Creative сравнение звуковых карт

Обновлено: 03.07.2024

При работе над прошлым тестом звуковых карт я не рассчитывал, что он получит какое-либо продолжение. Однако тот обзор вызвал живейший интерес у читателей. Да и соперничающих продуктов на рынке еще достаточно. Так, в обсуждении многие форумчане жаловались, что тестируемые платы ASUS сравниваются лишь с M-Audio Revolution 5.1 и E-MU 0404 USB – хоть и популярными, но не слишком уже актуальными аудиоинтерфейсами; а прямые конкуренты, в первую очередь модели Creative – отсутствуют.

Эта сингапурская компания в последние годы как-то ослабила хватку в потребительском сегменте. Продукты серии X-Fi вышли не самыми удачными и заметно уступали по части параметров решениям ASUS аналогичного класса. Но в Creative вовремя спохватились, и в конце прошлого года представили полностью новую линейку звуковых карт под старым брендом SoundBlaster. В нее вошло три модели с индексами Z, Zx и ZxR. При этом даже младшая может похвастать отличными заявленными характеристиками. Правда, ее рекомендованную цену в $100 бюджетной никак не назовешь. Ну, а флагман серии, который должен стоить вполне обыденные для современной звуковой карты высокого уровня $200, призван вернуть компании лидирующие позиции в абсолютном зачете.

реклама

Технические характеристики карт

Для начала, сводные технические характеристики соперников:

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Сразу бросается в глаза поддержка всеми картами SoundBlaster лишь 5.1 против 7.1 у моделей ASUS. Но зато элементная база у продуктов Creative (особенно ZxR) в целом лучше, да и единственный паспортный параметр – соотношение «сигнал/шум» выглядит крайне внушительно.

Для всех карт заявлен широчайший диапазон воспроизводимых частот и, разумеется, каждая поддерживает режим 192 кГц / 24 бита.

Методика тестирования

Стереосигнал выводился в режиме 16 бит, 44 кГц, 24 бита, 48 кГц и 24 бита, 192 кГц. В качестве устройства записи использовался профессиональный звуковой интерфейс E-MU 0404 USB.

реклама

Субъективное прослушивание

В ходе прослушивания к звуковым картам подключались профессиональные активные мониторы Dynaudio BM15A, а также наушники Sennheiser HD650 и Denon D2000. Последние в случае, если карта оснащена специализированным выходом для наушников (например, усиленным), подключались к нему.

Кроме прямых соперников, при субъективном прослушивании я сравнивал все платы с полупрофессиональной внешней картой E-MU 0404 USB. Как и все новые SoundBlaster, она оснащена усилителями для наушников. А значит, полноценное сравнение возможно и здесь. Ваш покорный слуга не мнит себя большим знатоком или завзятым аудиофилом, но кое-какие впечатления постарался сформулировать. Разумеется, лишь в дополнение к результатам объективных измерений.

SoundBlaster Blaster Z

Карты будем рассматривать по порядку – от младшей к старшей.

SoundBlaster Z поставляется в средних размеров картонной коробке. Последняя эффектно оформлена: золотые вставки на черно-красном фоне. На лицевой стороне через прозрачное окошко можно лицезреть саму плату.

425x450 50 KB. Big one: 1417x1500 253 KB

Остальные грани коробки испещрены всевозможной информацией о продукте, причем большинство данных приводится сразу на нескольких языках. Есть среди них и русский.

А вот реальных технических характеристик производитель указывает немного. Да и ручки для переноски тут однозначно не хватает.

430x450 59 KB. Big one: 1432x1500 321 KB

Внутри плата зафиксирована в мягкой пластиковой выштамповке.

450x407 29 KB. Big one: 1500x1355 165 KB

В комплекте, кроме ожидаемой документации и диска с ПО – лишь микрофон Creative Crystal Voice.

450x269 23 KB. Big one: 1499x895 142 KB

Он неплохо оформлен, такой аксессуар приятно видеть в поставке звуковой карты. Лишь бы ее цену не увеличивал слишком заметно.

реклама

450x344 18 KB. Big one: 1500x1147 96 KB

Сама аудиоплата, носящая индекс SB1500, хоть и выполнена в стандартном, а не низкопрофильном форм-факторе, довольно компактна – менее 13 см в длину.

450x413 40 KB. Big one: 1500x1377 280 KB

450x414 35 KB. Big one: 1500x1385 209 KB

реклама

Зато на ней удалось реализовать полный набор необходимых разъемов:

  • Два отдельных 3.5 мм mini Jack для микрофона и наушников;
  • Еще три – для акустики формата 5.1;
  • А также два цифровых порта.

450x303 24 KB. Big one: 1500x1011 124 KB

Бо́льшая часть платы прикрыта металлическим кожухом, окрашенным в ярко-красный цвет. Увы, весьма сомнительно, что он как-то защитит чувствительные компоненты от наводок – с такой-то здоровой круглой дырой в центре. Да и для отвода тепла кожух ни с какими компонентами напрямую не контактирует (впрочем, последнее тут и не нужно – плата не требует внешнего питания и греется в работе крайне умеренно).

300x279 14 KB. Big one: 1000x930 84 KB

По всей видимости, кожух тут больше «для красоты». Для того же – и прозрачное окошко, через которое видно часть электронных компонентов и главную микросхему, прикрытую декоративной накладкой.

реклама

Под ней скрывается звуковой процессор Creative Sound Core3D (CA0132). Мы его еще не раз встретим в дальнейшем. Здесь он не только отвечает за все расчеты, но и выполняет функции АЦП и ЦАП-а для всех каналов, кроме передних.

450x314 47 KB. Big one: 1500x1045 270 KB

Плата не слишком перенасыщена элементами: монтаж не такой плотный, как в топовых решениях. Но все же по последней моде среди звуковых карт для фронтальных каналов используется отдельный цифро-аналоговый преобразователь. В данном случае это старшая модель Cirrus Logic – CS4398. Таким же ЦАП-ом оснащены, например, ASUS Xonar D1 и многие продукты E-MU – очень достойно. В обвязке используются операционные усилители NJM2114 и 4556A. Их замена не предусмотрена: при желании это сделать, ОУ придется выпаивать.

Впрочем, для данного класса устройства их возможностей более чем достаточно.

360x360 50 KB. Big one: 1200x1200 283 KB

реклама

Еще одна микросхема Creative – CA0113 – отвечает за работу с контроллером PCI-Express.

450x344 43 KB. Big one: 1500x1145 246 KB

Сверху и снизу напротив процессора производитель установил светодиоды.

420x371 55 KB. Big one: 1501x1327 409 KB

При работе они обеспечивают красную подсветку платы, а заодно и всех внутренностей системного блока.

реклама

Отключить их без потери гарантии не получится.

450x352 54 KB. Big one: 1499x1173 301 KB

Вот, собственно, и все, что можно сказать про плату. Пора переходить к тестированию. Первым делом – результаты измерений.

Сравнивать будем с основным конкурентом Creative SoundBlaster Z на рынке – ASUS Xonar DX:

16 бит, 44 кГц:

реклама

24 бита, 48 кГц:

24 бита, 192 кГц:

Учитывая заявленные характеристики, можно было ожидать лучших результатов.

Если при измерении ASUS Xonar D1 я просто «уперся» в возможности записывающего тракта моей немолодой уже E-MU 0404 USB, то тут до соотношения «сигнал/шум» в 113 дБ не удалось дотянуться и близко. Впрочем, общая оценка RMAA «отлично» в 24-битных режимах 48 и 192 кГц говорит сама за себя. Creative SoundBlaster Z обеспечивает прекрасное качество звука, которого будет достаточно для абсолютного большинства даже весьма требовательных пользователей.

Это подтверждает и субъективное прослушивание. На студийных мониторах ценой в несколько тысяч долларов и в помещении с начальной аудиоподготовкой «услышать» разницу между Creative SoundBlaster Z и лучшими представительницами племени звуковых карт вроде E-MU 0404 USB, ASUS Xonar DX или топовой «развлекательной» платой той же линейки (ROG Phoebus) очень непросто. На самых сложных и насыщенных композициях возникает ощущение, что Creative SoundBlaster Z играет чуточку грязновато, и звуку не хватает детальности. Но желания сравнивать его с той же M-Audio Revolution 5.1 не возникает ни малейшего – и так понятно, что новинка играет лучше.

С выходом для наушников все не так просто. Видимо, использование того же ЦАП, пусть и через другую обвязку, сказалось. Качество воспроизведения в наушниках уступает фронтальному выходу. Конечно, при использовании с бюджетными и среднего уровня моделями разница не будет так заметна, но к звуковым картам за $100 наверняка присматриваются и многие обладатели дорогих качественных наушников. И они могут быть разочарованы ухудшением детальности и повышенным уровнем искажений здешнего специализированного выхода. А ведь могло быть очевидное преимущество над ASUS Xonar DX, которая наличием усилителя для наушников в принципе похвастать не может.

Сейчас же, увы, приходится констатировать пусть и небольшой, но проигрыш SoundBlaster Z своему основному конкуренту по главному параметру – качеству звука. И это при чуть более высокой стоимости. На момент написания обзора в московской рознице ASUS Xonar DX можно было купить менее чем за 2500 рублей, в то время как цены на новый продукт Creative только начинались от 3000 рублей. В дополнение к этому карта ASUS – низкопрофильная, и бывает не только с разъемом PCI-Express, но и со стареньким PCI. И большой вопрос – много ли народу в такой ситуации прельстится на больший функционал, длинный список поддерживаемых технологий, яркий дизайн, микрофон в комплекте и более удобный драйвер?

Что касается программного обеспечения, то о нем поговорим в соответствующем разделе. А тем же, кому важен комплект поставки, нужно обязательно посмотреть на следующую модель – SoundBlaster Zx.

Все больше людей занимаются стримингом, неудивительно, что выделенные звуковые карты тоже становятся популярнее. Обзоры помогут выбрать модель по запросам.

Обзор и тестирование внешней звуковой карты Creative Sound Blaster GC7

Внешняя USB звуковая карта с усилителем для наушников, совмещенная с функциональным пультом управления всех звуковых событий в играх.

Обзор внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X4

Обновленная версия внешней звуковой карты от Creative с приятным дизайном и убедительным объемным звучанием.

Обзор и тестирование портативного звукового адаптера Creative Sound Blaster Play 4

Миниатюрный внешний USB ЦАП оснащен множеством функций для удобной коммуникации в режиме онлайн, и цена при этом вполне приемлемая.

Обзор и тестирование звуковой карты Creative Sound Blaster Audigy Rx

Давайте разберемся, почему хорошая звуковая карта с доступной стоимостью заимела много негативных отзывов на различных форумах. Может быть у нас получится раскрыть её потенциал..

Обзор и тестирование звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 Plus

Тестируем обновленную PCI-E звуковую карту для геймеров - Sound BlasterX AE-5 Plus с добавлением многоканального кодирования звука Dolby Digital Live и DTS Connect.

Обзор и тест внешней звуковой платы Creative Sound Blaster G3

Прекрасное компактное решение для настоящих поклонников качественного звука на игровых приставках и не только

Обзор графического планшета ViewSonic ViewBoard ID 1330

Компактный графический планшет с индуктивным сенсорным дисплеем 13,3" и 6-ю программируемыми кнопками

Обзор и тест Intel Core i7-12700K

Сравнение с Ryzen 9 5900X и Core i7-11700K в стоке и разгоне. Тест с DDR4 и DDR5.

Обзор и тест видеокарты Sapphire Pulse AMD Radeon RX 6600 Gaming

Доступный гейминг в 1080p на AMD Radeon RX 6600 за $329.

Обзор внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X3

Компания Creative продолжает продвигать свою нашумевшую технологию SXFI в широкие массы. Creative Sound Blaster X3 - это волшебное устройство, которое способно подарить практически любым наушникам качественный виртуальный объемный звук.


Рейтинг топ-10 по версии КП

1. Внутренняя звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy Fx 3 228 рублей

Начинает нашу подборку лучших звуковых карт 2021 доступная модель от именитого производителя. Собственно, с «железа» «Creative» и началась история с компьютерным звуком. Прошло уже много лет, но бренд Sound Blaster у знатоков до сих пор ассоциируется со звуковыми картами хорошего качества. У этой модели есть производительный 24-битный процессор и продвинутое программное обеспечение. Такая звуковая карта идеально подойдет как для мультимедиа, так и для компьютерных игр.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внутренний, процессор 24 бит / 96 кГц

Плюсы: известный бренд, есть поддержка игровых драйверов

Минусы: нет поддержки ASIO

2. Внешняя звуковая карта BEHRINGER U-PHORIA UMC22 3 979 рублей


Недорогая внешняя звуковая карта, которая больше подходит для оборудования простой домашней студии. Прямо на корпусе устройства есть разъемы для подключения профессионального микрофона и музыкальных инструментов. Интерфейс управления устройством максимально простой и понятный - за все параметры отвечают аналоговые тумблеры и переключатели. Самый главный минус этой карты - сложности с установкой драйверов

Технические характеристики: тип - профессиональный, форм-фактор - внешний, процессор 16 бит / 48 кГц

Плюсы: стоимость

Минусы: сложности с установкой драйверов

3. Внешняя звуковая карта Creative Omni Surround 5.1 5 748 рублей


Как уже понятно из названия, эта внешняя звуковая карта может работать с форматом звука 5.1 После покупки такого устройства эмоций от фильмов или игр у владельца будет куда больше. Любопытно, что в этой модели звуковой карты есть простенький встроенный микрофон - такая функция подойдет для любителей игр. Дизайн и скромные размеры «Omni Surround» подойдут к любому окружению. Несмотря на «игровой» внешний вид у этой модели нет поддержки геймерской технологии EAX.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внешний, процессор 24 бит / 96 кГц

Плюсы: стоимость, есть встроенный микрофон

Минусы: нет поддержки EAX и ASIO

На какие еще звуковые карты стоит обратить внимание

4. Внешняя звуковая карта Creative SB Play! 3 1 990 рублей


Простая в установке и настройке внешняя аудиокарта. Это наиболее доступный вариант в нашей подборке лучших звуковых карт. Чаще всего такой девайс покупают дабы улучшить качество звуков в компьютерных играх - например, чтобы лучше слышать шаги противника в экшенах. Кому-то может не понравиться «хвостатый» дизайн этой карты, но если ее подключить к задней части системного блока, то никаких проблем не будет.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внешний, процессор 24 бит / 96 кГц

Плюсы: стоимость, легкость установки и настройки, поддержка EAX

Минусы: в паре с некоторыми наушниками появляется шум

5. Внутренняя звуковая карта ASUS Strix Soar 6 574 рублей


Производительная модель аудиокарты для установки в корпус компьютера. Одинаково хорошо подходит как для наушников, так и аудиосистемы. Производители позиционируют устройство именно для использования в играх, но на этом его функционал, разумеется, не ограничивается. Программное обеспечение Strix Soar позволит использовать разные настройки для музыки, кино или игр. Главным отличием от конкурентов у этой модели будет наличие усилителя для наушников - с ним звук будет чище и громче. Учтите, что к этой звуковой карте нужно подводить отдельный 6-pin провод от блока питания - без него она работать не будет.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внешний, процессор 24 бит / 192 кГц

Плюсы: качество звука, отдельный усилитель для наушников

Минусы: нужно подключать отдельное питание

6. Внутренняя звуковая карта Creative Sound Blaster Z 7 590 рублей


Еще одна продвинутая внутренняя модель в нашем списке лучших звуковых карт 2021. Здесь есть поддержка всех популярных звуковых драйверов, производительный процессор и большое количество входов и выходов для подключения периферии. В отличии от прошлой модели в нашем обзоре, к «Creative Sound Blaster Z» не нужно подключать дополнительное питание. Также в комплекте с этой звуковой картой идет небольшой стильный микрофон.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внутренний, процессор 24 бит / 192 кГц

Плюсы: качество звука, хороший комплект

Минусы: цена, нельзя отключить красную подсветку

7. Внешняя звуковая карта BEHRINGER U-CONTROL UCA222 2 265 рублей


Небольшая и доступная внешняя звуковая карта в ярком красном корпусе. Подойдет для тех, кому важны размеры устройства, к которому подключается музыкальная аппаратура. На крохотном корпусе есть два полноценных аналоговых комплекта вход/выход, оптический выход и выход на наушники и регулировка громкости. Работает «U-CONTROL UCA222» через USB - здесь не нужно долго колдовать над процессом настройки карты, все программы устанавливаются в пару нажатий. Из минусов - не самый производительный процессор, но за свою цену ему нет конкурентов на рынке.

Технические характеристики: тип - мультимедийный, форм-фактор - внутренний, процессор 16 бит / 48 кГц

В предыдущей статье я постарался описать весь спектр звуковых карт эпохи MS-DOS, но не то, чтобы сильно в этом преуспел. С конца восьмидесятых до середины девяностых многие производители экспериментировали с технологиями синтеза звука, воспроизведения цифровых записей, ранними протоколами сжатия и спецэффектами. Для продолжения моего проекта по строительству «прокачанного» 386-го компьютера базовых знаний достаточно. А дальше будем разбираться с конкретными железками.


Я остановился на трех звуковых картах для шины ISA, и каждая из них имеет свои особенности. Все три ценятся коллекционерами и строителями ретро-ПК, но поводы для этого разные. Sound Blaster 16 точно соответствует выбранному мной периоду: если бы я покупал новый компьютер в конце 1992 года, то это была бы самая современная звуковая карта от Creative. Sound Blaster Pro 2 чуть постарше в смысле технологий, но ее часто называют лучшей картой для DOS-игр. Sound Blaster AWE64 Gold выпущен позже и просто считается лучшей звуковой картой ISA: за счет качественного аудиотракта и модных разъемов с золочением.

Не буду пытаться устраивать интригу: в 386-й системе на постоянной основе поселится Sound Blaster Pro 2. В этой статье делюсь результатами моих попыток выяснить, почему в отзывах на форуме Vogons, на ютюбе иногда говорят о «более четком звуке» в играх, в то время как поздние звуковые карты, начиная с SB16, оцениваются как звучащие «глухо, нечетко, размыто». Мое небольшое исследование привело к интересному выводу: SB Pro 2 субъективно (не всем) «нравится» больше, потому что система обработки цифрового звука у него более неправильная, чем у последователей.

Все статьи по теме:

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. Там потихоньку делюсь результатами нового раунда коллекционирования минидисковой техники.

Давайте ознакомимся с претендентами. Начнем с самой новой (ну как, 23 года) Creative Sound Blaster AWE64 Gold. Это слегка улучшенная версия оригинальной карты AWE64, выпущенной в ноябре 1996 года, которая в свою очередь заменила AWE32. Замена получилась сомнительная. Во-первых, в Sound Blaster AWE32 можно было расширять оперативную память для сэмплов табличного синтеза с помощью обычных модулей SIMM, а они на тот момент стоили дешево. В AWE64 сделали проприетарный разъем. Во-вторых, полноразмерная AWE32 сейчас смотрится куда внушительнее «обычной» AWE64. Обе для моей 386-й системы в любом случае слишком новые. Табличный синтез меня пока не очень интересует, да и в Gold-версии на плате распаяны достаточные четыре мегабайта под банки сэмплов. В подборку AWE64 Gold попала просто: эта карта у меня уже была, а если качество звука у более старых карт оказалось бы совсем уж унылым, то я бы мог выбрать этот качественный вариант.


Creative Sound Blaster 16 — первая настоящая 16-битная звуковая карта Creative. По сравнению с более древними, она позволяет воспроизводить аудио с параметрами CD без ограничений. Sound Blaster Pro 2 цифровые данные в формате 44кгц/16бит воспроизводит только в моно. По меркам 1992 года это слабый аргумент в пользу SB16: никто тогда не хранил на жестком диске цифровую музыку в WAV или сжатом формате, разве что собственные записи с микрофона. В лучшем случае слушали компакт-диски, подключаемые к аналоговому входу звуковой карты. Игры с сэмплами в CD-качестве на моем компьютере скорее всего не заработают. У меня ранняя версия SB16, и это одновременно и хорошо, и плохо.


Хорошо, так как на моем варианте установлен правильный чип FM-синтеза Yamaha OPL3, такой же, как и на SB Pro 2. Позже Creative сделали собственный вариант синтезатора (известный как CQM), который поначалу звучал несколько не так, как надо. Плохо: в этой ревизии платы присутствует несколько серьезных багов. Один из наиболее важных — это так называемый DMA Clicking Bug. Если просто, в некоторых играх для воспроизведения цифровых музыкальных сэмплов используется механизм Single-Cycle DMA. В этом режиме после воспроизведения сэмпла карта SB16 ранних ревизий издает явно слышимый щелчок. Как это звучит на практике? Этот и другие примеры я привожу с помощью своей любимой игры Prince of Persia. В конце каждого уровня вам нужно открыть дверь на следующий. Звук открытия двери — это на самом деле короткий сэмпл, который повторяется несколько раз, создавая эффект поднимающихся ворот. После каждого микросэмпла SB16 издает щелчок, которого на других звуковых картах нет.

Ну и мой фаворит: купленная в последний момент за совсем небольшие деньги Sound Blaster Pro 2. Как и на ранней версии SB16, адрес (обычно 220), номер прерывания (5 или 7) и канал DMA (1) задаются перемычками прямо на плате. При наличии в файле autoexec.bat магической строчки SET BLASTER=A220 I7 D1 (подробнее) в большинстве игр звуковая карта заработает без каких-либо драйверов — они требуются для дополнительных фич и для регулировки громкости и включения-выключения аналоговых входов. AWE64 Gold поддерживает стандарт Plug and Play, прерывания настраиваются с помощью фирменной утилиты. Впрочем, после настройки они сохраняются, и дальше тоже можно обойтись без драйверов. Одна из причин для постройки «настоящего» ретро-ПК с шиной ISA заключается в том, что DOS-игры обращаются к железу напрямую, ожидая увидеть именно устройство на шине ISA с именно такими параметрами. Более поздние звуковые карты PCI обеспечивают эмуляцию, и как правило работают, но не всегда.


Что еще интересного мы видим на этой плате, кроме перемычек-джамперов и слоя пыли? Три разъема для внешних устройств: для подключения колонок, линейный вход и для микрофона. Отдельные входы для PC Speaker и звука с оптического привода. Колесо регулятора громкости намекает на присутствие на плате усилителя для пассивных колонок. К сожалению, на Sound Blaster Pro 2 этот усилитель неотключаемый, в отличие от SB16. Качества звуку он не добавляет. В свое время дешевые пассивные колонки (АКА пластиковые горшки с динамиками) были распространены, и вот эта регулировка громкости в недрах задней части компьютера была совсем неудобной. Сейчас колонки у меня хорошие, с усилителем, и дешевая схема на плате только все портит. Проблему можно решить паяльником и удалением пары элементов, но не хочется портить раритет. На всех трех картах присутствует порт для джойстика или для MIDI-устройства (в SB16 и AWE64 поддерживается стандарт MPU-401, в Pro 2 — не поддерживается), но на данном этапе он интереса не представляет.

Hi-Fi курильщика

Как вообще можно сравнивать звуковые карты друг с другом? Так как это устройства, воспроизводящие звук, я решил начать с объективных замеров качества этого самого звука. Получилось вот что:


Здесь меня больше всего интересует динамический диапазон. В этом тесте в программе RMAA воспроизводится сигнал с частотой 1 Кгц, с максимальной амплитудой. Измеряется разница между сигналом и шумом, который появляется как побочный продукт цифро-аналогового преобразования, так и благодаря особенностям аналоговой части. Показатель хорошего CD-проигрывателя — 96 дБ, кассетной деки — 60дБ, минидискового портативного проигрывателя — 87 дБ. Здесь мы видим, что, во-первых, до CD-проигрывателя не дотягивает даже AWE64 Gold. Разница между «премиальной» AWE64G и SB16 — не огромная. SB Pro 2 ожидаемо шумит больше других, на уровне кассетной техники, за счет неотключаемого усилителя. В правой колонке — результаты интегрированного звука у ноутбука ThinkPad 600. Как видите, вот там все гораздо хуже, чем у любого из более старых устройств.


Посмотрим на амплитудно-частотную характеристику. У ThinkPad 600 происходит какая-то несусветная дичь. У SB16 и AWE64 все более-менее ровно. У Sound Blaster Pro 2 наблюдается некоторый подъем на низких частотах и заметный завал на высоких — и к этому факту мы еще вернемся.

Звук в играх

Ох непростая это тема. В рамках данной статьи я сведу ее к одному нюансу в Sound Blaster Pro 2, хотя отличий между древними звуковыми картами на самом деле больше. В каких-то играх одна карта будет глючить, а другая нет. Где-то звук будет «правильный» именно на карте с настоящим чипом Yamaha, а не с репликой от Creative. Вариантов масса, и надо как-то упрощать задачу. Вот я и упростил, сравнив все три звуковые карты на двух играх: Принц Персии (версии 1.3) и Doom. Сравнения при воспроизведении MIDI-треков даже выкладывать не буду — их там нет. Музыкальная тема в Doom и Prince of Persia звучит одинаково на всех трех картах, а также в Dosbox и на ноутбуке ThinkPad 600. Может быть я не улавливаю каких-то нюансов, но скорее всего эти две игры не так требовательны к железу, как другие программы. Вот так начальную тему Prince of Persia играет звуковая карта Sound Blaster Pro 2:

Интро в «Принце» и дало мне повод для дальнейших исследований. Игра начинается с MIDI-трека, но есть одно исключение: в видео выше на 0:58, звук открываемой двери. Это цифровой аудиосэмпл, и вот он на Sound Blaster Pro 2 звучал как-то заметно иначе, чем на SB16 или AWE64 Gold. Я решил удостовериться, записав звук финальной битвы с «супербоссом» Prince of Persia на двенадцатом уровне. Нормального железа для захвата видео с ретроПК у меня пока нет, поэтому на видео ниже только звук.

Вот оно! Вот! Звук с SB Pro 2 заметно четче, там больше высоких частот. Sound Blaster 16 (а также AWE64, Dosbox и прочие более современные звуковые системы) на этом фрагменте звучат как-то более скучно. Как так получилось? Сопоставив информацию на форумах, я пришел к следующему объяснению. Тут я вынужден оставить важную ремарку: я не специалист. Если где-то ошибся в формулировках, буду рад уточнениям.

Так вот, согласно теореме Котельникова можно точно записать аналоговый сигнал в цифровой форме и воссоздать его, если его частота не превышает половину частоты дискретизации. Для CD частота дискретизации составляет 44100 Герц, соответственно аналоговый сигнал с частотой до 22050 Герц можно записать и затем воспроизвести достоверно. В теории, а на практике возникают сложности, и в данном случае нам интересны сложности преобразования цифрового сигнала в аналоговый, для последующего усиления и передачи на колонки или наушники.

Цифро-аналоговые преобразователи не идеальны, и имеют тенденцию, помимо основного сигнала, создавать его фантомную копию с частотами в два раза выше, чем надо. Возникает эффект алиасинга: например, если на входе есть синусоидальный сигнал с частотой 12 килогерц, на выходе мы получаем нужные 12, а также паразитные сигналы с частотой 24, 36 килогерц и так далее. Дальнейшее усиление может привести к неправильной обработке этих высокочастотных сигналов и проникновению артефактов в слышимый диапазон частот. Борются с этим двумя способами: оверсэмплингом (подаем на ЦАП цифровой поток с частотой не 44100, а 88200 Гц или больше) или простым аналоговым фильтром, который после ЦАП срезает все частоты выше 20 килогерц, что считается пределом возможностей человеческого уха.

Оверсемплинг применяется по умолчанию на современных устройствах, но в начале девяностых это была достаточно дорогая технология. И да, если мы строим CD-проигрыватель, то все просто — частота дискретизации у нас одна. Проблема компьютерного звука в том, что эти частоты могут быть разные. В случае Принца Персии мы имеем дело с аудиосэмплами, записанными с частотой дискретизации 11025 Герц. В таком формате мы можем сохранить и передать звук с частотой не более, чем 5,5 килогерц, а это достаточно мало. И вот поставьте себя на место проектировщика звуковой карты: в одной игре используется звук с частотой дискретизации 11025 Гц, в другой — 22050, в третьей — «по стандарту CD». Судя по всему, начиная с Sound Blaster 16 Creative использовала динамический аналоговый фильтр, который «срезал» частоты в соответствии с форматом исходного цифрового сигнала. В Sound Blaster Pro 2 и, возможно, в более ранних звуковых картах, использовался единственный аналоговый фильтр, который плавно отсекал высокие частоты: отсюда в моих замерах падение на 6дБ на частоте 15 килогерц.

Но для сэмплов Prince of Persia это недостаточно. Как это проверить? Давайте сгенерируем в программе Audacity синусоидальный сигнал с частотой 5 килогерц. В идеальных условиях при разложении частот он должен выглядеть так:

Сохраним этот сигнал с частотой дискретизации 11025 Гц, воспроизведем на Sound Blaster 16 и запишем. Получается вот что:


Добавились искажения, но в целом все нормально. А теперь воспроизведем такой же аудиофайл на Sound Blaster Pro 2:


Искажений больше, но главное — появилась ранее отсутствовавшая копия сигнала в районе 15 килогерц. Вот эти искажения на видео с битвой из Prince Of Persia мы и слышим. В оригинальных аудиосэмплах их нет, это звуковая карта добавляет отсебятину. За счет этого и звучит «иначе», по сравнению с Sound Blaster 16 и всеми более современными звуковыми картами. И кому-то (например мне) кажется, что звучит она лучше. Хоть и неправильно. В любой другой аудиосистеме я бы сказал: ну нет, мы будем искать что-то более приличное. Но представьте себе разработчика DOS-версии «Принца» в 1989 году, который тестировал звук на еще более ранних версиях звуковых карт. Он настраивал звучание цифровых сэмплов так, чтобы они нормально звучали на том, технически несовершенном железе. Получается, что такой звук с искажениями — он более правильный?


Судя по голосованию (относительно видео с битвой на мечах) в моем Телеграм-канале, мнения разделились. Повторюсь: в 1992 году важно было, есть у тебя хоть какая-то звуковая карта, или нет. А не такие нюансы. Никто и не задумывался про точность воспроизведения звука, главное чтобы звук не ограничивался PC спикером. Но сейчас мы можем выбирать, и делать этот выбор осознанно. И выходит, что мой выбор — это устройство для воспроизведения звука, оказавшееся объективно худшим из трех кандидатов. Мне нравится, как оно звучит, но далеко не все это мнение разделяют.

Выводы у меня получаются такие. Sound Blaster 16 — не самый оптимальный выбор, не из-за фич, но из-за багов. Creative AWE64 Gold чуть менее шумная карта, она менее подвержена наводкам от другого компьютерного железа. В целом это солидный выбор для ретроПК, но кажется я ее поставлю в 486-й компьютер. В 386-м поселится Sound Blaster Pro 2: как наиболее соответствующая эпохе карта, и благодаря звуку, который отличается от других устройств более позднего периода. Решено! Пора добавить к этому РетроПК оптический привод и посмотреть, что понимали в 1992 году под термином «мультимедиа».

Читайте также: