Дидактические проблемы использования компьютерных технологий

Обновлено: 07.07.2024

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и проникновение их в сферу деятельности человека, становится сегодня одним из факторов, существенно влияющих на происходящие в обществе процессы. Устойчивое развитие общества в новых условиях требует перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии открывают реальные перспективы для совершенствования системы образования,а именно: широкое внедрение средств ИКТ для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования - от дошкольного до послевузовского - за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, т. е. реализацией принципов открытого образования.

Реальными шагами в решении этих проблем являются: развитие системы телекоммуникаций в системе образования; широкое внедрение ИТ в учебный процесс; использование возможностей глобальной сети Интернет; создание информационных образовательных ресурсов и формирование единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения и т. д.

Цель работы - определить дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются его основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики. Такими характеристиками средств обучения следует считать их природные качества, которые могут быть использованы с дидактическими

Под дидактическими функциями средств обучения понимаются их назначение, роль и место в учебно-воспитательном процессе. Дидактические функции есть внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей.

В связи с возникновением глобальной сети Интернет появились новые информационные технологии, связанные с компьютерными коммуникациями и реализацией функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, выполняемых через методы информационных технологий в процессе общения на расстоянии.

Это привело к появлению и новых дидактических возможностей информационных технологий, возникающих в результате взаимодействия на расстоянии, проявление которых можно классифицировать через

- форму информационного взаимодействия участников образовательного процесса: обучающегося, электронные источники информации, преподавателя;

- время информационного взаимодействия участников процесса обучения.

При этом под дидактическими возможностями информационных технологий в процессе сетевого обучения будем понимать проявление дидактических свойств информационных технологий по отношению к

- электронной учебной информации при выполнении функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, реализуемых через методы информационных технологий в процессе обучения;

- организации информационного взаимодействия участников процесса обучения: обучающегося, электронные источники информации, преподавателя.

Дидактические возможности информационных технологий позволяют в процессе образовательной деятельности реализовать следующие формы информационного взаимодействия с дидактическими целями:

- взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: преподавателя и обучающегося студента или группы студентов, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции;

- взаимодействие участников процесса обучения (преподавателя, обучающихся студентов) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещения (навигации) по гипертекствовым ресурсам глобальной сети.

При этом по времени информационного взаимодействия возможны два варианта:

- все участники процесса обучения одновременно находятся в непосредственном диалоговом режиме за компьютером, образуя синхронное взаимодействие;

- участники обучения знакомится с учебными материалами или выполняют некоторое действие за компьютером не одновременно со всеми, а в удобное для себя время, образуя асинхронное взаимодействие.

Основные дидактические свойства и функции сети Интернет как самой глобальной информационной и коммуникационной технологии

Базовыми дидактическими свойствами Интернет являются:

• высокая скорость передачи информации;

• двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;

• возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;

• обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информаций.

Реализация этих свойств возможна при функционировании определённых услуг и сервисов сети.

• хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;

• демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

• использование и пересылка компьютерных обучающих программ.

Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т. е. реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.

Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции, когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т. п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном процессе.

Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-графической информацией между участниками образовательного процесса.

Телеконференции и видеотелефон. Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование одного рабочегоместа включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру, манипулятор мышь, модем.

Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Электронные библиотеки. Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема использования ресурсов Интернет.

Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции библиотек образовательных учреждений (в первую очередь, школьных) резко расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как социальный институт должна совершить в настоящее время скачок через несколько эволюционных ступеней развития. В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве - они преобразуются в медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.

В психолого-педагогическом плане информатизация образования объективно влечет за собой: реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов.

В обширной педагогической практике применения информационных и коммуникационных технологий с очевидностью просматривается тенденция увеличения числа и значимости именно психолого- педагогических проблем, поскольку ядро системы открытого образования составляет обучение с применением дидактических свойств сети Интернет. Современные технологии представляют пока недостаточно исследованные возможности для образования. Модель же образования будущего -- это открытая модель, что требует соответствующего психолого-педагогического обеспечения.

Широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий, в свою очередь,позволит: модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию; не умаляя потребности в преподавателях, изменить их роль в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы) В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд - это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении.

«Организация работы по формированию здорового образа жизни» (из опыта работы) Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового.

Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет» Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей.

Из опыта работы учителя-дефектолога «Функции поведения и его коррекция у ребенка с расстройствами аутистического спектра» У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются различные нарушения в поведении – проблематичное поведение. Проблематичное поведение.

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения для развития слоговой структуры речи у детей с ОНР» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей.

Из опыта работы «Совершенствование педагогической работы с дошкольниками через систему здоровьесберегающих технологий» Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы) Мастер-класс «Кукла» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных.

Организация работы с родителями по созданию мини-музея в группе детского сада (из опыта работы)

Организация работы с родителями по созданию мини-музея в группе детского сада (из опыта работы) Почему мы создали мини-музей? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные.

На мой взгляд, учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, в том числе и в педагогике, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Даже, не столько не соответствует, сколько не справляется с решением поставленных задач. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель – человек, который организует процесс образования в реальной школе, классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

По данным современных исследований, в памяти человека остается:
1/4 часть услышанного материала;
1/3 часть увиденного;
1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;
3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из таких путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных изображений, иметь общее представление о проектной деятельности. А мы, педагоги, должны быть готовы использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление, в том числе и в образование. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенной новой системы образования.
Специалисты педагогической сферы должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. И чем лучше педагог освоит компьютер, информационные и компьютерные технологии, тем эффективнее будет его работа.

К сожалению, многие педагоги практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, как демонстрационный материал.

Тем временем, современный уровень развития образовательной системы ставит перед нами вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как дать возможность для его дальнейшего развития и реализации качеств, как повысить мотивацию к обучению.

Многие дидактические задачи позволит решить применение ИКТ в образовательном процессе: обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию.

Основная цель работы в данном направлении - повышение ИКТ–компетентности педагогов, повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в школе.

Многие современные технические средства дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.

Поэтому считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе, так как комплексное использование технических средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения – улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности. Главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

Педагогическая цел ь использования ИКТ на уроках заключается в следующем:

• повышение качества знаний учащихся;

• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;

• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету;

продолжать разработку методик использования ИКТ на уроках;

совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе

широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждения, города;

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам и приводит к целому ряду положительных следствий:

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Качество проведения занятий также зависит от изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- конкретизируют понятия, явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Использование ИКТ вызывают интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

Создание презентаций к урокам

Работа с ресурсами Интернет

Использование готовых обучающих программ.

В своем выступлении я хочу остановиться на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных интерактивных технологий. В частности, использование интерактивной доски в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Кабинет ИЗО оборудован интерактивной доской - это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее усваивают пройденный материал. Качество уроков заметно улучшается.

Интерактивная доска – это мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, можно прямо с доски управлять любым приложением на компьютере – открывать, редактировать и сохранять файлы. Специальное программное обеспечение позволяет делать пометки и комментарии поверх любого изображения на экране, выделять ключевые моменты, импортировать и преобразовывать графические объекты, использовать заранее подготовленные изображения-шаблоны. Все изображения вместе с пометками можно сохранять в компьютере, распечатывать, отсылать электронной почтой. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает возможность преподавателю управлять процессом демонстрации.

Плюсы работы с интерактивной доской:

- возможность работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.

- вовлечение учащихся в учебный процесс: дети прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.

- экономия учебного времени. Различные материалы к уроку, диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыку можно подготовить заранее, их можно сохранять, распечатывать, возвращаться к ним на следующих занятиях. Работа учащихся также сохраняется, есть возможность сравнивать результаты друг друга, проверять, редактировать и многое другое.

- Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую).

- На доске можно рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, есть возможность повторного воспроизведения в любой последовательности на уроке, возможности анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.

- Можно создать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ и тогда каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.

Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

Результативность использования ИКТ на уроках

положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

повышение уровня использования наглядности на уроке,

повышение производительности урока.

применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Перспективы развития:

Увеличение количества педагогов – активных пользователей компьютера

Создание и применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения

Создание базы педагогических проектов

Осуществление мониторинга качества образовательного процесса

Трансляции опыта работы по данному направлению

Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования

М.: Школа Пресс, 1994.
Дидактические проблемы использования возможностей средств новых информационных технологий.
Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование.
Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения.
Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения.
Анализ педагогической целесообразности использования программных средств.
Анализ педагогической целесообразности использования программных средств (отечественные разработки).
Анализ возможностей использования учебных программных средств (зарубежные разработки).
Перспективы использования средств новых информационных технологий в образовании.
Информационная среда.
Система средств обучения на базе новых информационных технологий.
Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.
Перспективные направления разработки и использования средств новых информационных технологий в образовании.

Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе

  • формат doc
  • размер 2.49 МБ
  • добавлен 10 ноября 2010 г.

Педагогическое общество России, М. , 2004. Оглавление. Введение. Дидактические основы разработки и применения в вузе современных технологий обучения. Технологии обучения в системе высшего профессионального образования. Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура. Информационные технологии обучения в высшей школе. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса. Сущность информационно-технологического обесп.

Дипломный проект - Система математики Maple как мультимедийное средство создания наглядности при обучении стереометрии -

  • формат doc
  • размер 2.98 МБ
  • добавлен 06 сентября 2010 г.

МГПУ, Факультет информатики, Кафедра высшей математики и информатики. Содержание: Введение. Мультимедиа как средство наглядности в обучении. Мультимедиа – основные понятия. Мультимедиа-технологии в различных видах образовательной деятельности. Мультимедиа как средство наглядности в обучении стереометрии. Математические системы: характеристики и возможности. Система математики Maple как мультимедийное средство создания наглядности при обучении ст.

Кажанова З.Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде ВУЗА

  • формат pdf
  • размер 401.33 КБ
  • добавлен 03 июня 2011 г.

Автореферат. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Тамбов. Издательство ТГТУ, 2004. Работа выполнена в лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета. Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор Самокрутова Людмила Вениаминовна. Актуальность исследования обусловлена современными социально-экономическими преобра- зованиями в России: разви.

Каркуленко Н.Г. Технология реализации компетентностного подхода в системе бизнес-образования

  • формат pdf
  • размер 395.05 КБ
  • добавлен 03 июня 2011 г.

Автореферат. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Тамбов. Издательство ТГТУ, 2004. Работа выполнена в лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета. Научный руководитель доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор Денисова Анна Леонидовна. Актуальность исследования. Динамика рынка труда, обусловленная современными трансформационным.

Курсовая работа - Медиаобразование на уроке Технология

  • формат docx
  • размер 67.22 КБ
  • добавлен 26 февраля 2011 г.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Дисциплина: методика преподавания Технологии. Выполнил: студент 4 курса гр. А. факультета ТЭСХ. Ворошилин М. В. Тула 2009. Содержание Введение. Медиаобразование как область культурно-педагогического развития ХХI века. Цели и задачи медиаобразования. Интеграция медиаобразования в школьные учебн.

Курсовая работа - Методические принципы организации тематических дискуссий на интернет-форумах

  • формат docx
  • размер 962.77 КБ
  • добавлен 06 апреля 2011 г.

РГУ им. С. А. Есенина, 4 курс, первый семестр, методика преподавания английского языка, Рязань, 2010 год, 42 стр. Современные Интернет-технологии в обучении иностранным языкам. Понятие интернет-форума и его место в среде Интернет. Современные дискуссионные форумы для изучающих английский язык. Организационно-тематическая структура дискуссионного форума группы. Вопросы организации тематических дискуссий на форуме учебной группы. Методические прин.

Левченко В.В., Постникова Е.В. Информационные технологии в обучении иностранным языкам

  • формат pdf
  • размер 149.96 КБ
  • добавлен 11 октября 2010 г.

Тезисы. НОУ высш. проф. образования «Самарский институт управления». По мнению Е.С.Полат задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявит свою активность, свое творчество. Задача преподавателя активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогически.

Роберт И. Современные информационные технологии в образовании

  • формат doc
  • размер 967.5 КБ
  • добавлен 18 марта 2010 г.

М.: Школа-Пресс, 1994. В предлагаемой читателю книге автор излагает дидактические проблемы использования новых информационных технологий в образовании, анализирует педагогическую целесообразность отечественных и зарубежных программных средств, прогнозирует перспективы использования новых информационных технологий в образовании. С учётом 1994 года издания и бурным развитием современных информационных технологий, книга будет в первую очередь актуал.

Сборник научных трудов - Актуальные проблемы высшего профессионального образования

  • формат pdf
  • размер 3.59 МБ
  • добавлен 14 марта 2010 г.

Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ(НПИ). – Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2008. – 356 с. - 100 экз. В сборнике представлены основные результаты теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам высшего профессионального образования, рассмотрены современные инновационные и информационные образовательные технологии, применяемые для обучения студентов и подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Сборник составлен по материалам 57.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств

  • формат pdf
  • размер 643.13 КБ
  • добавлен 15 декабря 2011 г.

М.: НИИ школьных технологий, 2004. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5–87953–203–8 Содержание Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Технология применения средств ИКТ в предметном обучении Технологии компьютерного урока Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации Технология медиаобразован.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васина, Юлия Михайловна

ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Сущность понятия и пути внедрения компьютерных технологий в процесс начального обучения.

1.2. Процесс обучения и пути повышения его эффективности.

1.3. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе начального обучения.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Общая характеристика осуществления опытно-экспериментальной работы.

2.2. Организация процесса обучения младших школьников с учетом дидактических условий использования компьютерных технологий.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их статистическая обработка.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Элементы компьютерной грамотности в начальной школе 1999 год, кандидат педагогических наук Ильченко, Светлана Владимировна

Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к использованию информационных технологий в обучении младших школьников 2003 год, кандидат педагогических наук Мищенко, Станислав Леонидович

Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы 1999 год, кандидат педагогических наук Назарова, Ольга Борисовна

Технологическая подготовка младших школьников с использованием средств информационных технологий 2003 год, кандидат педагогических наук Тарасова, Надежда Геннадьевна

Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения 2000 год, кандидат педагогических наук Даниленко, Оксана Валерьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников»

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в постиндустриальное общество. Компьютерные технологии должны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью ф целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного ф образования. Однако наше исследование показывает, что дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер практически не используется.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в начальной школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не Ф все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий в начальных классах. Свою работу они строят на основе интуиции и эмпирического опыта, отмечая при этом отсутствие литературы по данному вопросу.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере • образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Большой вклад в разработку проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов,

В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Тихомировым и др.

В области психолого-педагогических наук можно выделить основные подходы к использованию компьютерных технологий в начальном образовании. Одни исследователи рассматривают возможность применения компьютеров в школе для развития детей (Р.Вильямс, К.Клейман, С.Пейперт, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Т.В.Минькович, Р.А.Волкова, Н.Л.Королева, И.А.Терских, А.М.Галимов и др.); другие — с позиции формирования их информационной культуры (О.Ф.Брыскина, Ю.А.Первин, Д.В.Зарецкий, З.А.Зарецкая, Г.Л.Луканин и др.); третьи - как этап подготовки к более серьезному изучению информатики в старших Ф классах (И.В.Левченко, А. А. Дуванов, Я.Н.Зайдельман, М.Гольцман,

В.Н.Просвиркин, В.М.Костылевская, Т.Н.Данюшевская и др.).

Особый интерес представляют исследования, в которых компьютер выступает в качестве средства развития логического и алгоритмического мышления учащихся (А.В.Горячев, В.В.Дубинина, И.В.Левченко, В.Н.Могилева и др.), средства интеллектуального развития (Л.Л.Буркова), средства контроля (Х.Гассан), а также в качестве средства формирования учебной деятельности (В.И.Варченко, В.Прядко, Э.В.Черникова, Ю.А.Иванов). Эти работы в основном посвящены вопросам содержания и методики преподавания информатики в младших классах. Ш В то же время анализ данных исследований показал, что проблеме гармоничного включения компьютерных технологий в процесс обучения в начальной школе уделяется явно недостаточное внимание. Дидактические возможности компьютерных технологий анализируются изолированно от составляющих процесса обучения, без учета требований к его целостности (И.Я.Лернер). Многие исследователи отмечают, что компьютер необходимо рассматривать не только как средство обучения, но как один из важнейших элементов образовательного процесса. Но дидактические показатели такого использования компьютера остаются невыявленными.

Таким образом, актуальность исследования по теме «Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников» обусловлена тем, что наблюдается явное противоречие между осознанием необходимости использования компьютерных технологий на начальной ступени обучения и отсутствием научно обоснованных ориентиров эффективного их включения в целостный образовательный процесс начальной школы.

В соответствии с избранной темой были определены: объект, предмет, цель, задачи исследования, его гипотеза.

Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе с использованием компьютера.

Предмет исследования - дидактические условия эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.

Цель исследования состоит в выявлении совокупности дидактических условий, обеспечивающих эффективное использование компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.

При этом мы исходили из следующей гипотезы: использование компьютерных технологий значительно повысит эффективность процесса обучения младших школьников при соблюдении следующих дидактических условий: включение компьютерных технологий в процесс преподавания учебных дисциплин в начальной школе; использование предметно - ориентированных компьютерных программ; выполнение на компьютере задании, соответствующих логике излагаемого на уроке учебного материала; проведение занятий с применением компьютерных технологий непосредственно учителями начальных классов; наличие у преподавателей начальных классов достаточного уровня знаний и умений для осуществления работы с использованием компьютерных технологий; создание на занятиях атмосферы, способствующей пробуждению у младших школьников положительных мотивов к использованию персонального компьютера на уроках; применение на уроках компьютерных программ технологически и операционально доступных для младших школьников.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, необходимо было решить следующие задачи:

1) уточнить сущность, содержание и структуру понятия «компьютерные технологии»;

2) на основе анализа современных психолого-педагогических исследований выделить основные направления использования персонального компьютера в начальной школе;

3) выявить составляющие элементы целостного процесса обучения младших школьников и определить место и роль компьютерных технологий в этом процессе;

4) выявить и обосновать совокупность дидактических условий эффективного использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников;

5) разработать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность методики использования компьютерной технологии на уроках русского языка и математики с учетом выявленных дидактических условий.

В диссертационной работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью младших школьников; анкетирование, тестирование, изучение продуктов учебной деятельности младших школьников; логико-педагогический анализ содержания учебных дисциплин начальной школы; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись начальные классы школы «Призвание» при Тульском педагогическом колледже №1, средней школы №58 г.Тулы, начальной школы - детского сада №10 города Суворова и Киреевской школы № 7, где используются компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Теоретическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о смысле существования и развития человеческого общества, социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации (З.А.Звягинцев, К.А.Зуев, ф И.Н.Смирнов, Г.А.Смолян); теория эффективного использования компьютера в учебном процессе (Е.И.Машбиц); работы в области теории, методологии и практики компьютеризации образования (А.П.Ершов, Ю.А.Первин, И.В.Роберт, В.В.Рубцов, Л.С.Зауэр, А.М.Галимов, В.И.Варченко, Н.С.Назипова); понятие целостности процесса обучения и системно-структурного подхода в его исследовании (И.Я.Лернер); современные подходы формирования информационной культуры младших школьников (О.Ф.Брыскина, И.Г.Овчинникова, Д.В.Зарецкий, З.А.Зарецкая и др.); теория активизации познавательной деятельности школьников (А.М.Матюшкин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина); теория

• оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, П.В.Попова).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с 1997г.

Первый этап (1997-1998гт.) посвящен концептуальному анализу проблемы: изучение психолого-педагогической литературы по вопросу использования компьютерных технологий в процессе обучения младших ф ШКОЛЬНИКОВ.

На третьем этапе (1999-2002гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации выделенных нами дидактических условий использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников, анализировались и обобщались результаты опытно-Ф экспериментальной работы, осуществлялось оформление диссертационных материалов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• внесен вклад в теорию начального обучения путем доказательства возможности эффективного использования компьютерных технологий в целостном учебном процессе начальной школы;

• выявлены дидактические условия, способствующие эффективному использованию компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников;

• разработана структура организации и проведения уроков с применением компьютерных технологий, реализующая определенную совокупность дидактических условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и экспериментально проверенные дидактические условия должны соблюдаться при планировании и организации процесса обучения с использованием компьютерных технологий в младших классах. Результаты опытно-экспериментальной работы нашли свое отражение в Ф разработанных по вопросу применения компьютерных технологий в начальной школе методических рекомендациях, которые могут быть использованы для совершенствования педагогических технологий. Теоретические положения и практические выводы исследования используются на лекционных и практических занятиях со студентами Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого, при чтении спецкурса по данной проблеме. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование компьютерных технологий возможно в целостном процессе обучения младших школьников.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены: на научно-практической конференции «Гуманитарная информатика» (Тула: ТО ИРО, 1999); на Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула: ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2000); на Всероссийской научно-практической конференции «Высшая профессиональная подготовка £ учителей начальных классов на пороге нового тысячелетия» (Калуга:

КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2001); на Всероссийском научном форуме в рамках III фестиваля гуманитарных наук «Новый университет: классика и современность» (Тула: ТГУ, 2001).

Структура диссертации соответствует общей логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (205 источников) и 8 приложений.

Читайте также: