Что нужно заливать в аккумулятор на ибп agm электролит или дистиллированную воду

Обновлено: 05.07.2024

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

Целесообразно ли восстанавливать гелевый аккумулятор?


Признаки того, что гелевый аккумулятор не подлежит восстановлению:
  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Вздувшиеся аккумуляторы

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами


Если же внутренности батареи не разрушились, а произошло высыхание гелевого слоя и потеря ёмкости, то есть шанс восстановить АКБ.
Вернуться к содержанию

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

Удаление колпачков

АКБ готова к восстановлению

АКБ готова к восстановлению

После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем


После впитывания воды, пойдёт реакция и гелевый аккумулятор оживёт. Вы можете даже зафиксировать увеличение напряжения. После этого нужно установить резиновые колпачки на место и закрепить крышку. Её нужно закрепить либо скотчем, либо посадить на клей. Это важно, поскольку резиновые колпачки работают в роли клапана, выпуская выделяющийся при работе газ. А крышка выполняет роль фиксатора, чтобы колпачки не слетели.

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.

Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Аккумулятор, как и другие части в автомобиле, требует периодического обслуживания.

Если при плановом осмотре обнаружилось, что уровень жидкости в емкостях понижен, и требуется их пополнение, необходимо разобраться, что нужно аккумулятору: электролит или дистиллированная вода.

Можно ли доливать электролит вместо дистиллята и наоборот?


Электролит и дистиллированная вода не являются взаимозаменяемыми субстанциями.

Если потребовалось залить дистиллят, пополнять АКБ нужно только им. Заменять его нельзя. Это неизбежно сократит срок службы батареи.

Если потребовалось залить электролита, пополнять АКБ нужно исключительно электролитом.

Электролит в АКБ – это смесь дистиллята и серной кислоты (в соотношении 65-35 %). Основное назначение раствора – подвести ток в момент включения двигателя и поддерживать работу автомобиля с отключенным двигателем (музыка, свет, и др.).

Смесь способна накапливать энергию и передавать электрический ток все время эксплуатации. Изготавливают ее в заводских условиях, но возможно самостоятельное приготовление.

В процессе изготовления серную кислоту (с плотностью 1,4 г/см3) перемешивают с дистиллированной водой (с плотностью 1,0 г/см3).

Если плотность не будет в норме, то это приведет к проблемам в эксплуатации АКБ следующего типа:


  • Замерзание электролитической смеси при понижении температуры наружного воздуха.
  • Снижение функции накопления электрической энергии и ее передачи в необходимом объеме.
  • Быстрая разрядка АКБ вследствие неполноценного выполнения работы по назначению.
  • Снизится качество работы АКБ в выполнении функций по передаче электрической энергии.
  • Срок службы сократится.
Важно! Нужно помнить, что дистиллят и электролит заменять между собой нельзя! Правильный выбор продлит жизнь аккумуляторной батарее. Ошибка приведет к изъятию восстанавливаемой АКБ из пользования и покупке новой, что потребует значительных финансовых затрат.

Как определить, что необходимо?

Для точного определения, какую жидкость залить в батарею, необходимо провести диагностику. Заключаться обследование будет в выявлении причин, по которым уровень жидкости может быть снижен.

Причин может быть несколько.

Выплескивание электролита или его утечка


В этом случае нужно доливать исключительно электролит. При замене его на дистиллят плотность готовой смеси ощутимо снизится.

АКБ будет быстро разряжаться и не сможет полноценно выполнять свои функции по накоплению и передаче электрической энергии. Срок его службы значительно сократится.

Перебор воды в аккумуляторной батарее при эксплуатации в зимний период приведет к замерзанию воды и образованию наледи в верхних слоях. Это негативно скажется на работе батареи и выведет ее из эксплуатации.

Отметим, если зафиксирована именно утечка жидкости разгерметизации батареи, то лучше такую батарею не использовать.

Выкипание дистиллята

В этом случае нужен исключительно дистиллят. При постоянной эксплуатации автомобиля в условиях высокой температуры вода, находящаяся в составе электролита, неизбежно выкипает. В аккумуляторе снижается уровень. Доливая электролит, автоматически повышается плотность итоговой смеси.

В такой ситуации пластины сепаратора будет подвержены сульфатизации (появлению кристаллизационного осадка на металлической поверхности пластин) и их срок эксплуатации сократится ввиду быстрого износа.

Определение причины уменьшения уровня электролита заключается в измерениях его плотности. Выполнять измерение рекомендуется при температуре 15С. Замеры производить нужно во всех банках аккумулятора по отдельности. Измеряют ареометром.

Его можно относительно недорого приобрести в магазине, или взять в пользование в автосервисе:

  1. Если при замерах ареометром выявляют, что показатели плотности выше, чем 1,27-1,28 г/см 3 , можно сделать вывод о том, что часть воды в процессе эксплуатации испарилась. Именно снижение водной составляющей по отношению к серной кислоте может способствовать увеличению плотности. Чтобы довести параметры электролита до нормативных, нужно залить дистиллят.
  2. Если при замерах выявляют, что показатели плотности находятся в рабочем диапазоне, значит, испарения воды не происходило. Ее количество находится в норме, необходимой для выполнения всех функций АКБ. Следует пополнить банки электролитом.

Как определить необходимое количество для АКБ?

Понять, какое количество нужно для пополнения смеси электролитом (при условии, что нужен именно он) или дистиллированной водой (в аналогичном случае) можно следующими способами.

Все измерения нужно проводить при полностью заряженном АКБ.

Визуально

На корпус батареи производитель наносит специальные «риски» min – max. Именно по отметкам на АКБ можно ориентироваться сколько требуется (и чего именно) добавить в смесь. Производя заливку, надо следить, чтобы требуемое количество была добавлена выше минимальной отметки, но ниже максимальной.

Если отметок на корпусе нет, то нужно доливать так, чтобы металлические пластины были покрыты на 1-1,5 см.

Инструментально


Существуют специальные мерные трубочки, с помощью которых можно замерять уровень электролитической смеси.

При отсутствии прибора можно использовать любую стеклянную или пластиковую палочку. Подойдет палочка длиной 20-25 см, толщиной 5-7 мм.

Открыв все банки, в каждой по отдельности нужно замерить уровень. Для этого опустить трубочку до упора и поднять ее. На ней четко будет видно, сколько смеси в банке АКБ.

Доливать нужно до того момента, как уровень будет определяться в высоту 1,5-2,0 см. Если дистиллированная вода долита до нужного уровня, плотность электролитической смеси восстановится в первоначальные параметры 1,27 г/см.куб. Это необходимо для обеспечения полноценной работы АКБ.

Внимание! Долив в необслуживаемых аккумуляторах не предусмотрен производителем! Доступ к банкам строго ограничен полной герметизацией корпуса.

В видео подробная информация о том, как измерить уровень электролита в аккумуляторе:

Заключение

Если уровень ощутимо понижен и не достигает отметки min, здесь нужно решать, чем пополнить оставшуюся смесь. В 95% случаев АКБ пополняют именно дистиллятом, хотя допускаются варианты. Правильное решение сможет продлить жизнь батареи, доведя ее параметры до заводских. Ошибка приведет к выводу ее из пользования.


Загруженность работой не оставляет времени для экспериментов и так сказать творчества … :) Но в этот раз пути и желания пересеклись. Получил задание восстановить несколько аккумуляторов от ИБП для использования их в другом производственном оборудовании.
Эти аккумуляторы выполнены по технологии AGM
В сети нашёл много информации по "восстановлению" таких АКБ путем доливки дистиллята. Естественно поэкспериментировал таким способом. Результат не соответствовал требованиям которые были поставлены передо мной…
Тогда вспомнил эту статью Тестирование и восстановление аккумуляторов от UPS
Не буду пересказывать содержание статьи, скажу только, что результат вполне оправдал все ожидания. На сегодняшний день восстановил около семи аккумуляторов, которые успешно трудятся в хозяйстве, некоторые экземпляры уже растащены по домам для питания шуруповертов, видеокамер и прочего…
В ходе работы я видео и фото не делал т.к. было не до того, сейчас, когда имеется положительный результат решил сделать небольшой мануальчик по восстановлению (напомню, что основной текст по ссылке выше).

* принесли вот такой "трупик"


* долил в каждую банку около четырех "кубиков" воды и поставил для раскачки на обычное ЗУ


* после ночи раскачки, пациент начинает оживать


* делаем побаночный замер, что бы убедиться в отсутствии "коротких" банок


* теперь можно долить электролит (доливаю на уровень 7 — 8 (мм) от края горловины), напряжение возрастает


* теперь заряд можно продолжить на ИБП, кстати сбоку видна парочка уже восстановленых АКБ


* через десять часов заряда, батарея уверенно питает лампу ближнего света ( 55 Вт )


Естественно после этого я еще делаю КТЦ и отдаю батарею в работу …

Комментарии 125


Привет хотел уточнить зарядник для АКБ автомобильного пойдет для этих целей, и еще какой ток на батареи должен быть для восстановления


Юрий, Здравствуйте!Принесли умерший бесперебойник-как раз наткнулся на вашу статью(прочитал и ссылки).Вопросов несколько-в аккумуляторе 8вольт, но зарядный ток-0!(стоит на зарядке, уже 12 часов, долил только по 2 кубика воды).Перед заливкой электролита надо разряжать акб?И в ибп вторичка выдаёт 6.8в переменки на выходе-как он его(акб) заряжает?(на плате никаких повышающих преобразователей).Да, и спасибо за фильм!Очень познавательно, хотя и очевидно…


спасибо реношнику за ссылку фильма про запланированную порчу. я об этом узнал, когда ещё и интернета-то не было. на своей шкуре, т.к. люблю докапываться до сущности вещей.
а мня самого чуть не уволили из Сименса за то, что я нашёл закзчику неисправность в защите ЛЭП 110 кВ и рассказал, что там были ещё при монтаже неправильно заземлены вторичные цепи ТТ. тоесть трансформаторов тока, поэтому всякий раз, когда было внешнее КЗ и запитка его была не от его ГЭС а из системы, ложно срабатывала дистанционная защита. Мня спасло лишь то, что оказаалось, монтаж делал сам заказчик а не монтажники Сименса. Однако наладчики конечно должны были заметить, поэтому все дело замяли… А были за эти 8 лет пару отключений, стоявшие сотни тысяч $ потерь от недопоставки эл.энргии. Да, в большой энергетике не копейки считают а миллионами.



отлично! что такое КТЦ?


контрольно тренировочный цикл


Тогда я это делал, но термина не знал ))



Да, про аккумулятор вспомнил такой давний случай, когда на моих глазах у автомагазина мужик выкатил тележку с новым аккумулятором, вынул из своего авто старый поставил в тележку и покатил назад в магазин сдать (за это надо тоже заплатить немного за утилизацию) Я приметил, что выглядит как новый, дейтвительно мужик сказал, что 3 года но уже "капут" еле утром настартовал (была аххреееенная по ихнему зима — 3°C). На моё предложение отдать мне с радостью согласился. Я его дома ПРОСТО ЗАРЯДИЛ, поставил вместо своего старого (тогда был ещё беден и купил 10летний пассат). Вот такие люди там в основном… как наш критикан



перечитал перпалку в середине дискуссии.
Молодец renoshnik,
А sergiiko заносчивый критикан, ничего не смыслящий ни в теории ни в практике. Это типичный КОНСУМЕНТ. Таких на западе взращивали не один десяток лет, чтобы впаривать им потом новые стиральн.машины при например износе щёток за 3€ или менять в машине двигатели при наезде на пенёк с обрывам шланга бензонасоса (смотрел предыдущий репортаж).
Я живу на западе уже давно и всегда поражался бараньей тупости и покорности месного населения, напрмер чинить тормоза только у авторизированного дилера где берут 170€ в час и колодки меняют зачастую с дисками, тк. им говорят, что пока к старым притрётся, то можно совершить аварию и страховка не заплатит! Это вместо 30€ за две колодки обходится в 500-600, но этот баран-КОНЗУМЕНТ горд и доволен, что он не дурак и сделал всё как в инструкции.
Особенно бабы гордятся этим и таких ремонтников как мы называют безграмотными любителями. Правда когда узнают, что он, ремонтник, КТН и после показа изношенной щётки за 3 коп. оправдывают свою тупость, что новая стиралка красивее и у неё больше цветных лампочек и кнопочек и 100 программ вместо десятка как у старой.



перечитал перпалку в середине дискуссии.
Молодец renoshnik,
А sergiiko заносчивый критикан, ничего не смыслящий ни в теории ни в практике. Это типичный КОНСУМЕНТ. Таких на западе взращивали не один десяток лет, чтобы впаривать им потом новые стиральн.машины при например износе щёток за 3€ или менять в машине двигатели при наезде на пенёк с обрывам шланга бензонасоса (смотрел предыдущий репортаж).
Я живу на западе уже давно и всегда поражался бараньей тупости и покорности месного населения, напрмер чинить тормоза только у авторизированного дилера где берут 170€ в час и колодки меняют зачастую с дисками, тк. им говорят, что пока к старым притрётся, то можно совершить аварию и страховка не заплатит! Это вместо 30€ за две колодки обходится в 500-600, но этот баран-КОНЗУМЕНТ горд и доволен, что он не дурак и сделал всё как в инструкции.
Особенно бабы гордятся этим и таких ремонтников как мы называют безграмотными любителями. Правда когда узнают, что он, ремонтник, КТН и после показа изношенной щётки за 3 коп. оправдывают свою тупость, что новая стиралка красивее и у неё больше цветных лампочек и кнопочек и 100 программ вместо десятка как у старой.

А есть такая разновидность необслуживаемых аккумуляторов как AGM.

В нём свинцовые пластины завёрнуты в пакет из стеклоткани . Этот пакет пропитан электролитом, и свободно болтающейся жидкости нет.

Аккумуляторы такого типа можно использовать в любом положении , даже пробкой вниз. И это в наших условиях единственное преимущество перед простыми автомобильными аккумуляторами.

Я повёлся на рекламу, якобы самого правильного аккумулятора для солнечных систем электроснабжения загородного лесного дома . Примерно как и раскрученная псевдо-необходимость ножа в лесу , поддерживаемая продавцами сувенирных ножей.

Как оказалось эти аккумуляторы тоже прекрасно выкипают. Причём быстрее чем жидконаполненные. Электролита-то меньше.

Ёмкость аккумулятора упала за неделю на 50 % из-за неисправности контролёра заряда от солнечной батареи, который давал постоянный перезаряд.

Самое трудное было аккуратно отковырнуть верхнюю крышку над пробками-клапанами.

Длинная крышка аккумулятора с белым круглым фильтром. Видны резиновые клапана-пробки горловин отдельных банок. Длинная крышка аккумулятора с белым круглым фильтром. Видны резиновые клапана-пробки горловин отдельных банок.

Тонким ножиком и лёгкими ударами молотка удалось расколоть места приклленные к корпусу.

В отверстиях (если посветить внутрь) виднеется белый материал "пакетов".

Процесс заливки дистилированной воды. Резинки легко снимаются и одеваются. Главное потом крышку обратно поставить - иначе при следующем закипании крышка может улететь от поднявшегося давления газа. Процесс заливки дистилированной воды. Резинки легко снимаются и одеваются. Главное потом крышку обратно поставить - иначе при следующем закипании крышка может улететь от поднявшегося давления газа.

Аккумулятор на 150 АЧ. В каждую банку шприцом впрыснул по 20 гр дистиллированной воды.

Ёмкость восстановилась но, не на 100%. Через неделю добавил ещё по 10 мл. Особой разницы не заметил. Видимо уже пострадали сами пластины или химический состав электролита поменялся.

Вывод простой.

Не надо вестись на рекламу. Надо учитывать условия эксплуатации.

В AGM ещё заявлено что они лучше противостоят тряске. Но у нас аккумуляторы стоят ровно. Заявлен срок эксплуатации до 10 лет. У нас прожил 1 неделю :-) , но это частность.

В таких нежных условиях обычный автомобильный аккумулятор проживёт столько-же. Тем более токи в электроснабжении лесного дома в разы меньше.

Зарядное после некоторых доработок (без доработок перегревается на токах больше 12 А) мы использовали такое:

Ведь у нас около 2-х месяцев солнца нет совсем. Поэтому запускаем генератор и заряжаем аккумы. Так удаётся реже использовать бензогенератор полярной ночью.

Мы долго и успешно использовали аккумуляторы отслужившие на машинах по 5 - 7 лет. При чём это УАЗы ездившие по каменному триалу наших северных дорог. Завести машину зимой они уже не могли, а в электроснабжении дома работали прекрасно.

Наверняка остались вопросы - можете написать в комментариях. Обязательно отвечу.
Ну и хотелось-бы лайк увидеть если тема вам полезна, и конечно можно подписаться на весь канал о практике жизни в лесу .

А вот здесь можно подробнее узнать про нашу систему автономного питания заполярного мини-посёлка: Солнечная энергетика в Заполярье. Очень кратко! Конкретные цифры.

Читайте также: