Что значит соотношение сторон 4 к 5

Обновлено: 04.07.2024

Выбор композиции часто является тем самым ключом понимания между хорошей пейзажной фотографией и отличной пейзажной фотографией. А вот соотношение сторон фотографии может создавать или разрушать композицию, подчеркнуть объект и устранить отвлекающие факторы, либо вывести из равновесия всю картину. Когда вы смотрите в видоискатель и собираетесь нажать кнопку спуска затвора полезно попытаться представить себе финальный снимок, включая и его соотношение сторон, чтобы оптимизировать композицию.

как соотношение сторон влияет на композицию

by Andrew S.Gibson

Но как соотношение сторон влияет на композицию?

Соотношение сторон - это термин, используемый для описания размеров изображения путем сравнения ширины с высотой и выражения в виде соотношения.

Соотношение сторон изображений в первую очередь определяется размерностью датчика камеры (или типом пленки плюс дизайном камеры, если фотоаппарат пленочный). Поскольку эти физические аспекты являются фиксированными, легко принять соотношение сторон изображений как должное и особо не задумываться над последствиями установленного их соотношения, которое и используется в композиции.

Производители камер осознали, что иногда фотографам нравится работать с широким диапазоном вариантов, а самые последние цифровые камеры позволяют изменять параметр соотношения сторон с помощью меню камеры. Вы также можете кадрировать изображение, чтобы затем изменить параметр при постобработке.

Почему соотношение сторон имеет значение

Значимость этого понятия связана с отношением основного объекта к сторонам кадра и количеством свободного пространства вокруг объекта.

Знание характеристик соотношения сторон вашей конкретной камеры может помочь создавать более качественные изображения. Это также поможет вам распознать, когда кадрирование до другого соотношения сторон может улучшить композицию полученной картинки.

Что же такое соотношение сторон?

Соотношение сторон описывает связь между шириной и высотой изображения. Записывается как фигура, в этой форме - ширина:высота (ширина всегда на первом месте).

Практически каждая цифровая камера оснащена датчиком одного из двух форматов изображения.

3:2

Это соотношение, используемое 35-миллиметровым камерами с кроп-фактором и полнокадровыми зеркальными фотоаппаратами, некоторыми среднеформатными камерами Leica, беззеркальными камерами, компактными фотоаппаратами высокого класса и большинством 35-мм пленочных камер.

Оно было у нас с тех пор, как в начале прошлого века Leica выпустила первые 35-мм пленочные камеры. 35-миллиметровый камеры с кроп-фактором и полнокадровые зеркалки имеют соотношение сторон 3:2. Ширина датчика в 1,5 раза больше его высоты.

35-миллиметровый сенсор для полнокадрового изображения имеет размеры 36x24 мм. Вы можете выразить это как соотношение 36:24. Математикам всегда нравится упрощать соотношения между двумя числами так, чтобы его было легко визуализировать. В этом случае можно разделить оба измерения на двенадцать. Это дает 3:2. Камеры с кроп-фактором имеют меньшие датчики размером примерно 22,5x15 мм (точные размеры варьируются в зависимости от марки и модели). Эти цифры соответствуют соотношению сторон 3:2 для полнокадрового датчика.

4:3

Это соотношение сторон используется микрокамерами, многими компактными камерами, некоторыми цифровыми камерами среднего формата и пленочными среднего формата, использующими формат 6x4,5 см.

Давайте сравним их. Вы можете увидеть, что формат 3:2, используемый большинством цифровых зеркальных фотокамер, немного длиннее, чем 4:3 для микрокамер.

как соотношение сторон влияет на композицию

Это может показаться не так значительно, однако важно для композиции. Посмотрите на следующие изображения, чтобы понять почему. Ниже фотография оригинальной 35-мм версии с соотношением сторон 3:2.

как соотношение сторон влияет на композицию

И вот то же изображение, обрезанное до соотношения сторон 4:3, как если бы оно было снято на микрокамеру 4:3.

как соотношение сторон влияет на композицию

Видите разницу? Она тонкая, однако, все же присутствует. 35 мм кадр длиннее. И задача может оказаться довольно сложной, когда дело доходит до композиции, потому что вы должны найти способ эффективного заполнения такой длины. Пейзажная фотография, в частности, часто выигрывает от более короткого кадра, и это одна из причин популярности среднего формата 6x7 см (соотношение сторон 7:6) среди пейзажных фотографов, которые используют пленочные камеры. Вот как будет выглядеть тот же пейзаж в следующих форматах.

как соотношение сторон влияет на композицию

Соотношение сторон 7:6 может показаться слишком коротким, а вот 5:4 - очень приятный формат для работы.

как соотношение сторон влияет на композицию

Вам может показаться, что разница между пропорциями не имеет какого-то особо большого значения. И часто, когда вы используете альбомный формат (т.е. камеру, расположенную так, чтобы кадр был горизонтальным), разница минимальна. Не так сложно работать в любом из вышеперечисленных форматов.

Но переключитесь на портретный формат (вертикальный кадр), и это будет уже совсем другая история. 35-миллиметровый кадр внезапно становится намного труднее эффективно заполнить, и композиция часто выигрывает от кадрирования до более короткого прямоугольника. Ниже вы видите несколько примеров для демонстрации этого эффекта.

Трудность, с которой фотограф столкнулся в съемке пейзажа заключается в том, что на исходном изображении было слишком много пустого неба. Проблема решилась путем кадрирования. Соотношение сторон 4:5, кажется, работает хорошо.

Конечно, не все изображения выиграют от обрезки до более короткого прямоугольника. Но если вам трудно заполнить кадр, особенно если у вас есть 35-мм камера с соотношением сторон 3:2, то вы вполне можете выиграть от использования другого формата кадра.

как соотношение сторон влияет на композицию
как соотношение сторон влияет на композицию

Настройка соотношения сторон в камере

Многие современные цифровые камеры дают вам возможность регулировать соотношение сторон с помощью меню камеры. Если в вашей камере есть электронный видоискатель, она может в нем отображать обрезанное изображение.

Если ваша камера не имеет электронного видоискателя, вам нужно будет использовать режим Live View, чтобы воспользоваться функцией соотношения сторон. Камера отобразит обрезанное изображение на ЖК-экране камеры.

Вы должны знать, что если вы используете формат JPEG, то камера обрезает изображение, и обрезанную часть изображения вы восстановить уже не сможете. Если вы используете RAW, камера сохранит изображение, захваченное всем датчиком, и вы сможете принять решение о кадрировании при последующей обработке. Проверьте подробности в руководстве к камере, если у вас есть какие-либо сомнения.

Кадрирование в постобработке

Зачастую при последующей обработке обрезать кадр проще. Если у вашей камеры нет функции соотношения сторон, это остается единственным вариантом. Еще одним преимуществом такого способа является то, что вы можете вернуться к старым изображениям, чтобы понять, как лучше.

Теперь рассмотрим каждый формат более подробно.

1:1 - квадрат

Квадратный формат часто может использоваться, чтобы упростить изображение и дать объекту поразительное присутствие в центре кадра. Если оставить ширину равной высоте, то способ считывания фотографии у зрителя изменится, так как надобность перемещаться по кадру слева направо будет меньше.

Квадратный формат предоставляет хорошую возможность нарушить правила, которые мы так часто соблюдаем - расположите горизонт вдоль центра изображения или поместите объект в центр кадра, и композиция может стать только сильнее. Вы часто будете видеть соотношение сторон 1:1, используемое, чтобы подчеркнуть минимализм (опять же, к вопросу об упрощении).

как соотношение сторон влияет на композицию

Соотношение сторон 1:1 используется для добавления простоты в это изображение

4:3 - формат 4/3

Этот формат является форматом изображения по умолчанию для камер, которые используют сенсоры 4:3. Изображение скорее широкое, нежели высокое, что означает, что глаз естественно тянется перемещаться по изображению слева направо.

как соотношение сторон влияет на композицию

Формат 4:3 позволяет захватывать близкие детали переднего плана и ведущие линии, чтобы увести взгляд внутрь изображения

Формат 6:4 - 35 мм (также называется 3:2)

Это формат изображения по умолчанию для 35-мм пленки и, следовательно, для полнокадровых сенсоров и сенсоров APS-C, используемых в большинстве камер Nikon/Canon. Ширина изображения значительно больше, чем высота, что, опять же, подталкивает зрителя к чтению изображения слева направо, и диагональные направляющие линии снова-таки могут помочь.

Ограничением этого соотношения сторон является то, что высота намного меньше по сравнению с шириной, и, следовательно, захват деталей переднего плана широкоугольным объективом становится более трудной задачей из-за ограниченного вертикального пространства для работы. Это может привести к тому, что объекты в кадре станут слишком разрозненными и, следовательно, потеряют влияние.

Соотношение 6:4 может, однако, быть тем форматом, который подходит для съемки сцен, в которых нет интереса переднего плана или почти нет, с фокусными расстояниями среднего диапазона (например, 35 мм).

как соотношение сторон влияет на композицию

Соотношение сторон 6:4 используется здесь, так как детали переднего плана не фиксируются, но сцена по-прежнему имеет широкий аспект

16: 9 - широкоформатный панорамный формат

Этот формат был поддержан в пленке усовершенствованной фотосистемой (APS) при ее появлении и в последнее время стал более популярным из-за преобладания дисплеев с соотношением сторон 16:9 в домашнем использовании - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства.

В данном формате ширина изображения является доминирующей, что означает, что перемещение взгляда зрителя с переднего плана затруднительно, однако этот формат идеально подходит для представления фрагментов пейзажных картин, снятых с большим фокусным расстоянием (то есть при помощи зум-объективов) на расстоянии.

как соотношение сторон влияет на композицию

Широкий и узкий формат 16:9 использовался здесь, чтобы подчеркнуть горизонтальные полосы цвета

12:6 или 18:6 - панорамный формат (также называется 2:1 или 3:1)

Формат 12:6, или 18:6 был выбран в качестве панорамного здесь по нескольким причинам. Как 2:1, так и 3:1, кажется, достаточно хорошо поддерживаются в панорамных изображениях. 2:1 - панорамный формат, поддерживаемый рядом пленочных камер среднего формата, а 3:1 - APS. Как правило, для представления результата соединения двух или более изображений используются панорамные соотношения.

Довольно сложно захватить изображение с соотношением сторон 3:1 из одного кадра, и оно будет достаточно большим для печати при любом значимом размере - и часто для того, чтобы быть сшитым вместе с другим кадром, снимок будет сделан с использованием более длинного фокусного расстояния, чтобы выделить детали вдали от пейзажа. Нет никакой реальной возможности включить детали переднего плана в данном случае.

как соотношение сторон влияет на композицию

Сверхширокий формат изображения 18:6 (3:1) был использован для представления этой панорамы из 7 соединенных изображений, снятых с использованием фокусного расстояния прибл. 140 мм

Портретный режим

Для того, чтобы пейзажный снимок работал, необходимо сбалансировать композицию по всему кадру, а соотношение сторон, например 6:4, затрудняет эту задачу из-за слишком большой высоты относительно его ширины.

Чтобы "портретный" пейзаж получился идеально, подходят более "толстые" прямоугольники с соотношением сторон 4:3, 7:6 или 5:4, а 5:4, в свою очередь, активно используется профессиональными пейзажными фотографами для камер среднего и большого формата. Эти форматы позволяют взглянуть на изображение, по-прежнему слева направо, без чрезмерно большого пространства, отведенного под небо, выводящего кадр из равновесия.

как соотношение сторон влияет на композицию

Слева направо: 6:4, 4:3, 5:4. Какой из них выглядит лучше?

как соотношение сторон влияет на композицию
как соотношение сторон влияет на композицию
как соотношение сторон влияет на композицию

Видеоканал Фотогора

Существует множество аспектов в искусстве построения композиции кадра, но вы наверняка никогда не задумывались о соотношении его сторон. Формат — это термин, используемый для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой фотографы часто не думают о формате, очень проста: этот параметр зависит от камеры, поэтому многие склонны воспринимать формат как нечто неизменяемое.

Технологии изменили ход дела. Современные цифровые камеры дают фотографу возможность выбрать формат из нескольких вариантов, каждый из которых имеет свои характеристики. Изображение также можно обрезать в ходе последующей обработки.


Знание характеристик форматов конкретной камеры помогает фотографу правильнее компоновать кадр, а также учит видеть, когда обрезка фотографии в другой формат позволит улучшить композицию изображения.

Как уже было упомянуто, формат — это соотношение ширины и высоты. Обычно он показывает, насколько квадратным (1:1) или вытянутым (16:9) является изображение. Выражают формат формулой ширина: высота (параметр ширина всегда идет первым). Формат 35 мм камер — 3:2. Цифровые камеры fx или dx, независимо от количества мегапикселей и размера сенсора, применяют формат 3:2. Это значит, что ширина изображения в полтора раза больше, чем его высота (и наоборот, если взять вертикальный или «портретный» формат). Фотографии выше сделаны на цифровую зеркальную фотокамеру 35мм, их соотношение сторон составляет 2:3 при вертикальной ориентации.


Форматы

Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано. Мне больше нравится вариант 4:3, так как осталось меньше лишнего пространства вокруг белого цветка. Мы поговорим об этом подробнее чуть позже.

Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.

Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.

Формат 35 мм цифровых и пленочных камер, а также некоторых камер Leica среднего формата, беззеркальных фотоаппаратов и компактов класса «high end». Это соотношение сторон применяется еще с тех времен, когда Оскар Барнак выбрал его для камер Leica.

Применяется в микрокамерах, в большинстве компактных камер, в некоторых цифровых среднеформатных цифровых и пленочных камерах, которые применяют формат 6x4,5см. Также используется в мониторах и неширокоэкранных телевизорах.


Применяется в некоторых среднеформатных камерах, таких как серия пленочных фотоаппаратов Pentax 67. Такие камеры создают негативы или слайды размером 6x7 см. Некоторые среднеформатные дальномерные фотоаппараты используют это соотношение сторон.


1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Применяется в основном в среднеформатных пленочных камерах, например, марок Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Также используется в фотоаппаратах типа «toy camera»(марки Holga, Diana). Несколько производителей создали 35мм камеры с квадратным соотношением сторон кадра в тридцатых и сороковых годах (размер негатива 24x24), однако идея не прижилась. Единственными 35 мм фотоаппаратами с квадратным форматом изображения являются пластиковые камеры марки Lomo и забавные фотоаппараты Blackbird 35mm twin lens reflex.


Используется крупноформатными камерами, которые работают с плоской пленкой размером 5x4 или 10x8 дюймов. Больший формат 10x8 вышел из употребления, и фотографы в основном работают с пленкой 5x4дюйма.


Панорамный формат, применяемый в среднеформатных панорамных пленочных камерах. Некоторые ранние модели компактных камер Panasonic имели этот формат. Он также используется при широкоэкранном видеозахвате.


12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат, используется в панорамных пленочных камерах среднего формата, например, в серии Linhof Technorama (Linhof выпускают фотоаппарат серии Technorama формата 17:6).

Соотношение сторон в композиции

На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.


История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм. Схема выше показывает относительные размеры золотого прямоугольника (красный цвет) и 35мм кадра (желтый), который лишь немного больше.

Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.

Проблема 35мм


Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.


Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.

На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5x4 дюйма.

Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию. Эти «короткие» прямоугольники лучше соответствуют журнальной и книжной странице, чем формат 35мм. Такие фотографии нужно меньше обрезать, чтобы уместить на всей странице.

Формат цифрового века

Теперь, когда большинство фотографов пользуются цифровыми камерами 35мм, «проблема 35мм» уже не так страшна: легко обрезать фотографию при последующей обработке. Однако я советую обрезать не произвольно, а до определенного соотношения сторон (например, до 7:6, 4:3 или 5:4). У каждого формата свои особые характеристики, и это научит вас «видеть» образ в кадре. Со временем вы сможете распознавать, когда композиция сюжета выиграет от обрезки.

Микро 4:3

Из-за «проблемы 35мм» такие производители как Panasonic и Olympus утвердили формат 4:3. Эти камеры идеальны в отношении композиции: вам не нужно беспокоиться о проблемах, которые вызывает более длинный кадр.

Предпросмотр в реальном времени и электронные видоискатели

Если у вашего фотоаппарата есть режим просмотра фотографий или электронный видоискатель, стоит посмотреть в руководстве пользователя, есть ли возможность менять формат. Если она есть, то в режиме просмотра та часть фотографии, которая будет обрезана, обозначается серым цветом. Если у вашей камеры есть видоискатель, в нем может быть функция отображения в измененном формате при поиске кадра. Таким образом, компоновать кадр в разных форматах становится очень просто.

Квадратный формат

Заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Несмотря на то, что на рынке в данный момент нет цифровых камер с квадратным форматом кадра, он все еще очень популярен благодаря пленочным камерам и пост-обработке. Больше о нем вы можете прочитать в уроке Учимся работать с квадратным форматом в фотографии.

Форматы и печать

Есть одна практическая область, где можно наткнуться на проблему форматов — это печать. Если у вас 35 мм камера, вы знаете: большинство видов бумаги для печати не подходят для ваших фотографий (за исключением размеров бумаги 6x4дюйма). Это справедливо независимо от используемого вами формата, хотя в некоторых случаях придется меньше обрезать фотографии. Это одна из причин, по которым многие фотографы предпочитают широкоформатные камеры: формат 5:4 подходит именно к стандартным размерам фотобумаги (5:4 дюйма, 10:8, 16:20 и т.д.)

Бумага для струйных принтеров отличается от фотобумаги, так как изготавливается в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации. Этот стандарт пользуется соотношением 1:1,4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры А2, А3, А4, А5 и другие размеры бумаги.


Решение проблемы печати очень простое: печатайте фотографии, оставляя белую рамку. Это красиво выглядит, а также упрощает выбор формата печати. Изображение выше показывает, как выглядит на бумаге размера А3 или А4 фотография, сделанная на камеру 35 мм.

Как обрезать фотографию

Обрезать фотографию легко в программе Lightroom, в Photoshop CS — немного сложнее. Здесь я приведу краткую инструкцию, как это сделать в обеих программах, в остальных программах методы похожи.


Lightroom

Перейдите в модуль Develop, нажмите на иконку Crop. Кликните стрелку рядом со словом Original справа и выберите новый формат из меню или Enter custom для создания собственного формата.

Photoshop CS


Если вы редактируете в Jpeg или Tiff в программе Photoshop CS (а не в Adobe Camera Raw, которая похожа на Lightroom), необходимо сделать некоторые вычисления, чтобы обрезать фотографию до определенного формата. Проще всего выбрать Crop Tool, ввести размеры, до которых нужно обрезать, в полях ширины и высоты. Высота (или ширина в вертикальном формате) должна совпадать с высотой вашего фото в пикселях, затем можно ввести ширину, необходимую для определенного формата.

Например, если фотография в высоту составляет 3888 пикселей, а вы хотите обрезать ее до соотношения сторон 4:3, нужно задать ширину в 5184 пикселя.

Заключение

Надеюсь, это введение поможет вам понять связь размеров кадра и композиции. Используете ли вы камеру 35мм, микрокамеру, квадратный формат, широкий формат или панорамную камеру, пропорции кадра вносят разницу в композицию изображения. В прошлом формат сильно зависел от используемой камеры. Сейчас фотоаппараты дают возможность экспериментировать с форматами, которые вы предпочитаете.

Чириканье
Мыло
Вконтактик
Рожи
ЖэЖэ
Яша

В случае копирования статьи указывайте автора и ставьте активную гиперссылку на наш сайт. Подробную информацию об условиях перепечатки вы можете получить в разделе «Правовая информация».

lg_l1900e

Также не совсем удобен для серьезной работы за компьютером. Работа с несколькими программами одновременно, монтаж аудио и видео, работа с несколькими документами и т.п.

benq_x2200w_3

Зачастую пространство по ширине более важно, чем пространство по высоте. В широкоформатном мониторе как раз существенно больше пространства именно в ширину.

Но конкретному пользователю нужно ТЩАТЕЛЬНО выбирать формат покупаемого монитора.

Лично я сначала работал за монитором с классическим соотношением сторон, привык к этому соотношению, но потом все же решился купить широкоформатный.

Борис, спасибо за дополнения!

Посмотрим как будут реализованы новые линейки соотношение сторон 21:9,

как и в кинотеатрах. 2560 x 1080 пикселей. Думаю не я один пользуюсь 2 мониторами для работы и прочего, так что выход таких мониторов весьма интригует. В новостях почти у каждого производителя засветились новые модели увидим как будет развиваться ситуация.

Я тоже перешел на 2 монитора 🙂
Согласен с Вами.

Он прав, широкоформатный под сегодняшние стандарты и только, когда на него перешел стало комфортней! А вот 16:9, или 16:10, не рассмотрено, хотя формата 16:10 я не нашел с новой матрицей, кроме одной модели S24A850DW

@Пыртик,
советую в будущем купить монитор 16:10 если найдёте. Подходит и для фильмов и для работы и всего остального неплох. А вот к 16:9 я так и не привык, и наверное никогда не привыкну. Слишком уж ширина превосходит высоту, а в 16:10 соотношение терпимо и привыкаемо

>Причины – опять-таки достаточное количество места в ширину: полезно при работе с несколькими документами (одновременно на экране можно, например, держать два открытых окна)

Кроме того высота не так много места занимает на столе, чем ширина. Остается лишь выбрать, какой формат удобнее для ваших глаз. При этом учитывая, что глаза же смотрят не сразу на весь экран, а только на ту часть, где показана необходимая в данный момент информация.

>Но конкретному пользователю нужно ТЩАТЕЛЬНО выбирать формат покупаемого монитора.

к сожалению, эта тупая стандартизация нас такой возможности лишила(

>В широкоформатном мониторе как раз существенно больше пространства именно в ширину.

Очень жаль, что монитор 3/4 уже практически не найти. Эта пропорция оптимальна, особенно для работы в AutoCad и других программах, где развты панели задач, инструментов. Но, к сожалению, компютер сегодня больше игрушка чем инструмент в умелых руках. Разве компьютер создавали для просмотра кино и игр? Печально.

16:9 даже для веб, не пригоден в принципе. Максимум 16:10 что годно для просмотра интернет страниц.

Существует множество граней в искусстве композиции, но есть одна о которой вы много не задумывались, это пропорция. Пропорция это термин который используется для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой часто игнорируются пропорции довольно проста - соотношение сторон фотографии зависит от камеры, которую вы используете, и мы принимаем эту данность.

Но технологии меняют правила игры. Сейчас, многие из современных цифровых камер дают возможность выбрать из нескольких вариантов пропорций, каждая из которых имеет свои собственные особенности. Также вы можете обрезать изображение в другой пропорции в процессе пост-обработки.




Понимание характеристик пропорции вашей камеры может помочь вам создать отличный снимок. Также поможет знать когда обрезка в другой пропорции улучшит ваш снимок.

Как упоминалось ранее пропорции работают с шириной и высотой. По сути это описывает то, каким будет изображение: квадратным (1:1) или широкоформатным (16:9). Обозначается в виде выражения, например как это: ширина:высота (ширина всегда указывается в начале). Соотношение сторон 35 мм кадра — 3:2. Все fx и dx цифровые зеркальные камеры, независимо от размера сенсора или количества мегапикселей, используют соотношение сторон 3:2. Проще говоря это значит, что кадр в полтора раза больше по ширине чем по высоте (или наоборот если вы повернёте камеру чтобы использовать для съёмки в формате "портрет"). Снимок выше, выполненный 35 мм цифровой зеркальной камерой, с пропорцией 2:3 за счет вертикальной ориентации.




Форматы

Большинство цифровых камер, за некоторыми исключениями, используют одну из двух пропорций. В 35мм цифровых камерах соотношение сторон 3:2, а соотношение сторон 4:3 используется в камерах стандарта Микро 4:3 и многих компактных камерах. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, как первая фотография в статье обрезана до пропорции четыре трети. Здесь есть отличия, и для себя, я предпочитаю второй вариант, так как здесь меньше пустого пространства вокруг белого цветка. Я вернусь к этой мысли чуть позже, дальше в статье.

Пользователи пленочных камер имеют больше выбора, когда дело доходит до пропорций, большое спасибо среднеформатным, крупноформатным и панорамным камерам, которые предлагают больше вариантов для выбора формата фильма.

Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых пропорций. Дальше я рассмотрю, как пропорция влияет на композицию.

Пропорции 35мм цифровых и пленочных камер, также некоторых среднеформатных камер Leica, незеркальных и компактных камер. Эта пропорция используется в качестве стандарта для 35 мм камер с тех пор как Oskar Barnack выбрал его как формат камеры Leica в начале XX века.

Используется в камерах стандарта Micro четыре трети, большинстве компактных камер, некоторых цифровых среднеформатных фотоаппаратах и плёночных камерах среднего формата которые используют формат 6x4.5cm. Это соотношение также используется неширокоэкранными телевизорами и компьютерными мониторами.




Используется некоторыми камерами среднего формата, такие как камеры серии Pentax 67. С помощью этих камер создают негативы или слайды с размером 6 x 7 см. Некоторые плёночные камеры, дальномеры среднего формата (например, Mamiya 7II) также используют эту пропорцию.




1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Формат квадрата в основном используется кинокамерами среднего формата, такими как Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Он также используется в игрушечных камерах, таких как Holga и Diana. Несколько производителей создали квадратные 35-мм камеры (с отрицательным размером 24 x 24 мм в 1930-х и 1940-х годах, но идея не стала популярной). Единственные 35 мм квадратноформатные фотоаппараты которые остались это пластиковые камеры Lomo и любопытные камеры Blackbird 35 мм с двойной рефлекторной линзой.




Используется крупноформатными камерами, которые работают с плёнкой размером 5 x 4 дюйма или 10 x 8 дюймов. Большие камеры 10 x 8 дюймов попали в немилость и теперь большинство крупноформатных фотографов используют пленку 5 x 4 дюйма.




Этот панорамный формат используется некоторыми плёночными камерами среднего формата. Несколько ранних компактных камер Panasonic использовали эту пропорцию. Она также используется для широкоэкранного захвата видео.




12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат используется в плёночных панорамных камерах среднего формата, например серии Linhof Technorama (Linhof также производит камеры Technorama с пропорцией 17:6).

Пропорции и композиция

Формат 35 мм, с пропорцией сторон 3:2, по-прежнему самый популярный формат в фотографии на сегодня. Точные причины, почему Oskar Barnack выбрал это соотношение неизвестно, но вполне вероятно потому что эта пропорция близка к Золотому сечению.




Происхождение Золотого сечения берёт начало в греческой математике и впоследствии успешно используется как пропорция в фотографии (а также в живописи, рисовании и архитектуре). Henri Cartier-Bresson известен за его мастерство в композиции и применении теории Золотого сечения в 35-мм формате кадра. Диаграмма выше показывает относительные размеры Золотого сечения (красный цвет) и 35-мм формат кадра (желтый цвет), который чуть больше.

Правило одной трети, известное правило составления композиции, это упрощенное понимание некоторых концепций идеальной композиции из Золотого сечения.

Проблема формата 35 мм




Формат 35-мм кадра (или Золотого сечения) работает хорошо, когда камера находится в альбомном формате, но все не так хорошо, когда вы разворачиваете камеру для портретной съемки. Прямоугольник слишком длинный и это довольно трудно эффективно заполнить кадр.




Я называю это "35 мм проблема". Это может стать проблемой для любого направления, но особенно в пейзажной фотографии, где часто слишком много неба в изображении, если вы используете портретную ориентацию (по этой причине, я снимаю большую часть моих пейзажей в альбомной ориентации).

Вы можете увидеть это на двух изображениях сверху. Первое изображение слишком «высокое», и композиция существенно улучшается когда мы кадрируем изображение в «короткий» прямоугольный формат. Фотографии демонстрируют разницу между соотношением сторон 2:3 формата 35 мм (Помните, ширина указывается первой) и пропорцией 4:5, 5 x 4 дюймовых крупноформатных камер.

"35 мм проблема" одна из причин, почему многие профессиональные фотографы, особенно ландшафтные фотографы, использовали средне или широкоформатные пленочные камеры во времена до того как цифровые зеркальные камеры стали стандартом. Пропорции 4:3, 7:6 и 5:4 обладают «коротким» прямоугольником и становится легче выбрать композицию для фотографии, снятой в книжной ориентации. Ещё, эти "короткие" прямоугольники больше соответствуют размерам страницы журнала и книги, чем формат 35 мм, это означает, что фотографии придётся меньше обрезать, чтобы вместить на полный разворот страницы.

Пропорции в цифровую эпоху

Теперь, когда большинство фотографов используют цифровые камеры, 35 мм проблема является менее значимой, можно легко кадрировать ваши фотографии в процессе пост-обработки. Вместо произвольной обрезки я рекомендую кадрировать фотографию в заданной пропорции (например, 7:6, 4:3 или 5:4). Каждая пропорция имеет определенный «характер», и это научит вас «видеть» в этой пропорции. С опытом вы поймёте когда композиция сцены перед вами выиграет от кадрирования, и вы сможете представить когда лучше кадрировать фотографию.

Стандарт Micro четыре трети

"35 мм проблема" является одной из причин, почему производители, такие как Olympus и Panasonic приняли стандарт micro четыре трети. Эти камеры превосходны в работе, в отношении композиции, потому что вам не приходится беспокоиться о проблемах, вызванных длинным 35-мм кадром.

Режим Live View и электронные видоискатели

Если у вас есть камера с электронным видоискателем или режимом Live View, стоит изучить инструкцию, чтобы увидеть может ли ваша камера использовать разные пропорции. Если да, в режиме Live View вырезанная часть изображения будет выделен серым чтобы помочь вам увидеть, как будет выглядеть фотография. Если у вашей камеры есть электронный видоискатель, он может показать вам обрезанное изображение в видоискателе. Это позволяет легко составлять композицию в различных пропорциях.

Квадратный формат

Квадратный формат заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Даже несмотря на то, что на данный момент на рынке нет цифровых камер квадратного формата, это все еще популярный формат благодаря широкой доступности плёночных камер квадратного формата и возможности обрезки в процессе пост-обработки. Вы можете прочитать о квадратном формате подробнее в нашей статье Руководство по производству красивых фотографий квадратного формата.

Пропорции и печать

Существуют практические области, где можете столкнуться с проблемой, вызванной соотношением сторон, например, печать. Если у вас 35-мм камера, вы обнаружите, что наиболее распространенные форматы листа бумаги для печати не соответствуют фотографии (единственным исключением является размер листа 6 x 4 дюйма).

Справедливо сказано, независимо от того, какую пропорцию вы используете, несмотря на это потребоваться обрезать меньше в определенных пропорциях. Эта проблема существует уже некоторое время, и является одной из причин, почему некоторые художественные фотографы предпочитают крупноформатные камеры, так как пропорция 5:4 подходит именно для стандартных размеров печати в фотолаборатории на бумаге (5 x 4 дюйма, 10 x 8 дюймов, 16 x 20 дюймов и так далее).

Бумага для струйных принтеров отличается, но, она производится в соответствии со стандартами установленными международной организацией по стандартизации (ISO). Этот стандарт использует пропорции 1:1.4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры листов A2, A3, A4, A5 и больше.




Есть довольно простое решение – печатать изображения с белой рамкой. Это и хорошо выглядит, и довольно практично, так как позволяет легче настроить принтер. Изображение выше показывает как фотография выполненная 35-мм камерой выглядит на распечатанном листе формата A4 или A3.

Как кадрировать

Кадрировать легко в Lightroom и немного сложнее в Photoshop. Вот краткое руководство по кадрированию в обеих программах, другие программы похожи на один из этих способов.




Lightroom

Перейдите в модуль Разработка и нажмите на иконку кадрирования. Нажимайте на стрелки рядом со словом «Оригинал» на правой стороне, и выбирайте пропорцию из списка, или выберите «Пользовательский ввод» для создания собственного соотношения сторон.

Photoshop CS


Если вы редактируете Jpeg или Tiff файл в Photoshop CS (в отличии от Adobe Camera Raw, который работает аналогично Lightroom) вам нужно сделать несколько вычислений для того, чтобы обрезать изображение до определенных пропорций. Самый простой способ заключается в том, чтобы выбрать инструмент «Кадрирование» и ввести размеры, до которых вы хотите обрезать изображение, в полях Ширина и Высота. Высота (или ширина в альбомном формате) должны соответствовать высоте вашей фотографии в пикселях, затем вы можете указать ширину, необходимую для соответствия выбранной вами пропорции.

Например если ваша фотография 3888 пикселей в высоту, и вы хотите кадрировать её пропорции 4:3, следует указать ширину 5184 пикселей.

Заключение

Надеюсь, это введение в пропорции поможет вам понять взаимосвязь соотношений сторон кадра с композицией. Используете ли вы 35 мм камеру, micro четыре трети, квадратный формат, крупный формат или панорамный фотоаппарат, пропорция делает различие в композиции ваших фотографий. В прошлом пропорции, которые использовали во многом были продиктованы камерой которой вы владели. Но сейчас, цифровые камеры дают вам свободу экспериментировать с каким соотношением сторон вы предпочитаете работать.

Читайте также: