До какого возраста можно играть в компьютерные игры

Обновлено: 30.06.2024

Что конкретно означают возрастные ограничения и можно ли покупать игру с рейтингом 12+ десятилетнему ребенку?

17 февраля 2020

Все дети играют, в том числе — на компьютере и телефоне. Само по себе это нормально, но игры бывают разные. Не зря же на коробках с дисками и в онлайн-магазинах указывают возрастные ограничения для некоторых из них. Нужно ли бить тревогу, например, если ваш десятилетний ребенок увлекся Fortnite с рейтингом 12+? Давайте разберемся, кто и как определяет, с какого возраста можно играть в ту или иную игру, и насколько строги эти требования.

Кто задает возрастные ограничения для игр

В мире есть примерно пара десятков возрастных классификаций для игр. Так, большая часть Европы подчиняется стандарту Pan European Game Information (PEGI), а в США, Канаде и Мексике за рейтинги отвечает организация Entertainment Software Rating Board (ESRB).

Свои системы возрастных ограничений есть в России, Германии, Австралии и некоторых других странах. А в Японии их сразу две — Computer Entertainment Rating Organization (CERO) и Ethics Organization of Computer Software (EOCS).

Собственную классификацию использует и App Store. А Google Play поддерживает стандарты некоторых регионов, но в большинстве стран, включая Россию, присваивает играм рейтинги, разработанные международным агентством International Age Rating Coalition (IARC).

Проще говоря, различных возрастных рейтингов для игр много, и на какой из них стоит ориентироваться — вопрос совсем не тривиальный. Чуть позже мы к нему вернемся, но сначала давайте разберемся, какие бывают возрастные категории и как их следует понимать.

Как понимать возрастные ограничения игр

В большинстве систем используются цифровые обозначения — фактически на коробке указывают минимальный рекомендованный возраст. Однако далеко не всегда цифры стоит трактовать буквально. Например возрастной рейтинг PEGI 3 — это примерно то же самое, что российский 0+. С другой стороны, системы вроде ESRB вместо цифр используют описания: E — Everyone (для всех), T — Teen (для подростков) и так далее, но каждому описанию соответствует определенный возраст.

Так или иначе, главная задача всех этих ограничений — сообщить покупателю о том, что игра может содержать ненормативную лексику, сцены насилия и другой нежелательный контент.

Чтобы облегчить ваш выбор, во многих рейтинговых системах помимо собственно возрастного ограничения указывают, за что игра его получила. Например, в ESRB используются словесные описания нежелательных элементов игры. А в Европе, Южной Корее и Японии они обозначаются пиктограммами.

Если в одних регионах рейтинги имеют рекомендательный характер, то в других отношение к возрастным ограничениям может быть строже. В частности, во многих странах законодательно запрещено продавать несовершеннолетним игры, получившие рейтинг 18+.

Почему возрастные ограничения в разных рейтинговых системах не совпадают

Стоит учитывать, что в разных странах отношение к нежелательному контенту неодинаковое. Например, многопользовательская игра DayZ в Австралии в прошлом году попала под серьезные ограничения к продаже. Виной тому присутствие в ней бонусов за употребление наркотиков. В итоге, чтобы получить пропуск в австралийские магазины, разработчики исправили игру во всем мире.

В то же время Death Stranding Хидео Кодзимы, на взгляд австралийских властей, сразу подошла для подростков от 15 лет, а в Новой Зеландии уверены, что в нее можно играть и в 13. При этом в обеих странах отметили, что в игре присутствуют жестокость и грубые обороты. Зато наркотиков в ней вообще нет. Для сравнения: много где из-за жестокости и ругани игра получила взрослый рейтинг.

Возрастной рейтинг Death Stranding:

  • ESRB: M — для взрослых (17+)
  • PEGI: 18+
  • РСВР (Россия): 18+
  • ACB (Австралия): MA15+
  • OFLC (Новая Зеландия): R13

Death Stranding в США имеет возрастное ограничение M (17+), а в Новой Зеландии — R13

Death Stranding: два мира — два детства

Возрастной рейтинг Sims 4:

  • ESRB: T — для подростков
  • PEGI: 12+
  • РСВР (Россия): 18+
  • ACB (Австралия): M — с 15 лет
  • USK (Германия): 6+

В разных странах возрастной рейтинг игры The Sims 4 очень сильно различается: 6+ в Германии (USK), T и 12+ в США (ESRB) и Европе (PEGI) и 18+ в России (РСВР)

Рейтинги детских игр

С играми для самых маленьких тоже не всегда все однозначно. Например, красочные игры Pokémon Sword и Pokémon Shield по системе ESRB подходят детям любого возраста, несмотря на то что в них присутствуют элементы мультяшной жестокости. В России и Европе считают, что совсем малышам в нее играть не надо: по классификации PEGI она имеет рейтинг 7, а по отечественной системе — 6+.

Возрастной рейтинг Pokémon Sword и Pokémon Shield:

  • ESRB: E — для всех
  • PEGI: 7+
  • РСВР (Россия): 6+

Как выбрать игру для ребенка

Как видите, мнения рейтинговых организаций о том, с какого возраста можно играть в ту или иную игру, не всегда едины. Это значит, что не стоит отказывать ребенку в игре только потому, что он еще не дорос до возраста, указанного на коробке или в описании приложения. Лучше составьте о ней собственное мнение.

  • Обращайте внимание не только на возрастное ограничение — поинтересуйтесь, на основании чего именно его выдали. Если вы живете в стране, где пометок о содержании игры на обложке и в описании не делают, поищите информацию в Интернете. Узнайте, о чем игра — это поможет вам определиться.
  • Сравните рейтинг в вашей стране с иностранными. Так картина будет более полной. Однако стоит помнить, что какие-то элементы, например нецензурные выражения, могут исчезнуть из игры при переводе на русский.
  • Если время позволяет, посмотрите трейлер игры — обычно он доступен в YouTube или на сайте разработчика. Прочтите несколько обзоров или даже посмотрите их — игровые видеоблогеры сегодня есть в любой социальной сети. Обычно этого достаточно для того, чтобы получить представление об игре.

После того как выберете и купите ребенку игру, попробуйте поиграть в нее вместе. Разберитесь в правилах, обсудите графику, сюжет, диалоги. Составьте ребенку компанию в игре по сети. Это позволит вам не только убедиться в правильности выбора, но и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

А чтобы он не играл целыми днями, используйте средства родительского контроля. С их помощью можно ограничить время, которое ребенок посвящает игре. Например, Kaspersky Safe Kids позволяет сделать это и на компьютере, и на смартфоне.

Опровергаем миф «видеоигры только для молодых»

Консерваторов, утверждающих, что видеоигры — удел детей и подростков, становится все меньше. А те, кто до последнего держится за свои убеждения, на самом деле — латентные игроманы, которые мечтают взять геймпад, надеть наушники, запустить Cyberpunk 2077 и раствориться в виртуальном мире. Но шутки в сторону. Не будем отрицать очевидный факт — в душе мы дети, нам хочется играть.

Почему люди в возрасте начинают играть или играют до старости

1. Игры — это весело. Это великолепное развлечение, лучший способ расслабиться, избавиться от стресса, сбросить накопившийся негатив. Пожалуй, это основная причина игромании у людей любых возрастов. Сбежать от надоевшей серой повседневности в другой, более интересный мир, созданный фантазией других. Примерить на себя роль героя, вершащего судьбы мира, или просто выпустить пар, постреляв из дробовика. Что может быть лучше?

2. Хобби. Видеоигры ничем не хуже других развлечений. Просто они моложе классических способов типа шитья, вязания и садоводства. Ни у кого же в голове не возникает вопросов: «А почему люди в возрасте занимаются спортом, смотрят фильмы, ездят на рыбалку, покоряют горные вершины?».


3. Доступность. Видеоигры — это максимально доступное развлечение, если сравнивать его с другими. Не у всех есть силы, деньги и здоровье, чтобы рвануть в Альпы кататься на лыжах или бороздить моря на своей яхте. Некоторые даже не могут выйти из дома. А осуществить свои мечты в виртуальном мире может практически любой пенсионер. Сидя в мягком кресле, с чашечкой дымящегося чая и горстью шоколадных конфеток под рукой.

4. Польза для здоровья. Существует множество исследований, подтверждающих, что видеоигры поддерживают мозговую активность, тренируют память, внимание, скорость реакции, помогают быстрее принимать решения.

Ученые из Mayo Clinic в Миннесоте установили, что видеоигры на 22 % уменьшают риск снижения когнитивных способностей человека. Видеоигры помогают даже тем пожилым, у кого есть ген, отвечающий за синтез алипопротеина E4 (апоE4) — вещества, вызывающего деменцию и болезнь Альцгеймера.

Не стоит недооценивать и способность игр бороться с депрессией и улучшать психологическое состояние стариков. Игры, как и занятия спортом, выбрасывают в кровь эндорфины — гормоны счастья. Искренний смех, радость и удовольствие в таких случаях не менее эффективны, чем лекарства.

5. Нехватка общения. Многие бабушки и дедушки страдают от одиночества (и проблема эта не надуманная). А видеоигры помогают обрести новых друзей и просто пообщаться с незнакомцами в онлайне. Кому-то это заменяет общение с внуками, которых нет. А кому-то просто хочется найти сверстника со схожими интересами.

6. Желание понять молодежь. Не секрет, что разница между несколькими нынешними поколениями громадна. И чтобы понять, «чем дышат» внуки, нужно погрузиться в соответствующую среду. Что и позволяют сделать компьютерные игры. К тому же, какая бабушка или дедушка не будут рады, если любимый внучок похвастается перед друзьями об их игровых победах. Да еще и выложенных на Youtube-канале.


7. Природное любопытство. С возрастом большинство людей утрачивают эту крайне важную особенность человеческой природы. Но не все. И нельзя не радоваться, что пожилые люди пытаются попробовать на личном опыте высокотехнологичные новинки мира сего.

8. Любовь к искусству. Многие крупные игровые проекты стали настоящими шедеврами, с которыми хочется познакомиться любому. Но в отличие от живописи или кино, преимущество видеоигр — в их интерактивности. Каждый игрок внутри виртуального мира получает свободу действия (в ограниченных рамках, разумеется).

Хорошая современная игра — это сплав сюжета, игровых механик, графики и музыки. То есть она объединяет в себе сразу несколько видов искусства, являясь уникальным феноменом нашего времени. И пропускать такое человеку в возрасте, который любит искусство в любых его проявлениях, точно не стоит.

Видеоигры для людей в возрасте

Особенных игр (мы не говорим об исследовательских проектах институтов) или игровых студий, которые бы специализировались на разработке проектов для возрастных геймеров, не существует. Но возрастные геймеры их и не ищут. Они пробуют те игры, которые популярны и общеизвестны.

Головоломки, квесты, интеллектуальные игры


Самыми полезными играми для людей в возрасте признаны головоломки. И это неудивительно: игры этого жанра — лучшая разминка для ума, которая не дает нейронным связям мозга деградировать.

Самый очевидный выбор — Тетрис, хотя чаще всего пожилые люди на начальном этапе предпочитают головоломки «3-в-ряд», а также карточные пасьянсы и шашки с шахматами. Разумеется, в мобильном варианте. Для более продвинутых пенсионеров подойдут любые хорошие и сложные квесты, такие как The Talos Principle, Syberia, The Witness.

Стратегии


Бабушки и дедушки любят играть и в стратегии. Dota 2 или Starcraft 2 конечно, всем не по плечу, а вот медленные пошаговые игры зайдут даже новичкам. Так, одно из исследований показало, что десятки тысяч американских пенсионеров играют в Tropico 5 популярный градостроительный симулятор. Еще один отличный вариант — это серия пошаговых стратегий Civilization.

Платформеры


Пользу игр данного жанра подтверждают психологи из Монреальского университета. Они доказали, что 3D-видеоигры увеличивают количество серого вещества в гиппокампе и мозжечке у пожилых людей. Платформеры создают в гиппокампе когнитивную карту виртуальной среды, так как для их прохождения требуется подключать процессы пространственной памяти. Это хорошая профилактика болезни Альцгеймера. Для исследования использовали игру Super Mario 64.

В качестве альтернативы пожилым можно рассмотреть любые другие современные платформеры. Например, Ori and The Blind Forest, Rayman Legends, Spyro Reignited Trilogy и другие. Они сложнее, но потому и сильнее вздействуют на мозг.

Шутеры


Любые динамичные шутеры улучшают зрение, внимание, скорость восприятия и обработки информации, развивают мелкую моторику. Но здесь главное не перегнуть палку, чтобы слишком кровавые и реалистичные сражения не навредили психике возрастных геймеров и не довели до сердечного приступа. CS: Go — отличный вариант.

Профессиональные геймеры в преклонном возрасте

И самое интересное, напоследок. Примеры пенсионеров, не боящихся видеоигр. Начнем с соотечественников.

Анна Михайловна Сандалова A.К.А баба Аня из Искитима

62-летняя бабушка-геймер из Новосибирской области познакомилась с играми еще в 90-х с помощью «Денди». Однако серьезно увлеклась играми лишь в 2015 году — внуки подсадили бабушку на Minecraft. Бабушка втянулась, попробовала CS: Go, запилила свой собственный ютуб-канал (на котором, к слову, 199 тысяч подписчиков) и вырубает противников не хуже, чем ее внуки. Еще баба Аня играет в World of Tanks и Warface.

Николай A.К.А Neolux Neolux

73-летний дедушка из Санкт-Петербурга, который, к великому сожалению геймерского сообщества, недавно ушел из жизни. Николай любил играть в Dark Souls, Sekiro: Shadow Die Twice, Nioh и другие игры. Опечаленные известием фанаты обратились к FromSoftware с просьбой почтить память ветерана «Темных душ» в одном из своих следующих проектов.

На своем ютуб-канале Николай собрал почти 24 тысячи подписчиков. Будем надеяться, что дедушку увековечат в новой РПГ Elden Ring от FromSoftware.

Аман Алашбаев A.К.А Аташка

Казахский 75-летний дедушка, устав от настольных игр, решил присоединиться к развлечениям своих внуков. И вот перед нами новоиспеченный игрок в CS: Go. Как положено, дедушка имеет свой ютуб-канал с почти 80 тысячами подписчиков. Но, к сожалению, последние видео там датированы прошлым годом.

Зарубежные бабушки-геймеры

Хамако Мори

Начнем мы с самой пожилой ныне живущей геймерши в мире — японской бабушки Хамако Мори. Сейчас ей 90, а игровой стаж бабули составляет ни много, ни мало 39 лет. Любимая игра — GTA V, которую Хамако характеризует как «веселую, прекрасную, кинематографичную». Бабушке можно только позавидовать: играет она по 7-8 часов в день, имеет свой собственный ютуб-канал, где 358 тысяч подписчиков. А еще ее занесли в Книгу Рекордов Гиннесса как самого пожилого человека, ведущего YouTube-канал игровой тематики.

Дорис Селф


Первопроходец среди геймеров на пенсии. Бабушка из США еще в 1984 году в возрасте 58 лет получила титул «Старейшей чемпионки мира по видеоиграм». Ее жизнь пришлась на эпоху аркадных игровых автоматов. Бабушка продолжала играть на них вплоть до трагической аварии в 2006 году. В последний раз Дорис участвовала в соревнованиях в 70 лет.

Ширли Карри

Одна из самых известных и возрастных бабушек геймеров. Ширли родом из Виргинии, ей 84 года. Первой игрой, которая затянула ее в омут геймерства, стала Civilization 2. Но настоящую популярность бабушке принесла ее любимая игра TES 5: Skyrim. На ее ютуб-канале сотни видео посвященные Скайриму, а количество подписчиков перевалило за 900 тысяч.

Дорин Фокс


Признается, что влюбилась в видеоигры в 1980-х годах. Тогда ее страстью был SuperMarioBros. Впоследствии вместе с мужем долгие часы проводила в GTA. Когда его не стало, английская бабушка стала играть с внуком в Call of Duty.

Кэтлин Коннел


В 2012 году англичанке исполнилось 100 лет, однако ее умственная и физическая активность не соответствовали возрасту. По мнению самой Кэтлин, сохранить ясность ума ей позволила игровая приставка NintendoDS, подаренная ей дочерью на 96-летие. Каждый день Кэтлин проводила за головоломками по два часа, не позволяя старости одолеть себя.

Выходит, что видеоиграм, как и любви, все возрасты покорны. Поэтому, если вам немного за 50, это не повод избегать игр как чего-то детского и постыдного. Стыдно залипать перед телевизором, приближая визит Альцгеймера. И, как сказал Джордж Бернард Шоу: «Не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». Поэтому играйте, играйте и еще раз играйте!

Думаю, многие из вас знают людей, которые играли в компьютерные игры в молодости, а потом постепенно забросили их. А может быть вы и сами столкнулись с этим явлением? Этот процесс может протекать неторопливо - та буря эмоций, которую дают компьютерные игры в подростковом возрасте, в юности превращается лишь в одно из приятных хобби, а после тридцати лет человек с удивлением замечает замечает, что не играет уже полгода или даже год, а ПК, который требует апгрейда, вполне может заменить смартфон.

реклама


Давайте разберемся в причинах этого распространенного явления и в том, как к нему относится. А под компьютерными играми будем подразумевать не только игры на ПК, но и на консолях, так как термин "видеоигры" не очень прижился в наших краях.

Недостаток свободного времени

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось


Современный взрослый человек постоянно ощущает нехватку свободного времени. Даже если работа отнимает всего лишь восемь часов, что сегодня уже становится редкостью, время тратится на дорогу на работу и обратно, походы в магазин, приготовление еды и прочие домашние дела. Счастливые времена, когда от нас требовалось лишь сходить в школу, сделать уроки, убраться в комнате и вынести мусор, остались в прошлом, как и свободное время для компьютерных игр. Даже если вы и выкроите часочек, чтобы поиграть в World of Tanks вечером, обязательно раздается важный звонок или на пороге комнаты появляется супруга, которой срочно что-то понадобилось.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);


И если в детстве мы ходили в компьютерные клубы, где покупали полчаса игры на ПК или ждали, когда друг, имеющий PlayStation, разрешит немного поиграть на ней, и нам вполне хватало этих минут, то сейчас полчаса и даже час пролетают гораздо быстрее. А многие игры созданы такими, что требуют много времени на игровую сессию, чтобы хоть что-то в них было достигнуто. В результате даже если у вас и есть свободные полчаса - этого слишком мало.

Остается мало сил на игры


Другая проблема работающего человека в том, что работа, дорога от нее до дома и домашние дела выжимают его как лимон. И даже если у вас остается пара свободных часов перед сном, не факт, что у вас найдутся силы, чтобы поиграть в компьютерные игры. Это для человека со стороны, мы - геймеры, просто "жмем кнопочки" и глядим на красивые картинки на экране, а то, что игровой процесс требует концентрации и напряжения нервных и умственных сил, практически незаметно.

реклама

Особенно это заметно на ПК в мультиплеерных играх: World of Tanks, Dota 2 или PlayerUnknown's Battlegrounds, где мы вынуждены сидеть в кресле в не самой комфортной позе и выкладываться на полную катушку. Консоли в этом плане более удобны, ведь можно играть и лежа на диване, а игровой процесс обычно не требует сильной концентрации.

Все приедается и перестает давать сильные эмоции


Если в детстве мы получали массу положительных эмоций от игр, то с возрастом эмоции становятся все более умеренными, вплоть до полного безразличия. Такова особенность человеческой психики - даже самые увлекательные занятия со временем приедаются, и дело здесь в первую очередь в новизне происходящего и в выбросе сложной комбинации гормонов удовольствия: серотонина, эндорфина и дофамина, ради которых люди и ищут разнообразные хобби и занятия.


реклама

И если геймер получал ощущение азарта и почти счастья, истребляя монстров в первой части Far Cry в 2004 после школы, то в 2021 году игра в Far Cry 6 вечером после работы у него может вызвать лишь зевоту и ощущение зря потраченных денег на покупку игры. Да, игры эволюционируют, появляются новые механики и улучшается их графика, но если копнуть глубже, для нашего мозга мы лишь ищем в них что-то новое и боремся с врагами. Рано или поздно, после второго или третьего миллиарда уничтоженных монстров и миллионной по счету открытой локации это надоедает.

Игры, особенно на ПК, стали дорогим удовольствием


Еще одна причина, которая может заставить вас все меньше играть - это дороговизна компьютерных игр. Если вы выплачиваете ипотеку и остатки денег уходят на оплату ЖКХ и покупку еды, то апгрейд компьютера или покупка PlayStation 5 - последнее, о чем вы задумаетесь, особенно в сочетании с факторами, описанными выше.

Особенно дорогим удовольствием стали игры на ПК в 2021 году. Ведь таких цен на видеокарты не было еще никогда и они продолжают расти, подстегиваемые ростом курса криптовалют и дефицитом электронных компонентов из-за пандемии коронавируса COVID–19. Видеокарта GeForce GTX 1050 Ti, которую можно считать входным билетом в мир нетребовательных компьютерных игр, продается уже почти за 30000 рублей.


GeForce GTX 1650, видеокарта, которую пару лет назад считали низкобюджетным решением для онлайн игр, почти достигла отметки в 40000 рублей.


GeForce GTX 1660 Ti, считающаяся в 2020 году минимальным решением для комфортного гейминга в 1080p в новые ААА-проекты, перевалила в цене за 60000 рублей.


Ну а GeForce RTX 3060, видеокарта, которую можно было бы считать оптимальным решением для игр на ближайшие три-пять лет, стоит уже почти 80000 рублей.


С такими ценами даже самый азартный и увлеченный геймер захочет отложить апгрейд и прохождение новинок игр до лучших времен.

Игры считаются детским увлечением


Есть отдельная категория людей, которые очень чувствительны к чужому мнению и всеми силами стараются соответствовать абстрактному образу "взрослого человека", существующему в обществе. И в этот образ не совсем вписывается образ мужчины за тридцать лет, который после работы играет на PlayStation 4 в God of War и Uncharted 4: A Thief's End.
Игры на ПК еще более "заметны", ведь если консоль может скромно обитать на полке под телевизором, то хороший игровой ПК требует большой монитор, акустику, просторный стол и удобное кресло. Немало моих знакомых бросили играть в игры под давлением жен, для которых играющий муж выглядит как вопиющий вызов устоям и сильнейший раздражитель.

Итоги


Итак, современная взрослая жизнь имеет как минимум пять способов не дать вам поиграть в компьютерные игры, а в реальности их еще больше, например, серьезные проблемы со здоровьем или нахождение в местах не столь отдаленных, от которых никто из нас не застрахован. И если вам больше 30 лет, а ни одна из причин в блоге не мешает вам сегодня вечером поиграть в Red Dead Redemption 2 или The Witcher 3: Wild Hunt, то вас можно только поздравить!

Ну а если вы не можете играть по каким-то из этих причин, отчаиваться не стоит, ведь на планете стало резко расти число играющих пожилых людей, которые уже обогнали по численности геймеров среднего возраста. И если на Assassin’s Creed Valhalla и Days Gone нет времени сейчас, вполне возможно, что вы пройдете их на пенсии, когда эти игры перейдут в разряд классики.

Инцидент со школьником из Казани, который в течение некоторого времени удерживал в кабинете русского языка одноклассников, вооружившись пневматическим пистолетом и ножом, к счастью, обошёлся без пострадавших. Однако последствия у этого происшествия могут быть вполне ощутимые. Произошедшее не осталось без внимания первых лиц страны. В тот же день, 13 мая, ситуация с безопасностью в учебных заведениях стала темой на совещании председателя правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами, а 16 мая президент России Владимир Путин, выступая на медиафоруме Общероссийского народного фронта, попросил более детально разобраться с вопросом возрастной маркировки зрелищных мероприятий.

Игры отдельной строкой

Вечером того же дня стало известно, что группа сенаторов во главе с руководителем комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилой Боковой внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, обязывающий производителей компьютерных и онлайн-игр маркировать свою продукцию по возрастам. Фактически речь идёт о поправках к федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Таким образом законотворцы хотят оградить детей от продукции, изобилующей актами насилия.

По словам Боковой, на сегодняшний день оборот компьютерных и видеоигр не регулируется в России надлежащим образом. Вообще в законодательстве существует положение о квалификационной маркировке такого рода контента, однако формулировка используется довольно расплывчатая – «компьютерная программа». По мнению сенатора , большинство производителей всевозможных компьютерных и онлайн-игр используют эту лазейку и преднамеренно не маркируют агрессивный контент. Именно поэтому сенаторы хотят выделить игры в законе отдельной строкой, расписав более конкретно, о чём именно идёт речь.

Влияние на психику

Уже традиционно всяческие инициативы подобного рода связывают с участившимися случаями стрельбы и применения других видов оружия в российских школах. Вот и Людмила Бокова говорит, что законопроект был подготовлен именно в связи с этим обстоятельством. В то время как споры на эту тему не утихают. Психологи не видят однозначной связи между такими преступлениями и жестокостью в компьютерных играх. Согласно их определениям, причин хватает: неблагополучная обстановка в семье, депрессия, неудачи в учёбе или на личном фронте, отношения с одноклассниками. Демонстрация насилия на экране – лишь одна из составляющих.

Как показывает изучение обстоятельств инцидентов последних лет, прямой связи всё-таки нет. В так называемые шутеры играют, к сожалению, миллионы детей по всей стране последние пару десятков лет, а на преступления идут лишь единицы. Более того, существует мнение, что, выплескивая негативные эмоции в виртуальном пространстве, подросток не делает этого в реальной жизни. Утверждение логичное, но на разных детей это действует всё-таки по-разному. Уже имеющиеся проблемы с психикой становятся причиной того, что ребёнок впитывает агрессию с экрана как губка. Другое дело, что эти проблемы изначально были вызваны совсем другим.

Царьград ни в коем случае не выступает против предложенного законопроекта. Просто нужно понимать, что запрет на такие игры для несовершеннолетних не решит проблему детской агрессии в корне, потому что находится она намного глубже. А вот общий вред психике подростка такие реалистичные стрелялки вполне способны нанести. Это может выражаться в агрессивном поведении со сверстниками, даже с родителями. На эту тему сказано уже очень много, поэтому возникает вопрос: почему производителей компьютерных игр не обязали наносить возрастную маркировку раньше?

С переменным успехом

На самом деле чиновники давно обратили внимание на видеоигры. И борьба с некоторыми из них действительно ведётся. Иногда доходит даже до полного запрета конкретных игр или их отдельных изданий. Приведём несколько примеров.

В январе 2010 года депутат от ЛДПР Владимир Селезнёв призвал внести шутер Call of Duty: Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов. По словам парламентария, об игре он узнал от собственного сына, который был возмущён обилием демонстрируемой жестокости по отношению к русским людям. Селезнёв обратил внимание, что менее чем за 6 месяцев со дня релиза игра собрала более 3 миллиардов долларов по всему миру. «Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии», – подчеркнул депутат. Об игре много говорилось и в телевизионных выпусках новостей. Однако дальше обвинений дело не зашло, и скандал затих.

При этом в России игра продавалась без скандального уровня No Russian , в котором наёмники устраивают расстрел мирных жителей в одном из московских аэропортов. Причём консольные версии для PS3 и Xbox 360 в 2009 году так и не поступили в продажу. По слухам , на дистрибьютора игры «1С-СофтКлаб» надавило российское правительство, однако в компании эту информацию опровергли. Там объяснили, что в таком формате невозможно удалить отдельный уровень. Мы так подробно рассказываем об этом случае, поскольку в «1С-СофтКлаб» тогда дали ещё один комментарий. Представители дистрибьютора отметили, что не хотят рисковать из-за отсутствия в России развитой системы возрастных рейтингов.

В ноябре 2012 года юрист аптечной сети Дмитрий Виноградов расстрелял на работе шестерых своих коллег. Очень быстро в СМИ появилась информация , что преступник был заядлым игроком в Manhunt, которая увидела свет в 2003 году. Самого мужчину в прессе называли «русским Брейвиком». За запрет игры выступили Сергей Железняк и Франц Клинцевич (на тот момент депутаты «Единой России»). Их однопартиец Владимир Бурматов, занимавший тогда должность первого заместителя комитета Государственной думы по образованию, настаивал на создании комиссии, которая бы следила за реализацией видеоигр. Небольшая победа на этом фронте действительно была одержана – в российском сегменте сервиса Steam игру действительно перестали продавать.

Однако в ходе следствия выяснилось, что не только игра стала причиной жестокого деяния Виноградова. Оказалось, что он совершил преступление после пятидневного запоя, а в социальной сети заранее опубликовал «манифест», в котором в недвусмысленной форме сообщал о возможном происшествии. При этом в жилище злоумышленника якобы не было найдено ни одной компьютерной игры, а триггером для преступления стала несчастная любовь.

В 2013 году блогер Евгений BadComedian Баженов обратил внимание на историческую недостоверность игры Company of Heroes 2, в которой собственными командирами отдаются приказы расстреливать отступающих советских солдат, а Красная армия уничтожает своих же людей и их дома. Уже через несколько часов в Сети стали появляться петиции с требованиями запретить игру на территории России. Частично они дали результат. Всё та же «1С-СофтКлаб» приняла решение прекратить продажу физических копий игры, однако в Steam она по-прежнему продавалась.

Акцент на онлайн-играх

После этого чиновники ещё больше стали проявлять активность в борьбе с компьютерными играми. Однако речь до поры до времени шла о запрете лишь конкретных изданий. Так , претензии высказывались в адрес « Майдана », Soldiers: Heroes of World War II и даже Sherlock Holmes: Crimes and Punishments.

А уже в 2016 году была скандальная Pokemon Go . Тогда на онлайн-игры, включающие в себя жестокость, насилие и формирующие «отрицательный образ» России, впервые акцентированно обратила внимание член Совета Федерации Елена Мизулина. «Совершенно очевидно, что все подобные продукты должны иметь возрастную маркировку, которая должна быть расширена до "16+" и "18+"», – отмечала она. Сенатор и сейчас в числе авторов предложенного законопроекта. Однако почему потребовалось столько времени на его разработку, остаётся загадкой. Поэтому слова о том, что инициатива о возрастной маркировке компьютерных игр связана с насилием в школах, выглядят просто отговоркой. Ведь совершенно очевидно, что необходимость назрела давно. Уж госпожа Мизулина должна это понимать. И если сейчас чиновники наконец-то доведут всё до конца, им можно будет лишь сказать спасибо.

Определение возраста

Как это часто бывает, встаёт вопрос реализации задуманного. Если при покупке подростком физической копии игры продавца можно обязать спрашивать документ, удостоверяющий личность, то как быть c онлайн-играми? Необходимо идентифицировать возраст пользователя. На сегодняшний день при регистрации аккаунта Google (используется для покупки приложений в Google Play ), например, даже необязательно оставлять номер телефона, и ничего не мешает указать возраст 18+.

Поэтому введение так называемого интернета по паспорту способствовало бы осуществлению предлагаемой сенаторами инициативы. И, безусловно, немаловажен контроль со стороны родителей, поскольку многие из них не вникают в те компьютерные игры, которыми увлечён их ребёнок. Соответствующая возрастная маркировка поможет им ориентироваться в том, во что играют их дочери и сыновья.

В течение учебного года родителям обычно удается контролировать время, проведенное ребенком за компьютером или планшетом: школьные будни плотно заполнены тренировками, репетиторами, уроками. Летом большим спросом пользуются детские лагеря "без гаджетов". Если же ребенок предоставлен сам себе, без умения самостоятельно контролировать компьютерное время никак не обойтись. Как действовать родителям с самого детства, чтобы избежать компьютерной зависимости у подростка? Рассказывает Жанна Засыпкина, перинатальный и семейный психолог, зам. главного врача клиники Маршака по реабилитационной работе.

Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность

Стоит понимать, что мира без "цифры" уже не будет. Он изменился навсегда и сделал это очень быстро. Мы же не можем измениться в одночасье. Так же, как не можем не признать тот факт, что гаджеты прочно вошли в нашу жизнь — и странно в отношении детей накладывать на них мораторий. С другой стороны, интернет, телефон и скайп отняли у нас и наших детей возможность живого общения. Отсюда — огромное количество нервных расстройств, депрессий среди подростков и молодых людей. Увы, многие из них не просто одиноки — они не научились коммуникации.

Поэтому что бы ни говорили про наступление эпохи гаджетов, про то, что "дети теперь другие", стоит все же понимать: здорового общения с семьей, обретения реальных друзей и социальных связей, познания мира через визуальное и сенсорное восприятие никто не отменял. Итак, что важно помнить, занимая малыша игрой на планшете или покупая ребенку смартфон?

Ограничивать компьютерное время для ребенка — ваша обязанность

У детей нет чувства опасности, они не способны понять, почему в их возрасте проводить много времени за планшетом — вредно для здоровья. Вы и только вы, будучи взрослым зрелым человеком, можете взять на себя ответственность и регламентировать "общение" с гаджетами. Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр.

Чтобы избежать компьютерной зависимости, начните с себя

Вы злитесь, что ребенок весь вечер играет в "Майнкрафт", но обратите внимание, чем в это время занимаетесь вы. Наверняка то в фейсбук заглянете, то в инстаграм фото запостите, то почту проверите. Плюс, я уверена, продолжаете еще и деловую переписку (а когда ж еще, если надо срочно). Или даже работаете до 12 ночи, и для вас это нормальный график.

Это все очень понятно — тех же детей нужно кормить, одевать, обучать, то есть без работы никуда. Но я все же предлагаю воспитывать в себе и собственной семье культуру общения и культуру взаимодействия с гаджетами. А именно: не тащить домой работу. Не сидеть вечерами, уткнувшись в компьютер или мессенджер. Проводить досуг с семьей — рассказывать друг другу, как прошел день, печь хлеб или просто ничего не делать.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

Итак, вы регламентировали свое время общения с гаджетами дома. Теперь можно приступать к детям. Они, кстати, уже настроены на правильную волну — видят, что вы открыты для общения. Что проводить досуг можно, не только сидя в телефоне.

До трех лет детям вообще нельзя давать гаджеты. В этом возрасте малыш должен познавать мир, исходя из практического опыта: из того, что он видит, слышит, ощущает, осязает. И первое впечатление от мира должно быть реальным, а не виртуальным. Компьютер, как вы понимаете, стирает эти границы.

Сколько можно играть на компьютере и планшете детям?

С трех лет (хотя есть и такие специалисты, которые категорически запрещают давать ребенку планшет до семи лет), так уж и быть, но опять же дозированно. Я думаю, запрет — неверная мера. Нужно понимать, в какое время мы живем. Невозможно запретить то, что уже вокруг и внутри нас. Вот попробуйте запретить себе мобильный телефон со всеми его приложениями и соцсетями.

С детьми до 7 лет я бы посоветовала следующее:

  • разрешать играть и смотреть мультики только на специальном детском планшете — так вы будет знать, что именно смотрит ребенок;
  • предлагать интересные развивающие игры и программы;
  • четко установить время для гаджетов — полчаса в день, например, а для детей старше 5 лет — 40 минут после детского сада и по полчаса два раза в день в выходные. И всегда четко следовать этим правилам.

С 7 до 12 лет присутствие гаджета в жизни ребенка вполне можно увеличить до полутора часов в день. Важно, не давать детям играть перед сном — лучше обсудить, как прошел день, поделиться своими новостями, почитать, пообниматься.

Один день в неделю стоит сделать gadjet free. Посвятите его общению с семьей и друзьями. Помните о том, что вы сами в этот день также не должны "уходить" в телефон.

К 12-13 годам, когда начнется переходный возраст, у ребенка должна быть сформирована культура использования планшета, телефона, компьютера — не в ущерб остальным своим делам. Он должен сам следить за использованием компьютерного времени. Если это останется по-прежнему зоной родительского контроля, проблем с подростком не избежать.

Игры на компьютере или личное время?

Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон. Потому что ребенку важно находиться в одном культурном поле с ровесниками. Как он будет его использовать без вашего контроля — большой вопрос.

Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:

  • агрессивно реагирует на попытки отобрать планшет, проводит с ним все больше и больше времени;
  • отказывается по утрам идти в сад или школу;
  • не хочет гулять, потому что не доиграл в игру;
  • играет тайно по ночам, у него нарушается аппетит и сон.

Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.

Компьютерная зависимость. у мамы

Гораздо сложнее бороться с игровой зависимостью "подросшего" ребенка. Когда к нам обращается мама двадцатилетнего геймера, который "целыми днями сидит за компьютером и ничего в этой жизни не хочет", я всегда рекомендую начать лечение зависимости с анализа собственного поведения. Дело в том, что именно так проявляются созависимые отношения.

Как правило, история развивается следующим образом. В 12-13 лет ребенок начинает увлекаться компьютерными играми или зависать в соцетях (а это, кстати, форма ухода от жизни), но мама вполне довольна: ребенок дома, под присмотром, по улицам не шатается, не курит, что еще нужно? Дай-ка я еще и орешков ему в комнату принесу. Пусть играет.

Проходит еще пять лет, сын продолжает играть на компьютере, не хочет учиться и работать. Мама вроде и пытается на него влиять, мол, займись чем-нибудь полезным — но в глубине души ей ой как не хочется отпускать этого мальчика из дома. Ей страшно от того, что он уйдет, она не знает, что делать со своей жизнью. Поэтому работу с такой компьютерной зависимостью взрослым надо начинать с себя.

Читайте также: