Что случилось с винампом

Обновлено: 07.07.2024

О том, что представлял собой первый Winamp, я знаю не понаслышке не только потому, что скачал плеер практически сразу, как он появился в Сети. В те годы я тесно сотрудничал с замечательной компанией «Мультимедиа технологии» и вместе с её ведущим программистом Владом Дмитренко готовил обучающий курс TeachPro Internet (второй нашей совместной работой стала программа TeachPro Internet Trading, из которой затем вырос vCollege).

Джастин Франкель за работой Влада Дмитренко следил очень внимательно и всегда реагировал на появление каждого нового билда. Реагировал, между прочим, с большим достоинством и дружелюбием. Дело в том, что плеер Влада был на голову лучше Winamp’a, потому как, используя те же библиотеки, создавал чуть ли не в три раза меньшую нагрузку на процессор. Франкель это дело знал и писал Владу краткие письма: «Nice work», «Well done» и в том же духе.

Ну а если серьезно, то, конечно, не сошел: Влад просто забросил его развитие, погрязнув в рутине подневольных программерских забот.

В 1998 году Winamp скачали более 15 миллионов пользователей. Программа была donation-ware, однако без всяких подлостей, подковёрной рекламы и лича: Джастин предлагал каждому, кому плеер понравится, подарить ему $10. Иногда выходило под $100 тысяч дохода ежемесячно.

Ладно там сам MP3, с существованием которого копирастическая мафия с годами была вынуждена примириться. Но кросс-платформенная Shoutcast, разработанная в недрах все той же Nullsoft и тесно интегрированная в Winamp?! Каким местом этот рассадник халявной музыки может соединиться с фасадом копирастического Мордора, каковым является AOL при Warner Brothers?

Полагаю, после убийства Winamp придет очередь Shoutcast, который, конечно, не ликвидируют, но всякие глупости про 51 730 бесплатных интернет-радиостанций изведут дустом так, что даже воспоминания не останется. Как в скором времени не останется памяти и о Winamp.

Winamp, который мы потеряли: что случилось с некогда самым популярным музыкальным плеером

Наверное, многие еще помнят о Winamp — он в свое время стоял практически на каждом ПК. Простота в использовании, наличие плагинов, включая графические, качество воспроизведения звука — все это привело к тому, что Winamp стал одним из наиболее популярных плееров, если не самым популярным.

Его история началась в 1997 году, когда американец Джастин Франкель представил альфа-версию своего проекта — WinAMP 0.20a. Но уже через 18 месяцев после выхода программы ее скачало 15 миллионов человек. Это, безусловно, был успех.

Новый MP3-плеер решал главную проблему, которая беспокоила пользователей ПК конца 90-х. Какую проблему? Организацию своих музыкальных файлов (речь об mp3) и их проигрывание. Да, существовали различные программы, включая проигрыватель WinPlay3, но это все было не то. Функциональность у такого софта была минимальна, да и самих плееров были единицы.

Фракель решил разработать собственный плеер потому, что «я всегда делал ПО, которое хотел бы использовать сам», как он говорил впоследствии. А в середине 90-х ни один из плееров не умел создавать нормальные плейлисты, работать со скинами или демонстрировать красивые визуальные эффекты. Те программы, которые хоть что-то умели, были просто огромными. Минималистичность и сегодня отличительная черта плеера Winamp. К примеру, размер установщика для того же Mac до сих пор не превышает объем в 4 МБ.

Winamp, который мы потеряли: что случилось с некогда самым популярным музыкальным плеером

Как и говорилось выше, впервые Windows Advanced Multimedia Products (отсюда и пошло его сокращенное название 0 WinAMP) был представлен миру в апреле 1997 года. Это была бесплатная программа. Чуть позже плеер стал «шароварным», то есть распространялся по shareware-лицензии с ценой в $10. Думаете, никто не платил? На самом деле, платили, и неплохо. Самое интересное то, что у пользователей, которые не хотели отдавать свои кровные за медиаплеер, был доступ абсолютно ко всем функциям программы. Несмотря на это, люди платили, и через некоторое время после того, как Winamp стал популярным, он стал приносить своему создателю по $100 000 ежемесячно. Чеки высылались в компанию по почте.

В дальнейшем разработка плеера велась в рамках компании Nullsoft (ее логотипом стала лама). Команда проекта состояла всего из нескольких человек, энтузиастов своего дела. Их энтузиазм привел к тому, что плеер стал еще лучше, за очень короткий период времени.

В 1999 году компанию и плеер выкупила AOL, заплатив за этот актив целых 100 млн долларов США. Франкель перешел на работу в AOL, будучи уже очень богатым человеком (и это в 20 лет). Кстати, компания Nullsoft получала предложения о покупке и до AOL. До поры до времени разработчики плеера сопротивлялись корпорациям и их предложениям. Но после того, как была озвучена сумма в $100 млн, сопротивляться стало трудно, так что Nullsoft и Winamp все же было решено продать.

Winamp, который мы потеряли: что случилось с некогда самым популярным музыкальным плеером

К сожалению, сотрудничество между создателем плеера и его покупателем не было плодотворным. Франкель хотел совершенствовать программу, исходя из своего понимания качественного продукта. Но корпорация придерживалась несколько иного мнения — для нее главным было получение прибыли. В этом нет ничего плохого, но из-за такого положения вещей работа велась не в том направлении, в котором ее хотели вести создатели плеера. Постоянные административные проблемы, бюрократизация и отсутствие инициативы со стороны руководства привели к тому, что активное развитие плеера прекратилось.

В принципе, некоторое время работа у Франкеля в качестве сотрудника AOL шла неплохо. Но с течением времени Nullsoft преобразовали в корпоративное подразделение со своими задачами. А компании, несмотря на то, что она была куплена AOL, этого не хотелось. В это время для того, чтобы «сделать что-то полезное» руководитель Nullsoft создал Gnutella, децентрализованную систему, где не было главного сервера и возможности полного отключения. Франкель представил свое детище в начале 2000 года, сообщив, что «AOL все же может делать хорошие вещи». И это было действительно так. Тем не менее, внутрикорпоративные проблемы очень мешали структурному подразделению AOL развивать свой продукт.

Практически все компании, которые становились в различное время частью AOL, всегда были на вторых позициях у руководства корпорацией. Компания выделяла основное подразделение (которому отдавала приоритет) и вторичные. Все проблемы решались сначала внутри самой AOL, на что иногда уходило немало времени, а потом уже рассматривались вопросы и запросы подразделений вроде Nullsoft. Еще один отрицательный момент — не самое хорошее отношение жителей США к самой AOL. Она проводила интенсивную маркетинговую кампанию в течении многих лет и успела нажить себе если не врагов, то людей, которые относились к ней негативно. Ну а то, что во время установки плеера пользователи начали получать предложения установить еще что-то, повлияло на популярность самого Winamp.

У самой AOL не было стратегии развития своего музыкального подразделения. А ведь компания могла стать чем-то вроде Pandora или Spotify. У нее были для этого все возможности — музыкальный плеер, библиотека контента, радиосервис, талантливые инженеры. Но не сложилось.

А уже в 2001 году Стив Джобс представил iPod. На то время существовали и другие аппаратные MP3 плееры. Но они не были удобными, и ими пользовались, скорее, от безысходности. А вот iPod был чем-то новым, и это новое оказалось очень удобным. К 2003 году компания Apple продала миллион iPod и открыла iTunes Music Store. В результате многие гики и любители музыки перешли в стан Apple и забыли о Winamp и AOL.

И даже тогда руководство последней не спохватилось. «AOL сделала очень многое для того, чтобы сделать невозможным свое развитие», — заявил один из представителей команды Winamp начала 2000-х. «Больше, чем кто-бы то ни было. Они бюрократизировали любое решение. Хорошие идеи просто умирали». AOL запустила собственный музыкальный сервис, MusicNet. Но ограниченное количество скачек музыки дало возможность Apple вырваться вперед.

Франкель говорил о своей работе в AOL следующее: «Я всегда надеялся, что они оглянутся назад и поймут, что они убивают плеер, после чего начнутся попытки найти более подходящий способ развития. Но AOL, похоже, слишком занята своей собственной внутренней политикой, чтобы делать что-нибудь еще».

Winamp, который мы потеряли: что случилось с некогда самым популярным музыкальным плеером

В 2004 году сотрудники компании Nullsoft, которые стояли у истоков, решили покинуть ее, и заняться чем-то другим. Тем не менее, в 2009 у плеера еще оставались преданные пользователи — и немало. Целых 70 млн человек продолжали работать с плеером, слушая любимую музыку под интересные визуальные эффекты (плагинов к тому времени было очень много). Тогда, в 2004, незадолго до увольнения Франкель написал несколько строк о своих впечатлениях от сотрудничества с AOL на своем сайте: «Для меня программирование — форма самовыражения. Компания контролирует наиболее эффективные средства самовыражения, которые у меня есть. Это неприемлемо для меня, как для индивидуальности, поэтому я должен уйти».

Новая история Winamp

После ухода основателя Nullsoft AOL почти перестала заниматься плеером. Нет, программа обновлялась и даже получала все новых пользователей. Так, в 2007 году плеером пользовались 90 миллионов человек. Это на 30 миллионов больше, чем на момент покупки Nullsoft. При этом разработкой Winamp занималась небольшая группа программистов из 6 человек. Какой-либо стратегии развития не было, или она была нежизнеспособной.

Спустя некоторое время руководство все же обратило внимание на эту проблему и приняло решение активнее заниматься развитием Winamp. Внезапно оказалось, что у плеера есть не только англоязычные пользователи, но и представители многих других языковых групп. В итоге было решено осуществлять техническую поддержку пользователей из Германии, Польши, России, Франции. Кроме того, в AOL обратили внимание на то, что называется сегодня «фримиум моделью». Основной функционал был вполне рабочим, но вот «плюшки» приходилось докупать.

Winamp, который мы потеряли: что случилось с некогда самым популярным музыкальным плеером

в 2010 году появилась Android-версия проигрывателя. Годом позже была выпущена и Mac-версия. Спустя несколько лет было заявлено, что поддержка Winamp прекращена. Ряд СМИ написал, что «Winamp — всё». К счастью, это оказалось не так, плеер еще держится на плаву и вполне успешно. На данный момент количество пользователей Winamp составляет 30 миллионов человек. Это по-прежнему очень много, и понятно, что плеер отнюдь не умер. С момента выпуска Android-версии пользователи установили это приложение более 19 млн раз.

Компания AOL сейчас не является владельцем Winamp. Все активы были выкуплены Radionomy в 2014 году. А еще год спустя, в декабре 2015 года 64% акций Radionomy выкупила компания Vivendi S.A.R.L. Текущие владельцы утверждают, что Winamp и SHOUTcast стали одними из самых значимых их активов. Несмотря на то, что Winamp не обновляется уже несколько лет, есть возможность того, что это все-таки произойдет.

А сам Winamp могут выкупить прежние владельцы, во всяком случае, об этом идут разговоры. Как бы там ни было, а плеер далеко не мертв, он продолжает существовать. Хотя, наверное, это вопреки а не благодаря обстоятельствам.

Александр

Александр Кузнецов | 21 Ноября, 2013 - 17:40 Плеер Winamp был представлен в 1997 году, его разработали студенты Джастин Фрэнкел и Дмитрий Болдырев. Позже они основали компанию Nullsoft, которая занималась поддержкой проекта. В 1999 году Nullsoft была куплена за 80 миллионов долларов компанией AOL.

Winamp 0.20

Популярности Winamp способствовало распространение пиратских mp3-файлов на файлообменниках и компакт-дисках. В девяностые годы сложно было найти компьютер, на котором не установлена эта программа. Благодаря встроенной опции снижения битрейта Winamp воспроизводил музыку даже на тех компьютерах, мощностей которых не хватало для работы с другими плеерами. Возможности плеера расширялись с помощью модулей, который мог писать любой желающий, лучшие из них добавлялись на официальный сайт. Среди модулей были: плагины для воспроизведения файлов различных форматов, в том числе видео, плагины для вывода звука (через звуковую карту, запись потока на жесткий диск, микширование треков), DSP-эффекты для дополнительной обработки звука (лимитеры, питч-шифтеры, анализаторы), плагины общего назначения (будильники, скачивальщики обложек) и эффекты визуализации звука. Модули подключались просто — нужно было лишь поместить DLL-файл в папку с программой.

Winamp 2.95

Люди с художественными навыками могли попробовать свои силы в создании обложек для Winamp. Даже выпускались специальные программы, упрощающие этот процесс: нужно было загрузить картинку, которая разрезалась и упаковывалась в формат обложки .wal.

SkinAmp

Самое крупное и заметное обновление Winamp получил в третьей версии, он стал настоящий медиа-комбайном: у него появился новый интерфейс, занимающий почти весь экран, библиотека и окно для выбора плейлистов. Пользователям эта версия не понравилась, и разработчики решили пойти на компромисс — полностью переделали плеер и выпустили Winamp 5.0, в котором сочетались возможности третьей версии и простота второй. После выхода пятой версии Winamp почти не развивался, прошло десять лет, а он выглядит как раньше и не умеет ничего нового.

Winamp 3

Изначально Winamp распространялся бесплатно, затем появился платный вариант с дополнительными возможностями: поддержкой видео формата H.264, копированием дисков и кодированием mp3 без ограничений. В AOL пытались сделать из Winamp «всеядный» плеер. Главное его предназначение — играть музыку, но он научился воспроизводить видео, копировать треки с дисков и кодировать их в сжатые аудио-форматы, записывать диски, показывать телеканалы с TV-тюнера, работать с потоковым вещанием, в нем даже есть веб-браузер.

Winamp 5

При этом Winamp не превратился в страшного монстра. Все лишние функции можно легко отключить, обложку поменять на классическую, и вот — перед нами старый знакомый, простой как Winamp 2.

Winamp 5

Можно точно сказать, что именно погубило Winamp, — развитие музыкальных сервисов и собственный десятилетний застой. Возможно, в AOL попытались, но не смогли придумать, как заработать на тех, кто слушает пиратские mp3. Да это и невозможно, такие люди за музыку не платят. Впервые слухи о закрытии проекта Winamp появились в 2004 году, когда из Nullsoft ушли основатели проекта, несогласные с политикой AOL. Тем не менее, в AOL продолжили развивать плеер: в 2010 году был выпущен Winamp для Android, а в 2011 году — приложение Winamp Sync для OS X.

Жаль очень жаль :( очень хорошая програмка

Хорошая была в свое время! но не жаль совершенно! поскольку наверное ей уже давно ни кто не пользуется! у меня jetaudio и очень давно

Очень хорошая програмка? была когда то-да. 3 года последних точно о ней даже и не вспоминал! Ну и ниче что закрыли, давно пора..плеер буду честным-никакой

Хороший был плеер, пару лет назад на aimp перешел, а про винамп даже и забыл. Ребята молодцы, но все есть, как есть, и его больше не поддерживают.

Да лан вам, винамп умер после перехода с 2.хх на более навернутые версии. Появилось куча ненужного и тяжелого гумна.

Cool, после второй версии "умер". С компами с 1986 года. Знаю что говорю. На маке сижу давненько ужо. :) но был ХОРОШ.

Никогда мне не нравился.

На винде пользовался, нормальный был.
На Маке айтюнс замечательно работает

AIMP победил, аимп лучший)

Очень давно не пользовался winamp, я думал его давно уже не поддерживают, ну вот и пришла пора его закрыть, жаль конечно, в свое время был хорош, но уже нет

Хороший в свое время был плеер!
Но сейчас могу смело сказать — закрывается — туда ему и дорога!))

Пользовался им только когда купил первый комп в 2006 году. Потом ушел на JetAudio и MediaMonkey. В конечном итоге стал пользоваться AIMP с первых релизов. Лучший плеер на сегодня.

Он умер давно)) аол пытался поддержать в нем жизнь, но в конце концов стало ясно что он никому не нужен. Пользовался им когда-то 2.х версией, тогда он был нужен

ТрЪ пацаны сидят на foobar2000

А мне жалко:( Удобный он! Бывает мешается что то из его модулей, ну так это ничего. - закрыть можно)
Удивительно, с возможностями АОЛ, и не придумать чонить новое.

Пользуюсь АИМПом с первой бета версии..
винамп это как винил — любим(зачеркнуто), помним, скорбим.

А сколько радости и горя было пережито под музыку из винампа. Столько всего связано именно с этой программкой. Грустно, хоть и не пользуюсь им уже лет 7. Скоро он станет историей. R. I. P.

Туда ему дорога

как всегда..
сначала появляется проект, созданный энтузиастами. замечательный, удобный.. потом какой-нибудь гигант это дело отмечает, скупает, навешивает кучи рекламного барахла или убого встраивает в свои собственные монстроподобные неповоротливые разработки.
в результате проект потихоньку начинает загнивать, затухать и его за ненадобностью закрывают..

вот так глобализация убивает лУчшее, что есть на этом свете

эпоха Вин Ампа прошла. R.I.P.

Для меня умер с появлением музыки в вк и мегабитным интернетом.

Он останется в наших сердцах, а WMP как был фуфлом так и останется им, очень жалко Winamp, как говорится "ни что не вечно под луной"

Вообще пох, как пользовался так и буду пользоваться.

Пока до 2006 года сидел на ОКНЕ,пользовался только JetAudio,после перехода на Mac мне хватает встроенного Тунца. в любом случаи он гораздо лучше нежели тот же WMP. Туда и дорога не поворотливым проектам.

Программа была хорошей,но в своё время

Несколько лет был моим единственным используемым mp3-плеером и дома и на работе, но это было давно.
RIP

Спасибо за статью, молодость вспомнил. Старый я стал. :)

Отличный плеер. До сих пор им пользуюсь.

Собственно не вижу трагедии, ибо его по прежнему можно будет скачать и поставить, и будет работать. до сих пор пользуюсь и буду пользоваться, смысла менять работающую программу мне удобную не вижу ни разу. Как и многие другие программы в своих порбабл версиях кочуют с операционки на операционку, с компа на комп, и работают делая все что от них требовалось как и раньше

Да винамп уже давно умер,не помню когда последний раз им пользовался,уже давно AIMP стоит на ноуте)))

Отличная вещь была в свое время, очень радовала. Но с приходом Айпода и Айтюнса, стала невостребованной. Сейчас же вообще большинство музыки в онлайне слушают и покупают, популярность пропала, вот и закрыли ее ребята. Я млею, любую новость переведут в собственное русло, и обязательно, обязательно! — не забыть упомянуть, что foobar лучше. Это несомненно очень важно, особенно учитывая факт, что плеерами нынче пользуются лишь на просторах постСССР, все остальные предпочитают облачные сервисы, itunes и казуально-встроенный windows media player. Все.
Но фубар луууучше (с)
Детский сад.

Совершенно МЕРЗКО читать эти комментарии. Winamp лучший аудио проигрыватель с 2000 года пользуюсь и буду пользоваться. Для компьютера лучше проигрывателя нет, все кто пишут что "он устарел и туда ему дорога" при этом упоминают другие проигрыватели типа тунца что бы выпендиться бездари. Winamp простой, быстрый, удобный он как тотал командер которому нет замены ни в винде ни в маке, я не сомневаюсь что эти же щенки бы тяфкали что finder лучше они же тяфкают что ios 7 лучше. Winamp легендарный и гениальный.

Да, winamp был хорош на старых компах.
Но с выходом 3 версии, лидером стал foobar2000.
А об актуальности фара, коммандера или иных старых программ, можно поспорить.

В октябре 2018 года вышла новая версия когда-то мегапопулярного проигрывателя Winamp, интерфейс которого знаком, вероятно, всем, кто имел дело с компьютерами на рубеже 2000-х и в последующие годы. Появилось множество альтернатив, в чем-то превосходящих «народный медиаплеер», однако слово «Winamp» на постсоветском пространстве стало практически именем нарицательным. Правда, мало кто знает, что во время создания проигрывателя развернулась целая драма с участием российского программиста Дмитрия Болдырева и американца Джастина Франкеля.

Содержание

Альтернативная история Winamp


Альтернативная история описывает все несколько иначе. В ней создателем Winamp называют именно российского разработчика, который в 1997 году выпустил программу MacAmp для компьютеров Apple. К 1999 году она, по данным некоторых источников, стала самым популярным MP3-плеером для Macintosh.

Болдырев посчитал, что неплохо было бы охватить и аудиторию Windows-пользователей, тем более опыт в создании разнообразного ПО к тому времени, несмотря на молодой возраст, у него накопился достаточный.

выходная мощность 90 мВт (при 16 Ом), 5—60000 Гц TFT 320 x 240, поддержка карт памяти, BT экран 2.8" сенсорный 240 x 320, поддержка карт памяти, время работы 4 суток 4 часа

Встреча студентов

Встреча Болдырева и Франкеля состоялась в 1997 году в Университете Юты, в одной из аудиторий, где учились парни. Джастин интересовался тогда компьютерной графикой, Дмитрий же называл себя олдскульным кодером. Между ними быстро завязалась дружба, Болдырев показал новому приятелю MacAmp и предложил написать его аналог для Windows. Зачем? Единственным плеером, который мог проигрывать MP3 в режиме реального времени без декодирования, на этой популярной ОС был WinPlay3, разработанный во Fraunhofer IIS. Программа не умела ничего лишнего — никаких эквалайзеров, создания списков и других примочек, только воспроизведение.



На тот момент Дмитрий проживал в США около пяти лет — его родители, которых он называл выдающимися учеными, иммигрировали в страну в начале 1990-х. Именно положение «понаехавшего» впоследствии якобы и стало причиной конфликта между молодыми программистами. Точнее, помогло избавиться от студента из России. «Таких легко надурить», — написал позже Дмитрий. Молодой человек признавался, что ни капли не смыслил в бизнесе, а отец Джастина, юрист, воспользовался этим моментом (он был советником и финансовым директором вскоре основанного 18—20-летними парнями предприятия).

«Понаеху» отправили в черный список

Франкель-старший помог студентам на старте их проекта. Абсолютно сырой тестовый WinAMP 0.2 появился в апреле 1997 года, чуть позже вышел MacAmp, а стабильная версия плеера для Windows стала доступна в мае.


Оперативно была основана компания Nullsoft, единоличным владельцем которой называют Джастина. Начиная с этого момента Дмитрий упоминается все реже, авторство Winamp незаметно переходит к семье Франкелей, а Nullsoft заряжает $10 за копию проигрывателя (начиная с версии 1.5). Это противоречило идеям Болдырева, видевшего плеер как бесплатную программу для всех.


По словам Дмитрия, новая компания активно изучала конкурентов, засылая «шпионов» в Napster в дни ее становления. Изнутри они изучали бизнес-процессы и получали информацию о технических тонкостях работы. Это привело к созданию силами Nullsoft децентрализованной файлообменной сети Gnutella, пришедшей на смену закрытой из-за скандала с группой Metallica платформы Napster. Стоит отметить, что к тому времени AOL поглотила Nullsoft за $80 млн (разные источники упоминают суммы до $100 млн), однако к тому моменту стартап уже избавился от Болдырева, отправив его в черный список.


«Джастин был единственным разработчиком, только он имел доступ к исходному коду», — заявил в начале 2000-х Роберт Лорд, один из руководителей Nullsoft, который был хорошо знаком с обоими создателями Winamp. Избирательной амнезией страдают и некоторые другие бывшие сотрудники этой компании.

«Франкель лжец, он не изобретал Winamp»


Продажа Winamp виделась создателям плеера по-разному. Франкель узрел в этом возможность получить средства, чтобы, вероятно, развивать другие проекты, оставаясь при этом главой Nullsoft. Болдырев же считал, что AOL, которая находилась в процессе слияния с Time Warner, просто хотела убить MP3-плеер, чтобы тот не продвигал полюбившийся пиратам формат музыки. Но в любом случае, утверждает Дмитрий, с ним никто не советовался, да и сделка прошла без его участия. В 2004 году Болдырев перестал сдерживаться и рассказал «всю правду».


«Правда в том, что Джастин не изобретал Winamp. Франкель на самом деле лжец, но он заплатил мне за молчание», — признался в 2004 году Дмитрий. По его словам, отстаивать свои права он не мог из-за отравления, с последствиями которого мужчина боролся на протяжении нескольких лет.


Болдырев намекает на тех, кто мог стоять за отравлением, однако со стороны кажется, что программист просто столкнулся со стрессовой ситуацией, с которой не справился.

беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 20-20000 Гц, кабель 2.2 м

It really whips the Llama's ass

Не все так просто оказалось даже с талисманом Winamp и легендарной фразой «It really whips the Llama's ass» в исполнении радиоведущего и артиста озвучки JJ McKay (коротенький трек был записан еще в 1997 году). Официальная версия: ее придумал Франкель, вдохновившись творчеством Уэсли Уиллиса и конкретно песней Whip the Llama’s Ass.

Версия неофициальная: запоминающийся слоган предложил друг Дмитрия, которого он называет Тима. Кто это, не уточняется, однако Болдырев пишет, что Тима обеспечивал серьезную поддержку проекту после его старта: «Джастин, наверное, совсем забыл об этом».

Досталось и разработчику серверного ПО стримингового сервиса SHOUTcast Тому Пепперу. «Да ладно, ты получил $10 млн за размещение сайта и простенькое серверное приложение», — негодовал Дмитрий, испортивший отношения со всеми теми американцами, с которыми пытался работать при создании популярного плеера. Каковы были реальные причины, мы не знаем.

Провал WinaMP3

Однако Джастин точно так же остался у разбитого корыта (если не считать, конечно, полученных денег): в AOL пришелся не по душе запуск оупенсорсной платформы Gnutella, а позже пресса стала называть Франкеля «самым опасным в мире гиком». К тому же вектор развития плеера был направлен в непонятную сторону. Джастин как-то заявил: «Я надеялся, что в какой-то момент до них дойдет, что они убивают Winamp и найдут выход. Но все слишком погрязли во внутренней политике». Проблемы с корпоративной стратегией признавали и в руководстве AOL.

Лучше не стало и после релиза полностью переписанного WinaMP3: он не поддерживал плагины и скины Winamp 2, и пользователи попросту начали игнорировать новое поколение проигрывателя. Не помогла даже восторженная рекламная кампания. Разработчики вернулись ко второй версии и перенесли в нее наиболее популярные «фичи» из третьей, а в 2003-м выпустили Winamp 5, сочетающий в себе особенности обоих поколений плеера. Позже популярности ему добавила возможность синхронизации с iPod, так как iTunes тех времен «бесил пользователей».

Конфликты между Nullsoft и AOL, а также разное видение прогресса привели к тому, что в 2003 году Франкель покинул компанию. За ним последовала и команда разработчиков, а Winamp вступил в новую эпоху.


Фотография Дмитрия с сайта LinkedIn. Он ведет достаточно скрытный образ жизни, найти снимки инженера-программиста непросто

Прошла народная любовь

Плеер Winamp долгое время оставался одним из наиболее популярных медиапроигрывателей, однако его место постепенно занимали другие: программа набирала вес не в лучшем понимании этого слова, она не поспевала за развитием контента и «железа» — все чаще приходилось «танцевать с бубном», чтобы добиться нужного результата. Сейчас в подборках приложений уровня «лучший аудиоплеер для Windows» можно встретить даже Windows Media Player, а вот Winamp упоминается чрезвычайно редко.

Эта история показывает, как много может скрываться за созданием популярнейшей программы: успешная и поначалу удобная, с огромной аудиторией, но при этом с настоящей, хоть и скрытой, «Санта-Барбарой» среди разработчиков.


Очередной владелец бренда, компания Radionomy, выпустила в октябре обновление плеера до версии 5.8.3660, а вот шестой Winamp появится не ранее 2019 года. Что он сможет предложить «эдакого», чтобы отвоевать аудиторию, пока не ясно.

Читайте также: