Что понимается под политикой безопасности в компьютерной системе

Обновлено: 06.07.2024

Политика безопасности зависит:

  • от конкретной технологии обработки информации;
  • от используемых технических и программных средств;
  • от расположения организации;

Методы оценки

Существуют две системы оценки текущей ситуации в области информационной безопасности на предприятии. Они получили образные названия «исследование снизу вверх» и «исследование сверху вниз».

Метод «сверху вниз» представляет собой, наоборот, детальный анализ всей существующей схемы хранения и обработки информации. Первым этапом этого метода является, как и всегда, определение, какие информационные объекты и потоки необходимо защищать. Далее следует изучение текущего состояния системы информационной безопасности с целью определения, что из классических методик защиты информации уже реализовано, в каком объеме и на каком уровне. На третьем этапе производится классификация всех информационных объектов на классы в соответствии с ее конфиденциальностью, требованиями к доступности и целостности (неизменности).

Предполагаемые ущербы

Далее следует выяснение насколько серьёзный ущерб может принести фирме раскрытие или иная атака на каждый конкретный информационный объект. Этот этап носит название «вычисление рисков». В первом приближении риском называется произведение «возможного ущерба от атаки» на «вероятность такой атаки». Существует множество схем вычисления рисков, остановимся на одной из самых простых.

Величина ущерба Описание
0 Раскрытие информации принесет ничтожный моральный и финансовый ущерб фирме
1 Ущерб от атаки есть, но он незначителен, основные финансовые операции и положение фирмы на рынке не затронуты
2 Финансовые операции не ведутся в течение некоторого времени, за это время фирма терпит убытки, но ее положение на рынке и количество клиентов изменяются минимально
3 Значительные потери на рынке и в прибыли. От фирмы уходит ощутимая часть клиентов
4 Потери очень значительны, фирма на период до года теряет положение на рынке. Для восстановления положения требуются крупные финансовые займы.
5 Фирма прекращает существование

Вероятность Средняя частота появления
0 Данный вид атаки отсутствует
1 реже, чем раз в год
2 около 1 раза в год
3 около 1 раза в месяц
4 около 1 раза в неделю
5 практически ежедневно

Необходимо отметить, что классификацию ущерба, наносимого атакой, должен оценивать владелец информации, или работающий с нею персонал. А вот оценку вероятности появления атаки лучше доверять техническим сотрудникам фирмы.

Риск предприятия

На этапе анализа таблицы рисков задаются некоторым максимально допустимым риском, например значением 7. Сначала проверяется каждая строка таблицы на не превышение риска этого значения. Если такое превышение имеет место, значит, данная строка – это одна из первоочередных целей разработки политики безопасности. Затем производится сравнение удвоенного значения (в нашем случае 7*2=14) с интегральным риском (ячейка «Итого»).

Если интегральный риск превышает допустимое значение, значит, в системе безопасности набирается множество мелких погрешностей, которые в сумме не дадут предприятию эффективно работать. В этом случае из строк выбираются те, которые дают самый значительный вклад в значение интегрального риска и производится попытка их уменьшить или устранить полностью.

Политика безопасности - набор законов, правил и практических рекомендаций, на основе которых строится управление, защита и распределение критичной информации в системе. Она должна охватывать все особенности процесса обработки информации, определяя поведение системы в различных ситуациях.

Политика безопасности представляет собой некоторый набор требований, прошедших соответствующую проверку, реализуемых при помощи организационных мер и программно-технических средств, и определяющих архитектуру системы защиты. Ее реализация для конкретной КС осуществляется при помощи средств управления механизмами защиты.

Для конкретной организации политика безопасности должна быть индивидуальной, зависимой от конкретной технологии обработки информации, используемых программных и технических средств расположения организации т.д.

Основу политики безопасности составляет способ управления доступом, определяющий порядок доступа субъектов системы к объектам системы. Название этого способа, как правило, определяет название политики безопасности.

Организация доступа к ресурсам предполагает:

• разграничение прав пользователей и обслуживающего персонала по доступу к ресурсам КС в соответствии с функциональными обязанностями должностных лиц;

• организацию работы с конфиденциальными информационными ресурсами на объекте;

• защиту от технических средств разведки;

• эксплуатацию системы разграничения доступа.

Охрана объекта КС обеспечивает разграничение непосредственного доступа людей на контролируемую территорию, в здания и помещения.

Права должностных лиц по доступу к ресурсам КС устанавливаются руководством организации, в интересах которой используется КС. Каждому должностному лицу определяются для использования технические ресурсы (рабочая станция, сервер, аппаратура передачи данных и т.д.), разрешенные режимы и время работы. Руководством устанавливается уровень компетенции должностных лиц по манипулированию информацией. Лицо, ответственное за ОБИ в КС, на основании решения руководителя о разграничении доступа должностных лиц обеспечивает ввод соответствующих полномочий доступа в систему разграничения доступа.

Руководство совместно со службой безопасности определяет порядок работы с конфиденциальными информационными ресурсами, не используемыми непосредственно в КС, хотя бы и временно. К таким ресурсам относятся конфиденциальная печатная продукция, в том числе и полученная с помощью КС, а также машинные носители информации, находящиеся вне устройств КС. Учетом, хранением и выдачей таких ресурсов занимаются должностные лица из службы безопасности, либо другие должностные лица по совместительству.

Основой избирательной политики безопасности является избирательное управление доступом.

Для описания свойств избирательного управления доступом применяется модель системы на основе матрицы доступа.

Матрица доступа представляет собой прямоугольную матрицу, в которой объекту системы соответствует строка, а субъекту - столбец. На пересечении столбца и строки матрицы указывается тип (типы) разрешенного доступа субъекта к объекту. Обычно выделяют такие типы доступа субъекта к объекту как "доступ на чтение", "доступ на запись", "доступ на исполнение" и др.

Матрица доступа - наиболее примитивный подход к моделированию систем, который, однако, является основой для более сложных моделей, наиболее полно описывающих различные стороны реальных КС.

Вследствие больших размеров и разреженности МД хранение полной матрицы представляется нецелесообразным, поэтому во многих средствах защиты используют более экономные представления МД. Каждый из этих способов представления МД имеет свои достоинства и недостатки, обуславливающие область их применения.

Избирательная политика безопасности наиболее широко применяется в коммерческом секторе, так как ее реализация на практике отвечает требованиям коммерческих организаций по разграничению доступа и подотчетности (accountability), а также имеет приемлемую стоимость и небольшие накладные расходы.


Основу полномочной политики безопасности составляет полномочное управление доступом.

Каждому объекту системы присвоена метка критичности. В том случае, когда совокупность меток имеет одинаковые значения, говорят, что они принадлежат к одному уровню безопасности. Организация меток имеет иерархическую структуру (например, от рядовых исполнителей к руководству).

Каждому субъекту системы присвоен уровень прозрачности. Каждый субъект кроме уровня прозрачности имеет текущее значение уровня безопасности, которое может изменяться от некоторого минимального значения до значения его уровня прозрачности.

Для моделирования полномочного управления доступом используется модель Белла-Лападула. Для принятия решения на разрешение доступа производится сравнение метки критичности объекта с уровнем прозрачности и текущим уровнем безопасности субъекта. Результат сравнения определяется двумя правилами: простым условием защиты и свойством. В упрощенном виде, они определяют, что информация может передаваться только "наверх", то есть субъект может читать содержимое объекта, если его текущий уровень безопасности не ниже метки критичности объекта, и записывать в него, - если не выше.

Простое условие защиты гласит, что любую операцию над объектом субъект может выполнять только в том случае, если его уровень прозрачности не ниже метки критичности объекта.

Основное назначение полномочной политики безопасности - регулирование доступа субъектов системы к объектам с различным уровнем критичности и предотвращение утечки информации с верхних уровней должностной иерархии на нижние, а также блокирование возможных проникновений с нижних уровней на верхние. При этом она функционирует на фоне избирательной политики, придавая ее требованиям иерархически упорядоченный характер (в соответствии с уровнями безопасности).

Помимо управления доступом субъектов к объектам системы проблема защиты информации имеет еще один аспект.

Грубо говоря можно “читать вниз” и “писать вверх”.



Как уже отмечалось для того, чтобы получить информацию о каком-либо объекте системы, вовсе не обязательно искать пути несанкционированного доступа к нему. Можно получать информацию, наблюдая за работой системы и, в частности, за обработкой требуемого объекта. Иными словами, при помощи каналов утечки информации. По этим каналам можно получать информацию не только о содержимом объекта, но и о его состоянии, атрибутах и др. в зависимости от особенностей системы и установленной защиты. Эта особенность связана с тем, что при взаимодействии субъекта и объекта возникает некоторый поток информации от субъекта к объекту (информационный поток) Информационные потоки существуют в системе всегда. Поэтому возникает необходимость определить, какие информационные потоки в системе являются "легальными", то есть не ведут к утечке информации, а какие - ведут.

Таким образом, возникает необходимость разработки правил, регулирующих управление информационными потоками в системе.

Избирательное и полномочное управление доступом, а также управление информационными потоками - своего рода три кита, на которых строится вся защита.

Эффективность функционирования системы разграничения доступа во многом определяется надежностью механизмов аутентификации. Особое значение имеет аутентификация при взаимодействии удаленных процессов, которая всегда осуществляется с применением методов криптографии.

В реальной жизни термин «политика безопасности» трактуется гораздо шире, чем в «Оранжевой книге». Под политикой безопасности понимается совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно разделить на три уровня. К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации. Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:

  • - формирование или пересмотр комплексной программы обеспечения информационной безопасности, определение ответственных за продвижение программы; - формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей; - обеспечение базы для соблюдения законов и правил;
  • - формулировка управленческих решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.

Для политики уровня руководства организации цели в области информационной безопасности формулируются в терминах целостности, доступности и конфиденциальности. Если организация отвечает за поддержание критически важных баз данных, на первом плане может стоять уменьшение случаев потерь, повреждений или искажений данных. Для организации, занимающейся продажами, вероятно, важна актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах, а также ее доступность максимальному числу потенциальных покупателей. Режимная организация в первую очередь заботится о защите от несанкционированного доступа конфиденциальности.

На верхний уровень выносится управление защитными ресурсами и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем, поддержание контактов с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.

Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров. Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.

В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и по проведению ее в жизнь. В этом смысле политика является основой подотчетности персонала.

Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень послушания персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний. Вообще говоря, на верхний уровень следует выносить минимум вопросов. Подобное вынесение целесообразно, когда оно сулит значительную экономию средств или когда иначе поступить просто невозможно.

К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией. Примеры таких вопросов - отношение к передовым, но еще недостаточно проверенным технологиям: доступ к Internet (как сочетать свободу получения информации с защитой от внешних угроз? ), использование домашних компьютеров, применение пользователями неофициального программного обеспечения и т. д. Завгородний В. И. Комплексная защита информации в компьютерных системах: учеб. пособие / В. И. Завгородний. - М.: ЛОГОС: ПБОЮЛ Н. А. Егоров, 2001.

Политика обеспечения информационной безопасности на среднем уровне должна освещать следующие темы:

  • - Область применения. Следует специфицировать, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности. Например, касается ли организаций-субподрядчиков политика отношения к неофициальному программному обеспечению? Затрагивает ли она работников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?
  • - Позиция организации. Продолжая пример с неофициальным программным обеспечением, можно представить себе позиции полного запрета, выработки процедуры приемки подобного обеспечения и т. п. Позиция может быть сформулирована и в гораздо более общем виде, как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте. Вообще, стиль документов по политике безопасности, как и перечень этих документов, может быть существенно различным для разных организаций.
  • - Роли и обязанности. В «политический» документ необходимо включить информацию о должностных лицах, отвечающих за проведение политики безопасности в жизнь. Например, если для использования работником неофициального программного обеспечения нужно официальное разрешение, то должно быть известно, у кого и как его следует получать. Если должны проверяться дискеты, принесенные с других компьютеров, необходимо описать процедуру проверки. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.
  • - Законопослушность. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.
  • - Точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно "точкой контакта" является должностное лицо, и это не зависит от того, какой конкретный человек занимает в данный момент данный пост.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным сервисам. Она включает в себя два аспекта - цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть гораздо детальнее. Есть много вещей, специфичных для отдельных сервисов, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что решения, относящиеся к ним, должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне. Приведем несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ при следовании политике безопасности нижнего уровня:

  • - кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом? - при каких условиях можно читать и модифицировать данные?
  • - как организован удаленный доступ к сервису?

При формулировке целей политика нижнего уровня может исходить из соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но она не должна на них останавливаться. Ее цели должны быть конкретнее. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только работникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию. В более общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и осмысленные действия с ними.

Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем детальнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими мерами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей, вероятно, их придется часто пересматривать. Руководству придется найти разумный компромисс, когда за приемлемую цену будет обеспечен приемлемый уровень безопасности, а работники не окажутся чрезмерно скованы. Обычно ввиду особой важности данного вопроса наиболее формально задаются права доступа к объектам.

Чтобы сделать изложение более конкретным, рассмотрим политику обеспечения информационной безопасности гипотетической локальной сети, которой владеет организация.

В сферу действия политики обеспечения информационной безопасности попадают все аппаратные, программные и информационные ресурсы, входящие в локальную сеть предприятия. Политика ориентирована также на людей, работающих с сетью, в том числе на пользователей, субподрядчиков и поставщиков.

Целью организации является обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности данных, а также их полноты и актуальности. Более частными целями являются:

  • - обеспечение уровня безопасности, соответствующего требованиям нормативных документов;
  • - исследование экономической целесообразности в выборе защитных мер (расходы на защиту не должны превосходить предполагаемый ущерб от нарушения информационной безопасности);
  • - обеспечение безопасности в каждой функциональной области локальной сети; - обеспечение подотчетности всех действий пользователей с информацией и ресурсами;
  • - обеспечение анализа регистрационной информации;
  • - предоставление пользователям достаточной информации для сознательного поддержания режима безопасности;
  • - выработка планов восстановления после аварий и иных критических ситуаций для всех функциональных областей с целью обеспечения непрерывности работы сети; - обеспечение соответствия с имеющимися законами и общеорганизационной политикой безопасности.

Распределение ролей и обязанностей.

Перечисленные ниже группы людей отвечают за реализацию сформулированных ранее целей.

  • - руководитель организации отвечает за выработку соответствующей политики обеспечения информационной безопасности и проведение ее в жизнь; - руководители подразделений отвечают за доведение положений политики обеспечения информационной безопасности до пользователей и за контакты с ними. - администраторы сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для проведения в жизнь политики обеспечения информационной безопасности.
  • - пользователи обязаны работать с локальной сетью в соответствии с политикой безопасности, подчиняться распоряжениям лиц, отвечающих за отдельные аспекты безопасности, ставить в известность руководство обо всех подозрительных ситуациях.

Нарушение политики обеспечения информационной безопасности может подвергнуть локальную сеть и циркулирующую в ней информацию недопустимому риску. Поскольку наиболее уязвимым звеном любой информационной системы является человек, особое значение приобретает воспитание законопослушности сотрудников по отношению к законам и правилам информационной безопасности. Случаи нарушения этих законов и правил со стороны персонала должны рассматриваться руководством для принятия мер вплоть до увольнения.

индивидуальной, зависимой от конкретной технологии обработки информации, используемых программных и технических средств расположения организации т.д.

Перед тем, как приступит к изложению материала введем некоторые
определения, чтобы избежать путаницы.
В этой главе под "системой" мы будем понимать некоторую
совокупность субъектов и объектов и их отношений между ними.
Субъект - активный компонент системы, который может явиться
причиной потока информации от объекта к объекту или изменения состояния
системы.
Объект - пассивный компонент системы, хранящий, принимающий
или передающий информацию. Доступ к объекту подразумевает доступ к
содержащейся в нем информации.
Основу политики безопасности составляет способ управления доступом,
определяющий порядок доступа субъектов системы к объектам системы.
Название этого способа, как правило, определяет название политики
безопасности.
Для изучения свойств способа управления доступом создается его
формальное описание - математическая модель. При этом модель должна
отражать состояния всей системы, ее переходы из одного состояния в
другое, а также учитывать, какие состояния и переходы можно считать

безопасными в смысле данного управления. Без этого говорить о каких-либо свойствах системы, и тем более гарантировать их, по меньшей мере некорректно. Отметим лишь, что для разработки моделей применяется широкий спектр математических методов (моделирования, теории информации, графов, автоматов и другие).

В настоящее время лучше всего изучены два вида политики безопасности: избирательная и полномочная, основанные, соответственно на избирательном и полномочном способах управления доступом. Особенности каждой из них, а также их отличия друг от друга будут описаны ниже.

Кроме того, существует набор требований, усиливающий действие
этих политик и предназначенный для управления информационными
потоками в системе.
Следует отметить, что средства защиты, предназначенные для
реализации какого-либо из названных выше способа управления
доступом, только предоставляют возможности надежного управления
доступом или информационными потоками.
Определение прав доступа субъектов к объектам и/или
информационным потокам (полномочий субъектов и атрибутов объектов,

присвоение меток критичности и т.д.) входит в компетенцию администрации системы.

Читайте также: