Что плохого в компьютерных играх

Обновлено: 07.07.2024

Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы

Для тех из вас, кто слышал от своих родителей: «Не играйте в видеоигры слишком долго, они испортят вам мозг», давайте разберемся, так ли это.

На дворе 2020 год, и игровая индустрия не сбавляет обороты: выбор платформ неуклонно увеличивается, качество игр стремительно улучшается, а растущая аудитория геймеров, которая приняла и интегрировала игры в свою повседневную жизнь, достигла наивысшей точки и все еще продолжает расти.

Да, во многом игровая индустрия процветает благодаря киберспорту. Проекты вроде Fortnite не только доступны на различных платформах, включая смартфоны, но и не требуют никакого вложения реальных средств.

В связи со значительным увеличением числа активных игроков, возникает вопрос: «Насколько видеоигры вредны для нас?».

Мы все слышали, что в тот или иной момент кто-то говорил о видеоиграх так, будто они наносят вред вашему зрению, нарушают осанку и разрушают функции мозга, но на чем основаны эти утверждения?

Мнение Шона Грина

Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы

Вот что об этом думает профессор психологии Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне:

Видеоигры — это очень широкая категория. Влияние игры зависит от того, какие задачи задействованы в ней. Поэтому разные проекты по-разному влияют на мозг. Вы не стали бы спрашивать «как еда влияет на ваше тело», вам нужно знать ее состав. То же самое и с видеоиграми: механика, динамика и содержание отдельных игр являются предикторами того, как они по-своему влияют на мозг.

Затем профессор Грин приводит в пример экшен-игры, заметив, что все объекты, включая игрока, движутся в быстром темпе. Когда на экране есть несколько объектов, которые нужно отслеживать одновременно, акцент делается на периферийной обработке — она, в свою очередь, требует быстрых и точных решений в сжатые сроки.

Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы

После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.

Видеоигры как цифровое лекарство

Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы

Ссылаясь на то, что игры считаются полезными как для душевного, так и для психического здоровья, исследователи из Neuroscape Lab UCSF стремятся преодолеть разрыв между технологиями и нейробиологией, чтобы улучшить функциональность мозга людей.

Почему же ученые сосредоточены именно на когнитивном контроле? Причина заключается в том, что это основа, на которой построены все другие функции, такие как память, рассуждение, принятие решений, мудрость и так далее. Если человек не может сосредоточиться, все остальное рушится — у него попросту не получится развить ни одну из когнитивных способностей более высокого порядка.

В будущем специальные познавательные игры можно будет рассматривать как форму цифрового лекарства, которое прописывают пациентам с СДВГ. Итак, со всей этой информацией, давайте взглянем на основные плюсы и минусы.

Плюсы и минусы:

Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы

  • Когнитивное укрепление — способность быстро воспринимать данные и стимулы, реагировать на них.
  • Зрительно-моторная координация — координированное управление движениями глаз и рук наряду с обработкой зрительного ввода для руководства действиями.
  • Восприятие — сенсорная способность видеть, слышать и осознавать внешние раздражители.
  • Сосредоточенность — способность концентрировать внимание на предмете деятельности.
  • Внимание — умственная способность рассматривать или замечать кого-то, или что-то.
  • Рабочая память — способность хранить и запоминать важную информацию.
  • Время отклика — время, необходимое человеку для реакции на точечные стимулы внешнего воздействия.
  • Травмы от повторяющихся движений в результате интенсивных игровых сессий — травмы пальцев, запястья, локтя, плеча и шеи — все это результат повторяющихся движений в течение длительного периода времени.
  • Нездоровый образ жизни — игры могут потреблять большую часть дня человека, что приводит к пренебрежению физической активностью, временем, проведенным на открытом воздухе и сбалансированным питанием.
Ключом к умеренности является то, что люди нуждаются в самосознании, чтобы следить за своей вовлеченностью, которая может вызвать сильное привыкание. Игры имеют мощную связь с центрами вознаграждения в человеческом мозгу и могут являться быстрым и легким способом для человека ощутить эйфорию достижений, не достигая по-настоящему чего-либо в реальной жизни.

Вы получите больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще его не вызывают. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению или ухудшению производительности с течением времени.


Видеоигры - это зло! По крайней мере в этом уверены психологи, борцы за социальную справедливость и телевидение. Мы уже рассказывали вам о пользе электронных развлечений, но даже в самый сладкий мёд может упасть ложка дегтя. Сегодня вы узнаете о темной стороне видеоигр, которую геймеры хотели бы забыть навсегда.

Зависимость


Видеоигры - отличный способ расслабиться и получить новые эмоции. В западных клиниках даже обустраивают комнаты отдыха с консолями. Игры помогают пациентам забыть о болях и просто веселиться, но у любого лекарства есть побочные эффекты. Иногда игры становятся реальной проблемой для геймеров, которая рушит их жизнь. Даже далекие от темы люди слышали истории, когда человек потерял работу, семью и друзей из-за видеоигр.

Такое редко случается со взрослыми, но вот дети сильнее подвержены зависимости от видеоигр. Доктор Эндрю Пржибилски из Оксфорда выяснил, что с помощью видеоигр дети удовлетворяют свои психологические потребности. Тогда как родители и учителя говорят им что делать, в игре ребенок сам принимает решения, справляется со сложностями и даже учит других игроков. Зачастую это желание переходит в абсолют и ребенок уже забывает о реальных вещах, забрасывая учебу, работу и так далее.

В исследовании приняло участие более 5 тыс. девочек и мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет. Они проводили за играми более трех часов в день и были больше подвержены расстройствам в поведении, чем другие дети. Ученые обнаружили повышение гиперактивности и расстройства внимания, снижение сострадания к другим людям и уменьшение удовлетворенности своей жизнью в целом.

Одержимость


В итоге зависимость превращается в одержимость, которая не ограничивается парой часов игры в день. Например, один китаец провел в интернет-кафе шесть лет подряд. Владелец заведения даже перестал его замечать, называя “частью мебели”. Но это еще цветочки: в той же стране женщина родила в интернет-кафе и продолжила играть. Это как в начальной сцене “Парфюмера”, только в современном Китае.

В июле произошло еще одно событие, от которого офигели даже геймеры. FaZe Censor, 23-летний игрок в Call of Duty, бросил самую сексуальную ведущую погоды Янет Гарсия. Причина проста: он готовился к киберспортивным соревнованиям и у него не было времени на девушку.


Спустя месяц он заявил, что не жалеет о разрыве и у него все отлично. Да, вот так вот игры перетягивают на себя одеяло первенства, делая геймеров реально одержимыми.

Токсичность


Некоторые игроки воспринимают видеоигры слишком серьезно и принимают поражение слишком близко к сердцу. В такие моменты виноваты союзники, противники, разработчики и даже девушка с работы, которая вдруг вспомнилась. Игроки начинают оскорблять друг друга, превращая игру в токсичный балаган.

Blizzard же пошли немного другим путем. Разработчики добавили в Overwatch систему оценки поведения игроков, за которые хорошие союзники получают призы. Планировалось, что пользователи станут более дружелюбны, - так оно и вышло. Через пару месяцев ведущий геймдизайнер Overwatch Джефф Каплан отчитался, что игроки стали добрее. Процент оскорблений в чате "Соревновательных матчей" упал на 26,4% в Америке и 16,4% в Корее. За день "токсичные игроки" встречаются на 28,8% реже в Америке и на 21,6% в Корее.

Раздражительность


Все же токсичные игроки продолжают появляться в многопользовательских проектах. Это влияет на общую атмосферу в сообществе и на конкретных игроков. Шутки о любовных отношения с мамой противника уже пропускаются мимо ушей, но осадок остается. После очередной перепалки настроение может упасть до нуля, а сам геймер становится раздражительными.

Но взбесить игрока могут не только коллеги, но и сами видеоигры. Фанатам Dark Souls знакомо ощущение безысходности, когда босс не поддается даже после сотой попытки. К тому же на игровой опыт влияет сложность, дизайн уровней и управление. Так что иногда видеоигры могут только испортить тебе настроение, но по большей части мы сами в этом виноваты. В своей жизни я разбил только один геймпад, благодаря игре Show Knight и главарю уровня Mole Knight.

Видеоигры опустошат ваш карман


За последние годы геймеры немного обеднели. Они не бросили работу, просто игры стали дороже. Последний пункт частично касается жителей СНГ, но это также относится к европейским, американским и азиатским геймерам. Обычно, “профильные СМИ” цепляются за лутбоксы, сундуки с игровыми вещами, которые сейчас приравняли к казино. Отчасти они правы, но даже геймеры презирают эти “сундуки”. Только вспомните скандал с Battlefront 2 и все поймете.

Причина в том, что видеоигры стали круче, и пропустить очередную новинку просто невозможно. Иногда месячный чек с игрового магазина достигает $150, а в году у нас все еще 12 месяцев. Цена “Стандартного” издания начинается от $60, но вот за “Золотое” или “Коллекционное” издатель может попросить от $80 до $150. Добавьте к этому дополнения, сезонные абонементы, и цена моментально жиреет на $30-$40. Это не плохо и не хорошо - это факт, который иногда вгоняет в тоску, когда понимаешь, что тебе еще нужно есть.

P.S. Несмотря на минусы, видеоигры остаются отличным развлечением. В нормальных дозах они помогают расслабиться и даже прокачать интеллект, но знайте меру. Игровое сообщество уже набрало 2 млрд человек. Среди них вы наткнетесь на чудаков, а также найдете друзей, с которыми разделите сотню крутых моментов.

Стартовала Kickstarter-кампания на Elland: The Crystal Wars, которая стремится оживить неизданную игру Dune

Стартовала Kickstarter-кампания на Elland: The Crystal Wars, которая стремится оживить неизданную игру Dune

Анонсирована головоломка A Little To The Left

Учёные доказали: щелчок Таноса невозможен в реальной жизни

Учёные доказали: щелчок Таноса невозможен в реальной жизни


NightGameMassacre написал: Интересно, кто пишет такие великолепные. занимательные а главное научно достоверные шедевры? Нобелевку по литературе этому специалисту.

Типичные представители геймеров с повышенной раздражительностью и токсичностью. Я о таких в одной научно достоверной статье прочитал.



Интересно, кто пишет такие великолепные. занимательные а главное научно достоверные шедевры? Нобелевку по литературе этому специалисту.


NightGameMassacre Хотите интересный факт? Груз с древнегреческого переводится как говноед


В чем главные минусы СЕТЕВЫХ видеоигр.Они изначально являлись мусором ,так что ничего особенного .Люди лезут в этот треш к идиотам ,а потом ноют что эти идиоты их обижают.И кто виноват?


Ну не знаю. У меня на фоне абсолютного безразличия и апатии к жизни, игры, работа и алкоголь помогают с этим бороться.


warp 37 Эта апатия появилась из-за игр, инфа 100% Нужно просто больше гулять, кормить уток и белок, рисовать мелом, читать Кафку на пляже и т.д.


Да ну вас! Я сейчас все игры устанавливать буду.


NightGameMassacre написал: Нобелевку по литературе этому специалисту.


ХАА когда ты не тратил деньги на игры с начала 2000. Пиратство это плохо дети, покупайте игры подержите разработчиков (только не юбисофт я не выдержу еще 21 игру по ассассинам).


Зависимость Одержимость Токсичность Раздражительность Всё это можно было в два пункта собрать. И всё же. Но простите это касается многих видов досугов, люди в интернете сидят и такие же "токсичные" и "одержимые", слушают музыку постоянно и тоже такими быть могут, также как и фильмы\сериалы смотрят и могут быть "одержимы" и "токсичными", могут заниматься спортом и быть "токсичными" и "одержимыми" это не зависит от видов досуга, это зависит от характера человека. Если человек спокойный, он и в играх будет спокойным, если человек буйный, он простите буйным будет и в спортзале и в библиотеке и в игре, разницы нет, просто в спортзале его могут задеть и он начнёт всех пинать, но это естественно редко происходит ибо "раздражителей" нет особо, а в играх вы как бы постоянно с людьми взаимодействуете и потому характер свой человек показывает чаще и одержимым чем то человек тоже может быть и тут не зависит от видов досуга. Так что это всё глупости. И кстати от возраста тоже особо не зависит, есть дети которые в захлёб уходят в игры, а есть те кто поиграет пару раз и всё, им хватит, тут зависит также от характера человека, просто в досуге мы показываем его и в играх он проявляется чуть чаще и ярче проявляется, чем к примеру когда человек книжку читает и опять таки это потому что "раздражителей" нет. Видеоигры опустошат ваш карман Игры это развлечение, почему я не имею право тратить деньги на своё развлечение? Уж извините вы деньги можете и в любых видах досуга тратить и не мало, на тот же фитнес если ходить что бы "спортом" заниматься, 1 сеанс 300 рублей, не мало так тоже, я уж не говорю про то что здоровье может своё и надо поддерживать, но не так фанатично, когда чё нить съел и потом как фанатик часов 5 бегаешь и прыгаешь что бы не дай бог эта еда на твой организм как то не повлияла, я лично тут тоже ничего хорошего не вижу, когда человек живёт не в своё удовольствие, а для своего тела. Итог: У игры как и любых других видов досуга есть свои минусы, но эти минусы произрастают из нашего характера, а не потому что "игры" такие плохие. Если вы считаете игры потерянным временем, ну не играйте, кто вас заставляет. Для меня игры это отдых, это возможность "побывать" в будущем\прошлом, вжиться роль какого нибудь героя и мир спасти, увидеть какие то события только своими глазами, а не через слова в книге, может быть ощутить какие то острые ощущения через хорроры и побоятся чуток и это только малая часть того что игры дают, если вы так не считаете, я вообще не понимаю зачем вы в игры играете и уж тем более тут что то пишите. Это одно и тоже что к примеру читать книгу, но с отключенным воображением, то есть для тебя это просто связка слов, а не какие то события, персонажи и так далее. В игры играть, это не обязанность, это увлечение, также как и всё остальное. Кстати там кто то что то ляпнул про простой сюжет в играх. Собственно я не спорю что в некоторых играх сюжет может быть простой, ибо в основном в этих играх главное геймплей (и это естественно для игр, ибо в них играют, а не смотрят просто), но простите в играх где сюжету большая роль отдаётся, он очень хороший и он многогранен и интересен, это уже не просто игры могут быть, а целая вселенная со своими событиями, своими персонажами, своим развитием, далеко за примером ходить не надо. Mass Effect к примеру, целая вселенная со своими расами, своими событиями, где всё подробно расписано и описано и такое себе не могут позволить к примеру фильмы или книги, почему? Ну потому что в книгах и фильмах, важны персонажи и события, а в играх важны и персонажи и события и технологии, обычное если к примеру в фильмах технологиям отдают предпочтение, это называется "документальный фильм", то есть мало кому интересен) А в играх во многих всему отдаётся равное предпочтение и когда разработчики наполняют вселенную как можно большими подробностями, это и игроками ценится так как читать просто даже про какие то события, очень интересно, так что сюжет там на много более глубокий [яркий пример, я недавно посмотрел видео где собрали фанатские теории о Deus Ex Mankind Divided и узнал что Адам Дженсен в игре может быть клоном, причём там привели факты с которыми трудно спорить и даже парочку вещей весьма взрывных показали доказывающих теорию, а сделали это иллюминаты для того что бы Дженсен смог втереться в доверие к группе которая противостоит иллюминатам, но это если вы увлечётесь сюжетом, а если нет, ну будет обычная история про войну киборгов против людей которыми рулят иллюминаты, а по факту сюжет на много глубже оказался] и я уж не говорю про глубину вселенных которые созданы в играх, так что про сюжет заикаться не надо [к примеру во вселенной Halo мы встречали технологии предчетей на протяжении всех частей игр и поняли что их кольца созданы что бы уничтожать всё живое в галактике что бы лишить Потопа, пищи, но всё оказалось в итоге даже глубже, в 4-ой части мы узнали что люди воевали с предчетями в древности и раньше были такими же развитыми, но проиграли войну и предчети как бы вернули людей в каменный век] и таких примеров масса, когда сюжет игр был на много глубже чем он кажется с начало, так что не надо тут заикаться про простенький сюжет игр.

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.



Наталия Богачева,

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

«Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Сразу хочу заметить, что все описанное в этом блоге - это индивидуальный игровой опыт и личное мнение. Но я стал все чаще встречать такое отношение к новым играм среди ваших комментариев и решил написать этот блог.
Это будет, скорее, развернутая жалоба, обращенная к читателям, испытывающим те же эмоции в отношении новых игр.

реклама


MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Для начала я хотел бы показать список игр, установленных на моем компьютере. Он довольно обширный и выглядит внушительно, но, к примеру, Monster Hunter - World, Dying Light и Kingdom Come Deliverance установлены несколько месяцев, но я их даже еще не запускал.


реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

Во что же я успел поиграть, например, за прошедший год?

Целый месяц в Gothic II: Ночь Ворона, месяц в Darkest Dungeon, месяц в Titan Quest: Immortal Throne, два месяца в They Are Billions, пару недель в Fallout 2 Restoration Project и сейчас почти прошел первый Far Cry. И периодически поигрываю в Heroes of Might and Magic III, Heroes of Might and Magic V и Northgard.



Причем все это перепройдено уже по несколько раз, а Fallout 2 уже раз 7 точно.
Неплохой список для человека, которому "надоело" играть, но в нем совсем нет новых игр ААА-класса.

реклама


И причина не в том, что мой комп не тянет новинки, на Intel Core i5-3570 c GeForce GTX 1060 и 16 ГБ оперативной памяти еще можно играть во все, если только вам не требуется выкручивать все ползунки вправо.

В Assassin’s Creed Odyssey или Assassin’s Creed Origins я побегал неделю, почему-то заскучал и забросил их. Хотя, если разобраться, игры отличные, в которых есть все: и большой открытый мир, и прокачка навыков, и сражения, и стелс, и морские бои.

реклама

Если добавить отличную, даже на моем компьютере, графику и озвучку, то совсем непонятно, что же не так с этими играми? Причем забросил их не только я, многие пишут про конвейер от Ubisoft, штампы и унылость.


Если же сравнить Assassin’s Creed Odyssey с Far Cry, который я прохожу сейчас, то сравнение будет не в пользу Far Cry по всем фронтам. Да, когда-то Far Cry был хорош, был прорывом в жанре, но мне кажется этого не достаточно, чтобы перепроходить его снова. Почему же я играю сейчас именно в Far Cry, а не в новинку ААА-класса? Мне это совершенно непонятно.


Но не подумайте, что я такой ретроград и консерватор в отношении всех новых игр, я прохожу и новинки, с удовольствием прошел Ведьмак 3: Дикая Охота и Far Cry Primal, Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein II: The New Colossus.


А вот очень плохо мне "зашли" Far Cry 5 и Metro Exodus, игры явно сделаны впопыхах и со многими недоработками.

Я долго размышлял над тем, что не так в новых играх? Может быть то, что они слишком явно ведут игрока "за руку" даже в открытом мире? В них невозможно заблудиться, на компасе стрелка всегда показывает путь. Погибнуть иногда тоже очень сложно: здоровье само восстанавливается, прицел помогает целиться.

А о том, чтобы запороть игру неправильным прохождением или застрять навсегда криво созданным персонажем, который не может одолеть монстров, об этом и речи быть не может.

Помните, как весело бывало раньше, когда сохраняешься в таком месте, в которое через мгновение прилетает ракета, или во время падения в пропасть, и это оказывается единственным сохранением?


Но я ведь и не любитель лютого хардкора и даже в They Are Billions и Darkest Dungeon делаю сохранения с помощью Ctrl+C и Ctrl+V.


Может быть, это баги и глюки, которые стали в последнее время нормой? Играя в Metro Exodus, я стоял за решеткой из арматуры и глядел на приближающихся монстров в подвале, каково же было мое удивление, когда они спокойно телепортировались сквозь нее! Ощущение очень неприятное, тут и чувство обмана, и уверенность в том, что в красивой обертке тебе продали недоделанный продукт.


Или в Far Cry 5, когда появляется надпись «На вас охотятся», и вас усыпляют дротиком? Я решил избежать этого и залез на вершину горы, запасшись оружием, но меня кто-то усыпил и там. Других игроков усыпляли и во время полета на самолете. Это уже не назовешь багом, но и нормальным явлением тоже.

Видимо очень трудно заскриптовать отряд врагов, с боем прорывающегося к тебе, или скрытного ниндзю, и разработчики решили усыплять игрока автоматически, вне зависимости от местоположения.


В общем, это большая загадка для меня. Если даже исключить баги, то что остается в старых играх такого, чего нет в новых?

Остается, я думаю, только атмосфера игры и память о первом прохождении, которое вызывало бурю эмоций. Получилось несколько сумбурно, но суть, думаю, понятна. Но может быть я и ошибаюсь и не учел еще какой-нибудь фактор?


А у вас как обстоит дело с новыми играми? Бесят ли вас, также как меня, баги и недоработки? И проходите ли вы в основном старые игры только из-за атмосферы и памяти?

Читайте также: