Eax что это в звуковой карте

Обновлено: 06.07.2024

Изначально этот материал должен был стать лишь небольшим дополнением к гайду по активации технологии EAX и восстановлению классических звуковых фишек в современных системах на базе Windows, но благодаря спору перерос в нечто большее. Сегодня мы познакомимся с универсальным методом возвращения качественного звука, а также на реальном примере сравним EAX и виртуальный 7.1 канальный звук в видеоиграх.

Гайд рассчитан на уверенного пользователя и автор не несёт никакой ответственности, если вы что-то сломаете. Все выполняемые действия лишь на вашей совести.

  • Процессор: Intel Pentium G4560 2/4 3.5 Гигагерц
  • Видеокарта: Nvidia Geforce 1050 2Gb
  • Оперативная память: 2x4 2400
  • Материнская плата: H110M-DGS R3.0 Bios 7.50
  • Накопитель: 2 Sata 3 SSD 128 и 256 GB
  • Звуковая система: Realtek ALC887 (EAX 1.0 and 2.0)

До включения Dsoal и после активации Dsoal

Мы получаем возможность на новейших операционных системах задействовать не только технологию EAX с некоторыми фишками, но и переложить часть вычислений с процессора на чип звуковой карты, даже если звуковое устройство изначально не было рассчитано на применение технологии, а звук был указан для программной обработки. Dsoal сам определит, есть ли аппаратная поддержка технологии и что задействовать для воспроизведения и ускорения. Выполним тестовый прогон в игре Fallout: New Vegas c Dsoal и без.

10-минутный прогон Fallout: New Vegas

Максимальный FPS отчётливо сигнализирует, что процессору приходится туго при программной обработке качественной реверберации с множеством источников звучания, несмотря на возросшие мощности современных CPU. Всё дело в том, что процессору приходится обрабатывать команды отличные от привычного x86-кода, ибо как современные видеокарты сейчас справляют с рендером лучше процессоров, то по тому же принципу и аудиочипы более приспособлены к обработке реверберации (просчёта отражения) звука. Такое влияние на производительность уже признала компания Microsoft и вернула поддержку обработки звука DSP-процессорами в Windows 8.1-10, а также компания Sony, которая добавила в свою приставку PlayStation 5 отдельный звуковой чип для обработки 3D-звука.

Многие утверждают будто современные методы программной обработки звучат намного лучше устаревшего EAX, который мог задействовать особенности железа. Давайте сравним это утверждение на практике, благо мой Realtek ALC887 способен ускорять EAX 1.0-2.0 на уровне железа.

Для проведения теста были выбраны игры: F.E.A.R, The Witcher 1, S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля.

Несмотря на сжатие ютуба, возможно, лучшая демонстрация разницы, ибо не знаю как вам, но я со своими Bloody G528С отчётливо слышу всю боль virtual sound 7.1. Моменты перестрелок, по сравнению с EAX, слышны очень плоско, а автоматы звучат так, будто огонь ведут с 100% копии одинакового орудия. Под конец перестрелки звучание вообще сливается в мешанину, которую больно слушать. В общем, virtual sound 7.1 превратил всё в мешанину, а EAX выдал весьма объёмный звук (особенно заметно с коробками) и понятное позиционирование, что не может не радовать. 1: 0 в пользу EAX.

The Witcher 1

Технология EAX скорее была добавлена для галочки, потому как понятно, что ролевая игра не шутер, но и в ней можно заметить некоторую разницу в звучании. В основном эффект от работы технологии EAX заметен в дождливую погоду и на разной малой живности. Хотя Virtual sound 7.1 не смешал всё в однотонную мешанину, но звук так и остался плоским. 2:0 в пользу EAX.

S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля

Беру свои слова о лучшей демонстрации в F.E.A.R назад. Вы только послушайте, как звучат выстрелы, а какой сочный звук. Конечно, если в бункере при разговоре с Сидоровичем разницы почти нет, потому как мы стоит прямо к источнику звука, то выйдя на поверхность, мы получаем настоящую живую ЗОНУ. Virtual sound 7.1 плоская деревяшка…3:0 в пользу EAX.

Как я уже писал ранее, звуковые движки многих новых проектов могут иметь скрытую поддержку EAX и просто ждут, пока вы её активируете. Если же игра не поддерживает технологию, то вы всё равно сможете заметить некоторое улучшение в звучании при использовании библиотеке Dsoal, а возможность снять лишнюю нагрузку с процессора станет отличным бонусом для любителей соревновательных игр.

Не думал, что дополнение перерастёт в целый материал, но Dsoal и вправду отличная магия, которая позволяет вернуться во времена качественного хардварного звука и насладиться тем, что казалось, ушло навсегда. Используйте, получайте удовольствие и не позволяйте компаниям мешать вашему игровому опыту! Если вам понравился материал, пожалуйста посетите блог автора ТЫК.

Изначально этот материал должен был стать лишь небольшим дополнением к гайду по активации…

Тут все плохо:
1) Включать EAX на картах, которые поддерживают его только программно такое себе. Разница в FPS аппаратной и программной (сильно упрощенной реализации) сейчас будет в рамках статистической погрешности. При этом последняя PCI-E аппаратная карта от креатив X-FI THD по качеству звука уступает современным решением, той же AE-5.
2) От аппаратной поддержки EAX отказалась даже креатив. Сейчас они продвигают другие технологии.
3) Игры уж больше 10 лет не поддерживают EAX.
4) Реально классно EAX поддерживался в не таком большом количестве игр. Да было очень круто, но мало и редко.
5) Что значит Virtual 7.1? Сейчас много разных технологий. Почему не сравнить с современными технологиями виртуализации от Креастива и Dolby Atmos. Ну и сравнивать именно EAX на играх написанных для него программную виртуализацию на реалтеке и прочем такое себе. Да и старая, и новая технология виртуализации будет звучать лучше чем ваш Virtual 7.1 Послушайте как Gears 5 с Dolby Atmos звучит.
6) Ну и еще раз разницу в нагрузке на процессор я перестал замечать уже во времена X-FI и Core 2 Duo.

все по фаткам) ред.

Последний чип с поддержкой аппаратного EAX был в чипах EMU20K1 и в случае для PCI-E карт в его перемаркированном скорее всего в CA20K2. То есть как раз в последней карте X-Fi Titanium HD вышедшей в 2010 году, которая есть у меня. Дальше в картах на Core3D аппаратные EAX вырезали. У меня так же есть одна из последних карт на нем AE-5 Plus. То есть я то могу реально сравнить все варианты EAX и без EAX.
PS.: Написал когда тут был другой коммент :)) ред.

хех, а чем плюс от обычной отличается? У самого тоже АЕ-5, поздравляю с покупкой.
Коммент убрал, потому что фигню сморозил, а потом загуглил.

Исключительное софтовое похоже, там добавили Dolby Digital Live и DTS-кодирование без стороннего софта. Да сам перешел на AE-5 Plus ибо THD уже запарила мелкими глюками и звук на AE-5 существенно лучше.

Включать EAX на картах, которые поддерживают его только программно такое себе

Почему?

Потому что там немного разные алгоритмы. Да автор видео прав в одном. Повторить на x86 то, что умело EMU10K и EMU20K невозможно. EAX был в первую очередь аппаратным. Программная реализация существенно хуже. Да в двух десятках старых игр это будет лучше чем ничего, но оно того не стоит. Впрочем владельцы Креатива могут юзать алхимию, она хоть и глючит, но работает на них. И EAX это не совсем про 3D, про 3D сейчас есть не хуже алгоритмы, а заранее прописанные эффекты отражения, преломления, распространения звуков в среде. То есть вот ты идешь по ковру или дереву и ты реально слышишь по чему ты идешь. И EAX было сложно программировать и на него отводилась львиная доля чипов EMU10K и EMU20K.

когда-то в 2007м у меня была карточка саундбластер (не помню какой именно) и колонки 5.1 - было весело.

Сейчас в магазине фиг купишь уже такое - одни наушники везде, либо нужно заморачиваться и искать.
Недавно брал рессивер ямаха и акустику 7.1 - аж из другого города везли, ждал неделю, пришлось в один из буквально нескольких спецмагазинов ехать, а то в обычных ДНС и им подобных - там консультанты даже не знают что такое атмос (я 5.1.2 построил), где его брать, как выводить и т.п., одни говносаундбары лежат на полках а я на, на минуточку, не в мухосранске, а в Питере живу.

мне в ролике FEAR не понравилось позиционирование с ЕАХ: солдат, которой возле правой стены - он же по факту находится спереди и справа относительно камеры, а звук его стрельбы идёт, как будто он справа-сзади.
ну и вообще всякие псевдо-3Д в наушниках не люблю, как и "улучшайзеры", мне ща как-то direct mode в стерео милее

На самом деле и то, и другое в равной степени говно, если судить по перестрелке в FEAR.
В том же ЕАХ и 7.1 если выстрелы чётко слева, то звучат исключительно чётко в левом ухе. На самом деле так не должно быть, есть такое понятие как распространение звука, эхо и т.д. То-есть если стрельба у левого уха происходит - она должна быть и в правом, но этот звук будет не прямой, а искажённый от отражения поверхностей и т.д. А в замкнутом пространстве слышимость будет примерно на одном уровне.
Короче, к чему это я. Сами технологии, по сути, мало что значат - это всего-лишь ещё один инструмент. Самое главное это саунддизайн в самой игре, насколько разработчики кропотливо подошли к этому вопросу.

Изначально этот материал должен был стать лишь небольшим дополнением к гайду по активации технологии EAX и восстановлению классических звуковых фишек в современных системах на базе Windows, но благодаря спору перерос в нечто большее. Сегодня мы познакомимся с универсальным методом возвращения качественного звука, а также на реальном примере сравним EAX и виртуальный 7.1 канальный звук в видеоиграх.

Внимание!

Гайд рассчитан на уверенного пользователя и автор не несёт никакой ответственности, если вы что-то сломаете. Все выполняемые действия лишь на вашей совести.

Содержание

Тестовый стенд

  • Процессор: Intel Pentium G4560 2/4 3.5 Гигагерц
  • Видеокарта: Nvidia Geforce 1050 2Gb
  • Оперативная память: 2x4 2400
  • Материнская плата: H110M-DGS R3.0 Bios 7.50
  • Накопитель: 2 Sata 3 SSD 128 и 256 GB
  • Звуковая система: Realtek ALC887 (EAX 1.0 and 2.0)

Прежде чем начать


Мы получаем возможность на новейших операционных системах задействовать не только технологию EAX с некоторыми фишками, но и переложить часть вычислений с процессора на чип звуковой карты, даже если звуковое устройство изначально не было рассчитано на применение технологии, а звук был указан для программной обработки. Dsoal сам определит, есть ли аппаратная поддержка технологии и что задействовать для воспроизведения и ускорения. Выполним тестовый прогон в игре Fallout: New Vegas c Dsoal и без.


10-минутный прогон Fallout: New Vegas

Максимальный FPS отчётливо сигнализирует, что процессору приходится туго при программной обработке качественной реверберации с множеством источников звучания, несмотря на возросшие мощности современных CPU. Всё дело в том, что процессору приходится обрабатывать команды отличные от привычного x86-кода, ибо как современные видеокарты сейчас справляют с рендером лучше процессоров, то по тому же принципу и аудиочипы более приспособлены к обработке реверберации (просчёта отражения) звука. Такое влияние на производительность уже признала компания Microsoft и вернула поддержку обработки звука DSP-процессорами в Windows 8.1-10, а также компания Sony, которая добавила в свою приставку PlayStation 5 отдельный звуковой чип для обработки 3D-звука.

Сравнение EAX vs virtual 7.1

Многие утверждают будто современные методы программной обработки звучат намного лучше устаревшего EAX, который мог задействовать особенности железа. Давайте сравним это утверждение на практике, благо мой Realtek ALC887 способен ускорять EAX 1.0-2.0 на уровне железа.

Для проведения теста были выбраны игры: F.E.A.R, The Witcher 1, S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля.

F.E.A.R

Несмотря на сжатие ютуба, возможно, лучшая демонстрация разницы, ибо не знаю как вам, но я со своими Bloody G528С отчётливо слышу всю боль virtual sound 7.1. Моменты перестрелок, по сравнению с EAX, слышны очень плоско, а автоматы звучат так, будто огонь ведут с 100% копии одинакового орудия. Под конец перестрелки звучание вообще сливается в мешанину, которую больно слушать. В общем, virtual sound 7.1 превратил всё в мешанину, а EAX выдал весьма объёмный звук (особенно заметно с коробками) и понятное позиционирование, что не может не радовать. 1: 0 в пользу EAX.

The Witcher 1

Технология EAX скорее была добавлена для галочки, потому как понятно, что ролевая игра не шутер, но и в ней можно заметить некоторую разницу в звучании. В основном эффект от работы технологии EAX заметен в дождливую погоду и на разной малой живности. Хотя Virtual sound 7.1 не смешал всё в однотонную мешанину, но звук так и остался плоским. 2:0 в пользу EAX.

S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля

Беру свои слова о лучшей демонстрации в F.E.A.R назад. Вы только послушайте, как звучат выстрелы, а какой сочный звук.
Конечно, если в бункере при разговоре с Сидоровичем разницы почти нет, потому как мы стоит прямо к источнику звука, то выйдя на поверхность, мы получаем настоящую живую ЗОНУ. Virtual sound 7.1 плоская деревяшка…
3:0 в пользу EAX.

Новые игры

Как я уже писал ранее, звуковые движки многих новых проектов могут иметь скрытую поддержку EAX и просто ждут, пока вы её активируете. Если же игра не поддерживает технологию, то вы всё равно сможете заметить некоторое улучшение в звучании при использовании библиотеке Dsoal, а возможность снять лишнюю нагрузку с процессора станет отличным бонусом для любителей соревновательных игр.

Итоги

Не думал, что дополнение перерастёт в целый материал, но Dsoal и вправду отличная магия, которая позволяет вернуться во времена качественного хардварного звука и насладиться тем, что казалось, ушло навсегда. Используйте, получайте удовольствие и не позволяйте компаниям мешать вашему игровому опыту!


Внимание!

Гайд рассчитан на уверенного пользователя и автор не несёт никакой ответственности, если вы что-то сломаете. Все выполняемые действия лишь на вашей совести.

Содержание

В чём проблема современного звука

Когда-то звук был одним из важнейших аспектов, влияющих на погружение в играх, но современные способы вывод звука сильно отличаются от того, что когда-то считалось незыблемой нормой. Если во времена Windows XP звуковой поток передавался напрямую к аппаратной части через интерфейсы с низкой задержкой, то начиная с Windows Vista ситуация приняла печальный оборот и качество звуковых эффектов начало отходить на второй план. Компания Microsoft, под предлогом обеспечения лучшей совместимости и удешевления консолей, переработала привычную схему вывода звука и добавила весьма длинную цепочку программных вмешательств.


Такие изменения в звуковой подсистеме небыли вынужденными, ибо проблемы с микшером или принудительным изменением всего до 48 кГц не были критичными и спокойно исправлялись в пару кликов пользователем или производителями звуковых карт. Все изменения были лишь желанием Microsoft, которое привело к потерям многих звуковых эффектов (EAX), задержкам, искажениям и смерти рынка игровых звуковых карт. Мы получили реальность, где разработчики просто забили на качественный хардварный звук и переложили всю обработку на программную часть ресурсами процессора, превратив звук в плоское подобие прекрасного, а также лишив множество игр былого шарма.

Что мы потеряли

Одной из важнейших потерь, о которой всё ещё плачут геймеры за 30, является технология EAX. Чтобы не быть многословным и не грузить вас лишней информацией, здесь стоит лишь отметить, что технология EAX работала по принципу современного Ray tracing, но только в плане звука. Каждый звук мог отражаться от объекта окружающего мира и звучать исходя из размера помещения, способности материала передавать и поглощать звук, удалённости объекта и т.п.


Пример работы технологии EAX

EAX использовался во многих популярных видеоиграх — это Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto San Andreas, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3 и т.п. Список игр с поддержкой технологии можно найти здесь.

Хотя сжатие ютуба и влияет на качество передачи, но разницу можно отчётливо уловить, особенно это становится заметно в Doom 3 и Halo: Combat Evolved в определении источников звука.

ALchemy Universall — это приложение для восстановления функциональности DirectSound 3D (EAX) на картах от Creative, но в последующем модифицированное для работы с любыми звуковыми картами. Программа работает по принципу ретранслятора, минуя вмешательства со стороны Windows и переводя запросы в OpenAL напрямую.


В основном ALchemy необходим для старых игрушек, но я советую включать приложение для всех игр, ибо если игра даже не поддерживает EAX, то вы всё равно заметите некоторое улучшение играх при использовании ALchemy.
Возможно, лучше всего добавить все игры в ALchemy; если вы не заметите никаких преимуществ или испытываете отрицательные эффекты от использования ALchemy, то просто удалите игру из программы.

  1. Установить ALchemy и OpenAL
  2. Открываем ALchemy и нажимаем на кнопку Add
  3. Указываем путь до вашего исполняемого файла
  4. Нажимаем окей и переносим с помощью стрелок добавленный exe на правую сторону
  5. EAX активирован.

ASIOALL — это универсальный драйвер разработанный музыкантами для уменьшения задержки ввода и вывода при игре на гитаре. Если вы хотите быть быстрее всех в соревновательных игрушках или вы замечаете, что звук иногда опаздывает за мимикой рта персонажа в игре, то ASIOALL вам просто необходим.

В основном достаточно ALchemy для возвращения качественно звука, но если вас интересуют только задержки ввода и вывода, то достаточно использовать ASIOALL.

Есть ли смысл в EAX сейчас

Несмотря на появление новейших технологий объёмного звучания и 7.1 канального звука, смысл в EAX ещё остаётся, ибо многие проекты, благодаря своим звуковым движкам, имеют скрытую поддержку технологии и только ждут пока вы её активируете. Возможность же современных встроенных кодеков поддерживать-эмулировать версии EAX, позволяет без каких-либо затрат окунуться в настоящее объёмное звучание и обеспечить незабываемый эффект присутствия. Посмотреть список игр по звуковым движкам на наличие скрытой технологии можно здесь.

Выводы

Конечно, обидно, что что-то настолько хорошее, по прихоти IT-гиганта, так бесславно волочит своё существование, но пока остаётся возможность активации настоящего хардварного звука без программных вмешательств и разработчики продолжают использовать EAX в новых проект (Killing Floor 2 [2017]), то надежда, о возвращении хорошего звука продолжит жить.

Аббревиатура ЕАХ расшифровывается как Environmental Audio Extensions — это API для создания звучания окружающей среды.

Технология была разработана компанией Creative Labs для звуковых карт Sound Blaster, но на сегодняшний день востребована и сторонними производителями.

Суть технологии кроется в детальном воспроизведении звуковых эффектов окружающей среды.

Цель EAX в играх создавать ощущение реальности происходящего действия в игре с помощью звука.
В основном за счет системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D (DS3D).

ЕАХ

Очевидно, что поддержка ЕАХ является обязательным атрибутом игровых звуковых карт.

Интерфейс автоматически подстраивает индивидуальные параметры источников реверберации, когда каждый источник звука изменяет свое местоположение в пространстве, т.е. расстояние до слушателя изменяется.

На сегодняшний день актуальна пятая версия данной технологии.

ASIO (Audio Stream Input/Output, ввод/вывод потоковых аудиоданных) — протокол передачи данных с малой задержкой, разработанный компанией Steinberg.

ASIO

Суть технологии в том, чтобы при передаче аудиопотока обеспечить низкие уровни задержки и высокую точность звучания.
Поддержка звуковыми картами протокола ASIO означает, что устройство рассчитано скорее на профессиональных музыкантов и меломанов.

Если у Вас подключен микрофон или миди клавиатура к компьютеру ASIO драйвер Вам необходим.
Эта технология позволяет работать в режиме реального времени сидя у себя дома, а не где-то в студии.

Дело в том что встроенная в среду Windows технология Microsoft DirectSound не позволяет достичь желаемого эффекта, так как микшерное ядро дает ощутимую задержку, которую можно услышать при записывании вокала через микрофон.
Задержка не сильно большая, примерно пол секунды, но сбивает конкретно.

В итоге, если звуковая плата оснащена поддержкой ЕАХ и ASIO, можно говорить, что перед нами универсальный звуковой девайс, который может удовлетворить потребности как геймера, так и меломана.

Читайте также: