнь определена строго установленными ритуалами. Добровольная изоляция героев от мирской жизни прерывается, когда на орбите Арба появляется враждебно настроенный космический корабль из другого мира. Роман удостоен премии «Локус» в 2009 году и был номинирован на премии «Хьюго», Артура Кларка, Джона Кембелла и Британскую премию в области научной фантастики.

7. Чайна Мьевиль «Посольский город».

Роман «Посольский город» получил премию «Локус» за лучший научно-фантастический роман в 2012 и был номинирован на премию «Небьюла» и «Хьюго». В далеком будущем человечество колонизировало далекую планету Ариэку, на которой обитают загадочные ариэкей, разумные существа, на уникальном языке которых способны говорить лишь несколько «измененных» людей-послов. Колонистка Эвис Бреннер Чхо вернулась в Посольский город после нескольких лет полетов в космосе. Она не говорит на языке ариэкей, но сама по себе является его частью, живой фигурой речи. Когда из-за политических интриг на Ариэку прибывает новый посол, хрупкое равновесие между людьми и туземцами нарушается. Близится катастрофа, и Эвис не может решить, кому остаться верной: мужу, которого больше не любит, системе, которой уже не доверяет, или месту в языке, на котором не говорит, но который говорит посредством нее. Образ города - сквозной мотив всех произведений Мьевиля. Роман продуман, логичен. Мир, созданный воображением и умом писателя, правдоподобен. Действия персонажей имеют свою мотивацию. Причём сложную, сочетающую в себе как личные так объективные причины. Как в жизни. Мьевиль, как он это умет, ловко сочетает политические, культурные, религиозные и научные проблемы в один узел. Книга, будто проверка, насколько человеческий мозг может оторваться от шаблонов и представить немыслимо далекое будущее. Сложная для восприятия, но логична и красива.

8. Паоло Бачигалупи «Заводная» (The Windup Girl, 2009).

Роман в жанре биопанк. Действие романа разворачивается в XXIII веке в футуристическом Бангкоке. Огромные территории суши, в результате глобального потепления, поглощены мировым океаном, углеводородные источники топлива почти истощены, большая часть техники работает на заводных пружинах различных модификаций. На первые роли выходят биотехнологии: могущественные международные корпорации, выпускающие генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры, животных и даже людей, не гнушаются биотерроризма, использования частных армий и политических интриг. Экологические катастрофы с массовым голодом и эпидемиями, уносящими целые народы стали уже привычны. Обрел широкое мировое признание, в 2009 году, став обладателем премии «Небьюла», а в 2010 году - премии «Хьюго», как лучший фантастический роман года. В 2009 году был включен в список десяти главных литературных произведений года по версии журнала «Тайм».

9. Роберт Чарльз Уилсон «Спин».

«Спин» - трилогия, в которой нам рассказывают о земле будущего. Наша планета в этом времени окружена барьером, изменяющим ход времени. То что для землян час, для всей остальной вселенной миллион лет. Барьер назван «Спином». После падения «Спина» на Земле появляется арка портала, ведущая на другую планету. Во второй части трилогии мы узнаем о наномашинах, названных гипотетиками, которые с определенной периодичностью выпадают на поверхность планеты, что влечет за собой крах цивилизации. В последней части трилогии продолжается сюжетная линия двух героев второй книги, перенесенных на 10 000 лет в будущее. Это одновременно и масштабная НФ-эпопея, и история человеческих взаимоотношений. Героя романа выписаны очень живо, с проблемами и переживаниями. Роман получил восторженные отзывы критиков и премию Хьюго – премия вручаемая за лучший роман в жанре научной фантастики.

10. Макс Брукс «Война миров Z».

На нашу планету обрушилась неожиданное бедствие – неизвестный вирус, убивающий людей и заставляющий оживать трупы. Казалось бы классический сюжет зомби апокалипсиса, но дьявол скрыт в деталях. Роман - гибрид НФ-катастрофы и военной хроники. Сюжет представлен как цикл репортажей с людьми разных национальностей, возрастных групп и социального положения. Главный герой путешествует по всему миру и интервьюирует людей, ставших участниками тех ужасных событий. Они описывают свои истории выживания, каждая из которых связана с потерями близких им людей. Все эти истории собираются представителем ООН, цель которого — написание отчёта, который дал бы наиболее полную картину произошедших событий. История начинается с Китая, где был зафиксирован «нулевой пациент». Книга затрагивает больше общество и социальные вопросы, чем саму тему зомби, и в этом ее глубокий смысл. Поражает воображение масштаб мысли автора, так детально описаны чувства и переживания людей из разных городов и стран.

А ты мой друг и читатель, читал что-нибудь из приведенного списка? Если да, то делись своими впечатлениями в комментариях. И даже если не читал, то все равно делись. Пиши свое мнение о статье и о моем канале.

Все, обнял, хлопнул «братское пять», ушел в закат. До скорых встреч.

Если понравилась статья, не поленись, ставь палец вверх и подписывайся на канал. Не забудь посоветовать друзьям. А я и дальше буду стараться облегчить твою жизнь мой уважаемый читатель.

image

Предлагаю к вашему внимание фантастику на тему искусственного интеллекта. Из-за того, что эта тема с каждым годом становится все более актуальной, я думаю, что будет интересно почитать, что про это думали известные фантасты. В большинстве книгах искусственный интеллект представлен в виде гуманоидоподобых роботов. Хотя эра роботов давно уже настала (правда без ИИ), мы не видим на улицах этих человекоподобных роботов, из-за того, что в их нет надобности. Сейчас все роботы узко специализированны, и имеют определенную конструкцию и предназначение. А человекоподобные роботы служат в основном для развлечение. Но это все равно не затмевает величие фантастических миров будущего наших любимых фантастов. Надеюсь вы найдете из этого списка что-то интересное для себя.


«Песни Гипериона», Дэн Симмонс

image

На фоне начинающейся межзвездной войны человечества с ИскИнами и мутантами семеро паломников направились к аномальным Гробницам Времени на планете Гиперион. Их поход – то самое минимальное воздействие, которое может оказать влияние на судьбу человечества. Но каким образом, не знают ни они, ни пославшие их. Шестеро из них рассказывают свои истории, в той или иной степени связанные с беспощадным механическим чудовищем Шрайком, явившимся из будущего.

Бесспорно один из лучших романов в научной фантастике, который получил десятки наград и премий, в том числе “Хьюго”. Автору удалось связать воедино огромное количество сюжетных линий, написать разные части своих романов в абсолютно различной стилистической и художественной манере и при этом проявить свои знания и как учёного-литератора, так и человека, прекрасно разбирающегося в астрофизике, космологии, кибернетике, истории, религии. Про искусственный интеллект в романе есть все: и история создания, развитие на протяжение веков, сложное внутреннее устройство, и странное отношение к создателям.

«Луна — суровая хозяйка», Роберт Хайнлайн

image

В будущем Луна превращена в сырьевой придаток Земли. Получая сущие копейки и имея невыносимые условие существование лунные жители решают как следует проучить зажравшихся землян. На сторону бунтарей встает суперкомпьютер огромной мощности, обладающий к тому же настоящей душой и отменным чувством юмора.

В романе рассказываться про суперкомпьютер Майк, названный в честь Майкрофта Холмса, который неожиданно обретает разум, после чего становится во главу восстания обитателей Луны против диктата Земли. Как по-мне оригинальность этого произведение заключается в том, что здесь искусственный интеллект устраивает революции не машин, а людей, а это довольно редкое развитие сценария для научной фантастики.

«Я, робот», Айзек Азимов

image

Сборник научно-фантастических рассказов, оказавшие большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. В данном сборнике впервые были сформулированы Три закона роботехники.

Человечество создало роботов — верных слуг и надёжное подспорье в грядущих свершениях. Но новый разум тоже ищет ответы на вечные вопросы, а иногда и вовсе — вступает в споры с создателями. Чем это обернётся для людей и каждого человека в отдельности?

Безусловно, классика. Основа для сотен и сотен рассказов о роботах. Общая идея объединяющая рассказы сборника это разрешение проблем связанных с роботами, которые можно отнести к столкновению железной логики законов робототехники и человеческого фактора. Ну и конечно, основа всего цикла, это — три закона робототехники, которые в каждом из рассказов представлены под разным углом. И актуальность этих законов, как и обеспечения их соблюдения, в будущем будет расти вместе с прогрессом в создании искусственного интеллекта.

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?», Филип Дик

image

После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Большинство людей покинули Землю и перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Люди, которые остались на Земле, влачат жалкое, унылое существование в городах, которые тоже вымирают. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

В романе человек и андроид противопоставлены друг другу. Граница между живым и искусственным проходит по способности к сопереживанию, и люди изо всех сил доказывают друг другу и самим себе, что у них эта способность есть. Автор показывает, что в этом мрачном мире полное отчуждение людей друг от друга уничтожает эту границу, и различие между человеком и андроидом становится все меньше.

«Позитронный человек», Айзек Азимов

image

Роман написан по мотивам небольшой повести Азимова «Двухсотлетний человек».

Семья Мартинов, приобретшая робота Эндрю, вскоре обнаруживает у него выдающиеся способности к творчеству. Спустя некоторое время Эндрю начинает продавать свои работы, отдавая часть прибыли семьи Мартинов. У него получает счет в банке, он сам себя обеспечивает, но этого мало… Эндрю хочет быть свободным. Он проходит весь процесс очеловечивания, хочет ощутить то, что является чуть ли не главной составляющей человеческой жизни: любовь. Ведь именно это важнейший этап становления человеком. Эндрю охотно готов променять на это своё бессмертие.

«Кибериада», Станислав Лем

image

Цивилизация роботов. В ней действуют свои законы, свои табу. Миры роботов заселены удивительными персонажами, которые имеют лишь отдаленное представление о расе людей, но в то же время их проблемы так схожи с людскими. Но роботы берутся за их решение по-своему. Все должно быть рационально и оптимально, как велит кибернетика — своеобразная религия мира Кибериады.

История будущего стилизованная под сказки. Тонкий, изящный и оригинальный юмор прекрасно сочетается с глубоким смыслом, который с первого прочтения иной раз не удаётся уловить. Проблемы поднимаются поистине глобальные, однако преподносятся в лёгкой и непринуждённой форме. Воистину велика и безгранична фантазия Станислава Лема.

А по содержанию: забавно, интересно, и самое главное, поучительно. Сказки роботов, как и все сказки служат не только для развлечения, но и несут в себе скрытый смысл.

«2001: Космическая одиссея», Артур Кларк

image

Кто мы? Какое место мы занимаем во Вселенной? Эти вопросы стоят перед героями романа. Экипаж космического корабля С. С. Дискавери — капитаны Дэйв Боумэн, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер ХЭЛ-9000 — должны исследовать Юпитер и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждет множество неожиданных открытий…

Интересно и увлекательно читать даже будничные вещи, связанные с космическим полётом. Не говоря уже об бунте искусственного интеллекта, о Контакте с высшем непостижимом в своей силе и целях разумом.

«Роботы Апокалипсиса», Дэниел Уилсон

image

Вырастив экспериментальный искусственный интеллект люди выпустили джинна из бутылки. Осознав себя ИИ взял под контроль роботов и другую технику и объявил человечеству войну. Сможет ли человечество противостоять новой угрозе или будет сметено с лица земли?

Автору удалось придумать, наверное, наиболее вероятный сценарий революции, без моментального уничтожения ядерным оружием всех людей и себя тоже, с последующим появлением непонятно кем придуманных и собранных супер роботов-гуманоидов и прочих невероятных машин.

«Нейромант», Уильям Гибсон

image

Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации беспощадно сражаются между собой всеми доступными методами.

Книга получила целый ряд престижных литературных премий и считается одной из лучших в жанре киберпанк. В этом произведении рассмотрены такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, транснациональные корпорации, киберпространство задолго до того, как эти понятия стали популярными в массовой культуре.

«Автостопом по Галактике», Дуглас Адамс

image

В один прекрасный день над Землей нависли огромные звездолеты инопланетян, и людям объявили, что их родная планета подлежит сносу, а на ее месте будет проложено шикарное межзвездное шоссе. В общем человечеству не повезло. Кроме самого заурядного парня по имени Артур Дент, старый друг и собутыльник которого Форд Префект оказался инопланетянином!

При чем здесь искусственный интеллект, спросите вы? Как же можно не вспомнить депрессивного робота Марвина, который из-за постоянных перемещений во времени стал в тридцать семь раз старше Вселенной. А как же суперкомпьютер который семь с половиной миллионов лет искал ответ на Главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого? А как же компьютер размером с планету который должен был найти сам Вопрос? Классика, которую наверное любой любитель фантастики уже прочитал. Всем остальным обязательно к прочтению.


Конечно, это не все отличные произведении о искусственном интеллекте. Но моей целю было собрать десять лучших по моему мнению, из тех, что я читал, поэтому пишите в комментариях свои любимые книги на эту тему, которые не вошли в данный список.

Читайте также: