Что позволяют компьютеры проектировать конструкторам

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кравченко Инна Анатольевна, Обертас Ольга Георгиевна

Обосновывается необходимость овладения и использования современных компьютерных технологий для представления творческого замысла, идеи и концепции дизайн-проекта . Показано, что повышение уровня проектной культуры и грамотное использование мультимедийных средств позволяют варьировать и оперативно управлять свойствами дизайн-проекта , осуществляя ретрансляцию творческого замысла дизайнера на уровень понимания заказчика, что в целом способствует коммерческой успешности проекта.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кравченко Инна Анатольевна, Обертас Ольга Георгиевна

Использование информационных технологий в процессе дизайн-проектирования Формирование навыков владения компьютерной графики как условие подготовки конкурентоспособного специалиста-дизайнера Компетентностный подход в обучении студентов-дизайнеров компьютерной графике Интерактивный дизайн и дисциплина «Цветографические преобразования в проектной культуре» i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Using the computer technology in design engineering

In this article the author described the necessity of mastering and using modern computer technology for presenting a creative idea and concept of the design project . Also he demonstrated, that we can vary and efficiently manage the properties of the design project , implementing retransmission of creative idea of designer at the level of customer understanding by the increasing the level of design culture and smart using multimedia . All of this generally contributes to the commercial success of the project.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения компьютерных технологий в дизайн-проектировании»

Кравченко Инна Анатольевна, Обертас Ольга Георгиевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

К вопросу применения компьютерных технологий в дизайн-проектировании

Обосновывается необходимость овладения и использования современных компьютерных технологий для представления творческого замысла, идеи и концепции дизайн-проекта. Показано, что повышение уровня проектной культуры и грамотное использование мультимедийных средств позволяют варьировать и оперативно управлять свойствами дизайн-проекта, осуществляя ретрансляцию творческого замысла дизайнера на уровень понимания заказчика, что в целом способствует коммерческой успешности проекта.

Ключевые слова и словосочетания: компьютерные технологии, компьютерная графика, мультимедиа, дизайн-проект, проектная культура.

Компьютерные технологии давно и прочно обосновались в нашей жизни. Все большее количество людей используют разнообразные компьютерные программы. Трудно представить себе сферу, где компьютеры не использовались бы. Одним из наиболее заметных и востребованных направлений компьютерных технологий является компьютерная графика, завоевавшая в последние годы множество различных областей, таких, как кинематография, реклама, архитектура и дизайн.

Сегодня огромное количество высших и средних учебных заведений, а также образовательных центров предлагают обучение различным программам векторной, растровой, трехмерной графики, компьютерного черчения. В чем же причина такого интереса к компьютерным технологиям? Вероятнее всего, в четкости и понятности представления информации, ее фотореалистичности, а также в возможности легко вносить изменения на любом этапе проектирования.

Значительный сегмент рынка компьютерной графики сегодня занимает так называемая интерьерная и архитектурная визуализация. Сейчас довольно сложно встретить строительную фирму, архитектурную или дизайнерскую компанию, не использующую возможности компьютерных технологий [6]. Возможность увидеть будущий дом или квартиру во всех деталях еще до начала строительства предоставляется заказчику

повсеместно. Фотореалистичная визуализация фактически стала стандартом отрасли.

В Научно-техническом энциклопедическом словаре дается следующее определение:

Компьютерная графика (от англ. computer, лат. computare — «считать, вычислять») - это изображения, полученные с использованием компьютера и компьютерных программ. Изображения могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации (анимированных объектов).

Как же появился в арсенале современного дизайнера этот сложный, но столь необходимый инструмент?

Фактическим началом эры компьютерной графики стал проект электронного компьютера «Вихрь» Массачусетского технологического института в 1951 г. Этот проект стал основой для разработки средства преобразования данных, полученных от радара, в наглядную форму.

Уже в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия началась активная разработка программного обеспечения различной направленности. С появлением разнообразных пакетов программ, облегчающих процесс создания изображений, текстов, чертежей и интерфейсов, ситуация на рынке компьютерной графики коренным образом изменилась.

В 1964 г. корпорацией IBM по заказу компании «Дженерал моторс» была разработана компьютерная система для конструирования автомобилей. Проект получил название DAC-1 (аббревиатура от Design Augmented by Computers — конструирование с помощью компьютера). Система DAC-1 легла в основу разработки современных программ компьютерного черчения.

В конце 70-х годов в компьютерной графике появились новые возможности: вывод больших массивов данных, устойчивое, немерцающее изображение, впервые стала возможной активная работа с цветом. Однако, несмотря на бурное развитие программного обеспечения, полученное изображение скорее напоминало чертеж. Ни о какой фотореалистичности не было и речи.

Наиболее знаменательным событием в области компьютерной графики стало создание персонального компьютера: в 1977 г. компанией Apple был создан Apple-II.

К концу 80-х годов программное обеспечение имелось практически для всех сфер применения: от комплексов управления до настольных издательств. Хотя акцент сдвинулся в сторону создания, обработки, хранения и передачи сканируемых пиксельных изображений - растровой графики.

В 90-х годах прошлого века окончательно исчезли различия между компьютерной графикой и обработкой изображения. Кроме того, появилась совершенно новая возможность - работа с видео и аудио.

В 1995 г. завершилось формирование среды мультимедиа (multi -много, media - способ, средство, среда существования) в виде, знакомом нам сегодня как сеть Интернет [5].

Безусловно, с развитием компьютерной техники и технологий появилось множество различных способов создания и обработки графических изображений. Но не стоит переоценивать возможности компьютера - это всего лишь инструмент, каким бы совершенным и необходимым он ни был. Компьютер только облегчает работу человека с графическими изображениями, но не создает их.

С внедрением компьютерной графики во все сферы нашей жизни произошел качественный скачок, изменение в массовом сознании - инструмент превратился в окно, через которое можно заглянуть в новую реальность. Посредством мультимедиа материальный мир сообщается с миром информационным [4].

Все сильнее проявляется влияние нового средообразующего фактора нашей жизни - человеческого сознания, погруженного в информационную среду. Эта среда - виртуальная реальность.

Виртуальная реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный; лат. realis — действительный, существующий) — моделируемый техническими средствами образ искусственного мира, передаваемый человеку через генерируемые компьютером имитации ощущений [1].

Для мира, создаваемого компьютерными средствами, абсолютно равноценны как возможные, так и невозможные в реальной жизни объекты. Их сложность, разнообразие и взаимодействие ограничиваются только замыслом дизайнера. Виртуальные объекты пластичны и легко трансформируются, могут появляться или исчезать в сцене по желанию управляющего ими разработчика [8].

Тот факт, что в творческий процесс включается принимающая сторона, особенно важен. Заказчик проектного решения становится соавтором и активным участником проектируемого события, не только погружающимся в виртуальную реальность, но и изменяющим ее.

Потому особенно важно, чтобы компьютерные технологии, будучи успешно внедрены в сферу дизайна, создавали необходимость построения такой художественно-упорядоченной среды, которая станет максимально достоверной для воспринимающего ее потребителя.

Мультимедийность, являясь логическим этапом развития «инструментального» использования компьютера, открывает новые возможности дизайн-проектирования.

Но насколько компьютерные технологии применимы совместно с традиционной методикой дизайн-проектирования?

На подготовительной стадии компьютерные технологии дают возможность обращения к электронным версиям периодических изданий со всего мира, сбора аналогов и референсов для выработки актуального концептуального решения, профессионального общения между дизайнерами на форумах различных веб-ресурсов. Быстрое решение возникающих при проектировании проблем посредством форумов сегодня является неотъемлемой частью повседневной работы дизайнера. Составляющая мультимедиа - сеть Интернет, с помощью которой возможны вышеперечисленные действия, является незаменимым источником информации, неотъемлемым полезным ресурсом, помощь которого в профессиональной деятельности сложно переоценить [3].

На стадии проектирования, когда происходит создание, изменение и оттачивание образа, компьютерные технологии позволяют вывести процесс разработки проекта на качественно новый уровень путем использования специализированных графических редакторов [8]. Крайне актуальна в процессе проектирования возможность создания или получения библиотек текстур, материалов и 3d-моделей для выполнения архитектурной или интерьерной визуализации в программах компьютерной графики.

На стадии презентации и доработки результатов работы дизайнера средства мультимедиа помогают разработчику оперативно связываться с заказчиком. Такой подход позволяет привлекать заказчика непосредственно к процессу проектирования, вносить изменения в проект в его присутствии, добиваясь большего соответствия выбранной идее, что усиливает коммерческую привлекательность проекта.

Таким образом, мультимедиа играют в современном дизайне тройственную роль: объекта, средства и среды проектирования [7].

При этом роль разработчика, автора проекта значительно возрастает. В последние годы особенно актуальным стал вопрос грамотной разработки творческого замысла, идеи, концепции проекта. Сегодня можно наблюдать множество проектов, выполненных на хорошем или даже отличном графическом уровне, но с ошибками. Такой красиво представленный

проект часто не жизнеспособен на предмет воплощения его в жизнь. В результате некомпетентности разработчика страдают заказчики, ведь владение программами компьютерной графики не делает разработчика дизайнером. И, наоборот, грамотные проектные решения, выполненные без должного знания программы компьютерной графики, как правило, не востребованы современным рынком дизайнерских услуг [2].

Эта ситуация выявляет противоречия, возникающие из-за несогласованности двух основных аспектов современного дизайна. С одной стороны, компьютерные технологии совершенствуют и многократно ускоряют использование традиционных методов проектирования, а с другой - слабое владение программами 3d-графики обедняет результат, ведь такой проект лишается способности отражать замысел разработчика, подает креативную дизайнерскую идею в невыгодном свете.

Решение этой проблемы, вероятно, состоит в том, чтобы ввести в собственную творческую лабораторию дизайнера средства компьютерного моделирования реальности на высоком уровне владения программными средствами. Тогда мультимедиа существенно облегчат процесс свободного оперирования идеями и образами, возникающими у разработчика в процессе создания дизайнерского проекта. Эскизы, варианты решения и фрагменты и модели сцен, воспроизводимые в мультимедийном пространстве, должны перестать быть для дизайнера враждебной средой, отчужденной реальностью [8].

Творчество, поддержанное новейшими методами компьютерного проектирования, может облегчить и значительно активизировать творческий поиск. Свободное владение компьютерными технологиями позволит воображению дизайнера активно генерировать новые идеи, а также моделировать сложные процессы и ситуации, используя весь разнообразный арсенал средств мультимедиа. Так, например, ставший необычайно популярным в последние годы световой дизайн возможно достоверно изобразить только с использованием программ трехмерного компьютерного моделирования. При этом дизайнер остается суверенной творческой личностью, использующей компьютер в качестве инструмента, помогающего синтезировать интересные художественные решения.

При всех несомненных плюсах в компьютерных технологиях есть некоторые отрицательные моменты. Чтобы в полной мере использовать преимущества, которые дает владение программами компьютерной графики, необходимо потратить немало времени на их изучение. Кроме того, нужно понимать основы освещения и фотографирования, а также владеть редакторами растровой графики для выполнения постобработки.

Для работы с новыми видами дизайна также необходимы дополнительные знания и навыки. Уже сегодня дизайн насчитывает огромное количество видов. Традиционные виды дизайна, такие, как промышленный и графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, web- дизайн (от англ. web - паутина, сеть), постоянно дополняются. Относительно недавно появились информационный и интерактивный дизайн, книжный дизайн, экодизайн, футуродизайн, световой и звуковой дизайн и др.

Повышение уровня проектной культуры и грамотное использование мультимедийных средств позволят сохранить первичность креативной идеи разработчика по отношению к технологиям реализации проекта. Компьютерные технологии, помогающие в решении концептуальных, функциональных и технических задач, могут стать ретранслятором творчества дизайнера, усиливающим эмоциональное воздействие дизайнерского замысла на потребителя и способствующим коммерческой успешности проекта.

1. Большая актуальная политическая энциклопедия / под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. — М.: Эксмо, 2009. — 412 с.

2. Глазычев В.Л. Проектная картина дизайна / В.Л. Глазычев // Теоретические и методологические исследования в дизайне. - М.: Шк. культ. полит, 2004. - С. 195 - 220.

3. Лонтани П.В. Веб-серфинг в дизайн-проектировании / П.В. Лонтани // Третий научный форум дизайнеров: сб. материалов. - М., 2011. -С. 64 - 67.

4. Розенсон И.А. Основы теории дизайна / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.

5. Соловьева В.В. Компьютерная графика для художников и дизайнеров. История компьютерной графики: учеб.-метод. пособие / В.В. Соловьева, П.С. Черенков, Г.Б. Черкез. - Нальчик, 2001. - 39 с.

7. Яцюк О.Г. Культурологический аспект компьютерной виртуальности: мультимедиа как современный этап генезиса технических искусств / О.Г. Яцюк // Вопросы культурологи. - 2008. - №1. - С. 70 - 77.

8. Яцюк О.Г. Мультимедиа: становление новой проектной культуры / О.Г. Яцюк // Вопросы культурологи. - 2008. - №1. - С. 35 - 39.

Не секрет, что строительство – одна из самых консервативных сфер. Причин тому множество – слишком большое число участников процесса, слишком высокие затраты на внедрение изменений, слишком мало людей, готовых обучаться и перепрофилироваться. Однако, несмотря на все эти «слишком», XXI век ставит перед фактом – в эру диджитализации ни одна отрасль не может противиться наступлению технологий. Как они меняют строительство, расскажет коммерческий директор Trimble Solutions Россия Денис Купцов.

Строительство является одним из крупнейших сегментов мировой экономики, в котором ежегодно расходуется около 10 трлн долларов США и занято 7% трудоспособного населения планеты.

По данным исследования McKinsey, потенциал автоматизации рабочих мест в так называемых непредсказуемых сферах составляет от 25 до 67%. Это в том числе относится к строительной отрасли и таким работам, как производство замеров, создание чертежей и их перевод в рабочую документацию.

Весь цикл строительства можно условно разделить на три больших стадии:

Первый и очень важный этап, от качества исполнения которого во многом зависит успех всего строительства, его сроки и объемы затрат. Именно здесь внедрение технологий способно принести максимальную пользу, значительно увеличив производительность и сократив расходы на последующих стадиях.

Из чего состоит здание? Из фундамента, стен, кровли, перегородок, инженерных систем и многого другого. Когда речь идет о проектировании, необходимо не просто сделать чертежи каждого элемента, но и полно и в срок предоставить весь массив данных по ним другим участникам процесса – например, информацию о том, что в железобетонных панелях в определенных местах должны быть отверстия для электрики. Все еще существующий бумажный формат давно устарел: подготовка простых чертежей, внесение в них изменений, согласование и передача исполнителям требуют значительного времени и усилий. Поэтому одной из ключевых технологий, быстро завоевавшей популярность и доказавшей свою эффективность, стала технология информационного моделирования, или BIM. Создаваемая с помощью специальных IT-приложений многомерная BIM-модель здания не просто показывает, как оно будет выглядеть, а несет в себе полные сведения обо всех элементах конструкции – их размерах, материалах, особенностях монтажа и эксплуатации – учитывая буквально каждый кирпич и проводок.

По данным исследования «Конкуратор», в России именно проектировщики первыми оценили внедрение данной технологии, благодаря которой более чем на 30% снизилось число ошибок, до 100% выросло количество обнаруженных и устраненных пространственных коллизий, на 20-30% ускорился процесс проектирования, в три раза сократилось время, необходимое на подготовку рабочей документации.

Неоспоримым преимуществом является и тот факт, что при использовании цифровой модели, все участники строительства могут участвовать в поиске оптимальных решений еще на этапе проектирования.

На этом этапе компании-подрядчики занимаются созданием деталей и систем для проекта. В строительстве есть такое понятие, как RFI– request for information, или запрос дополнительной информации. Производители часто задают проектировщикам уточняющие вопросы, а в случае недостатка информации считывают чертежи с бумаги или pdf формата так, как получается. Это нередко приводит к необходимости переделок, а значит, и к дополнительным расходам и увеличению сроков выполнения работ. Согласно исследованию KPMG, с 10%-м отклонением от бюджета за три года были завершены лишь 31% строительных проектов, от первоначального срока – всего 25% проектов.

Решением снова становится BIM. Информационное моделирование позволяет создавать модели с определенным уровнем детализации (LOD– level of development). Чем выше показатель, тем более ясна производителям даже самая сложная задача.

Еще одна инновация, которая приходит на помощь на этапе производства, – это префабрикация, технология, по которой создаются модули, которые потом, как конструктор, собираются непосредственно на стройке. С ее помощью изготавливаются фасадные панели, предварительно смонтированные инженерные системы, некоторые элементы конструкций и др. По данным компании Bryden Wood, до 30% задержек в строительных проектах связаны с низкой производительностью, отсутствием материалов, недостатком информации о конструкции и нехваткой рабочей силы. Работа с композитными компонентами, технологией префабрикации и BIM-моделями позволяет решить эти проблемы.

Процесс непосредственного возведения зданий и сооружений сегодня наименее диджитализирован. По данным статистики университета Беркли, полный цикл стройки можно разделить на три составные части: 30% занимает производство, 30% – логистика и 40% – ожидание. Последнее связано с тем, что данные, необходимые для перехода стройки в активную фазу, распределены между множеством участников, а их передача затруднена. Поскольку любой застройщик заинтересован в сокращении сроков работ (а с ним и расходов), на первый план выходят задачи уменьшения фазы ожидания, повышения актуальности информации и ускорения обмена ею между исполнителями.

Здесь одной из самых востребованных инноваций является облачное управление проектами. С его помощью можно отслеживать и корректировать график выполнения работ; подключать к реализации проекта роботов; контролировать текущее состояние дел, используя лазерное сканирование и сравнивая полученные данные с моделью; использовать доступ к модели через мобильные консоли для сверхточных монтажных работ; координировать действия специалистов на площадке в режиме реального времени. Применение данной технологии позволяет ускорить работу за счет предоставления каждому участнику доступа к приложению, где легко добавить свежую информацию или получить нужные сведения в удобном формате, чтобы быстро принять решение. Благодаря этому, производительность может вырасти с 30 до 50%.

Одним из примеров успешного использования вышеупомянутых технологий, включая BIM и облачное управление проектами, может служить Олимпийский стадион в Баку. Он был создан в соответствии с международными стандартами для стадионов, установленными УЕФА. На проектирование и строительство отводилось всего 18 месяцев. Соблюсти жесткие сроки позволил прогрессивный подход к моделированию. Несмотря на то, что основные участники процесса находились в разных городах – проектировщики в Нью-Йорке, специалисты инженерных систем в Стамбуле, сама стройка в Баку, – использование информационных моделей и облачного управления проектами позволило не только сдать объект в срок, но и выполнить 13 000 000 человеко-часов безаварийной работы с начала строительства.

Еще один пример – проектирование и возведение одной из отечественных АЭС, где затраты на информационное моделирование составили 18 млн рублей, а экономия за счет сокращения сроков работ и оптимизации технологических процессов – 1,687 млрд. Кстати, планировалось применять BIM-системы для ювелирных работ по восстановлению пострадавшего в пожаре собора Нотр-Дам де Пари. Так технологии XXI века не только создают совершенные инженерные объекты будущего, но и служат сохранению наследия прошлого.

Благодаря стремительному развитию науки и техники невозможно представить современное общество без широкого использования в различных сферах деятельности людей компьютера.

ВложениеРазмер
publikatsiya.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ТВОРЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ.

Благодаря стремительному развитию науки и техники невозможно представить современное общество без широкого использования в различных сферах деятельности людей компьютера.

Фактически безграничные возможности таит в себе использование компьютера и при подготовке творческих проектов. Его можно использовать по-разному. Во-первых, он может быть информационно-справочной системой, во-вторых - инструментом при разработке проекта. Для школы это — изготовление инструментов и приспособлений, используемых в учебных мастерских, мебели, учебного оборудования для предметных кабинетов и т.д.

Компьютер следует использовать и как инструмент при разработке проекта. На проектировочном этапе работы можно воспользоваться программой, помогающей создавать конструкцию изделий путем изменения взаиморасположения форм и размеров деталей и т.д. Таким путем на мониторе создается образ будущего изделия в виде эскиза или технического рисунка. Затем его распечатывают и используют в работе.

В этом направлении серьезную работу ведет Е.М.Муравьев, профессор кафедры технологии Шуйского госпедуниверситета.

Используя программу 3D MAX Studio, учащийся может реализовать любые мечты по построению графических моделей. Изготовленный проект может быть представлен в любой обстановке и ситуации – в группе по интересам, при показе демонстраций или презентаций и даже как иллюстрация к дипломной или научной работе, что значительно повысит качество разработки.

Программа 3D MAX Studio позволит «заглянуть в будущее» своего проекта. Проектант сможет заранее увидеть в трехмерном изображении, в разных позициях, при различном освещении и даже в движении, какой будет его работа по завершении, изобразить ее в мельчайших подробностях – с фоном, цветом всего проекта или его отдельных составляющих, что в проекте стоит изменить или доработать и так далее, а также посмотреть, как она будет гармонировать с окружающей средой.

Помимо этого программа позволяет экономить время и расходы на материалы, из которых будет изготовлено изделие, поскольку по заранее составленному проекту можно оптимально рассчитать, сколько древесины, лакокрасочных, клеящих и отделочных материалов необходимо для его реализации. А главное, учащийся на начальной стадии увидит, к чему он должен стремиться в ходе своей работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт.


Методика использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии

Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с эт.


«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЬЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ИТОГОВАЯ РАБОТА по про.


Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно назвать область человеческой деятельности, в которой не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.


Урок – игра по технологии с использованием современных компьютерных технологий 5 класс

Урок – игра с использованием современных компьютерных технологий применяется для закрепления знаний в занимательной форме по курсу технологии (девочки) за 5 класс.

- дать представление об основном оборудовании для практического применения компьютерных программ.

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, логическое мышление, память;

- формировать у учащихся отношение к творческой деятельности как занятию, повышающему интеллектуальный уровень личности.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, ответственность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, инициативность и творческое отношение к делу;

- воспитывать любознательность и интерес к предмету, культуру поведения, речь.

Оборудование и материалы: Мультьмедийный проектор, компьютер, творческие проекты учащихся, презентация урока «Использование компьютерных программ в подготовке документации».

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод учебных дискуссий.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная; индивидуальная.

Урок усвоения новых знаний.

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности (Слайд 3) .

1. Что такое резюме по дизайну?

2. Назовите основные критерии дизайн-спецификации.

3. Какие проблемы решаются в ходе выполнения поисково-исследовательского этапа творческого проекта?

4. Для чего используется техническая документация? Что она включает?

5. А как вы думаете, возможно ли выполнить проект, не используя возможности компьютера?

6. Какие вы знаете компьютерные программы?

А как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Любое производство, от шариковой ручки до современного самолета, невозможно без предварительной разработки технической документации, прежде всего чертежей изделия и проектной спецификации. Подготовка современной проектной технической документации немыслима без использования компьютерных программ.

Поэтому тема нашего урока «Использование компьютерных программ в подготовке документации».

4. Восприятие и первичное усвоение нового учебного материала

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей (Слайд 4) .

Метод художественного проектирования помогает достичь такие цели, как формирование информационно-коммуникационной обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.

Художественное проектирование – это процесс конкретного решения проектной задачи с применением анализа объекта, разработка концепций, вычисления конкретных целей, проведения операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.) разработки проектной документации (Слайд 5) .

Художественное проектирование (дизайн) основывается на использовании средств компьютерной графики. Его особенность состоит в том, что оно связано с решением конкретных творческих задач. В реальной жизни необходимы не абстрактные знания о работе того или иного программного инструмента, а практические навыки, позволяющие творчески, в максимально короткие строки, справится с конкретной производственной задачей.

Основными этапами художественного проектирования являются:

- художественно – конструкторский поиск;

- разработка эскизного проекта;

- составление проектно-конструкторской документации;

- изготовление опытного образца и его испытание.

Каждый из этих этапов наряду с традиционной формой представления может быть выполнен с применением компьютера.

Оборудование для практического применения компьютерных программ

Первый в мире компьютер под названием «Марк-1» построен в 1943 году на одном из предприятий фирмы IBM американцемец Говардом Эйкеном с помощью работ Бэббиджа на основе техники XX в. - электромеханических реле (Слайд 6) .

В середине 50-х годов были найдены очень дешевые способы производства транзисторов, появились компьютеры, основанные на транзисторах. Они были в сотни раз меньше ламповых компьютеров такой же производительности.

В середине 60-х годов появились и значительно более компактные внешние устройства для компьютеров, что позволило фирме Digital Equipment выпустить в 1965 году первый мини-компьютер PDP-8 - прообраз персонального компьютера (Слайд 7) .

В 1958 году Джек Килби придумал, как на одной пластине полупроводника получить несколько транзисторов. Тогда была построена схема триггера из дискретных германиевых элементов.

Чуть позже Роберт Нойс изобрел более совершенный метод, позволивший создавать на одной пластине и транзисторы, и все необходимые соединения между ними. Такие электронные схемы стали называться интегральными схемами или чипами (Слайд 8) .

Изобретение интегральных схем стало главным шагом на пути к миниатюризации компьютеров. В дальнейшем количество транзисторов, которое удавалось разместить на единицу площади интегральной схемы, увеличивалось приблизительно вдвое каждый год.

В 1968 году фирмой Intel был выпущен первый компьютер на интегральных схемах, а в 1970 году она начала продавать интегральные схемы памяти. Так появился первый микропроцессор Intel-4004, который был выпущен в продажу в конце 1970 году

В начале 1975 года появился первый коммерчески распространяемый компьютер Альтаир-8800, построенный на основе микропроцессора Intel-8080 (Слайд 9). Несмотря на такие недостатки, как маленькая оперативная память (всего 256 байт), отсутствие клавиатуры и экрана, его появление было встречено с большим энтузиазмом. Впервые же месяцы было продано несколько тысяч комплектов машины. Покупатели снабжали его дополнительными устройствами: монитором для вывода информации, клавиатурой, блоками расширения памяти и т.д. Вскоре эти устройства стали выпускаться другими фирмами.

В конце 1975 года Пол Аллен и Билл Гейтс создали для компьютера «Альтаир» интерпретатор языка Basic, что позволило пользователям достаточно просто общаться с компьютером и легко писать для него программы. Это облегчило обращение с компьютером и стало еще одной вехой на пути к популярности ПК.

В качестве основного микропроцессора компьютера был выбран новейший тогда 16-разрядный микропроцессор Intel-8088. Его использование позволило увеличить потенциальные возможности компьютера, так как новый микропроцессор позволял работать с 1 Мбайтом памяти, в отличие от всех имевшиеся тогда компьютеров, которые были ограничены 64 Кбайтами. В компьютере были использованы и другие комплектующие различных фирм, а его программное обеспечение было поручено разработать небольшой фирме Microsoft (Слайд 10) .

В августе 1981 года новый компьютер под названием IBM PC был официально представлен широкой публике (Слайд 11) .

Со времени появления первого персонального компьютера прошло совсем немного времени - чуть больше 30 лет, а компьютерная индустрия развилась и стала одной из основных отраслей экономики многих стран. Невозможно представить современную жизнь без компьютера. Он служит для множества целей - начиная с воспитания и обучения детей и заканчивая контролем над важнейшими военными объектами. Трудно переоценить роль, которую играет ЭВМ в нашей жизни. Компьютерные разработки ведутся и по сей день, постоянно появляются новинки, которые позволяют усовершенствовать электронный мозг.

Вот основные характеристики одного из современных персональных компьютеров - MacBook Air 17 (Слайд 12) .

Принтер ( англ. Printer, от print — печать ) — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящейся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу или полимерную плёнку, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы (Слайд 13) .

Основные типы принтеров – струйный и лазерный.

Принтер — это высокотехнологичное устройство печати, созданное в первую очередь для работы с компьютером. Принтер предназначен для преобразования информации, хранящейся в вычислительном устройстве, из цифровой формы в аналоговый вид для доступного понимания этой информации пользователем и последующего долговременного её хранения.

Пло́ттер или Графопострои́тель (от греч. γράφω — пишу, рисую),— устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке (Слайд 14) .

Связь с компьютером графопостроители, как правило, осуществляют через последовательный порт, параллельный порт, SCSI-интерфейс и Ethernet . Некоторые модели графопостроителей оснащаются встроенным буфером (размером 1 Мбайт и более).

Многофункциональное устройство

Многофункциональное устройство (МФУ) — устройство, сочетающее в себе функции принтера, сканера, факсимильного устройства, копировального модуля. Эти функции могут присутствовать в стандартной комплектации устройства или же некоторые из них могут добавляться к базовому устройству опционально (Слайд 15) .

Компьютерные программы, применяемые в подготовке документации

Уже в 5-м классе школьники должны знать источники и носители информации, способы её поиска, а в дальнейшем - уметь использовать компьютер для выполнения необходимых расчётов, получения данных, в частности, о технологии обработки конструкционных материалов, сборки изделий, выполнения швейных изделий, приготовления кулинарных блюд и т.д., овладеть системой автоматического проектирования (САПР), позволяющей значительно экономить учебное время на конструирование и моделирование. Работа на компьютере также является дополнительной положительной мотивацией в обучении.

Чтобы идти в ногу со временем, учащиеся должны овладеть основами компьютерной грамотности, иметь представление о наиболее распространённой в настоящее время операционной системе, уметь работать в Windows, уметь работать в компьютерных программах, в частности Word, Excel, Paint, CorelDRAW, AdobePhotohop, а также использовать знание компьютера, полученное на уроках и кружках информационных технологий, для экономии времени при освоении теоретической части разделов технологии и выполнения практических работ на должном уровне.

Текстовый редактор Microsoft Word позволяет редактировать и формировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы, диаграммы. С её помощью можно создавать различные документы (письма, отчёты, инструкции), делать поздравительные открытки, календари (Слайд 16) .

Электронные таблицы Microsoft Excel служат для обработки больших массивов числовых данных, позволяет автоматизировать все процессы, связанные с табличным представлением информации, производить сложные вычисления (Слайд 17) .

С помощью электронных таблиц можно выполнять различные статистические расчёты, найти себестоимость изделия на услуги, рассчитать энергетическую ценность дневного рациона питания, инструкционные карты последовательности построения чертежей и т.д.

При помощи графического редактора Paint можно редактировать изображение, иллюстрировать дидактические материалы, пояснительные записки к проектам, составлять схему вышивки, вязания, бисероплетения, создавать эскиз орнамента для ткани, ковров, обоев; разработать и начертить план насаждений на пришкольном участке; выбрать цветовое решение помещений, вариант расстановки мебели, создавать фрагменты лоскутной пластики и т.д. (Слайд 18) .

Разработка графических эскизов позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования и нормативных документов (ГОСТов) и носит уже не исследовательский, а конструктивно-поисковой характер. Вырабатывается ряд конкретных эскизных предложений по конструкции, компоновке дизайна будущего изделия выбираются программные средства и методика работы. Среди наиболее удобных для подготовки эскизов компьютерных программ в первую очередь необходимо перечислить редакторы CorelDRAW и AdobePhotohop.

Редактор векторной графики CorelDRAW – одно из самых распространенных программных средств современного художника – проектировщика. С его помощью можно создавать так называемый фирменный стиль, открытки, фрагменты образовательных продуктов, схемы, иллюстрации, верстку и многое другое (Слайд 19) .

Графический редактор CorelDRAW представляет собой интегрированный объектно-ориентированный пакет программ для работы с векторной графикой. Термин “интегрированный пакет” означает, что входящие в него программы могут обмениваться данными или последовательно выполнять различные действия над одними и теми же данными, что обуславливает многофункциональность пакета. Термин “объектно-ориентированный” означает, что в процессе создания и изменения изображений все операции пользователь производит с объектами, представляющими собой иерархическую структуру и составляющими целостное изображение. При этом каждому стандартному классу объектов присущи уникальная совокупность управляющих параметров и перечень стандартных операций.

Редактор растровой графики Adobe Photoshop предназначен для создания изображений, используемых в полиграфии, электронных презентациях, ретушировании фотографий, подготовки плакатов, дизайне сайтов Интернета и др. (Слайд 20) .

КОМПАС-3D LT — это простейшая система трехмерного моделирования для домашнего использования и учебных целей, облегченная версия профессиональной системы КОМПАС-3D. предназначенная для начального освоения САПР. Он поможет тем, кому необходимо научиться чертить и моделировать (Слайд 21) .

На рынке современных программных средств имеются различные компьютерные справочники моделей одежды, энциклопедии моды и каталоги рисунков для вышивки. Они содержат большой объем информации и помогают при поиске информации, необходимой для моделирования разных объектов (чертежей, рисунков, моделей одежды). Это расширяет возможности использования компьютерной техники на уроках в школе или дома. Электронные справочники, представленные на CD-дисках, содержат значительно больше информации, чем журнал или книга. Использование электронных справочников ускоряет поиск необходимой информации.

В последнее время появились такие программные средства, которые помогают не только найти нужную модель одежды за несколько минут, но и получить готовую выкройку по соответствующим размерам. Например, Компьютерный журнал моделей - программное средство, разработанное фирмой ЛЕКО – в каталоге рисунков предлагает выбрать понравившуюся модель, ввести четыре размерных признака (рост, обхваты груди, талии и бедер). Через несколько минут детали выкройки будут распечатаны на принтере. Подобное использование компьютерной техники позволяет за короткое время получить точную выкройку для раскроя изделия (Слайд 22) .

Самая распространённая программа в мире любительской вышивки - PCStitch7 (Слайд 23) .

Относительная лёгкость освоения позволила ей стать программой для широкого круга пользователей. В вольном переводе её девиз звучит так: «Если у вас есть картинка - вы можете её вышить». Т.е., она легко переводит картинку в готовую схему для вышивки.

Значительно быстрее выполняется вышивка с помощью бытовых машин немецкой фирмы PFAFF и шведской фирмы Husgvarna. Подобные машины снабжены вышивальными блоками для автоматической вышивки. В их памяти хранится множество рисунков. Выполнив несложное программирование по выбору и, в случае необходимости, изменению рисунка (пропорциональному увеличению, зеркальному отображению и пр.), можно положиться целиком на умную машину - вышивка будет выполнена с высоким качеством.

Из других компьютерных приложений можно отметить электронное издание «Каталог по вышивке», «Современная энциклопедия моды», «Виртуальный стилист», «Текстильное творчество», «Уроки лоскутного шитья» и др.

Первичная проверка понимания усвоенного материала

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Выберите понравившуюся фразу и продолжите ее:

На уроке я узнала, как использовать компьютерную графику для…

Мне было интересно узнать об истории создания компьютера…

Я лучше представляю теперь компьютерное оборудование и возможности его…

Компьютерные приложения, используемые на уроках технологии, это .

Домашнее задание (Слайд 24)

Составить схему вышивки бисером с помощью одного из графических редакторов .

Читайте также: