Давным давно когда 640 кбайт хватало на все лучшие компьютеры

Обновлено: 04.07.2024

Это опубликованная версия, проверенная 20 февраля 2017. 2 изменения ожидают проверки. (+)

«640 Кб должно быть достаточно для каждого» (640K ought to be enough for anybody) — легендарная фраза, приписывается Биллу Гейтсу, основателю Microsoft, 1981 год, времена создания первых IBM PC и MS DOS 1.0.

Между прочим, сам Билл неоднократно утверждал, что он эту фразу не говорил — увы, истину установить уже не представляется возможным, но мы-то знаем!

Содержание

Кто не в курсе или уже забыл — исходя из особенностей ранних микропроцессоров Intel (а именно — 20 адресных линий на выходе, и можете откусить, больше мегабайта напрямую они адресовать не могли физически), в первом и единственном мегабайте адресного пространства реального режима процессоров 8086/8088 и 80186/80188 выделялось 640Кб под ОЗУ, а остальное шло под видеопамять, ПЗУхи, БИОС и прочее. Под влиянием устройства первых РС и ХТ довольно быстро сложилась стандартная организация этого самого первого мегабайта с фиксированными адресами видеопамяти и прочего, которую стали копировать все клоны.

Впрочем, надо отметить, что во время разработки первого IBM PC более-менее дешёвых микропроцессоров более мощных, чем 8086/8088 просто не было (m68k вышел только в 79-м, за год с небольшим до выпуска РС, да и стоил всё ещё слишком дорого), а память щеголяла ценой от самолёта и выдаивалась откуда возможно по цене золота, 640К казались невероятно огромным объёмом. В дописишные времена, когда например СМ ЭВМ (клон расовой PDP-11) мог, занимая машинный зал, иметь 64, 128, 256, 512 Кб и это казалось много. К этой машине могло быть подключено десяток терминалов на которых можно было решать вполне реальные задачи (например, обсчитывать квартирную плату миллионного города), и одновременно с расчётами играть в Тетрис в режиме реального времени. Так что, 640Кб — это много, очень много.

Ограничение, тем не менее, осталось, так как воспользоваться расширенным адресным пространством можно было только в защищённом режиме, с которым DOS принципиально не дружила. Беда была в том, что благодаря некоторой багофиче 286-й процессор раз переключившись в защищённый режим намертво в нём залипал, и вернуться в реальный мог только через перезагрузку — а интерфейс DOS-а, реализованный не через вызовы подпрограмм, а через программные прерывания (это позволяло сэкономить немаловажные в те годы несколько тактов), нормально работал только в режиме реальном.

Отсюда и величайшее множество программных и аппаратных костылей, вроде плат расширения памяти, работающих через 64Кб окошечко в основном адресном пространстве (тот самый EMS) и первых попыток написать (тормозной и глючный) менеджер расширенной памяти, работающий в защищённом режиме, — что работало очень плохо из-за вышеописанной багофичи, ибо перезагружать процессор надо было долго и печально через контроллер клавиатуры.

С выходом 80386 всё вообще встало с ног на голову. Это был действительно прорывной процессор, обеспечивающий аппаратную поддержку многозадачности и защиты памяти, но, увы, всё это опять-таки работало только в защищённом режиме. Поэтому в те годы получили широчайшее распространение всякие надстройки и расширители, типа QEMM, HIMEM (который уже работал более-менее сносно), PharLap’овских DOS/16M (собственно, это была версия для 286) или DOS/4G, или даже Windows 2.х (имевшей отдельные версии для 286 и 386 процессоров).

Юмор оцените сами. Ибо из-за этой особенности пошли следующие костыли со всякими EMS, HMA, XMS типами памяти и VCPI и DPMI интерфейсами.

Через 10 лет после предполагаемого рождения сабжевой фразы, Линус Торвальдс, обьявляя всему миру о рождении линукса, заявил следующее:

Как и в случае с сабжем, тому тоже были веские причины технического характера. Которые точно так же впоследствии были преодолены внедрением swapping’а.

Вначале был только один Internet Explorer. По крайней мере, Майкрософт хотел, чтобы мир так думал. С этой целью в рамках Первой Великой Войны браузеров Майкрософт изобрел очень много вещей и включил их в свой браузер-который-завершил-войну — Internet Explorer. Одна из этих вещей была названа DHTML Behaviors, а одна из форм поведения называется userData. UserData позволяет веб-странице хранить до 64 Кб данных на каждый домен в иерархической XML-подобной структуре. Доверенные домены, такие как интранет-сайты могут хранить в десять раз больше. И эй, 640 Кб должно быть достаточно для всех. IE не представил какой-либо способ изменить эти соглашения, поэтому нет способа увеличить объем доступной памяти.

«640 Кбайт должно быть достаточно для каждого» (англ. 640K ought to be enough for anybody ) — легендарная фраза, приписывается Биллу Гейтсу, основателю Microsoft, 1981 год, времена создания первых IBM PC и MS DOS 1.0.

Между прочим, сам Билл неоднократно утверждал, что он эти слова не говорил, — увы, истину установить уже не представляется возможным, но мы-то знаем!

Содержание

Кто не в курсе или уже забыл — исходя из особенностей ранних микропроцессоров Intel (а именно — 20 адресных линий на выходе, и можете откусить, больше мегабайта напрямую они адресовать не могли физически), в первом и единственном мегабайте адресного пространства реального режима процессоров 8086/8088 и 80186/80188 выделялось 640 Кбайт под ОЗУ, а остальное шло под видеопамять, ПЗУхи, БИОС и прочее. Под влиянием устройства первых РС и ХТ довольно быстро сложилась стандартная организация этого самого первого мегабайта с фиксированными адресами видеопамяти и прочего, которую стали копировать все клоны.

Впрочем, надо отметить, что во время разработки первого IBM PC более-менее дешёвых микропроцессоров более мощных, чем 8086/8088 просто не было (m68k вышел только в 79-м, за год с небольшим до выпуска РС, да и стоил всё ещё слишком дорого), а память щеголяла ценой от самолёта и выдаивалась откуда возможно по цене золота, 640 Кбайт казались невероятно огромным объёмом. В дописишные времена, когда например СМ ЭВМ (клон расовой PDP-11) мог, занимая машинный зал, иметь 64, 128, 256, 512 Кбайт и это казалось много. К этой машине могло быть подключено десяток терминалов на которых можно было решать вполне реальные задачи (например, обсчитывать квартирную плату миллионного города), и одновременно с расчётами играть в «Тетрис» в режиме реального времени. Так что, 640 Кбайт — это много, очень много.

Ограничение, тем не менее, осталось, так как воспользоваться расширенным адресным пространством можно было только в защищённом режиме, с которым DOS принципиально не дружила. Беда была в том, что благодаря некоторой багофиче 286-й процессор раз переключившись в защищённый режим намертво в нём залипал, и вернуться в реальный мог только через перезагрузку — а интерфейс DOS-а, реализованный не через вызовы подпрограмм, а через программные прерывания (это позволяло сэкономить немаловажные в те годы несколько тактов), нормально работал только в режиме реальном.

Отсюда и величайшее множество программных и аппаратных костылей, вроде плат расширения памяти, работающих через окошечко 64 Кбайт в основном адресном пространстве (тот самый EMS) и первых попыток написать (тормозной и глючный) менеджер расширенной памяти, работающий в защищённом режиме, — что работало очень плохо из-за вышеописанной багофичи, ибо перезагружать процессор надо было долго и печально через контроллер клавиатуры.

С выходом 80386 всё вообще встало с ног на голову. Это был действительно прорывной процессор, обеспечивающий аппаратную поддержку многозадачности и защиты памяти, но увы, всё это опять-таки работало только в защищённом режиме. Поэтому в те годы получили широчайшее распространение всякие надстройки и расширители типа QEMM, HIMEM (который уже работал более-менее сносно), PharLap’овских DOS/16M (собственно, это была версия для 286) или DOS/4G, или даже Windows 2.х (имевшей отдельные версии для 286 и 386 процессоров).

Юмор оцените сами. Ибо из-за этой особенности пошли следующие костыли со всякими типами памяти EMS, HMA, XMS и интерфейсами VCPI и DPMI.

Через 10 лет после предполагаемого рождения сабжевой фразы, Линус Торвальдс, объявляя всему миру о рождении линукса, заявил следующее:

img

15 назад. Тогда я как счастливый шалопай юзал компик на селерончике с примерно 1гб оперативной памяти ддр 2, винтом на 180 гигов под управлением вин хп и все было ок. Документики в ворде печатались, свежие игрульки от фаргуса игрались, интернет по карточкам посредством диалапа грузился и все было оки. Сейчас же вин 11, проц 2 ядра 4 потока, 4 гига оперативы ддр-4, ссд новомодный нвме - стоит открыть браузер и комп начинает срать кирпичами, долбясь в

50% загрузки проца и

90% загрузки оперативы. Какого так жестко ростут требования к железу у столь обыденных функций? Гейминг ладно, там про оптимизацию вообще никто не слышал (привет киберпук), но самые банальные функции то? Полез поизучать вопрос на просторах интернета - там вообще страсти пишут, мол для нормального пользования компуктером необходимо не менее 8 гб оперативы. Мой комп что, нейросети обучает или крипту майнит? На кой такие мощности для обычного открывания окошек, браузера и текстовых редакторов, которые прекрасно работали и 15 лет назад на 1 гб оперативы?

Ку анимэ2.ру. Собсно задался вопросом, но чтобы познать суть вопроса надо камбекнуть на лет

15 назад. Тогда я как счастливый шалопай юзал компик на селерончике с примерно 1гб оперативной памяти ддр 2, винтом на 180 гигов под управлением вин хп и все было ок. Документики в ворде печатались, свежие игрульки от фаргуса игрались, интернет по карточкам посредством диалапа грузился и все было оки. Сейчас же вин 11, проц 2 ядра 4 потока, 4 гига оперативы ддр-4, ссд новомодный нвме - стоит открыть браузер и комп начинает срать кирпичами, долбясь в

50% загрузки проца и

90% загрузки оперативы. Какого так жестко ростут требования к железу у столь обыденных функций? Гейминг ладно, там про оптимизацию вообще никто не слышал (привет киберпук), но самые банальные функции то? Полез поизучать вопрос на просторах интернета - там вообще страсти пишут, мол для нормального пользования компуктером необходимо не менее 8 гб оперативы. Мой комп что, нейросети обучает или крипту майнит? На кой такие мощности для обычного открывания окошек, браузера и текстовых редакторов, которые прекрасно работали и 15 лет назад на 1 гб оперативы?

Именно такую фразу приписывают Биллу Гейтсу, однако по современным меркам это пренебрежимо мало - даже самые простые вещи, вроде книг или документов уже весят мегабайты. То есть, пользователь рано или поздно в объемах потребления памяти переходит на десятки гигабайт и больше.

С другой стороны, мне как ретрограду (не спутайте с олдфагом=) ), получившему свой первый ПК на восемнадцатилетие и с тех пор не заполнившему и 300 Гб из 500 комплектных, непонятно: зачем рядовому пользователю уже такие популярные размерности, как терабайты? Коллекция кино в 8k, пять копий Quantum break, все ролики с участием Джереми Рона, ворованная база данных Hubble?

Предлагаю в комментариях поделиться вашими вариантами заполнения таких объемов памяти на личном ПК :)

640 КБ хватит всем! Память, Контент, Данные, Компьютер, Терабайт

разве он не про оперативку говорил?

11Тб. Софт, музыка (FLAC , ALAC), сериалы, кино

Вдруг интернет отключат, а у меня есть все 300 выпусков "Все, что вы хотели знать о дырке в заднице"

Red dead redemption 2 на ПК в установленном виде весит 150ГБ.

Star Wars Jedi fallen order весит 70гб.

Жёсткий диск на терабайт -- это 3-4 игры ААА уровня, с десяток игр поменьше и пару сезонов любимого сериала в хорошем качестве. так что это просто вы по современным меркам странный

300гб в 2019? Да одних фоток за последние лет 10ть скопилось на 200гб, 1 фильм весит 10-30гб, это еще не блюрей, коллекцию классики иметь надо, итого 2тб на своем личном облаке, 2тб на компе + 3тб на ноутах + 500гб на xбоксе. Хз, как люди живут с винтом на 500)

Полтеррабайта того, что спижжено с торрентов. Ещё несколько сотен ГБ - то, что куплено в steam. Ещё есть некоторые фильмы, но их не так много.

500 ГБ на ps4 также забиты под завязку играми из библиотеки, в которые сейчас играю.

Иллюстрация к комментарию

Ну мне комп для работы лишь нужен, так что сложно судить
А так ГТА 5 весит 70 гб и видуха GTX тоже для работы))

музыка. даже mp3@320 весит довольно много. у меня 150 ГБ забито. плюс текущие торренты, плюс сетапы программ. Давно, когда по земле бродили динозавры и жесткие диски стоили дорого, то да - был смысл в экономии мегабайт на ХДД. сейчас же в этом острой необходимости нет

У всех разные потребности, у меня только рабочей почты 200гБ, а когда хранил фильмы на ЖД, то террабайтник был забит до упора

@Redboy2605, привет. Я не врач, но студент-медик, может чем-то могу помочь. Скажи, к каким лекарствам у тебя есть доступ, какое сейчас самочувствие?

У меня 2 терабайтных диска и ссд 128. Заполнены почти полностью,

200Гб музыки у меня было ещё в 2005 году. Сейчас в помойку страшно заходить. В какой-то момент думал, что онлайн-сервисы все заменят. Но нет. То озвучка не та. То в конкретном сервисе нет конкретного фильма/альбома. Так что личная коллекция - маст хэв. И не забывайте, что средний вес фото и видеофайлов растёт с течением времени.

Порнуха на 1,5Тб :)

Пока телек огромный 4к не купил, то же думал 500 гигабайт куда больше то, про ,рs4 вообще молчу

Мне, для личного пользования, и 500Гб много, музыку и фильмы давно не качаю - всё есть онлайн. Тем у кого хобби фото, видео или связано с 3д нужно будет побольше.

беру с собой на дачу диски с фильмами и сериалами в 720p или HD оба по 4 тб, те же "друзья" в 720p около 250 гигабайт занимают . на паре других дисков обычные файлопомойки. В среднем я ноут за год забиваю на 300гб примерно, при смене ноута я все переношу на диск-помойку и потом ищу там если возникает необходимость. Ну и архивный диск для особо ценноважного, типа семейных фото и тд.

Когда у меня появилась гоупро, я начал иногда снимать видео, скидывать на комп и конвертировать. Все это очень быстро заполняет свободные терабайты.

640 кб - это объём памяти, достаточный для обсчёта гиганских цифр (для тех времён), когда не было игр в нынешнем понимании. И хватало, чсх.

Да, тоже про рдр2 хотел написать.

У меня одна папка стима (не считая других лаунчеров типа юбисофта) весила под 1Тб и не влезала на мой 2.5" 300гб ноутбучный винт. Играл с внешнего харда, подключённого в юсб2.0

Извращение, а играть-то хотелось.

Пара сезонов жожи (а это всего 64 файлика) весит за сотню гигов.

Шадоу оф вар при установке в стиме просит выделить 130 гигов.

Сижу с 3Тб винтом (как раз таким, как на фото, только на 3Тб), и с ссд. Предпочитаю игры играть с ссд, конечно. Но это самсунг 970 про, покупался он не вчера, и тогда стоил аж 16 тысяч. 128Гб отдано под винду. На остальном месте пытаются ужиться игры. Не очень успешно)

До сих пор нет проводного инета, сижу на 4G ночью безлимит, поэтому забиваю ЖД на Тб. Игры, фото, музыка, сериалы.
Ну и так по мелочам там ещё :)


Быстродействующие модули памяти для оптических компьютеров будущего

Эффект, благодаря которому возможна запись информации в кремниевом кольцевом микрорезонаторе с помощью импульсов света разной интенсивности, впервые описан учеными ЛЭТИ. Он открывает большие возможности по созданию быстродействующих модулей памяти для оптических компьютеров будущего.

Современные электронные вычислительные машины подходят к пределу своих возможностей по соотношению производительности к энергозатратам. Поэтому научные группы по всему миру разрабатывают логические интегральные схемы на альтернативных принципах, которые будут более компактными, энергоэффективными и быстродействующими. Один из видов таких схем — фотонная интегральная схема, в которой передача, хранение и обработка информации производится с помощью света.

Проект находится в русле многолетних работ, проводимых на кафедре физической электроники и технологии по исследованию новых физических эффектов в твердом теле, имеющих большие перспективы для создания устройств хранения и обработки информации. В частности, в 2020 году ЛЭТИ получил мегагрант Правительства Российской Федерации на проведение разработок в области резервуарных вычислений на принципах магноники.

Читайте также: