Что способствовало увеличению объема рабочей памяти человека

Обновлено: 04.07.2024

Часто ли вы отвлекаетесь от основной задачи на постороннюю информацию, не имеющую особой значимости? Если да, то стоит вас предупредить: объем рабочей памяти не безграничен, поэтому, отвлекаясь на ерунду, вы попусту растрачиваете драгоценные ресурсы своего мозга. Психолог и преподаватель Джулия Шоу написала об этой проблеме небольшую статью для Scientific American, в которой рассказала, как функционирует рабочая память, какую роль она играет в работе нашего мозга и насколько объём рабочей памяти зависит от умения игнорировать неважное. Моноклер перевёл её для вас.

Если я назову вслух случайный набор цифр, например, 1593657292759381380473, как вы думаете, сколько из этих цифр вы сможете сразу запомнить?

Магическое число

Некоторые ученые утверждают, что мы способны запомнить примерно семь цифр. Точнее, с тех пор как в 1950-х гг. появилась статья под названием «Магическое число семь, плюс или минус два» (1), многие предположили, что объём рабочей памяти, как правило, включает от пяти до девяти вещей, хотя некоторые ученые утверждают, что их количество на самом деле ближе к четырем (2).

Из этого следует, что, когда ученые говорят о нашей способности сохранять определенное количество элементов в рабочей памяти, эти отдельные элементы могут быть разного размера, сложности и важности. В любом случае, рабочая память невелика, но очень важна.

Рабочая память

Как выясняется, под разные ощущения и чувства отводится разная ёмкость в панели управления. Это означает, что объём того, что вы можете вспомнить, зависит от того, например, рассказывали вам какую-то информацию или показывали. По этой причине важно рассматривать различные типы рабочей памяти отдельно.

Чтобы укомплектовать весь необходимый материал, люди обладают разной способностью держать вещи в рабочей памяти. Эти индивидуальные различия в работоспособности памяти являются важными, поскольку они, как выяснили учёные (3), сильно влияют на такие вещи, как интеллект: в целом, больший объём рабочей памяти приравнивается к большему уму.

Но почему некоторые люди в состоянии держать больше в своей рабочей памяти, чем другие?

Игнорирование чепухи (Не обращайте внимания на мелочи)

К счастью для нас, новое исследование группы ученых из университета имени Саймона Фрейзера проливает свет на то, почему некоторые люди могут быть в состоянии удерживать больше вещей в панелях управления своего мозга, чем другие.

Исследовательская группа под руководством профессора психологии Джона Макдональда и докторанта Джона Гаспара узнала о различиях в зрительной памяти путем записи мозговых волн людей и наблюдения за вещами, на которые они обращали внимание.

Если у вас возник вопрос, почему мы говорим о внимании, напомню, что внимание и память неразрывно связаны между собой. Обращая внимание на объект, вы как бы увеличиваете его в своём мозге, что помогает вам легче его запомнить.

Но сделать что-то более лёгким для запоминания – это лишь один аспект внимания. Фокусировка внимания на чём-либо также означает, что вы игнорируете всю отвлекающую информацию, поступающую из внешнего мира. И именно это – та особенность, на основе которой люди значительно отличаются друг от друга.

В упомянутом исследовании людям, рабочая память которых имела слабые возможности, не удавалось подавить отвлекающую информацию. По словам Джона Гаспара,

Эти данные положительно коррелируют с предыдущими исследованиями ученых (5), которые продемонстрировали, что человеческий мозг использует разные процессы для фокусирования внимания на важных сведениях и подавления ненужной информации.

Таковы объективные данные. Так что проблема не только в том, сколько информации мы можем одновременно держать в нашей памяти, но также в том, сколько информации мы можем держать вне её.

Так что в следующий раз, когда вы обнаружите, что вам трудно вспомнить номер телефона или изображение, просто спишите это на свой рассеянный мозг.

Ссылки на исследования

1. Miller, George A. «The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information». Psychological Review, Vol 63(2), Mar 1956, 81-97.

2. Cowan N. «The magical number 4 in short-term memory: a reconsideration of mental storage capacity». Behav Brain Sci. 2001 Feb;24(1):87-114; discussion 114-85.

3. Nash Unsworth, Keisuke Fukuda, Edward Awh, Edward K. Vogel «Working memory and fluid intelligence: Capacity, attention control, and secondary memory retrieval». Cognitive Psychology: Volume 71, June 2014, Pages 1–26.

4. John M. Gaspara, Gregory J. Christiea, David J. Primeb, Pierre Jolicœurc, John J. McDonalda «Inability to suppress salient distractors predicts low visual working memory capacity». PNAS 2016 ; published ahead of print February 22, 2016.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Гений и безумие через призму нейронауки

Гений и безумие через призму нейронауки

«Эмоциональный предел»: почему для нас смерть нескольких человек - трагедия, а смерть миллионов - статистика

Эволюция и метафорический язык: Роберт Сапольски о нашей способности думать символами

Эволюция и метафорический язык: Роберт Сапольски о нашей способности думать символами

"Контролируемая галлюцинация": три концепции, объясняющие принципы работы мозга и жизни

"Контролируемая галлюцинация": три концепции, объясняющие принципы работы мозга и жизни

Обозреватель: Елена Тулина

Теперь о ненужной информации (о мелочах).

Рабочая память человека отвечает за временное хранение информации. Она также отвечает за выбор поведения в тех или иных обстоятельствах, построение аргументированной речи и пр. Еще один синоним рабочей памяти — кратковременная. Впрочем, некоторые ученые уверены в том, что это — 2 разных вида памяти.


Тренировка рабочей памяти взаимосвязаны с концентрацией внимания. Улучшив рабочую память, человек может успешно не обращать внимания на отвлекающие факторы, успешнее переключать внимание и лучше усваивать устную информацию. Используя методики для развития рабочей памяти, человек успешнее погружается в ту или иную тему, успешнее планирует свое рабочее время и дольше концентрируется.

Как понять, что объем моей рабочей памяти нужно увеличить?

  • Если вы часто забываете сказать, что хотели, после того, как вас перебили.
  • Если вы постоянно ищете кошелек, второй носок и очки.
  • Вы легко отвлекаетесь
  • Вы часто забываете прочитанное.

Так как улучшить рабочую память?

Первое и самое важное — избавьтесь от всего, что вас отвлекает. Ликвидируйте уведомления на телефоне, новостные рассылки, уведомления браузера. Словом, все, что может вас отвлечь от действительно важных дел.

Старайтесь быть организованными. Если пока для вас это слишком, готовьтесь к важным отчетам и встречам сильно заранее. Это позволит несколько раз все проверить заблаговременно. Если в голове сложно держать большой объем информации — записывайте ее и носите с собой блокнот.

Разрозненную информацию старайтесь объединять в блоки. Посудите сами: отдельные числа всегда сложнее запоминать, чем их комбинации.

Высыпайтесь. Сон особенно сильно влияет на рабочую память. Для того, чтобы лучше высыпаться: за пару часов до отхода ко сну выключите ноутбук и телевизор. Проведите это время в кругу близких людей или за чтением.


Приходится ли тебе давать ответ на сложные вопросы, делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.

Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.

Что такое рабочая память и почему это важно?

Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.

Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.

Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.

Что же можно сделать, чтобы сохранить нашу рабочую память способной работать на полную мощность?

Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.

Как натренировать рабочую память.

Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.

Но исследования не подтверждают обещаний компаний, производящих эти продукты. Вместо того, чтобы увеличить ваш интеллект, игры просто делают вас более крутыми в них самих. В реальном мире нет никакой пользы.

Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m, вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а, потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.

Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:

Довольно сложно, да?

Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.

Поэтому если вы хотите увеличить емкость рабочей памяти с игрой dual-n-back, вам надо заниматься ей достаточно долго. Большинство исследователей советуют тратить на неё 25 минут в день, или играть хотя бы через день. Также как вы выделяете время для тренировки своего тела, найдите его и для тренировки мозга.

Для тренировок можно использовать сайт с игрой, на который я поставил ссылку выше, или же скачать одно из множества приложений для смартфона. Поиск тебе поможет.

Медитируй. Медитация не только помогает снизить давление и облегчить депрессию, но также и улучшить рабочую память. Одно исследование показало, что после восьми дней осознанного обучения медитации, рабочая память учеников значительно улучшилась по сравнению с теми, кто не принимал участие в обучении. Другие исследования также продемонстрировали подобные результаты. И для получения пользы сеансы медитации не должны быть длинными. Восьми минут в день достаточно.

Исследователи предполагают, что осознанная медитация улучшает рабочую память усиливая способность быть сосредоточенным на одной мысли, игнорируя при этом другие. Она также снижает беспокойство и стресс, которые, как я указывал ранее, ухудшают когнитивные способности.

Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!

Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.

Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.

Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний. Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон.

Процессор, блокнот, буфер: как устроена рабочая память человека

Мозг человека может избавляться от устаревшей информации и сохранять более значимую. Различные элементы, позволяющие соединять важные данные, полученные ранее, и текущие сведения, взаимодействуют в рабочей памяти. «Рабочая память человека: что бывает, если она не работает» — лекция на эту тему состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу» ВШЭ, поддерживаемого Москино.

Младший научный сотрудник НИУ ВШЭ и МФТИ Никита Отставнов предложил слушателям, собравшимся в парке «Музеон», начать с небольшой тренировки памяти, повторив несколько цифровых рядов и четверостишие Редьярда Киплинга. Во время «разогрева» начался небольшой дождь, но никто из слушателей не покинул аудиторию под открытым небом: одни раскрыли зонтики, другие надели ветровки и плащи.


Никита Отставнов рассказал, что память можно разобрать на когнитивные составляющие — долговременную и кратковременную память. В кратковременной памяти содержатся текущие сведения, которые в зависимости от важности могут попасть в долговременную или забыться. Долговременную память, где хранится важная информация, можно разделить на процедурную и навыковую. Примерами процедурной памяти эксперт назвал вождение и танец. Пределы долговременной памяти до конца не исследованы. В экспериментах, когда людям показывают фото, затем их перемешивают и предлагают разделить снимки на уже показанные и новые, испытуемые справлялись с двумя тысячами и даже десятью тысячами фото. Но данных о возможности работать с бо́льшим количеством фото нет.

В качестве иллюстрации действия механизмов памяти Никита Отставнов привел пример с покупкой продуктов. Покупатель пользуется разными видами памяти. Так, образ продукта и отличие, скажем, мандарина от апельсина, а также дорога до магазина хранятся в долговременной памяти, а текущая цена продуктов — в кратковременной.

Таким образом, покупка продуктов требует взаимодействия разных элементов памяти: список продуктов находится в кратковременной памяти, а средние цены на них — в долговременной. Еще один важный момент: обычно мы рассчитываем примерную стоимость покупки, и, если кассир называет нам цену, отличающуюся от прогнозируемой в бо́льшую сторону, мы начинаем задавать вопросы и требовать сверить результат с ценами, которые мы видели. Если в итоге нам продали яблоки, молоко и хлеб по «правильной» цене, мы забываем ее, но можем запомнить факт попытки завысить цену.

Эксперт пояснил, что данные из кратковременной и долговременной памяти соединяются в рабочей памяти, предназначенной для сопоставления и обработки текущей и прежней информации. Некоторые специалисты считают кратковременную память частью рабочей, Никита Отставнов разделяет эти два вида памяти.

Рабочая память отчасти имеет признаки долговременной, поскольку сохраняет информацию, необходимую в дальнейшей деятельности, а ненужные данные вычищаются, уступая место более актуальным.

В кратковременной памяти информация только хранится, а в рабочей она еще и обрабатывается

Еще одно отличие: кратковременная память едина, а рабочая состоит из отдельных компонентов.

Алан Бэддели, создатель мультикомпонентной модели рабочей памяти, доказал, что рабочая память состоит из разных элементов. Сейчас принято считать, что она включает в себя центральный процессор, или управляющий элемент, координирующий когнитивные процессы и управляющий вниманием, отвечающий за обработку речи, а также визуально-пространственный блокнот (пространственная рабочая память) и эпизодический буфер. В эпизоде с покупкой пространственный блокнот отвечал за то, чтобы человек дошел до магазина, эпизодический буфер — вспомнил, что такое яблоко, а процессор — рассчитал сумму покупки.

Сканирование головы, говорит эксперт, показало, что при запуске рабочей памяти активируются передняя часть лобной коры и теменная кора. Лобная кора ответственна за планирование действий, контроль поведения и выбор слов. Теменная кора задействуется в момент концентрации внимания.

Эти особенности, а также отличие между кратковременной и рабочей памятью выяснились неожиданно: у пациента, страдавшего эпилепсией, удалили из мозга очаг, который, как предполагалось, вызывал припадки. Одновременно был удален и участок, отвечавший за перевод кратковременной памяти в долговременную. В итоге человек забывал все через 2-3 минуты.

Различные нарушения внимания и моторики вызваны нарушениями рабочей памяти. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) мы можем найти неполадки в строении центрального процессора. У таких детей меньше теменная кора, из-за чего им труднее сосредоточиваться, и мозжечок, что приводит к гиперактивности. Такие нарушения могут быть связаны не только с генетикой, развитием плода и развитием ребенка в первые недели жизни, но и с образовательной средой. В школах с большими классами педагогу нужно учить всех, и он не успевает уделить достаточно внимания ученику с СДВГ.

Объем и строение рабочей памяти влияют на успехи в образовании. Выявление проблем порождает поиск методов их исправления и (или) лечения. Нейронаука предлагает стимулировать мозг и его отдельные области, в том числе лобной и теменной коры, слабыми разрядами электрического тока.

Никита Отставнов рассказал об эксперименте, когда одной группе стимулировали обе области коры, другой — только лобную часть, третьей — только теменную, а четвертой — ни одной. Он показал, что стимуляция обеих областей приводит к наиболее существенному эффекту, только лобной коры — к несколько меньшему, только теменной — к несущественному. При этом важно понимать, что электростимуляция или использование специальных фармацевтических препаратов положительно влияют только при нарушениях памяти и на людей с небольшой прилобной корой. Улучшить память с помощью таблеток или стимуляции не получится.

Есть несколько мнемотехник, улучшающих запоминание. Например, рассказал Никита Отставнов, чтобы не забыть, что нужно купить, можно придумать историю с нужными вам продуктами, причем чем абсурднее и страннее она будет, тем лучше запомнится.

Вычеркнуть воспоминания из памяти практически невозможно, но можно их переработать так, чтобы они стали менее болезненными. В частности, переработке воспоминаний помогает творческая деятельность. При этом надо понимать, что вспомнить не значит точно воспроизвести события прошлого, они дополняются какими-то новыми деталями и, напротив, теряют отдельные элементы.

Объем рабочей памяти человека нестабилен: в детстве он небольшой, растет до 25-30 лет, когда достигает максимума, затем снижается. Причем повседневные заботы уменьшают объем рабочей памяти

Главной тренировкой памяти Никита Отставнов назвал резкое ограничение пользования гаджетами, применение которых в текущей деятельности ограничивает активность соответствующих долей мозга. Среди обычных практик для развития и поддержания рабочей памяти он отметил запоминание букв, цифр и слов или, например, упражнение с разноцветными карандашами, когда их выкладывают в определенной последовательности, а затем перемешивают и просят разместить в том же или противоположном порядке.

Еще одним способом улучшения памяти эксперт Вышки назвал запоминание через объяснение информации другому человеку. Необходимость ясно донести те или иные сведения вынуждает глубже изучить их, активизирует работу соответствующих долей мозга.

Читайте также: