Что такое lan турнир

Обновлено: 07.07.2024

Нынче модно рассуждать о том, что многие «контактные» профессии скоро уйдут в небытие. Активно распространяется мнение, что вынужденная самоизоляция покажет работодателям и работадеятелям, насколько удобнее и выгоднее работать удаленно. Подобные речи завелись и в киберспортивных кругах. Как повлияет нынешняя ситуация на индустрию компьютерных соревнований и повлияет ли вообще? Давайте разбираться.

С большими показателями онлайна отгремел ESL One Los Angeles 2020 — Online Championship по Dota 2. И это могло бы означать, что практика проведения крупных LAN-турниров постепенно сойдёт на нет, ведь за финалом в пик активности наблюдало больше 500 тысяч зрителей. Согласитесь, немало. Сразу же пошли комментарии о том, что скоро проводить ланы будет невыгодно, и успеха организаторам офлайн-турниров больше не сыскать.

Я хочу поделиться с вами мнением, что есть несколько причин, почему это не так.

  • Пинг. Говорить не о чем, штука важная. Одним из главных преимуществ LAN-турниров является возможность участия команд со всех концов мира. Онлайн-турнир такого масштаба устроить пока что вряд ли удастся. Единственным выходом на данный момент является деление на региональные лиги. Но, согласитесь, это совсем не то.

К слову о важности пинга, не стоит забывать, что буквально полторы недели назад UNiVeRsE ушел из Ninjas in Pyjamas, потому как не смог тренироваться с командой из-за высокого ms.

  • Часовой пояс. Причина другая, а следствие все то же. Невозможность обеспечить комфортное участие в турнире командам из разных стран.
  • Атмосфера. Кто станет отрицать, что увидеть воочию своих кумиров —важнейшее событие для болельщика. Перевод киберспоривных соревнований полностью (или даже в большинстве случаев) в онлайн приведёт к неминуемому спаду интереса аудитории. Ревущий стадион, единство с «такими же как ты», фирменный мерч, автограф-сессии после матча и т. д. Это неотъемлемые атрибуты любого спорта, и отказываться от этого глупо.

Важно отметить, что переход в онлайн повлечёт за собой очень серьезные экономические просадки в индустрии. Да, с одной стороны, организаторы станут тратить значительно меньше средств на устройство турнира, а спонсорские отчисления могут пойти на увеличение призовых. Но задумайтесь, сколько людей останется без работы. Обратите внимание, как отзывались орги об отмене того же ESL Los Angeles Major, сколько человек лишились работы и зарплаты. Это показательно для нас с той точки зрения, что индустрия разрослась за последние несколько лет и обзавелась своими специалистами. Велика ли вероятность того, что всех их оставят без работы? Нет. Подробнее об экономической стороне можно почитать тут: «Удар по бизнесу или возможность роста — как коронавирус повлиял на киберспорт и игровую индустрию».

Закончить хочу тем, что в этот раз команда Maincast отлично сработала. Аналитики старались вести себя как-ни-в-чем-не-бывало. И тем не менее, все в их поведении говорило, что это скорее вынужденная временная мера, нежели задаток на новый постоянный формат.

Пандемия COVID-19 изменила мир полтора года назад и продолжает влиять. В этих условиях организаторы спортивных соревнований вынуждены отказываться от проведения оффлайн мероприятий в пользу онлайна. Киберспорт не стал исключением, но для него переход произошёл легче, потому что и до пандемии большинство команд выступало на онлайн-соревнованиях. Команды, которые сумели быстро адаптироваться к меняющимся условиям, сделали колоссальный скачок за эти полтора года. Онлайн-формат сгладил разницу между игроками с разным опытом. Таким образом, COVID дал шанс молодым ребятам проявить себя. Что и сделала команда Gambit: пройдя мясорубку онлайн-соревнований и имея хороший опыт, игроки смогли показать свой уровень игры без потерь на эмоции и быстрее перейти из категории Тир-3 в Тир-2, а затем и в Тир-1, выйдя на профессиональный уровень топ-20 команд мира.


Первым делом можно подумать «был бы компьютер и сеть, а где проходит игра — значения не имеет». Однако разница между форматами колоссальная.

LAN- и онлайн-соревнования: разница, которая может повлиять на исход

В мире киберспорта существует два типа турниров по принципу соединения — LAN- и онлайн-соревнования. В первом случае речь идёт об игре по локальной сети. Десятки тысяч зрителей и игроков собираются в зале или на арене, где стоит множество компьютеров. Онлайн-турниры тоже проходят по сети, но не по локальной, а через интернет — игроки соревнуются, не выходя из дома или тренировочной базы команды.

Офлайн болельщики, СМИ, эксперты и партнёры могут увидеть и сравнить чистый скилл команд, находящихся в одинаковых условиях: у игроков будет одинаковая техника (а, значит, читерство исключено), одинаковый пинг и одинаковая дальность серверов. Почему это важно?

Рассмотрим фактор пинга, то есть времени необходимого для отправки информации на сервер и обратно. Представим, что существует некий сервер, который находится во Франкфурте. Если все представленные на чемпионате команды расположены близко к этой локации, и у них хороший интернет, они будут находиться в равных условиях. Но если один участник будет во Франкфурте, а другой — в Иркутске, то у второго возникнет небольшая задержка в соединении. Этот фактор будет ключевым, особенно, если речь идёт о шутерах.

«Отставание картинки, когда разница между пингом 10 и 50 миллисекунд, может стать критичным. Это та самая миллисекундная задержка, которая позволяет выиграть, особенно, если ты снайпер» — объясняет Константин Пикинер — со-основатель и спортивный директор Gambit Esports, легендарный российский игрок в Counter-Strike: чемпион мира и многократный призёр международных соревнований.


Компьютер и монитор предоставляет турнирный оператор. Клавиатуры, мышки и наушники профессиональные игроки всегда привозят с собой — здесь всё привычно. Но особенность LAN-турниров есть в «акклиматизации» к залу, публике. Все геймеры в той или иной степени испытывают давление во время соревнований, но справляются с ним по-разному. Во время онлайн-турнира психологическое давление на игроков ниже, ведь они соревнуются в домашней обстановке на своих собственных компьютерах с предустановленными настройками и программами, многим проще сосредоточиться дома. Но насколько это хорошо для соревнования? Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Эксперты отмечают, что такая атмосфера может расслаблять спортсменов в отличие от турниров на больших аренах с шумной толпой, которая мотивирует и подогревает игроков. В конечном счёте, выигрывают те команды, которые лучше справляются с эмоциями во время ответственного матча.

Константин Пикинер: «Игрокам, которые привыкли выступать на крупнейших LAN турнирах, во время пандемии стало труднее с точки зрения мотивации. Для того, чтобы настроится на нужный лад самым опытным и титулованным киберспортсменам необходимо наличие атрибутов крупного соревнования: большая сцена, тысячи зрителей, захватывающая дух церемония открытия, профессиональные ведущие, накал страстей и ощущение того, что игрок является частью чего-то большого и важного».


Пустые залы и трибуны: как коронавирус повлиял на зрелищность

С приходом пандемии зрительские охваты изменились. Для тех, кто наблюдает за игрой, онлайн-соревнования представляют собой один большой минус. В первую очередь, с технической стороны. Организаторы не раз предпринимали попытки ведения трансляций с камер, установленных перед игроками, но качество картинки хромает, освещение далеко от идеального, а пост-продакшн просто-напросто уходит в лету.

Во-вторых, киберспорт — это ещё и про комьюнити. Сопричастность: общение с единомышленниками и возможность в реале увидеть киберспортсменов, как это было на автограф-сессии Gambit.

И, главное, тысячи зрителей едут на соревнования по киберспорту ради эмоций, которые для одних игроков становятся помехой для победы, а для других — источником вдохновения. Офлайн болельщики, как и в других видах спорта, наблюдают не только красивую игру, но и накалённые нервы, радость побед, горечь поражений, эпические моменты матча, а игроки чувствуют живую поддержку и энергию на стадионе. Только посмотрите, как проходил Чемпионат Мира ESL One Cologne CSGO 2019.

В таких условиях важной движущей силой возможных изменений в киберспорте выступают издатели. Благодаря их поддержке и инициативам, мы сегодня можем стать свидетелями того, как меняется мир кибергейминга. Первой попыткой ответить на коронавирусные ограничения стал чемпионат по Dota-2 в Сингапуре, прошедший несколько месяцев назад. В марте 2021, после 14-месячной паузы, организаторы собрали команды из разных точек земного шара и… разместили их в гостиничных номерах. Улучшить этот формат смогли организаторы недавнего турнира по Valorant в Стокгольме — специально к чемпионату, они построили крутую студию, где игроки смогли наконец увидеть друг друга вживую. Хотя зрительский зал был цифровым, ощущения от стокгольмской игры уже были другими, и победа на этом турнире была дороже — мандраж испытали все команды.

Ставка на киберспорт: поддержка команды и выход на новый уровень

Когда в пандемию команда Gambit выстрелила и резко взлетела в топ, на них совсем по-другому взглянули и топ-спонсоры: генеральным партнером команды стала компания «Лига Ставок» — один из лидеров букмекерского рынка страны.

«Gambit — топ, мы давно и долго следили за киберспортом, и очень рады нашему партнерству именно в период расцвета и доминирования кс-состава. Нам очень нравится аудитория киберспорта — молодые, яркие, активные и талантливые! Битвы, которые устраивает Gambit, по накалу точно круче отдельных традиционных спортивных турниров.

Конечно, мы отмечаем рост объема ставок на киберспорт: зрители болеют за своих фаворитов, верят в их победы, приходят к нам и делают ставки. Благо аудитория киберспорта легко разбирается в простой и понятной механике в нашем моб. приложении или на сайте» — Дмитрий Маневич, директор по маркетингу Лиги Ставок.

Ставки на спорт — это нормально. Как и в любом виде спорта, при выставлении ставки необходимо всегда учитывать несколько базовых моментов:

текущая форма и мотивация игроков

состав команды и ротация

опыт выступлений на чемпионатах

Если у вас есть свои фавориты среди киберспортсменов, но в предстоящем матче они будут находиться дальше всех от серверов, как ни крути, пинг повлияет на исход игры больше, чем профессионализм команд. Это то, что нужно учитывать при выставлении ставок. Сделать ставку можно на:

на победителя матча

на форы по картам (как сеты в теннисе)

на победителя карты

Если турнир проходит онлайн, мы рекомендуем узнать:

состав (не было ли замен)

локацию игроков (находятся ли они на буткэмпе или дома)

дают ли организаторы гарантию честной игры

На коэффициенты может повлиять то, на какой карте будут играть команды в Counter-Strike или каких героев они выберут в Dota-2.

В Dota-2 есть студия аналитики на платформе Twitch, в которой эксперты по ходу игры детально разбирают выбор героев и оценивают шансы команд на победу.

«Сотни тысяч игроков соревнуются в киберспорте, но эмоционально и по скиллу успешных — единицы. Психология в киберспорте — это мегаважно, большая составляющая победы.

На 23 октября — 7 ноября 2021 года запланирован лан PGL Major Stockholm 2021 — семнадцатый турнир серии Major по Counter-Strike в Стокгольме. Призовой фонд турнира — 2 000 000 $. Я надеюсь, что Gambit подойдёт к турниру в отличной форме. Сейчас это лучшая команда СНГ, номер 1 в мировом рейтинге HLTV по CS:GO» — Александр Череватый, ведущий трейдер по киберспорту Лиги Ставок.


В целом, в киберспорте мало информации для любителей. У некоторых команд есть свои сайты, небольшие архивы и даже истории встреч, но эта информация не всегда актуальна, а СМИ всё ещё не уделяют должного внимания кибер-соревнованиям и мало освещают действительно важные моменты. Даже базовая информация о том, какой тренер у той или иной команды, что у него за стиль игры, разрешено ли ему присутствовать и оказывать поддержку команде во время турнира, может оказать решающее влияние на исход матча. Тренеры — это не просто корректоры, а основа игровой системы в команде, и без них всё может рухнуть.

Где и как тренируются киберспортсмены

Психологическая и физическая подготовка имеет решающее значение для выступления на соревнованиях, поэтому, как и в любом другом виде спорта, у команды киберспортсменов должен быть свой тренировочный лагерь. Финансовые возможности разные, но любая кибер-тим стремится найти базу, где было бы всё необходимое для подготовки к матчам: несколько спален, санузлов, спортзал и большая игровая комната. Самым важным при выборе тренировочной базы является, безусловно, скорость интернета (от 100 мб/с до 500 мб/с) и бесперебойное электричество.

Во время тренировок бывают абсолютно разные оппоненты, но чаще всего — топовые европейские команды, т.к. с командами из СНГ Gambit часто встречается на ключевых соревнованиях. Если спортсмены будут проводить вместе и тренировочные матчи, уровень знания друг друга будет настолько высокий, что интерес в соревнованиях пропадёт. Выбор тренировочного противника зависит и от того, с кем и на каких турнирах будут ближайшие встречи. После 7-8 часов тренировок команда проводит работу над ошибками и подводит итоги или вместе смотрит матчи, чтобы найти решения задач.


Команда Gambit работает шесть дней в неделю. Дни, когда игрок вовлечён в игровой процесс, бывают двух типов: турнирный и тренировочный. Тренировочный день начинается с часовой индивидуальной разминки. Далее — командный сбор: обсуждение разных игровых аспектов, постановка задач на предстоящий день, фиксация прошлых ошибок и разбор новых тактик. Основная часть тренировки: разминка, разбор и два блока по 3 часа интенсивных тренировок, где игроки воплощают в жизнь и оттачивают всё, что обсудили в начале дня.

Резюмируя, почему онлайн не заменит LAN:

равные технические условия для всех игроков

исключение читерства и более объективное судейство

качество трансляции и широкие возможности для создания медиа-контента

энергия полного стадиона болельщиков

умение игроков адаптироваться к новым условиям вне зоны комфорта

Можно ожидать, что в ближайшее время все игроки, так или иначе, столкнутся с одинаковыми проблемами, которые вызвал COVID. Он как великий уравнитель — новые игроки ещё не участвовали на ланах, а опытные киберспортсмены за полтора года успели забыть, каково это играть на стадионе, когда за тобой наблюдают десятки тысяч зрителей, затаив дыхание. Одним из таких была церемония открытия Чемпионата Мира 2017 года по League of Legends. За выдающийся графический дизайн организаторы турнира стали лауреатом телевизионной премии «Эмми». Вспоминаем яркие моменты в ожидании новых офлайн турниров.

Для ставок на киберспорт важно знать, где проходит турнир — на LAN или в онлайне. Множество различных факторов могут как помочь игроку показать свой лучший перфоманс, так и сыграть хуже обычного. И понимание этих факторов может помочь вам побеждать на ставках куда чаще.

Чем отличаются LAN и онлайн турниры?

Перед тем, как разбираться в отличиях, нужно разобраться, что под собой кроют термины LAN и онлайн. Термин LAN (Local Area Network) означает, что игроки находятся в одном помещении и связаны локальной сетью, а не играют из дома через интернет.

Большинство LAN турниров проходят на крупных аренах со зрителями и прямыми трансляциями на Twitch ил Youtube. На LAN перфоманс игрока могут влиять непривычные для него стул, стол, комната или просто место проведения турнира.

На онлайн турнирах игроки связаны через интернет и один единый сервер, который находится где-то в другом месте. Игроки также могут находиться где угодно, а играть им придется на своем собственном компьютере и через домашний интернет.

Ставя на онлайн турниры, беттеры могут быть уверены: игроки будут выступать в комфортных условиях на привычных девайсах с привычных компьютеров. На LAN турнирах же, в свою очередь, компьютеры, мониторы и остальные девайсы игроков могут отличаться от привычных, а иногда, пусть и в редких случаях, игроки просто получают дефолтные дейвасы и устройства без права выбрать что-то еще.

Но есть у онлайн турниров и проблемы. Например, пинг (время, которое требуется серверу, чтобы принять информацию от игрока). В зависимости от того, на каком сервере идет игра, и где находятся игроки команд, этот фактор может влиять на игру коренным образом.

Еще несколько факторов, которые нужно учитывать тем, кто хочет ставить на LAN турниры:

В свою очередь, ставя на онлайн турниры, важнее всего помнить про то, где находятся две противостоящие команды. Командам из России и СНГ вроде Natus Vincere и Virtus.pro будет сложнее играть на западноевропейских серверах против, например, mouz или Fnatic, которые базируются в Европе.

Понимание предпочтений игроков

Предпочтения киберспортсменов к разным видам турниров отличается от игрока к игроку. Онлайн турниры позволяют игрокам выступать из своей зоны комфорта: из дома или с буткемпа, где они уже ко всему привыкли и всё настроили под себя.

В свою очередь, на LAN турнирах игрок обязан приспосабливаться как к окружению, так и к оборудованию. Какие-то слетевшие при переносе на другой компьютер настройки или драйвера в играх вроде CS:GO, где важен идеальный аим, могут решить выиграешь ты или проиграешь.

Да, игра из дома менее стрессовая, но иногда этот фактор может сыграть с профессионалами злую шутку. Играя из дома, человек может не быть полностью сфокусированным на игре, слишком расслабиться и, как итог, не показать своей лучшей игры. Арена, заполненная людьми, может зарядить игрока и дать ему дополнительную мотивацию играть лучше.

Анализ выступлений команд на разных турнирах

Из-за того, что LAN турниры часто играются перед шумной публикой, иногда умение команды общаться между собой, невзирая на шум, может стать одним из главных факторов успеха или неуспеха. Серьезные беттеры пред ставками на LAN турниры узнают национальности игроков команды, потому что коммуникация на LAN крайне важна. Да, игроки, сидя в будке, могут видеть мониторы своих тиммейтов, но хорошо выстроенная коммуникация всё еще является краеугольным камнем любой успешной команды.

Команды с игроками разных национальностей могут страдать от этого фактора, потому что большинство игроков будет общаться на неродном для них языке. Это может привести к неразберихе или ошибкам в ключевых моментах матчей. В Dota 2, например, таких интернациональных команд много, но на турнирах вроде The Internaional игры идут в звуконепроницаемых будках, которые почти полностью нивелируют шум толпы.

Также беттерам важно знать, как ведут себя тренеры в различных киберспортивных дисциплинах. Например, в CS:GO тренеры всегда находятся за спинами игроков и имеют право переговорить с игроками во время тактических пауз. В то же время, в LoL или Dota 2 тренеры находятся в кабинке лишь во время стадии драфтов. Это значит что их вклад в тактическую составляющую команды строго ограничен.

Разные турниры играются перед разной публикой. Например, в League of Legends каждый регулярный сезон лиги играется на LAN, но находится место проведения в студии, где игроки выступают перед небольшой по размерам аудиторией. Главный турнир по LoL Worlds Finals всегда проходит на куда больших аренах перед огромным количеством людей.

С давлением сталкиваются все игроки, когда они выступают на профессиональной сцене, но каждый с ним справляется по-разному. На некоторых игроков давление может повлиять серьезно, и они начинают допускать ошибку за ошибкой лишь из-за того, что стоит на кону.

Исследование статистики игрока после допущенной им грубой ошибки может дать вам понимание, как он справится с похожей ошибкой, если допустит её еще раз. Если за важным промах или неудачным разминированием бомбы в CS:GO идёт ухудшение статистики игрока, это скорее всего означает, что он психически слабее остальных. На это беттерам стоит обращать внимание при ставках на LAN турнирах, потому что там давление еще сильнее.

Команды, которые играют в свою игру, несмотря на давление, иногда могут переиграть более сильные команды на LAN ивентах. Если некоторым игрокам сложно играть перед публикой, то другие используют давление в качестве мотивации, которая заставляет их сфокусироваться на игре еще сильнее и, как итог, показать свою лучшую игру.

Почему переезды и расположение турнира — это важно?

Переезды могут серьезно повлиять на игру команды, поэтому об этом серьезным беттерам тоже нужно задумываться. Обычно команды приезжают на турнир заблаговременно, чтобы у них было время акклиматизироваться и пережить джетлаг, потому что если этого не сделать, эти факторы могут поставить крест на чемпионских амбициях той или иной команды. Заранее обычно приезжают все, но бывают исключения у команд с загруженным расписанием, так что это следует держать в уме.

Поиск места, где будет проходить LAN и сравнение места с тем, откуда туда поедут команды, даст информацию, которая вам может пригодиться. Способность игрока приспосабливаться к разным культурам, языкам и даже к местной еде — примеры факторов, о которых беттерам стоит думать перед тем, как поставить.

Из менее очевидного, статистически доказано, что команды, которые играют в родной стране, имеют небольшое преимущество и обычно играют на домашнем турнире лучше остальных. На таких ивентах чаще всего болельщики топят за родную команду, и это вселяет в неё уверенность в своих силах. Также ей просто не нужно тратить время на переезды. Их соперники, в свою очередь могут встретиться с враждебно настроенной толпой, которая может деморализовать игрока и подорвать его уверенность.

Информация в данной статье показывает, как важно понимать, что разные игроки играют лучше на разных видах турниров. Думать, что команды будут играть одинаково на LAN и в онлайне — ошибка, которую допускают многие беттеры. Если же брать во внимание вещи, о которых мы рассказывали выше и заниматься простейшим сбором информации, вы сможете избежать множество ошибок и потенциально обыграть букмекера.

FACEIT

FACEIT

IEM Cologne 2021

IEM Cologne 2021

IEM

IEM

ESEA

ESEA

Valve

Valve

ESL

ESL

Starladder CIS RMR

Starladder CIS RMR

NAVI

NAVI

LAN-турниры

LAN-турниры

Поймет даже твоя бабушка.

Киберспорт – ключевая составляющая CS:GO. Турниры с участием тир-1 команд идут один за другим, призовые фонды постоянно растут, а сильных команд с каждым годом становится все больше.


При этом далеко не все понимают, как устроена киберспортивная сцена. Мы сделали подробный гайд, в котором ответили на базовые вопросы, связанные с киберспортом.

Сколько получают киберспортсмены?

Зарплаты игроков доходят до 35 тысяч долларов. При оценивании игрока учитываются не только его игровые навыки, но и популярность в комьюнити. Но зарплаты – не единственный заработок киберспортсменов. Они также получают почти всю сумму призовых – например, игроки команды Astralis, выигравшей 4 мейджора, за карьеру заработали почти 2 миллиона долларов призовых на человека. Мейджор – самый крупный турнир в CS:GO с призовым 1 млн долларов. Из СНГ-игроков больше всех заработал Флейми – 860 тысяч долларов, на 40 тысяч меньше у Симпла.

Большинство организаций держат зарплаты в секрете, но порой игроки в интервью рассказывают про цифры. Легендарный капитан Зевс говорил, что все игроки Natus Vincere, главного клуба СНГ, получают не меньше 15 тысяч долларов.

В чем разница между онлайн-турнирами и LAN?

На LAN-турнирах команды играют в одном помещении, что уравнивает условия – не возникает проблем с интернетом и исключаются почти все возможности мошенничества.

В онлайне у команд разный пинг (время задержки между сервером и игроком), а на про-сцене даже разница в 20 мс может привести к проигрышу раунда. К тому же никто из игроков не вылетает из-за потери интернета или отключения электричества в доме.

Также на LAN-турнире почти невозможно читерить: все девайсы перед игрой проверяются, игрокам никто не может подсказывать по ходу матча, а после встречи у игроков выборочно берут допинг-пробы.


Если турнир проходит на большой арене, то на результаты также влияют зрители. Неопытным игрокам сложно сконцентрироваться из-за шума толпы, поэтому иногда те, кто отлично проявил себя в онлайне, не могут ничего показать на LAN. Самый известный пример – XANTARES из BIG. В 2019 году на ланах по статистике он выступал на 15% хуже, чем в онлайне. Но именно за невероятную атмосферу и крики фанатов все любят LAN-турниры.

До начала локдауна все тир-1 турниры проходили только на ланах. Более того, NAVI не сыграли ни одного матча в онлайне за весь 2019 год.

Откуда берутся такие большие деньги на призовые?

Призовой фонд мейджоров определяют разработчики игры. На сторонних чемпионатах деньги выделяет организатор соревнования, у которого они появляются из спонсорских отчислений. Например, Intel при помощи ESL инвестировал в киберспорт более 100 миллионов долларов.


Помимо Intel, турниры также спонсируют производители автомобилей, игровой гарнитуры, операторы связи, букмекерские компании, производители энергетиков и другие компании из разных сфер.

Сколько людей приходят на крупные турниры по киберспорту?

Точное количество зрителей на LAN-турнирах неизвестно, но можно узнать приблизительные цифры, исходя из вместительности арен, на которых проходят чемпионаты.

Чемпионат в Кельне – самых популярный турнир, проходящий ежегодно, начиная с 2014 года, зал на нем всегда заполнен. Он ежегодно проводится на LANXESS Arena, вместимостью до 20 тысяч зрителей. Последний мейджор в Берлине проводился на Mercedes Benz Arena с максимальной вместимостью 17 тысяч человек. При этом в зале была свободна примерно четверть мест. Blast Pro Series в Москве проходил в ВТБ-Арене, рассчитанной на 12 тысяч зрителей. При этом в зале было около трети свободных мест.


Для сравнения возьмем показатели из большого спорта. Средняя посещаемость матча НХЛ в сезоне-2018/19 – чуть больше 17 тысяч, матча РПЛ за тот же сезон – почти 17 тысяч человек.

Как попасть на крупный турнир по CS?

Практически на всех турнирах проходят открытые квалификации, на которые может зарегистрироваться любая команда. Большинство отборов проходят на платформах Faceit и ESEA, реже – на CEVO. После открытых квалификаций команда попадает в закрытые, откуда уже проходит на турнир.

На некоторые турниры, такие как Blast Premier и ESL Pro League, нельзя попасть через квалификации. Для прохода на EPL нужно пройти через все дивизионы ESEA:

  • ESEA OPEN – много стаков и полупрофессиональных команд.
  • ESEA INTERMEDIATE – много стаков, изредка встречаются тир-5 команды.
  • ESEA MAIN – изредка встречаются тир-3 команды.
  • ESEA ADVANCED – много тир-3 команд, например DBL Poney, Entropiq, Skade
  • ESEA PREMIER – тир-2 команды, например forZe и BIG.

На Blast можно попасть только через стадию Showdown – туда приглашаются победители региональных чемпионатов, проводимых при поддержке турнирного организатора.

В открытых квалификациях все играют в одной сетке: проигравшие выбывают, победители играют с победителями. Как правило, из открытых квалификаций выходит одна или две команды. Почти всегда в закрытые квалификации проходят профессиональные команды, которые не получили инвайт напрямую.


LAN-чемпионат (в простонародье – просто LAN, или лан) – один из самых любимых форматов проведения чемпионатов на сегодняшний день в киберспортивном сообществе. Это обусловлено не только другими условиями игры, но и энергетикой мероприятия в целом. Считается, что LAN-чемпионат – лучший способ проверить свои силы и умения, однако существующий до сегодняшнего момента миф начинает потихоньку развеиваться. Причина здесь очень простая – глобализация.


Раньше, примерно до 2006 года LAN-чемпионаты проводились постоянно. Дело в том, что во времена зарождения киберспорта интернет-соединения выдавали ужасные скорости, поэтому ЛАН всегда был чище, лучше и приятнее. Лагов (тормозов) на ЛАНе практически не бывает, поэтому играть с пингом 1-2 гораздо приятнее, чем с 300-450. Поэтому ЛАНы проводились «от безысходности», и других киберспортивных проверок попросту не было. А для того, чтобы поддерживать уровень игроков и делать киберспорт тем, чем является он сейчас, с развитой инфраструктурой, нужно было ставить большие призовые. Поэтому даже сегодня, во времена «безлимитки» ЛАНы все равно предпочтительней, как минимум из-за повышенных денежных призов.


Еще одна особенность ЛАН-чемпионатов – совсем другой стиль и подход к играм. Тестируется, в первую очередь, не ваш скилл, а ваша выносливость, умение адаптироваться и не потерять игровые навыки ввиду преобладания человеческих факторов. Это и смена часовых поясов, и новое окружение, и даже новая еда. Очень часто организаторы мероприятий составляют нереальные расписания – сначала нужно без перерыва играть 5 часов, потом ждать «плей-оффа» почти сутки. Игровой «заряд» (так называемая «мораль») теряется, и играть против тех, кого только что раскатывал в нуля, становится гораздо тяжелее. Именно настрой перед игрой является вторым по важности фактором в победе против соперников на ЛАНе.


Адаптироваться довольно сложно. Чтобы не потерять скилл, игроки очень часто привозят с собой свои девайсы (мышь и клавиатуру), это помогает быстро привыкнуть к новому игровому месту. Это абсолютно никак не связано с «показухой», потому что даже среднего игрока крутыми девайсами не удивишь, и даже у нас в Казахстане практически все обзавелись модными мышками и клавиатурами. Вот например виртуальный гонщик USSRxALAN (сейчас числящийся в команде RoX.KIS) вообще привез с собой на отборы WCG Russia кресло, руль, перчатки и даже очки, что позволило ему с невероятными отрывами пройти в Гранд-Финал.


И, наконец, самое главное – эмоции на ЛАНе. Вероятно, это самое главное в таких чемпионатах, потому что игроки получают положительный заряд эмоций от болельщиков и побед, зрители – эстетическое наслаждение от красивых игр, от кричалок и активного «боления». Как рассказывает наш многократный чемпион Казахстана по FIFA, Руслан «FIFAX-SB-», «Очень важно, когда за тебя кто-то болеет. Это придает сил и уверенности». Видимо, поэтому последние чемпионаты (где он одерживал невероятные победы, как на OSPL, так и на WCG) он отыгрывал вместе со своей любимой женой.

Но сейчас ЛАН-чемпионаты уходят в небытие – из-за быстро растущей популярности на интернет и онлайн-турниры.

Читайте также: