Для чего композитору нужен компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Ранее я задался рядом вопросов, в числе которых: как музыка влияет на наше настроение? Почему определенные мелодии, структуры, ноты, сочетания, гармонии вызывают соответствующие им определенные чувства? Есть ли законы, описывающие этот процесс? Можно ли их описать математически? И если да, то как скоро искусственный интеллект начнет писать музыку, неотличимую от человеческой? Или это уже происходит? Я попробую поискать ответы, выудить правду, привести примеры и порассуждать в этой серии статей. Я уже рассмотрел влияние музыки на настроение , её связь с антропологией и связь с математикой . Всё это было необходимо для того, чтобы ответить на вопрос: способен ли компьютер написать музыку?

Что имеем

Ранее я пришел к выводу, что музыка влияет на настроение коренным образом. Я выяснил, что у человека существуют определенные музыкальные паттерны , которые формировались тысячелетиями вместе с развитием человека и цивилизации. Также мне удалось узнать, что ноты, аккорды, гармонии, тональности, миноры и мажоры и даже целые произведения, записанные на нотном стане, можно выразить математически ; что есть некоторая закономерность в том, что определенные гармонии, сочетания нот и построения вызывают определенные чувства.

Однако последний пункт изучен не до конца. Человечество не знает механизма этого воздействия, почему так происходит. У исследователей имеется некоторая база знаний в этом вопросе, построенная на наблюдении, однако закономерность так и не была получена. И пока это наравне с отсутствием полноценного ИИ — главное препятствие в том, чтобы компьютер научился писать музыку, неотличимую от человеческой. Давайте в это углубимся.

Как написать хит

Есть еще пара схем. Например, у исполнителя Flo Rida чуть менее ВСЕХ песен строятся по принципу "хук с мелодичным сэмплом + речитатив"x2/x3/x4.

В конечном итоге получится не больше пяти формул для создания хита. А учитывая, что сегодня музыка довольно простая, то выразить эти формулы через математическую модель не составит труда. Соответственно, имея эту модель, математическое обоснование благозвучности (смотри об этом здесь ), вокалистов и некоторый объём данных о влиянии определенных звуковых сочетаний на человека, хороший компьютер вполне сможет генерировать тысячи треков в день . Проблема будет только в том, чтобы выбрать из них хорошие, ведь не имея всех данных о том, каким законам подчиняется связь математика—музыка—человек , компьютер будет ошибаться. Поэтому даже здесь необходим проверяющий орган в виде продюсера, композитора, профессионала.

И мне кажется, что сейчас такие технологии уже используются. Как минимум потому, что последние -дцать лет формулы успеха не меняются. Тот же bad guy Билли Айлиш построен по той же схеме, что упомянутый Gangnam Style . Сместился только приоритет — если в 2012 в первой десятке Billboard Hot 100 не было ни одного хип-хоп-исполнителя, а большинство треков, даже с речитативом, носили электронный окрас, то в 2019 первая десятка наполовину состоит из рэперов, а чарт сильно ушел в сторону рэпа и хип-хопа. Попса сегодня замедляется и раскачивается, но это уже другая тема.

Нейросети

В десятых годах свою долю хайпа словили нейросети — одно из направлений искусственного интеллекта, цель которого — смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом. Задачи, которые решает типичная нейросеть — классификация, предсказание и распознавание. У нас есть картины, нарисованные нейросетью, приложения, которые нас состаривают прямо в смартфоне, программное обеспечение, которое способно распознавать человека по лицу и даже по походке . В конце концов, у нас есть примеры, когда нейросети записывали музыкальные альбомы .

Так, в 2017 году сотрудники Яндекса Иван Ямщиков и Алексей Тихонов обучили нейросеть сочинять стихи в стиле культового гранж-музыканта Курта Кобейна и написали к ним музыку в духе Nirvana . Исполнил песни американский певец Роб Кэррол . Послушать результат можно ниже.

Здесь стоит отметить, что нейросеть сочинила только тексты, изучив тексты настоящей Nirvana и около 200 МБ английской поэзии. Остальное — музыка, аранжировка, вокал — дело рук человека , что неудивительно. Сегодня компьютер не в состоянии понять, что такое " грязные гитары ", и как это понятие применимо к гранжу. И вообще, на мой взгляд, компьютер пока слабо ориентируется в жанрах и инструментале.

По тому же принципу создавался альбом Нейронная оборона — 404 , записанный в стиле Гражданской обороны .

Нейросеть не может выдать осмысленный и связный текст. Мы собирали стихи по одной строчке. Видим интересную строку — оставляем, ищем ей "пару" и так далее. Видим неинтересную — пропускаем. Но мы ничего не дописывали, все, что есть в текстах "Нейронной обороны", создано нейросетью. Потом мы сочиняли музыку и сами исполняли песни. — Иван Ямщиков.
Главное помнить, что нейросеть — это не персонаж. Это просто тип алгоритма, инструмент, созданный для решения той или иной задачи. Как именно формулировать проблему, условия, ограничения, где брать данные для обучения? Со всеми этими вопросами, к примеру, сейчас работает человек.

Помимо текстов нейросеть смогла написать и нечто похожее на классическую музыку . И этот процесс доказывает, что пока рано говорить о том, чтобы компьютер сочинял "человеческую музыку". В апреле 2020 издание ТАСС рассказало о пьесе " Цифровой восход ", которая вошла в альбом " Нечеловеческая музыка ". В нем нейросеть выступила соавтором. Для создания пьесы она обработала 4 гигабайта классической музыки от Баха и Шнитке до Прокофьева и Шостаковича . Так появились мелодии, которые в единое произведение собрал композитор Кузьма Бодров :

Разработчики сами работали с нейросетью, а я получил от них 20–25 аудиодорожек — каждая примерно по три минуты. Большая часть из них — бессвязные. Но я вычленил три-четыре интересных мотива — этого было достаточно — и дал им развитие и форму. Эти мотивы — странные, я бы так не придумал, но в них были какие-то проблески интонаций, которые меня зацепили".
Иногда две недели можно только искать идею — с чего начать? Здесь же миллиарды вариантов. А в этом случае мне не нужно было придумывать — основа дана.

В прошлом году компания Google также удивила. В честь дня рождения Баха их "дудл" генерировал произведения на основе нот пользователя в стиле великого композитора. Люди могли придумать свою мелодию, а алгоритм делал её похожей на композиции Баха .

Интересный эксперимент на эту темы провел канал DISTRICT 23 . Парень решил доверить написание песни нейросетям. Он воспользовался приложением Mubert — генератором музыки в реальном времени, сайтом These Lyrics Do Not Exist , который генерирует оригинальные неповторяющиеся тексты на заданную тему, использовал генератор случайных слов и случайных чисел , а также программу Vocaloid , которая имитирует вокал человека под заданную мелодию с заданным текстом. Финальный мастеринг он также доверил стороннему ПО — онлайн-сервису emastered . Парень проделал несколько манипуляций с тем, чтобы наложить слоги на мелодию и получил какой-никакой трек. Как видно, и здесь не обошлось без участия человека, однако оно было минимизировано.

Заключение

На самом деле, для того, чтобы компьютер написал хорошую "человеческую" музыку, он должен не просто следовать алгоритмам, но и понимать эмоциональный окрас , чтобы успешно его выражать и таким образом воздействовать на слушателя. Мозг человека состоит из 100 миллиардов нейронов . Он включает в себя более 100 триллионов нейронных связей (синапсов) . Новые нейронные связи в мозгу формируются каждый раз, когда происходит процесс запоминания. Пока компьютер не построит такую же модель, он не сможет мыслить также, как человек . Современные технологии еще не обладают подобной мощностью. Решать задачи и играть в шахматы — это другое, это всё ещё алгоритмы и теории вероятностей, как и нейросети. Искусственный интеллект куда сложнее.

Но даже когда мы получим модель компьютера, способного думать, как человек, остается ряд вопросов. Сможет ли он осознать себя? Сможет ли он испытывать эмоции? И даже если ответ "да", мы не знаем, сможет ли он написать музыкальное произведение, ведь мы не знаем, с чем связана тяга к творчеству в целом. Почему человек пишет картины, создает скульптуры и музыку. Связано ли это только лишь с мозгом и его деятельностью, или процесс созидания и креатива лежит гораздо глубже простых нейронных связей, затрагивая такое понятие как "душа". Надеюсь, что я успею узнать ответ на этот вопрос на своем веку.

Не так давно звуковые возможности компьютеров, в особенности персональных, были сильно ограничены. Никто, кроме работавших на больших машинах экспериментаторов, и не помышлял о музыке, созданной с помощью компьютера. Звук использовался как сигнал оповещения, например, при какой-либо ошибке системы или при завершении компьютером долгих подсчетов. Весьма показательно, что в большинстве языков программирования высокого уровня, как правило, не предусматривалось каких-либо возможностей для управления звуком (все ограничивалось подачей стандартного звукового сигнала вроде «beep»). Так было, пока за дело не взялись разработчики компьютерных игр (вообще говоря, многие передовые компьютерные технологии были впервые разработаны именно для игр). А вслед за производителями игр, которые пытались хоть как-то «разукрасить» свое произведение звучащей из «пищалки» одноголосной мелодией, некоторые энтузиасты начали создавать что-то вроде музыкальных редакторов. В свое время была весьма популярна программа для компьютера БК-0010, способная воспроизводить трехголосную музыкальную фактуру (пусть противным тембром, пусть несколько фальшиво, но все же!) А музыканты, страстно желавшие «улучшить» звучание компьютера, пытались управлять тембром с помощью изменения «скважности», причем делать это приходилось на языке ассемблера (рис. 1.1). Так на пользовательской ниве появилась благодатная почва для появления специальных звуковых устройств. В частности, для того же БК-0010 (кстати, довольно популярной в свое время машины) музыкант и программист Д. Жалнин разработал специальный шестиголосный синтезатор «Синти-6», собранный на рснове двух тактовых генераторов. Это устройство присоединялось к внешнему разъему компьютера и к акустической системе и позволяло воспроизводить шестиголосную музыкальную фактуру довольно приятным (по сравнению со звуком стандартного динамика), хотя и примитивным тембром, отдаленно напоминавшим звук кларнета. Управляющая им программа было недостаточно удобна (рис. 1.2), хотя этот «язык» общения с компьютером стал музыкантам уже гораздо ближе.


Рис. 1.1. Управление звуком на БК-0010


Рис. 1.2. Управление звуком на синтезаторе «Синти-б»

С появлением звуковых карт компьютер обрел способность звучать в полной мере. Появилась возможность записывать и воспроизводить любые звуковые фрагменты, работать с MIDI-последовательностями (см. в главе 3). Даже пользователи, не увлекающиеся музыкой, используют звуковую карту для игр и озвучивания различных событий Windows (этому «немудрящему» применению звука в компьютере посвящена глава б, а тем, кто столкнется с непонятными компьютерными терминами, рекомендую вначале прочитать введение). А теперь давайте взглянем на компьютер более подробно с точки зрения музыканта.

Какой компьютер нужен музыканту

Нотный набор

Компьютерный метод нотного издания несравним с возможностями недавнего прошлого. Прошли, наконец, те времена, когда для издания нотного текста наборщикам приходилось дышать цинковыми испарениями, когда композитор, не издавший своего сочинения, но желающий его исполнения, должен был с помощью туши и рейсфедера на бестолково линованной нотной бумаге переписывать свое творение так, чтобы хоть кто-нибудь что-нибудь в этих закорючках понял. Ведь нотный почерк —” это не «буквенный» почерк, здесь гораздо больше возможностей для разнообразия и, соответственно, непонимания. И ладно бы еще композитору пришлось один раз в качестве каллиграфиста потрудиться, а если он написал сочинение, скажем, для октета, или, не дай Бог, для большого симфонического оркестра? Это ж надо каждую партию отдельно переписать, а в оркестре их от 25 и больше. 1 Можно, конечно, специальных людей нанять, переписчиков, заплатив им немалые деньги. Только ведь они всегда что-нибудь да напутают (кто хоть раз с этим столкнулся, тот меня поймет), и все равно все партии по нескольку раз просматривать и исправлять придется. Кстати, об исправлениях! Каждый неверный штрих придется либо лезвием затирать, протирая бумагу до дыр, либо заклеивать, вырезая из другого нотного листа нужный по размеру кусочек. (Брр!) А представьте себе ситуацию, когда композитор после 2-часового переписывания партитурного листа вдруг понимает, что нужно вставить туда еще один такт! Или вот еще пример: придумал, наконец, композитор замысловатый ритм, а попробуй его запихни в «двоичную» музыкальную нотацию!2 Вот он и сидит, бедняга, четыре часа кряду, одно и то же на рояле повторяет и соображает, как бы это нотами изобразить. Короче говоря, эти времена проходят, и на помощь приходит компьютер. Наборщик нотного издательства сидит за монитором, мышкой пощелкивает. Композитор вместо перерисовывания своей музыки только на клавиши жмет. Все ошибки и опечатки он может на слух проверить, проиграв написанное на компьютере. А оркестровые партии создавать из партитуры —” вообще красота: дал команду —” и попей чайку минут пять (впрочем, компьютер обычно еще быстрее справляется!). Наконец, тот бедолага, что придумал замысловатый ритм, теперь может один раз сыграть его, и компьютер ему сам предложит, как это записать. В СССР в свое время было выдано более 2000 патентов на различные «пишущие машинки», которые печатали ноты. И ни одна из них не прижилась —” уж слишком все было громоздко и неудобно. С компьютером стало гораздо легче. Например, на набор на компьютере страницы из сонаты Бетховена у меня ушло в 1,5 раза меньше времени, чем на переписывание рукой. Программ для нотного набора существует великое множество, но не все они равнозначны по своим возможностям, а настоящие профессиональные пакеты вообще можно перечесть по пальцам. Подробнее об этих программах рассказано в главе 11.

Компьютер как инструмент композитора

Реставрация старых фонограмм

Звукорежиссерская работа

В помощь музыковеду

Поскольку средства, помогающие в работе музыковеда, не относятся к собственно музыкальным возможностям ПК, подробно в это книге они рассматриваться не будут. Однако в контексте данной главы нельзя не упомянуть о тех широких возможностях, которые компьютер предоставляет музыковедам. Во-первых, это ведение музыковедческих баз данных, которые позволяют легко ориентироваться в океане накопленной информации. Вместо «перерывания» многочисленных бумажек, карточек и тетрадей с записями и пометками музыковеду, правильно организовавшему свою работу, теперь достаточно нажать кнопку поиска или, в более сложном случае, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных. В любом случае это позволяет сохранить массу времени (а зачастую и нервов). Во-вторых, музыковеду часто может помочь автоматический перевод иноязычных материалов. Встречаются, конечно, музыковеды-полиглоты, которые до появления систем автоматического перевода имели, кстати, огромное преимущество перед остальными, ибо могли очень быстро просматривать большое количество материалов, написанных не только на родном языке —” им эта функция компьютера вряд ли поможет. Но для остальных это очень полезно. Но самое главное —” доступ к ресурсам сети Интернет. Вместо «кросса по библиотекам» теперь возможно практически все необходимые материалы найти в Интернете, не выходя из дома. Правда, для эффективного использования ресурсов Интернета нужно уметь правильно и быстро ориентироваться в этой Сети. Но научиться этому не так уж сложно, а в результате можно получить очень большой выигрыш в эффективности и скорости работы, не говоря уже о времени и силах, затраченных на поездки по библиотекам и книжным магазинам. По тематике навигации в Интернете сейчас можно приобрести очень много хороших материалов, да и в самом Интернете они,разумеется, есть. Некоторые музыкальные ссылки и описание ряда музыкальных Интернет-стандартов можно найти в главе 14.

Компьютер и музыкальное образование

Эта область применения компьютеров также, наверное, относится не столько к музыкальным возможностям компьютера, сколько к области педагогики. Однако умение педагога-музыканта применять новые информационные технологии в своей профессии скоро, очевидно, станет совершенно необходимым. Компьютер с успехом поможет педагогу в выполнении рутинных операций (например, проигрывание музыкального диктанта и его проверка), позволит увлечь ученика яркими игровыми формами взаимодействия, которые могут быть легко достигнуты при разработке соответствующих приложений. Причем педагог может разработать такие приложения сам, учитывая специфику своей методики преподавания, так как для этого не требуется каких-либо глубинных знаний системного программирования. Достаточно хотя бы немного владеть мультимедийными средствами-разработки типа Macromedia Director или такими простыми стандартными средствами, как HTML и JavaScript. Кстати, в последнем случае становится возможным организовать интерактивное обучение через Интернет вместо традиционных занятий в музыкальной школе. Не исключаю, что такого поворота событий вполне можно ожидать в самом ближайшем будущем, и не только в сфере музыкального образования. Не буду останавливаться на других примерах применения компьютера как эффективного рабочего инструмента для музыканта. Надеюсь, что теперь у читателя уже не осталось сомнений по поводу целесообразности применения компьютера музыкантами. В следующих двух разделах этой главы дано краткое сравнение возможностей компьютердых и традиционных музыкальных систем. Если вы уже готовы к приобретению компьютерной системы, то можете смело их пропустить. Если вы еще не знакомы с компьютером, то перед тем как перейти к главе 2, с которой начинается основная часть книги, вам следует прочитать введение. А если вы уже имеете понятие о компьютере как таковом, то переходите прямо к главе 2, с которой начинается основная часть этой книги.

Компьютер или синтезатор?

Многие музыканты, привыкшие к работе на синтезаторах и сэмплерах, да еще в традиционной аналоговой студии, обычно с неохотой приступают к работе с компьютерными музыкальными системами. На это есть две основные причины. Во-первых, последовательность действий и, отчасти, принципы работы с компьютерными системами отличаются от соответствующих параметров «обычной» работы. В частности, если звукорежиссер (или композитор) уже привык делать многоканальное сведение с помощью микшерского пульта, то наверняка он привык мгновенно «физически» реагировать на то или иное звучание, полагаясь на свою интуицию, а также каждый раз получать новый результат, совершенно непохожий на предыдущий. В этом случае, скорее всего, ему трудно будет перейти к четкой фиксации огибающих в компьютерной системе, а возможность совершенно точно выверить параметры для каждого отдельно взятого участка музыки может поначалу его даже раздражать. Однако он не сможет не согласиться, что точный подбор параметров и четкая фиксация каждого промежуточного результата способны дать более качественный результат, причем, как правило, за более короткое время. Конечно, привычка к определенному способу работы —” большое дело, как и вообще любая привычка. Но я уверен, что «почувствовать» компьютерную систему можно за короткий срок, если, конечно, не искать в ней изначально одни недостатки, которых все равно гораздо меньше, чем достоинств. Вторая причина неохотного перехода на компьютерные системы —” «недоверие» большинства традиционных музыкантов к компьютеру, которое происходит в большинстве случаев из незнания положения вещей на сегодняшний день. Среди музыкантов бытует мнение, что «компьютер —” это что-то очень сложное и непонятное», а для работы с ним «необходимо программировать и вообще писать много цифр и команд на непонятном языке». Конечно, существуют и системы музьгкаль-ного программирования (кое-что об этом см. в главе 12), но сегодня комгжютер по управлению не сложнее многих бытовых приборов (музыкальных центров, телевизоров, видеомагнитофонов, СВЧ-печей и т. п.), а музыкальные программы очень наглядны и интуитивно понятны, поэтому все сложности, с которыми вам придется столкнуться, относятся к операциям со звуком вообще, а не к управлению компьютером. Иногда «недоверие» музыкантов к компьютеру приобретает такие странные формы: «Компьютер портит звук. Звук что-то теряет, становится более сухим и т. д.». Все это —” исключительно предрассудки. Конечно, строго говоря, звук «портит» любая звукозапись, в том числе и компьютерная, но магнитофонная пленка «портит» его гораздо сильнее. На самом деле звук, разумеется, ничего не теряет и терять не может. Возможно, после записи в компьютер звук воспроизводился через другую акустическую систему и, соответственно, звучал по-другому (не обязательно хуже), но из-за общего недоверия к компьютерным системам музыкант сразу воспринял это изменение звучания как ухудшение. Либо музыкант осведомлен о том, что цифровая запись дискретна (см. главу 2), и приписывает предполагаемое ухудшение звучания именно дискретности. В этом случае неплохо вспомнить о том, что на компакт-дисках (наиболее распространенном сегодня носителе звукозаписи) мы имеем тоже цифровую запись, как и на компьютере. Вообще говоря, с точки зрения звучания неважно, записан звук на жестком диске компьютера или на компакт-диске —” технологически это одно и то же. Ну и, наконец, может иметь место третий случай, когда музыкант «от кого-то слышал» мнение о недостатках «компьютерного звука». В этом случае можно рекомендовать только попробовать самому. Компьютерные системы предоставляют музыканту гораздо большие возможности и удобство управления, чем традиционные средства, и поэтому позволяют за меньшее время достичь лучшего результата. В графу «против» поставить практически нечего (ну разве что старые привычки и другие психологические факторы).

Цены и возможности

Аналоговая система на базе Ensoniq ASR10 включает в себя

расширенные возможности редакции сэмплов, блок эффектов

Цифровая система на базе компьютера на основе Р100 ($100) и монитора 15" ($120);

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности.

Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.

Так, на конференциях «Современное музыкальное образование», прошедших ещё в 2002, 2003 годах, ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отчали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.

Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным, соответствующим современным условиям. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый опыт традиционного педагогического обучения музыке и огромные возможности компьютера. Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика, призвана заинтересовать учащихся в музыкальных возможностях компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне. В настоящее время компьютер стал важным инструментом для творчества в области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, архитектуры, театра и др., с другой стороны, искусство стало важным источником развития вычислительной техники и программирования.

Для учащихся знакомых с компьютерной музыкой открываются следующие направления для профессиональной деятельности:

нотно-издательская деятельность; подготовка цифровых фонограмм; реставрация старых записей; звукорежиссерская работа; создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-авто аранжировщиков; синтез звука и электронная музыка.

Оснащённый дополнительным оборудованием (то есть звуковой картой, звуковыми колонками, микрофоном, подключенной к компьютеру электронной клавиатурой и прочее) компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в

Студию звукозаписи, Фонотеку, Издательскую систему, Тренажёр для исполнителя, Информационный центр.

Студия звукозаписи открывает возможности для записи собственного пения и игры на инструменте, поскольку звуковая карта любого современного компьютера является совершенным цифровым магнитофоном, дающим качество записи, сопоставимое с аудиодиском. Кроме того, к записанному звуковому материалу могут быть применены различные способы обработки (например, удаление шума на старой записи, сведение нескольких записей в одну и так далее). Например, тот, кто занимался озвучиванием спектаклей или делал фонограммы, знает, как трудно «склеивать» звуковой материал на обычном магнитофоне. Компьютер же, который представляет записанный звук как видимую на экране осциллограмму, позволяет «разрезать» и «склеивать» его с точностью до миллисекунды.

Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте.

Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и «сжимания» звука позволяют хранить в памяти компьютера (даже не очень мощного) сотни часов звуковой информации. Учащийся ДМШ может использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему.

Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок, которые, кроме того, дополнить иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Учащийся с помощью компьютера может издать реферат, презентацию, посвящённый, например, творчеству какого - либо композитора. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.

Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-клавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания. Важной для учащегося является возможность экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером, при поиске новых звучаний, новых музыкальных форм, аранжировкой популярных мелодий. Компьютер допускает также мгновенную фиксацию удачной импровизации (подобно магнитофону), но с возможностью исправления ошибок (вплоть до отдельного звука), точных (до миллисекунды) купюр и вставок;

Информационные возможности компьютера безграничны. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают учащемуся ДМШ возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему его вопросу в области музыки. Мультимедийные музыкальные энциклопедии помогут в изучении музыкальной литературы, инструментоведения. Компьютер выступит как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка / запись с помощью MIDI-технологий музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке, аранжировке и сочинению музыки, изучение принципов формообразования, исследования тембров, темпов и других элементов музыкальной речи. При этом возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, типов компози-ции и т. д.). Компьютер поможет в развитии дистанционных форм музыкальной деятельности. Кроме того, общаясь с компьютером, учащийся повышает свою общую информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т.д.

Критерием практического владения компьютером является умение пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также, умение работать в популярной системе Microsoft Office . Практическое владение компьютером предполагает также умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки, обработки и записи звука, MIDI - редакторами, простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования, а так же знание устройства компьютера и его составляющих,

На занятия в студии компьютерной музыки было отведено по 1 часу(45 мин.) в неделю как занятиям в рамках предмета по выбору. Занятия проводились индивидуально, в компьютерном кабинете. Освоение учащимися теории сочиталось с большим количеством практических занятий за компьютером, самостоятельной творческой работой.

На первых уроках мы:

-посмотрели учебные фильмы «Внешнее и внутреннее устройство персонального компьютера». «Предшественники музыкального компьютера». Узнали «Основы преобразования звука в цифровой формат». «Основные форматы записи и воспроизведения музыки», «Физическая природа звука»

-выполнили практическую работу в текстовым редакторе Microsoft Word (MS Word): создание / редактирование документа, набор текста, работа со шрифтами и т.д.

Далее, мы приступили к изучению некоторыхбесплатныхпрограмм, которые можно использовать в детском компьютерном творчестве.За прошедший учебный год мы ознакомились с 6-ю МК программами, не затрагивая обучающие и игровые музыкальные программы для младших школьников, в которых получаешь теоретические знания, развитие слуха, творческих способностей, знания по музыкальной литературе. навыки игры на инструменте.

Magix Music Market -программа – конструктор для

создания профессиональной музыки без необходимости изучения сложной музыкальной теории. Кроме создания собственных песен, можно импортировать в проект изображения или видео, добавлять текст, визуальные эффекты и картинки.

Основные компоненты программы: - - музыкальный контейнер, где можно выбирать звуки и лупы различных музыкальных направлений.

-поле аранжировки, где в процессе создания песни могут быть скомбинированы различные звуки и звучания.

- управление проигрываемым объектом

В аранжировщике можно просто комбинировать созданные профессионалами лупы (различные аудио и MIDI компоненты). Лупы упорядочены в соответствии с музыкальным стилем, используемыми инструментами и тональностью. Тональность подгоняется одна под одну, ритмический рисунок лупов, относящихся к различным музыкальным стилям, уравнивается.

Порядок действий при работе в Magix Music Marke t . Создаем проект. Стили представляют собой определенные музыкальные жанры. Щелкаем по стилю, чтобы отобразить лупы одного жанра.

• Выбираем из списка инструмент, который хотели бы использовать. Справа появится список всех лупов, из которых можно выбрать нужный звук. Воспроизведение выбранного звука начнется автоматически.

• Чтобы загрузить файл в Аранжировщик, можно перетащить его мышкой из таблицы в трек Аранжировщика.

Практическая работа

1) создать из семплов программ:

целую музыкальную композицию.

MuseScore - нотный редактор – компьютерная программа для создания,редактирования и печати нотных партитур.

Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры. Программа позволяет вносить в партитуру разнообразные изменения.

Порядок действий при работе в нотном редакторе.

1. Открой новый файл

2.Установи нужные настройки записи (количество нотоносцев, ключи, размер метра и т.д.)

3.Введи нотный текст.

4.Введи дополнительные нотные обозначения, связанные с артикуляцией и динамикой, графические указания.

5.Добавь обозначения темпа и названия пьесы.

6.Отформатируй нотный текст.

7.Выпусти готовый нотный текст на принтере.

Практическая работа

-набрать, отредактировать пьесу (отрывок) фортепианного, вокального изложения, партитуры. Сохранить в mscz и в Word.

Из выполненных работ мы собрали СБОРНИК « Мои любимые мелодии.

ChordPulse - программа – авто аранжировщик, позволяет легко создавать музыкальное звучание, поскольку предусматривает опору на автоаккомпанемент. Так же как клавишный синтезатор, эта программа хранит в своей памяти шаблоны (паттерны.) Задача музыканта состоит в выборе из их числа подходящих для той или иной пьесы. Чтобы выполнить аранжировку в этой программе, надо также указать аккорды (с помощью буквенно – цифровых обозначений.) Гармонизация мелодии и подбор подходящих паттернов – основные действия в программе – авто аранжировщике.

Порядок действий при работе в ChordPulse.

В рабочем поле программы выставить нужные параметры метра и темпа, указывать последовательность аккордов с помощью буквенно – цифровых обозначений и настраивать стили аккомпанемента, находящиеся непосредственно над цепочкой аккордов

Практическая работа

-подобрать по слуху аккорды к любой мелодии в подходящем стиле, темпе, тональности. Сохранить аккомпанемент в собственной программе на комп., на свою флешку, как midi-файл.

Порядок действий при работе в MIDI – секвенсере.

1. Открой нужный MIDI – файл или музыкальную модель-заготовку..

2. Прослушивая этот файл, наметь, какие голоса потребуются для инструментовки мелодической линии.

3. Отбери нужные голоса из библиотеки GM (128 голосов) и выставь их на соответствующие дорожки рабочего окна программы.

4. Сбалансируй звучание MIDI – файла по громкости (Vol) и панораме (Pan).

5.Отредактируй звучание с помощью звукорежиссерских эффектов – реверберации ( Reverb), хоруса ( Chorus) и др.

Практическая работа

1)-набрать и отредактировать мелодию в нотном редакторе.

-соединить мелодию, и аккомпанемент, созданный либо в авто аранжировщике, либо в MIDI – секвенсере

2) - записать мелодию в нотном редакторе секвенсера

- прослушивать отдельные дорожки готового MIDI-файла

2)- изменить тембры инструментов в готовом MIDI-файле.

В творческих работах мы использовали тетради по музыкально-электронному творчеству, в которых даны задания с заготовками музыкальных произведений. Мелодические голоса этих произведений даны в абстрактном виде. Их тембр, динамика и расположение по панораме не несут выразительной нагрузки. Ученикам же необходимо на основе манипулирования с этими данными добиться выразительного звучания, отвечающего авторскому замыслу и собственным представлениям о его возможной художественной интерпретации, либо инструментовать, подбирать по слуху и т.д. Каждая из моделей снабжена необходимым методическим комментарием, на который он может опираться. Полученный учениками музыкальный вариант может быть сверен с прилагаемым вариантом решения того или иного творческого задания.

Audacity - программа для редактирования аудиоматериала.

Аудио редактор, в отличие от MIDI – секвенсора, программа, которая позволяет записывать не параметры звучания, а само звучание. Если MIDI – файл по – разному звучит при проигрывании на разных звуковых картах компьютера, то качество аудиофайла не зависит напрямую от особенностей этих карт.

Чтобы отрезать или вставить кусок звучания, можно прибегнуть к стандартным операциям пользователя компьютера: выделить нужный кусок, проведя по нему курсором с нажатой ЛКМ, и удалить кнопкой DELETE, скопировать его (меню Правка- Копировать) и вставить (Правка – Вставить) в другое место. Чтобы обработать звучание, следует выделить нужный его фрагмент, открыть ниспадающее окно Эффекты, выбрать подходящий эффект и отрегулировать его требуемый уровень. Это меню позволяет преобразовать звучание до неузнаваемости. Обратить внимание на такие эффекты, как Разворот, Смена высоты тона, Смена скорости и др. радикальные средства трансформации звучания. Применить подобные эффекты к распределенным тобой по разным дорожкам готовым семплам.

Порядок действий при работе в аудио редакторах

1.Открой новый файл.

2.Открой окно записи аудио редактора.

3.Включи записываемую фонограмму.

4.Отрегулируй внутренний микшер операционной системы с тем, чтобы аудио редактор принимал сигнал, идущий с MIDI – секвенсора.

5.Установи минимальный уровень сигнала.

7.Удали пустые фрагменты в начале и конце записи.

9.Произведи нормализацию записи.

Практическая работа

1) подобрать музыкальное сопровождение к изображениям природы, из существующих картинок составить слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Примерные темы слайд-шоу:

· от заката до рассвета

· горные вершины и т. п.

2) Сделать минус песни (фонограмму)

3) Обрезать и склеить песню или несколько звуковых файлов.

Сохранить (Файл, Экспортировать в mp.3 или wav, Параметры 128 кб/cек., Название композиции, Папка загрузки).

4) Оцифровать аналоговые записи

5) Озвучить сказку. Проект сохранить в mp.3( далее работаем в Window Movie Market)

6) Отделить звук от любого видео.

MOVIE MAKER – видео-редактор. Программа для стандартных операций обработки видео – файлов, соединения изображений, видеофрагментов и текстовой информации.

1) В аудиоредакторе мы записали звук, текст сказки, далее нашли подходящие картинки, импортировали их в программу, соединили все в видеоредакторе. Эффекты, переходы и т.д. Сохранить в mp.4

2) отделить звук от любого видео. Импортировать свой звук.

В результате освоения дисциплины обучающиеся:

- узнали назначение и особенность перечисленных выше программ;

-имеют начальные навыки работы в них

-умеют набирать и редактировать несложный нотный текст

- аранжируют с помощью компьютера музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);

- самостоятельно создают несложные фонограммы.

-работают с программами звукозаписи: выбрать тональность, записать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания,сохранять и записывать на внешний носитель звуковые файлы в форматах MID, MP3,WAV

-знают основы преобразования звука в цифровой формат.

-знают основные форматы записи и воспроизведения музыки.

Используемая литература:

Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих

СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.

Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. Учебное пособие, 2017 -400с.

Живайкин П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам

Издательство: Живайкин А.П., 2009 -116 с.

Учебное пособие. Музыкально-компьютерные технологии в образовании. Издательство : Союз Худ, 2010 -223с.

Читайте также: