Codec на материнской плате что это

Обновлено: 06.07.2024

Первые персональные компьютеры не имели звуковых возможностей. Да, у них были небольшие «пищалки», управляемые сигналами таймера, которые могли издавать звуковые сигналы заданной тональности. Они еще подходили для целей диагностики, но не более. А первые звуковые карты были достаточно дорогостоящими устройствами, не доступными рядовому пользователю ПК.

Росла вычислительная мощность процессоров, улучшались характеристики видеоподсистемы, росла емкость дисковой памяти. Звуковые возможности постепенно стали требоваться каждому персональному компьютеру — для игр, прослушивания музыки, звуковой поддержки интерфейса операционной системы. Возникла необходимость разработки максимально простой и недорогой звуковой подсистемы, которую можно было бы интегрировать в материнские платы.

Что такое AC’97

Большинство современных потребительских звуковых решений строится согласно стандарту AC’97, разработанному корпорацией Intel. Он предусматривает разделение звукового контроллера на две независимые части — цифровой контроллер (DC’97) и аналоговый кодек (AC’97), связанные между собой цифровым последовательным каналом AC-Link. Функции цифрового контроллера строго не регламентируются. Он может содержать универсальный или специализированный DSP-процессор для обработки звука, табличный волновой синтезатор, модуль поддержки DOS-звука, кодер и декодер Dolby и DTS и т.п. А может быть и простым хост-контроллером, отвечающим только за обмен данными между системной шиной и кодеком. Именно последний вариант хорошо подходит для интеграции, так как требует минимум аппаратных затрат.

Функциональная схема AC’97.

Кодек AC’97 — это небольшой чип (4х4 см, корпус TSOP, 48 выводов), который отвечает за преобразование звука в аналоговую форму при выводе и в цифровую — при вводе. Спецификация AC’97, последняя версия которой — 2.3, описывает электрические, механические, функциональные параметры кодека. Функциональная схема представлена на рисунке. Согласно ей, современный AC’97-кодек должен:
• содержать 16-разрядные ЦАП и АПЦ, аналоговый микшер;
• иметь до четырех линейных стерео входов и до двух моно входов;
• иметь один или два микрофонных входа с возможностью усиления (+20 дБ);
• иметь один линейный стерео выход;
• иметь дополнительные линейные выходы — для наушников, 4- и 6-канальной акустики;
• иметь расширенные возможности управления питанием.

Необязательные требования к кодекам включают:
• увеличение разрядности ЦАП и АЦП до 18 или 20 бит;
• аппаратное преобразование частоты дискретизации;
• управление громкостью (не уровнем) и тембром (отдельная настройка низких и высоких частот);
• расширение стереобазы (3D Enhancement);
• отдельный вход для записи голоса;
• наличие трасмиттера для цифрового интерфейса S/PDIF, поддержка независимого вывода S/PDIF (требование спецификации 2.2);
• определение типа подключенного к каждому входу или выходу устройства по его сопротивлению (требование спецификации 2.3).

Таким образом, от самого аудиокодека зависят такие параметры звука, как соотношение «сигнал/шум», уровень сигнала на выходе, нелинейные искажения, передача различных частот, поддержка нескольких аналоговых и цифровых входов и выходов. Различные звуковые эффекты (позиционирование, реверберация), поддержка нескольких потоков, соответствие требованиям различных API, работа с MIDI, общая устойчивость работы зависят от возможностей цифрового контроллера и его драйверов.

Особенности встроенного звука

Большинство интегрированных звуковых решений, встречающихся на современных материнских платах, состоят из встроенного в южный мост чипсета хост-контроллера и расположенного на плате аудиокодека. Размещение кодека или нескольких кодеков на специальной плате — райзере AMR (или более функциональных его разновидностях — CNR, ACR) тоже возможно, однако это решение не стало популярным, и потому слоты райзеров постепенно исчезают с материнских плат. Причина заключается в том, что встроенный звук имеется у каждой платы, а реализация с помощью райзера модема или сетевой карты получается не настолько дешевой, насколько малофункциональной и недостаточно качественной.

Хост-контроллер чипсета удовлетворяет спецификации AC’97 2.2 или 2.3, поддерживает двух- или многоканальные кодеки, а также независимую выдачу отдельного цифрового потока в формате PCM, AC-3, DTS и т.д. для интерфейса S/PDIF. Функции обработки звука зачастую целиком возлагаются на драйверы, которые пишут и разработчики чипсетов, и разработчики кодеков (у последних это получается лучше). Некоторые драйверы поддерживают и позиционируемый 3D-звук, и имитацию звуковой среды, и многополосный эквалайзер — мощности современных процессоров позволяют это. Иногда встроенный в чипсет контроллер аппаратно реализует поддержку DirectSound, табличного синтеза MIDI, а также позиционируемый звук, аппаратное кодирование звука в формат AC-3 (чипсеты NVIDIA).

Современные звуковые кодеки поддерживают практически все не только обязательные, но и опциональные требования. Нормой стало наличие трасмиттера S/PDIF для подключения цифровой акустики или других устройств с цифровым входом, встроенного усилителя, который активируется при подключении наушников. Есть кодеки с поддержкой многоканальной акустики, с 20-разрядными ЦАП и АЦП. Существенно улучшилось качество работы кодеков, производители плат научились грамотно проектировать обвязку, уменьшая тем самым наводки. Полностью аппаратные решения для шины PCI встречаются все реже и реже, так как они заметно дороже, а существенных преимуществ уже не имеют.

На сегодня встроенный звук уже практически избавился от таких типичных проблем, как повышенная шумность, искажения и наводки, низкий выходной уровень. Исчезли проблемы с поддержкой игр, недостаточной стабильностью, пропаданием звука при разгоне. Тем не менее, не все хорошо с воспроизведением низких и высоких частот, по-прежнему не всегда работает MIDI, часто отсутствуют какие-либо настройки, нет поддержки DOS (или она ограничена). У одних кодеков качество звучания и поддержка различных API лучше, у других — хуже, но производители материнских плат практически никогда не указывают, какие кодеки они используют. В этой статье можно рассказать об особенностях кодеков различных производителей, но привести перечень всех материнских плат с указанием, какой кодек установлен на каждой, невозможно по понятным причинам. Поэтому если вы планируете пользоваться встроенным звуком, обращайтесь к обзорам материнских плат.

Распространенные модели AC’97-кодеков

Год назад на материнских платах устанавливались в основном кодеки Analog Devices и SigmaTel. Они были реализованы лучше аналогов — имели более высокое качество звука, хорошие драйверы, часто использовались и для дорогостоящих звуковых карт. Более дешевые кодеки Avance Logic и Cirrus Logic/Crystal встречались реже, в основном на дешевых моделях материнских плат. Однако из-за того, что разработчики кодеков не заметили, как возросли требования к функциональности встроенного звука, и не успели подготовить новые модели, быстро приобрел популярность дешевый звуковой контроллер CMedia CMI8738.

Кодек - это программа, причем тут мать ?
Набор кодеков помогает плейеру читать разные форматы видео и аудио !

Аудиокодек на аппаратном уровне обозначает отдельную микросхему, которая кодирует и декодирует аналоговый звуковой сигнал в цифровой сигнал и наоборот при помощи аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразователей. В массовых встроенных в материнские платы звуковых картах аудиокодек фактически представляет собой всю звуковую карту.
В 1997 году компания Intel представила спецификацию на аудиокодеки для массового рынка под названием AC’97 В 2004 году Intel представила новую спецификацию, базирующуюся на AC’97

gribstas Искусственный Интеллект (245020) Да есть аппаратное декодирование и программное . И все таки общепринятое название - звуковая карта ! Чипсет звуковой карты .

кодек это просто набор минипрограмм для работы аудио и видео..
звковые сейчас ни нафик не нужны посокльку уже все давно интегрированы в мамки, это просто типо понты крутые звкуовики, но они ни на фик не упали. просто понты.

как я понимаю речь идёт о интегрированной звуковой плате . как правило она очень плоха ибо не очень качественная

Уоооу, Кодек это кодировщик/ декодеровщик звука в твоем случае. Это программа, ни что иное)) При чем тут хуже или лучше звуковой карты? Одно не будет работать без другого.

кодек это набор файлов с разным расширением для вспомогательной работы приложений

В железе нет кодеков, это программа без которой не будет воспроизводится звук или видео. никакой разницы нет сов строенной или с отдельнокупленной звуковой картой он будет работать.

В железе ЕСТЬ кодеки! Как раз звуковой кодет в чипсете сидит в Южном мосту, а все остальные микросхемы - их работа заключается в обработке этого кодека и ввода-вывода цифрового или аналогового звука

Аудиокодек (англ. Audio codec; аудио кодер/декодер) — компьютерная программа или аппаратное средство, предназначенное для кодирования или декодирования аудиоданных.

Т. е. в данном случае - чип на материнке отвечающий за звук. Один из самых известных производителей кодеков - Realtek,На сегодняшний момент их качество сравнимо с недорогими дискретными аудиокартами.


Обычно имеет компоновку в виде одной микросхемы, размером не более 1х1 см и нескольких резисторов и твёрдотельных конденсаторов. Сама стоимость микросхемы, обычно варьируется от 20 центов, до

4 долларов. То есть довольно дёшево. В большинстве случаев, микросхема уже содержит в своём корпусе низкокачественные ЦАП и АЦП, что позволяет воспроизводить и принимать звук на компьютере всего одной микросхемой.

Частота дискретизации встроенных кодеков обычно не дотягивает даже до 96 кГц, не говоря уже о 192 кГц (хотя несколько и существует). Эти и другие факторы, не лучшим образом влияют на качество воспроизведения звукового тракта.

Минусы встроенного звукового кодека в сравнении с дискретной (отдельной, внешней) звуковой картой:

· Общее качество воспроизведения и передача звука через микрофон значительно ниже.

· Нелинейные перепады сигнала выше, что искажает звуковую картину.

· Мощности сигнала бывает недостаточно при обилии низких частот, что приводит к «бубуханию» и захлёбыванию басовой составляющей.

· Часто, обрезание высоких частот, что тоже искажает звук в фильмах и музыке, делая его невыразительным, глухим и зажатым.· Неравномерность частотной характеристики и возможные завалы частот в зависимости от конструкции материнской платы.

· Искажения, которые могут быть вызваны близким расположением от кодека силовых элементов материнской платы.

· Загружают часть процессорного времени, в отличие от звуковых карт со своими собственными процессорами по обработке звука. Актуально для онлайн-игр, с большим количеством общающихся пользователей. В остальных случаях, для современных процессоров, урон производительности редко превышает 1%.

Плюсы встроенного звукового кодека в сравнении с дискретной (отдельной, внешней) звуковой картой:

· Бесплатность, так как встроенные звуковые кодеки, есть на каждой современной материнской плате. Чем дороже материнская плата, тем лучший кодек на ней распаян.

Некоторые производители дискретных звуковых карт, отмечая слабые характеристики встроенных звуковых кодеков, подшучивают: « Встроенные аудио-кодеки нужны, чтобы включить компьютер и услышать звуковую дорожку заставки операционной системы. На другое, они не годны».

Что же касается эволюции звуковых кодеков, то они понемногу улучшают свои характеристики. Некоторые кодеки даже приблизились по качеству звука к некоторым сверх-бюджетным, дискретным звуковым картам за 25-30$.

Наиболее частыми гостями на материнских платах можно назвать аудио кодеки компании Realtek.


Существует большое количество моделей под данной торговой маркой, которые устанавливаются на бюджетные или топовые материнские платы. Цена чипов тоже значительно отличается.

Производством аудио кодеков активно занимаются такие компании как VIA, Intel, Nec.

Содержание

Программный кодек

Аудиокодек на программном уровне является специализированной компьютерной программой, кодеком, который сжимает (производит компрессию) или разжимает (производит декомпрессию) цифровые звуковые данные в соответствии с файловым звуковым форматом или потоковым звуковым форматом. Задача аудиокодека как компрессора заключается в предоставлении аудиосигнала с заданным качеством/точностью и минимально возможным размером. Благодаря сжатию уменьшается объём пространства, требуемого для хранения аудиоданных, а также возможно снизить полосу пропускания канала, по которому передаются аудиоданные. Большинство аудиокодеков осуществлены как программные библиотеки, которые взаимодействуют с одним или несколькими аудиоплеерами, такими как QuickTime Player, XMMS, Winamp, VLC media player, MPlayer или Windows Media Player.

Популярные программные аудиокодеки по областям применения:

Аппаратный кодек



Микросхема аудиокодека Realtek ALC 882 HD на материнской плате

Аудиокодек на аппаратном уровне обозначает отдельную микросхему, которая кодирует и декодирует аналоговый звуковой сигнал в цифровой сигнал и наоборот при помощи аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразователей. Цифро-аналоговая конвертация происходит, когда компьютер посылает звук на внешние динамики, а аналого-цифровая конвертация происходит, когда звук подаётся на компьютер извне. [1] [2]

Аудиокодек является основной, но не всегда единственной составной частью звуковой карты. Он является промежуточным звеном, интерфейсом между аналоговыми портами приёма и передачи звука и блоками цифровой обработки звука. [1] [2]

В массовых встроенных в материнские платы звуковых картах аудиокодек фактически представляет собой всю звуковую карту: он преобразовывает аналоговый сигнал, получаемый с разъёмов, в цифровой, и передаёт его на южный мост материнской платы, откуда цифровой звук попадает на центральный процессор. Данная технология обработки цифрового звука на центральном процессоре называется Host Signal Processing. [1] [2]

В дискретных звуковых картах, подключаемых к материнской плате, аудиокодек выполняет ту же роль, что и на интегрированных, но после оцифровки передаёт звуковой сигнал не на центральный процессор, а на специальный чип управления и обработки звука, также размещённый на звуковой плате. [1] [2]

Спецификации аудиокодеков

В 1997 году компания Intel представила спецификацию на аудиокодеки для массового рынка под названием AC'97 (Audio Codec '97). [3]

Содержание

Программный кодек

Аудиокодек на программном уровне является специализированной компьютерной программой, кодеком, который сжимает (производит компрессию) или разжимает (производит декомпрессию) цифровые звуковые данные в соответствии с файловым звуковым форматом или потоковым звуковым форматом. Задача аудиокодека как компрессора заключается в предоставлении аудиосигнала с заданным качеством/точностью и минимально возможным размером. Благодаря сжатию уменьшается объём пространства, требуемого для хранения аудиоданных, а также возможно снизить полосу пропускания канала, по которому передаются аудиоданные. Большинство аудиокодеков осуществлены как программные библиотеки, которые взаимодействуют с одним или несколькими аудиоплеерами, такими как QuickTime Player, XMMS, Winamp, VLC media player, MPlayer или Windows Media Player.

Популярные программные аудиокодеки по областям применения:

Аппаратный кодек



Микросхема аудиокодека Realtek ALC 882 HD на материнской плате

Аудиокодек на аппаратном уровне обозначает отдельную микросхему, которая кодирует и декодирует аналоговый звуковой сигнал в цифровой сигнал и наоборот при помощи аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразователей. Цифро-аналоговая конвертация происходит, когда компьютер посылает звук на внешние динамики, а аналого-цифровая конвертация происходит, когда звук подаётся на компьютер извне. [1] [2]

Аудиокодек является основной, но не всегда единственной составной частью звуковой карты. Он является промежуточным звеном, интерфейсом между аналоговыми портами приёма и передачи звука и блоками цифровой обработки звука. [1] [2]

В массовых встроенных в материнские платы звуковых картах аудиокодек фактически представляет собой всю звуковую карту: он преобразовывает аналоговый сигнал, получаемый с разъёмов, в цифровой, и передаёт его на южный мост материнской платы, откуда цифровой звук попадает на центральный процессор. Данная технология обработки цифрового звука на центральном процессоре называется Host Signal Processing. [1] [2]

В дискретных звуковых картах, подключаемых к материнской плате, аудиокодек выполняет ту же роль, что и на интегрированных, но после оцифровки передаёт звуковой сигнал не на центральный процессор, а на специальный чип управления и обработки звука, также размещённый на звуковой плате. [1] [2]

Спецификации аудиокодеков

В 1997 году компания Intel представила спецификацию на аудиокодеки для массового рынка под названием AC'97 (Audio Codec '97). [3]

Читайте также: