Что называется гипертекстом в компьютерной терминологии

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лутовинова Ольга Васильевна

Рассматривается гипертекст как текстовая основа организации виртуального дискурса , дается его определение, анализируются существующие на данном этапе направления в исследовании и описываются структурные особенности.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лутовинова Ольга Васильевна

Смысловые реалии гипертекста в виртуальной коммуникации К проблеме определения понятия «Гипертекстуальность» Компьютерно-опосредованная коммуникация: характерные черты и специфические особенности Комплексное лингвистическое исследование гипертекстовой ссылки электронного гипертекста i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hypertext: its concept, general characteristics and possible approaches to linguistic analysis

There is seen hypertext as a text basis of virtual discourse realization. Its definition is given; the present tendencies in the research are analyzed and the structural peculiarities are described.

Текст научной работы на тему «Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу»

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

О.В. ЛУТОВИНОВА (Волгоград)

ГИПЕРТЕКСТ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

Рассматривается гипертекст как текстовая основа организации виртуального дискурса, дается его определение, анализируются существующие на данном этапе направления в исследовании и описываются структурные особенности.

Ёё^^аайа пёТаа: виртуальный дискурс, гипертекст, гипермедиа, гиперссылка, гипертекстуальность, гиперсреда.

Новые информационные технологии, возникшие в конце XX - начале XXI в. и вызвавшие изменение материального источника носителя информации с бумажного на электронный, привели к новому способу организации текстового пространства. Появившийся вследствие этого новый тип текста, названный гипертекстом и характеризующийся, по сравнению с обычным текстом на бумажном носителе, рядом структурных и функциональных особенностей, стал неким «сверхтекстом», «надтекстом», чем-то большим, чем обычный текст, о чем свидетельствует приставка «гипер-», означающая «превышение предела, нормы чего-либо».

Термин «гипертекст» был введен в 1965 г. Т. Нельсоном для описания документов, выражающих нелинейную структуру идей, под гипертекстом понимались непоследовательные записи, согласующиеся со структурой мыслей, непоследовательных и связанных друг с другом всевозможными переходами [7]. Таким образом, по мнению Т. Нельсона, отсутствие непрерывности является главной характерной чертой гипертекста. Здесь следует отметить, что нелинейная форма представления знаний не возникла с появлением электронного текста, поскольку существовала и до него.

Примерами неэлектронного гипертекста могут служить различные справочники и энциклопедии, инструкции по эксплуатации и т. п., к которым обращаются за той или иной конкретной информацией, а не читают последовательно от начала до конца. К гипертекстам неэлектронного характера также можно отнести Библию, состоящую из книг Ветхого и Нового заветов, каждая из которых разбита, в свою очередь, на стихи. Многие из стихов содержат ссылки на другие стихи в пределах той же самой книги или на стихи другой книги, что позволяет читать Библию нелинейно. Однако, несмотря на существование неэлектронных гипертекстов нельзя не согласиться с М.Визелем, что «‘виртуальная реальность’, ‘заэкранье’ - наиболее естественная ‘среда обитания’ гипертекстов, точно так же, как наиболее естественной ‘средой обитания’ линейных текстов служит переплетенная книга» [1].

Использование компьютера позволяет вынести текст за пределы плоскости страницы, на которой в определенном порядке задана последовательность строк, а также за пределы последовательно примыкающих друг к другу плоскостей, таких как, например, другие страницы, главы книги и т. п. Компьютер помещает текст в новое нелинейное, сетевое пространство. При чтении текста в таком пространстве можно перейти от какого-либо элемента не к одному единственному, следующему за ним другому элементу, а ко многим другим элементам. При оперировании электронным гипертекстом, в отличие от неэлектронного, любой из нужных взаимосвязанных фрагментов может быть представлен мгновенно, «связь в гипертексте носит не просто смысловой характер; наличие связи означает здесь технически обеспеченную возможность перехода к соответствующему смыслонесущему элементу (текстовому фрагменту, фразе, слову), то есть возможность вызвать его для прочтения» [4: 39].

Несмотря на огромный интерес к гипертекстовым технологиям и их широкое

© Лутовинова О.В., 2009

применение в научных лабораториях, до конца 1980-х годов разработкой проблем гипертекста занимались преимущественно ученые, проводившие исследования в области информационных технологий. И только после того, как в 1989 г. Т. Бернерс-Ли разработал язык гипертекстовой разметки HTML (Hypertext Mark Up Language), сделавший гипертекст понятным и удобным в обращении, он оказался в центре внимания гуманитариев.

К настоящему моменту исследование гипертекста, исключая технический и технологический аспекты, получает развитие в следующих направлениях:

1. Гипертекст как новый способ представления знаний в связи с нелинейностью человеческого мышления, как способ мышления (О. Баранов, М. Визель, Т.Ю. Виноградова, Ю.С. Воротникова, А.А. Емелин, М.Г. Карымова, С.Л. Катреч-ко, В.В. Назинцев, С.И. Орехов, А.Ю. Пом-пеев, М.М. Субботин).

2. Гипертекст как способ коммуникации и организации сетевого социального пространства (А.Е. Войскунский, М.А. Гут-ник, Г.М. Дудникова, Л.А. Кочетова, И.Р. Купер, С.Л. Кушнерук, Н.С. Ларионова, О. А. Левоненко).

3. Гипертекст как объект лингвистического анализа, как новая лингвистическая категория (А. А. Атабекова, Т. Г. Галушко, Т.А. Дегтярева, О.В. Дедова, Е.В. Зыкова, Л.Ю. Иванов, Н.Ф. Ковалева, Т.Е. Литвиненко, А.В. Лория, М.В. Ма-салова, Т.И. Рязанцева, А.Н. Саенко, Н.С. Семчинская).

4. Гипертекст как способ организации художественного произведения (О.В. Барст, М. Визель, А. Генис, К.В. Давыдова, М.К. Конова, В. Схелтйенс).

5. Гипертекст как более совершенный способ организации словарей и каталогов и поисковой оптимизации (И.А. Буяков-ская, И.Н. Туласов, Н.Г. Яшина).

6. Гипертекст как средство повышения эффективности обучения и образовательного процесса (Ю.А. Васильева, О.В. Воронина, А.Н. Дробахина, Н.В. Зманов-ская, О.В. Константинова, Л. Лошакова, Н.К. Сюльжина).

Несмотря на различные подходы к исследованию гипертекста, акцентирующие тот или иной из его аспектов, все авторы достаточно единодушны в трактовке данного понятия, понимая под ним текст специфической структуры, представляю -

щий информацию в виде связанной сети гнезд, соединенных между собой нелинейными отношениями в многомерном пространстве.

Специфика поведения текста в гиперсреде обозначается понятием гипертекстуальности, под которой понимается совокупность специфических особенностей гипертекста в изложении, структурировании и организации доступа к информации [2: 32]. Гипертекстуальность не является результатом объединения отдельных текстов при помощи отсылок от одного текста к другому, гипертекст - это самостоятельный объект с набором собственных специфических свойств, и в нем «крайне важна соотносимость отдельных его частей друг с другом» [5: 68].

К основным характеристикам гипертекста, отличающим его от текста, относятся фрагментарность, нелинейность, бесконечность, разнородность, интерактивность.

Фрагментарность, или дисперсность, структуры гипертекста заключается в том, что информация представляется в виде гнезд, его структура состоит из звеньев-фрагментов, и начать чтение гипертекста можно с любого звена. «Отправная точка» и «траектория движения» определяются непосредственно читателем. Фрагментарность становится основой для нелинейного восприятия гипертекста.

Линейность обычного текста предполагает, что двигаться в его пространстве можно в направлениях, ограниченных одной плоскостью. Чтение линейного текста в европейских языках осуществляется слева направо, сверху вниз, от первой страницы ко второй и т. д. Гипертекст преодолевает ограничения линейной природы текста. Ассоциативные связи между фрагментами гипертекста помогают порождению трехмерного информационного пространства. Именно трехмерность пространства является основой нелинейности гипертекста, текст на бумажном носителе, т. е. в двумерном пространстве, остается всегда линейным, как бы мы его ни читали, плоская среда, как пишет О.В. Дедова, «приспособлена только для линейного и иерархического представления информации, <. > мы можем забегать вперед при чтении, пропускать страницы, многократно перечитывать что-то, но мы не в силах изменить композиционную структуру текста в целом» [2: 31].

Гипертекст бесконечен, его невозможно прочесть целиком, а понятие его границы является субъективным, поскольку граница определяется читателем и проходит там, где он не может увидеть связи между информационными единицами. У гипертекста отсутствует также и четко заданный центр. Единого избранного центра не сушествует, он избирается конкретным читателем, и у каждого читателя может быть своим собственным. Кроме того, центр фокусировки той или иной проблемы может становиться отправной точкой для решения новой задачи.

Oтсутствие четко заданных границ и центра гипертекста приводит к его разнородности и, следовательно, вариативности понимания. O^^ro при всей своей разнородности, проявляюшейся в открытии новых горизонтов для новых читателей, гипертекст представляет собой целостную структуру, которая «говорит единым голосом и представляет единую точку зрения» [6].

Гипертекст интерактивен. Пользователи Cети являются не потребителями готового продукта, а сами выбирают тот путь, которым пойдут, т.е. становятся творцами гипертекста. B.A. Емелин сравнивает пользователя Cети с номадом - кочевником, постоянно перемешаюшимся в пространстве [3]. Подобно тому как кочевник бесконечно перемешается по степи, читатель гипертекста перемешается от одного его фрагмента к другому. Таким образом, центр гипертекстового пространства сосредоточивается непосредственного вокруг пользователя. Bследствие этого положение виртуальной языковой личности всегда является центральным в виртуальном дискурсе, что способствует постоянному ее стремлению к саморепрезентации.

B связи с рассмотренными характерными особенностями гипертекста процесс его восприятия, по сравнению с обычным текстом, тоже изменяется, привычное чтение заменяется браузингом (от англ. browsing - беглое чтение, просмотр), а интерактивно управляемый пользователем процесс перемешения в информационном пространстве гипертекста получает название навигации. Навигация представляет собой переход от одного фрагмента гипертекста к другому при помоши гиперссылки, яв-ляюшейся важнейшим структурным элементом гипертекста, содержашим путь осу-шествления перехода.

Систематизируя различные виды гиперссылок, существующие на сегодняшний день, можно говорить о наличии их следующих видов:

1) внутренние (ведущие на другую страницу того же самого сайта или на другую часть той же самой страницы) и внешние (ведущие на другой сайт);

2) простые и расширенные (внутренние ссылки с так называемым «выпадающим меню», когда при наведении курсора мыши на ссылку появляется перечень равнозначных «подссылок»;

3) абсолютные (ссылки, содержащие полный адрес объекта, включая название протокола, имя веб-сервера, путь и имя файла) и относительные (ссылки с отсутствием одного или нескольких компонентов абсолютной ссылки, такие ссылки содержат только часть пути, которая отсчитывается от некоего стандартного адреса или папки, указанной в системной переменной);

4) с визуально наблюдаемым указанием адреса и описанием содержания того фрагмента гипертекста, на который ведет ссылка;

5) текстовые (слово пли фраза, которым назначен адрес) и графические (рисунок, которому назначен адрес);

6) внутритекстовые (расположенные по ходу текста посредством выделения какого-либо слова или словосочетания) и за-текстовые (расположенные за пределами текста);

7) ассоциативные (связанные по смыслу с тем фрагментом гипертекста, к которому ведут) и структурные (только графически отсылающие к другому фрагменту гипертекста);

8) листовые (при переходе по которым к какому-то фрагменту гипертекста обязателен возврат к исходной части, и тема изложения исходного фрагмента не прерывается) и навигационные (при реализации которых возврата к исходному фрагменту не происходит);

9) дискурсивные (выделяющиеся по выполняемой функции гиперссылки в процессе связывания двух фрагментов гипертекста), подразделяющиеся на логические (обеспечение логической связи), композиционные (обеспечение формальной связности) и риторические (обеспечение межтематических переходов);

10) сломанные (неработающие гиперссылки, т. е. ведущие на фрагмент гипер-

текста, который не может быть отображен на экране в силу тех или иных причин технического характера: прекращение существования сайта, закрытие доступа к информации и т. п.).

Гиперссылки являются каркасом гипертекста, они структурируют его и определяют поведение пользователей. Способы реализации гипертекстовых ссылок в виртуальном пространстве практически ничем не ограничены, любой объект, имеющийся на экране, текстовый или графический, может быть оформлен в виде гиперссылки. Рассматривая гиперссылку как составную часть гипертекста, следует отметить, что часть ссылок позволяет обратиться не к текстовым фрагментам, а к графическим, звуковым или анимационным, т. е. текст дополняется мультимедийными средствами. Гипертекст в совокупности с различными видами мультимедийной информации и поддерживаемыми между ними связями называется гипермедиа.

Поскольку гипертекст представляет собой многогранное и разноплановое явление, дающее возможность многоаспектного изучения, то, несмотря на большое количество проводимых исследований, до настоящего момента он остается одним из наименее изученных феноменов виртуального дискурса. Так, например, одной из актуальных проблем гипертекстовых исследований является создание типологии гипертекстов, которая на данный момент отсутствует. Изучение научной литературы по данной проблеме позволяет говорить о том, что на сегодняшний день имеется немалое количество работ, в которых авторы представляют возможные пути построения классификаций гипертекста на основе тех или иных параметров (Т. Дж. Бай-эрс, Р. Боднер, Е. Брейдо, П. Брусиловский, М. Визель, С. Дж. Грин, О.В. Дедова, Дж. Конклин, Д. Майэл, С.С. Маршалл, П.И. Сергиенко, В. Схелтйенс, Т.И. Рязанцева, Ю. Хартунг, М. Чигнел, Ф.М. Шипман и др.), однако единой и непротиворечивой классификации гипертекстов не существует.

Как нам представляется на основе имеющихся подходов к классификации гипертекстов, создание их типологии возможно с учетом двух основных факторов: 1) соотнесение гипертекста с традиционными языковыми единицами более низкого уровня и принятие во внимание текстовых характеристик гипертекста; 2) учет

специфических характеристик, лежащих в основе порождения и восприятия гипертекста. Именно решение данных задач позволит, по нашему мнению, глубже понять сущность гипертекста, а также полнее исследовать текстовые характеристики виртуального дискурса, представляющего собой текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности. Изучение же виртуального дискурса, в который с каждым годом вовлекается все большее количество коммуникантов, является одной из важнейших задач современной лингвистики.

2. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / О.В. Дедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2001. № 4.

4. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) / М.М. Субботин // Вопр. философии. 1993. № 3. С. 36 - 45.

5. Хартунг Ю. Гипертекст как объект лингвистического анализа / Ю. Хартунг, Е. Брейдо // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1996. № 3.

7. Nelson T.H. As We Will Think / T.H. Nelson // Online 72 Conference Proceedings. Uxbridge: Online Computer Systems Ltd., 1972. Vol. 1. P. 439 - 454.

Hypertext: its concept, general characteristics and possible approaches to linguistic analysis

There is seen hypertext as a text basis of virtual discourse realization. Its definition is given; the present tendencies in the research are analyzed and the structural peculiarities are described.

Key words: virtual discourse, hypertext, hypermedia, hyperlink, hypertextuality, hyperenvironment.

В компьютерной терминологии, гипертекст — текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе ссылки.

Гипертекст в литературе
В литературоведении гипертекст — это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты (определение М. М. Субботина — российского учёного, пионера в области развития отечественных гипертекстовых систем) .

Гипертекстовость (гиперлитература) — новое свойство/характеристика литературного прозаического произведения, для которого характерны черты гипертекста (внутренние корреляционные ссылки, отсутствие линейного повествования) . Используется для создания эффекта игры, свойственного постмодернистской литературе: количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии.

Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты. Гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки".

Проще говоря HTML-Язык гипертекстовой развёртки. С его помощью сайты делают. Смотри в поисковиках, там море информации.

Гиперте́кст (англ. hypertext) — термин, введённый Тедом Нельсоном [1] в 1963 году для обозначения текста, «который разветвляется как бы сам по себе или выполняет действия по запросу».

Наиболее известным примером гипертекста являются веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста) как они размещаются в Сети.

В более широком понимании гипертекстом является литературное произведение, словарь или энциклопедия, где содержатся конфигурации (patterns), использование которых позволяет соотносить не связанные линейной последовательностью части текста, рассматривая их как воплощение смыслового единства.

В компьютерной терминологии гипертекст — это текст, сформированный с помощью языка разметки с расчетом на использование гиперссылок.

Теодор Холм Нельсон

Американский социолог, философ и первооткрыватель в области информационных технологий. Изобретатель понятия «гипертекст» и ряда других терминов, таких как теледильдоника, создатель гипертекстовой системы Xanadu. Сын знаменитой голливудской актрисы Селесты Холм и режиссёра Ralph Nelson.


Примером гипертекста являются все действующие сайты, интернет энциклопедии, сети компьютеров и прочие ресурсы, в которых можно с одной страницы перейти на другую.

Наверняка вы хотя бы раз использовали Википедию. Размещенные в ней статьи — ярчайший пример гипертекстов. Здесь в каждой статье выделены какие-либо термины/понятия/даты/фамилии ученых. Нажав на них, вы переходите на статью, которая уже посвящена им. Также вы можете встретить гипертекст, зайдя на любой сайт. Видите здесь раздел «Главная», «О компании», «Наши работы» и так далее. Все вместе это гипертекст.

Еще одно понятие гипертекста — это документ, который составлен с помощью специального языка разметки (HTML или любого другого). Гипертекстовый документ имеет внутри особые отметки, теги. Именно теги обозначают, где находится гиперссылка. В дальнейшем браузер осознает команду, что нужно перейти на другую ссылку с помощью данных тегов.

Из чего состоит гипертекст

Гипертекстовый документ еще принято называть HTML документом. Он включает в себя две части: сам текст (информационный блок, материал, данные, содержимое) и теги — для разметки текста. Они определяют внешний вид, как разместить ссылки и т. д.

Вся информация, которая включается в состав гипертекстового документа, будь то графические изображения или аудиофайлы, размещаются в отдельных файлах, которые привязываются к основному документу. Далее браузеры читают теги разметки и соответствующим образом отображают информацию. При этом данные файлы имеют формат .html или же .htm.

Чаще всего теги прописываются в паре. Пара при это обязательно начинается с открывающего элемента <наименование_тега>, далее идет сам материал, выделяемый с помощью тега, а затем идет закрывающий тег </наименование_тега>. Прописанный тег вступает в свои права и начинает действовать с того участка, где он впервые встречается на странице. Подобную пару называют еще контейнером, а текст или другая информация, которая находится в паре — это элемент.

Гипертекст может содержать самые различные элементы: табуляции, традиционные буквы и цифры, пробелы, знаки препинания, возвраты, специальные обозначения (@, *, +, = и так далее). Однако лучше отказаться от использования в тексте следующих элементов: знаков > (больше), < (меньше), " (двойная кавычка) и & (амперсанд). Объясняется это тем, что они не будут отображаться должным образом на веб странице, а будут читаться браузером как HTML код.

Кем и когда был введен термин гипертекст

Когда еще сеть интернет не имела столь широкого распространения, когда речь шла о гипертексте, понималась литература, книжные издания, в которых в одних разделах имелись ссылки на другие разделы/статьи. Как правило, это были энциклопедии и справочная литература.

Впервые сам термин был использован первооткрывателем в области информационных технологий — Теодором Нельсоном Холмом. Он употребил термин в своей работе «Файловая структура для сложного, меняющегося и окончательно неопределимого». Здесь гипертексту соответствовало следующее определение — это текст, который имеет разветвления внутри самого себя и может выполнять действия по запросу.

С момента формирования термина прошло немало времени. Сейчас это система веб страниц, которые взаимосвязаны друг с другом ссылками.

Возможности гипертекста

  • Удобство. Вы логично структурируете контент, связываете страницы с релевантными материалами.
  • Юзабилити. Красивые элементы интерфейса, полезные функции для пользователя.
  • Включение элементов медиа — встраивание в страницу видеороликов, звуковых дорожек. Это делает контент разнообразным.
  • Новый способ запроса данных пользователем: чтобы получить информацию, пользователю достаточно нажать на выделенный элемент.

Таким образом, гипертекст призван сделать документ более понятным и удобным в использовании, а также упростить процесс доступа к данным.


– Опыт работы более 3х лет.
– Специально разработанные проекты.
– Отлаженные процессы.


Гипертекст - это текст, отображаемый на дисплее компьютера или других электронных устройствах со ссылками ( гиперссылками ) на другой текст, к которому читатель может немедленно получить доступ. Гипертекстовые документы связаны гиперссылками, которые обычно активируются щелчком мыши, нажатием клавиши или касанием экрана. Помимо текста, термин «гипертекст» также иногда используется для описания таблиц, изображений и других форматов презентационного контента со встроенными гиперссылками. Гипертекст - одна из ключевых концепций, лежащих в основе всемирной паутины , где веб-страницы часто записываются на языке гипертекстовой разметки (HTML). При реализации в Интернете гипертекст позволяет легко публиковать информацию в Интернете .

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

«(. )« Гипертекст »- это недавняя чеканка.« Гипер- »используется в математическом смысле расширения и общности (например,« гиперпространство »,« гиперкуб »), а не в медицинском смысле« чрезмерного »(« гиперактивность »). Это не имеет никакого отношения к размеру - гипертекст может содержать только 500 слов или около того.« Гипер- »относится к структуре, а не к размеру».

Английский префикс «гипер-» происходит от греческого префикса «ὑπερ-» и означает «сверх» или «сверх»; оно имеет общее происхождение с приставкой «супер-», происходящей от латинского языка. Это означает преодоление предыдущих линейных ограничений письменного текста.

Термин «гипертекст» часто используется там, где термин « гипермедиа » может показаться подходящим.

В 1992 году автор Тед Нельсон, который ввел оба термина в 1963 году, писал:

К настоящему времени слово «гипертекст» стало общепринятым для обозначения разветвления и ответа на текст, но соответствующее слово «гипермедиа», означающее комплексы разветвленной и ответной графики, фильмов и звука, а также текста, используется гораздо реже. Вместо этого они используют странный термин «интерактивное мультимедиа»: он на четыре слога длиннее и не выражает идею расширения гипертекста.

Типы и использование гипертекста

Гипертекстовые документы могут быть статическими (подготовленными и сохраненными заранее) или динамическими (постоянно меняющимися в ответ на ввод данных пользователем, например, динамические веб-страницы ). Статический гипертекст можно использовать для перекрестных ссылок на коллекции данных в документах, программных приложениях или книгах на компакт-дисках . Хорошо сконструированная система может также включать другие соглашения об интерфейсе пользователя, такие как меню и командные строки. Ссылки, используемые в гипертекстовом документе, обычно заменяют текущий фрагмент гипертекста целевым документом. Менее известной функцией является StretchText , которая расширяет или сжимает содержимое на месте, тем самым предоставляя читателю больше контроля при определении уровня детализации отображаемого документа. Некоторые реализации поддерживают включение , когда текст или другой контент включается по ссылке и автоматически отображается на месте.

Гипертекст может использоваться для поддержки очень сложных и динамических систем связывания и перекрестных ссылок. Самая известная реализация гипертекста - это всемирная паутина , написанная в последние месяцы 1990 года и выпущенная в Интернете в 1991 году.

История

В 1941 году Хорхе Луис Борхес опубликовал рассказ «Сад расходящихся тропинок », который часто считается источником идеи гипертекста.

В 1945 году Ванневар Буш написал в The Atlantic Monthly статью под названием « Как мы можем думать » о футуристическом протогипертекстовом устройстве, которое он назвал Memex . Memex гипотетически будет хранить и записывать контент на барабанах с микрофильмами, используя электрические фотоэлементы для считывания кодированных символов, записанных рядом с отдельными кадрами микрофильма, в то время как барабаны вращаются с высокой скоростью и останавливаются по команде. Закодированные символы позволят Memex индексировать, искать и связывать контент, чтобы создавать ассоциативные следы и следовать им. Поскольку Memex никогда не был реализован и мог связывать контент только относительно грубо - путем создания цепочек целых фреймов микрофильмов - Memex теперь рассматривается только как устройство протогипертекста, но он имеет фундаментальное значение для истории гипертекста, потому что он напрямую вдохновил изобретение гипертекста Тедом Нельсоном и Дугласом Энгельбартом.


Тед Нельсон делает презентацию о Project Xanadu , теоретической гипертекстовой модели, задуманной в 1960-х годах, первая и неполная реализация которой была впервые опубликована в 1998 году.

В 1963 году Тед Нельсон ввел термины «гипертекст» и «гипермедиа» как часть разработанной им модели для создания и использования связанного контента (впервые опубликовано в 1965 году). Позже он работал с Андриесом ван Дамом над разработкой системы редактирования гипертекста (редактирования текста) в 1967 году в Университете Брауна . Это было реализовано с использованием терминала IBM 2250 со световым пером, которое использовалось как указательное устройство . К 1976 году его преемник FRESS использовался в классе поэзии, в котором студенты могли просматривать гиперссылки на стихи и обсуждения экспертов, преподавателей и других студентов, в том, что, возможно, было первым в мире онлайн-научным сообществом, которое, по словам Ван Дама, «предвосхитило вики, блоги и всевозможные коммунальные документы ». Тед Нельсон сказал в 1960-х годах, что он начал реализацию теоретизированной гипертекстовой системы, которая получила название Project Xanadu , но его первый и неполный публичный выпуск был завершен намного позже, в 1998 году.

Дуглас Энгельбарт независимо начал работать над своей системой NLS в 1962 году в Стэнфордском исследовательском институте, хотя задержки с получением финансирования, персонала и оборудования означали, что ее основные функции не были завершены до 1968 года. В декабре того же года Энгельбарт продемонстрировал «гипертекст» ( имеется в виду редактирование) интерфейс для публики впервые в том, что стало известно как « Мать всех демосов ».

ZOG , ранняя гипертекстовая система, была разработана в Университете Карнеги-Меллона в 1970-х годах, использовалась для документов на авианосцах класса Nimitz, а позже превратилась в KMS (система управления знаниями).

Первым гипермедийным приложением обычно считается Aspen Movie Map , реализованная в 1978 году. Карта Movie Map позволяла пользователям произвольно выбирать, в каком направлении они хотят двигаться в виртуальном городском пейзаже, в двух сезонах (по фотографиям), а также в трех сезонах. D многоугольники .

В 1980 году Тим Бернерс-Ли создал INQUIRE , раннюю систему гипертекстовых баз данных, похожую на вики, но без гипертекстовой пунктуации, которая не была изобретена до 1987 года. В начале 1980-х годов также был отмечен ряд экспериментальных функций «гиперпередачи» в текстовых процессорах и гипермедийных программах. , многие функции и терминология которого позже были аналогичны всемирной паутине . Guide , первая значимая гипертекстовая система для персональных компьютеров , была разработана Питером Дж. Брауном в Кентском университете в 1982 году.

В 1980 году Роберто Буса , итальянский священник- иезуит и один из пионеров в использовании компьютеров для лингвистического и литературного анализа, опубликовал Index Thomisticus как инструмент для выполнения текстового поиска в огромном корпусе произведений Аквинского . Спонсируемый основателем IBM Томасом Дж. Ватсоном , проект длился около 30 лет (1949-1980), и в конечном итоге выпустил 56 печатных томов Index Thomisticus, первого важного гипертекстового труда о книгах Святого Фомы Аквинского и некоторых связанных с ними книгах. авторы.

В 1983 год Бен Шнейдерман в Университете штата Мэриленд человека - машинное взаимодействие лаборатории возглавлял группу , которая разработала HyperTies системы , которая была на коммерческий Когнетиксе Corporation . Hyperties была использована для создания июльского выпуска « Коммуникаций ACM» за 1988 год в виде гипертекстового документа, а затем первой коммерческой электронной книги «Hypertext Hands-On!».

В августе 1987 года Apple Computer выпустила HyperCard для линейки Macintosh на конференции MacWorld . Его влияние, в сочетании с интересом к GUIDE Питера Дж. Брауна (продаваемого OWL и выпущенного ранее в том же году) и Intermedia Университета Брауна , привело к широкому интересу и энтузиазму к гипертексту, гипермедиа, базам данных и новым медиа в целом. Первая научная конференция ACM Hypertext (гипертекст и базы данных) состоялась в ноябре 1987 года в Чапел-Хилл, Северная Каролина, где также были продемонстрированы многие другие приложения, в том числе разветвленная программа для написания литературы Storyspace .

Тем временем Нельсон (который работал над своей системой Xanadu и отстаивал ее более двух десятилетий) убедил Autodesk инвестировать в его революционные идеи. Проект продолжался в Autodesk четыре года, но продукт так и не был выпущен.

В 1989 году Тим Бернерс-Ли, в то время учёный в ЦЕРНе , предложил и позже создал прототип нового гипертекстового проекта в ответ на запрос на простое, немедленное средство обмена информацией, которое будет использоваться физиками, работающими в ЦЕРНе и других академических учреждениях. . Он назвал проект «WorldWideWeb».

Гипертекст - это способ связывания и доступа к информации различного типа в виде сети узлов, в которой пользователь может просматривать по своему желанию. Потенциально HyperText предоставляет единый пользовательский интерфейс для многих больших классов хранимой информации, таких как отчеты, заметки, базы данных, компьютерная документация и интерактивная справка по системам. Мы предлагаем реализацию простой схемы для включения нескольких различных серверов машинно-хранимой информации, уже имеющихся в ЦЕРН, включая экспериментальный анализ требований к доступу к информации . Программа, которая обеспечивает доступ к гипертекстовому миру, который мы называем браузер. - Т. Бернерс-Ли, Р. Кайо, 12 ноября 1990 г., ЦЕРН.

В 1992 году родился Lynx как один из первых веб-браузеров. Его способность предоставлять гипертекстовые ссылки в документах, которые могут попасть в документы в любом месте Интернета, положила начало созданию Интернета в Интернете.

С появлением новых веб-браузеров трафик во всемирной паутине быстро увеличился с 500 известных веб-серверов в 1993 году до более чем 10 000 в 1994 году. В результате все предыдущие гипертекстовые системы были омрачены успехом Интернета, даже несмотря на то, что ему не хватало многие функции этих более ранних систем, такие как встроенные браузеры / редакторы (функция исходного браузера WorldWideWeb, которая не была перенесена в большинство других ранних веб-браузеров).

Реализации

Помимо уже упомянутых Project Xanadu , Hypertext Editing System , NLS , HyperCard и World Wide Web, существуют другие заслуживающие внимания ранние реализации гипертекста с различными наборами функций:


Система редактирования гипертекста (HES) Консоль дисплея IBM 2250 - Университет Брауна, 1969 г.
  • FRESS - многопользовательский преемник системы редактирования гипертекста 1970-х годов .
  • ZOG - гипертекстовая система 1970-х, разработанная в Университете Карнеги-Меллона .
  • Система электронной документации - текстовый и графический редактор начала 1980-х годов для интерактивных гипертекстов, таких как руководства по ремонту оборудования и компьютерные инструкции.
  • Средство представления информации - используется для отображения интерактивной справки в операционных системах IBM .
  • Intermedia - программа середины 1980-х годов для группового веб-редактирования и обмена информацией.
  • HyperTies - программа середины 1980-х, коммерчески применяемая к сотням проектов, включая июль 1988 г. Коммуникации ACM и Hypertext Hands-On! книга.
  • Texinfo - справочная система GNU .
  • KMS - преемник ZOG 1980-х годов, разработанный как коммерческий продукт.
  • Storyspace - программа середины 1980-х годов для гипертекстового повествования.
  • Формат переносимых документов Adobe - широко используемый формат публикации электронных документов.
  • Amigaguide - выпущен на Commodore AmigaWorkbench 1990.
  • Справка Windows - выпущена с Windows 3.0 в 1990 году.
  • Вики - цель компенсировать отсутствие интегрированных редакторов в большинстве веб-браузеров. Различные вики-программы имеют несколько разные соглашения о форматировании, обычно более простые, чем HTML .
  • PaperKiller - редактор документов, специально разработанный для гипертекста. Работал в 1996 году как IPer (образовательный проект ED-Media 1997).
  • XML с расширением XLink - новый язык разметки гипертекста, расширяющий и расширяющий возможности, представленные HTML .

Академические конференции

Среди ведущих научных конференций по новым исследованиям в области гипертекста - ежегодная конференция ACM по гипертексту и гипермедиа. Серия конференций World Wide Web, организованная IW3C2 , включает не только гипертекст, но и множество интересных документов. В Интернете есть список со ссылками на все конференции этой серии.

Гипертекстовая фантастика

Написание гипертекста развило свой собственный стиль художественной литературы, совпадающий с ростом и распространением программного обеспечения для разработки гипертекста и появлением электронных сетей. Две программы, специально разработанные для литературного гипертекста, Storyspace и Intermedia, стали доступны в 1990-х годах.

С другой стороны, что касается итальянского производства, гипертекст s000t000d Филиппо Россо (2002) был предназначен для того, чтобы провести читателя (с помощью трехмерной карты) в интерфейсе веб-страницы и был написан на HTML и PHP. .

Преимущество написания повествования с использованием технологии гипертекста состоит в том, что смысл рассказа может быть передан через ощущение пространственности и перспективы, что, возможно, является уникальным для сред с цифровой сетью. Творческое использование автором узлов, самодостаточных единиц значения в гипертекстовом повествовании, может играть с ориентацией читателя и добавлять смысл в текст.

Одна из самых успешных компьютерных игр Myst была впервые написана на Hypercard. Игра была построена как серия Эпох, каждая из которых состояла из отдельного стека Гиперкарт. Полный стек игры состоит из более чем 2500 карт. В некотором смысле Мист изменил определение интерактивной фантастики, используя головоломки и исследования в качестве замены гипертекстового повествования.

Критики гипертекста утверждают, что он препятствует старому, линейному восприятию читателя, создавая несколько разных треков для чтения, и что это, в свою очередь, способствует постмодернистской фрагментации миров. В некоторых случаях гипертекст может быть вредным для создания привлекательных историй (в случае гипертекстовых книг для игр ), где простота связывания фрагментов может привести к несвязному или непонятному повествованию. Тем не менее, они видят ценность в его способности простым способом представить несколько разных взглядов на один и тот же предмет. Это перекликается с аргументами «теоретиков среды», таких как Маршалл Маклюэн, которые смотрят на социальное и психологическое воздействие СМИ. Новые медиа могут стать настолько доминирующими в общественной культуре, что фактически создают «сдвиг парадигмы», поскольку люди изменили свое восприятие, понимание мира и способы взаимодействия с миром и друг с другом в отношении новых технологий и медиа. Таким образом, гипертекст означает переход от линейных, структурированных и иерархических форм представления и понимания мира к раздробленным, децентрализованным и изменяемым носителям, основанным на технологической концепции гипертекстовых ссылок.

В 1990-е женщины и художницы-феминистки воспользовались гипертекстом и создали десятки работ. " Cyberflesh Girlmonster " Линды Демент - это гипертекстовый компакт-диск, который включает в себя изображения женских частей тела и преобразовывает их для создания новых чудовищных, но красивых форм. Отмеченная наградами гипертекстовая онлайн-новелла доктора Кейтлин Фишер «Эти волны девушек» разворачивается в трех временных периодах, в которых главный герой исследует полиморфную извращенность, проявленную в ее квир-личности через память. История написана как дневник отражения взаимосвязанных воспоминаний детства, юности и зрелости. Он состоит из связанной мультимодальной коллекции узлов, включающей связанный текст, неподвижные и движущиеся изображения, управляемые изображения, анимацию и аудиоклипы.

Формы гипертекста

Существуют различные формы гипертекста, каждая из которых имеет свою структуру. Ниже представлены четыре из существующих форм гипертекста:

Читайте также: