Для чего необходимо работать над развитием наглядно образной памяти

Обновлено: 08.07.2024

Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу. Оцените теперь себя по следующей шкале:

Еле заметны черты, которые быстро исчезают-------------1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый--------------2

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами--5

Можете изменить его цвет, форму и т. д. ---------------------6

Вы согласитесь со мной, что в нас преобладает 1 – 2 уровень. Тогда я должна сказать парадоксальную вещь – все, что я сейчас буду рассказывать об образной памяти, будет или не понятно или даже не принято в себя. Так как у нас у взрослых преобладает словесно-логическая память, мы практически утратили возможность оперировать образной памятью. Но почему же все-таки “Образная память”?

Понятие образной памяти.

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Вырабатывалась самая лучшая форма запоминания: память на звуки, запахи, цвета и т. д. Причем, память яркая, четкая – человек этим жил. Т. о, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг: чтобы улучшалась память – надо все время специально учиться и тренироваться; для того чтобы учиться, нужна память.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, слова, буквы) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление – это схема. И образы вставляются в нее как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали.

Функциональная межполушарная асимметрия мозга.

Почему же так? Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное полушарие, левое словесное. Правое – это эмоции, левое – разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ – модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом, не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. 90% информации подается в усеченном виде – голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т. д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание, дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип: “Повторение – мать учения”. Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет.

А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. Не тратишь время на зубрежку – оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить – значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял – представил. Представил – уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать целую картинку после беглого взгляда и т. д.

Межполушарная функциональная ассиметрия мозга явилась революцией в физиологии и психологии. Человек не рождается с ней. Активная умственная деятельность способствует специализации полушарий.

Различные авторы на основании результатов исследований приходят к выводу, что в первые годы жизни доминирует правое полушарие и только, начиная с 10-летнего возраста – левое. Если дети попадают в атмосферу разностороннего развития, когда активация левополушарных компонентов мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления, они могут развить свой творческий потенциал очень высоко. Можно предполагать, что “аналитиками” дети становятся в результате особенностей воспитания дошкольного и раннего школьного. Стиль мышления, господствующий в семье, оказывает очень большое влияние на ребенка даже без всяких целенаправленных усилий со стороны родителей. А уже через 1 год посещения детского сада мышление становится логическим.

  • введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале;
  • целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного мышления.

Однако приходится сожалеть, что в повседневной школьной практике не существует системы стимуляции воображения в обучении, тогда как развитию умения анализировать, абстрагировать, обобщать и т. д. посвящено многое (пример, описанный в книге К. Паустовского “Далекие годы”: У учителя географии Черпунова стояли на столе бутылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой бутылке была наклейка: “Вода из Нила”, “Вода из реки Лимпопо” … Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроке. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира. “Смотрите, - он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта”. Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была обыкновенная водопроводная вода. ) Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображению гимназистов.

Как развивать память.

До появления в свет книги Лурия А. Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приемы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику и эйдотехнику (от слова “эйдос” с греческого – образ). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Опыт школы “Эйдетики” убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учить не запоминать, а воспроизводить.

А как учиться воспроизводить? Надо посмотреть, как делают это одаренные люди, как происходит сверхвоспоминание в гипнозе (гипермнезия), как проявляется этот феномен во время стресса, сверхвоспоминание всегда сопровождается яркими образами. Из этого следует, что резервы нашей памяти связаны с активизацией правого полушария, отвечающего за конкретно-образное мышление.

Среди шести призеров Международных соревнований между Центрами развития памяти не было ни одного, кто использовал методы логического запоминания. Все были эйдетики.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

МНЕМОТЕХНИКА (методы, основанные на вербально-логическом мышлении)

1. Логические закономерности.

При запоминании последовательности геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и т. д. Ученики рассуждают так: движение по кругу – символ вечности, совершенства; прямоугольник напоминает ворота и может быть символом домашнего очага; квадрат - символ устойчивости, надежности; треугольник – символ жесткости, воли, прогресса. Такие ассоциации помогают, затем вспомнить исходные фигуры.


При запоминании телефона 236-44-10 размышления могут быть такими: 2*3=6, 4 – это четвертая цифра в числе, 10 – получается сложение двух четверок с первой. Этот метод подходит мыслительному типу, со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции

2. Последовательные ассоциации.

На примере списка слов можно увидеть, как легко вспомнить не только сами слова, но и их порядок. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет. Есть творчество.

Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен. Это непроизвольное запоминание по ходу дела. Например, надо запомнить слова: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА, МЕДВЕДЬ, ЧЕРЕШНЯ, ДВОРЕЦ, ПИАНИНО.

Вот как запоминает ученик: “Я вижу, как КОМАР летит с САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы, как СОЛОМА. Из соломы можно сплести брюки, на которых КЛЯКСА. Эта клякса похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ и из косточек сделал себе ДВОРЕЦ. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО.

3. Связанные ассоциации.

При этом методе используются слова, ранее запомненные. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова МЯЧ, СТОЛ, КОСТЕР и т. д. Я использую ранее запомненный список слов: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА… С этими словами я связываю новые, и получается: комар сидит на МЯЧЕ, в СТОЛ воткнута сабля, а у КОСТРА кошка, измазанная сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации. Недостаток метода – он ограничивает импровизацию творческим натурам.

4. Фонетические ассоциации.

Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово musculus (мускулус) – МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУЛЫ и перевода МЫШОНОК.


Carota (карета) – МОРКОВЬ созвучное ему КАРЕТА. Сюжет на картинке.


Карету погрузили морковью. Чувствую вкус моркови и скрип колес кареты.

Можно придумать не одно, а несколько созвучных слов. Например, CASEUS (касеус) – СЫР. Созвучные слова: Кощей Усатый.


Сюжет на картинке. .

5. Автобиографические ассоциации.

В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово PUDDLE (падл) ЛУЖА. Созвучное слово ПАДАЛ. Вспоминаю, как в детстве, вовремя игры, мяч несколько раз падал в лужу.

При запоминании телефона 395-72-49 я использую ассоциации: 39 – начало II мировой войны, 57 – год моего рождения, 249 – номер моей квартиры. Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода.

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Суть: первоначальная ОРИЕНТИРОВКА в тексте, с целью понимания основной мысли. Затем внимательное повторное ЧТЕНИЕ, с выделением второстепенных деталей, затем ОБЗОР текста, с углубленным пониманием (правильно ли текст разделили на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

Эйдетики убеждают в неэффективности этого метода. “Использовать его, все равно, что учить спринтера быстро бегать на основе исследований биомеханики бега черепахи”.

Эйдетики считают, что “Повторение не мать, а – мачеха учения”. Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. И выставлять повторение как главный метод запоминания недопустимо. Он ведет нас в тупик. Исследования эйдетиков показали, что люди с хорошо развитыми способностями к визуализации и прошедшие специальную подготовку, могут вспомнить буквально любой день своей жизни.

Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают, что чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Йенш (немецкий психолог) утверждал, что эйдетизм – закономерная стадия детского развития и, что пик развития воображения приходится на 11-16 лет. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет: “Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ – это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА – это ТРЕУГОЛОНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.


Хорошо этот метод зарекомендовал себя и при запоминании исторических дат. Как только ученики развивают способность к визуализации, тут же раздвигаются границы памяти. Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет – двойной. Этот метод сослужит вам хорошую службу на уроках в школе.

Само название метода подсказывает действие – войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Например, при запоминании английского слова TEAR (тиэр) – СЛЕЗА: вы представляете себя в тире, слышите выстрелы, держите ружье; при этом вы не заметили, как исчезла комната, в которой вы сидели, стол, эта книга, картинка. В данном случае метод “вхождения” хорошо дополняется методом “фонетических ассоциаций”. “Вхождение” легко усваивается детьми с развитым воображением. Взрослым приходится овладевать этим методом через медитацию, аутотренинг.

На примере геометрических фигур можно увидеть, как различается тактика представления учеников при методе “оживления” и методе “вхождения”. Ученик видит: “Нажимаю на КНОПКУ (КРУГ) лифта. Открываются ДВЕРИ (ПРЯМОУГОЛЬНИК) лифта, и я удивляюсь ЗЕРКАЛУ (КВАДРАТ) в нем. Стеклянный ЛИФТ (ТРЕУГОЛЬНИК) бесшумно скользит вниз. При методе “оживления” картинка просто оживает перед глазами, а здесь ученик чувствует себя участником события. Это представить несколько сложнее, но и эффект будет сильнее. Мы ведь знаем, то, что происходит с нами, не забывается.

Этот метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый вами образ: черно-белый превратить в цветной, плоский – в объемный, маленький – в большой и т. д. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется стратегия представления: “колесо велосипеда поворачивается и ломается, наезжая на камень”.

12. Образные крючки.


.

Этот метод можно применять пи запоминании цифр. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, 3 – МОРСКАЯ ВОЛНА, ИЗОГНУТЫЙ ЛУК, УСЫ.

Так на каждую цифру создается несколько картинок. И когда надо припомнить цифры, припоминаются, фактически, картинки. Картинки выполняют роль крючков на вешалке вашей памяти.

13. Образное мышление.

Иногда ученики видят целый сюжет. Запоминаемые значки, слова или цифры превращаются в действующих героев на экране. Причем, это может происходить мгновенно. Важно отметить, что при этом методе образ первичен, а не наоборот. Обычно советуют наоборот: придумать ассоциацию, а затем представить. При обучении этому методу надо сделать так: поставить задачу и дождаться, когда ее решение придет не путем решений-рассуждений, а сразу, отметая привычные логические таможни в нашей голове, прорвется в виде готовой картинки. И осмысление картинки, быть может, подтвердит, как интересно и неожиданно решение проблемы и что мы талантливы. Этот метод ближе всего подходит к творческому мышлению. Он может работать и днем и ночью, когда решения приходят во сне.

Вот как видятся ученикам геометрические фигуры на экране: дельфин жонглирует МЯЧИК (КУГ), летят брызги из БАССЕЙНА (ПРЯМОУГОЬНИК), дельфина награждают РЫБОЙ (ТРЕУГОЛЬНИК).

Вот пример применения метода при запоминании телефонов: 155 – 09 – 22 – телефон справочной аэрофлота.

1 – это самолет, заходящий на посадку, 55 – это шасси, которые выпускает самолет,0 – это круг, который делает самолет при заходе на посадку, 9 – это самолет резко взмывает вверх и делает мертвую петлю, потому что на взлетной полосе 22 – два гуся.

Я вижу этот фильм, как на экране, и мне легко будет его вспомнить.


Метод соощущения помогает усилить ваши представления. Известно, что у музыкантов бывает “цветной” слух, они видят цвет музыки.

15. Графические импровизации.

Дети, начиная рисовать, часто не знают, что получится в результате. Это и есть импровизация. Он каждый раз непредсказуем и поэтому интересен. Применение метода можно увидеть на примере запоминания телефона Акционерного банка “Деловая Россия” 299 - 02 – 43 . Ученик: “Я представляю солидного, умного банкира и начинаю рисовать его лицо. Мне удобнее брать цифры с конца: 3 – это лоб, ухо; 4 – нос; 2 – улыбка; 0 – это пенсне, оно предает солидность; 99 – это, конечно же, глаза; 2 – это подбородок. Банкир готов, его лицо – это телефонный номер.


Упражнения на развитие этого метода: дорисовать закорючку до узнаваемого элемента.


Т. о. суть методики обучения образной памяти: научить оба полушария работать одновременно и воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как делали наши предки и еще способны делать наши дети. Чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в структуру интеллекта. Головной мозг изучен в лучшем случае на 3-4%, потому точно сказать, как происходит процесс запоминания, по каким законам он протекает и где расположена память, какие отделы за нее отвечают пока что невозможно.


Образная память — одна из ее разновидностей, представляет собой возможность воспринимать, фиксировать, а затем воспроизводить полученную через некоторые органы чувств информацию. Для нее характерна группа черт:

  • Отсутствие внешнего раздражителя для воспроизведения полученного ранее образа

Носитель вызывает к жизни запомненный предмет или их группу собственным волевым усилием, произвольно.

В зависимости от степени тренированности интеллекта, образная память на определенную картину сохраняется в течение 24-48 часов. Если говорить о тщательной и максимально полной картине. При этом и степень детализации зависит от тренированности внимания.

Пример — нахождение в условиях аудитории на лекции. Кто-то запомнит только цвет одежды соседа, другой в деталях воспроизведет не только цвет одежды, но и физические данные соседа, а третий зафиксирует как эти моменты, так и слова лектора, запахи в аудитории, степень освещенности помещения и т. д.

В перспективе длительного времени, через недели, месяцы, годы, детали выветриваются, зачастую и весь образ уходит из памяти, потому как не имеет большого значения. Важные события отпечатываются на долгое время, но в деталях помнятся очень немногие. Однако полного уничтожения информации не происходит. Как показывают исследования, она уходит в область подсознания. Человек может воспроизвести информацию, которую воспринимал всего один раз в жизни, но в экстремальных условиях или под сильным гипнозом.

  • Фрагментарность. Полную картину воспринимают далеко не все

Образная память может развиваться, потому у каждого она находится на определенном уровне. Количество деталей зависит от степени тренированности.

Опять же это не аксиома. Некоторые воспроизводят образ бледный, нечеткий, другие воспроизводят его в мельчайших подробностях. Развитая образная память особенно типична для художников и музыкантов, людей искусства. Это может быть как врожденное, так и искусственно развитое качество.

С течением времени образ дополняется мыслительным компонентом и вот красная рубашка в клетку у соседа на лекции уже не вполне красная и в полоску и т. д. Это связано с особенностями когнитивных функций. При деструкции части деталей мозг стремится сохранить целостность образа и дополняет его самостоятельно, обманывая своего «владельца».

Указанные характеристики изменчивы и вариативны, все зависит от конкретного носителя. Что влияет на качество восприятия и степени детализации при последующем воспроизведении? В основном общий уровень интеллекта. Чем он выше, тем больше развита способность. Огромную роль играет наблюдательность, склонность к фиксации отдельных малозначительных на первый взгляд деталей. Чем больше воспринято, тем больше информации зафиксировано. Также степень развития обуславливается профессиональной активностью. Люди искусства, лица, занятые трудом в естественных природных условиях по понятным причинам имеют лучшие способности.

Сказанное тоже не может быть воспринято как аксиома. Известны случаи, когда люди с нормальным уровнем интеллекта, средним по всем меркам и даже умственно отсталые по органическим причинам имели фотографическую память. Такая же парадоксальная ситуация встречается у аутистов, некоторых больных с синдромом Дауна, Аспергера. По всей видимости, это связано с недостаточной изученностью когнитивной сферы или однобоким устаревшим подходом к измерению уровня интеллекта.

Какие виды памяти бывают

Образная память составляет основу всей памяти. Формы когнитивной способности подразделяют по органам чувств. Их всего пять, значит и количество форм идентично.


Органы чувств

Зрительная

Она же наглядно образная. Развита лучше других типов у большей части людей, независимо от пола и возраста. В отличие от прочих форм действует всегда. Позволяет зафиксировать визуальный объект в его визуальной целостности: форма, размер, цвет. При этом не всегда возможно получение исчерпывающей информации о предмете, нужно делать «скидку» на погрешности восприятия. Отсюда возможные ошибки распознавания идентичных объектов при различном восприятии (издалека стол выглядит как стол, а вблизи не понятно, что это за лакированный кусок дерева).

Крайняя степень развитости зрительной формы — фотографическая память. Она позволяет за считанные секунды в мельчайших подробностях запоминать информацию. Например, страницы книги с написанным текстом (особенно часто эта особенность проявляется в школьные и студенческие годы). Выше уровень развития этой формы у художников и людей, постоянно имеющих дело с визуальными образами.

Слуховая или аудиальная

Слуховая образная память в психологии описывается как вторая наиболее развитая. Потому как звук выступает постоянным раздражителем, не пропадая ни на секунду. Запоминаются только интересные воспринимающему объекты. Все остальное отфильтровывается в височной области как ненужный посторонний шум. Способность к селективному, выборочному восприятию также довольно быстро развивается, относится скорее к возможности концентрировать внимание. Слуховая форма особенно развита у музыкантов.

Тактильная

Память на образы физические. Связана с механическим влиянием на рецепторы кожи, кончиков пальцев. Обычно развита слабо, ограничивается парой десятков или чуть более предметов, которые встречаются в повседневной жизни. Очень быстро уходит из сферы сознательного, потому как через прикосновения доходит не более 3-5% информации. Способность актуализируется при утрате зрения, потому как тактильность выходит на первый план. Развивается довольно быстро, особенно в качестве компенсаторного механизма.

Обонятельная

Развита несколько лучше. Человек имеет недостаточную остроту обоняния, если сравнивать с подобной же функцией у животных. Однако это не мешает фиксировать сотню объектов и более. Повседневный опыт не требует столь большого количества запахов. Обычно достаточно 10-15: запах гари, газа, еды и пр. Большой роли обоняние в жизни среднестатистического обывателя не играет. Однако актуализируется у дегустаторов, поваров.

Вкусовая

Определяется способностью воспринимать вкусовые раздражители, помнить вкус той или иной пищи. Развита в той или иной мере у всех (не нужно пробовать лимон, чтобы вспомнить, насколько он кислый). Особенно у людей, профессионально связанных с приготовлением или дегустацией пищи. Навык также развивается без проблем, а у некоторых достаточно сформирован уже при рождении.

Образная память играет ключевую роль в накоплении эмпирического опыта. Потому как человек без проблем распознает предметы и явления именно по аналогии. Детали и образы стираются, но не полностью. Основные моменты осмысливаются и составляют собственно сам чувственный опыт, который актуализируется в нужный момент. Увидел яблоко — узнал, понял, что это яблоко. Вспомнил вкус, запах и т. д. Если же человек не видел яблок — он не поймет, что это такое, но зафиксирует в памяти образ и без проблем распознает его при повторной демонстрации через некоторое время. То же касается запаха гари, шума воды, черт лица собеседника (хотя здесь все несколько сложнее). Представленные примеры упрощенные, но позволяют получить представление.

Виды образной памяти ограничиваются органами чувств. Однако практически невозможно в равной мере воспринимать все аспекты объекта всеми чувствами (насколько это возможно с учетом объекта, минус вкусовая форма). Это потребует длительной, всесторонней тренировки, которая нужна в крайне ограниченном числе случаев. Яркая образная память зачатую оказывается основой, необходимой для профессиональной реализации навыков и способностей, достижения успехов в искусстве, науке.

Как проверить степень развития

Диагностика образной памяти проводится психологами или нейрофизиологами. Со вторыми у людей шансов встретиться не так много. Да и необходимости такой нет. Протестировать степень развитости можно с помощью простых методик.

Зрительная

В течение 30-60 секунд обследуемому предлагается тщательно рассмотреть тот или иной объект. Это может быть рисунок или реальный предмет. Затем объект убирают, выжидают 3-5 минут и просят рассказать максимум деталей. Другой способ — расположить максимум предметов на столе или использовать сложную картинку. Затем воспроизвести все увиденное. Способы могут использоваться и дома, присутствие психолога обязательно.

Слуховая

Проверяется еще проще. Предлагают прослушать простую мелодию. Затем нужно воспроизвести ее голосом, сыграть на инструменте, соблюдая правильный ритмический рисунок. Таким способом проверяют детей, поступающих в музыкальные школы. Для более глубокой оценки в будущем проводят музыкальные диктанты, оценку способности анализировать гармонические особенности музыкального произведения и т. д., но это уже сфера профессиональной компетенции. Она имеет мало общего с повседневной жизнью.

Тактильная

Проверяется посредством анализа физических ощущений. С завязанными глазами ощупывается предмет. Затем дают разные предметы и предлагают узнать тот, который использовался в качестве эталонного, первого. Обычно проблем не возникает.

Обонятельная

Проводится тест идентичным способом. Предлагается распознать запах.

Вкусовая

С завязанными глазами предлагается попробовать несколько предметов. Обычно близких по свойствам, например, фрукты, овощи. Большого практического значения для обывателя развитая вкусовая форма опять же не имеет. Актуальна она для поваров. Еще больше для дегустаторов, для которых способность оценивать вкусовые свойства продукта и распознавать отдельные оттенки (например, в алкоголе) играет ключевую роль. В отсутствии навыков говорят о профессиональной непригодности.

Диагностика образной памяти также играет огромную роль в деле определения степени неврологических нарушений у больных со структурными изменениями головного мозга. Исходя из характера нарушений, можно сделать выводы о локализации расстройства и типе дефицита.

Что влияет на уровень в целом и в момент проверки


На указанную когнитивную способность влияет группа факторов:

  1. Самочувствие в момент фиксации, диагностики. Если обследуемый устал, плохо себя чувствует, результаты будут неточными. Причина этому кроется в притуплении ощущений, всех сразу. Имеет смысл проводить оценку, когда обследуемый отдохнул, бодр и его ничто не отвлекает от сути исследования.
  2. Гормональный фон. Доказано, при избыточной выработке некоторых специфических веществ, восприятие, а затем и способности к запоминанию и воспроизведению различаются. При гипотиреозе страдают все когнитивные функции, потому образы изначально блеклые. В начальной фазе менструального цикла с ростом эстрогенов раздражители воспринимаются наиболее остро, потому застревают в памяти на более долгий срок, особенно неприятные по характеру предметы и объекты. Особенно запахи. Можно продолжать и далее.
  3. Пол. Женщины изначально имеют лучшую память на запахи. С чем это связано доподлинно неизвестно. Обонятельное восприятие также более острое.
  4. Возраст. С течением лет все органы чувств ослабевают, перестают работать как прежде, потому вероятность зафиксировать объект во всех подробностях, а затем воспроизвести его, невысока. Дополняется процесс ослаблением когнитивных функций, снижением продуктивности мышления, падением уровня памяти в результате естественного старения церебральных структур и снижения скорости передачи нервных импульсов. Профессиональные же навыки не страдают. Потому музыкант отличается столь же развитой музыкальной образной памятью, художник — зрительной и т. д.
  5. Профессиональная подготовка. О ней уже было сказано. Развитость того или иного аспекта зависит от характера повседневной активности, обучения.
  6. Врожденные особенности, частично наследственность.
  7. Наличие или отсутствие соматических, психических заболеваний. Лица, страдающие патологиями головного мозга, имеют несколько худшие когнитивные способности. Если говорить о сложных и тяжелых заболеваниях, они сглаживаются и утрачиваются вообще.
  8. Акцентуация характера, степень внимательности, уровень интеллекта. Личностные особенности также должны учитываться. Шизоиды изначально обладают более высоким уровнем интеллекта, не считая отдельных случаев. То же касается дистимического типа (гипотимного) по Леонгарду. Хотя это и не всегда справедливо. Есть множество исключений.

Наконец целенаправленное стремление и приложение усилий по развитию играет большую роль.

Можно ли развить способность, и какими способами

Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.

Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.

Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.

  • Посещать магазины цветов, парфюмерии

Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.

Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.

На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.


Говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности. Отличительной особенностью данного вида мышления является установление связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге.

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В наглядно-образном мышлении активно участвует речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.

Т.е. наглядно-образное мышление помогает решать задания мысленно, без участия практических действий. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Этапы развития мышления ребёнка

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:

Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям младшего дошкольного возраста. Однако уже на четвёртом году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем уже развивается логическое мышление.

В начале дошкольного периода малышам необходим телесный контакт с предметом. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.

Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частности, ему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера.


Как же развить наглядно-образное мышление?

На помощь, в данном случае придут различные игры и упражнения.

Самым эффективным способом развития наглядно-образного мышления является деятельность, которая позволяет воплощать в реальности задуманное. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения. Рассмотрим наиболее подробно приёмы, способствующие развитию образного мышления.

Формированию и развитию наглядно-образного мышления способствуют:

Помните, как в стихотворении Ю.Мориц «Что на что похоже?»

На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела,
Полосатая как зебра.

В нашу лодку иногда
Набирается вода,
В глубине плывёт звезда,
Серебристая как рыба.

В роще клёны и дубы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.

До чего же всё похоже!
Значит, я, наверно, тоже
На кого-нибудь похож!

Ты добрее, чем телёнок,
Веселее, чем козлёнок,
Ты совсем ещё ребёнок,
Но похож на человека!

Формирование наглядно-образного мышления

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции являются важнейшим средством развития способностей ребенка и его мыслительной деятельности. Развитое наглядно-образное мышление можно сравнить с фундаментом всей мыслительной деятельности ребёнка.

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает человеку быть нацеленным на результат, стремиться к достижению запланированного, контролировать собственные поступки и предвидеть их последствия. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Тот, у кого развито наглядно-образное мышление, способен мыслить и запоминать информацию намного быстрее.

Поэтому, ещё в дошкольном возрасте, необходимо развивать наглядно-образное мышление ребёнка, используя вышеперечисленные приёмы, а также можно потренировать образное мышление специальными упражнениями.

Упражнения для развития наглядно-образного мышления

Кроме наглядно-образного мышления данные задания будут способствовать развитию логики и речи ребёнка.

Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.

развитие наглядно-образного мышления


Найдите две одинаковых картинки поезда с вагонами.

развитие наглядно-образного мышления

В магазине была куплена одна шляпа из восьми имеющихся. Какую шляпу купили?

Развитие наглядно-образного мышления

Какая ваза отличается рисунком от остальных?

развитие наглядно-образного мышления

У каждой из пяти бабочек есть по одному отличию от остальных. Необходимо найти эти отличия.

Развитие наглядно-образного мышления

Каждая картинка мотоциклиста отличается одним элементом от остальных. Найдите эти отличия.

Развитие наглядно-образного мышления

На картинке представлены шесть воздушных змеев. Необходимо найти два одинаковых.

Развитие наглядно-образного мышления

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.

Развитие наглядно-образного мышления

В магазине был куплен один волчок из восьми (верхняя часть рисунка). Найдите, какого волчка не хватает в нижней части рисунка.

Развитие наглядно-образного мышления

Все картинки повернуты по-разному, но узор у них (кроме одной звезды) одинаковый. Определите, какая из звезд отличается от других еще и узором.

Развитие наглядно-образного мышления

Каждая из представленных фигур имеет свое отличие от других. Найдите их.

Развитие наглядно-образного мышления

На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты.

Но! Что тренируется, то развивается. Выполнение данных упражнений способствует также развитию логического мышления, наблюдательности, речи , пространственного воображения и быстроте реакции. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление .

Рекомендуемые авторские книги:

Танграм в загадках

танграммы для детей 6-7 лет

Замечательная книга-игра для развития:

В книге вы найдете:

  • интересные загадки;
  • около 70 фигурок для построения разного уровня сложности;
  • шаблон игры;
  • творческие задания.

Книга будет интересна дошкольникам и младшим школьникам.
Особенно рекомендую детям, у которых есть проблемы с математикой.

танграм для детей схемы
танграм для детей схемы
танграм для детей схемы

Лабиринты

Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении.

скачать лабиринты для ребенка

лабиринты для дошкольников

4+

детские лабиринты распечатать

7+

детские лабиринты распечатать

9+

Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.

О. Наумова Ребусландия
Ребусы для детей

В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.

память мужчины и женщины

Виды образной памяти

Более подробную информацию о видах памяти, вы сможете получить в этой статье, а сейчас хочу напомнить вам, на какие типы делят образную:

  • Зрительная. То есть, откладывается именно та информация, которую мы получили непосредственно с помощью зрения. Например, цвет и фасон платья, которое было 30 лет назад, планировка квартиры, где провёл детство и прочее.
  • Слуховая. Вот закройте глаза и представьте, что на море. Услышали шум прибоя? А как птички поют в солнечный день? Именно благодаря этому типу музыканты творят шедевры и могут воспроизвести какую-либо композицию.
  • Обонятельная. Уверена, каждый из вас хранит какой-то аромат, к примеру, маминых духов, или бабушкиной выпечки. Интересно то, что пройти могло много лет, а запах настолько отчётливо воспроизводится, будто только что его ощутили.
  • Вкусовая. Те ощущения, которые вы получили, что-то попробовав, например, в ресторане, и, потом дома пытаясь приготовить такое же блюдо, ориентируясь на вкус, который запомнился.
  • Тактильная – дотронувшись рукой до шёлковой ткани, вы будете знать, что она мягкая, а вельвет, допустим, не приятен.

Топ упражнений

1. Медитация

девушка медитирует на фоне поля

Поначалу может совсем не получаться, но поверьте, практикуя ежедневно, вы не только сможете «увидеть» картинки с закрытыми глазами, но и научитесь погружаться в свои ощущения настолько глубоко, что будете улавливать запахи и звуки из того места, которое представляете.

2. Противоположности

Трансформируйте особенности и свойства какого-либо предмета в прямо противоположные. Сконцентрируйтесь и представьте чашку, которая медленно расплавляется и стекает по столу, гибкую и податливую стену, прозрачное дерево… Цель упражнения состоит в том, что необходимо наблюдать за тем, как медленно меняются свойства воображаемых вещей, постепенно возвращаясь в исходное состояние.

3. Друг детства

Следующая задача, попробуйте чётко представить друга детства, ну или другого значимого человека в период, когда вы были маленьким. Желательно выбрать того, с кем уже во взрослой жизни не пересекались, чтобы не упрощать себе работу. Когда более-менее получится, и появится хотя бы расплывчатая фигура, пробуйте с помощью детализации сделать её яркой и чёткой.

Только в процессе вы должны быть спокойны, не нужно насильно, напрягаясь, стараться улучшить картинку, иначе точно не получиться. Сфокусируйтесь на этом человеке, мысли, которые в этот момент будут отвлекать, просто отпустите, пусть себе «роятся», не обращайте внимания, а лучше ответьте на вопрос, в чём он одет? Какое у него телосложение? Цвет волос, глаз? Замечайте детали, рассматривайте его, и когда ощутите, что устали, сделайте перерыв.

4. Воображение

фантастический дом в дереве

А эта методика немного похожа с предыдущей, отличие только в том, что воображать придётся что-то несуществующее и нереальное. Допустим, собаку с десятью лапами, квадратные облака, говорящую рыбку или озеро из кваса фиолетового цвета. Чем фантастичней будет образ, тем лучше, попробуйте, кстати, сами придумать, потренируйте свою фантазию. После выполнения подумайте, в чём оказалась разница между этими двумя упражнениями, и какое вам было легче выполнять.

5. Удержание

Теперь будем учиться удерживать образ. Замечали, что если долго и внимательно смотреть на что-то, то, закрыв глаза, оно появится перед вами? Не так чётко, конечно, но всё же, хотя бы пару секунд вы будете его наблюдать. Поэтому возьмите первый попавшийся под руку предмет, например, телефон, и посмотрите на него внимательно, столько времени, пока не поймёте, что достаточно хорошо его изучили.

Теперь закройте глаза и «нарисуйте» его. Как только начнёт сформированная картинка расплываться и исчезать, сразу же откройте глаза, после чего повторите задание. Закрепляя, таким образом, мыслеобраз. Со временем усложняйте себе работу, пока не научитесь зрительно воспроизводить все линии на ладони или каждую трещинку старой тарелки, причём, с первой попытки.

6. Эмоции

Подумайте, когда в последний раз вы испытывали радость, нежность, умиление, азарт и прочие чувства, приятные для вас? С кем из людей они связаны? Какие события им предшествовали? Эмоциональная составляющая также важна в развитии образной памяти.

Учитесь запоминать чувства, которые у вас возникают, тогда вы будете лучше понимать себя и запоминать моменты из прошлого. А также пробуйте их вызывать у себя намеренно. Например, радость. Сосредоточьтесь, вспомните, какие ощущения возникают при ней, что с вами происходит, как вы себя начинаете вести, смотреть, улыбаться и прочее.

7. Случайные события

девушка в высоких сапогах

Часто мы неосознанно запоминаем какие-либо детали, например, внешность водителя маршрутки или цвет сапог у эпатажной девушки в кафе. Такие моменты хранятся в нашей голове буквально сутки, после чего исчезают. Попробуйте их сознательно удерживать, тогда вы сможете запомнить их надолго, а такая информация не бывает лишней.

Перед сном, когда вы уже расслаблены и настроены на отдых, закройте глаза и мысленно пройдитесь по событиям минувшего дня. Как только будут «всплывать» необычные детали, на которых вы намеренно не концентрировались, сделайте паузу и задержитесь, чтобы рассмотреть внимательней. Даже на тех же сапогах или внешности водителя.

8. Чувства

Человек обычно воспринимает информацию всеми органами чувств одновременно, и стоит одно из них «блокировать», как даже очень простой предмет станет неузнаваемым. Замечали, что вкус блюд или каких-то продуктов меняется, стоит их попробовать с закрытыми глазами? И только дегустаторы на отлично справятся с таким заданием.

Поэтому экспериментируйте, в каких-то ситуациях старайтесь обойтись всего лишь, к примеру, тактильными ощущениями, а в каких-то наоборот, подключить максимальное количество органов восприятия. Смотрите на картинку, где изображён лес, и пробуйте ощутить запах хвои, как мягко касаются ступни листвы и слышен шум, которые издают верхушки деревьев при порывах ветра. То есть, из какого-либо изображения создайте 7D или 3D эффекты, как в кинотеатре.

9. Ассоциации

Когда требуется запомнить сложный и не интересный материал, даты исторических событий или термины, старайтесь представлять их в виде смешных или нелепых изображений. «Привяжите» к ним возникающие ассоциации, и тогда нарисованный в мыслях образ останется с вами надолго, пока вы не вытесните его за ненадобностью, если будет в этом необходимость.

Заключение

Читайте также: