Для чего нужен компьютер дошкольнику

Обновлено: 04.07.2024

Как ни странно, в нашем почти полностью информационном обществе, где каждый шаг зависит от работы компьютеров, большинство людей остаются с компьютером на «вы», ограничиваясь его пользовательскими функциями и самыми простыми программами, дети же воспринимают компьютер как игрушку и вообще многие из них с радостью отказались бы от него, заменив на смартфон или планшет.

Сознательное отношение к компьютеру, прямо скажем, — редкость. Между тем компьютерная грамотность необходима не только будущим айтишникам и сисадминам. Инженеры, врачи, физики, химики, математики, экономисты, дизайнеры, логисты и представители многих других профессий активно используют самые продвинутые компьютерные технологии в своей работе — не зная компьютера, добиться успеха в этих сферах практически невозможно.

Почему не у всех детей есть компьютерные знания?

Получить компьютерные знания, умения и навыки ребенок может, только общаясь с компьютером. Да, не удивляйтесь — для того, чтобы ребенок освоился в сфере информационных технологий, ему нужно научиться общаться с компьютером, понимать его, выработать к нему доброе, благожелательное отношение.

Что препятствует налаживанию такого контакта? Это или полное отсутствие взаимодействия ребенка и компьютера, или их нецелесообразное взаимодействие.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причины полного отсутствия взаимодействия ребенка и компьютера, обычно сводятся к следующим:

• у ребенка нет доступа к современной компьютерной технике в школе, дома или учебных центрах;

• у ребенка есть доступ к технике, но нет рядом квалифицированных преподавателей или разбирающихся в компьютерах родителей, которые помогли бы ему наладить контакт с машиной;

• у ребенка нет базовых знаний, необходимых для того, чтобы начать изучать компьютер более подробно;

• у ребенка нет желания и стремления заниматься этой сферой, и он не понимает, зачем это нужно в повседневной жизни.

6 аргументов, зачем ребенку профессиональные компьютерные навыки.


Важно как можно раньше выстроить рациональное, целесообразное, полезное взаимодействие ребенка с компьютером. Назовем 6 основных причин, зачем ребенку профессиональное компьютерное образование:

1. Ребенок осознает истинное значение компьютеров в жизни человека и поймет, какие возможности дают компьютерные технологии человеку.

2. Ребенок станет более самостоятельным и взрослым, а занятие полезным, действительно значимым делом повысит его самооценку и придаст уверенности в себе.

3. Ребенок сможет раньше и более осознанно принять решение о будущей профессии.

4. Новые знания положительно повлияют и на успеваемость в школе, и на общее развитие ребенка.

5. Ребенок будет общаться в хорошей компании единомышленников и навсегда будет решен вопрос непродуктивного свободного времени.

6. Компьютер перестанет быть для ребенка игрушкой, а превратится в инструмент творческого самовыражения и интеллектуального развития.

Как создать условия для осознанного общения ребенка с компьютером?


Надо признать, что создать благоприятные условия для общения ребенка с компьютером на сегодняшний день можно только вне школы. Самый эффективный способ — это дополнительное, внешкольное посещение компьютерных курсов. Курсы дают то, что получить в школе или дома дети не могут:

• обучение в малых группах в современных оборудованных компьютерных классах;

• свое рабочее место и отдельный компьютер у каждого ребенка;

• интерактивные (игровые) и практические занятия с молодыми активными преподавателями: дети фотографируют в профессиональной фотостудии, создают свои игры и сайты, рисуют в художественной студии;

• гибкий график посещения занятий (в будние и выходные дни), который будет удобен каждому ребенку;

• яркие впечатления и эмоции от новых знакомств со сверстниками и увлекательной командной работы;

• наглядные результаты своих собственных работ.


Заниматься на компьютерных курсах можно со 2-3 класса. Малая Компьютерная Академия и ряд других компьютерных школ принимают детей с 8 лет. Обучение длится от нескольких месяцев до 3 и даже 5 лет — это настоящая профессиональная подготовка. Занимаясь на таких курсах с начальной школы, к 14-15 годам ребенок станет уверенным в себе айтишником, умеющим разрабатывать сайты, игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, отлично будет знать дизайн, несколько языков программирования и многое другое. Вот основные направления, которые входят в программы курсов:

• Курс современного пользователя компьютера

• Растровая и векторная графика, верстка, рекламный дизайн

• Робо-инженерные системы (визуальное программирование)

• UNITY 3D, Kodu Game Lab (создание игр)

• Работа в фотостудии, видеообработка, создание спецэффектов

• Основы программирования на java, python, Ruby

• ANIME STUDIO (создание анимации)

• WEB разработка-создание сайтов

• Создание мобильных приложений

В современном мире невозможно жить без знания IT-технологий, и чем раньше ребенок получит первые знания в этой сфере, тем больших успехов в жизни он добьется.

Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными техниками. Они учатся общаться с компьютерной мышью раньше, чем с ложкой.

Что приносит компьютер ребенку дошкольного возраста: пользу или вред?

Если говорить о пользе, то использование компьютера в обучении ребенка

- развивает творческие способности;

- устраняет страх ребёнка перед новой техникой, формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

- позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;

- воспитывает внимательность и сосредоточенность;

- обязывает ребёнка действовать в темпе, задаваемом программой;

- позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;

- помогает овладеть чтением и письмом;

- развивает элементы наглядно-образного и логического мышления, тренирует внимание и память;

Но есть важное условие: компьютерные игры должны быть развивающими, соответствовать возрасту ребенка и лишь играть вспомогательную роль в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста.

Если с компьютером ребенок дошкольного возраста не расстается целый день и родители освобождают себя от общения с малышом, усадив ребенка за экран, то компьютерные игры негативно сказываются на психологическом и физическом состоянии здоровья ребенка:

- слабо развивается умение воспринимать информацию на слух, пересказывать услышанную информацию и рассуждать;

- развивается агрессия, всевозможные страхи, замкнутость;

- нарушается осанка и зрение.

Как знакомить ребенка с техникой?

Современные родители, сами этого не замечая, заменяют часть своего общения с ребенком компьютером. Часто мама включает малышу игру, мультфильм, какое-то приложение, а сама занимается своими делами по дому.

Контроль и присутствие взрослых рядом — необходимое условие взаимодействия ребенка с компьютером, особенно на стадии знакомства. Лучше, чтобы мама вместе с малышом сидела за монитором или планшетом и помогала осваивать обучающую игру.

Проводить время у компьютера ребенку до 3-х лет не рекомендуется, т.к. он еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Для детей от 3-5 лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность одного сеанса должна быть не более 7 минут. С 5 лет суточную норму можно постепенно увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером – до 20 минут.

Обязательно надо объяснить ребенку, что длительное пребывание за компьютером может повлиять на его зрение в худшую сторону.

Для того чтобы снять нагрузку на глаза и укрепить глазные мышцы, каждые пятнадцать минут ребенку необходимо делать гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

Упражнение 2: По углам комнаты можно распределить фигуры из плотной бумаги. Это могут быть, например, разноцветные треугольники. Ребенок должен смотреть на каждый треугольник в течение 5-7 секунд, поочередно. После этого он закрывает глаза на 10 секунд и выполняет упражнение еще два раза.

Упражнение 3: Смотреть вверх-вниз, 5 секунд часто поморгать, затем смотреть вправо-влево. Повторить несколько раз.

Эти упражнения будут эффективными, если выполнять их регулярно.

Важно! Для того чтобы не возникло зависимости и неприятных споров, родители должны строго определить время, которое ребенок может проводить за монитором.Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Правильная организация компьютерного места.

Родители должны правильно настроить яркость и контрастность монитора для комфортного времяпрепровождения ребенка за ним.

Монитор следует расположить так, чтобы взгляд падал на него под углом 15-20 градусов, расстояние до монитора не меньше 50-60 см.

Стул и стол должны подходить малышу по росту, быть удобными. Спина и ноги ребенка должны иметь опору. Родителям рекомендуется следить за осанкой ребенка, чтобы не допустить появление сутулости и сколиоза.

Необходимо обеспечить хорошее освещение компьютерного места, но свет не должен падать на монитор. Источник света должен быть слева от монитора.

Влажная уборка и проветривание помещения — также обязательные компоненты организации деятельности дошкольника за компьютером.

Зачем дошкольнику компьютер?

В возрасте 3-6 лет дошкольники, как правило, начинают активно интересоваться компьютером.

Взаимодействие с компьютером можно начать с изучения:

Специалисты говорят о том, что дети очень легко воспринимают статические картинки в сопровождении спокойной музыки и речи.

В настоящее время существует большое количество обучающих игр на любые темы и для любого возраста. Они яркие, красочные, с интересным сюжетом. С их помощью дети с удовольствием начинают изучение математики, иностранного языка, основ грамматики. Однако нужно понимать, что никакая игра не дает целостного понимания мира, а, скорее всего, решает какую-то локальную задачу.

Дети, проводящие много времени за планшетом или компьютером, имеют худшее воображение или фантазию. Они потребляют готовую зрительную информацию вместо того, чтобы моделировать ее, например, как при чтении книг. Дети, проводящие много времени за устройствами, проигрывают сверстникам в навыках общения и воображения и могут иметь трудности в обучении.

Важно! Игры с большим количеством мелких деталей, динамичные, с контрастными цветами — быстро вызывают переутомление и неблагоприятно сказываются на психике ребенка.

Что поможет избежать компьютерной зависимости?

Прогулки, посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение не даст возвести компьютер в статус единственного способа познания мира. Тогда потребность в частом использовании технического средства как развлечения пройдет сама собой — ведь в жизни так много всего интересного!

Не стоит забывать про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность проводить за монитором определенный промежуток времени, дошкольники часто забываются и могут играть дольше, чем положено.

Домашний питомец, за которым малыш будет ухаживать, и посвящать ему свободное время, благотворно повлияет на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.

Важно! Родители во всем являются примером для ребенка. Если папа или мама проводят все свободное время за монитором, играя в игры, общаясь на различных сайтах, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.

В дошкольном возрасте перед ребенком открыт целый мир, познавать который помогут книги, прогулки, путешествия, живое общение — не стоит об этом забывать.

Нужен ли компьютер малышу

Информации о пользе и негативном влиянии использования различных гаджетов много, но как разобраться в ней? Когда и как познакомить ребенка с компьютером и не допустить зависимости от такого времяпровождения? Нужно ли вообще знакомить малыша с компьютерной техникой до школы? Давайте рассмотрим основные вопросы, связанные с применением информационных технологий в жизни дошкольника.

Содержание:

В каком возрасте стоит познакомить с компьютером

Одним из самых обсуждаемых вопросов является возрастная норма знакомства ребенка с компьютером.

Психологи, педагоги и многие другие специалисты сходятся во мнении, что обучать кроху самостоятельной работе на компьютере не стоит раньше 5–6 лет. Но показывать некоторые фильмы или искать информацию в электронном виде можно предложить раньше с соблюдением режима пользования и тщательным контролем за качеством предлагаемой информации.

Как быть, если работа связана с компьютером, и малыш видит, как вы им пользуетесь и просит показать, научить? В таком случае рекомендуется рассказать, что вы делаете, объяснить суть вашей работы, но если вы или члены ближайшего окружения малыша любят поиграть в онлайн или офлайн-игры — оградите ребенка максимально от такого знакомства.

Вводить компьютер в жизнь ребенка рекомендуют постепенно, показывая его положительные стороны и стараясь оградить от ненужной информации. Условно знакомство с гаджетами делится на несколько периодов, в которых ребенок будет знакомиться с разными сторонами возможностей интернета и компьютера.

Положительное влияние от знакомства с компьютером

Благоприятные стороны использования компьютерной техники у детей дошкольного возраста наблюдаются при соблюдении правил пользования. Игнорирование или несоблюдение временных ограничений превращают достоинства в недостатки и ведут к противоположным результатам.

Если родители следят, что делает ребенок за компьютером, соблюдают временной режим, то наблюдаются следующие полезные стороны знакомства с компьютером:

Негативное влияние компьютера

При несоблюдении правил пользования компьютерной техникой: отсутствие временных рамок, контроля контента, несоблюдение правильного положения тела, слишком раннее знакомство могут проявиться нежелательные последствия. Чаще всего встречаются:

  • Нарушение зрения, осанки, психики;
  • Снижение потребности в общении с близкими и другими людьми;
  • Отклонения в поведении, агрессия и необоснованные страхи;
  • Снижение познавательной активности, восприятия;
  • Компьютерная зависимость.

Для чего использовать компьютер?

Период знакомства с компьютером может предполагать под собой несколько вариантов:

  • Просмотр развивающих роликов, мультиков и другого обучающего материала.
  • Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии.
  • Изучение непосредственно устройства и принципов действия электронных систем.

Каждый из этих периодов имеет свои ограничения и особенности применения у детей дошкольного возраста, нарушение установленных норм влечет за собой негативные последствия. Давайте рассмотрим эти периоды и особенности их применения.

Использование компьютера для просмотра развивающих роликов, мультфильмов и другого материала

Как некий помощник маме, способный донести информацию, познакомить с окружающим миром компьютер возможно начитать использовать уже с 2-х лет. Предлагая необходимые для обучения ролики или мультфильмы, предварительно нужно подобрать необходимый материал.

Принимая решение познакомить с гаджетом или компьютером, стоит помнить несколько правил:

  • Движение прежде всего. Возраст от 2 до 4 лет — время развития двигательной системы, мелкой моторики и формирования основных когнитивных способностей крохи, 98% времени бодрствования малыш должен свободно двигаться, познавать и играть в подвижные игры;
  • Временные ограничения. Показывать обучающий ролик и мультфильм в этом возрасте стоит не более 5–10 минут, после чего ребенку необходимо дать время для подвижной игры. Рекомендуют использовать такой вид обучения не чаще трех раз в неделю;
  • Осторожность. Вводить новый материал желательно осторожно, предварительно отбирая. Неплохо, чтобы оградить малыша от нежелательного контента, скачивать необходимое, а не запускать непосредственно из интернета.

Использование компьютера в качестве советчика или энциклопедии

В 4 года покажите малышу, что компьютер используется для поиска необходимой информации. Вместе с ним ищите ответы на каверзные вопросы. Но полезнее, если до знакомства с возможностями интернета, вы покажите крохе, как искать ответы в книгах, сводите его в библиотеку.

Обратите внимание на вопросы, которые задает ребенок. Они возникают из повседневной жизни, полученного опыта. Иногда кажется, что вопрос очень сложный. Но, начав разбираться, откуда он появился, становится понятен интерес, открываются истинные мотивы, смысл. Чаще всего сложность возникает из-за неумения правильно и четко сформулировать свою мысль, некоторых проблем с произношением. Чаще всего крохе хватит простого объяснения на уровне любителя.

Изучение устройства и принципов действия электронных систем.

В 5 лет познакомьте малыша с принципами устройства компьютеров. Расскажите, как работают программы, каким образом информация поступает на экран, покажите простейшие алгоритмы действий. Но делать это следует на уровне ребенка, не старайтесь донести ему сложный материал, который сами не понимаете. Если есть возможность, то сводите на обучающий мастер-класс или на занятия для дошкольников, посвященные этой тематике. Не страшно, если кроха узнает об этом и позже.

Почему так важно постепенно знакомить малыша с компьютерной техникой? Контролировать время его занятий, оберегать от лишней информации? Ответ прост. Дозированное пользование новыми технологиями несет за собой положительный опыт, а применение бесконтрольной работы ребенка за компьютером может нанести серьезный ущерб. Давайте посмотрим, какие хорошие и отрицательные стороны есть в использовании различных гаджетов, интернета для малышей.

Чем занять ребенка за компьютером

Из огромного количества информации, которая размещена в интернете и доступна для ребенка, остановите свой выбор на развивающих и обучающих материалах:

Аннотация: статья, в которой рассматривается положительное влияние пользования детьми компьютером. Требования к работе за компьютером. Рекомендованы сайты для детей и педагогов, на страницах которых есть раскраски, стихи, развивающие мини-игры, статьи и рекомендации о подготовке детей к школе

Ключевые слова: дошкольное образование, компьютер, воспитание

Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными навыками. Научно - техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Компьютер может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников, так как он является самым современным инструментом для обработки информации.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер для ребёнка является игрушкой, необычной, привлекательной [2].

В дошкольном возрасте современные дети начинают активно взаимодействовать с компьютером. Поэтому вполне логичным представляется создание электронных книг для детей, в которых традиционный текст перемежался бы анимацией, а также электронных приложений к классическим книгам, дополняющих основное содержание.

Важной функцией компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры, созданные для дошкольников, спроектированы так, что ребенок может получить не только обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях, но и представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация [1].

В процессе занятий детей на компьютерах у детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Улучшаются память и внимание дошкольника [3]. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития моторики, но и для развития интеллекта. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах [4].

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру [5].

В процессе использования компьютера необходимо помнить о сохранении здоровья и зрения ребенка.

Чтобы компьютер стал союзником в воспитании и развитии ребёнка, а не врагом, необходимо строго выполнять ряд требований:

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или перед сном.

2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.

3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса. Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.

- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.

- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.

- Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.

- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.

Следует отметить, что использование компьютера - еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать контроль за качеством детских «игрушек».

Перечень сайтов для детей и педагогов, где первые найдут интересные демо-игры, раскраски, стихи, конкурсы, мультфильмы, а взрослые информацию по воспитанию и обучению дошкольников.

Детский портал «Солнышко»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка - М.: Вентана-Графф, 2003. - 16 с.

Грановская Р.М. Дети и компьютеры // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. - 2001. - № 1. - С. 40-45.

Каралашвили Е.А. Физиолого-гигиеническая оптимизация условий подготовки дошкольников к занятиям с применением персональных компьютеров: автореф. дис. канд. мед. наук / Е. А. Каралашвили - М., 1994. - 22 с.

Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 15 с. - (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10 лет).

Сыч В.Д. Использование технических средств в работе дошкольных учреждений // Дошк. воспитание.- 1982.-№ 1.

Читайте также: