Что такое векторные компьютеры

Обновлено: 01.07.2024

1. Параллельные векторные процессоры (PVP) и векторно-конвейерные суперкомпьютеры

2. Область применения векторно-конвейерных ВС

Область применения векторноконвейерных ВС
Векторно-конвейерные ВС применяются при решении задач
моделирования реальных процессов и объектов, для которых
характерна обработка больших регулярных массивов чисел в форме с
плавающей запятой. Такие массивы представляются матрицами и
векторами, а алгоритмы их обработки описываются в терминах
матричных операций.
Для обработки массивов требуются вычислительные средства,
позволяющие с помощью единой команды производить действие
сразу над всеми элементами массивов - средства векторной
обработки.

3. Понятие вектора и размещение данных в памяти

Под вектором понимается одномерный массив однотипных данных
(обычно в форме с плавающей запятой), регулярным образом
размещенных в памяти ВС. Если обработке подвергаются
многомерные массивы, их также рассматривают как векторы. Пусть
имеется массив данных A, представляющий собой прямоугольную
матрицу размерности 4x5.
a11
a12
a13
a14
a15
a21
a22
a23
a24
a24
a31
a32
a33
a34
a35
a41
a42
a43
a44
a45

При размещении матрицы в памяти все ее элементы заносятся в
ячейки с последовательными адресами, причем данные могут быть
записаны строка за строкой или столбец за столбцом. С учетом такого
размещения многомерных массивов в памяти вполне допустимо
рассматривать их как векторы и ориентировать соответствующие
вычислительные средства на обработку одномерных массивов
данных (векторов).

Векторный процессор — это процессор, в котором операндами
некоторых команд могут выступать упорядоченные массивы данных —
векторы.
Отличается от скалярных процессоров, которые могут работать только с
одним операндом в единицу времени.
Абсолютное большинство процессоров являются скалярными
или близкими к ним.
Рассмотрим возможные подходы к архитектуре средств векторной
обработки. Наиболее распространенные из них сводятся к трем группам:
• конвейерное АЛУ;
• массив АЛУ;
• массив процессорных элементов.


В варианте с конвейерным АЛУ (слева) обработка элементов векторов
производится конвейерным АЛУ для чисел с плавающей запятой (ПЗ).
Операции с числами в форме с ПЗ достаточно сложны, но поддаются
разбиению на отдельные шаги. Так, сложение двух чисел может быть
сведено к четырем этапам:
сравнению порядков,
сдвигу мантиссы меньшего из чисел,
сложению мантисс
нормализации результата.

Каждый этап может быть реализован с помощью отдельной ступени
конвейерного АЛУ. Очередной элемент вектора подается на вход
конвейера, как только освобождается первая ступень.
Одновременные операции над элементами векторов можно
проводить и с помощью нескольких параллельно используемых АЛУ,
каждое из которых отвечает за одну пару элементов.

8. Структура векторного процессора


Векторные регистры для хранения векторов-операндов, которые
представляют собой совокупность скалярных регистров, объединенных в
очередь типа FIFO, способную хранить 50-100 чисел с плавающей запятой.
Регистр длины вектора определяет,
сколько элементов фактически
содержит обрабатываемый в данный
момент вектор.
Регистр максимальной длины вектора
определяет максимальное число
элементов вектора, которое может
быть одновременно обработано
аппаратурой процессора.
Регистр маски вектора служит для
выполнения таких операций, в
которых должны участвовать не все
элементы векторов. В этом регистре
каждому элементу вектора
соответствует один бит.
Регистр вектора индексов по структуре аналогичен регистру маски. Служит для
выполнения операций упаковки/распаковки для получения вектора,
содержащего ненулевые элементы и для обратной операции соответственно.

9. Структуры типа «память-память» и «регистр-регистр»

Преимущество ВС с режимом «регистр-регистр» - эффективная
обработка коротких векторов
Недостаток: обработка длинных векторов (векторные регистры
должны загружаться сегментами несколько раз).

10. PVP-система

- это вычислительная система на векторно-конвейерных процессорах,
в которых предусмотрены команды однотипной обработки векторов
независимых данных, эффективно выполняющиеся на конвейерных
функциональных устройствах. Обычно несколько таких процессоров
работают одновременно над общей памятью (аналогично SMP) в
рамках многопроцессорных конфигураций. Несколько узлов могут
быть объединены с помощью коммутатора (аналогично MPP).
Поскольку передача данных в векторном формате осуществляется
намного быстрее, чем в скалярном (максимальная скорость может
составлять 64 Гбайт/с, что на 2 порядка быстрее, чем в скалярных
машинах), то проблема взаимодействия между потоками данных при
распараллеливании становится несущественной. И то, что плохо
распараллеливается на скалярных машинах, хорошо
распараллеливается на векторных. Таким образом, системы PVPархитектуры могут являться машинами общего назначения (general
purpose systems). Однако, поскольку векторные процессоры весьма
дорого стоят, эти машины не могут быть общедоступными.

11. Суперкомпьютер

Длина одновременно обрабатываемых векторов у векторных
компьютеров может составлять, например, 128, 256 и более
элементов. Очевидно, что векторные процессоры должны иметь
гораздо более сложную структуру и по сути дела содержать
множество арифметических устройств.
Основное назначение векторных операций состоит в том, чтобы
распараллелить выполнение операторов цикла, в которых в основном
и сосредоточена большая часть вычислительной работы. Для этого
циклы подвергаются процедуре векторизации с тем, чтобы их можно
было реализовать с использованием векторных команд. Как правило,
это автоматически выполняют компиляторы при подготовке
исполнимого кода программы. Поэтому изначально векторноконвейерные компьютеры не требовали никакой специальной
технологии программирования, что и стало решающим фактором в их
успехе на компьютерном рынке. Тем не менее при написании циклов
требовалось соблюдение некоторых правил с тем, чтобы компилятор
мог их эффективно векторизовать.
Исторически это были первые компьютеры, к которым в полной мере
было применимо понятие "суперкомпьютер".

12. Примеры и ТОП-500


Примеры и ТОП-500
линия векторно-конвейерных компьютеров CRAY: CRAY-1, CRAY SV1, CRAY X1;
NEC SX-4/SX-5;
серия Fujitsu VPP.
Rank
Site
Computer/Year Vendor
Cores
Rmax
Rpeak
Power
1
Oak Ridge National
Laboratory United
States
Jaguar – Cray XT5-HE
Opteron Six Core 2.6
GHz / 2009 CRAY Inc.
224162
1759.00 2331.00 6950.60
2
National
Supercomputing Centre
in Shenzhen (NSCS)
China
Nebulae – Dawning TC3600
Blade, Intel X5650, NVidia
Tesla C2050 GPU / 2010
Dawning
120640
1271.00
2984.30
3
DOE/NNSA/LANL
United States
Roadrunner – BladeCenter
QS22/LS21 Cluster,
PowerXCell 8i 3.2 Ghz /
Opteron DC 1.8 GHz,
Voltaire Infiniband / 2009
IBM
122400
1042.00
1375.78
4
National Institute for
Computational
Sciences
United States
Kraken XT5 – Cray XT5HE Opteron Six Core 2.6
GHz / 2009 Cray Inc.
98928
831.70
1028.85
5
Forschungszentrum
Juelich (FZJ)
Germany
JUGENE – Blue Gene/P
Solution / 2009 IBM
294912
825.50
1002.70
2345.50
2268.00

13. Первый векторно-конвейерный

Первый векторно-конвейерный компьютер Cray-1 появился в 1976 г.
Архитектура его оказалась настолько удачной, что он дал начало
целому семейству компьютеров PVP (Parallel Vector Processing).
Название этому семейству дали два принципа, заложенных в
архитектуре процессоров: конвейерная организация обработки
потока команд и введение в систему команд набора векторных
операций, которые позволяют работать с целыми массивами данных.
Когда состоялся дебют Cray-1, определение "векторный" однозначно
ассоциировалось с супервычислениями. Суперкомпьютеры Cray
получили свое имя в честь изобретателя этих машин, американского
инженера Сеймура Крэя (Seymour Cray). В 1972 г. Крэй, к тому
времени уже бывший сотрудник и один из руководителей фирмы CDC,
организовал собственную компанию Cray Research, которая занялась
проектированием сверхбыстродействующей ЭВМ (ставшей известной
под названием Cray-1) с быстродействием, превосходящим сотню
миллионов операций в секунду.

14. Интересный факт

Чтобы ускорить работу системы, Крэй решил собрать компьютер в
виде буквы "С" - это позволило уменьшить расстояние между
разными электронными компонентами машины, а значит, сократить
задержки и увеличить ее производительность. Пожертвовать
пришлось дизайном и удобством в обслуживании. Cray-1
охлаждался с помощью очень большой и очень шумной фреонной
установки. Но для ученых главным всегда был не внешний вид, а
эффективность.


Векторные процессоры (также называемые векторными компьютерами или процессорами массивов ) одновременно выполняют вычисления с большим количеством данных (в векторе или массиве ). Если большое количество однотипных данных должно обрабатываться одинаково (например, в матричных операциях ), векторные процессоры намного превосходят чистые процессоры общего назначения (например, x86 ), которые обрабатывают все данные один за другим. По крайней мере, это тот случай, когда векторный компьютер также имеет параллельный доступ к основной памяти .

Оглавление

Функциональные возможности и области применения

Векторные процессоры в основном используются в высокопроизводительных вычислениях (HPC). В суперкомпьютерах Cray использовались векторные процессоры. Производителями векторных компьютеров были NEC и Convex Computer Corporation , например, серия C38xx, в которой использовалась технология арсенида галлия , или Fujitsu Siemens Computers с их серией VPP.

В частности, в приложениях для высокопроизводительных вычислений часто бывает много однотипных данных, которые нужно обрабатывать аналогичным образом, например, при моделировании в метеорологии и геологии, где часто используются векторные компьютеры.

В последние годы векторные компьютеры столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны вычислительных кластеров, построенных параллельно и состоящих из многих тысяч стандартных процессоров. Прибегая к стандартным компонентам, широко распространенным за пределами сектора высокопроизводительных вычислений, можно сэкономить на расходах, тем более что такие стандартные процессоры стали очень мощными из-за интенсивного технологического развития. Распределенные вычисления еще дешевле .

Из-за преимуществ, которые возникают в результате одновременного выполнения арифметической операции с несколькими данными (одна инструкция, несколько данных, SIMD ), стандартные процессоры также были расширены до соответствующей архитектуры с 1990-х годов для ускорения этого типа вычислений. См. Архитектура процессора x86 или AltiVec для процессоров PowerPC .

Помимо вышеупомянутых приложений для векторных процессоров, графическое моделирование также является одним из основных приложений. В частности, сложные трехмерные игры требуют огромного количества вычислений (матричные операции с трехмерными координатами, сглаживание вывода на экран) с большими объемами данных, поэтому современные графические процессоры очень похожи на чистые векторные процессоры.

Векторный процессор на работе

Пример архитектуры MIPS

Используется простой пример, чтобы показать разницу между скалярным и векторным процессорами.

Y знак равно а ⋅ Икс + Y

X и Y - два вектора одинаковой длины, а a - скалярная величина. На скалярных процессорах эта проблема решается циклически. Тот же цикл также используется в тесте LINPACK для определения производительности тестируемых компьютеров. В синтаксисе C это выглядит так:

Здесь предполагается, что векторы состоят из 64 элементов.

В коде MIPS этот фрагмент программы выглядит так:

В VMIPS коде, однако, это выглядит следующим образом :

Этот пример показывает, насколько эффективно векторный процессор решает задачу. С VMIPS достаточно шести команд, тогда как с MIPS выполняется 64 * 9 + 2 = 578 команд. В основном петли нет. С VMIPS только часть команд должна быть извлечена из памяти и декодирована.

В архитектуре MIPS умножение и сложение выполняются поочередно, то есть сложение всегда должно ждать более медленного умножения. С другой стороны, в векторном калькуляторе сначала выполняются все независимые умножения, а затем все зависимые сложения. Это еще одно существенное отличие.

Пример архитектуры x86, встроенной в язык высокого уровня

Текущий пример архитектуры процессора x86 с использованием расширения инструкции SSE . В примере показано векторизованное умножение с плавающей запятой - массивы одинарной точности. Показанный исходный код написан на языке высокого уровня «C» с основными встроенными частями ассемблера (синтаксис Intel), которые могут быть скомпилированы непосредственно с помощью GCC .

Программирование векторных процессоров с помощью языков программирования высокого уровня

Приведенный выше пример написан непосредственно на машинном языке, который в наши дни уже не является распространенным, но определенно возможен (SIMD Intrinsics или встроенные компоненты кода ассемблера). Архитектуры со специальными машинными инструкциями для векторов требуют поддержки со стороны

  • распараллеливающие компиляторы (т.е. те, которые могут преобразовать весь цикл в исходном коде в инструкцию расчета SIMD)
  • расширение языка для создания функций массива
  • или хотя бы через специальные библиотечные функции

По крайней мере, в последних двух случаях разработчик программного обеспечения должен обязательно знать архитектуру, а затем использовать специальные функции, чтобы использовать векторную обработку.

Многие условия и задачи в технических и физических областях имеют векторную форму, иначе они имели бы очень сложную структуру. Зачастую они и те же вычислительные системы работают над разными данными одновременно. Структура таких программ разрешает увеличивать скорость работы с помощью параллельной реализации команд. Есть два метода, которые реализуют быстрое выполнение больших задач. Хоть и методы чем-то схожие, однако одна из них расширяет работу одного процессора, а другая параллельным компьютером.

Массивно-параллельный процессор имеет большое количество сходных процессоров, которые реализуют одну и ту же последовательность команд, однако работают с разными наборами данных. Первым в мире таким механизмом был ILLIAC IV (рис.1). Изначально был план создать машину, которая состояла бы из 4 секторов, каждый из которой имела бы решетку 8х8 элементов процессор/память. Каждый сектор имел один блок контроля. Он передавал команды для выполнения процессорами. Из-за большой стоимости был реализован один сектор, с реализацией выполнения 50 млн операций с плавающей точкой в секунду. Если бы машина состояла из 4 таких секторов, она бы выполняла 1 млрд операций с плавающей точкой в секунду, то мощность такой машины превышала бы мощность компьютеров всего мира в 2 раза.

Векторный процессор очень похож на предыдущий метод. В данном методе все операции сложения реализуются в одном блоке суммирования, который имеет конвейерную структуру. Компания Cray Research создала много векторных процессоров, начиная с Cray-1 (1974) и до сих пор. Компания сейчас входит в состав SGI.

Два типа процессоров работают один и те же команды. Однако, если у массивно-параллельного процессора количество суммирующих устройств равно количеству элементов в массиве, то у векторного процессора есть векторный регистр, который имеет набор стандартных регистров. Такие регистры последовательно грузятся из памяти с помощью одной команды.

Сегодня массивно-параллельные процессоры выпускаются и сейчас, однако их назначение узкое и специфическое. Они решают задачи, где нужна одновременная реализация одинаковых вычислений с разными данными.


Векторный процессор является одним из двух различных типов компьютерных процессоров: векторные и скалярные.Векторный процессор отличается от скалярного процессора в том,что он выполняет вычисления вектора в целом.Вектор-это одномерный массив, или один ряд значений,таких как список номеров. Скалярный процессор работает с каждым из чисел по отдельности;он может делать разные вещи с многими разными номерами.Векторный процессор,с другой стороны,выполняет ту же самую процедуру для всех сразу номеров.

Этот тип процессора,является более специализированным,чем скалярный процессор,что делает его менее популярным выбором для среднего компьютера.Средний компьютер выполняет широкий спектр задач,и самый быстрый способ сделать много разных типов задач с помощью скалярных процессоров.Это потому, что процессор может переключаться между задачами гораздо быстрее.Векторный процессор используется в высококвалифицированной специализированной электронике,такой как супер-компьютеры.Эти процессоры являются гораздо более эффективными,когда используются для крупномасштабных проблем.Небольшие задачи,такие как открытие документа word или воспроизведение видео,могут быть выполнены с помощью скалярного процессора быстрее, чем векторный процессор.

Помимо суперкомпьютеров,есть и другое широкое применение для векторных процессоров.Векторные процессоры используются в военных целях.Они очень хороши для кодирования и декодирование ультразвуковых локаторов и радарных сигналов и, как правило,могут обработать сигнал гораздо быстрее,чем скалярный процессор.Эти процессоры также хорошо симулируют различные события,такие,как тип погоды,физические тесты,и всё остальное,для чего требуется огромное количество скорости выполнения задач.

Часто существует большое количество векторных процессоров,которые используются в сочетании.Эти процессоры хорошо работают вместе,и с большим количеством процессоров, для решения же задач,при этом затраченное время резко сокращается. Такая работа как супер-ЭВМ имеет огромное количество процессоров соединённых вместе, чтобы решить общие проблемы.

Векторные процессоры являются примером того,как специализированные устройства работают над конкретной задачей, чем многофункциональное устройство. Векторный процессор был специально построен для обработка больших объёмов данных и является очень эффективным в этом.Улучшения в скалярной технологии,особенно с точки зрения микропроцессоров влечёт за собой общее снижение в использовании векторных процессоров, даже в супер-компьютерах.

[share-locker locker_id=»4161e690f6eaad9ad» theme=»blue» message=»Если Вам понравилась эта статья,нажмите на одну из кнопок ниже.СПАСИБО!» facebook=»true» likeurl=»CURRENT» vk=»true» vkurl=»CURRENT» google=»true» googleurl=»CURRENT» tweet=»true» tweettext=»» tweeturl=»CURRENT» follow=»true» linkedin=»true» linkedinurl=»CURRENT» ][/share-locker]

История счётных устройств насчитывает много веков. Компьютер, в настоящее время незаменимый инструмент в деловых, промышленных и бытовых задачах, является наследником многих других изобретений, начиная с математики и вычислительных машин. Мы предлагаем вам кратко проследить историю этого изобретения.

К первому поколению обычно относят машины, созданные на рубеже 50-х годов. В их схемах использовались электронные лампы. Эти компьютеры были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами, которые могли приобрести только крупные корпорации и правительства. Лампы потребляли огромное количество электроэнергии и выделяли много тепла.

Компьютер "Эниак" . Набор команд был небольшой, схема арифметико-логического устройства и устройства управления достаточно проста, программное обеспечение практически отсутствовало. Показатели объема оперативной памяти и быстродействия были низкими. Для ввода- вывода использовались перфоленты, перфокарты, магнитные ленты и печатающие устройства. Быстродействие порядка 10-20 тысяч операций в секунду. Программы для этих машин писались на языке конкретной машины. Математик, составивший программу, садился за пульт управления машины, вводил и отлаживал программы и производил по ним счет.

Процесс отладки был наиболее длительным по времени. Несмотря на ограниченность возможностей, эти машины позволили выполнить сложнейшие расчёты, необходимые для прогнозирования погоды, решения задач атомной энергетики и др.

ЭВМ "Урал". Эти проблемы начали преодолевать путем интенсивной разработки средств автоматизации программирования, создания систем обслуживающих программ, упрощающих работу на машине и увеличивающих эффективность её использования. Это, в свою очередь, потребовало значительных изменений в структуре компьютеров, направленных на то, чтобы приблизить её к требованиям, возникшим из опыта эксплуатации компьютеров.

Деление компьютерной техники на поколения - весьма условная, нестрогая классификация вычислительных систем по степени развития аппаратных и программных средств, а также способов общения с компьютером.

Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования.

Отечественные машины первого поколения:

МЭСМ (малая электронная счётная машина), БЭСМ, Стрела, Урал, М-20.

Опыт использования машин первого поколения показал, что существует огромный разрыв между временем, затрачиваемым на разработку программ, и временем счета.

Второе поколение компьютерной техники - машины, сконструированные примерно в 1955-65 гг.

Характеризуются использованием в них как электронных ламп, так и дискретных транзисторных логических элементов.

Их оперативная память была построена на магнитных сердечниках . В это время стал расширяться диапазон применяемого оборудования ввода-вывода, появились высокопроизводительные устройства для работы с магнитными лентами, магнитные барабаны и первые магнитные диски. Память на магнитных сердечниках обладала быстродействием до сотен тысяч операций в секунду, а ёмкость памяти составляла до нескольких десятков тысяч слов.

Появились так называемые языки высокого уровня , средства которых допускают описание всей необходимой последовательности вычислительных действий в наглядном, легко воспринимаемом виде.

Программа, написанная на алгоритмическом языке , непонятна компьютеру, воспринимающему только язык своих собственных команд.

Поэтому специальные программы, которые называются трансляторами , переводят программу с языка высокого уровня на машинный язык .

Появился широкий набор библиотечных программ для решения разнообразных математических задач. Появились мониторные системы , управляющие режимом трансляции и исполнения программ. Из мониторных систем в дальнейшем выросли современные операционные системы.

Операционная система - важнейшая часть программного обеспечения компьютера, предназначенная для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, других вспомогательных операций обслуживания.

Таким образом, операционная система является программным расширением устройства управления компьютера.

Для некоторых машин второго поколения уже были созданы операционные системы с ограниченными возможностями.

Машинам второго поколения была свойственна программная несовместимость, которая затрудняла организацию крупных информационных систем. Поэтому в середине 60-х годов наметился переход к созданию компьютеров, программно совместимых и построенных на микроэлектронной технологической базе . Наиболее ярким представителем ЭВМ второго поколения была ЭВМ БЭСМ - 6 . С появлением транзисторной элементной базы становится возможным создание относительно небольших, но обладающих значительными возможностями малых ЭВМ типа Проминь и Наири.

Машины третьего поколения созданы примерно после 60-x годов.

Поскольку процесс создания компьютерной техники шел непрерывно, и в нём участвовало множество людей из разных стран, имеющих дело с решением различных проблем, трудно и бесполезно пытаться установить, когда "поколение" начиналось и заканчивалось. Возможно, наиболее важным критерием различия машин второго и третьего поколений является критерий, основанный на понятии архитектуры .

Машины третьего поколения - это семейства машин с единой архитектурой , т.е. программно совместимых. В качестве элементной базы в них используются интегральные схемы , которые также называются микросхемами .

Машины третьего поколения имеют развитые операционные системы.

Они обладают возможностями мультипрограммирования , т.е. одновременного выполнения нескольких программ.

Многие задачи управления памятью, устройствами и ресурсами стала брать на себя операционная система или же непосредственно сама машина.

Примеры машин третьего поколения - семейства IBM-360, IBM-370, ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (Семейство малых ЭВМ) и др.

Быстродействие машин внутри семейства изменяется от нескольких десятков тысяч до миллионов операций в секунду. Ёмкость оперативной памяти достигает нескольких сотен тысяч слов.

Краткое описание процесса изготовления микросхем.

ЧИП и ДИП. Как делают микросхемы.

🧭1 Разработчики с помощью компьютера создают электрическую схему новой микросхемы. Для этого они вводят в компьютер перечень свойств, которыми должна обладать микросхема, а компьютер с помощью специальной программы разрабатывает детальную структуру соединений и конструкций всех взаимодействующих элементов микросхемы.

🧭 2 Компьютер создаёт схемы расположения элементов на поверхности полупроводникового кристалла кремния. По этим схемам изготавливаются фотошаблоны - стеклянные пластинки со штриховым рисунком. Через фотошаблоны специальными лампами или источниками рентгеновского излучения, а иногда, и электронными пучками, освещают (засвечивают) нанесённый на поверхность кристалла кремния слой фото- или, соответственно, рентгеночувствительного лака.

🧭 3 Засвеченные (или, наоборот, незасвеченные) участки лака меняют свои свойства и удаляются специальными растворителями. Этот процесс называется травлением. Вместе с лаком с поверхности кристалла кремния удаляется и слой окисла, и эти места становятся доступными для легирования - внедрения в кристаллическую решётку кремния атомов бора или фосфора. Легирование обычно требует нагрева пластинки в парах нужного элемента до 1100 - 1200 °С.

🧭 4 Последовательно меняя шаблоны и повторяя процедуры травления и легирования, создают один за другим слои будущей микросхемы . При этом на одной пластинке кристалла кремния создаётся множество одинаковых микросхем.

🧭 5 Каждая микросхема проверяется на работоспособность. Негодные выбраковываются .

🧭 6 После завершения всех операций пластинки разрезаются на отдельные кристаллики с микросхемами, к ним присоединяют выводы и устанавливают в корпуса .

Четвёртое поколение - это теперешнее поколение компьютерной техники, разработанное после 1970 года. Наиболее важный в концептуальном отношении критерий, по которому эти компьютеры можно отделить от машин третьего поколения, состоит в том, что машины четвёртого поколения проектировались в расчете на эффективное использование современных высокоуровневых языко в и упрощение процесса программирования для конечного пользователя. В аппаратурном отношении для них характерно широкое использование интегральных схем в качестве элементной базы, а также наличие быстродействующих запоминающих устройств с произвольной выборкой ёмкостью в десятки мегабайт.

Читайте также: