Для ввода значений в память компьютера в паскале используется оператор

Обновлено: 03.07.2024

Любая программа при вводе исходной информации и выводе результатов взаимодействует с внешними устройствами. Частным случаем обмена данными с внешними устройствами является обмен с консолью. Консоль представляет собой совокупность клавиатуры и экрана монитора.

Рассмотрим способы организации ввода и вывода информации, предоставляемые языком программирования Паскаль.

Процедура ввода

Ввод данных — это процесс передачи исходных данных от внешнего устройства в оперативную память.

В качестве внешнего устройства ввода, как правило, является клавиатура или файл с данными.

Для ввода данных с клавиатуры в языке Паскаль используются процедуры read и readln , имеющие следующий формат:

Процедура readln аналогична процедуре read , единственное отличие заключается в том, что после считывания последнего значения переменной из списка, происходит перевод следующего ввода данных в начало новой строки.

Элементом «список» является список имен переменных через запятую, значения которых будут вводится с клавиатуры (заметим, что список может быть пустым), например:

Вводимые значения должны разделяться пробельными символами (пробел, табуляция, перевод строки), причем их количество не ограничено. Ввод данных для одной процедуру завершается нажатием клавиши Enter . Если процедура readln используется без параметров, то происходит ожидание нажатия клавиши Enter .

ВНИМАНИЕ: вводимые значения должны соответствовать типам переменных, в противном случае возникает ошибка (например, переменная b имеет тип integer , а вводится вещественное число).

Процедура вывода

Вывод – это процесс передачи данных после обработки из оперативной памяти на внешнее устройство.

Для вывода данных на экран в языке Паскаль используются процедуры write и writeln , которые имеют следующий вид:

В случае использования процедуры write , после выведения последнего элемента списка на экран, курсор останется в той же строке. Процедура writeln , после завершения вывода, переводит курсор на следующую строку. Если процедуре writeln не передавать параметры, то курсор просто переводится на следующую строку.

Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.

Следовательно, любой язык программирования должен иметь инструменты как для ввода данных, так и их вывода. В Паскале ввод осуществляется с помощью процедур read() и readln() , а вывод - благодаря write() и writeln() . Процедуры, которые имеют окончание ln , после своего выполнения переводят указатель на новую строку.

Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.

Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.

Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит "работающие по-умолчанию"; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.

Вывод данных на экран. Форматированный вывод

Вывод данных на экран и в файл в языке программирования Pascal осуществляется с помощью процедур write ( ) и writeln ( ) . Здесь будет рассмотрен вывод только на экран.

Допустим, нам требуется отобразить на экране пару фраз. Если мы хотим, чтобы каждая из них начиналась с новой строки, то надо использовать writeln() , если нет – то write() .

Вывод с помощью writeln и write

Еще один пример. В памяти компьютера хранятся данные. Из программы мы обращаемся к ним с помощью переменных num, fl и st. Вывести их значения на экран можно по-разному.

Форматированный вывод

Во втором случае мы видим, что процедуры вывода (как write() так writeln() ) позволяют конструировать выводимую информацию из различных компонент (строк-констант и переменных).

В третьем случае был осуществлен так называемый форматированный вывод. При этом для выводимого значения указывается ширина поля вывода (количество знакомест). Если мы выводим вещественное (дробное) число, то вторым числом через двоеточие указывается количество знаков после запятой. Если для вещественных чисел не осуществлять форматирование, то они отобразятся так, как определено для данного компьютера. Если указать только число знакомест без фиксирования дробной части, то вывод будет в экспоненциальной форме.

Ввод данных с клавиатуры

Ввод данных в языке программирования Паскаль обеспечивается процедурами read() и readln() . Ввод данных осуществляется либо с клавиатуры, либо из файла. Здесь рассматривается только ввод с клавиатуры.

Когда данные вводятся, то они помещаются в ячейки памяти, доступ к которым обеспечивается с помощью механизма переменных. Поэтому, когда в программе на Pascal используется процедура read() (или readln() ), то в качестве фактического параметра (аргумента) ей передается имя переменной, которая будет связана с вводимыми данными. Потом эти данные можно будет использовать в программе или просто вывести на экран.

Readln

В процедуры ввода можно передавать не один фактический параметр, а множество.

Передача readln нескольких параметров

При вводе данных их разделяют пробелом, табуляцией или переходом на новую строку (Enter). Данные символьного типа не разделяются или разделяются переходом на новую строку.

Существуют особенности ввода данных с помощью операторов read() и readln() . Если используются подряд несколько операторов read() , то вводимые данные можно разделять всеми допустимыми способами. При использовании нескольких вызовов readln() каждый последующий срабатывает только после нажатия Enter. Программа ниже иллюстрирует это. Комментарии поясняют последовательность возможных действий при вводе данных.

Для ввода данных в языке Турбо Паскаль предусмотрены стандартные операторы (процедуры) – READ и READLN , которые предназначены для чтения данных, как с клавиатуры, так и из файла. В данном разделе рассматривается ввод данных только с клавиатуры. Добавление к оператору READ символов LN обеспечивает автоматический переход курсора после ввода данных на новую строку.

Формат оператора:

Здесь a1,a2,a3. an – переменные, которым последовательно присваиваются значения. Если в тексте программы встречается оператор READ , компьютер приостанавливает работу и ожидает ввода значений переменных с клавиатуры. Когда все значения переменных, перечисленных в операторе ввода, введены, процесс выполнения программы продолжается.

Допускается использование оператора ввода без параметров

который выполняет переход на новую строку при вводе данных.

При вводе данных с помощью оператора READ нужно иметь в виду следующие основные правила:

  • логические данные в Турбо Паскале вводить не разрешается;
  • при вводе числовых данных, числа разделяются пробелом или символом окончания ввода (клавиша ENTER). Ввод всегда заканчивается нажатием клавиши ввода – ENTER;
  • пробелы перед числом и между числами игнорируются, поэтому их можно ставить в любом количестве;
  • если переменная описана как Integer , ее значение вводится как целое число, т.е. не допускается использование точки после числа;
  • если переменная описана как вещественная ( Real ), а ее значение является целым числом, то можно вводить число как целое (т.е. без точки) и как вещественное число – с точкой. Преобразование целого числа к вещественному числу будет выполнено автоматически;
  • ввод символьных данных имеет особенности. Поскольку пробел является символом, как и любой другой символ языка Турбо Паскаль, то символьные данные необходимо вводить сплошной строкой;
  • одной символьной переменной можно присвоить значение только одного символа;
  • нажатие клавиши ENTER воспринимается как символ, поэтому для правильного ввода символьных данных рекомендуется перед каждым оператором ввода символьных данных ставить оператор перехода на новую строку READLN , чтобы их ввод осуществлялся с новой строки.

ЗАДАЧА. Ввод данных.

Введем в программу следующие исходные данные:

Обозначим символом пробел при вводе. При вводе числа будем разделять пробелом. Между числами допускается любое количество пробелов. Тогда экран монитора при вводе данных может выглядеть следующим образом:

Введите a, b, c: 2 3

Введите x, y, z:44.4 47.5 76

Введите s1,s2,s3:A B C

Вывод данных

Для вывода данных из памяти компьютера на экран монитора предназначен оператор Write .

Здесь a1,a2,a3. an могут быть либо переменными, либо строкой символов, заключенной в апострофы. Все элементы перечисляются через запятую. Добавление к оператору WRITE символов LN обеспечивает автоматический переход курсора после вывода данных на новую строку.

Допускается использование оператора ввода без параметров

который выполняет переход на новую строку, поэтому последующий оператор вывода с параметрами будет выводить данные с новой строки. Оператор вывода без параметров часто используется для формирования пустых строк.

Параметрами оператора WRITE могут быть данные целого, вещественного, логического, символьного, а также типа string .

Расположение данных на экране монитора может быть задано параметрами оператора WRITE , тогда вывод называется выводом с форматами данных. Если в операторе WRITE форматы не используются, вывод называется бесформатным выводом или стандартной формой вывода.

Бесформатный вывод. Форма представления выводимых данных зависит от типа данных:

  • значения логического типа выводятся в виде логических значений TRUE и FALSE ;
  • значения символьных переменных выводятся в виде соответствующих символов;
  • символьная константа выводится в том виде, как она записана, но без апострофов;
  • значения величин целого типа выводятся как целые числа;
  • значения величин вещественного типа выводятся в формате с плавающей точкой.

При бесформатном выводе отводимое количество позиций равно размеру данных. При выводе символа отводится одна позиция, при выводе целого числа – число позиций равно числу значащих цифр плюс одна позиция под знак, если число отрицательное. Это необходимо учитывать при последовательном выводе данных, например чисел, чтобы значения разных переменных не сливались друг с другом.

ПРИМЕР. Рассмотрим фрагмент программы:

Оператором write(n,m); на экран монитора выводятся целые числа: n=1234 и m=7890 . Поскольку используется вывод без форматов данных, результат будет иметь вид:

Два числа слились. Для того чтобы числа не сливались необходимо использовать разделяющие пробелы или разнесение информации по разным строкам.

Результат:

Результат:

Форматный вывод. Для вывода вещественных чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:

где: m – целое число, указывающее общее количество позиций отводимое под значение переменной, включая позицию под знак числа, точку и количество цифр дробной части; n – целое число, определяющее количество цифр дробной части.

Выводимая информация выравнивается по левому краю. При этом подавляется печать ведущих нулей, т.е. если для вывода числа было выделено четыре позиции, то на экран монитора будет выведено, например, 6 , а не 0006 .

Пример. Выведем значение переменной A , равное 401.3 оператором write(A:8:2) . На экран монитора будет выведено:

401,30
8 позиций

Символом обозначен пробел.

Вывод вещественных чисел выполняется по следующим правилам:

  1. Если число имеет меньшую длину, чем m , то оно будет дополнено слева пробелами.
  2. Если число имеет большую длину, чем m , то параметр m игнорируется и число будет выведено полностью.
  3. Если дробная часть больше, чем параметр n , то число округляется. Округление не изменяет самого значения переменной, меняется только представление числа на мониторе.
  4. Если параметр n не указан, то ни дробная часть числа, ни десятичная точка не выводятся. Вывод осуществляется в формате с плавающей запятой.

В качестве примера рассмотрим печать вещественного числа в различных форматах.

Результат работы программы:

Печать вещественного числа

Печать в фиксированном формате

Печать в плавающем формате

Для вывода целых чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:

k – целое число, указывающее общее количество позиций, отводимое под значение переменной.

В целых числах отсутствует дробная часть, поэтому нет необходимости указывать в формате число позиций дробной части.

Как организован ввод-вывод данных с терминального устройства? Для начала (кто не знает), определим терминальное устройство. Терминальное устройство — это клавиатура, дисплей, т.е. то, с чем пользователь обычно работает. Какие существуют операторы ввода вывода Паскаль?

Ввод данных Паскаль:

Как ввести данные в Паскале? Очень легко и просто! Ввод исходных данных в Паскале осуществляется процедурой readln:

В этом примере процедура readln осуществляет чтение k значений исходных данных и присваивает эти значения переменным b1, b2,…, bk с переходом на новую строку (похожая процедура read отличается от readln отсутствием перехода на следующую строку). Когда мы вводим данные в Паскале, происходит своеобразное преобразование внешней формы во внутреннюю, которую определяет тип переменных.

Переменные, входящие в состав списка ввода, могут относиться к разным типам: целому, действительному, символьному. Однако чтение логических данных не допускается в Паскале. Исходные данные (т.е. их значения) отделяются друг от друга нажатием клавиши Enter и Tab, пробелами (при вводе данных недопустимо разделять числа запятыми).

Вывод данных Паскаль:

Теперь расскажем о выводе данных в Паскале. Чтобы вывести на экран результат работы вашей программы, обычно пользуются двумя процедурами:

writeln(b1,b2,…, bk) — производит как вывод данных на экран, так и переход к началу следующей строки.

Процедура writeln может использоваться без параметров, тогда просто производится пропуск исходной строки и переход к началу следующей. В списке вывода переменные могут иметь нескольких типов: целый, действительный, символьный или булевский. К элементам списка вывода относятся еще выражения и строки. Форма представления значений в поле вывода соответствует типу переменных и выражений:

  • целочисленные величины выводятся как целые десятичные числа,
  • величины действительного типа представляются как действительные десятичные числа с десятичным порядком,
  • величины символьного типа и строки выводятся в виде символов,
  • величины логического типа — в виде true и false (логические константы).

Оператор вывода создает возможность задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода, которые будут иметь вид: А:К, где А — строка или выражение, К — выражение либо целочисленная константа. Возникают две ситуации при этом:

  1. В случае, когда выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, перед ним устанавливаются пробелы.
  2. Когда же значение не помещается в рамках поля К, то этому значению отводится нужное количество позиций.

Элемент списка вывода для величин действительного типа может иметь вид: А:К:М, где А — выражение действительного типа или переменная, К — ширина поля вывода (выражение или константа), М — число цифр дробной части выводимого значения(выражение или константа). В данной ситуации действительные значения будут выведены как десятичное число с фиксированной точкой. Представим пример записи операторов вывода:

program vyvod;

var rM, rN: real;

iS, iT:integer;

bZ, bL: boolean;

chY, chD, chH, chX: char;

begin

. . .

writeLn(rM, rN:10:2);

writeLn(iS, iT:8);

writeLn(bZ, bL:8);

writeLn(chY, chD, chH, chX);

end.

оператор write и writeln

Если необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется оператор writeln () .

Результат:

Рассмотрим примеры задач с использованием вывода Writeln в Pascal:

Write('Сумма 5 + 6 = ',5+6);

Результат: Сумма 5 + 6 = 11

Результат: Привет

Результат: AB

Результат:
A
B

begin var n:integer; read(n); n: = n * n; print('n = ',n);

2 способ (форматный вывод):

begin var a:=1.2; var b:=4; var c:=a+b; WritelnFormat ('f (, ) = ', a, b, c); end.

var x := ReadInteger('Enter x:'); var y := ReadInteger('Enter y:'); var res := x + y; Print($'Sum of and is ');

Задача 1. Написать программу, которая выводит на экран ваши ФИО, каждое слово – с новой строки.

[Название файла: L1task1.pas ]

Оператор присваивания и оператор Readln в Pascal

Оператор присваивания

Важно: Идентификаторы состоят из буквы, за которой могут следовать буквы, цифры или символ подчеркивания

Чтобы задать переменной какое-либо значение используется оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале обозначается как := , выполняет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения:

оператор присваивания


Пример:

a:=2; writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

begin var n:integer; // объявление переменной n:=1; // присваивание

2 method (канонический):

begin var n:=1; // объявление переменной и присваивание значения => инициализация

Ввод данных

Пример использования readln в Pascal:

Writeln('Введите число'); readln(a); writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

то же самое, что и read:
Пример использования read в Pascal:

Writeln('Введите число'); read(a); writeln('квадрат ',a,'=',a*a);

Если запрашиваются две переменные, то можно перечислять их через запятую:

Writeln('Введите два числа'); read(a,b); writeln('сумма чисел = ',a+b);

Пример: Запросить для ввода два целых числа и вывести на экран их сумму.

begin var n:integer; // n - целочисленная переменная read(n); // ввод значения и сохранение его в переменной n

begin var n:real; // n - переменная вещественного типа read(n);// ввод значения и сохранение его в переменной n

// n - целочисленная переменная и мы вводим значение и сохранением его в переменной n var n:=ReadInteger(); // х - переменная вещественного типа и мы вводим значение и сохранением его в переменной х var x:=ReadReal();

3 способ (кортежное присваивание):

var n1, n2: integer; // объявление двух переменных (n1, n2) := (1, 2); // 1 присваивается переменной n1, 2 присваивается переменной n2

// n1 и n2 - целочисленные переменные и мы вводим для них два значения var(n1, n2) := readInteger2;

var x := ReadInteger('Введите x:'); var y := ReadInteger('Введите y:'); var res := x + y;

Читайте также: