Чем плох usb микрофон

Обновлено: 04.07.2024

Хорошего дня всем, кто на крокодиле!
Есть микрофон AKG Lyra, подключающийся по USB к стационарному ПК. Проблема в том, что даже при нулевом гейне слышен какой-то непонятный электрический шум. Пробовал играться с настройками в Windows, менял кардиойдную направленность микрофона, попробовал все USB-порты на ПК и даже другую розетку, чтобы запитать ПК, но все без результата. Тем не менее, перед тем, как сходить и поменять микрофон на другой, я попробовал подключить его к втором стационарному ПК и там этого шума нет. Дело в БП компа и микрофон ловит его шум? Иронично, что еще в наличии есть китайский Fifine, который таким не страдает. Господа, откликайтесь, пожалуйста, как решить данный вопрос? Поможет ли USB-хаб с питанием в данном случае или забить и купить себе звуковую карту и больше не прикасаться к такого рода микрофонам? Запись шума на нуле гейна прилагаю.

чаще всего такая проблема возникает из-за фоновых шумов домашней электросети. Какие-то блоки питания это гасят, какие-то нет. Можно попытаться подключить комп через фильтр с "шумоизоляцией" (помогают они через раз, честно говоря), а лучше подключить через батареи хорошего ИБП, тогда вы сможете исключить наводки домашней электросети. Ещё могут шуметь сами компоненты системы - мало ли, какой конденсатор вздулся и даёт наводки в материнку, а сигнал микрофона это улавливает и пишет. Судя по вашей записи, это наводки электросети или чего-то в самом компе. Чаще всего наводки даёт блок питания.
В качестве решения предлагаю следующие шаги:
- попытаться подключить через какой-нибудь модный фильтр (шансов мало, но может помочь)
- заменить БП в компе
- подключиться через ИБП (заметьте, нужно подключать не только сам системный блок, но и все приборы, которые имеют прямой контакт с системным блоком и электросетью)
- использовать цифровые шумоподавители
- купить внешнюю USB карту и подключать к ней микрофон по XLR

В качестве диагностики попробуйте вытащить БП из компа, который не шумит, воткнуть в шумящий и послушать

Большое спасибо, стало намного яснее!
Еще немного вопросов, если вы не против:
- О каких фильтрах идет речь?
- Контакт и с блоком, и с электросетью есть только у монитора, я что-то упускаю?
- Возможно ли подключить USB-микрофон по XLR? Переходники?
- Почему другой USB-микрофон не ловит эти наводки?
Ну и напоследок: как вы думаете, может, все-таки оставить эту затею, вернуть его и приобрести сразу XLR-микрофон?

Зависит от сборки системы. У меня, например, контакт с сетью и компом имеют два активных звуковых монитора, обычный монитор, звуковая карта, гитарный преамп. Если наводки идут от электросети, то изолировать надо все устройства.

USB микрофон к XLR подключить нельзя

без понятия, честно

Я думаю, во первых стоит исключить наводки со стороны самого компа. У меня был опыт с очень шумным блоком питания, прям удивительно было. Стоял БП Gygabite B700H и гудел вообще на всё: постоянный писк в колонках, в усилителе гитары, в микрофоне. долго не мог понять, в чём дело - всё перекрутил уже, в итоге поменял БП на be quiet system power 9 и шумы исчезли.

Насколько хорошо они звучат? Обзор USB-микрофонов

Вне всякого сомнения, USB-микрофоны очень удобны. Процесс подключения сводится к протягиванию одного кабеля к компьютеру или iPad. Но все-таки что они из себя представляют? Действительно серьезные инструменты или просто удобные игрушки для тех, у кого не хватает денег на "настоящие" предусилители и конвертеры? Мне это было дико любопытно. Таким образом, этот обзор в каком-то роде стал еще и исследованием, тестовым испытанием, если вам так больше нравится.

К проведению данного сравнения меня подтолкнули две причины. Первая называется "я купил iPad 4", а вторая — я не знаю лично ни одного профессионального звукорежиссера, который когда-либо пользовался USB-микрофонами. Вот уже в течение нескольких лет разные люди — в основном музыканты и вокалисты — спрашивали меня, что я думаю о USB-микрофонах, а я даже не знал, что им ответить. Итак, настало время "сломать" ситуацию.

Если честно, данную работу нельзя назвать серьезным сравнением микрофонов. Никто даже не пытался калибровать уровни во время записи. Я занимаюсь тестированием различных аудиоприборов более 30 лет, и знаю, что первое правило — убедиться в том, что для сравнения используются абсолютно идентичные уровни, поскольку разница по громкости даже в 0.1 децибела может быть интерпретирована ухом не как разница в громкости, а как разница в тембрах.

Без калибровки?

"Тогда почему бы не откалибровать эти микрофоны?". Нууу, главная причина заключается в том, что у всех этих микрофонов встроенные предусилители и аналого-цифровые конвертеры (преобразователи), что означает предопределенность выходного уровня (исключение — микрофоны Apogee MiC and Blue Yeti Pro). Пользователь сразу получает готовый цифровой поток из битов и байтов на USB-выходе и просто цепляет его к компьютеру. Преимущества? USB-микрофон избавляет нас от головной боли, связанной с проблемами коммутации, заземления, проблем выбора предусилителя, кабелей и так далее. Недостатки? Никакого контроля громкости. Просто представьте себе предусилитель или микшер без регулятора громкости, одно значение громкости на все случаи жизни — как оно? Вот и мне что-то не особо. Так что при сравнении этих микрофонов «выравнивать» громкость пришлось вручную и уже непосредственно при прослушивании.

В работе

Для проверки микрофонов я использовал два источника звука — речь и электрогитару. Речь была выбрана потому, что многие из этих моделей позиционируются как речевые или микрофоны для подкастинга. Поскольку большинство пользователей не является профессиональными дикторами, я решил, что моего голоса для тестирования вполне достаточно. Ну, и электрогитара была выбрана потому, что это на самом деле просто интересно. Все микрофоны записывались через программу WaveMachine Labs’ Auria на iPad 4.


На фото: коллекция USB- (и не только) микрофонов возле гитарного кабинета.

Вот список микрофонов в алфавитном порядке:

1. Apogee Mic. Потрясающий маленький микрофончик. Всего четыре с половиной дюйма в высоту, целиком умещается у меня на ладони и выглядит, как игрушечный. Однако эта кардиоидная конденсаторная "игрушка" меня очень даже удивила — когда я поставил ее на штатив со стандартной резьбой под фотоаппарат и подключил к iPhone 4/iPad 3 (с помощью фирменного переходника Apogee на 30-контактный разъем MFi). В передней части микрофона встроен очень удобный цветной светодиодик (синий — включение, зеленый — нет сигнала, ярко-зеленый — есть сигнал, красный — перегрузка), сбоку пристроился регулятор чувствительности. Стандартный кабель коротковат (полметра), но в продаже можно найти вполне нормальные (3 метра MFi или USB Type A), достаточные для установки на стандартную микрофонную стойку 5/8 дюйма. В микрофон встроен предусилитель с запасом усиления в 40 децибел. Формат выходного сигнала — 24 бита, 44.1 или 48 килогерц. Что приятно — звучит адекватно и легко помещается в карман.


Запись речи

На фото: простенько и со вкусом - Apogee MiC подключен к iPad 4 для прямой записи в программу GarageBand.

При работе с голосом я корректировал уровни в программе после записи, но калибровку не производил. Разница в громкости между самой тихой и самой громкой моделью превышала 20 децибел, так что пришлось повозиться. В результате получилось следующее:

Apogee MiC . Этот микрофон звучит очень чисто и естественно, как и должен звучать студийный конденсаторник. Защитная сетка очень редкая и "прозрачная", как и само звучание микрофона. Мне звучание очень понравилось. Сочетание отличного звука, маленького размера и простоты коммутации дает мне право поставить высокую оценку. С точки зрения простоты работы, это вообще лучший микрофон из всех опробованных. Единственная проблема, которую можно отметить (впрочем, весьма характерная для всех студийных конденсаторных микрофонов) — это высокая чувствительность к взрывным согласным (плозивам). Установив поролоновую ветрозащиту, я решил данную проблему. Отличный микрофон, придраться практически не к чему.

Электрогитара

Основным препятствием при записи электрогитары должна была стать невозможность управлять чувствительностью микрофона. Скажем, если микрофон "заточен" под снятие голоса, он может неплохо подойти для акустической гитары, но что прикажете делать с трубой, электрогитарой или орущим вокалистом? Именно это мне и хотелось проверить. Прежде всего нужно было найти приличный гитарный звук. У моего друга Питера Уоррена этого добра хватает, и я специально никак не ограничивал его в процессе накручивания звука. Когда он закончил настройку, на расстоянии одного дюйма от решетки кабинета (это стандартная позиция для микрофона при записи) измерения показали звуковое давление 112 дБ SPL. Для сравнения я одновременно вел запись через ленточный микрофон Cascade Fathead II (с трансформаотором Lundahl) и через свой рабочий SM57 c тремя разными предусилителями: Focusrite Scarlett 18i6, PreSonus AudioBox 1818VSL и CEntrance MicPort Pro. Обратите внимание — уровень брался «как есть» (если только у микрофона не было регулятора чувствительности), что в итоге привело к весьма "горячему" звучанию.

Наиболее интересными из просмотренных моделей оказались (что, наверное, неудивительно) две самые дорогостоящие — Apogee MiC и Blue Yeti Pro. Самое главное — у них есть регулятор чувствительности, что для профессиональной записи весьма и весьма критично. Эти модели характеризуются отличным звуком, они достаточно хороши для серьезной студийной работы, несмотря даже на отсутствие у Apogee выхода на разъеме XLR (ребятам из Apogee определенно стоит подумать насчет кабеля XLR для своего микрофона).

Что стало главным откровением — очень достойное качество звучания этих микрофонов при весьма бюджетной цене, принимая во внимание наличие встроенного предусилителя, аналого-цифрового конвертера и подключения одним-единственным кабелем USB. Очень даже впечатляет. Думаю, что в руках профессионального звукорежиссера многие из этих микрофонов могут оказаться весьма полезными инструментами.

Ну и последний животрепещущий вопрос: звучат ли эти USB-микрофоны также хорошо, как дорогие студийные микрофоны с не менее дорогими внешними предусилителем и конвертером (ну и кабелем, само собой)? Мое мнение — нет. Хотя, возможно, для кого-то разница в звучании окажется незаметной. Или незаметной на фоне огромной разницы в цене. Но с моей точки зрения, разница есть.

Многие начинающие блогеры и музыканты сталкиваются с проблемой выбора качественного микрофона. Для них дополнительная цепочка из предусилителя и звуковой карты кажется адски сложной. В этом случае может помочь USB-микрофон. Давайте рассмотрим его подробнее.

Что такое USB-микрофон

USB-микрофон представляет собой комбинированное устройство, состоящее из собственно микрофона и звуковой карты. Как и во всех девайсах такого типа, качество его компонентов нельзя назвать высоким. Однако для выполнения минимума задач его хватает с головой.

На рынке такие устройства представлены в довольно широком ценовом диапазоне – от 2500 до 25 000 руб., на начало 2017 г. Нужно понимать, что дешевое устройство в звукозаписи нам ничем не поможет. Хороший звук смогут дать только более дорогие модели.

Виды USB-микрофонов

В целом их можно разделить на три основных категории:

Компактные микрофоны. Предназначены в основном для Skype и других подобных программ. Чаще всего представляют из себя малюсенькую коробочку, которую подключают к компьютеру напрямую. Иногда это микрофон-прищепка с коротким проводом. Недостатком конструкции является очень короткий шнурок либо же полное его отсутствие, что делает невозможным использование устройства для стационарных машин. Но вот для планшетов/смартфонов/ноутбуков оно незаменимо.

Привычные нам по форме и размеру микрофоны, имеющие USB-подключение, вместо профессионального XLR. Самая обширная категория. У многих представителей есть братья-близнецы с XLR разъемом. То есть это те же микрофоны с добавленной «звуковой картой».

Комбинированные устройства. Микрофоны с разъемами USB и XLR. Такие микрофоны можно использовать в походных и студийных условиях. Типичным представителем является SAMSON Q2U


Микрофон SAMSON Q2U

На текущий момент очень популярны модели микрофонов фирмы Samson. Они отличаются достаточно высоким качеством и привлекательной ценой. В линейке этого производителя есть разные модели: только для скайпа, домашней звукозаписи и другие.

Давайте рассмотрим основные особенности USB-микрофонов, а также разберемся с вариантами их применения.

Особенности и варианты применения USB-микрофонов

Малогабаритные микрофоны

Типичным представителем этой группы является модель, как Samson Go Mic .

Go Mic имеет провод для подключения. Конструкция крепления представляет собой универсальную прищепку. Ее можно использовать в качестве утяжеленного основания или крепления к крышке ноутбука.

Модель Go Mic обладает одной интересной особенностью. В ней установлены два капсюля, а также есть переключатель направленности – кардиоида и круг. Также модель обладает разъемом для наушников.

Модель обладает высокой чувствительностью, имеет встроенный POP-фильтр, который все же не спасает от взрывных согласных из-за миниатюрности.

SAMSON GO MIC

Микрофон Samson Go Mic

Модель отлично подойдет для общения в интернете, обеспечивая отличную разборчивость речи. Также Go Mic можно с успехом применять, например для записи репетиций. Легко настраивается подключение к Android/iOS, а круговая направленность позволит при помощи одного микрофона записать всех исполнителей. Пользователи применяют этот микрофон для записи Foley-трека именно благодаря круговой направленности.

Микрофоны с разъемами USB

В большинстве своем, это микрофоны в привычном нам форм-факторе, имеют крепление-стойку. От устройств предыдущей группы они отличаются чуть большей мембраной, а также лучшим POP-фильтром. Типичными представителями этой категории будут Audio Technica AT 2020 USBi и Samson C01U PRO.

С ними можно записывать вокал и инструменты в домашних студиях. Очень популярны при любительском дубляже, отлично подойдут для видеоблогеров и летсплейщиков.

95dacfd21bb88c32b90cc0c4a102c3d1.jpg

Микрофон AT 2020 USBi

Комбинированные устройства

Такие устройства имеют два разъема – USB и XLR. Микрофон SAMSON Q2U с подойдет для качественной записи вокала и инструментов.

Интересный представитель этой группы – микрофон Blue Yeti Pro с тремя капсюлями. Два из которых установлены по типу XY, а третий стоит в обычном положении, обеспечивая кардиоидную направленность. Таким образом микрофон позволяет без особых проблем записывать стереозвук, переключать диаграммы направленности между кардиоидой, восьмеркой и кругом. Микрофон обладает расширенным частотным диапазоном.

71jkCzoC4DL._SL1500_.jpg

Микрофон Blue Yeti Pro

Подводя итоги, отметим: USB-микрофоны на текущий момент являются довольно универсальными устройствами, решающими широкий круг задач. Предоставляя нам качественный звук для общения в интернете и домашней звукозаписи.

Безымянный.jpg

Коротко о главном

Компактные микрофоны условно можно назвать речевыми. Они имеют хорошую чувствительность, но немного урезанный частотный диапазон и слабоватый встроенный POP-фильтр. Отлично подойдут для общения в интернете. Возможно применение для узкоспециализированных задач.

Обычные USB-микрофоны. Чаще всего, микрофон из модельного ряда фирмы-производителя, дополненный USB-интерфейсом. Капсюль крупнее, POP-фильтр лучше, частотная характеристика не урезана. Подходят для озвучивания видео, блогинга, записи вокала и инструментов в домашних условиях.

Комбинированные USB-микрофоны. Отличаются крупным (вплоть до 1``) капсюлем. Встречаются многокапсюльные модели. POP-фильтра нет. В некоторых моделях встречается переключение диаграмм. Подойдут для решения широкого круга задач, вплоть до стереозаписи.

Как видим, USB-микрофон является отличным устройством для тех, кто не хочет разбираться с подключением микрофонов, звуковых карт, предусилителей, сопряжением устройств, настройкой уровней. С этими устройствами все прекрасно работает по принципу Plug&Play. USB-микрофон может стать надежным помощником в домашней студии.

Микрофон является предметом первой необходимости для музыкантов, звукорежиссеров, журналистов, и многих других профессий, связанных с записью и усилением звука. Для профессионалов и просто опытных «звуковиков» вопрос о выборе микрофона не стоит, но что делать «чайникам»? Как выбрать микрофон? Какие они вообще бывают? На какие характеристики и особенности обратить внимание? Именно на эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

RODE NT1-A.jpg

Итак, микрофон – это устройство, преобразующее звуковой сигнал в электрический для его последующей обработки и передачи на другие устройства: усиления, записи, воспроизведения и т.д.

Чтобы сделать правильной выбор в пользу покупки того или иного микрофона, нужно четко понимать его назначение и задачи, которые ему стоит решать. От поставленных перед микрофоном задач зависят характеристики, по которым и определяется модель микрофона.

Типы микрофонов

Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.

1. Динамические микрофоны

Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.

Прочные и надежные, не подвержены перепадам влажности и способны выдержать высокое звуковое давление.

Могут использоваться для записи в шумных местах и различных внешних условиях.

Имеют простую конструкцию.

Не требуют фантомного питания.

Доступны по цене.

Ограниченный частотный диапазон, частоты выше 12 кГц слабо воспринимаются и обрабатываются, что иногда может сыграть в вашу пользу, когда существует много высоких частот или посторонних шумов в принимаемом сигнале.

Медленная реакция на перепады звукового давления.

Динамические микрофоны часто используют во время живых выступлений.

Наиболее популярные модели динамических микрофонов по версии POP-MUSIC:

Динамические микрофоны.jpg

2. Конденсаторные микрофоны

Обычно конденсаторные микрофоны применяют для звукозаписи в студиях, что связано с полнотой и детальностью передаваемой ими звуковой картины. Металлическая мембрана, состоящая из пластинок (конденсатора), колеблется под воздействием звуковых потоков воздуха, преобразуя звуковую волну в электромагнитную. В основе данного физического явления лежит зависимость электроемкости конденсатора от расстояния между пластинами, а значит и частоты создаваемых электромагнитных колебаний. Для создания и поддержания электрического поля в конденсаторе необходим источник напряжения, так называемое фантомное питание. Почти во всех конденсаторных микрофонах имеется встроенный предусилитель, призванный усилить слабый сигнал, передаваемый мембраной.

Детальный и объемный звук

Высокая чувствительность, особенно в области высоких частот.

Частотная характеристика, охватываемая весь диапазон, воспринимаемый человеческим ухом.

Быстрая реакция на изменение звукового давления.

Необходимость фантомного питания (от батарейки, микшера, усилителя и т.д.)

Высокая чувствительность к акустическим характеристикам окружающего пространства (шумы, потоки воздуха, эхо).

Дополнительное использование поп-фильтров и держателей-пауков.

Наиболее популярные модели конденсаторных микрофонов по версии POP-MUSIC:

Конденсаторные микрофоны.jpg

3. Ленточные микрофоны

Ленточные микрофоны теряют свою популярность с возрастанием популярности конденсаторных микрофонов, хотя можно встретить немалое число их поклонников. В подобных микрофонах также используется явление электромагнитной индукции, но подвижный элемент-проводник представляет собой металлическую тонкую ленту, сложенную гармошкой, которая приходит в движение при колебаниях воздуха. Особенностью ленточных микрофонов можно назвать одинаковую чувствительность с обеих сторон капсулы, чем объясняется тип диаграммы направленности (восьмерка). Ленточные микрофоны часто используют для записи электрогитар, что связано со смягчением высоких тонов.

Достоинство: естественный звук, приятный для слуха.

Зависимость чувствительности от частоты (с повышением частоты чувствительность уменьшается)

Наиболее популярные модели ленточных микрофонов по версии POP-MUSIC:

SE ELECTRONICS VR2.jpg

Основные характеристики микрофонов

Определившись с типом микрофона, и тем самым существенно сузив круг предлагаемых моделей, остановимся на основных технических характеристиках, на которые следует опираться при выборе микрофона.

2.jpg

частотный диапазон и АЧХ

максимальный уровень звукового давления

эквивалентный уровень шума

1. Частотный диапазон – это диапазон звуков, которые микрофон способен воспринять и передать. Измеряется интервалом частот, выражается в герцах (Гц). Идеальное человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 – 20000 Гц. Человеческий голос вписывается в гораздо более узкий диапазон (60-1300 Гц), диапазон музыкальных инструментов существенно шире, но индивидуален для каждого типа инструмента. Обычно новички выбирают микрофон с максимально широким частотным диапазоном, что правильно, ведь тогда микрофон становится универсальным. Если же отбросить универсальность и подбирать микрофон для определенного инструмента, то можно выбрать модель с частотным диапазоном, который максимально охватывает весь спектр звучания инструмента.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и уровень искажений определяют чувствительность микрофона по всему рабочему частотному диапазону и нюансы звука, характерные для определенной модели микрофона. На АЧХ влияют особенности мембраны, вес и материал, из которого она изготовлена, особенности конструкции внутренних цепей и блоков микрофона.

АЧХ.jpg

В этом отношении микрофоны делятся на два типа: те, которые имеют одинаковый уровень по всему диапазону частот, и те, которые имеют пиковый уровень или, наоборот, провалы на определенных частотах. Вторые используют под определенные задачи, например, чтобы усилить определенный источник звука (разборчивость вокала или конкретного инструмента).

АЧХ представляет собой график, на котором можно увидеть на каких именно частотах и насколько децибел происходит отклонение амплитуды сигнала от оригинала. Иногда АЧХ может быть представлена не графиком, а числовыми значениями. Например, запись 80Hz - 20kHz (+/- 2dB) говорит о том, то в указанном диапазоне отклонение от линейности может составлять максимум 2 дБ, без указания определенных частот, на которых происходит это отклонение.

2. Чувствительность – это величина, равная отношению напряжения (в В) на выходе микрофона к звуковому давлению (в Па), действующему на его вход. Данный параметр показывает насколько тихий звук (выраженный в дБ или мВ/Па) микрофон способен уловить и преобразовать в сигнал электрический. Чем ближе указываемое значение в децибелах (дБ) к нулю, тем более чувствителен микрофон, который способен уловить даже очень тихий звуковой сигнал, для значений, указанных в мВ/Па (милливольт на паскаль) цифра, наоборот, должна быть максимальной. Как понять, необходим вам сверхчувствительный микрофон или можно обойтись меньшей суммой? Оцените предполагаемую обстановку, в которой микрофон будет работать: если в студии – чувствительность должна быть высокой, если будут посторонние шумы (концерт, улица, клуб), то чувствительность микрофона не сыграет в вашу пользу, уловив все ненужные шумы и помехи.

3. Направленность определяет чувствительность микрофона на определенных расстояниях вокруг него, образующих конкретный рисунок (диаграмму). Направленность микрофона определяется конструкцией капсулы и влияет на такие параметры микрофона, как подавление шума, эффект поворота микрофона относительно источника звука, определение оптимального расстояния до источника. Если вам кажется, что чувствительность микрофона одинакова по всему радиусу, то есть микрофон расположен как бы в центре звукового круга, то такие микрофоны называются ненаправленными или всенаправленными. Применяются они нечасто, так как захватывают много посторонних шумов и чувствительны к обратной связи, обычно их используют для стереозаписи или записи звуков живой природы.

Обычно микрофоны имеют направленность, диаграммы которых образуют следующие рисунки:

4.jpg

Кардиоида - название данной диаграммы говорит о том, что ее форма напоминает форму сердца. При такой диаграмме микрофон записывает звук, поступающий во фронтальную часть капсулы с углом работы в 130 градусов, отсекая посторонние шумы. Поэтому микрофоны с кардиоидой обычно используют для записи вокала в студии. Важно помнить, что такие микрофоны нельзя располагать вблизи динамиков и слишком близко к источнику звука.

Кардиоида.jpg

Суперкардиоида и гиперкардиоида отличаются более узкой зоной охвата в задней части, угол работы также сужен и составляет 115 и 105 градусов, соответственно. Суперкадиода хорошо изолирует посторонние звуки во фронтальной части, но при этом улавливает их в задней части. У гиперкардиоиды же появляются боковые зоны с минимальным улавливанием звука. Микрофоны с гиперкардиоидой отлично улавливают два источника звука, направления на которые составляют некоторый угол. Микрофоны с суперкадиоидой подойдут для записи одного источника звука в шумной среде, при этом они устойчивы к обратной связи.

Суперкардиоида.jpg

Полукардиоида отсекает всё, что расположено сзади микрофона, воспринимая только фронт. При этом по бокам не должно присутствовать источников звука. Идеальная направленность для микрофонов, применяемых на лекциях и конференциях.

Восьмерка — диаграмма, название которой говорит само за себя. Одинаковая чувствительность во фронтальной части и сзади, нулевая – по бокам. Подобные микрофоны чаще всего используются для стереофонической записи, а также дл одновременной записи двух вокалистов.

Восьмерка.jpg

Некоторые модели микрофонов являются универсальными и их направленность можно переключать.

Stelberry_M1305_icons.jpg

4. Импеданс или сопротивление микрофона (обозначается буквой Z) влияет на качество передачи звука между микрофоном и предусилителем. Для безупречной работы, рекомендуется подобрать пару «микрофон -предусилитель» так, чтобы входное сопротивление усилителя превышало выходное сопротивление микрофона в 10 раз. Если предусилитель уже есть, подбирайте к нему микрофон, и наоборот, учитывая данную рекомендацию.

Профессиональные микрофоны всегда имеют низкое сопротивление на выходе (Lo-Z), не превышающее 600 Ом, чтобы была возможность передать сигнал без потери качества на расстояния до 100 метров.

5. Максимальный уровень звукового давления (dBSPL) – значение (в дБ) максимальной силы звука, которую микрофон способен передать без потери качества. Это важный параметр для подзвучивания, например, ударных и духовых инструментов.

6. Эквивалентный уровень шума или уровень собственного шума (dB/dBA). Конечно, чем ниже этот параметр, тем лучше. Обычно его значение не выше 30 dBA.

7. Тип питания: фантомное (от усилителя или микшера), батарейки, аккумулятор и т.д.

Особенности применения микрофонов

Очень приближенно применение микрофонов можно разделить на три сферы:

звукоусиление (концерты, шоу, выступления на сцене),

теле- и радиовещание

Каждая сфера имеет свою специфику и определенные требования к применяемым микрофонам.

Во время выступления на сцене обычно используются сразу несколько микрофонов, поэтому микрофоны подбирают односторонне направленные, чтобы захватить только нужный звук, избежав посторонних шумов и обратной связи. Выбор направленности микрофонов – суперкардиоида и гиперкардиоида. Для каждого источника звука нужен свой микрофон, с индивидуально подобранными параметрами. Чаще всего используются динамические микрофоны в силу их универсальности, доступности и надежности. И хотя существует условное разделение микрофонов на вокальные и инструментальные, они зачастую оказываются универсальными. Однако, некоторые инструменты, например, басовые (контрабас, тромбон, бочка), требуют особой частотной характеристики и для них необходимы специализированные микрофоны.


Студийная звукозапись обычно осуществляется с конденсаторными микрофонами с их высокой чувствительностью, хотя для записи, например, ударных используют микрофоны динамические. Интересно, что взаимное расположение источника звука и микрофона (расстояние, угол) дают разнообразные эффекты, которые обнаруживаются только на практике.


Телевизионные студийные микрофоны - однонаправленные, компактные, с беспроводной гарнитурой. Для радиовещания – габаритные, расположенные на стойке, с переключаемой диаграммой направленности и частотным диапазоном, максимально подходящим для передачи речи.

Микрофоны специального назначения

Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.

1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.

db7638516f2396428b7f92ead74294ab.jpg

2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.

8b0db080df4add3e59ac83cc838edc83.jpg

3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.

пушка.jpg

Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.

Выбор микрофона

Правильно подобранный микрофон – залог качественной звукозаписи. Предварительно изучив вышеописанные характеристики, приступаем к выбору модели микрофона.

Во-первых, ставим перед микрофоном задачи и определяемся с областью его применения: караоке (нужна четкость передачи звука), инструментальная или вокальная запись в студии (высокая чувствительность, определенный частотный диапазон), концертное выступление (надежность и устойчивость к внешним условиям). От поставленных задач зависит расстановка приоритетов в характеристиках.

Сценические микрофоны, например, должны отличаться небольшими размерами, эргономичностью и универсальностью. Репортерские – надежностью и способностью выдержать любые погодные условия, узкой направленностью. Студийные музыкальные микрофоны хоть и должны отличаться особой чувствительностью и устойчивостью, но их нужно тоже выбирать по назначению: вокальные или инструментальные.

Не пренебрегайте такой характеристикой микрофона, как его внешний вид, дело не привлекательности устройства, а в комфорте его использования: как микрофон лежит в руке, не скользит ли, нет ли неприятных запахов, торчащих деталей и т.д.

Изучите, что входит в комплект покупаемого микрофона. Это могут быть гарнитура, крепление, ветрозащита и т.д. Да, на качество звука эти милые дополнения не влияют, зато что-то не придется докупать, что тоже приятно. Например, для репортеров обязательным аксессуаром являются ветрозащитный колпачок и удобное крепление.

7d975fc72cf65032a2c7baddac4713b9.jpg

Выбор микрофона - сложное и важное решение. Иногда опыт правильного подбора микрофонов приходит с годами, как и опыт использования различных методов звукозаписи и подзвучивания. Только практика сделает вас профессионалом, но начинать получать теоретические основы работы с микрофонами можно уже сегодня.

Читайте также: