Что представляет собой компьютерное меню 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

1. Обучающие (работа в модуле “Средства информатизации”):

  • Дать учащимся представление о компьютерных меню.
  • Познакомить с возможностью запуска программы через главное меню.
  • Ввести понятие “окно”.
  • Обучить запускать программы из меню Пуск.
  • Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна.
  • Научиться вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
  • Развить устойчивость и концентрацию внимания, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Развить память (зрительную и слуховую).
  • Развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, работать по аналогии.
  • Развить умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности.
  • Развить умение работать с ИКТ-средствами, текстом учебника.
  1. Воспитать целеустремленность, умение доводить начатое до конца, волевые навыки.
  2. Воспитать уверенность в своих силах.
  3. Воспитать навыки сотрудничества, взаимовыручки.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Классификация Перовского Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О.:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, диалоговых форм, элементов поисковой деятельности);
б) наглядные (использование различных ИКТ, работу с рабочей тетрадью, учебником);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера в соответствии с темой).

Классификация И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с рабочей тетрадью и учебником, демонстрация зрительных образцов, презентации M.O. PowerPoint, интерактивной доски;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
в) исследовательский метод (использование познавательной задачи, решаемой самостоятельно, при подбое методов, указанных учителем);
г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Классификация Ю.К. Бабанского:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с рабочей тетрадью и учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с тетрадью, учебником, на основе ИКТ-средств, практическая работа на ПК;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практическая работа на ПК;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка домашних работ, оценивание и самооценивание работ учащихся, выставление баллов.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, интерактивная доска и стилусы, презентации PowerPoint (“План урока”, “Главное меню. Запуск программ”), компьютер с программным обеспечением (работа ведется в программе просмотра факсов и изображений, при помощи офисного пакета прикладных программ MO Office), изображение образца, сканированное из рабочей тетради, компьютерный класс для осуществления практической работы по теме.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изучение тем “Рабочий стол”, “Управление мышью”.

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, готовности к уроку, рабочей позы, организация внимания).

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами знакомиться с графическим интерфейсом операционной системы Windows. Интерфейс – это то, что мы с вами видим на экране (мониторе) компьютера. Чем лучше продуман интерфейс (картинка, лицо программы), тем легче пользователю (нам с вами) работать в данной программе.

Итак, план сегодняшнего урока у нас следующий (план урока виден на экране в программе M.O. PowerPoint – приложение 1):

3. Практическая работа по новой теме:

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 2.7, № 16,17 (с.65РТ), дополнительно: № 22б (с.67).

Итак, на прошлом уроке мы с вами изучали… (спрашивает тему) … правильно, содержание рабочего стола компьютера. Это тоже часть графического интерфейса операционной системы Windows.

2. Повторение темы “Рабочий стол. Управление мышью”.

Проверка домашнего задания.

Итак, откройте тетради на с. 64 [4] – проверим ваше домашнее задание – № 13 и 15. Поднимите руки, кому удалось сделать задание самостоятельно. Молодцы! (После проверки выполнения оценивает групповые результаты выполнения домашнего задания).

Тем, у кого домашнее задание вызвало затруднения, я предлагаю сделать проверку:

Проверка выполнения домашнего задания (№ 13 (с.64 РТ) выполняется с помощью интерактивной доски, № 15 (с.65 РТ) проверяется по цепочке). [4]


    Закрепление основных понятий, знаний: показать элементы рабочего стола, назвать самому элементы рабочего стола (ребята демонстрируют знания на изображении рабочего стола через проектор).

Итоги повторения.

Ответы на вопросы о работе мыши (с. 81 учебника) [3]:

Физминутка “Элементы рабочего стола”.

Ребята садятся при назывании элементов рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:

  • лампа;
  • папка;
  • значок;
  • ярлык;
  • часы;
  • строка состояния;
  • панель задач;
  • календарь;
  • значок “Мой компьютер”;
  • мусорная корзина;
  • клей;
  • степлер;
  • блокнот.

Итак, один элемент графического интерфейса мы с вами изучили, переходим к другим.

3. Изучение новой темы “Главное меню. Запуск программ”.

Возвращается к плану урока: теперь мы начинаем изучать новую тему.

Демонстрируется 1 слайд презентации “Главное меню. Запуск программ” (приложение 2).

Откройте § 2.7. на с.82 учебника [3].

Первый абзац прочитывается, выполняется № 22а на с. 66 рабочей тетради [4].

Второй, третий абзац [3] прочитываются детьми, демонстрируется 2 слайд (приложение 2).

Учитель читает 1, 2 абзац на с. 83 [3], выполняет соответствующие действия с помощью главного меню ПК (демонстрация на экране).

Рассматривается картинка на с 83 [3], демонстрируется слайд №3 (приложение 2).


Итоги изучения новой темы.

Слайд № 4 (приложение 2) (при экономии времени записать главное в тетрадь для записей).

А теперь закрепим полученные знания на практике.

Перед тем, как сесть за компьютеры, запишем домашнее задание.

Возвращается к плану урока (приложение 1).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 2.7, № 16,17 (с.65РТ), дополнительно: № 22б (с.67).

Подготовка к контрольной работе (устройства ввода и вывода информации, знание клавиатуры и элементов рабочего стола – § 2.1., 2.3, 2.5.). Дает пояснения.

Практическая работа по новой теме:

Работа ведется самостоятельно, при необходимости даются пояснения, при затруднениях – работа вместе с экраном.

Оценка работы детей по результатам проверки выполнения практической работы за 2-3 минуты до звонка.


Учебная цель: Познакомить учеников с понятием рабочий стол, меню и его видами, использованием меню, программами.

Развивающая цель: Развить умение учиться, использовать полученные знания в практической деятельности. Развить умение работать с ИКТ - средствами, текстом учебника.

Воспитательная цель: Воспитание информационной культуры учеников, которые учатся, внимательности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Цель сегодняшнего урока как можно лучше всего познакомиться с понятием рабочий стол, меню, программа.

Теоретическая часть урока

Рабочий стол.

Компьютер тоже имеет рабочий стол. На рабочем столе расположены ярлыки и пиктограммы.

В нижней части Рабочего располагается Панель задач.

На Рабочем столе всегда размещены пиктограммы «Мой компьютер», « Мои документы», «Сетевое окружение» и «Корзина». На Рабочем столе можно размещать пиктограммы программ, игр, документов и папок, которыми ты чаще всего пользуешься.

Меню и их назначения. Виды меню.

На Панели задач очень важна кнопка Пуск. Она открывает Главное меню, в котором содержатся все программы, установленные на компьютере. С помощью главного меню можно открыть любую программу, которая установлена на компьютере.

Понятие о программе.

Программа – это задание для компьютера. Программу нужно писать специальным языком, понятным компьютеру. Такой язык называется языком программирования. Человек, который владеет языками программирования, называется программистом.

Физкультминутка

Работа за компьютером

Ученики знакомятся с рабочим столом, главным меню и его вызовом, контекстным меню и его вызовом, запускают программу, включают и выключают самостоятельно компьютер.

1) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.

2) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.

1) Займите своё рабочее место за компьютером.

2) Рассмотрите Рабочий стол и убедитесь, что на нём есть значки Мой компьютер, Корзина и Мои документы, а также панель задач.

3) Наведите указатель мыши на кнопку Пуск. Рядом с указателем мыши должна появиться всплывающая подсказка – текст.

4) Найдите Часы на Панели задач. Наведите указатель мыши на Часы. Должна появиться всплывающая подсказка, показывающая установленную на компьютере дату: число, месяц, год. Запишите в тетрадь: время, число, месяц, год.

5) Найдите Индикатор клавиатуры. Запишите в тетрадь на какой алфавит настроена клавиатура.

6) Выберите из списка названия значков, которые всегда находятся на Рабочем столе компьютера.

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

  • программное обеспечение
  • документ
  • рабочий стол
  • указатель мыши
  • меню
  • окно

Программы и документы

Чтобы компьютер мог работать, ему необходимы наборы инструкций — программы. Совокупность всех программ составляет программное обеспечение компьютера.

Обязательная часть программного обеспечения — операционная система (ОС). ОС — это особый пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером.

В настоящее время наиболее распространёнными ОС являются Windows, MacOS и Linux (рис. 7).


Рис. 7

Выясните, какая операционная система установлена на компьютерах, к которым вы имеете доступ в школе или дома.

Конкретные задания (ввод текста, рисование, вычисления и другие) выполняются на компьютере с помощью прикладных программ, или приложений — текстовых редакторов, графических редакторов, редакторов презентаций и т. д. При этом создаются документы — картинки, письма, приглашения, доклады и т. д.

Рабочий стол

Дома у каждого из вас есть рабочий стол. Там вы готовите домашние задания, рисуете, клеите. На своём рабочем столе вы располагаете необходимые для работы учебники, тетради, ручки, карандаши, линейку, ножницы.

Изображение на экране монитора готового к работе компьютера также называется рабочим столом. Рабочий стол может быть однотонным, содержать рисунок или фотографию.

На рабочем столе могут размещаться небольшие картинки — значки. Они обеспечивают быстрый доступ к объектам — различным устройствам и программам компьютера, а также текстам, рисункам и другим документам, созданным с помощью компьютерных программ.

На рис. 8 представлен вид рабочего стола в ОС Windows 7.


Рис. 8

Значок Компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. В Корзину отправляется «мусор» — всё то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера.

На рабочем столе можно раскрывать окна работающих программ.

Как правило, в нижней части рабочего стола располагается панель задач. На ней размещается кнопка Пуск. Кроме того, на панели задач отображается в виде кнопки каждая работающая программа.

Сравните вид рабочего стола на рис. 8 и рабочего стола на компьютере, к которому вы имеете доступ в школе или дома. Найдите общее и укажите различия.

Управление компьютером с помощью мыши

Для работы с программами и устройствами компьютера используются различные графические элементы управления, на которые можно воздействовать с помощью мыши.

Как правило, у мыши две кнопки — левая и правая. Указательный палец у правши располагается на левой кнопке, потому что она является основной. Если с мышью работает левша, функции правой и левой кнопок можно поменять.

Образом мыши на экране является указатель мыши. Обычно он имеет форму стрелки, хотя иногда его форма может быть и другой. На рисунке 9 приведены примеры форм указателя мыши.


Рис. 9

Если, например, указатель имеет форму маленьких песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции.

Если указатель мыши принимает вид перечёркнутого круга, это означает, что выполняемая операция в этом случае невозможна. Подумайте, не встречался ли вам подобный знак в другой ситуации.

Движение указателя по экрану соответствует движению мыши по коврику. Чтобы «нажать» нарисованную кнопку, следует навести на неё указатель, а потом щёлкнуть левой кнопкой мыши — быстро её нажать и отпустить. В момент щелчка в компьютер передаётся информация.

Для того чтобы успешно управлять экранными объектами, нужно уметь выполнять следующие действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок (два быстрых последовательных щелчка);
  • перетаскивание объекта с помощью мыши (перемещение мыши при нажатой левой кнопке).

Если в дальнейшем не будет сказано, какой кнопкой надо выполнить щелчок, речь будет идти о левой кнопке. Если надо использовать правую кнопку, то будем указывать это особо.

О том, какими были первые компьютерные мыши, как они работают, рассказано в материалах электронного приложения к учебнику.

Главное меню. Запуск программ

Очень удобно управлять компьютером, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов — меню. Вам, конечно, знакомо это слово. Меню (перечень всех блюд) ежедневно вывешивается в школьной столовой. Программа телепередач, театральная афиша, оглавление книги — всё это разновидности меню.

Компьютерные меню состоят из команд, которые можно выбирать.

Щелчком на кнопке Пуск (меню Пуск) пользователь даёт команду компьютеру открыть главное меню. На рисунке 10 представлен вид главного меню в ОС Windows 7.


Рис. 10

Для выбора пункта меню следует подвести к этому пункту указатель мыши и щёлкнуть левой кнопкой.

Важный пункт главного меню — Все программы. Щёлкнув на нём мышью, можно увидеть названия программ, установленных на вашем компьютере. Обратите внимание на группу программ Стандартные. Там находятся простейший текстовый редактор Блокнот, графический редактор Paint, текстовый редактор WordPad.

Сравните вид главного меню на рисунке и главного меню на компьютере, к которому вы имеете доступ в школе или дома. Найдите общее и укажите различия.

Чтобы запустить программу, необходимо щёлкнуть на её названии — на рабочем столе откроется окно программы (рис. 11).


Рис. 11

Что можно выбрать в компьютерном меню

Различают (по способу перехода к ним) раскрывающиеся и контекстные меню.

Чтобы открыть раскрывающееся меню, щёлкают на его названии в строке меню. Контекстное (всплывающее) меню какого-либо объекта вызывается щелчком правой кнопкой мыши на этом объекте.

Любое меню содержит список команд, которые можно дать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши. Пункт меню, изображённый серым цветом, недоступен. Если на нём щёлкнуть, ничего не произойдёт.

Рядом с некоторыми пунктами меню имеются дополнительные символы.

Чёрный треугольник-стрелка означает, что данный пункт открывает вход в следующее меню.

Многоточие после пункта означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация.

Флажок («галочка»), стоящий перед пунктом меню, означает, что этот пункт уже выбран (включён). Щелчок на нём позволяет его отключить.

Некоторые пункты меню кроме названия команды содержат обозначения клавиатурных комбинаций. Это означает, что данный пункт можно вызвать не только мышью, но и одновременным нажатием указанных клавиш клавиатуры.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно (рис. 12). Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок и др.

Поле ввода. В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Чтобы начать ввод, надо щёлкнуть в поле кнопкой мыши и после того, как в поле появится курсор в виде вертикальной черты, начать набор. По окончании набора надо нажать клавишу Enter,

Список. Это перечень значений, из которых следует выбрать одно нужное. Элемент списка выбирается щелчком на нём. Длинный список имеет полосу прокрутки.


Рис. 12

Раскрывающийся список. Такой список открывается щелчком на раскрывающей кнопке.

Переключатель. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. При его включении в центре кружка появляется чёрная точка. Включение другого переключателя выключает первый.

Флажок. Он устанавливается или снимается щелчком мышью. Установленный флажок отмечен «галочкой».

Вкладки. Иногда элементов управления бывает так много, что они не помещаются в диалоговом окне. Такие диалоговые окна делят на разделы, называемые вкладками. Каждую вкладку можно рассматривать как отдельную страницу диалогового окна.

Командные кнопки. Все диалоговые окна содержат кнопки. Часто на кнопках написаны команды, например Сохранить или Открыть. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Наиболее часто встречаются командные кнопки ОК и Отмена. Закончив настройку элементов управления диалогового окна, можно щелчком на кнопке ОК дать компьютеру команду ввести в действие сделанные изменения. Для закрытия диалогового окна без внесения выполненных изменений служит командная кнопка Отмена.

Самое главное

Программное обеспечение — это совокупность всех программ компьютера.

Прикладные программы (приложения) — это программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания: ввод текста, рисование, вычисления и другие.

Рабочий стол — это изображение на экране монитора готового к работе компьютера.

На рабочем столе размещаются небольшие картинки — значки, обеспечивающие быстрый доступ к объектам — различным устройствам и программам компьютера, а также текстам, рисункам и другим документам.

Работающая программа занимает на рабочем столе прямоугольную область, которая называется окном. Основными элементами окна являются: строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамка окна.

Взаимодействие пользователя с программами и устройствами компьютера может осуществляться с помощью мыши. Образом мыши на экране является указатель мыши.

Управлять компьютером можно, выбирая нужную команду из заранее заготовленных вариантов — меню.

При выборе пункта меню, в котором за именем команды следует многоточие, открывается диалоговое окно. Оно позволяет передать компьютеру более подробную информацию о сделанном выборе с помощью следующих элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, вкладок, кнопок.


Пункты меню могут выбираться пользователем любым из указательным устройством ввода, предоставляемым электронным устройством.

Содержание

Типы меню

Различают следующие типы меню:

  • по исполнению:
    • текстовое
    • графическое;
    • по функциям:
      • главное меню приложения;
      • всплывающее меню; ;
      • системное меню.

      Элементы меню

      Элементы меню обычно сгруппированы в:

      , которая может содержать

      Таким образом меню образует иерархическую структуру функциональных возможностей приложения.

      Меню в интерфейсе командной строки

      В интерфейсе командной строки меню реализуется перечислением вариантов и предложением ввести символ (слово, число…), означающий желаемый вариант. Например:

      Меню, управляемые указательными устройствами

      В более продвинутых интерфейсах выбор элемента меню может осуществляться «указанием» на его изображение на экране.

      Хотя такие меню могут управляться и горячими клавишами тоже (в специализированных или некачественно сделанных интерфейсах «горячие клавиши» могут отсутствовать), но допускается выбор между элементами меню при помощи клавиш стрелок или указательного устройства ввода.

      Трудоёмкость выбора пункта из меню

      Для уменьшения трудоёмкости выбора пункта из меню указательным устройством ввода выбираемый пункт меню должен значительно отличаться по цвету, фактуре и другим характеристикам от фона и иметь наибольшие возможные размеры (площадь). Меню с «упором» позволяют вслепую сдвинуть курсор к упору и числом нажатий на кнопку выбрать нужный пункт меню. Турбо-меню без «упора» сделать это не позволяют.

      Модернизации классического меню

      • Скрываемые элементы меню (в MS Office 2000 и далее)
        (в MS Office 2007 и далее)

      См. также

      Ссылки

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
      Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
      Эта отметка установлена 30 апреля 2012.
      • Интерфейс пользователя
      • Элементы интерфейса

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Меню (информатика)" в других словарях:

      Читайте также: