Джойстик как у сеги для компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Сколько бы миллионов лет не было бы 16-битной консольке Sega, находятся люди, желающие поиграть в нее.

Итак, немного истории про сегу. Сначала была малопопулярная SG-1000, затем уже более распостраненая Sega Master System и только потом уже Mega Drive. Но сейчас у нас в бюджете нет места для этой покупки, как и нет его для Sega Saturn и DreamCast, GameGear, Nomad. Итак, давайте детальнее посмотрим на Sega Mega Drive.

Во время разработки приставка носила название Mark Fire, но перед выпуском было принято решение назвать ее Mega Drive. Синяя кнопка Reset, гнездо для наушников на передней панели, регулятор громкости, а также Power совмещенный с кардриджлоком, который физически препятствовал запуску игр в других регионах. Взади розъем для блока питания, стремный avi выход и extension port, очень похожий на штекер джойстика. Причем этот avi выход выдает звук в моно, а разъем для наушников - в стерео.. При желании можно помучатся и все таки вывести стерео на телевидение. И кстати extension port получил применение только в Японии. К нему подключался Mega Net модем для пользования сервисом Sega Network System.

Версия PAL для Европы, Австралии, Новой Зеландии вышла немного в другой оболочке в 1990-ом году с белым Reset'ом, редизайном надписи и совсем другим по форме слотом для картриджей. В него игры из Японии не влезут, но если снять крышку консоли, то многие игры заработают, особенно ранние.

Для остальных продавался неофициальный адаптер. Существует 2 версии PAL-овской консоли - с extension port и без него. В Бразилии вышел свой Mega Drive для местного PAL-M формата. Ни Японские, ни Европейские картриджи на нем не работают, но и там продавались адаптеры, которые позволяли это делать. Mega Drive азиатский можно легко спутать с японским. Они визуально очень похожи, но надписи снова имеют некоторые различия, Reset голубой и картриджи для него выпускались отдельно и выглядели иначе чем в других странах. Форма как у японских, оформление как у европейских.

В США Mega Drive не вышла, тойсть в США вышла не Mega Drive. Название приставки пришлось поменять, потому что компании Сега не удалось получить права на територии Америки. Поэтому там она известна как Sega Genesis. Ее особенности кроме нового логотипа - это то что регулятор громкости влияет тепер только на звук из наушников. Порт расширения был только на ранних моделях, а Reset серого цвета. Сначала она производилась в Японии, а потом, чтобы удешевить затраты ее начали выготавливать в Тайване. А нам оттуда же из тайвани везли Mega-Ken. Это понятное дело, консоль пиратская, а вот в Южной Корее Mega Drive официально выходил под такими названиями, что уж лучше я буду в Mega-Ken играть.. Samsung Super Aladdin Boy.. это ж надо додумыватся до таких названий. Напомню, SNES у них значится как SuperComBoy. Я бы не купил своим детям ничего, что в рекламе постонянно бьется током, пускай лучше в прятки играют.

Контроллеры, которые шли из первой модели, всегда были трехкнопочные, а кнопка start была окрашена в тот же цвет, что и кнопка Reset на косноли. Собственно это и есть самый простой способ различать их регионы. Начиная с самой первой модели Mega Drive поддерживала игры для Master System. Правда для этого нужно было купить Power Base Convertor. У нас, понятное дело, первая модель не продавалсь практически ни в каком виде. Вторая модель нам всем более привычна. Ведь она уже была на прилавках всего мира, в то время как нам вообще начали завозить приставки. Как и меня наверное в детстве многих мучал вопрос, почему мы играем в Mega Drive 2, и где тогда Mega Drive 1? Теперь вы знаете.

У нас продавались клоны похожие на японскую модель. Она значительно компактнее, створки картриджа фиолетовые. На ней уже нет лампочки Power и AVI порт заменен на небольшой Mini-DIN коннектор, который мог выводить аудио и в mono и в stereo формате. (Только нам всегда клали монокабели в комплект:))

Не помню точно, когда Mega Drive начала появлятся у нас, но в 1994 году он уже точно был.. по крайней мере на столе детской телепередачи "Новая Реальность".

На обложках игр моего детства были изображения и от Mega Drive игр и от игр для Genesis, хотя дизайн у них конечно же разный. И те и другие, как правило, выпускались в пластиковых боксах, что позволяет хорошо выглядеть им даже сейчас. Не то что от snes картонные коробки, которые со временем все хуже и хуже:). Внутрене содержание, собственно, как и везде: картридж, инструкция и иногда разные буклетики. Картриджи имели различные формы:

  • Японский
  • Европейский
  • Американский
  • Плюс некоторые издатели придумывали свои, такие как Electronics Arts, Code Masters и другие.

Были игры Sega и в картонных коробках..
Несмотря на то, что приставка у меня свзязана с такими хорошими добрыми воспоминаниями и для меня было очевидным ее превосходство, на Западе тем временем шла ожесточенная борьба. И очень агрессивная со сторон Sega. С экранов телевизоров множественные рекламные ролики открыто заявляли что SNES - фуфло в сравнении с Sega Mega Drive и что в Genesis самые крутые и зубодробительные игры. А за нас снова все решили пираты, и Сергей Супонев не мог заставить наших родителей купить дорогущую Super Nintendo. Еще одним ноу хау было в Sega то, что лицензионные картриджи были с батарейкой и это давало возможность сохранятся в игре, а потом через несколько дней продолжить игру.

Световые пистолеты в 16-битную эру были уже не так популярны. Их больше не клали в комплект приставки, но они все еще существовали.

Пару слов о геймпадах.. изначально они были трехкнопочные. Я скажу что это довольно крутой, массивный и весьма удобный джойстик. Его трех кнопок достаточно для большинства игр. Но время шло, а игры в аркадных залах становились все круче и круче. Трех кнопок становилось мало и одновременно с выходом порта второго стрит файтера для мегадрайв был выпущен шестикнопочный контроллер, напоминавший расположение кнопок в автоматах с файтингами. Помими кнопок X, Y и Z добавилась кнопка More. И многие игроки не нашли ниодной игры, где она бы использовалась.

Помимо Sega Genesis и Sega Genesis 2 были выпущены Sega Genesis 3 (Естественно только в Бразилии и США) и Sega Genesis 4 (Такая маленькая, анонсированая в 2008 году и вышла как Sega Fire Core в 2009. В ней встроенные игры, прям как в наших пиратских только лицензионная. В ней нет Region Lock, продается только снова в Бразилии и США). Ну а дальше началась вообще жесть с производством приставок. Были на любой вкус, и портативные, и с гитарами в комплекте, и встроенные в CD плееры, вобщем любое разнообразие, на которое Sega давала лицензию. Только в холодильники и пылесосы не встраивали 16 битную Sega, хотя было бы неплохо).

Из всего этого разнообразия мы знали только Sega Mega Drive 2, потому что для массового производства пиратами был выбран именно он. И именно он был у каждого второго российского школьника 90-ых годов.

Sega Mega Drive 2 для меня открыла многие жанры, о которых я раньше даже и не знал, такие как стратегии, квесты, шутеры от первого лица. Казалось что игры теперь вышли на совершенно новый уровень и по качеству они часто сравнивались с игроками с мультипликаций. Он оказал огромное культурное влияние на детей девяностых и стал самой успешной консолью компании Sega. Следующей Sega приставки Saturn в России практически не было. Dream Cast был у едениц. Поэтому MegaDrive для большинства из нас так и остался той самой единственной сегой. Хотя это конечно глупо называть приставку компанией, которая ее сделала.

Для того, чтобы собрать такой джойстик, нам понадобиться сам джойстик от Sega MegaDrive-2 и USB клавиатура.




1. Покупаем клавиатуру и джойстик
Клавиатуру я взял самую дешевую, которую нашел, так как от нее нам понадобиться только контроллер с USB проводом:


2. Разбираем клавиатуру и джойстик


3. Нам нужно выбрать кнопки на клавиатуре, которые мы будем использовать

Определяем по дорожкам, какие контакты на контроллере нужно замыкать для каждой из кнопок.
Подробно описывать не буду, так как платы клавиатур отличаются распиновкой контактов.

[W], [A], [S], [D] — Вверх, Влево, Вниз, Вправо;
[J,] [K], [L], [U], [I], [O] — A, B, C, X, Y, Z;
[E] — Start;
[F5] — Mode (буду использовать для быстрого сохранения).


4. Отпаиваем провод от джойстика


5. Припаиваем к контроллеру провода


6. Обрезаем ненужные дорожки на плате джойстика и просверливаем отверстия, чтобы припаять провода от контроллера


7. Припаиваем контроллер


8. Всю полученную конструкцию запихиваем в корпус джойстика


9. Подключаем
Устанавливаем эмулятор сеги, например, GENS и указываем в настройках клавиши.






10. Играем
Проверив джойстик на компьютере, я подключил его к планшету. На него я установил эмулятор GENPlusDroid. На планшете играть оказалось даже удобнее.


В итоге получился универсальный джойстик за небольшие деньги, который работает как на PC, так и на планшете.
Удобно взять собой в дорогу и играть в пути с друзьями. Для этих целей я таким же образом собрал второй джойстик (просто выбрав другие кнопки клавиатуры).

Никогда вам не хотелось поиграть в старые добрые игры, которые поражали наши детские умы и врезались в память своей захватывающей картинкой? Если все же ответ «да», то Вы наверняка знаете про эмуляторы приставок для компьютеров, возможно, даже пробовали поиграть в некоторые игры, но атмосфера уже не та, как прежде. Нажимать кнопки на клавиатуре весьма неудобно, особенно в очень динамичных играх, и не хватает давно забытого ощущения джойстика (или как сейчас по-современному их называют – геймпад) в руке.


Далеко не секрет, что у многих из нас в самых отдаленных углах кладовок, хранятся старые или нерабочие приставки, контроллер от которых мы можем использовать в своих целях. На этот раз давайте попробуем подключить геймпад к ПК от всеми любимой Sega Mega Drive 2 (она же Genesis).

Итак, что для этого понадобится:

  • Джойстик от Sega Mega Drive 2
  • Arduino (Подойдет любая. В нашем случае это Nano)
  • Разъем DB9 (По желанию)

Для начала нужно разобраться как же приставка «общается» с джойстиком, чтобы понять что и как нам подключать. Протокол Sega очень прост в освоении, стандартизирован и достаточно легок для понимания.

Для начала распиновка разъема:


Если в двух словах и простым языком, то управляющая плата джойстика посылает в зависимости от нажатой клавиши +5 вольт на нужный контакт, который нужно считывать. Но у контроллера управляющих проводов всего 6, а кнопок 8.

Для этого инженеры в Sega придумали весьма своеобразное решение – чтобы консоль получила состояние кнопок, на управляющий провод «Select» подается импульс амплитудой в пять вольт и геймпад отдает сигналы кнопок «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо», «В», «С», а для того, чтобы получить остальные – питание с «Select» снимается и джойстик отдает состояние оставшихся кнопок «А» и «Start».



Позднее были добавлены еще три кнопки. И снова необычное решение со стороны компании – консоль опрашивала джойстик джойстик три раза, посылая аналогичные импульсы и на третий раз контроллер выдавал состояние кнопок «X», «Y», «Z».

А теперь перейдем к практике:


Подключаем DB9 разъем к Arduino (1 -> D2, 2 ->D3, 3 ->D4, 4 ->D5, 5 -> 5v, 6 -> D6, 7 -> D7, 8 -> Gnd, 9 -> D8). Никаких дополнительных компонентов не нужно.

Разъем последовательного порта в наши дни достаточно редкий экземпляр и в маленьких городах достать такой практически невозможно. Поэтому, можно «скормить» штекеру джойстика обычные PLS разъемы/«штырьки», которые обычно идут в комплекте с Arduino:


К сожалению, DB9 я не нашел. Собственно, таким методом я и воспользовался – освободил их от BLS коннекторов и аккуратно припаял к ним PLS разъем:


В самом разъеме контроллера они держатся крепко и не выпадают. Главное, не забудьте пометить где верх, а где низ, чтобы не перепутать провода местами. Вот так выглядит полное подключение:


Далее нужно написать скетч и залить прошивку в Arduino, но так как микроконтроллер данной серии не может представляться системе как USB HID устройство, а эмулируется подключение в последовательный порт, то придется работать с ним.

В данном случае, выход из ситуации предстоит следующий – нужна сторонняя программа, которая будет принимать и обрабатывать данные из последовательного порта и эмулировать нажатия клавиш клавиатуры (некоторые модели, такие как Leonardo и Duo, аппаратно поддерживают данную эмуляцию и сторонний софт на ПК не требуется).

Осталось дело за малым – подключить Arduino к ПК, запустить программу, выбрать порт, настроить эмулятор и пользоваться.

Вопрос подключения джойстика встал передо мной, когда в один прекрасный день я запустил эмулятор сеговских ромов в надежде вспомнить былое. После 15 минут игры на клавиатуре руки сильно устали и желание продолжать отпало. Не долго думая, полез в инет в поисках схемы. Схем и драйверов оказалось довольно много, и все имели свои специфические особенности. Из за этого , к слову, мне пришлось перепаивать подключение 2 раза. Причиной тому было то невозможность джойстиков работать под XP, то кривость драйверов не распознающих нажатия кнопок и т.д.. В общем, я нашел оптимальный вариант, как схемы, так и драйвера. Данная статья поможет человеку не знающему, но жаждущему, сделать все с первого раза. Многие могут воспротивиться, мол купить же можно геймпад! Да, купить можно все, но это же не интересно! Да и потом куда приятнее играть в сеговские игрушки на сеговском же джойстике. Кстати, самый дешевый геймпад это 300р, а нормальный 600-800. Здесь же мы получаем 2 джойстика за 130р. И так приступим…

Разбираемся с железом

Джойстик для сеги стоит (в моем городе) 65 рублей. Я купил сразу 2 штуки. Еще нам понадобится разъем LPT типа «папа» (со штырьками), паяльник, припой, кислота паяльная, пассатижи, трубка термоусадочная, USB – штэкер, отвертки, «моск» и руки.

Для начала необходимо узнать цвета проводов соответствующие номерам дырочек разъема DB-9 (джойстик). Я просто сточил пластмассу на штекере при помощи наждака.

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Против лома нет приема. Внутри штекера оказалась пустота с проводами. Есть альтернативный вариант вскрытия коробки штекера. По бокам есть что то на подобии шва. Надавив острым предметом сначала с одной стороны, а потом с другой заветный «грецкий орешек» откроется. Именно так я вскрывал штекер второго джойстика.

После того как определились с расположением и цветами проводов, можно приступить к пайке разъема LPT. Паяем по схеме на рисунке слева.

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Как видно из схемы питание я брал от USB. На мой взгляд, оттуда надежнее, чем из самого порта LPT. Питание на самом деле очень важная вещь, ведь от него зависит стабильность работы девайса. Сильно низкое или сильно высокое напряжения могут сказываться на реакции джойстика на кнопки: или они будут срабатывать не с первого нажатия или захватывать еще какие то с собой (например, при нажатии на A будет автоматически срабатывать еще и Y).

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Теперь можно закрыть кожух разъема. Далее необходимо разобрать джойстик для добавления пары элементов. Когда джойстик вскрыт на плате виден ряд контактов куда припаян сам провод. Необходимо найти провод, отвечающий за питание (у меня был черный). Между ним и самой платой нужно вставить еще диод КД522 (как правильно поставить сморите на рисунке выше) и резистор на 800Ом.

Проект SEmGA или подключение джойстиков от SEGA к компьютеру и их моддинг своими руками

Опять же к вопросу о питании. 5 Вольт что дает USB мне показались великоваты. Диод обеспечивает падение напряжения примерно на 0.5В, таким образом в джойстик идет 4.5В. Резистор же нужен для ограничения тока (это необходимо для модда джойста, о чем позже). Итак, подробную махинацию с внедрением двух компонентов необходимо проделать и над вторым джойстиком. Все собираем, и можно подключать. Сначала в LPT, потом в USB!

Конечно многие из нас помнят и до сих пор с теплотой вспоминают те времена, когда в консоли играли на ЭЛТ-телевизорах («Не играй долго, кинескоп посадишь!»), желтые и оранжевые (и иногда более экзотических цветов) картриджи для Dendy, черные картриджи для Sega и, конечно же, они – геймпады, джойстики, контроллеры – кто как называл. У меня во дворе лично все на чем были кнопочки называли джойстиками.

Вообще идея написать что-то про всем нам знакомые с детства контроллеры пришла спонтанно: я сидел и починял примус в Adobe Illustrator и после очередного нарисованного плаката захотелось мне отрисовать контроллер от NES в векторе, для личного пользования. Увлекся. Нарисовал еще и шестикнопочный контроллер от SEGA Genesis. А потом захотелось узнать побольше про данные образцы инженерной мысли и порыскать в интернете в поисках информации и разнообразных интересных фактов.

По всему миру шестикнопочный контроллер для Sega Mega Drive стал стандартным в районе 1993/94 года. В Северной Америке официально он назывался 6 Button Arcade Pad, а в Японии - Fighting Pad 6B (ファイティングパッド6B).

Шестикнопочный контроллер по функционалу идентичен трехкнопочной версии, но имеет дополнительные кнопки X, Y и Z, расположенные над A, B и C. Кнопка Start была перемещена в центр.

В большинстве регионов шестикнопочная версия была выпущена вместе с Street Fighter II': Special Champion Edition, которая использовала все шесть кнопок на полную. Несмотря на то, что игра выпускалась в первую очередь на SNES, часть движений там была назначена на кнопки L и R, имея при этом всего 4 кнопки на лицевой панели, в то время как SEGA имела шесть кнопок, что приближало игровой опыт к игре на настоящем аркадном автомате. Также отпадала необходимость в отдельном аркадном стике.

Интересный факт: вначале существовало две отдельные модели шестикнопочного контроллера. Одна модель меньшего размера предназначалась для азиатского рынка, другая (соответственно большего размера) - для западной аудитории. Японцы тогда всерьез думали, что азиатов гены устроили так, что руки их стали меньше. Идея выпуска двух разных версий контроллера продолжала существовать к релизу Sega Saturn вплоть до релиза первого XBox. Только потом производитель понял, что гораздо выгоднее производить один контроллер меньшего размера. К концу десятилетия японские маленькие контроллеры полностью вытеснили западные большие.

Вообще как трехкнопочная, так и шестикнопочная версии были логическим продолжением контроллера от SEGA Master System: кнопки 1 и 2 были заменены на А и В, соответственно, а также добавлена кнопка С, на лицевой панели впервые появилась кнопка Start. Крестовина позволяла осуществлять движение в восьми направлениях. Также, в отличие от систем Nintendo, SEGA первая стала располагать кнопки слева направо в алфавитном порядке (A, B, C, X, Y, Z) - практика, которая пойдет и дальше и будет использоваться в приставках от Neo Geo, 3DO и даже в Microsoft XBox.

Контроллеры SEGA так же по праву считаются одними из первых контроллеров с эргономичным дизайном. Края стали закругленными, что позволяло играть гораздо дольше (кого из нас бесило то, что контроллеры от NES/Dendy впиваются углами в ладонь?), а кнопки расположены в наиболее удобных местах.

Читайте также: