Чем смазать кулер компьютера

Обновлено: 04.07.2024

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) - в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Когда и зачем необходима смазка кулеров

При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:

  • с подшипниками скольжения;
  • с подшипниками качения;
  • комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.

Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:

  • к повышенному шуму;
  • увеличению энергопотребления;
  • увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.

В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.

Каким маслом смазывать кулер компьютера

Самый популярный и распространенный состав, которым можно смазать зашумевший вентилятор в блоке питания компьютера – специальная смазка на основе силикона. Его достоинство – густая консистенция, позволяющая долго не вытекать из полостей подшипника и создавать устойчивую пленку для гидродинамического режима. Также такие смазки имеют неплохую проникаемость и невысокую стоимость.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если подобного состава под рукой нет, можно рассмотреть и другие варианты. Скорее всего, они будут отличаться как качеством смазки, так и долговечностью не в лучшую сторону, но в качестве скорой помощи вполне подойдут.

Неплохие результаты дают смазки со средней текучестью. Такими свойствами обладают моторное и трансмиссионное масла автомобиля. Первое будет более жидким и создаст меньшее сопротивление вращению, а второе лучше заполнит зазоры. Эти составы легко найти в хозяйстве любого автомобилиста.

Также можно применять твердые жиры (литол, солидол и т.п.). Наносить их нелегко, придется вдавливать с усилием. Зато они отлично смазывают и долго держатся. Правда, создают заметное сопротивление при работе.

Машинное масло (для швейных машинок и т.п.) хорошо смазывает, но быстро выдавливается. Неплохие результаты дает графитовая смазка (на загущенной основе).

Самостоятельное приготовление смазки для кулера

В сети можно найти рекомендации по изготовлению сухой графитовой смазки для вентилятора. Для этого надо просто хорошо измельчить кусочек графита – от карандаша или графитовой щетки электродвигателя.

На самом деле это вариант не лучший, хотя смазывающие и нагрузочные свойства такого порошка будут отличными, а температурная устойчивость завышенной. Излишки сухого порошка во время работы будут разлетаться и проникать везде, в том числе на токоведущие и изолирующие детали. Хорошая электропроводность графита приведет к выходу электродвигателя из строя (на этом принципе даже созданы бомбы для разрушения промышленных электростанций). Но можно смешать порошок с синтетическим моторным маслом в пропорции 50/50. Получится неплохой смазочный состав.

Можно ли использовать wd 40

Существует соблазн использовать для смазки кулера компьютерного блока питания популярный состав WD-40. Удобная упаковка в аэрозольном баллоне, доступность (продается в любом автомагазине), сверхтекучесть (может проникнуть в самые труднодоступные места), небольшое сопротивление работе механизма – все это делает смазку привлекательной для поставленных целей.

На самом деле идея не лучшая. Состав содержит менее 15% легких смазочных масел, остальное - растворители (в основном, керосин). Основное предназначение WD-40 – очистка подвижных соединений от ржавчины и других загрязнений. Смазочные свойства смеси слабоваты, слой масла на поверхности получается тонким, его нагрузочная способность невелика и держится на трущихся поверхностях недолго.

Тем не менее, в Интернете можно встретить отзывы об удачных попытках смазки подшипников вентиляторов с помощью WD-40. При этом даже поклонники состава признают, что эффект по сравнению с другими маслами получается недолгим. Напрашивается вывод, что вреда от WD не будет, но результат не гарантирован.

Возможно, неплохим вариантом будет сначала промыть место контакта трущихся деталей от загрязнений и старой смазки с помощью WD-40, а потом использовать новое масло.

Как разобрать и смазать кулер

Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:

  • из масленки с узким носиком;
  • с помощью шприца;
  • набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.

Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Потом кулер надо собрать в обратном порядке.

Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу

Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.

Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.

Что делать когда вентилятор неразборный или на гарантии

Если подшипник неразборный или разбирать его нельзя из-за гарантийных обязательств продавца, но очень хочется его смазать, то может сработать вариант с WD-40 или с несколькими каплями масла, растворенными в керосине или солярке. Не разбирая вентилятор, даже не снимая его с блока питания, можно через штатную трубочку баллончика с составом или с помощью шприца ввести смазку как можно ближе к вращающемуся узлу.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если есть возможность демонтировать кулер с БП, несъемную крышку можно высверлить.

Дальнейшая разборка не отличается от предыдущего варианта. При сборке получившееся отверстие можно просто заклеить изолентой.


Почему пищит импульсный блок питания

Для наглядности рекомендуем к просмотру серию тематических видеороликов.

Вентилятор в блоке питания требует ухода. При периодической смазке он прослужит долго и бесшумно. Надо лишь следить за его техническим состоянием и вовремя смазывать трущиеся детали.

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Не используйте растительные масла и графитовую смазку

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

На блоке питания бывают вентиляторы размером 120 и 80 мм, шумят обычно маленькие

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Следом за стопорным кольцом вытаскиваем уплотнительное резиновое и разъединяем части кулера

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Подшипник качения на корпусе обозначается словом BALL. Такой подшипник можно разобрать тонкой иглой. На нём также есть стопорное кольцо, которое фиксирует крышку, закрывающую шарики. Открыв эту крышку осматриваем состояние смазки и при необходимости добавляем её.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Вентиляторы охлаждения в компьютерах — это обычные бесколлекторные электродвигатели с насаженной на вал крыльчаткой, которая при вращении создаёт поток воздуха. Вал установлен на втулке или подшипнике — эти детали обеспечивают плавное движение. Они заправлены смазкой с завода, но со временем смесь густеет и пересыхает, что приводит к повышенной вибрации, постороннему шуму и износу.

Когда смазывать кулер

Лучше всего делать это, как только шум появился, чтобы не допустить износа. Своевременная смазка кулера легко вернёт его в рабочее состояние. А вот если замешкаться, то от назойливого гула спасёт только замена вентилятора.

Также для профилактики кулер желательно смазывать при чистке от пыли вместе с заменой термопасты, когда при разборке к нему есть свободный доступ.

Чем смазать кулер

Для этого годится почти любая не очень густая и в то же время не слишком жидкая смазка. Подойдёт универсальная силиконовая, машинное масло для бытовой техники, ЦИАТИМ‑201, вазелин или автомобильное моторное масло.

А вот подсолнечное, оливковое и любое другое съедобное масло использовать ни в коем случае нельзя: оно быстро пересохнет и только ухудшит состояние вентилятора. Не берите и универсальное средство WD‑40, поскольку оно не является смазкой и совершенно не предназначено для подобных целей.

Как смазать кулер

1. Приготовьте всё необходимое

  • Отвёртка;
  • пинцет;
  • нож;
  • паяльник;
  • мягкая кисточка;
  • ватные палочки;
  • влажные салфетки;
  • нитки;
  • шприц;
  • спирт;
  • смазка.

2. Извлеките кулер

В зависимости от устройства процесс извлечения вентилятора будет иметь особенности. Но в любом случае потребуется разборка компьютера, что приведёт к потере гарантии на обслуживание. Имейте это в виду.

Из компьютера

В стационарных моделях достаточно отключить питание, снять боковую крышку, а затем отсоединить кабель кулера, выкрутить отвёрткой крепёжные винты и аккуратно достать вентилятор. Больше подробностей можно найти в нашей инструкции по очистке компьютера от пыли.

Из ноутбука

В портативных ПК не обойтись без полной разборки. Это довольно нетривиальная задача, особенно для тех, кто делает такое впервые. Лучше всего найти на YouTube инструкцию конкретно для вашей модели и внимательно изучить.

Общий алгоритм такой: вытаскиваются аккумулятор, оперативная память, накопитель, после чего снимается задняя крышка. Обычно этого достаточно для доступа к кулеру. Но в редких случаях придётся демонтировать ещё и переднюю панель. Нюансы процесса ищите в нашей инструкции по устранению пыли из ноутбуков.

3. Очистите кулер снаружи

Когда вентилятор будет извлечён, первым делом необходимо привести его в порядок. Для этого смахните пыль с корпуса и лопастей мягкой кисточкой, а затем протрите всё начисто влажными салфетками или ватными палочками, смоченными в спирте.

4. Разберите кулер

Для смазки вентилятора нужен доступ к его валу. В зависимости от конструкции его можно получить разными способами. В самом простом случае достаточно отклеить стикер, а в самом сложном придётся повозиться со снятием крыльчатки или высверливанием отверстия, куда можно будет капнуть смазку.

На компьютере

Разборный кулер

Стандартный обслуживаемый вентилятор легко разобрать. Понять, что у вас именно такой, просто: переверните его крыльчаткой вниз и аккуратно подденьте острым ножом наклейку по центру корпуса. Если под ней есть резиновая заглушка, вам повезло.

Кадр: Murk Power / YouTube

Снимите эту пробку, подковырнув тонкой отвёрткой или иглой. Перед вами окажутся вал и втулка, которые можно смазать через отверстие.

Кадр: Murk Power / YouTube

Если крыльчатка вращается свободно, достаточно просто обработать вал. Если же кулер запинается, сначала нужно вычистить остатки старого, засохшего средства. Для этого аккуратно подденьте и снимите стопорную шайбу (белое разрезанное колечко), после чего вытащите крыльчатку вместе с валом.

Затем уберите скопившуюся грязь смоченной в спирте ватной палочкой и влажными салфетками.

Неразборный кулер

У вас именно такой, если под его наклейкой нет никакого намёка на съёмную пробку. Но это не значит, что кулер нельзя разобрать! Существует как минимум три способа.

Кадр: TopTenVideo / YouTube

Крыльчатку можно снять, выдавив из подшипника. Для этого переверните кулер, а затем, аккуратно и равномерно надавливая на лопасти поближе к центру, попытайтесь вытолкнуть деталь, чтобы открыть доступ к втулке для смазки. Здесь важно чувствовать нажим и не перестараться, чтобы не сломать лопасти. Если не получается, лучше воспользоваться другим методом.

Кадр: ZAG PC / YouTube

Ещё вариант, который чаще всего применяют для кулеров видеокарт, — сдёргивание крыльчатки. Сделайте из крепких ниток три петли и наденьте их на лопасти вентилятора, равномерно распределив по кругу. Сложите концы в один пучок и аккуратно потяните за него, слегка покачивая деталь из стороны в сторону и одновременно придерживая корпус. В первый раз элемент снимается с довольно большим усилием, но в последующие будет легко.

Кадр: Nitroxsenys / YouTube

Третий способ добраться до втулки — это высверливание отверстия в корпусе. Подойдёт, если вы не хотите или не можете снять крыльчатку. В таком случае возьмите сверло диаметром 1–1,5 миллиметра и, поставив его по центру с обратной стороны кулера, проделайте отверстие в пластике. Можете воспользоваться шуруповёртом, но очень аккуратно. Лучше попробовать вручную: сверлить там совсем немного.

На ноутбуке

Разборный кулер

В некоторых ноутбуках применяют кулеры с разборной конструкцией. Их легко распознать по винтам на крышке. Если у вас такой, выкрутите держатели отвёрткой, снимите верхнюю панель и просто вытащите крыльчатку.

Неразборный кулер

Часто миниатюрные кулеры делают неразборными. Вместо винтов используются пластиковые заклёпки, а крыльчатка не снимается просто так. В таком случае аккуратно срежьте пластиковые детали острым ножом и приподнимите верхнюю крышку, поддев тем же инструментом или тонкой отвёрткой.

Кадр: INERTICO Service / YouTube

Для снятия вала переверните вентилятор и пинцетом надавите на края круглого основания крыльчатки.

5. Нанесите смазку

Теперь, когда есть доступ к валу и втулке (подшипнику), можно смазать трущиеся поверхности. С помощью шприца или иным способом нанесите на детали по одной‑две капли средства. Покрутите крыльчатку, чтобы смазка разошлась по поверхностям, и добавьте ещё буквально одну каплю.

6. Соберите кулер и установите на место

На компьютере

Разборный кулер

На обслуживаемом кулере вставьте в корпус резиновую пробку, протрите пластик вокруг неё смоченной в спирте салфеткой, чтобы обезжирить, и верните на место наклейку. Если стикер не прикрепляется или повредился, его можно заменить кусочком хорошего скотча или изоленты.

Установите вентилятор в системный блок, вставьте разъём питания и прикрепите крышку.

Неразборный кулер

Если выдавливали или сдёргивали крыльчатку на необслуживаемом кулере, то её достаточно просто вернуть на место. Она удерживается магнитом, поэтому не выпадет, даже если вставляется довольно легко.

Кадр: TopTenVideo / YouTube

Если не трогали крыльчатку, а высверливали отверстие в корпусе, то протрите область вокруг дырки спиртом и заклейте скотчем или изолентой.

Верните кулер на место, подключите разъём питания и закрепите боковую крышку системного блока.

На ноутбуке

Разборный кулер

Вставьте на место крыльчатку с валом, прикройте конструкцию верхней крышкой и зафиксируйте её крепёжными винтами.

Установите вентилятор в ноутбук и соберите устройство.

Неразборный кулер

Установите крыльчатку в подшипник и проверьте, чтобы она свободно вращалась. Верните на место верхнюю часть корпуса, совместив срезанные штифты с отверстиями в крышке и защёлкнув их. Очистите паяльник, разогрейте его и слегка расплавьте штифты, чтобы сделать подобие заклёпок.

Если компьютер или ноутбук стал шумным, но при этом показывает невысокие обороты вентиляторов и нормальные температуры (эти цифры можно посмотреть в программе наподобие AIDA64) – это явный признак нарушений в работе кулера. Он представляет собой обычный бесколлекторный мотор, ротор которого вращается в подшипнике или втулке из антифрикционного материала (бронза и т.д.).

По мере деградации смазывающего вещества кулер начинает шуметь, а его износ ускоряется. Если дошло до того, что компьютер гудит как старый холодильник, спасать вентилятор без толку: отправляйтесь в магазин за новым. Но если все только начинается, шум усилился недавно, нужно смазать вентилятор компьютера.

С чего начать

Для начала нужно вооружиться минимальным набором инструмента для разборки ПК. Учтите, что если у вас ноутбук, и разбирать его еще не приходилось, а уверенности в силах нет – лучше обратиться в СЦ, дабы ничего не сломать ненароком. Если все ОК – приступаем к разборке, чистке и смазке. Вооружитесь маленькими плоской и крестовой отвертками, щеточкой или ватными палочками.

Для ноутбука также понадобятся пластиковые лопатки, чтобы поддевать детали на защелках. Вместо них сойдет ненужная пластиковая карта. Ну, и еще, не помешает заодно сменить термопасту (если это кулер процессора или видеокарты).

В качестве смазывающего материала сгодится любое не слишком жидкое вещество. Это может быть масло для швейных машин, силиконовая смазка (но не аэрозоль, так что «вэдэшка» тоже не годится), масло для парикмахерской машинки. Некоторые используют солидол или литол, но это не самый удобный вариант. Нежелательно прибегать к графитовой и медной смазке, так как они способны проводить ток.

С ноутбуком выявить виновника просто, так как у него обычно один общий кулер. В десктопе таковых может быть и два, и три, и больше. Поэтому снимите крышку системника, выявите виновника шума, и приступайте к его демонтажу. С процессорным и корпусным вентилятором проще всего, так как они крепятся защелками или легкодоступными винтами. Сложнее с видеокартой и блоком питания.

Сняв кулер с компьютера, проведите очистку радиатора и вентилятора. Лопасти можно протереть от пыли щеточкой или ватными палочками, а радиатор – продуть компрессором или пылесосом. После этого можно разобрать и смазать кулер.

Как разобрать и смазать вентилятор компьютера

Кулеры отличаются конструкцией. Некоторые из них имеют заглушку напротив вала, легко открывающую доступ к креплению, но также бывают и с цельным дном. С ними, теоретически, тоже можно поладить, но риск неудачи высок. Чтобы узнать конструкцию, нужно снять наклейку, которая находится снизу.

Сняв наклейку, вы увидите или кольцо-заглушку в центре, или сплошное дно. О втором варианте поговорим дальше, а при первом – просто пытаемся поддеть плоской отверткой, маникюрными ножницами, толстой иглой или шилом это кольцо.

Сняв заглушку, вы увидите вал ротора, зафиксированный стопорной шайбой. Она снимается точно так же, тонким острым предметом (а лучше двумя, с противоположных сторон). Тут следует быть осторожным, чтобы не повредить колечко, и чтобы оно не улетело куда-то по инерции.

Убрав стопор, можно вытащить ротор (часть с лопастями) из корпуса, чтобы получить доступ к втулке или подшипнику, который и нужно смазать. Можно заодно взглянуть на состояние вала, проверить «пальцометром», нет ли видимого износа или ощутимого люфта. Если есть, и большие – похоже, спасти кулер не судьба, пора покупать новый вентилятор.

Сам процесс смазки предельно прост. Нужно капнуть немного жидкой, или чутка мазнуть густой смазкой, чтобы она заполнила отверстие. Затем несколько раз вставить и вынуть ротор, дабы размазать и вытеснить материал, покрутить вертушку для заполнения подшипника. Затем следует еще немного смазать трущиеся детали – и можно приступать к обратной сборке.

Наденьте стопорное кольцо на вал, а сверху его можно еще немного смазать. Затем закройте заглушку и наклейте наклейку. Если она не прилипает – можно воспользоваться двухсторонним скотчем. Конечно, ничего страшного не случится и без нее, но иногда наклейка держит заглушку.

Если основание не имеет отверстия, и днище сплошное – нужно или менять «карлсона», или попытаться смазать, но морально приготовиться к замене. Варианта два: или попытаться вытащить силой, или сверлить. Оба угрожают целостности, поэтому чреваты поломкой. Рисковать или нет – дело личное.

Чтобы попытаться вытащить ротор силой – потяните за вертушку, держа корпус. Тянуть лучше не прямо пальцами за лопасти (чтобы не отломать), а пропустив под них несколько петель шнурка. Выпустив их с противоположных концов, потяните вертушку на себя.

Богатырской силы прикладывать не надо: если не снимается при усилии 10 кг, значит соединение неразъемное. В таком случае можно просверлить отверстие в центре основания вентилятора, чтобы подать смазку через него, но есть риск что там находится крепеж, который будет поврежден. Поэтому о покупке нового кулера, все равно, придется задуматься.

Читайте также: