Чем опасен планшет для детей

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте. Давайте попробуем понять и решить для себя, есть ли такая необходимость в планшетах для детей, я не говорю именно о специальных детских планшетах, про любые. Ведь сейчас не секрет, что планшет может позволить себе и стар и млад, и очень много семей использует планшет для того, что бы успокоить или отвлечь ребенка.

Какую пользу приносит планшет для детей.

Сейчас существует очень много различный развивающих приложений для планшетов, которые обучают различать цвета, формы, различные игры. Бесспорно, в этом есть свои плюсы и зачастую планшет помогает отвлечь детей и родители могут заняться своими делами. Многие мамы отмечают пользу в планшетах, например при перелете в самолете ребенка можно отвлечь играми или мультфильмами, дома также можно ребенку включить мультфильмы и на какое-то время занять ребенка. Исходя из этого можно выделить всего 2 плюса – это развивающие приложения и развлечения для вашего ребенка. Мы изучили одну тему на популярном форуме для мам, и вот что пишут многие мамы в поддержку планшетов:

Но как говорится у монеты две стороны.

Минусы планшетов для детей.

Минусов мне кажется больше чем плюсов. Ну во первых уже доказано, что планшеты плохо влияют на развитие, ученые отметили проблемы с поведением и отклонения или задержки в социальном развитии. Особенно подвержены этим проявлениям дети старше 8 лет.

Попробуем разобрать все составляющие. Wi-Fi сейчас установлен почти в каждом планшете. Ученые подтверждают, что нет никаких свидетельств того, что беспроводное интернет-содинение негативно влияет на здоровье людей. Однако, авторы документальной телепрограммы Би-би-си «Панорама» выяснили, что уровень радиации в зоне беспроводного интернета (сети wi-fi) в одной из британских школ втрое превосходит излучение от вышки сотового оператора.

Но отмечается что даже этот уровень в 600 раз ниже того лимита, который считается безопасным, однако споры о том, влияет ли wi-fi на здоровье, все же ведутся. «Вряд ли wi-fi представляет собой какой бы то ни было риск для человека, — говорит профессор Лоури Чаллис из Ноттингемского университета, возглавляющий один из комитетов программы исследований мобильных телекоммуникаций и здоровья. — Обычно облучение в зоне сети wi-fi очень низко: передатчики маломощные и находятся на определенном удалении от тела». Но все равно все подтверждают то, что излучение есть, пусть и маленькое, но сколько ваш ребенок по времени подвержен воздействию этих излучений?

Детский организм по сравнению со взрослым имеет некоторые особенности, например, отличается большим соотношением длины головы и тела, большей проводимостью мозгового вещества.Из-за меньших размеров и объема головы ребенка удельная поглощенная мощность больше, по сравнению со взрослой и излучение проникает глубже в те отделы мозга, которые у взрослых, как правило, не облучаются. С ростом головы и утолщением костей черепа уменьшается содержание воды и ионов, а значит и проводимость.

Доказано, что растущие и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит с момента зачатия примерно до 16 лет.

Попробуем разобрать проблему с стороны психического развития ребенка. Самое главное – это конечно привыкание к играм. Ребенок теряет всякий интерес к происходящему вокруг, он становится замкнутым и все его внимание уходит только на планшет. Вот что пишут другие мамы на форумах:

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.


Гаджеты заменили нам всё: часы, будильник, магнитофон, фотоаппарат, ежедневник, карты, книги… Боязнь остаться без смартфона даже получила название – номофобия. Если отказаться от элект­ронного друга нет сил, то как хотя бы минимизировать вред для здоровья?


Наш эксперт – двигательный терапевт, инст­руктор соматического обучения Томаса Ханны Артём Ранюшкин.

Влияние гаджетов – вопрос до конца не изученный, слишком мало времени прош­ло с момента повального увлечения ими. Но то, что бесконтрольное их использование опасно, споров не вызывает.

Вред физике и психике

До 3 лет гаджеты должны быть под запретом: они вредят психоэмоциональному развития малышей. Когда кроха слушает мамины сказки, в его мозге формируются причинно-след­ственные связи, включается воображение, а во время просмотра мультфильма на планшете ребёнок просто фиксирует происходящее, но не всегда понимает, что из чего следует. От этого бессмысленного занятия может задерживаться психическое развитие.

Гаджеты серьёзно ограничивают подвижность детей, что также плохо отражается на их физическом и психическом здоровье. Держа в руке телефон, ребёнок наклоняет голову вниз и прижимает руку к телу. При этом вращательные движения его головы, шеи, плеч и корпуса сковываются. У детей в период роста ограничение физической активности влечёт непропорциональное развитие мускулатуры, что может потом приводить к болям и деформациям тела.


Лучше лежать, чем сидеть

Наше тело физиологически предназначено для того, чтобы ходить или лежать. Сидячий образ жизни сказывается на позвоночнике и суставах пагубно. Когда ребёнок сидит перед экраном смартфона, у него нарушаются все естественные изгибы тела. Шея, грудной и поясничный отделы позвоночника, крестец, седалищные кости находятся в неправильном положении. Чем дольше напрягаются мышцы глаз, тем сильнее расслабляется тело. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребёнок не косился на гаджет одними глазами, а располагал это устройство прямо перед лицом. Ведь если взгляд направлен в сторону, то ребёнок сосредотачивается на изображении на экране, при этом его тело остаётся зафиксированным в искривлённом положении. От этого при общей расслабленности организма некоторые мышцы могут непроизвольно напрягаться, что может по­влечь за собой дисбаланс мышц, а затем искривления, протрузии, долгое восстановление после травм.

Принять позу

Чтобы уменьшить потенциальный вред от смартфона, планшета или компьютера:

  • Правильно подберите высоту рабочего стола и стула. При сидении угол наклона тела относительно коленей должен быть 90 градусов. Ноги также должны быть согнуты под прямым углом.
  • Следите за осанкой. Даже в правильной позе долго сидеть с гаджетом нельзя: возникнут боли в спине и шее, онемение рук или ног, простреливающая боль в пояснице.
  • Помогите лежащему на спине ребёнку принять правильную позу. Есть ложный стереотип, что, лёжа на спине, играть или смотреть телевизор нельзя. Можно, если лежать как надо. Долгое пребывание в скрученной позе, например на боку или со скрещенными ногами, ведёт к искривлению позвоночника. Чтобы принять верную позу, необходимо приподнять туловище на 45 градусов при помощи подушки, а ноутбук положить на область паха. Для головы нужна отдельная опора, например вторая подушка, чтобы не перенапрягать мышцы шеи.
  • Запретите детям играть на планшете, лёжа на животе с поднятой головой. От этого пережимаются нервы и сосуды, нарушается мозговое кровообращение, возрастает риск головокружений, головных болей, нарушения координации. Но позу можно изменить, и она будет допустима. Подложите под паховую область подушку – она поддержит естественный изгиб поясницы, и обеспечьте опору для головы. В этом положении можно и смотреть телевизор.
  • Научите, как держать смартфон, стоя. Пользоваться им во время ходьбы нельзя, стоя, держать его на уровне глаз, а не ниже.


Правила зрительной безопасности

Чтобы защитить глаза ребёнка, нужно:

1. Сократить время использования смартфона до минимума. Сколько конкретно можно им пользоваться, зависит от состояния аккомодационного аппарата глаза. В среднем первоклашке – не больше 5–7 минут, а выпускнику начальной школы – не дольше получаса, и то не каждый день.

2. Детям, уже имеющим проблемы со зрением, лучше предпочесть гаджету если не книжку, то хотя бы компьютер. Малышам до 3 лет давать гаджеты нельзя.

3. Ежедневно гулять не менее 2 часов в день в светлое время суток. Это снизит зрительное переутомление, заставит глаза естественным образом смотреть на разные расстояния: далёкие и близкие. На свежем воздухе и при активном движении роговица получит необходимый кислород. Есть чёткая связь между количеством часов, проведённых на свежем воздухе в дневное время, и развитием близорукости: дети-домоседы – в группе риска.

4. Соблюдать безопасное расстояние. Дер­жать телефон примерно в 30 см от лица. От экрана компьютера следует отсесть на 60 см, а от телевизора – на 3 м.

5. Чередовать зрительную нагрузку. Надо соблюдать правило 20/20/20. То есть каждые 20 минут отрывать взгляд от экрана и в течение 20 секунд смотреть вдаль, на расстояние 20 футов (около 6 м).

6. Моргать. Если этого не делать, возникает синдром «сухого глаза», который не только вызывает дискомфорт, но и плохо влияет на зрение.

7. Не пользоваться гаджетом в транспорте. При тряске нагрузка на зрение возрастает.

7. Настроить удобный режим работы устройства. Выставить оптимальный уровень подсветки и самый крупный шрифт.

8. Предпочесть жидкокристаллические экраны светодиодным, мерцание которых хуже действует на глаза, особенно при плохом освещении. Выбирайте смарт­фоны с хорошей разрешающей способностью экрана: чем меньше пикселей на 1 кв. м, тем хуже для глаз.

8. Использовать специальную защитную оптику. Компьютерные фильтры блю-блокеры могут повысить контрастность, сбалансировать яркость, отсечь синюю часть спектра.


Мнение офтальмолога


Наш эксперт – руководитель офтальмологической службы Детской городской клинической больницы им. Н. Ф. Филатова, врач-офтальмохирург высшей категории Сергей Лесовой:

– Для глаз нет ничего хуже, чем многочасовое зависание в смартфоне. Тут все минусы: зрительная нагрузка с близкого расстояния, неправильная поза и часто плохое освещение (ещё и экран бликует). Синий коротковолновый спектр света от смартфона фокусируется перед сетчаткой, заставляя зрительный аппарат перенапрягаться. Синий свет мешает выработке мелатонина, приводя к бессоннице, что вредит зрению.


Как только возникли мобильные устройства споры о их влиянии на организм человека не утихают. Ученые проводят много научных исследований. Еще в 2001 в Европе был введен запрет на продажу игрушечных мобильных телефонов, использование и рекламу телефонов для несовершеннолетних. В 2011 году ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) отнесла излучение от мобильных телефонов в группу 2В, как возможно канцерогенных для человека, однако, через 2 года заявило, что никаких неблагоприятных последствий для человека не выявлено.

На данный момент точно установлено, что вред связан с электромагнитным излучением, которое телефон создает вокруг себя. Такое же излучение вокруг любого прибора, работающего от сети. Однако телефон находится вблизи от нашей головы. Наиболее чувствительны к электромагнитному излучению дети. Их кости, в частности кости черепа, более тонкие и в меньшей степени блокируют вредное излучение.

Чтобы оценить вредное воздействие «мобильников» на организм, был введен специальный показатель – удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии (SAR). Он показывает, какое количество энергии электромагнитного поля (в Ваттах) было поглощено одним килограммом тела человека за одну секунду. SAR – это первое, чем нужно поинтересоваться при покупке нового сотового телефона, заглянув в прилагаемую к нему инструкцию. Если SAR не превышает 0,2 Вт/кг, у телефона очень низкая облучающая способность. Если этот показатель попадает в интервал 0,2–0,5 Вт/кг – низкая, а если он больше 0,5, но меньше 1,0 Вт/кг – средняя. Облучающая способность считается высокой у аппаратов с SAR, превышающим 1,0 Вт/кг. К сожалению, до сих пор в мире не разработана единая методика определения этого коэффициента, поэтому результаты одинаковых исследований, проведенных в различных лабораториях, существенно отличаются друг от друга.

Влияние электромагнитного излучения на мозг человека

Негативное влияние электромагнитного излучения на мозг человека заключается в нагревании тканей головного мозга. Это может привести к хромосомным изменениям клеток мозга, их мутации и, как следствие, к возникновению опухоли мозга.

Как влияет электромагнитное излучение мобильных на детей?

Органы ребенка формируются на протяжении всего его детства. Воздействие электромагнитных волн способно нарушить их развитие. Воздействие радиоволн может влиять на психическое и физическое состояние ребенка. Некоторые исследования доказали, что сотовые телефоны могут стать причиной нарушения сна, вялости, сонливости, снижения иммунитета, нарушению памяти и психическим расстройствам. Основным проявлением является синдром раздражительной слабости. У детей младшего возраста он выражается капризами; неустойчивостью настроения и эмоциональной несдержанностью — у детей старшей возрастной группы. Сон становится тревожным, с неприятными сновидениями. Ребенку трудно заснуть, но также трудно ему и проснуться утром. Часто перед сном у ребенка возникает чрезмерное возбуждение, иногда сменяющееся слезами, страхами. Детям дошкольного возраста свойственна чрезмерная расторможенность.

Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, ребенок становится рассеянным, ему трудно удержать свое внимание, сконцентрироваться. Ребенку становится трудно запомнить что-то новое, а то, что он уже знал, начинает забывать. Дети жалуются на частые головные боли. Ребенок не может сидеть спокойно, он постоянно двигает руками, плечами.

Так называемая детская нервозность — это самая мягкая форма неврастении. Ее характерными признаками являются повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к слезам и капризам, иногда ночные страхи (ребенок просыпается, плачет, зовет родителей). Может возникнуть боязнь темноты и одиночества.

С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?

Для многих родителей сотовый телефон у их малыша является залогом его безопасности и их спокойствия. Ведь благодаря «мобильнику» ребенок находится под постоянным контролем своих папы и мамы. Однако здоровье должно быть на первом месте. Необходимо как можно на дольше оттягивать покупку мобильного телефона ребенку. Социологи считают, что самым подходящим возрастом для пользования сотовым является возраст от десяти лет.

Если же родители считают, что их малыш нуждается в телефоне в более раннем возрасте, им стоит позаботится о том, чтобы телефонные разговоры были максимально короткими. Лучшим выходом из такой ситуации считается вариант, когда связь в телефоне ребенка — односторонняя. Другими словами, родители могут звонить ребенку, а он им нет.

Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров детям до двух лет предлагают не давать гаджеты вовсе. Детям до 12 лет планшет давать можно, но строго ограничивать по времени. По мнению педиатров, дети до 2 лет вообще не должны взаимодействовать с гаджетами.

Для детей 3 - 5 лет время на гаджеты должно ограничиваться 1 часом в день. С 6 до 18 лет можно играть не более 2 часов в день. Детские психотерапевты считают, что многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.

Чем вредит неумеренное использование смартфонов и планшетов ребенку?

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.

Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Длительное время нахождение в одной позе ухудшает осанку, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца;

Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук;

Это может вызвать ожирение. При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, «залипая» в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

  1. Это влияет на отношения между ребенком и родителями.

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними. Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Учащение детских истерик. Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Ухудшение сна. Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6. Трудности в учебе. Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение. Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться. При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми. Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения. Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению. При общении в социальных сетях есть большая вероятность наткнуться на психически больных людей, педофилов.

9. Увеличивает детскую агрессивность. Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Социальная тревожность. Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей.

Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность. Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг. Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения. Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования.

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения.

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется. Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол.

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов.

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Информация подготовлена специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Зеленоградск».

Читайте также: